Физиология внимания
И тогда появится обычный ум.
Обычный ум и есть сам путь.
Смотрите на одну часть предмета, не позволяя
Глазам двигаться; в это же самое время почти остановите дыхание,
И, сосредоточив внимание
На этом пункте, постарайтесь помешать
Своим мыслям в уме всплывать.
Вы обнаруживаете тогда,
Что действительно способны вы воспрепятствовать возникновению мыслей.
Вы сможете почувствовать тогда
Начало некоторого мыслеподобного действия, которое как бы шевелится
В вашем уме, но и его тоже под контроль возможно взять.
Это подавление мыслительной деятельности нашей
Будет столько продолжаться,
Сколько будет остановлено,
И ли почти остановлено
Наше дыхание.
Глаза при этом отражают
Образы объектов внешних, однако, «восприятия» не произойдет.
И не найдем
Мы мыслей никаких,
И никакого умственного процесса, связанного с предметами внутри,
Или вне вас и вашего ума, глаза при этом просто отражают
Образы объектов внешних как зеркало их отражает.
Такое простейшее
Психическое действие
Можно «чистым ощущением» назвать.
Уильям Джеймс так сказал:
«Невозможно дать
Строгое определение ощущению в действительной жизни.
Психические аспекты, популярно называемые
Сознательными ощущениями и восприятиями,
Незаметно растворяются
Одно в другом; вот все, что мы можем сказать: то, что понимаем
Мы под ощущением,
Есть первый шаг на пути сознания; ощущение
Собой представляет немедленные результаты
Воздействия нервных токов на сознание,
Когда они входят в мозг, но еще не побуждают
Никаких предположений, или ассоциаций
С опытом прошлым; однако, очевидно, что такие немедленные ощущения
Реализованными могут быть
Только в самые ранние дни
Жизни; они для взрослых уже невозможны.
О взрослых сказать можно,
Что все они имеют воспоминания и запасы
Приобретенных ассоциаций.
Еще до всех впечатлений органов чувств мозг погружен
В глубокий сон,
И сознание практически не существует; и даже первые дни после рождения
Младенцы первое время
Проводят почти в непрерывном сне; и без сомнения,
Требуется много энергетических посланий
Со стороны органов чувств, чтобы нарушить этот сон; и это дает начало
Абсолютно чистому ощущению
Внутри только что рожденного мозга; но, без сомнения,
Что опыт такой оставляет свое «Невыразимое прикосновение»
На материи мозговых извилин; и следующие впечатления,
Передаваемые органами чувств, вызывают
Мозговые реакции, в которых свою роль играют
Уже и пробуждаемые следы последних впечатлений.
Следствием этого обстоятельства является
Другой вид чувства и более высокая степень познания.
«Идеи о предмете» смешиваются с простым осознанием
Его чувственного присутствия; и мы даем ему наименование,
Классифицируем, сравниваем и предложения выдвигаем,
Таким образом до самого конца жизни возрастает
Усложнение сознания,
Вызываемое нервными токами.
И, в общем,
Это более высокое осознавание вещей называется восприятием,
А простое неопределенное чувство
Их присутствия
Есть ощущение; поскольку мы вообще его имеем.
Мы как будто способны погрузиться в это неясное чувство в те мгновения,
Когда внимание наше полностью рассеяно».
Но в нашем эксперименте «Одноминутного дзадзэна»,
Чистое ощущение явилось результатом
Сильного противодействия процессу мышления.
И, без сомнения,
Мощная психическая сила контролирует наш ум, и препятствует
Рассеиванию внимания и блужданию мыслей; и это есть не неясное
Состояние ума, описанное Джеймсом, а сильное преднамеренное
Внутреннее сосредоточение.
В опыте дзадзэна психическая сила приходит
При остановке дыхания; психическую силу
Духовной силой
Можно называть; она приходит
Вследствие напряжения
В тандэне; напряжения мускулов стимулируют всегда
Рецепторы и другие чувствительные нервные окончания во всем теле,
Вследствие чего возникает, без сомнения,
Серия чувствительных сигналов,
Которые передаются по спинному мозгу к зрительным буграм,
И, в конце концов, к центру бодрствования; кора
Головного мозга, когда хочет контролировать она
Свое собственное мышление.
Вводит в действие напряжение
Дыхательных мышц; способность
Центра бодрствования контролировать мысли рассматривать можно
Как душевную или духовную силу; но, безусловно,
Эта сила поддерживается стимулами, идущими от напряжения
Мышц живота, которые, без сомнения,
Сами мыслить неспособны;
Однако, натяжение их позволяет создавать
Такую силу, что можем мы считать
Брюшные мускулы, или вообще тандэм, источником душевной силы.
Из всех мускулов одни дыхательные только могут обеспечить стимул
Для контролирования своих мыслей.
Когда вы прыгаете из окна,
Не возникают мысли тогда у вас,
Поскольку мгновенное напряжение
Скелетных мышц создает здесь сильный импульс, который
Передается центру бодрствования; и, безусловно,
Охватывает его с последующим подавлением мышления.
Но такое подавление бывает лишь мгновенным.
Следовательно, мы можем утверждать,
Что и внимание можно поддерживать благодаря
Напряжению дыхательной мускулатуры; и когда
Дыхательные мускулы принялись за работу, тогда
Вступает в действие умственная, или духовная сила всегда.
Подсобн.лит-ра Сэкида Куцуки «Философия и практика Дзэн»
Свидетельство о публикации №123111802229