О человеке

У человека есть две стороны, требующие развития своего; иначе говоря,
Имеются у нас
Две линии возможного развития, по которым необходимо
Продвигаться одновременно; эти две стороны, или две линии
Возможного развития его-
Суть познание и бытие.
Необходимо развивать познание,
И особенно, самопознание,
То есть, познание себя,
Поскольку одной из самых характерных черт состояния
Человека является всегда
Незнание самого себя.
Люди, в общем понимают идеи о различных уровнях познания,
Идею относительного знания,
И необходимости познаний новых,
И, безусловно,
То, чего они по большей части не понимают-
Это идея бытия, как чего-то совершенно отдельного от познания,
И далее идеи об относительности бытия,
Возможности различных уровней бытия
И необходимости развития бытия отдельно от развития познания.
Философ русский Владимир Соловьев
Использовал термин «бытие»
В своих работах, говоря о бытии
Камня, растения, животного, человека, и о божественном бытии.
И это лучше, чем обычное понятие бытия,
Поскольку обычно бытие человека рассматривается так,
Словно ничем не отличается оно от бытия камня,
Растения, животного; с обычной точки зрения,
Камень, животное, растение
Есть, или существуют точно также,
Как человек есть или существует, но, в действительности, совсем по- разному
Существуют все они.
Недостаточным мы будем находить
Такое подразделение Соловьева.
И, безусловно,
Такой вещи, как бытие человека нет, поскольку люди слишком разные.
Понятия человека подразделяется на семь понятий:
Человек № 1,2,3,4,5,6,7, а это означает наличие семи категории бытия:
Бытие № 1,2,3,4,5,6,7; вдобавок известны нам
Более тонкие подразделения; и знаем,
Что могут быть
Самые различные люди №1,
Самые различные люди №2 и №3,
И могут они жить
Полностью под влиянием А, под равным воздействием А и В,
Под большим влиянием В;
Они могут обладать
Магнетическим центром, и могут вступать
В соприкосновение со школой или влиянием С, и могут они быть
На пути к человеку №4; эти категории указывают нам
На различные уровни бытия.
Идея бытия стала самим основанием мышления и речи
О человеке
В религиозной мысли, а все другие подразделения
Неважными считались в сравнении
С религиозным: делились люди, со стороны одной,
На язычников, неверующих, или еретиков, а со стороны другой –
На истинно верующих, праведников, святых, пророков; эти определения
Относились не к различиям во взглядах и убеждениях,
То есть, относились не к знанию, но к бытию; но сейчас
Игнорируют люди идею бытия,
И различные уровни его.
Напротив, верят они в то,
Что чем больше в бытии человека разногласий и противоречий,
Тем он интереснее,
Тем больше блеска.
Признано очень широко, хотя и молчаливо,
А иногда и не молчаливо,
Что человек может предаваться лжи,
И эгоистом быть,
Ненадежным, неразумным, извращенным –
И все-таки, быть философом, художником, или большим ученым.
Но это совершенно невозможно.
Несовместимость эта различных черт в чьем-либо бытии,
Считающаяся признаком его оригинальности,
На самом деле означает его слабость.
И мы признать должны,
Что нельзя мыслителем великим быть,
Или художником с извращенным
И неустойчивым умом, так же как профессиональным боксером,
Или атлетом цирковым чахоточный человек стать не может.
Широкое распространение идеи, будто непостоянство и аморальность
Означают оригинальность –
Несет ответственность за многочисленные подделки разные,
Как научные, художественные, религиозные; необходимо ясное понимание
Того, что означает бытие,
И почему оно
Должно расти и развиваться с познанием наряду, но независимо от него.
Если познание перерастает бытие,
Или бытие перерастает познание, результатом в обоих случаях всегда
Будет одностороннее развитие, и никогда
Оно не идет далеко.
Одностороннее развитие приходит неизбежно
К серьезному внутреннему противоречию и останавливается на нем.
В жизни современной
Встречаемся обычно мы с одним, когда познание перерастает бытие.
Результатом этого всего
Оказывается догматизация
Каких- либо идей и последующая остановка развития познания
Из-за утраты понимания.
Что такое понимание?
На этот вопрос ответа нет, вы смешиваете всегда
Понимание со знанием, или наличием информации; но знать и понимать –
Это две совершенно различные вещи, их надо научиться различать.
Чтоб вещь какую-то понять,
Вам требуется рассмотреть ее связи с каким-то более
Обширным предметом, и более
Широким целым, и возможные последствия связи этой.
