Чистое существование

Мы бегло здесь упоминали
О нулевом уровне сознания.
Необходимо признавать,
Что начинающему трудно это достигать.
При этом уровне почти совсем останавливается выдох, и после
Долгого отсутствия дыхательных движений, воздух из легких
Выходит понемногу,
Крошечными порциями.
Затем происходит едва заметный вдох.
И в этом третью стадию практики дзадзэна мы найдем.
И в это время
Не действуют ни первый,
Ни второй, ни третий нэн;
Господствует здесь
Произносимый звук «Му», или его соответственная модификация «н-н-н»;
И здесь встречаем
Чистейшую форму самосознания.
Называется она природой Будды, или Первоначальной Природой,
Или «нэн долготой в вечность»; похоже это состояние
На глубокое безмолвие одетых снегом Гималаев.
А также уподобить его можно
Вечному молчанию пучин бездонных моря; вам предлагается достать
Из глубины моря самого себя.
Но сначала вам опуститься нужно на самое дно
Этого моря, где царствует вечное молчание одно,
Где нет ни времени, ни пространства, и нет причинности никакой,
Где нет различий между людьми другими и тобой.
 «Не окажется ли это состояние бытия просто смертью, - можете спросить, -
Не будет ли оно на состояние идиота походить,
Который, человеческой формой обладая,
Способности человеческие все теряет?»
Нет, совсем нет! Это состояние
Бытия, почти смерти, которое в глубинах самадхи возникает,
Есть нечто великое, большое.
Здесь вы можете раскрыть свою истинную природу.
Действие сознания,
Вопреки ожиданию,
Скрывает истинную природу существования,
И представления ее в чистом виде.
Сначала мы должны пройти через абсолютное самадхи,
В котором деятельность сознания
Сведена до нуля, так что сможете с ясностью увидеть
Вы тогда существование в неприкрытом его виде.
И, пережив его, вы снова возвращаетесь в мир
Обычной деятельности сознания; и будем находить,
Что в тот момент сознание наше
Оказывается просветленным и блестящим.
И это положительное самадхи; вы никогда
Не сможете пережить этого сверкающего состояния, пока
Иллюзорный способ мышления не отпадет
В абсолютном самадхи; существование
Животного может казаться
Просто жизнью; возможно, так и растение живет,
Но на более примитивном уровне; однако, взгляните на цветы
В их индивидуальной красоте, в их красках, формах,
Или посмотрите на грандиозную окраску птиц.
Такие цветы и великолепные узоры
Нельзя найти в произведениях самых высоких
Человеческого искусства; гибкие, эластичные члены животных,
Клетки организма, которые под микроскопом видим,
Кристаллическая структура минералов,
Чья изящная форма глядеть нас заставляет
С изумлением на все; что сделало их такими?
Нелепо говорить, что красота
Собою будет представлять
Просто продукт человеческой мысли; цветок прекрасен сам по себе,
И не может быть иным; человек понимает это; ребенок создает шедевр,
И взрослый не может
Им не восхищаться; и это потому возможно,
Что существование прекрасно само по себе.
Тех, которые глядят на формы экзистенциально,
Трогает их красота; определили мы сознание
Как глаза существования.
Оно лишь потому в заблуждении глубоком пребывает,
Что окутано тучами бывает.
А в абсолютном самадхи существование представляется в чистейшей форме.
И, безусловно,
В положительном самадхи раскроется оно,
В полном цветении своем.
Незаметно для нас распускаются цветы в горах,
И незаметно увядают они; и можно так сказать,
Что существование – не для других, оно-
Само по себе, для себя, в себе самом.
Прелесть Природы – это проявление существования самого.
Оно прекрасно только потому, что прекрасное оно.
Бесполезно говорить, что цвет- это волны световые, и больше ничего.
Существование производит собственную красоту для самого себя,
И ею восхищается всегда!

Подсобн.лит-ра Сэкида Куцуки  «Философия и практика Дзэн»


Рецензии