Настроение

Пока человек живет,
Он в настроении своем живет;
И даже переживание,
Испытанное им в глубинах абсолютного самадхи,
Которое мы переживанием абсолютного существования называем,
Пропитано особым настроением,
Которое образует как бы его определяющую окраску.
Это настроение уничтоженности; мы осознаем его,
Выходя из абсолютного самадхи,
Как непосредственное воспоминание
О  форме только что ушедшего  переживания; и оно
Не является каким-то видом
Философского абстрагирования.
Если бы оно было бы абстракцией, мы не могли бы
Непосредственно ощутить его; и как мы видим,
Абстрактное настроение может совпадать с существованием реальным,
Как статистический подсчет соответствовать может содержимому склада.
Но абстракция есть абстракция, и это не само существование;
А в Дзадзэне мы хотим
Прямо ощутить
Само существование.
Жизнь ребенка, которая еще не подвергалась значительному влиянию
Иллюзорной действительности сознания,
И жизнь взрослого, которая почти целиком находится во власти
Заблуждающегося сознания, - составляют
Два различных мира настроений - один из них – теплый, а другой –
Холодный; один – мягкий, и затвердевший есть другой.
Взрослый не обнаруживает интереса никакого
К падающим листьям, но ребенок оказывается увлеченным
Самим процессом их падения.
Живость настроений и ощущений
У взрослых умерла
Концептуальным образом мышления она заменена.
Зрелый человек – это интеллектуальное существо,
И он убил в себе все чувства драгоценные и настроения детства своего.
Но разве необходимо, чтобы развитие существования нашего шло
Именно таким путем?
И разве путь иной нельзя нам отыскать?
Разве нельзя, чтобы наше существование
Развивалось
В настроении ребенка? Фактически, этот путь развития у человека сохранен.
Младенец себя от матери не отличает.
Когда он подрастает,
С товарищами он играет,
И нередко забывает
О различии между собой и товарищами своими; они играют,
Как группа целая одна.
Но пробуждающаяся деятельность сознания вмешивается иногда
В взаимоотношения их,
И заставляет ребенка ощутить
Различие между собой и детьми другими; и появляется тогда
Мир противоположностей; однако, в следующее мгновение
Забытым все окажется; и, без сомнения,
Дети часто ссорятся, но потом опять
Становятся друзьями; итак, в жизни детей периодически будет проявляться
То мир единства, то мир противоположностей; и переживания такие
Повторяются каждый день; и как мы видим,
Постепенно в детском уме будут водворяться
Два противоречащих друг другу мира.
Дети легко приспосабливаются к различным обстоятельствам,
Так что в обыденной повседневной жизни
Эти два мира
Не вступают в конфликт друг с другом; гибкие умы детей
Принимают вещи такими, какие они есть.
Маленький ребенок взором художника глядит на мир,
А в Дзэне ученик
Также находит
Подлинные существующие вещи, когда выходит
Из абсолютного самадхи; и в это мгновение происходит
Явление кэнсе.
А вот у обыкновенных взрослых людей
Существует только концептуальное понимание
Мира человеческих и предметных отношений.
Они не видят вещи такими, как есть они, без всякого сомнения.
По улице шагая,
Мы  просто на вещи смотрим; но вооружитесь как-нибудь карандашом,
Тетрадью для эскизов, и посмотри на улицу, мой дорогой.
И если зрением художника ты обладаешь,
Совсем другой аспект тогда найдешь.
Все живет!
Какое великолепное единство красок!
И по-другому этот мир тогда воспринимаешь.
В это время вы смотрите на улицу экзистенциально.
Тогда мы этом мире по- другому пребываем,
То есть в  состоянии истинного положительного самадхи находясь.
И существование вам открывается вам только сейчас.
И, вообще, нет существования никакого, за исключением
Существования в данный момент; и, без сомнения,
Всякое интеллектуальное концептуальное понимание –
Это мертвое понимание;
И  мир, в котором оказываемся мы – это мир, созданный нами.
Некоторые люди могут очутиться в узком и угрожающем мире,
А другие-
В более дружественном, все зависит от «я»
Каждого человека; и если «я»
Проявляет по отношению к другим «я»
Агрессивное настроение, тогда
Особый мир создает оно вокруг себя,
Который, в силу взаимодействия, как бы обрушивается на него.
«Я» вынуждено укреплять свою оболочку для защиты от этого мира.
И как мы видим,
Сперва между «я» и миром вокруг него имелось единство, ибо сначала
Оно целостность полную составляло.
Однако, по мере развития сознания,
Различие возникает между собственным  «я»,
Чужим «я»,
И миром; и если оболочка «я» окажется разбитой, тогда
Разбито все, действительно все,
И мир преследования также устранен.
Конечно, оболочка «я»
Собой продукт индивидуального сознания представляет,
Но нередко он навязанным извне бывает.
Мы вынашиваем сомнения, возмущения
В отношении
К миру внешнему; но когда шагнем
Мы в мир единства, тогда свои проблемы уберем.
Чтобы остаться в живых, должны мы пищу в рот положить.
В мире противоположностей необходимо, прежде всего, служить
Самому себе, а иначе не выживем мы просто; и образом таким
Неизбежно рождается различающее  «я»; привычка смотреть на других,
Как на орудие, развивается естественно; и хотя
Любой человек, в мир погруженный, с самого начала
Признает существование
Других людей, но признание его оказывается неполным; и всегда
Человек  не вполне принимает тот факт,
Что эмоции и воля,
Которые действуют в жизни собственной его,
Действуют также и у  человека другого.
Иными словами, он
Не способен полностью почувствовать действие чужого ума.
При этом он чувствует хорошо действия собственного ума.
Как кровоточит он –  об этом знаем мы всегда.
Тот факт, что люди,
В действительности, не признают друг друга,
Что поэтому сами они относятся друг к другу, как к орудиям -
Этот факт делает их врагами,
И заставляет
Противодействовать друг другу.
Подлинное состояние мира в настоящий момент свидетельствует о том,
Что это именно так.
 «Пребывать» в мире, значит принимать мир за врага,
Который стремится поразить нас,
А если можно, то и уничтожить; чтобы справиться с этим, человеческое «я»
Вырабатывает привычку отвечать ударом на удар.
В сущности, это и есть настроение взрослого человека, который
Попал в рабство привычного способа сознания; но, безусловно,
Есть и другой мир настроений,
Отличный от настроения
Мира взрослых людей - и это мир ребенка; опыт Дзэна говорит,
Что существует некоторый поток настроения, и он
В нашем уме течет
С младенческого возраста до самой взрослой жизни.
И если изучающий Дзэн достигнет
Чистого существования на дне абсолютного самадхи, он,
Выходя на поверхность сознания, находит там этот поток.
Итак, есть два мира настроений: один представлен
Миром ребенка, а другой – миром взрослого; однако, даже
И в жизни человека взрослого
Настроение, свойственное ребенку
Полностью не угасает; чем больше привыкаете к нему, дзадзэну благодаря,
Тем чаще станете вы возвращаться к настроению
Детства своего, тем чаще это настроение
Вас будет посещать.
Когда впервые осознаете его, вы будете поражены
Необычностью его.
И если решительны вы,

Подсобн.лит-ра Сэкида Куцуки  «Философия и практика Дзэн»


Рецензии