Самадхи

Первая категория самадхи
Имеет название «исчез человек, обстоятельства одни остались».
Эта формула ситуацию означает,
В которой ум внешними обстоятельствами поглощен; когда наш ум занят
Работой настолько, что ничего другого мы не замечаем,
Эта поглощенность работой есть своего рода самадхи;
И мы тогда его переживаем,
Когда следим мы за игрой, или читаем,
Или протягиваем руку, чтобы дверь открыть.
Когда садимся, или делаем шаг вперед.
Фактически мы ежесекундно бываем
Тем поглощены, что делаем в сей момент, или о чем-то либо размышляем.
Мы не осознаем поведения своего, и тогда
Внутренний человек забыт, и все наше внимание
Занято внешними обстоятельствами.
Можно сформулировать это положение по-иному: что здесь
Отсутствует внутреннее внимание,
А внешнее внимание оказывается преобладающим.
И должен знать наш человек,
Что сознание работает двумя способами: при одном оно вовне направлено,
А при другом – вовнутрь; когда сознание занято внешними вещами,
Внутреннее внимание оказывается забытым, и наоборот.
При категории второй –
«Исчезли обстоятельства, остался человек», и это означает
Внутреннее внимание; когда мы заняты бываем
Внутренним сосредоточением,
Тогда, без всякого сомнения,
Развивается  самадхи, при котором
Некоторая самоуправляющая сила господствует над умом; и это, безусловно,
Есть сила духа, или духовная сила,- энергия есть наивысшая она,
Которой в глубокой части существования своего
Располагаем мы всегда.
Мы всматриваемся в нее,
Потому что субъективность не отражает себя,
Точно так же, как не видит себя глаз.
И сами мы являемся всегда
Этой энергией высочайшей; и она
Содержит в себе все источники
Эмоций и рассудочной способности.
И этот факт
В самадхи будем постигать.
И эту конечную цель мы «человеком» называем; и когда
Господствует человек внутри нас
В состоянии глубокого самадхи, тогда
Обстоятельства оказываются забытыми, и не возникает
Никаких внешних забот; и здесь мы наблюдаем
Внутреннее самадхи; оно основу создает практики дзадзэна, и представляет
Собой противоположность самадхи направленности внешней,
Относящейся к категории первой,
Которую я называю положительным самадхи.
Положительное самадхи есть самадхи в мире сознательной деятельности.
Абсолютное самадхи – такое самадхи, которое превышает сознание.
Когда мы просто употребляем термин
«Самадхи» в самостоятельном значении,
Мы обычно имеем в виду это абсолютное самадхи.
У третьей категории самадхи есть название:
«Нет ни человека, и ни обстоятельств»; рассмотрению
Этой категории должно предшествовать объяснение самосознания.
Сознание
Функционирует двумя способами: вовне и внутри.
Но есть еще одно
Обстоятельство большое – действие, производимое сознанием, и оно
Место имеет, когда сознание
Свою собственную мысль отражает;
Размышление такого рода необходимо отличать
От самонаблюдения вообще, которое направлено на характер или поведение.
Когда мы думаем: «Сегодня прекрасная погода», тогда
Мы обращаем внимание на погоду, но не замечаем, что думаем о ней.
Мысль о погоде может продолжаться какую-то долю секунды; и если наше
Следующее действие сознания
Не отразит ее и не узнает,
То этой мысли удается проскочить незамеченной тогда.
Самосознание проявляется в то время,
Когда вы замечаете свою мысль,
Оно возникает перед самой регистрацией мысли,
И тогда вы узнаете эту мысль,
Как свою собственную.
Если мы не производим такого регистрирующего действия,
Мы не осознаем своего мышления;
В таком случае мы вообще никогда не будем знать о том,
Что обладаем сознанием; мы можем назвать это действием,
Регистрирующим наши собственные мысли, «отражающим действием Сознания», чтобы отличить его
От общего самонаблюдения; и когда в самадхи будем находиться, тогда
Отражающее действие сознания не будет проявляться.
И это третьей категорией будет называться,
Где « нет ни человека, ни обстоятельств».
В более поверхностной стадии самадхи отражающее действие сознания
Случайно прорваться может на поверхности ума,
И заставить нас
Это самадхи осознать; такое «отражение» приходит и уходит мгновенно.
И каждый раз на какое-то мгновение
Оно слегка самадхи прерывает.
