Перейди от мышления к чувству

Интеллект – вещь тяжелая, а разум - более тотален,
Заимствованным наш интеллект бывает,
Логичен он, рационален.
И более даже, чем логичен, разум твой,
Он – твой собственный, и он с тобою вместе был рожден,
Интуитивным, над логикой стоящим, мы его найдем.
Интеллектуальный человек лишь аргументами живет,
С их помощью к определенной точке подойдешь,
Но за пределами ее
Предчувствия необходимы все равно.
И даже те ученые, которые работают, используя рассудок свой,
Иначе можем так сказать – которые работают лишь головой –
Приходят к точке, где рассудок не работает уже,
Себя он исчерпал вполне;
Тогда они предчувствия какого-либо ждут,
В нем верное решение найдут,
Ждут неизвестного послание,
И это происходит постоянно.
И если ты усердно работал интеллектом,
И если ты не думаешь при этом,
Что, кроме интеллекта, нет ничего его превыше,
Что запредельному всему уже доступен ты,
Тогда в тебя проникнет луч однажды, ты только жди,
И он не твой, и все же – твой, его услышишь.
Он - твой, поскольку никому другому он не принадлежит,
И выглядит он так, что он из запредельного выходит,
Потому что ты не знаешь, где лежит
Центр интуиции твоей.
Знаем много мы таких людей,
Которые рациональны, но не разумные они.
Сказать имеем право мы,
Что разум больше рациональности всегда.
Разумный человек готов все иррациональное принять.
Лишь потому, что он разумен, сумеет он понять,
Что иррациональное с ним рядом может пребывать.
А если ты рационален, понять не сможешь никогда,
Что иррациональное с тобою рядом находится всегда.
И верить можешь лишь
В ограниченный, логический силлогизм.
Такие вещи знаем,
Которые логически доказанными не бывают,
И все же есть они, и их нельзя нам отрицать.
Любовь мы можем знать,
Но что же есть любовь – не сможем доказать.
И есть ли она вообще; она собой загадку представляет,
Но каждый знает,
Что есть она,
И что она всегда жива.
И даже тот, не верит кто в любовь,
Принять поскольку не готов
Все то, что за пределы логики выходит,
И даже если он влюбиться сможет,
И если он влюбляется когда,
Он в большем затруднении окажется тогда,
И виноватым чувствует себя.
Любовь была, и есть всегда.
Никто и никогда не был осуществлен
Одним лишь только интеллектом,
Если не удовлетворено еще и сердце.
Две полярности в тебе, как будто ты двойной:
Они есть сердце, голова;
А разум будет представлять
Врожденную способность видеть все, воспринимать.
Рождается разумным ребенок наш всегда,
Но общество все силы прилагает,
И разума врожденного лишает,
И глупым делает его,
И в глупости образование ему даем.
Он рано или поздно защищает
Диссертацию по глупости, и в ней профессионалом станет.
Естественным явлением разум наш предстанет,
Точно также,
Как дыхание,
Как зрение твое,
Он – интуитивен, он – внутреннее видение твое.
Помните, что с интеллектом общего он не имеет ничего,
Не путайте их никогда,
Они полярные, противоположные всегда.
Интеллект лишь голове принадлежит,
Ему другие тебя учат, навязан он тебе.
Понять способен ты вполне,
Что он тебе привит,
И он заимствован тобой всегда,
И это нечто иностранное, оно не рождено с тобой;
Но от рождения дается разум твой,
Он есть само твое существование, природа есть твоя.
Разумны все животные всегда,
Хотя интеллектом они не обладали никогда.
Деревья, птицы – разумно очень все существование,
Приходим мы к признанию,
Что рождается разумным наш ребенок,
Но мы лишаем разума его с пеленок.
Когда-нибудь встречал ли ты
Того ребенка, который глуп бы был?
Но это невозможно;
Но встретить взрослого, который разумен, можно
Лишь только изредка, перевелись они,
Они лишь интеллектом заняты.
