Три нэн - действия - мыслительные деятельности ума

Человек мыслит бессознательно всегда;
И можно так сказать,
Что мыслит, действует человек, этого не замечая,
Когда он думает: «Какая прекрасная погода сегодня», - тогда
Он чувствует погоду, но мысли собственной не ощущает.
Именно отражающее действие мысли, которое приходит
Сразу же после появления ее,
Заставляет его осознавать мышление собственное свое.
Сам акт размышления о погоде
Есть акт внешнего взгляда и поглощенности
Предметом мысли; с другой же стороны,
Отражающая функция сознания внутрь глядит,
И отмечает предыдущее действие ума.
И это только что прошедшее след оставляет,
Который представляет
Непосредственное прошлое; отражающему действию сознания благодаря,
Человек узнает, что происходит у него в уме, и также узнает,
Что обладает бытием.
И надо знать,
Что оба эти вида действия сознания
«Нэн» называются,
Или «мысленным импульсом»; друг друга сменяют нэн мгновенно.
Нам представляется, что возникают они почти одновременно.
Однако нэн-действия, которые занимают
Сцену сознания,
Появляются по одному за раз.
Много импульсом может существовать,
Которые за кулисами теснятся,
На сцену выйти желая страстно.
Каждое нэн-действие имеет собственные границы,
И эти подсознательные импульсы
Почувствовать заставить могут нас,
Что несколько действий совершаются там
Друг другу параллельно; однако режим работы нашего ума такой,
Что на сцене в данный момент находится один актер,
А фокус сознания направлен только  на него.
И если думаем о ком-то: «Какой отвратительный этот человек», тогда
Становишься ты воплощением ярости своей; может быть, мгновение спустя,
Ты будешь порицать
Себя за эту низость, которую без промедления
Обнаружит ум»; но, сколько бы ты ни прорицал себя,
Тот импульс не вернуть уж никогда
И знание об импульсе приходит всегда
После проявления его; ум тренированный может иногда
Суметь открыть тот подсознательный импульс, пока
Тот не прорвался в сознание,
Но даже и в этом случае сначала
Приходит импульс, а потом его восприятие.
 В дзадзэне мы обнаруживаем иногда предвестников вторжения нэн,
Которые возникали в вашем уме,
Хотя казался тот пустым.
И обнаруживаете также вы
Что за импульсами такими, подобно тени,
Следовало действие подавления.
Порядок подавления импульсов одинаковый всегда:
Сначала подсознательное действие ума,
Затем подсознательное размышление о нем.
И мы найдем,
Что импульсы к воровству, алчности и гневу
Появляются раньше, чем их осознаем; и, без сомнения,
Если внимательного действия сознания не возникает,
Которое их осознает, тогда они придут
И незамеченными пройдут.
В глубинах подсознания такие импульсы осядут.
Однако нэн - это своеобразное внутреннее давление; и если  оно
Не будет узнано, осознано, то в случае таком
Оно останется нерастворенным в подсознании; и в случае таком
Некоторые нэн претерпят особого рода брожения,
И, возможно, причинят вред уму, к большому сожалению.

ПЕРВЫЙ И ВТОРОЙ НЭН

Примечание: Первый нэн-  внимание, второй нэн – освещает, отмечает, отражает Мыслительное действие сознания, то е.  это есть узнавание; а   третий нэн-
это то, что осознает себя; он объединяет первый и второй нэн.
Действие сознания, направленное на внешний мир, назовем первым нэн,
А отражающее мыслительное действие сознания назовем вторым нэн.
Первый и второй нэн
Ежесекундно приходят и уходят; и когда
Имеет место серийный процесс мышления,
Второй нэн будет часто появляться на сцене,
Чтобы осветить предшествующий нэн; и  всегда
Оба они взаимно смешиваются, как бы связанные друг с другом; и это
Заставляет почувствовать человека,
Что во время размышления он слышит голос внутри себя,
Который знает его мысли, и советы ему дает
Например, когда он рычит от злости, тогда он может обнаружить внутри себя
Голос другой,
Который как бы шепчет ему на ухо: «Не сердись,
Не должен ты
Терять самообладания».
Тот увещевающий голос спокоен и умиротворен.
Но первый нэн рычание издает.
И будет рычание такое сопровождаться возбуждением тела.
Нервная система в целом,
Железы внутренней секреции, даже органы пищеварения-
Все они испытывают содрогание;
Такие волны возбуждения
Подобны толпе демонстрантов около общественных зданий,
Которые кричат: «Лопнуло наше терпение,
Нам нечего терять, и не на что надеяться уже», - и тогда,
Голос другой в себе мы будем слышать, который будет говорить нам:
 «Нет, должны вынести все вы, чего бы это ни стоило вам».
И можно так сказать,
Что первый нэн проявляется  и по-другому иногда:
Он проявляется в спокойном юморе, в духовной силе гранитных скал.

