О центрах человека
Целиком все тело занимает,
И пронизывает, так сказать,
Весь организм; и в тоже время
Каждый центр имеет непременно
То, что будем центром тяжести его мы называть.
К примеру, центром тяжести интеллектуального центра есть мозг,
А центра эмоционального – солнечное сплетение,
А центры тяжести инстинктивного и двигательного центров, без сомнения,
Помещены в спинном хребте; каждый центр в себя включает много свойств,
Науке не известных; поэтому изучение центров должно начаться с наблюдения
Их функций, которые доступны для нашего исследования.
В науках разных-
Физике, химии, астрономии, физиологии, - когда нам недоступны факты,
Объекты или субстанции,
Которые хотели бы мы изучить,
Тогда исследование будет начинаться
С их следствий, или следов, и мы
В данном случае имеем дело
С прямыми функциями центров.
Так что все установленное относительно функций может быть применено
К самим центрам; мы к выводу придем,
Что у центров есть много общего, но в то же время, у каждого их них
Имеются особенности свои,
О которых нужно помнить; одним из принципов важнейших
Понимания центров,
Является громадное различие в скорости выполнения
Их функций; медлительным самым
Является центр интеллектуальный,
А вслед за ним идут центры двигательный и инстинктивный; и, без сомнения,
Скорость у них равная примерно.
Быстрейшим из всех
Является эмоциональный центр,
Хотя, в состоянии «сна наяву» он очень редко
Работает приближенно к скорости действительной своей,
Работает он здесь
Со скоростью инстинктивного и двигательного центров.
Наблюдения могут нам помочь установить
Громадное различие в скорости функций, но они
Не дадут нам точных цифр.
Различия действительно очень велики.
Обычными средствами не можем мы скорость центров вычислять,
Но можем обнаружить много фактов, которые нам говорят
О существовании громадного различия; попробуйте сравнить
Скорость умственных процессов
Со скоростью функций двигательного центра.
Понаблюдайте за собой, когда вам требуется совершить
Много быстрых одновременных движений,
Скажем, когда ведете вы машину по забитой машинами дороге,
Либо выполняете другую работу,
Требующую быстрых решений.
И вы увидите тогда, что все ваши движения
Не доступны наблюдению.
Вам нужно будет либо замедлить движение,
Либо вы пропустите большую часть ваших наблюдений,
Иначе вам авария грозит, и она наверняка произойдет, если вы
Будете настойчивы в наблюдениях своих.
Есть множество сходных наблюдений
Относительно эмоционального центра, который еще быстрее; и, без сомнения,
У каждого из нас
Имеется всегда
Наблюдений много
По поводу различных скоростей наших функций; но, безусловно,
Значимость их, как правило, недоступна нам.
Только знание принципа даст нам
Правильное понимание
Предшествующих наблюдений; цифрой очень странной
Выражается различие в скоростях центров; она имеет
Космическое значение, то есть, входит цифра эта
Во многие космические процессы,
Или, лучше сказать,
Она будет отделять
Одни космические процессы от других;
Эта цифра -30000, а это значит,
Что двигательные и инстинктивные центры наши
В 30000 раз быстрее интеллектуального,
А центр эмоциональный,
Когда работает он со скоростью, присущей ему,
В 30000 раз быстрее двигательного и инстинктивного центров.
Очень трудно поверить в тайну ту.
Трудно поверить в это человеку.
Поверить трудно в эту разницу меж скоростями
Наших функций в одном и том же организме, но это означает,
Что различные центры имеют совершенно различное время; отсюда вытекает,
Что инстинктивный и двигательный центр имеет
В 30000 раз дольше длящееся время,
Чем центр интеллектуальный,
А центр эмоциональный
Имеет в 30000 раз дольше длящееся время,
Нежели двигательный и инстинктивные центры.
Что означает «дольше длящееся время?»
А это означает, что для любого рода работы, исполняемой центром,
Он имеет во столько раз большее время.
Сколь бы странным не казался этот факт
Огромной разницы скоростей, но он способен объяснять
Многие известные феномены, необъяснимые
Для обычной жизни,
А также для науки обычной,
Которая либо
Пропускает их молчаливо,
Или просто отказывается это обсуждать.
Необходимо понимать,
Что здесь имеется в виду удивительная скорость
Некоторых физиологических и умственных процессов; например,
Бренди выпивает человек,
И сразу он много новых ощущений испытает –
Теплоту, расслабленность, умиротворение,
Довольство, или, наоборот, гнев, раздражение.
