Препятствия к познаванию знания
Знание теорию собою представляет,
А познавание есть опыт, который ты приобретаешь;
Познавание означает,
Что т открыл глаза и видишь,
А знание – как будто кто-то другой открыл глаза свои, увидел,
И об этом говорит тебе,
И ты все это в ум берешь себе,
И просто сведения собираешь.
Возможно знание для тебя, пусть даже ты слепой,
Без глаз ты можешь много знать, мой дорогой,
Знание и тогда возможно,
Но познавание – невозможно.
Возможно познавание тогда,
Когда исцелены твои глаза,
Когда излечены они,
Когда сумеешь увидать посредством их.
Познавание есть опыт подлинный, и он есть твой,
А знание – поддельно, дорогой.
И можно так сказать,
Что оно проклятие, бедствие и опухоль неизлечимая твоя,
Благодаря знанию от целого ты отделенным стал,
И кто дистанцию создал? –
Лишь только знание твое.
Такой пример здесь приведем:
Когда ты полевой цветок встречаешь,
И ничего о нем не знаешь,
Твой ум молчит, и нечего уму о нем сказать,
В тебе не будет знание возникать,
Лишь удивление в себе почувствуешь тогда,
И есть цветок, и есть и я,
И в удивлении этом ты от него не отделен,
И связь прокладываешь между собою и цветком,
И в целости останется мосток, пока ты удивлен,
Между тобою и цветком.
Но если знаешь ты,
Какие пред тобой цветы,
Тогда тот мосток разрушен, потому что знаешь.
Так знание дистанцию сооружает:
Чем больше знаешь,
Тем длиннее дистанцию пролагаешь,
Чем меньше знание твое,
Дистанция между предметом и тобой,
Уменьшится тогда;
И если ты находишься в мгновении познания,
Соединение меж вами будет возникать без опоздания,
Тогда дистанция нисходит до нуля
Влюбляешься в женщину когда,
То в этот день дистанции не существует,
Есть удивление и трепет, и волнение есть тогда,
Но знание пока там не бытует,
И ты не знаешь, кто она.
Тогда нет ничего,
Чтобы тебя бы отделяло от нее,
Есть красота мгновений первых той любви,
Но если ты хотя бы сутки с ней прожил,
Тогда возникнет знание о ней, немного узнаешь ее,
И эти сутки создали прошлое твое.
В уме отметины оставили они,
Теперь уж по - иному смотришь ты
На эту женщину, и прежней тайны больше нет,
Спустился ты с холма,
Его вершины лишился ты тогда;
Не надо мудростью большой владеть, чтобы сказать,
Что знание всегда дистанцию создаст.
Когда поймешь все это, сумеешь ты понять
Секреты медитации; она есть состояние незнания,
Она есть чистое пространство, не омраченное знанием.
Библейская история верна – что человек
Пал из-за знания, когда плод знания он съел.
Ни одна другая притча не достигала
Таких высот прозрения, хотя и нелогичным кажется, что из-за знания
Пал человек, но логика - лишь только часть от знания, она
Поддерживает знание всегда.
И есть она сам корень той причины,
По которой человек когда –то пал,
И если нелогичного ты ничего не допускал,
И если абсолютно ты логичен,
И если ты нормальный и абсолютно здраво мыслишь
Тогда безумен ты,
Живешь тогда без вдохновения, без любви,
Хотя, быть может, комфортно и уютно, но всегда
Нормальность ненормальностью уравновешиваться должна.
Иль, по- другому, можем так сказать:
Должна уравновешиваться логика нелогичностью всегда,
И когда встречаются противоположности друг с другом,
Они уравновешивают друг друга.
Тот человек, который только рационален – не разумен,
Он упускает многое тогда,
И будет упускать всегда
Все то, что есть красивого и истинного в мире,
И лишь банальности он не пропустит мимо,
И серой, и обыденной вся жизнь его предстанет,
И лишь мирским он человеком станет.