Однажды звери собрались,
В лесу решили школу они открыть,
И были среди них
Кролик, крот, птица, белка, рыба, угорь; и вот они
Сформировали директорский совет.
Настаивал кролик, чтобы бег
Вошел в учебную программу их.
Настаивала птица на утверждении своем,
Чтобы летание было в расписании том;
А рыба – чтобы плавание туда входило,
А белка говорила,
Что абсолютно всем необходимо,
Чтобы в расписание ввести,
И лазанию по деревьям всех обучить.
Все эти вещи они объединили,
И расписание написали,
Потом настаивать начали,
Чтобы все ученики предметы эти изучали.
Хотя по бегу кролик пятерки получал,
Но в вертикальном лазании он трудности встречал,
На спину постоянно падал он,
Поскольку не к тому он был рожден.
Довольно скоро получил он повреждение мозгов,
И бегать больше уж не мог;
И оказалось уж тогда,
Что вместо той пятерки, которую за бег он получал всегда,
Он получает тройку постоянно,
А по лазанию вертикальному
Получал он единицу.
Летала птица хорошо, но когда
Пришлось ей норы рыть, тогда,
Как жалко эту птицу,
Она ломала постоянно клюв и крылья,
И с рытьем земли у нее ничто не выходило;
И очень скоро птица стала получать
Сплошные тройки по летанию,
Единицы по копанию,
И лазание вертикальное ей трудно было выполнять.
В конце концов, по успеваемости первым угорь оказался,
Хотя умственно отсталым он был, и ни в чем особо не старался.
Но учредители довольны были все вполне,
Поскольку каждый изучал предметы все.
И это называется широким умственным образованием.
Так именно произошло и с вами;
И мы действительно пытаемся всегда
Заставить каждого, чтоб делал он,
То же самое, что и остальные все, и потому убьем,
Разрушим твой потенциал, чтоб стать ты смог самим собой;
И разум умирает твой тогда.
Разум умирает,
Когда он копию собою представляет.
И если хочешь ты разумным быть,
Тогда любое подражание отныне прекрати.
Самоубийство разум совершает,
Когда другим он подражает.
В то самый миг, когда ты думать начинаешь,
Как стать тебе таким, кому ты подражаешь,
То есть, чтобы быть как человек тот, или иной,
Тогда, мой дорогой,
Из разума своего ты упадешь,
И в область глупости придешь.
И если сравниваешь себя с кем-то другим,
Теряешь свой естественный потенциал, и ты
Теперь уже не будешь счастлив,
Не будешь чистым, ясным и прозрачным.
Ты потеряешь свою ясность,
Ты потеряешь видение свое;
И будут у тебя
Заимствованные у других глаза,
И ты увидеть ими сможешь что?
И как глазами этими сумеешь видеть что-то?
Они ведь не твои, заимствованные у кого-то.
Свои глаза тебе нужны,
И ноги собственные свои,
Чтобы ходить; чтобы собственное сердце билось,
Но что с людьми случилось?
Заимствованною жизнью живут они сейчас,
И потому парализована их жизнь; из-за этого паралича
Очень глупо выглядят они,
Всем нам сейчас необходим
Совершенно иной вид образования.
Приходим мы к признанию,
Что тот, родился кто, чтоб стать поэтом,
В математике останется балбесом,
А тот, который математиком великим мог бы быть,
Историю сейчас зубрит,
И чувствует растерянность при этом,
Все вверх ногами; не будет в том секрета,
Что образование такое
Не соответствует твоей природе;
Оно не отдает и дани никакой
Твоей индивидуальности ни в чем,
И принуждает каждого к тому,
Чтоб следовать определенному образцу
И, может быть, случайно этот образец,
Совпадает с тем,
Что нужно некоторым из массы всей,
Но большинство теряется вконец.
И большинство в страдании живет,
До пор до тех, пока к себе он не придет.