Понимание всегда есть понимание проблемы меньшей
В отношении к проблеме большей; например, показываю я
Старую монету; вы можете монету эту изучить,
И разглядеть, и даже анализ химический провести,
Но не поймете смысла слова «рубль», если вы
Не выясните и покупательную способность; когда откроете и это, то тогда
Поймете нечто о монете, а, возможно, и о некоторых других вещах,
Потому что понимание одной вещи ведет прямо
К пониманию
Вещей многих других.
Часто думаем мы,
Что понимание означает обнаружение
Имени, слова, титула, ярлыка для нового,
Или неожиданного феномена.
Поиск такой,
Или изобретение слов
Для новых вещей с пониманием не имеет общего ничего.
Напротив, если бы нам удалось
Избавиться от половины наших слов,
Наши шансы некоторые предметы понять,
Увеличились бы тогда.
Если спросить самих себя,
Что значит, человека понимать, или не понимать,
Должны сначала мы подумать, можем ли мы
С ним говорить
На его языке; естественно, без общего языка
Друг друга людям не понять.
Он должен в наличии иметься, либо людям таким
Нужно к согласию прийти
Относительно символов иль знаков; из этого всего
Следует принцип, согласно которому вы не можете понимать и не соглашаться.
Часто будем так выражаться:
«Хотя и понимаю я его,
Но согласиться не могу я с ним»; но с точки зрения
Изучаемой нами системы, это невозможно, и если вы
Понимаете другого человека, согласны будете с ним вы,
А если не согласны, не понимаете его тогда; и, без сомнения,
Эту идею трудно принять,
А это значит, ее трудно понять.
У человека есть две стороны,
Развиваться которые должны
В случае нормального хода эволюции его,
И это есть познание и бытие.
Но ни познание, ни бытие
Не могут оставаться
В одном и том же состоянии;
И если любая из них не становится больше и сильнее,
Она делается меньше и слабее.
Понимание можно сравнить
Со средним арифметическим между познанием и бытием.
Показывает оно
Необходимость одновременного роста познания и бытия; и будем находить,
Что рост только одного и уменьшение другого не изменит никогда
Среднеарифметического; и это также объясняет, почему «понять»-
Значит, согласиться; люди,
Понимающие друг друга,
Должны не только равными познаниями обладать,
Но они должны быть равными по бытию, и только лишь тогда
Возможно взаимопонимание.
Должны мы видеть также
Другую ложную идею, которая в том заключена,
Что понимание может быть различным, что люди могут, а тем самым
Имеют право
Одну и ту же вещь понимать по - разному.
Но с точки зрения нашей системы,
Неверно это совершенно.
Понимание не может быть разным,
Оно может быть только одно,
А остальное все -
Есть непонимание, или несовершенное понимание.
Но люди часто полагают,
Что они по–разному вещи понимают
Как же объяснить кажущееся противоречие такое?
В действительности, противоречий нет; и, безусловно,
Понимание означает понимание части в отношении ее к целому,
Но идея целого
У людей различаться может
В соответствии с их познанием и бытием;
Опять нужна система, и люди учатся понимать ее,
Понимая и все остальное в отношении к системе.
Пока речь идет об обычном уровне, без всякого представления.
О школе, или системе, тут нужно признавать, что пониманий
Существует столько же, сколько есть людей, и всяк
По-своему все будет понимать,
Или в соответствии с той,
Или иной
Механической тренировкой, или привычкой; но это является всегда
Лишь субъективным и относительным пониманием
Путь к объективному пониманию
Лежит через систему школы и изменения бытия.
Есть разница большая между людьми № 1,2,3,
С одной стороны,
И людьми высшей категории – со стороны другой.
Реальное различие даже больше, чем можем представить себе мы.
И будем находить,
Что столь велико оно, что с этой точки зрения жизнь вся
Может быть разделена
На концентрические окружности две – внутренний круг,
И внешний круг
Человечества всего; к внутреннему кругу
Принадлежат люди
№5,6,7, а к кругу внешнему - люди №1,2,3,
А люди № 4 стоят на пороге внутреннего круга,
Они находятся между двумя кругами; и будем находить,
Что внутренний круг, в очередь свою,
Разделяется на три концентрических круга:
Круг глубочайший, к которому принадлежат люди №7; и средний круг,
К которому принадлежат люди №6, и внешний внутренний круг,
К которому принадлежат
Люди № 5.
Это деление не касается нас.