Мы замечаем,
Что чем глубже становится самадхи, тем реже будет проявляться
Отражающее деятельность сознания, и, в конце концов,
Наступает время,
Когда вообще не проявляется никакого отражения.
И тогда ты не чувствуешь, не замечаешь ничего.
И это есть чистейшее существование, и оно
Не является отражением; и о нем
Непосредственно не известно ничего.
В этом состоянии
И человек, и обстоятельства все исчезают.
И это Великой Смертью называют.
И если хотите достичь подлинного просветления,
Должны пройти
Через такое состояние, потому что просветление может быть
Достигнуто только после того, как вы
Однажды стряхнете с себя наш старый привычный способ мышления.
В чем же заключается различие между сном и самадхи?
В состоянии самадхи мы никогда не утрачиваем бодрствующего состояния.
Самадхи самообладания никогда не теряет
Своей независимости и свободы; и она
Содержит в себе все источники эмоций и интеллекта; и когда
Выходим из самадхи, тогда находим мы себя
Полным мира и спокойствия,
Большой духовной силой вооруженным, полным достоинства.
Вы обладаете интеллектуальной бодростью и ясностью тогда,
Эмоциональной чистотой и восприимчивостью, возвышенным состоянием
Художника большого; способен будешь ощутить глубины
Искусства, музыки, природы, войдешь в слои познания другие.
Твое внимание и наслаждение будут возрастать,
И существом другим почувствуешь себя.
Любое зачаровывающее вас действие произведет
Глубокое впечатление на ум твой.
Кэнсе – это не более чем узнавание
Собственного очищенного ума, когда освободился он
От иллюзорного пути сознания.
Довольно редко мы замечаем
Внутреннего человека потому, что отражающее действие сознания
Не работает в наиболее возвышенные моменты  существования.
Но когда наш ум на внешний мир направлен,
Например, на камень,
Ударившийся о ствол, или на зрелище цветущих деревьев, тогда
Звуки, образы стучатся в двери вашего ума,
И вас тронет глубоко это впечатление.
И, без сомнения,
Возникнуть может тогда переживание кэнсе; и тогда
Вы слышите, или видите нечто прекрасное; но дело здесь все в том,
Что стали сами вы прекрасным, возвышенным существом.
Кэнсе есть узнавание собственного очищенного ума,
Приходящее кружным путем.
Четвертую категорию мы назовем
Как «есть человек, есть обстоятельства» - и это состояние,
Которого лишь зрелый ученик дзадзэна достигает.
Этот ученик выходит в мир действительный рутинный, и разрешает
Своему уму работать там; и «человека» не теряя,
Он в абсолютном самадхи пребывает.
И если в Дзэне существует цель- то это именно такая свобода ума,
То есть быть в самой действительности; и когда
Достигли мы абсолютного самадхи и снова возвращаемся в жизнь, тогда
В себе мы будем сочетать
Самадхи второй и третьей категории; и будем из себя тогда мы представлять,
Что мы активны в положительном самадхи, и  в то же время
Стоим мы твердо корнями в самообладании абсолютного самадхи,
И это есть состояние,
Когда «есть человек, есть обстоятельства».
И это состояние высшей зрелости; мы можем
«Человека» ощутить; понять мы можем,
Что «человек», на самом деле, есть абсолютное «Я».
Нередко будем мы его терять,
Если снова в мир повседневный будем окунаться.
«Му» произнося, будет просыпаться
Собственная сущность наша.
В мире внешнем обстоятельства неистовствуют всегда,
И истинному «человеку» нет уж места в уме тогда.
В самадхи первой категории  «человек» был неактивен,
А в четвертой он вышел уже на линию фронта; и как мы видим,
Только зрелость в Дзэн дает такое состояние,
Которое собою представляет
Конечную цель практики по освобождению себя.
И преобразится жизнь тогда твоя.
Истинное положительное самадхи в итоге
Растворяется в четвертой категории.
Абсолютное самадхи – это когда
Человек внутри себя
Успешно утвержден; но тогда
Возникает новая проблема – как можно проявить
Такого «человека», и с ним все время жить.
Когда мы занимаемся делами –
Пьем, едим, то «внутреннего человека» своего теряем.
И этот «внутренний человек» заброшен и принесен тогда
В жертву внешних обстоятельств; при поглощении дракой,
При занятиях любовной страстью-
В этих случаях во всех
Заброшен этот внутренний наш «человек».
Самадхи первой категории есть состояние
Этого переживания.