И величайшее страдание в жизни в том,
Что недостойным, неразумным, глупым чувствовать себя.
А мы разумными рождаемся всегда,
Не разумным не рождается никто,
Потому что мы приходим из существования,
Оно – есть чистый разум, сюда приносим мы благоухание,
Из запредельности далекой приносим аромат,
Когда приходим в этот мир; но общество тотчас
Набросится на нас,
Начнет манипулировать, учить,
И изменять, и обрезать, и добавлять,
И скоро форму ты свою начнешь терять,
И очертания свои.
Оно желает, чтобы вы
Послушны были, ортодоксальны;
И именно таким путем разрушится твой разум.
Живешь ты в камере, в тюрьме,
Способен ты к тому вполне,
Чтобы ее отбросить,
Но сделать это трудно очень.
Хотя и трудно это будет для тебя,
Потому что слит ты с ней, она – твоя;
И не одежда ведь она,
А вроде кожи у тебя,
Ты с нею жил так долго,
Она твоей тождественностью стала вроде.
Но ты ее отбросить должен.
И если ты действительно желаешь предъявить права
На истинное существо свое, и если ты
Действительно разумным хочешь быть,
Тебе придется в бунтари идти тогда;
И только бунтующий разумен человек,
Ведь отбрасывает он, наконец,
Все то, что против его воли,
Ему когда-то навязали, и поневоле
Все это он своим считает,
Но разум свой при этом заглушает.
Свободы для себя ты должен добиваться,
И это бунтом будет называться.
Начни с начала, дрогой,
Ищи опять, кто ты такой,
И думай, что время все твое до сей поры
Потеряно впустую, потому что ты следовал всегда другим.
Но не похож ни на кого другого человек,
И это есть природа разума, пойми ты это, наконец;
И каждый остается несравненным,
Единственным, неповторимым; так есть  на самом деле.
Не сравнивай себя с другими никогда,
Ты – это ты, а я – есть я.
С тобой мы непохожи,
И потому сравнение невозможно.
Но нас учили сравнивать; мы сравниваем постоянно
Иль косвенно, иль прямо,
Сознательно, иль бессознательно, но сравниваем мы всегда;
И если с кем-то сравниваешь себя,
Не будешь сам себя ты уважать,
И будешь более и более себя обременять:
Что кто-то красивее, и выше рост имеет,
Здоровье чье-то лучше, чем твое.
Людей есть миллионы, и что выносишь из сравнения того?
Сравнения тебя раздавят, в самом деле.
Ведь есть в тебе прекрасная душа,
Она есть существо твое,
Хотело бы оно
Стать золотым цветком, но никогда
Ему не позволял ты распуститься,
И должен ты от бремени того освободиться.
От бремени освободись, и в сторону его ты отложи,
И снова обрети, и снова предъяви права свои
На детство, на невинность, и лишь тогда
Познаешь ты себя.
Иисус был прав, когда он говорил:
«Пока вновь не родитесь вы,
Вы не войдете в Царство Бога».
И каждый должен
Отбрасывать весь мусор, который в тебя вложили,
Какой своим ты принял.
Будь свежим, начни с начала, с самого себя,
И удивишься ты тогда,
Сколь много разума освободили усилия твои.
Под разумом подразумеваем мы
Способность видеть, понимать,
И жизнь согласно своей природе проживать;
И именно это предстанет разумом твоим,
А следовать и подражать другим,
И подчиняться им,
Глазами их смотреть, их знание впитать,
И как свое его принять –
Все это глупостью сплошною будет выступать.
И именно поэтому пандиты, в основном всегда,
Глупцами нам предстанут,
Они, как попугаи,
Повторяют в них вложенные слова,
Пластинки граммофонные они собою представляют.
Искусно могут повторять они, но когда
Ситуация такая возникает,
Которая в их книгах описана не была,
Они в растерянности пребывают,
Поскольку разумом большим не обладают.
