Ориентировочные сведения

Природой ума   Дзэн занят всегда,
И также элементы философских рассуждений  включает он в себя.
Но философия обычно полагается на размышления,
А также на логику и рассуждения.
А в Дзэне не бываем никогда от личной практики  мы отделены,
Которую умом и телом выполняем; в Дзэне стремимся мы
Индивидуальное, эгоистическое «Я» принизить, угасить.
Но этой цели не пытаемся достичь
Во время размышлений своих.
На самом деле в Дзэне мы переживаем
Только собственным телом и умом то, что называем «чистым существованием». Основной род практики Дзэна
Называется дзадзэн, т.е. дзэн во время сидения; и в практике дзадзэна
Самадхи достигаем.
В этом состоянии
Оказывается остановленной нормальная деятельность сознания, и тогда
Время, пространство, причинность мы перестаем осознавать.
Появляющаяся таким образом форма существования может показаться,
На первый взгляд, не более чем просто бытием; но это состояние,
Когда достигнете его, является замечательным состоянием.
В наивысшем всеобщем отрицании,
Когда отрицать уж больше нечего, тогда
Мы достигаем сферы высшей, где господствует покой и тишина,
Где залито все светом чистым, безмятежным; и это состояние
Нирваной называют.
Но это не пустота, не просто ничего и ничто; и это состояние
Коренным образом отличается и от бессознательности,
Переживаемой,
Например,
Пациентом на операционном столе.
Здесь налицо определенная бдительность; и мы признать должны,
Что существование в этих условиях напоминает нам
То волнение, которое мы чувствуем далеко в горах,
Среди молчания и тишины.
В жизни повседневной сознание наше работой занято такой,
Чтоб охранить и осуществить все наши интересы; оно приобрело
Привычку утилитарного мышления; и оно
Смотрит на все вещи в мире как на множество своих орудий; и оно
Относится к ним в «контексте оборудования», т.е. оно
Рассматривает все объекты в свете их возможного использования; мы называем
Это привычным путем сознания.
Такой способ смотреть на вещи
Является первопричиной искаженного взгляда на мир,
Свойственного человеку; и начинаем мы
Смотреть в контексте оборудования также и на самого себя,
Оказываясь неспособным
Заглянуть в свою собственную природу.
Подобный способ мышления
И отношения к себе и к миру ведет к механическому мышлению.
Мышление такое столь повинно
В страданиях современного мира
И современного человека; при некоторых условиях это мышление
Приводит к заболеваниям душевным.
Дзэн ставит своей целью устранение
Этого искаженного взгляда на мир; и, без сомнения,
Дзадзэн предстанет
Средством для осуществления цели данной.
Выйдя из самадхи, человек полностью осознает
Бытие свое
В его чистой форме, т.е. он переживает чистое существование.
Это переживание чистого существования
Своего бытия вместе с восстановлением чистого сознания
Приводит к тому, что мы узнаем чистое существование также и во внешнем мире.
И мы должны прийти к признанию,
Что взгляд на себя и на предметы внешнего мира
В контексте чистого существования -
Есть кэнсе, или постижение; многие переживали такое состояние.
И они свидетельствуют об осуществимости его; переживание кэнсе всегда
Достигается при помощи подготовки тела и ума,
А рассудок потом приходит и освещает это переживание; и образом таким,
Оба колеса
Повозки познания оказываются на своих местах.
Наша цель в практике дзадзэна в том состоит,
Чтобы в состояние самадхи  вступить,
В котором нормальная деятельность сознания
Оказывается восстановленной; ученику советуют приступить к практике, Пользуясь счетом дыхания,
Т.е. считать каждый вдох до 10, а потом
Заново повторять счет.
Как можно положить конец блужданию мыслей? Ответ заключается в том,
Что мы не в состоянии сделать это при помощи лишь мозга;   наш мозг
Не способен
Самостоятельно контролировать свои мысли; такая способность
Контроля над деятельностью ума
Приходит от тела в решающей степени; зависит она
От положения тела и дыхания.
Спокойствие тела порождает
Спокойствие ума;
Поэтому необходимым условием является неподвижность.
Результатом неподвижности тела будет уменьшение числа стимулов,
Достигающих мозга; пока, в конце концов,
Они полностью не исчезнут; в свое время это даст толчок.
К возникновению сознания, в котором вы перестаете ощущать положение
Своего тела; но это не состояние онемения,
А это состояние есть состояние « отключения».