В данный момент для нас
Три внутренних круга образуют один круг
А внешний круг,
В котором мы живем, имеет несколько имен,
Обозначающих различные его черты, мы механическим его зовем,
Поскольку все в нем происходит, механично в нем все, а люди, живущие в нем, -
Это машины; этот круг также зовут кругом смешения языков,
Так как люди, живущие в круге таком
Все говорят
На разных языках,
И никогда друг друга не понимают,
Всяк все понимает по-разному.
Мы подошли сейчас к очень интересному определению понимания.
Принадлежит оно
К внутреннему кругу человечества всего,
И вовсе нам не принадлежит оно.
Если люди внешнего круга, осознав взаимонепонимание свое,
Чувствуют нужду в нем,
То им необходимо
Стремиться в круг внутренний, ибо понимание между людьми
Возможно только там; разного рода школы воротами будут служить,
Через которые люди могут войти
Во внутренние круги.
Но это проникновение
В круг, расположенный выше в сравнении
С тем кругом, в котором родился человек, требует всегда
Работы долгой, трудной, и первым шагом в ней является изучение нового языка,
И это есть язык внутреннего круга, язык взаимопонимания между людьми.
Мы понимать должны
Что за пределами внутреннего круга находясь,
Лишь начатки такого языка можем мы познать,
Но даже и они помогут нам понять
Друг друга лучше, чем когда-либо могли без их помощи понять.
У каждого из трех
Внутренних кругов
Есть собственный язык,
Мы изучаем язык круга внешнего, первого из них.
Люди внешнего внутреннего круга учат язык
Срединно - внутреннего, а это есть язык
Глубочайшего круга; и если спросите меня,
Как это может быть доказано, отвечу так:
Только дальнейшим изучением самого себя,
И дальнейшим наблюдением; если обнаруживаем мы,
Что вместе с изучением системы мы понимаем лучше и себя и людей других,
Или скажем, лучше понимаем некоторые книги и идеи, чем раньше их понимали,
В особенности, если определенные факты обнаруживаем мы,
Которые показывают, что вырабатывается новое понимание,
То это будет, если не доказательством,
То, по крайней мере, признаком возможности доказательства.
Наше понимание,
Так же, как и наше сознание,
Не всегда находится на одном и том же уровне; движется оно вверх, или вниз,
А это означает,
Что в момент один мы больше понимаем,
И меньше – в момент другой; и если заметим мы
Различия эти в понимании в себе самих,
Тогда мы можем
Осознать наличие возможности,
Во-первых, сохранения
Этих высших уровней понимания, а, во-вторых -  преодоления
Различий этих; без сомнения,
Недостаточно одного лишь теоретического изучения.
Работать надо над бытием своим, и над его изменением.
Если сформулировать вашу цель
С точки зрения понимания других людей,
То школьный принцип здесь таков: вы можете понять других
Ровно настолько, насколько понимаете самих себя
И только на уровне вашего собственного бытия.
Это значит, что вы можете судить
О познаниях людей других,
Но не об их бытии; вы видите в них ровно столько
Имеете сами сколько.
Ошибкой постоянной
Такая мысль предстанет,
Будто можно нам судить
О бытии других.
В действительности, чтобы встретить и понять людей,
Развитие которых достигло высших ступеней,
Работать надо над собой с целью изменения собственного бытия.
Необходимо понимать,
Что только лишь внимание и самовнимание
Являются единственными путями понимания.
Помимо подразделения на две части,
Положительную и отрицательную,
Которые нетождественны в различных центрах, центр каждый
Разделяется на три части.
Эти три части соответствует самому определению центров; первая часть
Является механической, включающей в себя
Двигательные инстинктивные начала или одно из них –
Доминирующее; вторая часть – эмоциональная,
А третья – интеллектуальная.
Возьмем интеллектуальный центр, он разделен
На положительную и отрицательную части, и каждая из них
Делится еще на три части, и образом таким,
Интеллектуальный центр состоит
Из 6 частей, и, кроме того,
Каждая из этих 6 частей, в очередь свою,
Подразделяется на три части:
Механическую, эмоциональную
И интеллектуальную.
Деление центра на три части
Очень простое; механическая часть
Работает почти автоматически, не требует она
Внимания никакого, но именно поэтому она
Не может приспосабливаться
К изменяющимся обстоятельствам,
Не «думает» она,
И продолжает работать так,
Как работала до изменения обстоятельств.