И разума у них нет никакого,
Ведь разум есть способность
Откликаться   от одного мгновения к другому
На жизнь такой, какой случается она,
А не согласно программе той, какой напичкали тебя.
И только неразумный человек
Живет по принятой программе; и это не секрет,
Что он всего боится, поскольку знает,
Что разумом большим не обладает,
Чтобы столкнуться с жизнью, как есть она.
Он репетирует всегда,
Чтобы готовым   пред ней предстать,
Напичканным программой всей; ответ их заготовлен уже всегда,
И прежде чем задан был вопрос,
Ответ у них уже готов;
И именно таким путем они докажут свою глупость,
Свою шаблонность, свою тупость,
Потому что не бывает никогда
Вопрос одним и тем же, он нов всегда.
И каждый день нам принесет
Свои проблемы, и каждое мгновение задает
Свои вопросы.
И если ты ответы заготовленные носишь,
Вопроса не услышишь ты тогда
И будешь ты наполненный своим ответом,
Не будешь ты способен слушать,
Не будешь ты тогда доступным.
И будет не секретом,
Что, что бы ты ни делал, ты будешь делать это
Согласно заготовленного ответа,
Хотя он будет неуместным,
Который никак не увязать
С реальностью той, какая будет вокруг вас
А разум в том и состоит,
Чтобы с реальностью неподготовленным общаться,
И жизни прямо в глаза смотреть, неподготовленным ее касаться.
Всю красоту мы в этом будем находить,
Тогда есть в жизни юность, новизна,
И свежесть в ней тогда видна;
И сколько неожиданностей в ней найдем,
Не скучно будет нам в потоке том.
Скучно глупцу бывает
От тех ответов, которые он постоянно собирает
От людей других, и их, не уставая, повторяет,
И потому скучает, потому что его глаза
Познания полны, хотя
Слепы, незрячи, и никогда
Они не видят то, что происходит.
Хотя и много знает он всегда,
Но он вообще ничто не знает никогда,
И он не мудр, он просто много знает.
Когда на розу смотрит он, ее не замечает,
И с ней в общение не вступает.
Все цветы, о которых он читал,
Которые поэт великий воспевал,
Которые художниками изображались,
Которые философами обсуждались –
Все цветы, о которых он читал, иль слышал где-то
Стоят в глазах такого человека –
Как великая очередь воспоминаний, информация одна,
А сам цветок теряется тогда.
Потерян он в очереди этой, в такой толпе,
Придавлен и разрушен этим всем до основания,
И слова своего сказать не может бедное создание.
И будем в том уверены вполне,
Что этот человек не видит тот цветок,
Хотя и говорить о нем готов,
Хотя и говорит он так:
«Красива эта роза», - но это не его слова,
Они не подлинные, не истинные – лишь фальшь одна.
И голос это не его,
Пластинку просто проигрывает он,
И глупость в том найдем.
Глупость – это повторение; когда ты за другими станешь повторять,
Глупцом себя ты будешь выставлять;
И это дешево, потому что тебе тогда
Учиться самому не нужно, бери готовые слова.
Учение тяжко и натужно, и можно в нем хребет сломать.
Чтобы учиться, хребет быть крепким должен.
Учение означает, что человек быть должен скромным,
Что ты готов все старое отбросить прочь,
Что новое принять готов;
И должен постоянно быть к тому готовым,
Чтоб новое принять, и делать это снова, снова.
Учение означает неэгоистическое состояние.
Человек не знает никогда
О том, учение приведет его куда.
И можем повторять мы неустанно,
Что об учащемся ничто не можем предсказать заранее,
Останется непредсказуемой жизнь его,
Он сам себе не может предсказать ничто,
И в состоянии незнания он движется всегда.
Ты учишься всегда,
В состоянии незнания живешь когда.
Все дети на лету хватают знание.
Как только старше становятся они,
Весь интерес пропал у них.
