Двухстороннее действие сознания
И, без сомнения,
Деятельность ума напоминает
Двойные фигуры, которые психологи все изучают.
Известны фигуры,
Изображающие, например, очертания кубка.
Но если вы продолжите рассматривать эту фигуру,
Вы обнаруживаете внезапно,
Что кубок
Вдруг исчез, куда-то непонятно,
А вместо него два профиля человеческие появились.
И если вы продолжите на них смотреть, тогда
Исчезают эти два лица,
И кубок вновь появляется на сцене.
Такая перемена
Появляется вновь и вновь, и, наконец,
Возрастает скорость перемен,
И фигуры сливаются в неясную смесь.
Но почему же происходит такая перемена?
В своем течении сознание всегда стремится к перемене.
Устойчивое внимание
Продолжается
Не больше нескольких секунд,
И надо понимать, мой друг,
Что в двойных фигурах два узора, которые попеременно
Представляются зрению
Облегчают работу утомленного восприятия.
Но в нашей повседневной жизни вещи устроены не так благоприятно,
И может возникнуть множество случаев ошибочных восприятий.
Если, например, посмотрите вы пристально на угол здания,
Вам вскоре покажется,
Что здание двигаться начинает.
А если за точкой на холме мы наблюдаем,
Холм начнет вращаться по горизонту; а если вы
Станете наблюдать за камнем в саду, сад тогда начнет ползти
В стороны с растениями его; но самое удивительное переживание
Можно увидеть на железнодорожной станции.
Посмотрите на ровный край
Платформы, и через некоторое время эта линия прямая
Будет виться, изгибаться
В сторону железнодорожного полотна.
А если продолжите смотреть и дальше, тогда
Это извивающееся движение
Окажется все более, более резким,
Так что платформа вся
Как будто поднимается и разбивается, подобно линии прибоя; хотя
Там нет движения; и если вы закроете глаза,
И вновь откроете их, тогда перед вами опять
Платформа возникает; двойные фигуры родственны явлениям восприятия.
Но аналогичные образцы колебательной активности встречаются
Также и в других психических функциях; во всяком случае, также сменяют
Друг друга настроения детства и взрослого состояния,
Прежде чем мы это замечаем.
Перемена в детском уме
Происходит естественно вполне,
Но по мере того, как укрепляется оболочка «я»,
Ее изменения часто задерживаются; все взрослые люди влачат
На спинах своих оболочки «я»,
И жизнь у них
Ограничена и сужена, как будто в крепости живут они
Под угрозой нападения; и чтобы себя обезопасить
От вражеского натиска,
Человек возлагает на себя
Тяжкое бремя; он величайшее страдание испытывает тогда.
Заботы, трудности, борьбу, одиночество испытывает он тогда.
Они приходят вследствие заключения себя
В оболочку «я».
И тогда наступает обратное явление:
Мир ребенка пробивается в мир взрослого человека.
И это случается часто, но обыкновенно
Остается незамеченным нами.
Двойная фигура, которую при утомлении видим мы,
В себе содержит два силуэта, и каждый из них
Попеременно является нашему зрению,
Чтобы принести облегчение
Утомленному восприятию; а смена настроения
Оказывается затрудненной вследствие силы прочно укоренившегося «я».
Действие такого цепляния за «я»
Разрушительно всегда.
Человеку необходимо выход дать
Своим подавленным горестям и проблемам; часто случается так,
Что он бежит от трудностей действительной жизни.
И, к большому сожалению,
Погружается он в алкоголь, или в другие
Видимые отвлечения,
Которые, на самом деле, собой ловушку представляют.
Кто-то в лес уходит,
Или другое место для себя находит,
Где можно развлечение найти и дать покой своему «я».
Но некоторые не могут это сделать для себя; и им
Приходится смотреть на мир, который прогрессивно сужается вокруг них.
И нет нигде им ни облегчения, ни успокоения.
Затем наступает такое явление,
Которое можно сравнить
С тем, которое происходит, когда на край платформы мы глядим.
И одолевает нас душевное потрясение.
И мы идем к психиатру своему.
Однако, его жалобы врачу –
Только симптомы; истинная же причина
Заключается всегда в суженном уме; человек привязывается всегда
К старому привычному миру,
Даже если он и приносит ему мучения; и он не думает никогда
О том,
Чтобы искать мир другой.
Но если будет помнить он
О необходимости восстановить
Идиллический мир детства своего,
В один прекрасный день будет он вознагражден,
Заново открыв его.
И если будем находить в сознании своем
Привычки цепкие, тогда бороться надо будет долго за просветление свое.
Подсобн.лит-ра Сэкида Куцуки «Философия и практика Дзэн»
Свидетельство о публикации №123111901101