Психологическое время и абсолютное самадхи

В абсолютном самадхи нет времени, а это означает,
Что там существует только настоящее время.
И это верно
Не только по отношению к самадхи, которое достигается
В дзадзэне, но также и по отношению к состоянию,
Когда серьезным делом мы заняты бываем.
Вот, например, во время сдачи важного экзамена,
Мы можем обнаружить, что время удивительным образом сократилось, и час
Минутой кажется подчас.
Когда вам говорят, что время истекло, вы смотрите на часы,
И думаете вы,
Что кто-то стрелки передвинул; но на самом деле, были вы
Работой своей поглощены.
В своеобразное состояние самадхи тогда вступили,
И ваше психологическое время сократилось.
Ваше внимание направлено было тогда
Целиком на работу; и для рассудочной деятельности сознания
Места не осталось.
В работу с головой уйдя,
Вы не осознавали самого себя,
Не сознавали мыслей своих, и поведения своего; для вас тогда
Времени не существовало.
Мы наблюдаем, что в обстоятельствах чрезвычайных,
Как пожар, землетрясения,
Живете не во времени.
И существует в это время
Одна лишь непрерывность настоящего,
Настоящее, настоящее и настоящее!
И это настоящее время прерывается,
Если появляется
Рассудочная деятельность сознания; и тогда
Вы размышляете о мыслях своих и находите различие
Между прошедшим мгновением и нынешним.
Вы отмечаете порядок событий,
Вспоминаете прошлое свое,
И строите догадки о будущем своем.
К примеру, если после катастрофы вы еще раз
Проходите по ее месту, то удивитесь вы тогда
Тому, что сделали в то время, удивитесь тем делам,
Которые кажутся вам сейчас
Почти превышающими
Человеческие возможности, а во время события этого самого вы знали,
Что нужно делать вам,
А все мысли, действия ваши
Не были объектами для размышления,
И не задерживались в уме, а забывались мгновенно.
В более свободное время
Вы, может быть,
Случайно, кратко раздумывали о мыслях своих,
А также ситуациях, но такие размышления
Были сжатыми, и психологическое время
В степени сильнейшей сокращалось; из примеров таких
Можно сделать вывод, что психологическое время
Создается скоростью действий рассудочной деятельности сознания.
В жизни обычной нашей эта функция протекает
Со средней скоростью; и по долгому опыту мы можем подсчитать,
Что такое ощущение частоты соответствует  часу физического времени.
Но, без сомнения,
В обстоятельствах крайних, когда
Прекращается работа рассудочной деятельности, тогда
Нарушаются расчеты наши, и час
Минутой кажется тогда.
В абсолютном самадхи время
Полностью исчезает, и тоже происходит и с пространством; и, без сомнения,
Исчезает также и причинность;
Существует  только ряд событий; подобное состояние отсутствия времени,
Пространства и причинности
Просто принимается без всяких рассуждений,
Как непосредственное переживание абсолютного самадхи;
Наше обычное сознание
Воспитано для жизни и поведения в мире, ограниченном пределами
Пространства, причинности и времени.
И оно
К такому миру привело.
Эти различия, в очередь свою, начало дали
Миру противоположностей и различений,
В котором мы находимся обыкновенно.
Привычное сознание
Не задумывается никогда о возможности существования
Мира других измерений.
Но этот ординарный подход фактически проецирует мир заблуждений,
Где все оказывается перевернутым с ног на голову; в самадхи
Абсолютное время, пространство и причинность отпадают.
И, образом таким, распадается привычный способ сознания.
И тогда внезапно постигается
Тот мир,
Где нет противоположностей никаких,
И мы тогда переживаем единство вещей; и если мы
В таком самадхи пребываем, в каждое его мгновение тогда
Приходит и уходит только настоящее;
Поток струится непрерывный настоящего;
Лишь в настоящем можно сказать о нас,
Что мы существуем; в силу природы самадхи,
Мы не обладаем сознанием этого факта,
Но узнаем его в тот момент, когда
Выходим из состояния самадхи.
Благодаря переживанию такому, узнаем мы,
Что жизнь в настоящем
Абсолютно независима, и что это есть наше истинное существование.
С другой же стороны,
Во время самонаблюдения обнаруживаем мы,
Что каждая возникающая мысль
Оказывает действие на все последующие мысли, и самая коротенькая мысль,
Которая длится лишь мгновение,
Будет признанной она
Или незамеченной окажется она,
Уйти не может, без сомнения,
Не подействовав на следующие мысли; этому утверждению
Мы придадим другой аспект, сказав,
Что это и есть проявление кармы; и можем так сказать,
Что каждое действие оказывает, без сомнения,
Влияние всегда на последующее действие; пойми, мой дорогой,
Момент сей настоящий был унаследован тобой
От всех событий прошлых, которые переданы были неизвестно когда
Безошибочно в твои руки из бесчисленных
Циклов существования; и в этом смысле,
Момент сей настоящий зависит от прошлого твоего;
И смотрит он вперед, в будущее твое.
И этот взор вперед создает
Точно такую же зависимость от будущего твоего.

Подсобн.лит-ра Сэкида Куцуки  «Философия и практика Дзэн»


Рецензии