Они учиться прекращают,
Поскольку знанием переполнены бывают,
И можно повторять его, вглубь не вникая;
И беспокоиться не надо.
Можно дешево и просто лишь следовать образцу,
И скучно становится тому глупцу,
Скука воцаряется в душе такого человека,
С глупостью она приходит вместе; не будет в том секрета,
Что коль разумен ты – ты свеж всегда,
Как утренняя роса,
Как звезды ночью, ярко ты сияешь,
И новизну всегда во всем встречаешь.
Ты новый есть всегда,
Ты как порыв ночного ветерка.
Разум есть способность заново рождаться,
И делать это вновь и вновь,
И умереть для прошлого, отбросить его прочь,
Жить в настоящем – здесь, сейчас, и по сторонам не распыляться.
Фактически, разум головы – не разум вовсе он,
А осведомленность лишь твоя;
А разум в сердце находится всегда,


И он единственный есть разум твой,
Который только существует, а голова –
Лишь только наполнитель, она всегда стара,
И никогда не оригинальна, не нова,
Для лишь определенных целей она бывает хороша.
Лишь для архивных подшивок сгодится голова,
Хотя при жизни это помогает.
Так много помнить надо нам
И ум твой, голова биокомпьютером здесь выступает.
Ты можешь продолжать
Накапливать в ней знания, чтобы потом его достать,
Когда появится необходимость в нем.
Мы в голове помощника хорошего найдем
Для математики и для расчетов,
Для повседневной жизни и для рынка.
Но если думаешь, что это и есть вся жизнь, и что это есть ее икринка,
Тогда ты ошибаешься глубоко,
И глупым остаешься навсегда.
И никогда не будешь знать ты красоту своих всех чувств,
И благословение сердца не придет к тебе тогда, мой друг,
И благодати не узнаешь никогда,
Которая исходит прямо в сердце напрямую,
Молитву не узнаешь ты святую.
Поэзия, любовь перед тобой тогда закрыты навсегда,
А разум сердца поэзию в тебе создаст,
И танец он твоим шагам придаст,
И радостью большой всю жизнь твою наполнит,
Тогда все дни, как праздники, проходят.
Он чувство юмора тебе дает,
Способным сделает тебя к любви,
И к щедрости, и этим всем наполненный до края ты.
А если жизнью головы живешь,
То это будет механическая жизнь,
И робота тогда в тебе увидим мы.
Ты роботом становишься тогда,
Быть может, очень эффективным, ведь всегда
Гораздо эффективнее машины человека;
И не откроем в том секрета,
Что можешь много зарабатывать, используя голову для цели такой,
Но ты тогда не сможешь долго жить,
И лучше уровень материальный будет у тебя, чем у других,
Но при этом не будет жизни никакой,
Не будет жизни для тебя тогда,
Ведь жизнь от сердца идет всегда;
Лишь в сердце расти возможно жизни,
В той почве сердца благодатной
Растет любовь, божественность всечастно.
И мы наглядно видим,
Что все, что только замечательного есть в жизни,
Из сердца к нам приходит.
Сердце центром мы находим,
А голова – периферией нам предстанет.
Жить из головы и будет означать,
Что ты на периферии будешь пребывать,
И в глупости купаться станешь.
Жить в голове – есть глупость,
Преодолей в себе всю тупость
Своего ума, живи из сердца, а голову используй лишь тогда,
Необходимость в этом будет возникать когда.
И это – разумом предстанет,
Ведь центр – хозяин,
И он находится всегда
В самом ядре тебя, как существа.
Хозяин – это сердце, а голова – слуга,
И это разум есть; и если голова
Становится хозяином тебя,
И совершенно о сердце забывает,
Явление такое глупость представляет.
Вам выбирать,
И помните, что голова – твой раб,
И он прекрасный и полезный, но надо знать,
Что в качестве хозяина она опасна и будет отравлять
Всю вашу жизнь; оглянись вокруг,
И ты увидишь, друг,
Что головой отравлена вся жизнь у них,
И чувствовать не могут уж они,
Под слоем пепла чувства их погребены,
И трепета они не знают никакого,
Ничто их в трепет не приводит,
Восходит солнце, но в них ничто не всходит.
