Разум ценится повыше... Эпизод третий

 Тыпылуд
Продолжение. (Рос дубок животворящий).

Первая часть.

1.
С той поры, как жёлудь плавал,
Лет без меры миновало. 
Может семь и больше жизней
Вёсны зиму провожали.
Десять или двадцать жизней
Лето зимушку сминало.
Скрытно под покровом серым
Осень зимушку встречала.

Только Пуп Земли на месте
Пребывал под самым дубом.
Подрастал дубочек милый
На царившей здесь долине. 
Рассказал Очи' о дубе,
Всё о нём он мне поведал
И тайком шепнул на ухо –
Дуб Мудор подобен богу.   

2.
Я, Ульмоль, потомок Уля -
Чародея рода Уды
И нектара девы-розы,
Первой дочери Камшура.
Той, что в образе медянки
Напугать могла любого.

Ко мне боги благосклонны,
Бездыханным я родился,
А седой как лунь, мой прадед
Отыскал, вернул мне душу.*
Что летала белой мушкой,
В изголовье роженицы.

В светлом, синем, в давнем крае,
В центре наших территорий,
Где гуляют небыль с былью,
Там Мудор' стоит в долине.
И собою прикрывая,
Ось земную защищает.

Исполинский дуб учёный
Чудесам меня научит,
Здесь, где Кама с Волгой спорят
В полный голос на просторе.
И веками в бурной ссоре
О главенстве в среднем мире –
Быть кому из них великой,
Кто в одном потоке главный
И в слиянии сильнее.
Из весны в весну так спорят.

3.
В жизни праведных поступков
Правда жизни в милосердье,
Что присуще, в общем, людям.
Разве сила вес имеет?
Разум ценится повыше.
Тот, что есть на космовыси
Он даётся людям свыше.

Ну, а коль дурак по жизни,
(семя есть и у полыни) –
Выше головы не прыгнет.
Значит так угодно богу,
В вышине своей вселенской
Для поддержки равновесья. –
Говорил отец мне в детстве.
Брат Очи' от деда слышал,
Когда поле боронили
Рассуждения такие ж.   

4.
Бог – Инмар, что есть на небе,
Он духовно всех сильнее.
Главным был в небесной сфере
Бог верховный в древнем мире.
В небесах держал могучих,
На гигантских белых тучах
Совещание с богами;
Как бы так весь мир устроить,
Чтоб порядок соблюдался,
В благоденствии процесса
На земле и под землёю
Между Волгой и Уралом,
Чтоб любимым место стало
На просторах Камы с Ваткой?
Важно дело – думать надо! 

Долго голову ломали
Боги над вопросом этим.
Всякий час сомненье гложет-
Справятся ли боги сами?
Нужен человек, не нужен? 
Подождёт венец творенья: -
Молвил твёрдо брат Инмара –
(помните того шайтана,
 помогал творить землицу)?

5.
Всемогущею десницей,
Наделив волшебной силой,
Бог назначил Кылдысина
На земле вести хозяйство.
А в помощницы взять деву
Му-мумы, земли хозяйку.

И распределить в природе
По порядку, равномерно
По землице плодородной,
Где, чему и должно быть.
Лучше сделать жизнь в округе,
Чтоб река дышала солнцем,
Родники давали силу,
А в болотину селились
Кулики, бекасы, ржанки.   

При безмолвии вселенной,
Основательно, разумно
Пусть устроят так природу, 
Чтобы люди не нуждались,
И в гармонии с ней жили. 
Придёт время – будут люди.   

Всемогущею десницей
Наделив волшебной силой
Доблести Мукылдысина,
Бог-Инмар, что есть на небе
Объявил всему собранью -
Мукылчин** – ангел хранитель,
В подземельном мире главным
Будет на века отныне,
И защитником отважным
Всей земли обетованной.
Под землёй пусть правит миром
И землицы плодородьем
По разумным наставленьям.

6.
Так в подземном тихом царстве
Появилась в море рыба
Необъятного размера.
А на рыбе чёрный – чёрный,
По другим рассказам – красный,
А возможно чёрно – красный,
Проживал в подземном мире,
Охранявший землю бык.   

