Старые тексты Суриковского академического институт

Наследие Поликлета как источник творческого
развития скульптора


Одну из самых важных областей в познании искусства художником составляет построение правил канона. В скульптуре канон пропорций человеческой фигуры является основой творчества как процесса, так как в скульптуре акцент ставится на изображении человеческого тела. Канон Поликлета стал верным помощником в творчестве и занимает с момента своего создания заслуженное почетное место в системе обучения скульптуре. Положения канона преподаются на самых ранних порах обучения.
Поликлет жил и работал в V веке до н. э. в Древней Греции, версии его происхождения расходятся: так, Плиний Старший называет его сикионцем, а Платон, Парменион, Цец - аргосцем. Расцвет творчества, акмэ Поликлета приходится на 460 - 420 г.г., а темой всей его творческой жизни было здоровое и красивое, гармонично развитое тело. Поликлет работал медленно, до нас дошло около двух десятков его произведений. За сорок лет работы это не так уж много: в среднем одно произведение за два года ( Лисипп же, по свидетельствам, создал две тысячи работ ). Это говорит о том, что Поликлет последовательно добивался высокого качества своих вещей. Он искал числовые отношения в анатомическом строении человека и гармонии в архитектонике объемов тела. Теорию Пифагора Поликлет применил к нахождению идеального баланса пластических масс.
Целью своих творческих поисков Поликлет поставил физически совершенного человека. Известно, что скульптор написал трактат „Канон“, который не сохранился. Но „Канон“ воплотился в поликлетовых статуях. Статуей, которую принято считать иллюстрацией к „Канону“, является Дорифор. С первого взгляда Дорифор может показаться тяжеловатым, но, если изучать статую глубже, с позиций скульптора, то есть копируя ее, то в попытке

- 2 -

повторить соотношение объемов и силуэта с движением, то осмысливаешь ту удивительную внутреннюю уравновешенность, которая эти объемы связывает. Вообще познание скульптуры через копирование развивает замечательную особенность - пространственно- объемное мышление, без которого невозможно создать скульптуру.
Сведения о методах работы Поликлета до нас не дошли, но можно предположить, имея перед собой конечный результат работы скульптора, что Поликлет сначала долго вынашивал замысел, убирая все лишнее, затем переходил к небольшим эскизам, продолжая отбор нужных пластических достоинств и, наконец, выбрав лучший на свой взгляд эскиз, приступал к переводу его в размер. Для этого он, скорее всего, пользовался разнообразными циркулями, а, может быть, и рамками.
Подобный расчетный метод отвечает точке зрения Поликлета на эстетику. Эстетика Поликлета - это эстетика модуля, когда найдена единица отсчета, то остается только откладывать ее последовательно в частях и целом. Также безусловным в красоте Поликлет считал симметрию деталей по отношению к целому и друг к другу. Подобный подход с позиций знания и разума дает, как показывает история развития искусства скульптуры, результаты, способные быть использованными в обучении последующих поколений. Учиться можно далеко не у всех хороших скульпторов, а лишь у тех, плоды творчества которых несут в себе идею, содержащую потенциал развития, то есть центробежность, но не у тех, чьи идеи не обладают центробежной силой.
Следуя заветам Поликлета и пытаясь понять закон природы и искусства, поколения скульпторов выработали метод создания скульптуры ( обнаженной фигуры ), который можно разделить на несколько этапов. Этап первый заключается в создании эскиза в малом размере, в основном полагаясь на свою интуицию, но с