Вся жизнь отравлена их головой,
Проснись же, наконец, друг мой.
На солнечный восход глядят они незрячими глазами,
Вот звездами наполнился огромный небосвод –
Какое чудо, какая тайна, – но в их сердцах не шевельнется ничего,
Они пустыми остаются все равно.
И песни никакой не будет возникать
В непроницаемых сердцах.
Поют лишь только птицы; ты разучился петь,
Плывут по небу облака, не будешь этого хотеть;
Павлин танцует, а ты не можешь танцевать,
Калекой совсем стал, себя ты должен пробуждать.
Цветут деревья и цветы,
И только думаешь все ты,
И никогда не чувствуешь уже,
Без чувств обходишься вполне.
Без чувств нет никакой возможности цветения,
Все время наблюдай, и замечай, исследуй,
На жизнь по-новому смотри,
Никто другой тебе помочь не сможет, только ты.
Зависел ты так долго от других людей,
И именно поэтому и глупым стал в учености своей,
Об этом позаботиться пришла пора,
И это есть ответственность собственная твоя,
Чтобы взглядом проницательным на жизнь смотреть,
На то, как с жизнью ты своею поступаешь,
Местечко в сердце для поэзии ты оставляешь?
И если в сердце ее нет,
Ты времени впустую не теряй,
И сердцу помогай
Поэзию ткать и прясть,
Чтобы поэтичным смог ты стать.
И есть ли у тебя
Какая-то романтика? Ведь так она нужна,
А если нет ее, тогда ты мертв уже,
Тогда в могиле ты,
И из нее быстрее выходи,
Ищи романтику везде;
Пусть будет что-то от романтики всегда,
И от приключений,
Не уставая, все исследуй;
Миллион красот, великолепий ждет тебя.
Ты продолжаешь двигаться кругами, в храм жизни не входя,
А дверь в него – это сердце внутри тебя.
И этот сдвиг произойдет,
Коль от мышления к чувству перейдешь.
От мышления ты должен к чувству перейти,
Его мы будем находить
Стоящим ближе к тому в тебе, что интуицией зовется.
Мышление есть самая отдаленная от интуиции точка.
Другие люди всегда тебя учили,
Но это было просто обучение,
А то, чему тебя и не учили,
Что расцветает уж в тебе – твое цветение,
И это интуиция твоя,
Ты ей не обучался никогда.
Никто тебя ей не учил,
Никто о ней не говорил,
Она взрывается в тебе всегда,
И это – интуиция твоя.
Не нужно никуда идти,
Ты только внутрь себя войди.
Чувство близко к интуиции твоей.
«Будь интуитивным», - скажем мы,
Не сможешь это сделать ты,
И чтобы возродиться ей,
Ты можешь сделать лишь одно:
К чувству от головы переходи,
Себя тем самым оживи,
И будет так потом легко,
Коль сделаешь ты этот шаг,
Тогда легко от чувства к интуиции ты перейдешь,
Но если мостик тот не проведешь,
То делом трудным окажется подчас,
Чтобы от мышления к интуиции мостик проложить,
Не встречаются, полярные они,
А чувства посередине где-то между них.
И будем находить,
Что расстояние одно и то же между мышлением и чувством,
И интуицией, и чувством.
И если ты пойдешь сюда,
Достигнешь мышления тогда,
А если ты пойдешь туда-
Достигнешь интуиции тогда,
И в чувстве они встречаются, сливаются всегда,
В чувстве остается что-то от мышления,
И что-то от интуиции твоей.
Обязан к чувству подойти ты поскорей,
Жить чувствами начни без промедления.

Подсобная лит-ра  Ошо: «Интуиция"


Рецензии