Обусловленность

Второй из всех слоев предстанет слоем
Систем всех верований, и, безусловно,
Что есть он слой обусловленности разной –
Политической, религиозной, идеологической и социальной.
Системы верований делают тебя
Недостижимым для общения; и если мусульманином зовешь себя,
А я есть индуист,
Тогда общения меж нами не может быть,
А если просто человек я, тогда
Общаться сможем мы всегда.
Но если ты - фашист,
А я есть коммунист, общение прекратится в тот же миг.
Все системы верований разрушительны для общения,
А жизнь твоя – не что иное, как общение,
Общение с реками, с деревьями, и с Солнцем, и с луной,
Общение с животными, с травой.
Вся жизнь общением выступает,
И разногласия исчезают, когда в общение полное вступаем.
Когда системами верований бываем мы обременены,
Тогда идей своих полны,
И думаем тогда,
Что истина лишь в них заключена.
Когда ты слушаешь кого-либо другого,
Тогда притворства ты бываешь полон,
Из вежливости слушаешь тогда,
Но у тебя основа есть своя;
Из вежливости будешь притворяться,
И заинтересованным казаться,
И ни в каком другом смысле не слушаешь его,
Поскольку знаешь мнение свое,
И просто ждешь, пока не кончит говорить тот человек,
Чтоб на него наброситься бы, наконец.
Здесь могут быть и диспут, и дискуссия, и спор,
Но диалога не содержит этот разговор.
Между двумя
Системами верований никогда
Возможности диалога не бывает,
Верования разрушают
Дружбу, человечность и общение.
И верования отбросить нужно, без сомнения.
И если ты
Хочешь видеть, слушать, слышать – отбрось все верования свои.
Тогда не сможешь быть ты индуистом, или мусульманином,
Не сможешь быть тогда ты христианином,
Позволить ты тогда себе не сможешь,  чтобы вникать
В разновидности все эти; тебе разумным надо стать,
Чтобы без верований жить; когда ты в клетку их попался,
Ты не доступным ни для кого другого оказался.
И точно также не доступен для тебя никто другой,
И мы живем как будто в доме, в котором нет окон.
Хотя вы сходитесь порой,
Или даже сталкиваетесь иногда, но, милый мой,
Ты не встречаешься с другими никогда,
И даже если разговариваешь с кем-то, но и тогда
Вы не общаетесь тогда друг с другом, и разделяет вас стена.
И каждый заключен всегда
В обусловленность свою, она – его тюрьма.
И каждый носит вкруг себя свою тюрьму.
И надо разорвать нам этот круг.
Все верования самомнение будут создавать,
Исследования другие будешь прекращать,
Поскольку боязливым можешь стать,
И, может быть, столкнешься с чем-то ты,
Что будет мнению твоему противоречить, которым дорожишь.
И эта встреча потревожить
Твою систему верований может,
И вы считаете тогда,
Что лучше не исследовать другое,  а оставаться замкнутым всегда
В своем мирке,
И за пределы те
Не выходить; и будешь думать так, как «будто бы» знаешь,
Но это все обманно.
Хотя о Боге ты не знаешь ничего,
Но верование о Нем имеешь все равно.
Хотя ты истину не знаешь,
О ней свои теории слагаешь.
И это «будто бы» опасно для тебя,
И это есть гипнотическое состояние ума.
Мужчины, женщины – все обусловлены всегда,
Хотя по-разному: мужчина приучен быть агрессивным,
Эгоистичным к тому, чтобы соревноваться, манипулировать,
И подготовлен он к работе лишь определенной,
К тому, чтоб быть эксплуататором хотя бы в доме,
Быть хозяином, и угнетателем; а женщинам были даны
Все рабские системы верований; ведь они
Привыкли сами подчиняться,
И им был дан мирок домашнего хозяйства.
У них отнята вся их жизнь, но установлена взамен
Система верований; крепка она вполне.
Мужчины, женщины ее считают за основу,
И ею будут ограниченными, безусловно.
Мужчин учили, что плакать им нельзя,
Что не к лицу мужчине его слеза.
Но плач, рыдание обладают   терапевтическим эффектом,
Их можно допускать; не будет то секретом,
Что слезы от бремени освобождают,
В иной момент и необходимость в плаче возникает.
И лишь продолжит мужчина себя обременять,
Поскольку он не может ни плакать, ни рыдать.
Ведь не мужское дело – слезы лить –
Так окружающие будут говорить.
А женщин плакать и рыдать учили,
«Что это женственно», - так говорили.
Они рыдают, плачут постоянно,
Когда и надо, и не надо.
И это все системой верований предстанет.
И женщина прекрасно понимает,
Что в споре с мужем ей не победить,
И начинает слезы лить,
И плакать начинает,
И эффективно это все бывает,
И это станет аргументом в ее пользу.
Мужчина тоже развращен, но по-другому.
И развращен он образом таким, что плакать он не может,
А женщину повернутой в другую сторону находим,
И плакать она может без конца,
И плач использует всегда
Как стратегию главенствования своего,
И плач политикой станет оттого.
Когда же твои слезы политичны,
Они теряют красоту, они уродливы, эгоистичны.
И это есть вторая обусловленность – одна из тех вещей,
Избавиться от которых все трудней.
В уме твоем смешаны всегда
Политическая, религиозная идеология    твоя,
И тысячи других вещей; и стало это все
Частью тебя, и это так далеко зашло,
И ты не думаешь о том,
Что они отдельны от тебя, что ты – другой.
И если говоришь:
«Я индуист»,
Не скажешь так:
«У меня есть верование, которое индуизмом будут люди называть».
Ты с верованием таким себя отождествляешь,
И если верование в опасности, тогда считаешь,
Что в опасности ты сам.
И если кто-то поджигает храм,
Себя в опасности считаешь;
А если кто-то Коран сжигает,
Мусульманин с Кораном себя отождествляет.
И эти все системы верований отбросить мы должны,
Тогда и понимание придет, как заблудились мы,
Тогда исследования готовность возникает,
И чувство тайны, благости и удивления окружает.
Тогда вся жизнь твоя –
Вещь неизвестная, ее загадкам нет числа.
Вся жизнь тогда есть приключение,
Она таинственна в любой момент без исключения.
Ты можешь продолжать исследовать ее,
Она загадкой будет оставаться все равно.
И ты тогда не будешь верований создавать,
И в состоянии незнания желаешь пребывать.
На этом состоянии незнания суфии настаивают всегда,
И то же самое скажут Дзэна мастера.
В состоянии незнания будь всегда,
А если что-то ты узнал,
Не делай верования из этого всего,
Отбрасывай знание свое,
И избавляйся от него.
Не позволяй ему, чтобы оно
Смогло бы окружить тебя;
Иначе поздно, или рано, но всегда
Жесткой скорлупой оно предстанет,
И ты для жизни недоступным станешь.
Подобным ребенку будь всегда,
Общение и диалог возможны тогда.
И если два человека в состоянии незнания
Один перед другим предстанет,
Они – соприкасаются тогда, и никаких препятствий не встречают;
Можешь ты тогда меня понять,
Коль в состоянии незнания будешь пребывать.
А я же в этом состоянии всегда.
Со мною подлинная встреча возможна лишь тогда,
Когда системы верований отбросишь все свои,
Иначе преградят твой путь они.

Подсобная лит-ра  Ошо: «Интуиция"


Рецензии