Чувства могут разные возникнуть в нем в случаях различных,
Но факт остается фактом – тело отвечает очень быстро
На возбудительный напиток –
Практически сразу.
Если у человека голод, или жажда,
То кусочек хлеба и стакан воды произведут тот же эффект.
Но не пытается наш современный человек
Изучать себя.
Физиолог знает, что между выпитым стаканом бренди, иль воды,
И ощущением производимого ими эффекта лежат
Многочисленные сложные процессы; находим мы,
Что любая, поступающая через рот и тело субстанция,
Как бы подвергается анализу,
И испытывается различными путями, а затем она
Либо принимается,
Либо отвергается;
И это за секунду, или даже меньше, происходит.
И, безусловно,
Здесь работает центр инстинктивный, который обладает
Скоростью в 30000 раз больше, чем центр интеллектуальный,
Служащий нам для измерения времени; а это означает,
Что у инстинктивного центра была не одна секунда, а около 8 часов
Своего собственного времени, а за 8 часов
Работу эту можно сделать без особой спешки, так что представление
О необычной скорости работы центров
Является иллюзией чистейшей, возникающей у нас, потому что полагаем мы
Наше обычное время, т.е.
Время интеллектуального центра,
Единственно существующим; и мы
Понять должны
И другую характеристику работы центров.
Дает она материал для самонаблюдения,
И для работы над собой; и, без сомнения,
Центр каждый
Подразделяется на две части:
Положительную и отрицательную.
Это разделение видно особенно хорошо
По интеллектуальному и инстинктивному центрам; и мы найдем,
Что вся работа центра интеллектуального
Разделяется на две части:
Утверждение, отрицание,
Да и нет.
И в каждый момент
Нашего мышления
Перевешивает то, или иное, либо на мгновение
Они равны по силе (в состоянии нерешительности), отрицательная часть
Интеллектуального центра
Столь же полезна,
Как и положительная часть.
И всякое уменьшение силы одной из них
В отношении к силе другой,
К нарушениям умственным ведет.
В работе инстинктивного центра видим мы
Такое же подразделение, и обе части,
Положительная и отрицательная,
Или приятная и неприятная,
В равной мере необходимы
Для правильной ориентации в жизни.
Приятные ощущения вкуса, запаха, осязания, холода,
Температуры, теплоты и свежего воздуха,
Указывают всегда на благоприятное для жизни, а неприятные прикосновения,
Чувство подавляющей жары,
Или холода большого – указывают, без сомнения,
На условия, которые могут быть
Опасными для жизни; и можно так сказать,
Что без приятных и неприятных ощущений
Невозможна подлинная жизненная ориентация; и, без сомнения,
Ощущения такие вроде вожатых будут выступать
Всей животной жизни на земле, и всякий в них дефект
К утрате ориентации приводит,
И к вытекающей отсюда большой угрозе
Болезни, смерти; подумаем о том, как быстро бы отравился человек,
Утратив всякое чувство запаха и вкуса; либо в случае другом,
Если бы он каким-то неестественным путем
Победил бы в себе природное отвращение
К неприятным ощущениям.
В двигательном центре разделение на две части –
Положительную и отрицательную –
Имеет логический смысл: движение противопоставляется покою.
Объяснения свои продолжим:
В эмоциональном центре, на первый взгляд,
Разделение просто и очевидно; и если будем принимать
Эмоции такие, как радость, привязанность, уверенность за положительную часть,
А к части отрицательной будем относить такие неприятные, как страх,
Раздражение, скука, зависть,
То, в действительности, все очень просто, но в действительности эти части
Значительно сложнее, прежде всего, в эмоциональном центре нашем
Нет естественной отрицательной части.
Большинство эмоций отрицательных –
Искусственные, они не принадлежат
Эмоциональному центру, как таковому,
А базируются, безусловно,
На эмоциях инстинктивных,
Которые прямо не соотносятся с ними,
Но трансформируются посредством воображения,
И идентификации; все эмоции суть ощущения изменений
Во внутренних органах и тканях, и эти изменения
Предшествуют ощущениям,
И являются их причиной; а это означает,
Что внешние события и внутренние представления эмоции не вызывают.