И почему же в знании пал человек?
И в том увидим мы ответ –
Что знание создает
«Я» и «Ты», - дистанцию оно воссоздает;
И создало оно объект, субъект,
И знающего самого, и познаваемое что – то,
И наблюдателя, и наблюдаемое что- то, и, наконец,
Оно и есть источник
Расщепленности твоей.
Шизофренично знание по сути всей своей;
Нет способа такого, чтобы в одно соединить,
Чтобы все расщепленные части единым целым могли бы быть,
И именно поэтому становится все более знающим человек,
Но все менее религиозным он предстает, и это не секрет –
Чем более образован ты,
Тем меньше у тебя возможностей, чтобы к целому смог ты подойти,
Но с целым ты сейчас разъединен.
Иисус был прав, когда он говорил о том,
Что только дети смогут
В царство Божье войти; но почему для взрослых это невозможно?
В ребенке качества невинности, незнания живы,
Все дети таковы.
Ребенок смотрит с удивлением,
Он смотрит глубоко на мир вокруг себя,
В нем предрассудков нет, и нет суждений,
Ему доступна истина всегда, пока природа в нем чиста.
Но, к сожалению, доступна лишь обыденная действительность тебе
Обкрадываешь сам себя всегда, везде,
И проецированием, мышлением себя повсюду окружаешь,
И потому и истину теряешь.
Обыденная действительность всегда –
Лишь интерпретация твоя
Истины самой, а истина есть просто то, что есть на самом деле.
Действительность – есть то, что ты способен воспринять,
Она – твое есть представление
Об истине самой, которое и будешь ты в уме держать;
И из вещей различных интерпретация твоя и будет состоять,
И все они отдельны,
Они не могут целой собой являть.
И только из космической энергии одной
И будет состоять вся истина, она
Лишь из единства состоит всегда.
Когда же мы действительность возьмем,
Мы ее найдем
Из множественности состоящей,
И в ней толпу мы будем находить, а истина есть интеграция.
Быть в молчании и будет означать,
Что в молчании пребывая, мы будем отвергать
Знание и ум, и внутреннюю занятость свою,
Чтобы пространство чистое в себе создать.
Откроем тайну здесь одну:
Когда не занят ты, ты с целым заодно бываешь,
Когда же внутренне ты занят,
Тогда с настройки сбился ты, и вышел не на ту волну.
И всякий раз, коль происходит так,
Что ты мгновения молчания достигаешь,
Незамедлительно и радость возникает.
В мгновения эти жизнь осмысленна твоя,
Во всем великолепии себя покажет вдруг она,
В мгновения эти жизнь танцует.
И даже если смерть придет,
Она лишь танцем празднования будет.
В мгновении этом радость великая живет;
Мгновение это не знает ничего другого,
И этот миг огромной радостью наполнен,
Мгновение это блаженно, радостно сейчас,
И чтоб его поймать,
Все знание ты должен отвергать
Оно должно отвергнутым тобою быть, -
Не потому что буду так тебе я говорить,
Поскольку ты стал бы отвергать тогда
То знание, которое в тебе уж есть,
Чтобы на его место смогли бы сесть
Мои слова, которые заимствованными тобой бы стали.
Знанием твоим мои слова предстанут,
И ты уже цепляешься за них,
И почитаешь идолов других,
А старых идолов выбрасываешь просто,
И новыми заменишь, но это все же остается
Игрою прежней с новыми словами,
С мышлением новым; - но как тогда отвергнуть знание?
Пойдем мы не путем вытеснения его другим каким – то знанием,
И мы должны прийти к признанию,
Должны увидеть факт – что знание
Дистанцию создает между тобой и тем, что будешь познавать
Тот факт
Должны увидеть интенсивно и тотально,
И этого достаточно бывает;
И суть не в том,
Чтобы одно знание
Заменить иным каким – то знанием;
Такая интенсивность есть огонь,
Он в пепел знание превращает.