В нем деятельность коры головного мозга неуклонно будет уменьшаться.
Мы можем рассматривать это состояние
Как предварительное условие вступления в самадхи.
Наша способность сосредоточить свое внимание и бдительным оставаться,
А потом войти и в состояние самадхи ,
Зависит от метода дыхания.
При помощи манипулирования дыханием
Можно контролировать ум; если в тот момент, когда захочется вам
От ярости закричать,
Задержите вы дыхание свое, и заставите не шевелиться себя,
Вы обнаружите тогда,
Что можете подавить свой гнев.
Особые формы дыхания проявляются
При различных формах деятельности; вовремя дзадзэна
Мы дышим почти полностью за счет движения
Брюшных мышц и диафрагмы,
А мускулы грудной клетки почти не используются нами.
Если позволить нижней части живота выступать вперед, а диафрагма
Вниз будет  опускаться.
Тогда расширится  клетка грудная,
И воздух в легкие будет поступать.
Когда же брюшные мышцы будут сокращаться, тогда
Содержимое брюшной полости отжимается вверх, а это вызывает
Поднятие диафрагмы, уменьшая
Объем грудной клетки и полости и  вытесняя
Воздух из легких; медленный, задержанный выдох, который мы применяем
Во время дзэдзэна,
Производится за счет напряжения  в тандэме.
И это противодействует движению
Брюшных мышц, которые стараются
Вытолкнуть воздух из легких; это противодействие порождает
И в брюшной мускулатуре состояние
Напряженности; все другие части тела
Неподвижны; их мускулатура или расслаблена, или находится в состоянии
Непрерывного умеренного напряжения.
В действии находятся только брюшные мышцы; на Востоке нижняя часть
Живота называется тандэм; считается она
Седалищем духовной силы; правильная поза при дзадзэне
Обеспечивает сосредоточенность в этом пункте веса всего тела,
А это создает там сильное напряжение.
Принятый специальный метод дыхания усиливает это напряжение.
Поза и дыхание представляют собой ключ к сосредоточению,
К успокоению деятельности ума,
К вступлению в самадхи; в состоянии «отключения»
Мы теряем ощущение
Местонахождения своего тела; вслед за этим, благодаря успокоения ума,
Когда отпадают время, пространство, причинность, составляющие
Структуру всего сознания,
Достигается особое условие существования,
Которое мы называем «отпаданием тела и ума».
В обычной психической деятельности главную роль играет
Кора головного мозга; но в этом состоянии она едва ли проявляет
Какую-либо активность; состояние,
Когда «отпали» ум и тело, может показаться
Не чем иным, как просто пребыванием.
Однако такое бытие достигается
При помощи замечательной психической силы, которую мы можем
Охарактеризовать как состояние наивысшего бодрствования.
В нем не существует отражательной деятельности сознания.
Это есть необыкновенная тишина ума.
В такой тишине, или пустоте пребывают в покое
Источники всех видов деятельности; именно это состояние
Мы называем чистым существованием.
Пожалуй,
Оно представляет
Собой наиболее простую форму человеческого существования.
Если вы некоторое время удержитесь в этом состоянии
Чистого существования,
А затем вернетесь
В фактически существующий мир сознательной деятельности ума,
Вы найдете,
Что бытие кажется преобразившимся тогда.
Вследствие возможности такого преобразования наше бытие
Называется «окутанным тьмой» –
Для тех, кто еще не пережил чистого существования.
Когда человек достиг зрелости в практике дзадзэна, он видит бытие
Своими глазами.
Однако, как можно употреблять энергию для целей разных,
Так и чистое существование
Может быть пережито в отношении к любой фазе
Жизни – гневу, ненависти, или зависти,
А также к любви и красоте; всякое действие производится через наше «я»,
Которое играет роль, аналогичную роли трубы или канала,
По которому проводится энергия, используемая в целях разнообразных.
Обычно мы думаем о «я»,
Как о своеобразном и неизменном существе.
Но фактически это просто последовательность есть
Психических и физических событий или воздействий,
Которые проявляются на одно мгновение,
И также быстро исчезают; тем не менее,
Пока ум наш
Действует субъективно, должен существовать тогда
И субъект, который функционирует как «я».