Тот подземный Бык особо,
Благонравным, добрым словом
Был назначен Мукылчином,
Землю подпирать рогами,
Для устойчивости оной.
Важно, стойко и надёжно
Здесь поддерживал он землю,
Бык подземный – Муошо.   

Лишь едва пошевельнётся,
Вся земля тотчас трясётся.
И бывает, что стихия
Огненная вверх взовьётся
Поглощая всё живое,
Что в пути ей попадётся.

Так рассказывали деды
Своим правнукам и внукам.
Так мне брат Очи поведал
Когда вспахивали землю,
Засевали поле рожью
Под сиянье ранней зорьки…

Вторая часть.

7.
Было время, когда семя
В мягком грунте возлежало,
Было время, когда желудь
Крепнул маленьким росточком.
На пустых прибрежьях речек,
Не росли ещё деревья.
(Жизнь угасла от потопа).
Лишь дубочек прямоствольный
Где река шумит сварливо
Возле камня на равнине,
Коротал под солнцем будни.
Наполнялся жизни силой
Под присмотром Кылдысина. 

Птицы дерево любили.
Только утро озарится
Алым, ярким светом солнца,
На его ветвях селились.
Вили гнёзда, пели песни,
Создавали свои семьи.   
Солнце – Бог, конём трёхглавым 
Каждый день в зените в полдень,
В небе огненно дышало,
С синевы на всех взирало.

8.
Дал Инмар наказ Куазю,
Богу младшему по роду,
Быть надёжным властелином
Над стихиями природы,
(и грешок земной исправить),
Чтобы ветры соблюдали
Очерёдность их движенья.
А дожди бы лились разно,
По потребности землицы,
Насыщая всё живое,
Что взрастёт в зелёном мире
От усердия Куазя.   

В стороне за дальним краем,
Где всевидящее око,
Ночью славно отдыхало,
Закрываясь тьмы завесой,
Проживали братья-ветры,
Подчинённые Куазя. 
И несли на землю с юга:
Ветер ласковый – тепло,
А умеренный – туманы,
Насыщая воздух влагой.
Обжигающие вихри –
По земле песок катали.   

Братья ветры неуклонно
Прилетали днём и ночью
В ясный месяц звездопада,
В красный месяц листопада,
В серый месяц дождепада.
Добродушно, как умели,
Рассыпали Семя жизни
(Искупая грех Куазя).
Размещали равнозначно
На замену прежней жизни
Сея-вея  по пространству
На безбрежные равнины
Простирающихся далей. 

Для рождения новой жизни,
Даже в тусклые болота
Рассевали все семянки, 
Чтоб любовь взошла ростками
Сосен стройных корабельных,
Мягколапой, стройной пихты,
И берёзы, ели, липы,
И янтарных бус рябины.

Всех растений понемногу:
Золотистую купаву
По лугам петлявших речек,
По оврагам всем крапиву,
Чтоб держали крепко землю
Разветвлёнными корнями,
Не давая осыпаться,
Расширяться, углубляться.   

9.
И взрастали в побережьях
Величавой кроной кедры.
От земли до синей сини,   
Живописный, бесподобный, 
Возрастал здесь лес Великий.
А в лесу кукушка пела
На зелёненькой верхушке,
На сосновой на макушке.

Постоянно куковала.
И в безвременье великом
Лишь вела отсчёт событий:
Шумным свадьбам в непогоду,
В ясный день и лунной ночью,
Всех зверей сезонным гонам –
Брачным зовам их любови.
Раз за разом их считала,
Лишь одним числом – ку-ку.

10.
Будучи мальцом смышлёным,
Я друзьям о том поведал,   
Рассказал коту, на случай, -
Вдруг да в жизни пригодится.
По ночам же часто думал –
Вот откуда появились
На земле повсюду люди?
И спросил об этом деда.   
Что не знаю, то не знаю, –
Дед ответил – лгать не буду,
А былицу, расскажу я,
Так как дед живописал мне.

Третья часть.

11.
Кылдысин чертил усердно
На поверхности суглинка,
Идеальную фигуру
Первозданного Асаба,***
Что должно стать человеком.
Он дохнул на свой чертёжик,
Силуэт вдруг стал куклёнком,
Но на ноги встать не смог он.
Кылдысин слегка подумав,
Охранять его от бедствий
В сторожа призвал собаку.
Сам пошёл просить Инмара
Душу, разум человеку.