Интенсивность прозрение собою представляет;
Интенсивно нужно видеть факт,
Как знание дистанцию создаст.
Твое прозрение собою знание сожжет,
Взамен его оно другого не дает,
И только пустота останется одна.
Останется тогда
Неомраченная, неиссякаемая истина сама.
Не надо изучать слова,
Должны вы видеть все всегда.
Прозрения достаточно уже, ему усилиями не надо помогать,
Должны во всем саму основу, суть вы увидать.
И слушать вы должны с осознанностью, какая только вам возможна,
Должны вы понимать, а не запоминать; любое слово,
Когда ты слушаешь разумно, живо и открыто,
Тогда твоя душа к познанию открыта,
Тогда находишься ты здесь, а не где–то,
Тогда в уме не сравниваешь это
Со старыми мыслями своими, и тогда
Не судишь ты внутри себя
Все то, что слышишь от меня.
Сердце в слушание должны вы вовлекать,
Умом в мгновения такие не надо рассуждать;
О том нет речи, чтобы соглашаться, или нет,
И научиться слушать должен человек.
Когда увидишь ты Луну,
То просто видишь ты ее одну,
Там речи быть не может,
О согласии с ней, или о споре.
И только в случае таком
Прозрение возможно; а знание всегда встает между тобой
И реальностью любой,
Тогда растет дистанция, теряется невинность и исчезает тайна,
И это все убьется знанием;
И удивления в себе ты не найдешь,
Знание его разрушит и убьет.
Жизнь в знании становится тогда
Тупым и скучным делом, ушла ведь тайна от тебя;
Исчезнет тайна, потому что ты
С идеей начинаешь жить,
Что ты все знаешь, и тогда
Уходит тайна от тебя.
Она возможна лишь тогда,
Коль ты не знаешь, и знай, что никогда
Ни единой вещи не узнал ни ты, ни я.
И все, что мы собрали - лишь мусор, чепуха,
А высочайшее останется всегда
За пределами досягаемости нашей,
А то, что мы собрали – только факты.
Усилия наши не касались истины самой, она –
Есть опыт, а не измышления ума;
Она – не только опыт Будды, Кришны и Рамаяны,
Другие люди ее познали:
Как Эдисон, Ньютон, Альберт Эйнштейн,
Не перечислить их нам всех.
Все разумы великие всегда-
Будь то мистики, поэты, или ученые – в любые времена
В одном всегда согласными оставались,
Что жизнь собой большую тайну представляет.
Чем больше знаешь,
Тем больше понимаешь,
Что никакое наше знание
Не разрушает этой тайны;
И лишь глупец способен думать так:
«Чем больше я узнаю, тем меньше в жизни будет тайн».
Лишь ум посредственный привязан к знанию,
Разумный ум всегда останется превыше знания,
Хотя использует его наш ум разумный;
Оно полезно, утилитарно, но если человек ты умный,
Тогда прекрасно знаешь, что все истинное сокрытое всегда,
Оно таким останется во все века.
Мы можем продолжать все узнавать и узнавать,
Но эта тайна продолжит прибывать,
И нескончаема та тайна,
Она неисчерпаема, бескрайна.
Если слушаешь, тогда с прозрением и вниманием слушай,
Так доберешься ты до самой сути,
И это видение тебя изменит.
Быть в молчании и будет означать отвергнуть.
Прозрение отвергает, и коль отвергнуто уже нечто,
И на это место
Не помещено пока ничто,
Тогда молчание осталось здесь одно,
Потому что выброшено старое, оно уже ушло,
А новое еще не внесено,
Молчание – это пустота, ничто;
В мире истины лишь пустота; в ней ничто работать может,
Но мысль работать там не сможет,
В миру вещей работает она,
И мысль любая – твоя, моя
Есть тоже вещь, хотя и тонкая, но материальная,
И именно поэтому их можно записать,
И сообщить, и передать.
Как вещь, она всегда передаваема;
Я мысль свою могу вам бросить,
Ее вы можете поймать,
Возможно дать ее и взять,
И в этом материальное явление находим.
