Размышление о литератере для детей
«Кажется верной мысль, что детская литература состоит из произведений очень сильных на позиции удержания внимания читателя. Почему так думается? Потому, что читатель здесь - ребёнок,.. человеческий малыш, интересующийся всем вокруг, внимание которого всегда очень рассредоточено и охватывает картину, перед собой происходящую, не в отдельных её деталях, а композиционно целой. Ребёнку, в окружающем его, интересно наблюдать за большими движениями, находясь над ними, а не в; ему всегда важно заметить что-то значительное и бурное, а потому ведущую роль в его зрительном восприятии берёт на себя взгляд охватывающий, а не проникающий; ребёнку важна общая живость в представленной перед ним картине, нежели её мазковая составляющая, что вне общего сюжета мертва. Ребёнок - очень отзывчив на всё живое, потому что он сам - самый живой, самый ранний. Ребёнку всегда необходимо видеть перед собой настоящую и новую жизнь: удивительную, интересующую и громадную. Беря во внимание такие предпочтения читателя детской литературы, ребёнка, становится ясно, что задача её творца, детского писателя, - отразить в ней жизнь настоящей, что значит самой живой и подлинной, дабы удовлетворить интерес самого живого из людей во взгляде на новую жизнь.
Детский писатель - реалист, возведённый в 10 степень. Только детскому писателю нужно уметь изобразить действие без использования образа - образ просто не читается ребёнком, только детскому писателю нужно уметь изобразить действие без соблазна прикраса - выше было сказано, что ребёнок чуток на всё живое, а значит и чуток на всё вымышленное, только детскому писателю нужно уметь изобразить действие таким, каким его видит ребёнок - человек с самым чистым взглядом на мир. Наконец, детский писатель сам должен иметь самый чистый взгляд на мир. (У некоторых читателей на этом месте текста может появиться возражение: «А как же сказка и басня, которые так любят дети? В них совсем нет реального». Начать стоит с того, что сказка и басня - взрослые жанры, и определяет это основание ряд причин: во-первых, в них содержатся учения и смыслы более высокого порядка, чем те, которые нужны ребёнку и доступны до его понимания, во-вторых, это самые аллегоричные жанры в литературе, в-третьих, синтенциальность - обязательная характеристика их содержания. Из перечисленных отличительных черт сказки и басни и становятся ясным, что эти жанры - очень сложны для понимания их ребёнком. Необходимо ещё сказать о том, что во времена написания самых известных сказок и басен ребёнка считали лишь маленьким взрослым, и этим знанием конечно укрепит мысль о том, что в сказках и баснях нет ничего для детей и писались они единственно для взрослых, поэтому ребёнок, почти никогда, и не может сам правильно и полностью (глубоко) их прочитать. Теперь хочется конкретнее сказать об отношениях ребёнка и сказки. Можно задаться вопросом: Для достижения чего ребёнок читает сказки? Можно предположительно на него ответить: ребёнок читает сказки не из установки на достижение чего-либо, а только из того, что его в них привлекает иной мир - волшебный,.. мир в существование которого он охотно верит,.. мир, который он мечтает найти в действительном, и который лишь хорошо от него спрятан. Важно, что ребёнок мечтает найти волшебное вообще, а не конкретного Кощея Бессмертного, говорящего Кота, по золотой цепи ходящего, или Бабу Ягу; волшебное как нечто интересное, новое, удивительное, выступающее как-бы существующей действительно жизнью, но где-то сокрытой - главный объект в сказке, привлекающий внимание ребёнка к ней, и только; он вовсе не читает в сказке символов и образов; ребёнок верит и верит свято в волшебство, верит потому, что и мир действительный для него волшебен, ибо совсем не изведан, а значит и полон тайн, чудес. Для ребёнка не существует границы между реальным и волшебным, волшебное для него - невиданное реальное, вероятно, из-за отсутствия такой границы ребёнок и боится сказочных персонажей. Но такое, детское, прочтение сказки у ребёнка довольно непродолжительно, и при его взрослении, уже в возрасте от пяти - шести лет, постепенно сменяется диаметрально противоположным рационалистическим прочтением, по причине появления которого и возникает протест ребёнка против сказки, скепсис в отношении её, иными словами происходит разтуманивание мифа о мире внутри мира). Так кто перед нами? Детский писатель(!) - абсолютный мастер изображения жизни такой, какая она есть, в не художественного средства.
Столкнув детского писателя и «Взрослого» автора в битве за лучшее умение удержать внимание своего читателя на общей картине произведения, последний безоговорочно проиграет первому, так как совершает сильно бОльше работы над достижением одинакового результата. «Взрослому» автору всегда необходимо укрупнять один фрагмент картины (а картина состоит из многих фрагментов) для прописывания более мелких её фрагментов, деталей, ведь только так он может задержать на своей работе взгляд смотрящего. Детский же писатель создаёт сАмую занимательную вещь из сАмой обыденной и использует для такого изображения представление о том, какой она, эта вещь, казалась бы в глазах ребёнка - она казалась бы самой буквальной и общей, он удовлетворяет внимание своего зрителя тем, что рисует для него картину, его любимыми цветами. Именно эта присутствующая в детских произведениях необходимая для удержания внимания малыша-читателя позиция детского взгляда на объект изображения и вызывает во «взрослом» читателе лёгкое, а порой и презрительное отношение к детской литературе - он видит в ней наивность и простоту, слишком общий план. А эта простота и общность - есть самая настоящая, реальная и возведённая в 10 степень, Жизнь, есть Жизнь в глазах самого чистого из людей - ребёнка, есть Жизнь, уже готовая и не запятнанная брызнувшими на неё с кисти остатками краски Жизни - деталями, есть Жизнь - самая Целая и Живая.
С точной уверенностью, можно заявлять, что в изображении реальности детскому автору нет равных. Только у него она выходит самой интересной и живой. Только ребёнок смотрит на жизнь с самым большИм интересом и живёт самой живой жизнью. Только ребёнка жизнь удивляет совершенно».
- - - - - - - {~~~}- - - - - - -
17.11.2023
Свидетельство о публикации №123111702839