Бес вмешался в созиданье
По натуре своей хитрой.
На богов был зол немного
Он ревниво относился
К их любви к иным твореньям.
Проходя как будто мимо,
Обманул жуликовато
Он доверчивость собаки.

Принялся за дело резво,
Размешав плевок с землёю,
Стал намазывать на глину
Замечательной фигуры,
Смесь свою на руки, ноги,
На головку и на спину.
Приговаривал при этом: –
Будь огромным бестолковым,
Чтобы боги не любили
Человеческого рода.
Пусть меня полюбят боги
Пусть меня не обделяют
Ни вниманьем, ни любовью.

Кылдысин вернулся вскоре,
Разум нёс с душой в ладони.
Подошёл, и тут увидев
Надругательство такое,
Он всплеснул руками в горе,
Резко вскинул он ладони
Из ладони выпал разум
Как на грех, упал он прямо
На стоящую собаку.

Мотыльком душа слетела
Трепыхаясь тихо села
На нелепое созданье,
Что должно стать человеком,
Первенцем людского рода.
Так безлюдные равнины
Стали родиной Асаба.

И просторные долины
Посещали лишь Зэрпалы,
Великаны из пещеры,
Поднебесного Урала.      
Все они потомством были
Первозданного Асаба.
При своём громадном теле,
Невеликий ум имели.   
Было это в древнем мире,
Люди первые – гиганты,
Неудачные творенья,
Как огонь добыть не знали.

Ничего не разумея,
В девственной среде природы
В беззаботной, вольной жизни, 
Со зверушками играли,
А потом проголодавшись,
Их сырое мясо ели,
(как огонь добыть не знали).

Кылдысин жил вместе с ними,
Превратившись в великана.
Неусыпно наблюдая
Думу думал непрестанно:
Как бы разум им вложить
Обучая обитанью,
Во среде обетованной,
Где леса для них как травы.
Лисы, волки словно блохи.   

Затруднительно ученье –
Земледелье не понятно,
Шить одежду было сложно.
Только шкурою звериной
Прикрывали в непогоду
И своё мохнато тело.
Им земля служила ложем.
(Мне вот, жуть как интересно –
Им какие сновиденья
Снились под открытым небом?)    
Их о том уже не спросишь.

Как любая мать на свете 
Любит деточек, лелеет,
Так и мать зерпалов сильных,
Даже грязных и лохматых,
Мальчиков своих любила.

Птица с лаской укрывает
Своих птенчиков крылом,
Чтоб не зябли знобкой ночью.   
Так и матушка зерпалов
На ночь всех своих детишек
Нежно шкуркой укрывала.
И протяжно, вдохновенно,
Колыбельную им пела: –

Сизый, сизый голубочек,
Зачем ноженьки мараешь?
Мой красавец, мой сыночек,
Почему всё время плачешь?...

Сколько жили так зерпалы –
Счёт кукушка потеряла,
Что кукушечка не знала,
То неведомо и дедам.   

12.
Подуставший от усилий
(затруднительно ученье)
Кылдысин взлетел на небо.
Наблюдал за жизнью тайно
Он теперь с небес жемчужных.
Думу думал непрестанно –
Может новых человечков
Как-нибудь да по другому,
По иному от рождения
От природы завести?   

Вон в лесу деревья пели –
То, что птички им напели.
Ветки все  о том шумели:
Говорят что у Камшура
Красоты необычайной
Дочка родила сыночков
Века два тому назад.   

Расплодилось её племя –
Полулюди, полудухи.
Говорят, что есть батыры –
И певцы, и хлеборобы.
А ещё и чародеи
Высшим духом от землицы.
Быль иль небыль в самом деле? –
Нужно самому разведать.

13.
А по меркам великанов  –
Эти маленькие люди,
Птичками для них казались.
Вот однажды самый младший
Головастенький сыночек
Птичку показал в ладони –
«Мама, посмотри на дятла.
Он такой забавный с виду,   
Необычным опереньем,
А летать-то не умеет.
Клювиком чудным усердно
Он дупло долбил на ели». 

Матушка была умнее
Здоровенных сыновей. 
Испугалась вдруг до дрожи: –
«Что ты, что ты мой хороший,   
Унеси его обратно,
То не птичка, то не дятел,
Он разумный человек.
Это бортник, ищет мёд он,
И для пчёл дупло готовил.
Завершается наш век,
На исходе наше время
Пребывания на земле.