Здесь внутреннего контроля нет, и, хотя
В подлинном самадхи «человека» нет на сцене, он бодрствует внутри.
Короче говоря,
Если мы хотим,
Чтобы в жизни повседневной «внутреннего человека» сохранить,
Необходимо нам стремиться к состоянию,
Где внешние обстоятельства и «внутренний человек» не исчезали бы,
Но действовали бы свободно; в своем чистом, естественном состоянии
Чувства наши познают и собственное и чужое существование.
И это чистое познание
Наших чувств; однако, их чистое состояние в жизни повседневной
Запятнано бывает непременно
Эгоцентрическими желаниями
И взглядами.
И чистое познание тогда становится недостижимым.
И как мы видим,
Что если отпадает
Привычный способ нашего  сознания,
Все будет хорошо; и тогда
Все формы, все цвета
Оказались вдруг наполненными существования.
И мы услышим голос самого существования.
То, что в условиях нормальных
Существование окутано завесой,
Является следствием
Не характера этого существования,
А особенностью наших глаз; привычный способ сознания
Заставляет нас смотреть на вещи механически, и думать, что мертвы они.
Но как только отбросим мы
Этот механический взгляд,
Существование проявляется в неприкрытом виде своем тогда.
И это веем людям
Доступно будет.
Животные бояться смерти могут, однако их
Не мучают мысли о ней, в самадхи живут они
От одного мгновения к другому, потому что они не обладают
Отражающим действием сознания.
О смерти они не размышляют.
Но человек страдает, поскольку есть у него способность к размышлению.
Он над мыслью размышляет, которая появилась мгновение назад.
Так возникает  самосознание, которое создает проблемы «Я»,
Как и проблемы жизни, смерти; и всегда
Свой ум мы разделяем на две части, и одна
Из них размышляет над содержанием второй.
Фактически ум не разделен,
Но нэн-мысль каждого мгновения
Раздумывает без промедления
О только что ушедшей мысли, беспокоится из-за нее,
И приходит в возбуждение.
Случившееся случилось, а ушедшее ушло, -  если только этот факт понять-
Тогда страданий никаких не будем знать.
В абсолютном самадхи восстанавливается всегда
Деятельность чистого сознания,
И проявляется чистое существование,
А в нем проблем не будет никогда.
Под словом «экзистенциально»
Мы подразумеваем,
Что разум не теряем.
Иными словами,
Не оказываемся сбитыми тогда
С толку концептуальным, или умственным мышлением.
И, без сомнения,
Необходимо
Отбросить все, что сознание ваше накопило
С самого детства, отбросить все свои
Иллюзорные «я»; хотя желанием мы горим,
Что нельзя других нам ненавидеть; и стараемся всегда
Дурные импульсы в себе все погашать,
Но мы не в состоянии следовать намерениям своим.
Просветленный человек не имеет своего лица в то время, как беседует он,
Переговоры ведет.
Нем за что ему держаться; среди пылающих огней жизни он хранит всегда
Безмятежность и сияние ума.
Положительное самадхи достигается
Во время счета дыхания.
Бесполезно разбираться
В некоторых вопросах и обращаться к идеям или понятиям,
Взятым из книг или философских систем, ведь то, что узнали образом таким,
Заимствовано нами у людей других,
А не возникло в вашем собственном переживании.
Чистое сознание – это такое состояние,
Когда человек смотрит
И в глубину своей собственной природы
И во вселенскую природу.
Оно может быть достигнуто только в случае таком,
Если освободилось сознание твое
От своих привычных путей мышления.
Работа над коаном представляется одним из способов это сделать.
Необходимое усилие сознания, которое должно быть нами осуществлено,
Называется чистым сознанием.
Чистое сознание и чистое существование -
Это фундаментальные понятия для рассмотрения Дзэна.
В дзадзэне
Мы добиваемся нужного результата не только благодаря
Изменению
Умственной позиции, но и при помощи суровой дисциплины тела и ума,
При помощи прохождения
Через абсолютное самадхи.
Первоначальная природа- это чистое существование,
Которое уже было осуществлено внутри вас
По мере углубления вашего самадхи.
И вот теперь оно выскочило в фокус вашего сознания;
И при этом
Кажется извне пришедшим.
Когда вы повторяете: «Что такое моя первоначальная природа?» -
Тогда когда-нибудь ваша первоначальная сущность
Внезапно выйдет наружу.

Подсобн.лит-ра Сэкида Куцуки  «Философия и практика Дзэн»


Рецензии