ТРЕТИЙ НЭН

Нэн второй выражает и освещает непосредственно
Нэн предшествующий.
Однако он также ничего не знает о себе; то, что осознает себя - это другая
Рассудочная функция сознания,
Которая следует сразу же
За вторым нэн; и действия ее собою представляют
Дальнейшую ступень самосознания; они укрепляют
Более ранние уровни мышления; мы называем
Его третьим нэн.
Такой третий нэн
Будет думать, например,
 «Вижу, я заметил, что подумал о том,
Что сегодня прекрасная погода»; или же он
Может сказать:
« Я вижу, что ощутил знающим себя,
Что я заметил свои размышления о том,
Какая прекрасная погода сегодня»; для простоты мы можем описать
Эти нэн как протекающие, во – первых,
Группами в последовательности линейной,
Которые состоят
Из сменяющих друг друга первого, второго и третьего нэн.
В нашем примере,
Имеющим к погоде отношение,
Имели мы сначала наблюдение,
Потом осознание этого наблюдения; далее
Могут следовать еще новые формы узнавания,
Которые в контексте этом собою представляют
Третий    нэн; и образом таким, возникает
Следующая последовательность: первый нэн,
Таким же образом-, второй и третий нэн,
Третий нэн, третий нэн
И так далее; однако ум в деятельности своей сложен, динамичен.
Невозможно изобразить истинную последовательность мыслей.
В течение последовательности 1,2, 3,3,3 нэн происходят на самом деле
Более тонкие явления.
Дело в том, что во время
Прогрессирующего самосознания появляются другие первый и второй нэн,
Как продолжение первоначального наблюдения; к примеру,
Мы отмечаем перемену
В движении ветра, или форму облака другую, а затем
Возникает третий нэн,
Чтобы суммировать итоги этого наблюдения в серии новых  нэн
И по линии предыдущего третьего нэн, каждый
Со своими собственными ответвлениями.
И каждый последующий третий нэн питается также
Новой серией нэн, т.е. новых впечатлений,
Поскольку время приносит все новые и новые явления.
Итак, каждый из последующих третьих нэн
Динамически консолидирует все предыдущие третьи нэн,
И в то же время, вбирает в себя все новую серию
Первых и вторых нэн, которые неизбежно
Вмешиваются в поток умственных действий.
Так что любой данный третий нэн
Воспроизводит в себе все предшествующие нэн.
Так что мы имеем последовательность первого, второго, третьего нэн (1,2,3),
Которую мы можем называть связью А.
Вместе с ней есть последовательность
Другого рода, которая представляет собой серию третьих нэн.
Эту последовательность
Мы называем связью В.
Связи А и В  смешиваются одна с другой т образуют поток сознания,
А также прямые и непрямые связи
Между каждым третьим нэн
И его предшествующими нэн – действиями; третий нэн
В каждой серии получает
Непосредственно предшествовавший ему третий нэн
И все, чем тот обладал,
А также и предыдущий второй нэн
На своем собственном ответвлении.
Видно, что косвенным образом, все предыдущие нэн
Объединяются в каждый текущий третий нэн.
Это объединение имеет своим результатом
Целостное переживание сознания.
Все предыдущие импульсы слились воедино в потоке сознания
И вместе с новыми впечатлениями перешли в следующий третий нэн.
Связь В образует как бы ствол, который поддерживает поток сознания;
Поток составлен
Из непрерывной последовательности различных нэн.
Каждый третий нэн
Имеет внутреннюю связь с предыдущим; а первый нэн
Полностью и постоянно получает новые стимулы из внешнего мира.
Существует непрерывный
Скачкообразный переход
От одного нэн-действия к следующему; все они сливаются в третьем нэн,
Формируя непрерывную линию мысли; нэн второй
Всегда следует за непосредственно предшествовавшим ему первым нэн
И отмечает его.
И, следовательно, как не удивляют нас
Резкие перемены на экране кино,
Так и непрерывные изменения нэн, проецирующиеся на экран ума,
Не нарушают порядка мышления.
И, без сомнения,
Дисциплина дзадэна способствует поглощенности одним нэн,
Например, «му».
Сознательно повторяя «му»
С каждым очередным выдохом, ученик создает тогда
Устойчивую последовательность действий первого нэн
Без размышлений о них в форме второго нэн
И без самосознания в форме третьего нэн.
Ум создает только «му-му-му…».
Постепенно из этого нэн развивается особое состояние,
Которое называется «нэн в вечность».
Фактически это не что иное, как другое обозначение
Для абсолютного самадхи; предлагаем ознакомиться вам
Со следующей простой схемой – переменной
Последовательностью
Первого и второго нэн, а также простой последовательностью
Групп первого, второго и третьего нэн.
Такая последовательность
(Она имеет строение 1,2,3,1,2,3…) называется связью А.
Вслед за действием первого нэн и второго нэн
Может наступить последовательность действий третьего нэн,
Когда мы обнаруживаем, что осознаем,
А за ней и узнавание этого факта,
Которое соответствует прогрессирующему самосознанию.
Такая последовательность третьего нэн называется связью В.
Затем постоянно появляются новые первые и вторые нэн,
По мере того, как время
Приносит новые явления, так что каждый последующий третий нэн
Питается не только своим предшественником,
Но также новыми первыми и вторыми нэн.
В дзадзэне развивается устойчивая последовательность
Действия первого нэн.
Здесь нет вмешательства самонаблюдения второго нэн,
Или самосознания третьего нэн.

Подсобн.лит-ра Сэкида Куцуки  «Философия и практика Дзэн»


Рецензии