Но пустоту я не могу вам дать,
И бросить невозможно ее в вас,
И в ней участвовать возможно,
И двигаться в нее, но никогда никто
Не сможет дать ее тебе,
И передать ее бывает невозможно.
И только пустота
Работать может в мире истины всегда.
Познается истина тогда,
Когда ума уж нет; чтоб истину познать,
Тогда твой ум спокойным должен стать.
Он должен прекратиться, из употребления выйти,
И стать он должен безмолвным, неподвижным, тихим.
Не может мысль работать с истиной, но истина всегда
Посредством мыслей работать может, направление им дает она.
Путем мышления не можем истины достичь,
Но если ты уже ее достиг,
Поставить можешь мышление свое тогда.
На службу истине; так делал Будда, и все другие мастера.
Все то, что говорили эти люди, хотя там мысль была,
Но за ней стояла пустота,
Не мыслью она произведена была,
Поскольку вне пределов мысли находится она.
Коснуться пустоты мысль не может,
И на нее не может даже посмотреть,
Думать ничего нельзя о пустоте,
И мыслью ее сделать невозможно.
О пустоте не можем думать никогда,
Поскольку непостижимая она;
И если думаешь о ней, не будет это пустота,
И если придет к тебе она,
Заходит мысль в тупик тогда.
Не встретятся в ней мысли никогда.
Когда она, то есть пустота, приходит
Использовать она все средства может,
Чтобы выразить себя.
Прозрение – состояние не- мысли,
Когда ты что-то видишь,
Тогда увидишь все без мысли,
И будет это лишь мгновением промежутков, интервалов:
Здесь просто мысль одна ушла,
А мысль другая – не пришла,
И потому тот промежуток возникает,
И в этом промежутке что–то ударяет,
Вибрировать вдруг начинает,
Как будто кто-то словно
Бьет в барабан, который пуст внутри,
И потому играть на нем возможно.
Пустота вибрирует всегда, ее послушай и пойми,
Что когда ты есть, когда без мыслей ты,
Возможным станет это в тот же миг,
И будет то не только услышанным тобою словом,
Тогда то интуицией предстанет; и, безусловно,
Все, что я тебе в тот миг скажу, - прозрением, видением станет,
Во что–то ты уж заглянул, что было тайной.
Прозрение – есть состояние не - мышления, и состояние не - мысли,
И это промежуток и зазор в процессе мысли.
В промежутке этом возникает
Проблеск, истина; они всплывают,
Коль ум не занятым бывает.
И ты тогда пустой,
Та поговорка – вздор,
Которая называет мастерскою дьявола ум пустой,
Но ум такой
Есть Бога мастерская.
Коль ум твой занят,
Мастерскую дьявола тогда он представляет,
А ум пустой
Есть ум расслабленный, ненапряженный, и он
Здесь просто остается, и есть лишь чистое присутствие одно,
В присутствии таком возможно все,
Из чистого присутствия исходит существование само,
Деревья вырастают из него,
Рождаются и звезды из него;
Тогда ты в Боге, и ты тогда есть Бог,
Когда же ум твой занят – ты падешь.
Незанятый, ты снова дома весь;
Когда твой ум реальностью внешней не занят –
Вещами, мыслями, тогда есть то, что есть,
И это истиной предстанет.
Лишь в пустоте возможна встреча и слияние,
И целого из разобщенности вновь воссоздание.
Тогда возможна встреча и объекта, и субъекта,
И это все внутри тебя, а не снаружи где –то;
И только в пустоте откроешься тык истине самой,
Она войдет в тебя, мой дорогой,
И полон ею становишься тогда.
Есть три состояния ума:
Первое – есть содержимое и сознание.
В уме есть содержимое всегда,
Мысль движется и возникают разные желания,
Гнев и жадность, амбиции разные,- всем этим ум занятый бывает;
Когда ты бодрствуешь, иль спишь
Поток тот продолжается, бежит,
Пока ты в бодрствующем состоянии пребываешь.