События внешние и внутренние представления
Вызывают внутренние рефлексы, которые вызывают ощущения,
А последние интерпретируются, как эмоции; и в то же время,
Такие положительные эмоции, как любовь,
Надежда, вера, в том смысле, как понимаются они чаще всего,
То есть, как постоянные
Эмоции, невозможны для человека в обычном состоянии сознания,
И требуют они высших состояний сознания:
Внутреннего единства, самосознания, «Я» постоянного, воли.
Положительные эмоции – это такие, которые не могут
Стать отрицательными; но мы находим,
Что все приятные эмоции, такие, как радость,
Уверенность в себе, обернуться могут
В момент любой скукой, раздражением,
Завистью, страхом и так далее, и, без сомнения,
Может стать любовь иль ревностью, иль страхом,
Чтобы любимого не потерять, надежда может превратиться в грезы,
И в мечтания о невозможном,
А вера – в предрассудок и бессильное согласие; даже
Чисто интеллектуальная эмоция, стремление к познанию,
Или эстетическая эмоция, т.е. чувство красоты, гармонии, смешавшись
С идентификацией,
Тут же могут соединяться
С отрицательными эмоциями – тщеславием,
Эгоизмом, спесью, самомнением и так далее.
Поэтому мы можем безошибочно говорить о невозможности
Положительных эмоций у нас;
И в то же время нет у нас
И отрицательных эмоций, которые существовали бы без воображения,
И без идентификации; и, без сомнения,
Трудно отрицать, что помимо самых разнообразных
Физических страданий,
Относящихся к инстинктивному центру, человек имеет
Многообразные умственные страдания,
Принадлежащие к центру эмоциональному.
Предостаточно у него печалей, огорчений,
Тревог и страхов, которые неизбежны и тесно связаны с болезнью,
Страхом, смертью.
Но эти умственные страдания будут отличаться от эмоций негативных,
Которые базируются всегда
На воображении и идентификации; эмоции эти будут представлять
Ужасающий феномен; и как мы видим,
Что большое положение занимают эмоции такие в нашей жизни,
И можно так сказать,
Что у людей многих
Вся жизнь регулируется, контролируется, и разрушается, в конце концов,
Отрицательными эмоциями;
И в то же время не играют эмоции такие роли положительной никакой,
Они не помогают
Ориентироваться нам в жизни, и не дают нам знания,
Не направляют нас хоть сколько-нибудь осмысленным образом, напротив, они
Отравляют всю нашу жизнь,
Тяжелой ношей делая ее, и весьма эффективно стоят на пути
Нашего возможного развития,
Ибо нет ничего механичнее
В нашей жизни, нежели отрицательных эмоций, и мы
Признать должны,
Что не удается нам никогда
Их контролировать, а если думаем, что можем,
То, безусловно,
Мы просто обманываем себя.
Отрицательные эмоции зависимы от идентификации всегда,
И вместе с разрушением ее исчезают и они;
И странным будем находить
Поклонение людей отрицательным эмоциям своим.
Для обычного механического человека самым трудным будет понимание того,
Что отрицательные эмоции его
Не имеют ни малейшей ценности, и не содержат в себе они
Ничего благородного, ничего прекрасного, сильного ничего.
В действительности они содержат только слабость, и очень часто-
Истерии, безумия или зачатки
Преступления; единственное, заслуживают они чего,
Учитывая их бесполезность,
Искусственное порождение идентификацией и воображением-
Это их уничтожение,
От которого мы не теряем ничего, и если бы они были
Полезны или необходимы,
Для какой бы то ни было цели, если бы они функцией были
Действительно существующей части эмоционального центра, то нам
Не было бы дано ни малейшего шанса, ибо, пока
Сохраняет человек отрицательные эмоции свои, тогда
Невозможно никакое внутреннее развитие; по поводу борьбы
С отрицательными эмоциями мы говорим:
«Должен пожертвовать человек страданиями своими»,
Но как мы видим,
Готовы люди в жертву принести
Все, что угодно, только не эмоции отрицательные свои.
Нет такого наслаждения, нет радости такой,
Которыми бы не пожертвовал человек, но он никогда не принесет
В жертву страдание свое.
В известном смысле есть у него для этого резоны.
В духе
Владеющих им предрассудков,
Ожидает человек получить нечто за жертвоприношение такое,
Т.е. за жертвоприношение удовольствий своих, но он не ожидает ничего
За жертву страданий своих, идей различных о страданиях преисполнен он,
И думает, будто страдание
Ниспосланы были Богом в наказание,
Или вроде поучения.
