Время живущих, страстей разума не познавших!

//По строкам Анны Жмычковой. Минотавр//

    Жалостно время живущих,
страстей не познавших!
Сном и дремотою полнятся ночи,
Очарования разумом не узнавших.
  Меркнут огни, обещая всем силам натруженным отдых,
Во тьме всё вокруг возлюбя.
Фигуры причудливых форм из мрака взрастая
Силятся тело объять, всю волшебнейшую - Тебя!
Но тело не знает древнейших заветов.
Семь мнений рассудка - семь тягостных мук.
И муки всех чувств не приемлют разлук!
   Но есть всё же тот, чей слух в  космосе  тонок
И разум его  - в бесконечности звонок!
____
Эммануил Кант:
Критика чистого разума (нем. Gliederung der Kritik der reinen Vernunft).
Трансцендентальная диалектика.
I. О различии между чистым и эмпирическим познанием
II. Мы обладаем некоторыми априорными знаниями, и даже обыденный рассудок никогда не обходится без них.
III. Для философии необходима наука, определяющая возможность, принципы и объём всех априорных знаний.
IV. О различии между аналитическими и синтетическими суждениями.
V. Все теоретические науки, основанные на разуме, содержат априорные синтетические суждения как принципы.
VI. Общая задача чистого разума.
VII. Идея и деление особой науки, называемой критикой чистого разума.
       Раздел VII.
В вводном разделе под названием «Идея и деление особой науки, называемой критикой чистого разума» Кант даёт собственные определения.
   1. Разум — способность, дающая принципы априорного знания.
   2. Чистый разум - способность, содержащая принципы безусловного априорного знания.
 Канон (органон) чистого разума — совокупность принципов, согласно которым могут быть приобретены и осуществлены все чистые априорные знания. Полное применение канона даёт систему чистого разума.
   3. Критика чистого разума — наука, исследующая чистый разум, его источники и границы. Пропедевтика (введение) к системе чистого разума.
Польза критики — только отрицательна и может служить лишь для очищения нашего разума и освобождения его от заблуждений. Критика ещё не называется трансцендентальной философией, потому что не содержит анализ всего априорного человеческого познания. Даёт перечисление всех основных понятий, составляющих чистое знание. Эта критика предпринята с целью синтеза (чистого разума). Принципы априорных понятий — принципы синтеза (ИНТЕЛЛЕКТА).
    4 . Трансцендентальное знание — знание, занимающееся не столько предметами, сколько нашей способностью познания предметов априори.
    5. Трансцендентальная философия — система понятий априори. Содержит в себе в полном объёме как аналитическое, так и априорное синтетическое знание. Система всех принципов чистого разума. Идея науки, для осуществления которой критика чистого разума должна набросать архитектонически полный план, с гарантией полноты и надёжности. Хотя высшие и основные положения морали — априорные знания, тем не менее они не входят в трансцендентальную философию, которая содержит учение об элементах и учение о методе чистого разума.
    6. Трансцендентальная критика — имеет целью не расширение знаний, а только их исправление. Пробный камень ценности или негодности всех априорных знаний. Подготовка к канону или, если это не удалось, подготовка канона системы философии чистого разума.
    7. Человеческое познание — источник не известен. Имеет две стороны (аспекта, ветви) — чувственность и рассудок. Посредством чувственности предметы нам даются, а посредством рассудка они мыслятся.
_______ 
_______
Минотавр.
Анна Жмычкова.
Жалостно время страстей не познавших.
Дней череду аккуратно деля
Сном и дремотою полнятся ночи.
Меркнут огни, обещая и силам натруженным отдых.
Фигуры причудливых форм из сора взрастая зря силятся тело объять,
Что глухо к исподним заветам.

Семь мнений рассудка - семь тягостных мук.
А имя мне – Минотавр*.
______
* Минотавр  -  чудовище с телом человека и головой быка, обитавшее в Лабиринте и пожиравшее там людей.


Рецензии
Очень познавательно. Спасибо, Серж. С теплом и уважением

Ирина Вириитина   19.11.2023 13:44     Заявить о нарушении
Благодарю!

Серж Пьетро 1   19.11.2023 17:36   Заявить о нарушении