Появились здесь тельмурты.
Это же лесные люди,
Явятся потом другие,
Что науки разумеют.
И дома построить могут.
Делать всё они умеют –
Землю пашут, зёрна сеют.   
Невелико наше племя,
Род теперь переведётся.
На исходе наше время.   
Непосильно будет бремя
Нам тягаться с новым людом.

14.
Слева через много рек,
Небо горы подпирают,
Где снега в жару не тают. 
Собирайтесь дети споро,
К той горе пойдём мы скоро
По дороге всем семейством».

Но поднялся сильный ветер
Тучи чёрные как сажа,
Над Великим лесом гнал он
И глаза слепил колюче
Им то снегом, а то градом –
Заплутали великаны.   

Тол Пери' – дух злобный ветра,
Вихрем вырвался на волю.
И внезапно хладным пухом
Как ковром стелить стал землю,
Белым снегом укрывал он
Всех живущих в том лесу.
В бездорожье великаны
По пространству всё скитались.

Только где бы не ходили,
Как зерпалы не искали,
Не могли найти дорогу.
И без сил на землю сели.   
Под негромкий вой метели
Крепко-накрепко уснули.
Злоба Тол Пери' гуляла
День и ночь по этим землям.   

А на утро солнце зверем,
Рыжешёрстой крупной львицей,
Скрытно двигалось по небу,
И напротив злого духа,
В боевую стойку встало.
Грозно на него рычало,
Даже за уши трепало –
И с земель своих прогнало.

Отогревшийся под солнцем
Самый маленький сыночек,
Что уснул под боком мамы,
Стал будить всех братьев криком.
Мать зерпалов их будила.
Половина её деток
Обратившись в глыбы – камни,
Здесь уснули вечным сном.
   
Мама видит – плохо дело!
Оглядела всю округу
А над ней ворона кружит
В тишь – затишье небосвода.
О горе Карйыл**** вещает,
За собой зовёт в дорогу.
И летит неторопливо
К местной горушке сама. 

В нескольких шагах стояла
Снегом тающим сверкая,
Та покатая гора.
На неё взошли зерпалы
И нашли подземный вход
Друг за другом, чередою
Все попрыгали в ту яму,
И исчезли навсегда.

Только в сказах сохранились
Люди первые – зерпалы.
А ещё те камни-глыбы,
Что веками тут лежат,
Смотрят, смотрят с укоризной,
С верой ли неугасимой
На кого-то в небесах. 

~ * ~

*душа – по представлениям древних удмуртов, душа человека могла летать где угодно, покидая тело, пока человек спит или находится в бессознательном состоянии (поэтому будить его нужно ласково, чтобы душа успела вернуться). Потерянную душу мог поймать и возвратить, только имеющий тайные знания человек, Туно (чародей).

**Мукылчин (Мукылдысин) – бог (ангел хранитель) земли (подземного мира земли), её плодородия.

*** Асаба – древнее значение слова утеряно.
Диал. – 1. Первый сын рода.
2. Первосвященник, первенствующий глава семьи.
3. Господин (покоритель – захватчик), хозяин (дани).

**** гора Карйыл находится в 4 км от села Алнаши, рядом с деревней Верхний Утчан. По средине горы Карйыл, на верху, находится глубокая яма. Местные жители говорят что она как бездонный колодец. Только далёкий звон слышится от падающего шеста. По легенде местных старожилов именно в этот колодец (яму) попрыгали первые люди – великаны. Валуны в советские времена использовали в хозяйственных целях. Осталось совсем немного в подножии горы.


Рецензии
Надежда, Браво! Замечательный труд изложенный в стихах о мироздании верованиях удмуртов! Благодарю! Интересно! Познавательно! Красиво! Вдохновения ин новых творческих успехов! С уважением и улыбкой, Лина Хачиковна.

Лина Хачиковна Усепян-Овсепян   28.12.2023 21:51     Заявить о нарушении
БЛАГО ДАРЮ. ЧУДЕСНОЙ НОЧИ, Вам Лина Хачиковна. С уважением и седдечным теплом Надежда.

Надежда Соловьёва5   28.12.2023 23:28   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.