Третий нэн припоминание и память
Или же пытаться отметить качество слуха,
Мы обнаруживаем тогда,
Что звук слегка колеблется, - и иногда
Он кажется более сильным, а иногда
И более слабым;
И это происходит потому, что ваше внимание на одно мгновение направлено
На внешние предметы, а в момент другой оно направлено
На себя внутрь; при взгляде наружу ваше впечатление
Оказывается в непосредственном соприкосновении
Со звуком, а при взгляде внутрь соприкосновение
Делается непрямым.
И образом таким,
Создается различная плотность впечатлений.
Явление такое, несомненно,
Также подвержено действию утомления,
Которое проявляется
Через каждые несколько секунд; отдельное мгновение
Непрерывного звука улавливается
Последовательно проявляющимся третьим нэн
Через посредство первого и второго нэн.
Заключительный третий нэн
В свое настоящее мгновение схватывает
Все свои предшествующие восприятия,
Равно как и сам этот непрерывный звук, -
И объединяет их в одном потоке звука.
Когда мы слушаем музыку, изменения и развитие мелодии регистрируются
В последовательной серии
Первого, второго, третьего нэн.
Каждый третий нэн
Объединяет предшествующие впечатления
Всего произведения
До самого последнего момента
И передает их следующему третьему нэн
Вместе с новыми впечатлениями
Последних звуков; таким образом, музыкальное произведение
Будет удержано в течение всего курса его протекания, развития и изменений.
Конечный третий нэн
В свой настоящий момент
Улавливает характер музыки в объеме во всем,
Не теряя ничего из его частей, даже несмотря на то,
Что откатились в прошлое уже они.
Это удерживание непосредственного прошлого лежит
В основе памяти; сам звук ушел,
Но удерживается он
В мгновении настоящем
В своей живой фазе.
Это зависит от врожденного качества человеческого сознания,
А также от особенностей его состояния
В данный момент:
Когда сознание утомлено,
Суживается и тускнеет сфера освещенности его.
Вы можете легко отметить это во время чтения когда
Бываем мы утомлены, восприятие наше не устойчиво тогда,
И повторное чтение вам не принесет
Ясного понимания смысла; но если утро подойдет,
Вы схватывать начнете
С поразительной легкостью строчку за строчкой,
Читая с освежающей ясностью их.
И мы признать должны,
Что припоминание, критическое отношение к себе, воображение,
Намерения и рассуждения,
Которые не принадлежат
Отражающему действию сознания, - все это первый нэн.
В другом месте говорили мы,
Что первый нэн глядит наружу; однако будем находить,
Что он глядит также и назад, на мысли прошлые свои,
Или на объективизированную личность, которая перестала быть
Чистым «я», вспоминая прошлые события, мыслим мы
В сфере воображения,
Однако отражающее действие сознания – это не воображение,
И не воспроизведение
Прошлого, а живое схватывание
Предыдущего нэн; психологические тесты показывают,
Что сразу же, после дорожного происшествия,
Пострадавший
Часто сохраняет
О случившемся хорошую память,
Но немного погодя
Он факты некоторые будет забывать.
Это можно объяснить
Образом таким:
Немедленно после события третий нэн, быстро воспринявший
Случай сей несчастный
Прямо на месте, сотрудничеству благодаря
Первого и второго нэн, все еще активно действует,
И сцена целостности ее ясно удерживается умственным зрением.
Можем мы сказать,
Что пострадавший продолжит все еще тогда
Видеть происходящее в уме; обозначим это как сохранение
Непосредственного прошлого; длится оно обыкновенно
В течение нескольких мгновений,
Составляющих первую фазу
Формирования памяти.
Но мы не в состоянии
Удерживать долго непосредственное прошлое в его живой фазе,
И вскоре переносим
Его во вторую фазу формирования памяти; в таком процессе переноса
Новый первый нэн
Будет смотреть на сцену происшествия, проецируемую третьим нэн.
И весь процесс образует замкнутый цикл из серии
От первой серии трех нэн ко второй, а затем и к третьей серии,
И так далее.
Это движение круговое будет состоять из повторных описаний
Наблюдений; и при повороте каждом
Могут быть добавлены, или упущены новые данные
Обычно это происходит совершенно непроизвольно.
И мы находим,
Что все это составляет вторую стадию,
Так называемую промежуточную фазу образования памяти;
В этой фазе память будет сохранена
До пор до тех, пока
Активность кругового движения продолжается пока,
Т.е. обыкновенно в течение часа или двух; и если одно
Из звеньев круга не выдерживает и выпадает,
Тогда память утрачивает силу; при истощении, которое мы наблюдаем
При потрясении во время инцидента, в случае таком
Циклическое движение может вообще не начаться,
Или же, начавшись,
Слишком слабый импульс произведет,
И потому не состоится перенос.
И этим объясняется утрата памяти через несколько мгновений
После происшествия;
Однако нэн оставляет за собой след.
И когда в один прекрасный день
В соприкосновение приходит этот след
С соответствующими стимулами, он может вспыхнуть еще раз,
И восстановиться на уровне сознания; необходимо понимать,
Что третья фаза, в которой память находится в состоянии
Устойчивой консолидации,
Начинается как будто независимо, и мы располагаем
Информацией малой
Относительно того, как происходит процесс такой; физический базис
Долгосрочной памяти
Неизвестен нам пока; пока способна восстанавливаться память
На нынешнем уровне человеческого сознания,
Должно существовать и нечто идентичное состоянию этого сознания,
Нечто, имеющее с ним родство; предположим,
Что так называемый след памяти представляет собою
Своеобразное внутреннее давление, и что каждое давление такое
Имеет собственное настроение,
А каждое из настроений
Передается настоящему моменту последовательно
Возникающим третьим нэн; с раннего детства
Любое настроение включается в нынешнее настоящее настроение
В виде неотъемлемой части; и этот процесс можно считать
Основой личности; и образом таким, когда
Мы вспоминаем какую-то прошлую мысль, или прошлое действие, тогда
Мы определяем их, как принадлежащие нам.
И это происходит благодаря восстановлению
Прошлого настроения,
Которое мы припоминаем; и оно может оказаться весьма отличным
От настроения нашего нынешнего.
Однако было передано оно одним из третьих нэн, и, с течением времени,
Прежде чем расплавиться в настроении
Настоящего момента, оно последовательно покрылось амальгамой
Всевозможных других настроений – раскаяния,
Упреков в свой адрес,
Удовольствия, гордости, тщеславия,
Подавленности и других.
Пытаясь оживить
Неясные воспоминания, мы обнаруживаем сначала,
Что пред нашими глазами появляется
Какая-то смутная атмосфера; – и это может быть
Чувство туманного рассвета,
Или солнечного утра, или вечера осеннего.
Из этой глубины неясной атмосферы увидим мы
Фигуру желанного объекта-
Сперва в символической форме,
А затем во все более конкретной форме.
Воспоминания, должно быть, сохраняются
Окутанными покровом настроения с символическими ярлыками.
Подсобн.лит-ра Сэкида Куцуки «Философия и практика Дзэн»
Свидетельство о публикации №123111901033