Поскольку в нормальных условиях нет прекращения
Субъективной деятельности, то, без сомнения,
Не может быть и такого нормального состояния, в котором
Мы были бы свободны
От  низшего «я»; все же природа этого «я» может изменяться; каждый раз,
Когда нам удается отбросить это мелочное  «я»,
На его месте появляется другое «Я»
С более широкими взглядами; и, в конце концов,
Появится то,
Что можно было бы назвать «Я», лишенным «я».
И тогда нет места для ненависти, злобы, зависти и страха; и тогда
Вы ощущаете состояние, в котором видите все
В истинном аспекте его.
Такое состояние, в котором
Не привязаны вы ни к чему, есть состояние свободы; не то, что вы
Совсем не имеете желаний никаких,
Но время действий желаний
И соприкосновения с вещами
Вы, вместе с тем, к ним не привязаны совсем.
Читаем сутру: «Ни в чем не пребывая,
Дай действовать уму»; а это означает,
Что пусть желание появляется в уме,
Но вместе с тем,
Не разрешай уму быть связанным желанием своим.
Подлинная свобода – есть свобода от желаний своих.
Когда изучающий Дзэн однажды чистое состояние пережил,
Его взгляды на мир
Подвергаются полной перемене; но к несчастью, остается он
Человеческим существом,
И он не в состоянии ускользнуть от неизбежности индивидуальной жизни.
И не может он покинуть
Мир дифференциации.
И образом таким, оказывается он
Пред новой дилеммой, с которой он
Прежде не встречался; и это обстоятельство влечет
За собой некоторый внутренний конфликт,
Который много горестей нам может принести.
Для того чтобы справиться с ним,
Необходимо воспитание ума.
Чтобы узнать, как различий всех избегать,
Необходимо развивать
Ум непривязанный, работая в мире привязанностей разных.
Это называется воспитанием ума для достижения понимания,
Или культивированием Святого состояния Будды, и оно составляет
Существенную часть Дзэна; «Равенство без разнообразия-
Плохое разнообразие» - так Дзэн нам говорит.
И мы признать должны,
Что усвоить это можно будет лишь тогда,
Когда достигнем зрелого состояния практики Дзэн; и надо понимать,
Что долгая, хроническая привычка сознания так прочно в уме застряла,
Что преследовать дурные эти импульсы нас продолжают.
Мы неспособны их появление задержать.
Но если будем продолжать
Практиковаться, тогда уйдем от мелочного «я».
Когда появится дурная мысль,
Скажите так: «У меня появилась такая-то и такая-то дурная мысль».
Признайте существование ее,
А затем отбросьте в сторону ее.
Есть изречение в Дзэне: «Возникновение дурной мысли –
Это как болезнь, а лекарство –
Не дать ей продолжаться».
Когда действует наш ум, тогда
Облачко появится на ясном небе, и божество увидеть сможет нас,
А если мы ни в чем не пребываем,
Тогда для божества наш образ недоступным станет.
Когда же вы осознаете  факт такой, что Будда вы,
В действительности, тогда не Будда вы,
А попали вы тогда в ловушку идеи; тогда вы не пусты.
Все мысли надо гнать; пустота есть состояние, в котором
Душевное давление полностью растворено; и, безусловно,
Когда в уме мысль возникает,
Ее всегда сопровождает
Внутреннее напряжение; даже и тогда,
Думаете вы когда:
«Какой прекрасный день сегодня»; ввиду такого напряжения хочется вам
Об этом с кем-то говорить; эту фразу вслух произнося,
Ее кому-то адресуя, вы разряжаете напряжение тогда.
В Дзэне приучаем себя в любой момент восстановить равновесие ума.
«Я» построено на последовательности моментов внутреннего напряжения.
Когда моменты те растворены, «я» исчезает, без сомнения;
И тогда
Существует подлинная пустота.
Психическую силу, при помощи которой мы достигаем состояния,
Когда «отпали ум и тело», можем мы охарактеризовать как состояние
Наивысшего блаженства; в нем нет отражательной способности сознания.
Чтобы  достигнуть могли  б мы совершенства,
Должны свой ум опустошить, и сознание станет чистым совершенно.
Оно тогда не отражает ничего; и пока
Ум действует субъективно, тогда
Должен существовать и субъект, функционирующий как «я».
Но изменяется природа нашего  «я»,
Когда внимание медитации мы станем уделять.

Подсобн.лит-ра Сэкида Куцуки  «Философия и практика Дзэн»


Рецензии