Он даже испугается, услышав о возможности столь простого избавления
От всякого страдания;
Трудно понять идею эту, потому что существуют многочисленные страдания,
От которых избавиться нельзя, наряду со многими страданиями другими,
Полностью зависимыми
От человеческого воображения.
И, без сомнения,
Не может и не хочет человек от них освободиться, скажем, от идеи
Несправедливости и веры
В возможность уничтожения несправедливости; и кроме того,
У многих людей нет ничего,
Кроме отрицательных эмоций, и негативно все их «Я».
Если эти отрицательные эмоции у них отнять,
Просто развалятся они, и будут развеяны они, подобно дыму.
А что случилось бы со всей нашей жизнью
Без отрицательных эмоций? И что произошло бы с тем, что искусством называем:
Театром, драмой, и большинством романов?
К сожалению, нет ни малейших шансов на исследование эмоций таких,
И могут быть побеждены они
Только с помощью нашей школы.
И, безусловно,
С отрицательными эмоциями борьба
С работой особой школы связана всегда.
Каковы происхождения эмоций таких,
Если искусственны, неестественны и бесполезные они?
Так как неизвестно нам происхождение человека, можем мы
Речь вести
Только о происхождении эмоций таких
Касательно жизни нашей; наблюдая за детьми,
Видим мы, как отрицательным эмоциям учат их, как дети сами
Обучаются им, взрослым подражая.
Если с ранних дней жизни ребенка его поместить
Среди людей без отрицательных эмоций, то у него
Не будет совсем их,
Либо будет их столь мало, что будет совсем легко
Преодолеть их путем правильного воспитания.
И мы прийти должны к признанию,
Что в действительной жизни иначе все; с помощью примеров
Видимых и слышимых, с помощью чтения, кино
Ребенок малый уже знаком с целой шкалой
Отрицательных эмоции, и способен он, на самом деле,
Их воображать, воспроизводить, и идентифицироваться с ними,
Наподобие взрослого, и как мы видим,
Отрицательные эмоции у взрослых поддерживаются всегда
Их постоянным оправданием и прославлением в литературе, искусстве, и также
Личными самооправданиями и потворством самому себе, и даже
Утомившись от них, даже и тогда
Не верим мы,
Что освободиться сможем мы от них.
В действительности наши силы
Значительно более велики над ними,
Чем думаем мы, в особенности , знаем мы уже когда
Какую опасность могут они дать,
И сколь велика нужда в борьбе с ними, но всегда
Находим им
Слишком много смягчающих обстоятельств, и плывем
По морю жалости к себе, эгоизма, и считать готовы
Виновными кого угодно,
Только не себя.
И надо признавать,
Что у нас очень странное положение
Относительно эмоционального центра; и, без сомнения,
У него нет ни положительной, ни отрицательной части.
Большинство отрицательных функций изобретения собою представляют;
Причем, подавляющее число людей ни разу в жизни не испытали
Подлинных эмоций, столь заняты они все время
Воображаемыми эмоциями; и, без сомнения,
Сказать нельзя, что центр эмоциональный имеет две части –
Положительную и отрицательную.
Мы готовы только говорить о наличии эмоций приятных и неприятных,
И что все, являющееся положительным на данный момент,
Может превратиться в отрицательные эмоции, если человек
Получит малейший повод, или даже без повода; такова картина
Нашей эмоциональной жизни.
Если честно посмотреть на самих себя,
То мы должны признать, что до пор до тех,
Пока в себе самом их культивирует человек,
И ими восхищается пока,
Не следует нам ожидать тогда
Развития единства, сознания и воли;
И, безусловно,
Если бы развитие, включая отрицательные эмоции, было бы возможно,
Все отрицательные эмоции вошли б тогда
В наше новое существо, и постоянными бы стали,
А это означало бы,
Что от них не освободиться нам навеки.
К счастью, невозможно это.
Единственно, что хорошо в нашем
Нынешнем состоянии –
Это отсутствие постоянства чего бы то ни было.
Если бы что-нибудь из нашего нынешнего состояния
Сделалось бы постоянным,
Это безумие бы означало; и как мы видим,
Только у сумасшедших есть постоянное эго; кстати, этот факт
Дает возможность нам понять,
Что такое термин, который «комплексом» называем.
Раньше это означало
«Навязчивую идею», которая, как признак безумия, рассматривалась раннее.
У человека нормального
Нет «навязчивых идей», «комплексов», или «фиксаций», достаточно и так
Дурных черт у нас.