В центре интеллектуальном механическая часть в себя включает
Всю работу по регистрации впечатлений, воспоминаний, ассоциаций.
Вот и все, чем заниматься она должна в нормальном состоянии,
Пока остальные части свою работу выполняют;
И никогда она отвечать на вопросы не должна,
Адресуемые всему центру, и не должна она
Стараться решать его проблемы, и ничего не должна она решать.
Но, к сожалению,
При ее нынешнем фактическом положении,
Она всегда готова решения принимать,
И на вопросы любого рода отвечать,
Хотя и узко, ограниченно, жаргонными выражениями.
И, без сомнения,
Все они, наряду со многими другими элементами наших обычных реакций
Представляют работу механической части
Интеллектуального центра; у этой части
Есть название свое:
«Строевой аппарат», или «строевой центр», и многие люди, особенно, люди № 1,
То есть, подавляющее большинство человечества всего,
Всю жизнь живут одним
Лишь строевым аппаратом,
Без соприкосновения с другими частями
Этого интеллектуального центра; и мы придем к признанию,
Что для всех жизненных нужд наших, для восприятия
Влияний А и ответа на них, для искажения и отвержения влияния С,
Строевого аппарата достаточно вполне.
 «Строевое мышление» легко распознать.
Например, центр строевой умеет только до двух считать,
И делит он все надвое всегда:
«Большевизм»,
«Фашизм»,
«Рабочие и буржуа»,
«Пролетарии и капиталисты»; наличию большинства слов-лозунгов обязаны мы
Строевому мышлению, и не только их,
Но и всех теорий современных популярных.
Приходим мы к признанию,
Что во все времена
Популярные теории ходят строем всегда.
Эмоциональная часть
Интеллектуального центра будет состоять
В основном, из так называемых,
Эмоций интеллектуальных,
То есть, желания знать, понимать, удовлетворения от познания,
Неудовлетворенность от незнания,
Радости открытия и так далее.
Хотя опять-таки
Могут проявляться они
На уровнях самых разных.
Работа части эмоциональной
Требует особого внимания.
Но в этой части центра находясь,
Внимание не требует никаких усилий; там
Оно притягивается и удерживается самим предметом.
Очень часто, посредством
Идентификации, называемой обычно «интересом»,
«Энтузиазмом», «страстью» «приключением» интеллектуальная часть
Интеллектуального центра включает в себя
Способность к творчеству, конструированию, открытию, и она
Без внимания работать не может; но в этой части центра
Внимание должно контролироваться и сохраняться усилием воли
Таков главный критерий при изучении частей центров.
И, безусловно,
Подходя к ним с точки зрения внимания, мы сразу узнаем, в какой части центра
Находимся сейчас.
Когда внимания нет, или это блуждающее внимание, тогда
Находимся мы в механической части, а когда
Притягивается внимание к предмету наблюдения,
Или рефлексии и держится их, тогда мы в эмоциональной части; а когда
Внимание контролируется и удерживается на предмете усилием воли, тогда
Мы в интеллектуальной части; и в то же время
Доказывает этот метод, как привести в работу интеллектуальные части центров.
За вниманием наблюдая,
И контролировать его стараясь,
Принуждаем мы себя
Работать интеллектуальной частью центров.
Тот же принцип будет относиться в равной степени ко всем центрам;
Хотя не так легко для нас
Интеллектуальные части в других центрах выделять,
Которые работают без воспринимаемого,
Или контролируемого нами внимания.
Возьмем центр эмоциональный.
Рассмотрим разделение его на 3 части - механическую, эмоциональную,
И интеллектуальную.
Механическая часть в себя включает
Дешевый деланный юмор и комическое, в самом грубом смысле, любовь к тому,
Что возбуждает,
Ко всяким шоу, зрелищам пышным и сентиментальным,
Любовь к бытию в толпе, и бытию
Частью толпы, и тяготение
К массовым эмоциям всякого рода, и к полному растворению
В низших полуживотных эмоциях: жестокости, эгоизма, трусости, ревности.
Эмоциональная часть может сильно разниться
У людей различных,
И может она в себя включать
Чувство юмора, или чувство комического, также как
И чувства религиозные, эстетические, моральные эмоции; в случае таком она
Может привести
К пробуждению совести; но в случае идентификации может она быть
Совсем иной: ироничной,
Саркастичной,
Насмешливой, жестокой, упрямой, злобной и ревнивой –
Только не на столь примитивном
Уровне, как механическая часть.