- 3 -

последующей оценкой и исправлением ошибок, связанных с нарушением пропорций. Этап второй базируется, в основном, на расче-
тах, так как уже при устройстве каркаса требуется неукоснительно соблюдать пропорции. Вот тут-то и приходит на помощь поликлетов канон, буквально „впитавшийся в кровь“. И если натура не соответствует своду правил, касающихся пропорций, то приходится находить „золотую середину“ между индивидуальными особенностями анатомического строения и принятым законом о пропорциях. Конечно же, модуль, который Поликлет использовал в своих измерениях ( па-лец ), большинство скульпторов не укладывает в линейных величинах фигуры. Зато активно используется такие параметры: голова укладывается в высоте фигуры семь раз, лицо и кисть составляют одну десятую от высоты, локоть - это четверть фигуры по высоте, а ступня - одна шестая. Центром фигуры являются лобковые кости. Бедро по длине равняется голени, локоть с кистью - плечам, ступня - локтю до запястья. Эти соотношения не секрет для скульпторов, это их профессиональная азбука. По окончании второго этапа, посвященного расчетам, промежуточным результатом является так называемая „прокладка“, то есть каркас, обложенный глиной, с выверенными пропорциями и пространственно-объемными соотношениями.
Этап третий проходит целиком интуитивно. Это поиск так называемой „неизъяснимой красоты“, мелодии нюансов, звучание которой зависит от данных скульптора. Окончание работы - самое трудное, поскольку по любовно вылепленным нюансам приходится безжалостно проходить стеком, отбирая лишь самое удачное и важное, достойное существовать. В этот этап надо особенно твердо держать перед мысленным взором канон Поликлета.
Существует два основных типа творцов: одни подчиняют разуму свое сердце и вдохновение, другие же растворяют в своем сердце разум. Эти два пути творчества существовали всегда, с начала истории
- 4 -

искусств. Мое мнение таково, что первый тип - „скульптор разумный“ способен дать для развития скульптуры больше, нежели „скульптор вдохновенный“.
Поликлет был разумным из разумных. Кроме того, что им был написан трактат „Канон“, ему еще приписывается изобретение хиазма ( контропоста ) в том виде, в котором хиазм используется до наших дней. Попытки изображения хиазма предпринимались и до Поликлета ( бронзовая статуэтка атлета из Лигурио, броза Sciarra, некоторые „аполлоны“ ), но такой уравновешенности форм, весов объемов и напряжений силуэта как у Дорифора, Диадумена, Амазонки и Киниска в произведениях предшественников Поликлета наблюдать не приходится.
Благодаря хиазму, можно решить важнейшую задачу в скульптурном изображении человеческой обнаженной фигуры: фигура, изображенная в хиазме ( контропосте ), начинает подчинять себе пространство при помощи разнонаправленных и находящихся в различном напряжении объемов. Вообще, хиазм является одним из лучших способов придать скульптуре пластически красивое и анатомически оправданное движение, как линейное ( силуэт ), так и объемно-пространственное, используя для этого минимальные колебания плечевой, тазовой, коленной осей и оси щиколоток в пространстве.
Понимание скульптором пластики фигуры начинается с познания законов хиазма. Кроме того хиазм позволяет придать объемам винтовое движение в пространстве. Плиний писал о хиазме: „Отличительной особенность Поликлета является то, что он додумался придавать фигурам такую постановку, чтобы они опирались на нижнюю часть одной лишь ноги“. Но тут он не совсем точен, так как образцы такой постановки фигуры, близкие ко времени творчества Поликлета, сохранились в Олимпии ( реплики статуи посвящения


- 5 -

Симкита, изваянной около 460 г. до н.э. мастерами Главком и Дионисием ). Новаторство Поликлета заключалось именно в подаче движения не только линейно ( силуэт ), но и сочетание линейности с балансировкой объемов в пространстве.
Идеи, выраженные в статуях Поликлета, обладают центробежной силой, то есть они побуждают зрителя-профессионала   ( творца ) к действию, к повышению своей квалификации. Это идеи физической гармонии, аллертности, душевного покоя даже в состоянии напряженного движения, усталости или ранения, как это происходит в случае статуи Амазонки. Эти идеи имели своих последователей во все времена. Одними из самых замечательных воспреемников идей Поликлета и его разработок в ХХ веке были Арно Брекер ( германский скульптор периода Третьего Рейха ) и выдающийся советский скульптор Матвей Генрихович Манизер. Используя наследие Поликлета, они достигли в своем творчестве вершин изображения обнаженной фигуры как в круглой скульптуре, так и в рельефе.
Современному периоду развития скульптуры объективную характеристику дадут последующие поколения. Но и сейчас следует возвращаться к тем идеям, целям и, соответственно, тем возможностям, которые через века донесены до нас в творческом наследии Поликлета.



Рецензии