Поток тот есть твое мышление,
Когда ты спишь – его мы называем сновидением,
Но это есть один процесс, и без сомнения,
Сновидение немного более примитивно,
Поскольку мыслит оно в картинах,
А не концепциями, поэтому в книжках для маленьких детей
Картинки красочные помещают,
Поскольку дети внимание на картинки обращают.
Мыслят дети картинками всегда, везде.
Картинкам лишь благодаря,
Они и учатся словам.
Мало-помалу картинки меньше станут,
Потом и вовсе исчезают.
Первобытный человек также мыслил ими.
Самый древний язык в мире
Есть язык китайский, он образный язык,
В нем не найдешь ты алфавит.
Когда ты ночью спишь,
Тогда немного первобытным станешь,
В картинках мыслить начинаешь,
И всю дневную изощренность забываешь.
Прозрение психоаналитика ценно;
Он в сны твои заглянет, там больше правды он найдет,
Поскольку ты более первобытный и более подлинный во сне,
А днем скрываешь ты себя всегда, везде,
Ведь днем ты в личности живешь, покрыт щитом своим,
За личность прячешься надежно,
И слой за слоем личности ты спрятан, и очень сложно
Найти тебя таким,
Какой ты есть на самом деле; придется глубоко копать,
Чтоб настоящего тебя узнать.
И это будет больно, горько для тебя,
И ты сопротивляешься тогда,
Но ночью, как одежду, отложишь в сторону и личность свою,
Уж не нужна тебе она,
Коль ночь уже пришла,
Пора и маску снять свою,
Ни с кем общаться уж не надо,
В постели будешь спать один, без всякого догляда;
Не в мире ты сейчас,
А в личном царстве будешь пребывать,
Не нужно прятаться и притворяться;
И потому все психоаналитики во сны твои пытаются пробраться
Потому что сны яснее говорят
Кто ты такой; и это все такая же игра,
Проигрываемая на разных языках.
И это есть обычное состояние ума –
То есть ум и содержимое его.
Второе состояние ума на рассмотрение возьмем:
И это есть сознание без содержимого, и это- медитация, и тогда
Ты бдителен, ты пробужден,
Есть промежуток, есть зазор,
Не встретишь мысли ты тогда,
И пред тобой нет мысли ни одной,
Не спишь, но бодрствуешь, но мысли нет живой,
И это медитация твоя.
Состояние первое называется умом,
А в состоянии втором мы медитацию найдем;
А третье состояние ума –
Когда исчезло содержимое, объект исчез,
Субъект не может долго сохраняться,
Потому что они существуют вместе, и потому они в одно объединятся,
И друг друга производят; когда останется один субъект,
Он может в воздухе еще немного повисеть
По инерции старой.
Без содержимого твое сознание
Не может долго продолжаться,
Не нужным оно станет, потому что сознание твое -
Это всегда сознание чего–то, вот отчего
Объект там должен оставаться;
И это есть обязательное условие
Существования сознания, и, безусловно,
Когда объект исчезнет, исчезнет и субъект,
Сначала содержимое уйдет, и, наконец,
Сознание исчезает,
И это состояние самадхи называют,
Здесь нет ни содержимого, и ни сознания,
Отсутствие их - не бессознательность,
Оно есть состояние Сверхсознания,
Трансцендентального сознания.
Сознание теперь сознает само себя,
И обратилось на себя.
Теперь замкнулся круг,
Домой ты прибыл, друг.
Отбрось сначала содержимое свое,
Тогда пустым становишься наполовину,
Пускай затем уйдет сознание твое,
Ты станешь полностью тогда счастливым,
Ты станешь полностью пустым;
И эта пустота – прекраснее всего,
Она – благословение твое,
Тогда домой вернулся ты.
Подсобная лит-ра Ошо: «Интуиция"
Свидетельство о публикации №123111701058