А интеллектуальная часть
Эмоционального центра будет в себя включать
Силу артистического творчества; и в этом ей будут помогать
Интеллектуальные части двигательного и инстинктивных центров; в случаях тех,
Где
Интеллектуальные части
Двигательного и инстинктивного центров, которые, без сомнения,
Необходимы для проявления
Творческой способности, недостаточно образованы, или же не соответствуют они
Этой способности на уровне развития своего, -
Тогда проявиться в сновидениях может она.
Этим объясняется вся красота,
И художественность сновидений у людей, которые в остальном во всем
Малохудожественные люди; и дальше пояснения начнем.
Интеллектуальная часть
Эмоционального центра является также
Местоположением главным
Магнетического центра; если магнетический центр
Существует только в интеллектуальном центре,
Или в эмоциональной части эмоционального центра, тогда он
Недостаточно силен,
И недостаточно эффективен, и всегда предрасположен
К ошибкам всевозможным,
И даже к провалу; но интеллектуальная часть
Эмоционального центра, когда она
Полностью развита, и работает в полную силу, тогда
Она собою представляет путь к высшим центрам.
В двигательном центре
Механическая часть
Автоматична, к ней относятся все
Автоматические движения, называемые «инстинктивными» на обычном языке;
В равной степени ей принадлежат подражание, имитационная способность,
Играющую столь большую роль
В нашей жизни; эмоциональная часть двигательного центра связана, в основном,
С удовольствием от движения; и, безусловно,
Любовь к спорту, играм нормально должна принадлежать
Этой части двигательного центра; но когда
Смешиваются с ней идентификации и эмоции другие
Какие-либо,
То эта любовь к спорту находится в ней редко,
А пребывает в двигательных частях центров
Интеллектуального
И эмоционального.
Интеллектуальная часть
Двигательного центра собою будет представлять
Очень важный и очень интересный инструмент; и когда
Кому доводилось хорошо выполнять
Физическую работу, какой бы ни была она,
То знает, что работа любого рода
Требует всегда изобретений многих.
Для всего, что делается, надо изобретать
Собственные методы свои,
Пусть самые незначительные они.
Эти изобретения
Являются делом интеллектуальной части, без всякого сомнения,
Двигательного центра, как и многие другие человеческие изобретения.
Сила подражания
По своей воле голосу, интонациям,
И жестам людей других (эта сила развита прежде всего у актеров),
Также принадлежит интеллектуальной части двигательного центра; и, безусловно,
Что на высших и лучших ступенях
Примешивается к ней всегда
Работа интеллектуального и эмоционального центров;
А работа инстинктивного центра
Хорошо скрыта от нас.
Мы знаем реально, то есть, чувствуем и можем наблюдать
Только сенсорную и эмоциональную часть.
Механическая часть
В себя включает привычные ощущения,
Которые мы, как правило, вообще не замечаем,
Но которые служат основанием
Для ощущений других; и, без сомнения,
Она включает также инстинктивные движения
В единственно правильном смысле этого слова, т.е. все внутренние движения,
Такие, как циркуляция крови, движение пищи
В организме,
Внутренние и внешние рефлексы. Интеллектуальная часть
Весьма велика и очень важна она.
В состоянии самосознания, или при приближении к нему можно
В контакт вступить с интеллектуальной частью инстинктивного центра, и многому
Научиться у нее
В отношении функционирования машины нашей, и возможностей ее.
И, безусловно,
Интеллектуальная часть инстинктивного центра – это ум,
Стоящий за всей работой организма; это ум,
Который отличен совершенно от интеллектуального ума.
Необходимо понимать,
Что изучение частей центров, и функций их специальных,
Требует определенного уровня самовоспоминания.
Не помня себя,
Нельзя достаточно долго наблюдать,
Или достаточно ясно почувствовать, или понять
Разницу функций, принадлежащих различным частям
Различных центров. Изучение внимания
Лучше, чем, что бы то ни было, показывает нам
Части и центры; но изучение внимания
Опять-таки требует определенной степени самовоспоминания.
И очень скоро вы осознаете,
Что вся ваша работа
Над собой связана с самовоспоминанием,
И что без этого она
Не может протекать успешно никогда.
Самовоспоминание есть частичное пробуждение,
Или начало пробуждения.
И это естественно, поскольку, без сомнения,
Никакая работа не совершается во сне.
Понять все это доступно каждому вполне.

Примечание: Подсобн. литература П.Успенского «Психология возможной эволюции   человека»


Рецензии