Наши шансы достаточно малы
И без всяких комплексов; мы должны спросить,
Каковы же шансы наши, необходимо нам открыть
Функции и проявления такие, которые мы контролируем в известной мере.
Необходимо упражняться в таком контроле,
Стремясь, насколько то возможно, увеличивать его; и, безусловно,
Работа над собой начнется с достижения
Сколь возможно полного контроля над движением
В условиях жизни современной над мыслями своими имеем мы контроль большой,
И, в соответствии с этим,
Есть специальный метод,
Посредством которого, можешь ты вести работу, дорогой,
По развитию сознания своего,
Используя самый послушный воле инструмент, а именно, наш ум,
Или центр интеллектуальный; и, безусловно,
Над сознанием своим не имеем мы контроля.
Но можем стать и более сознательными мы.
Если у человека спросить,
Сознателен ли он сейчас,
Он на мгновение сознательным может стать.
Есть много уровней сознательности, и каждый
Более высокий уровень означает
«Сознательность» по отношению к низшему уровню, и этот факт неоспорим.
Но если над сознанием своим у нас контроля нет, то мы располагаем
Контролем известным над своим мышлением по поводу сознания.
И можем так строить свое мышление, чтобы к сознанию приводить,
То есть, придав мыслям направление,
Которое они имели бы в момент сознания,
Мы можем тем самым индуцировать сознание.
И, без сомнения,
Когда стараетесь самих себя вы наблюдать,
Три вещи будете вы замечать:
Во-первых, что не помните вы сами себя,
То есть, вы не отдаете
Себе отчета,
О самих себе, когда стараетесь за собой наблюдать.
А, во-вторых, наблюдение затрудняется всегда
Потоком мыслей, образов, чувств, эхом
Прошлых разговоров, эмоций, фрагментов,
Текущих сквозь наш ум, и отвлекающих внимание от наблюдений.
В-третьих, что в то же самое мгновение, когда начали вы самонаблюдение,
Что-то включает в вас воображение,
И самонаблюдение, если вы
Действительно пытаетесь его осуществить,
Представляет тогда настоящую борьбу с воображением.
Теперь укажем пункт главный работы над собой.
Если мы представляем, что все трудности в работе этой зависят от того,
Что мы не можем помнить о себе, то знаем уже мы,
Что делать мы должны.
Для этого должны борьбу вести
С механическими мыслями и воображением;
И, без сомнения,
Нужно стараться помнить о себе, и если та борьба
Ведется добросовестно и упорно, тогда
И будет виден результат в сравнительно короткое время.
Не надо только думать, что это легкое дело,
Что сразу можно овладеть практикой такой.
Само - воспитание – вещь трудная, должно основываться оно
Не на ожидаемых результатах,
А иначе произойдет идентификация
С собственными усилиями своими; базироваться оно должно
На основании того факта,
Что мы себя не помним, но в то же самое время
Что мы в силах себя вспомнить,
Если мы приложим
Достаточные усилия; и, без сомнения,
Сознательными мы стать не можем
Усилием воли,
Как только нам захочется, так как мы
Над собственным сознанием власти лишены,
Но можем вспомнить мы себя
На короткое время усилием воли, поскольку мы всегда
Располагаем контролем определенным
Над мыслями своими, и, безусловно,
К сознательности мы придем,
Если припоминать начнем
С помощью особой настроенности нашего мышления,
Т.е постоянным сознанием того, что мы себя не помним,
И что никто себя не помнит,
И осознанием того, что это значит, на самом деле.
И помнить мы должны,
Что место слабое свое мы, наконец, нашли
В стенах механических своих.
Таково знание о том,
Что сами мы себя не помним, и осознание того,
Что можем постараться мы
Вспомнить себя самих.
Вплоть до этого момента, задачей нашей было только изучение себя,
И теперь, вместе с пониманием необходимости действительных в нас изменений,
Начинается работа; и вы узнаете тогда,
Что практика самовоспитания, связанная с самонаблюдением,
И с борьбой против воображения,
Имеет всегда
Не только психологическое значение, изменяет она
Даже тончайшие стороны нашего метаболизма, и производит
Определенные химические,
Лучше сказать, алхимические
Последствия в нашем теле; так что мы от психологии к алхимии пришли сегодня,
То есть, к идее трансформации грубых элементов
В более тонкие элементы.
Примечание: Подсобн. литература П.Успенского «Психология возможной эволюции человека»
--------------------------------------------------------------
Свидетельство о публикации №123111601584