Человек - машина
Не новая совсем, и это единственно возможная научная точка зрения,
То есть, основанная на эксперименте и наблюдении.
Мы заключаем,
Что определение такое механичности человека было дано
Так называемой «психофизиологией» уже давно,
Во второй половине 19 века,
Смотрели так на человека,
Словно не способен он ни на какое бы то ни было движение
Без получения внешних впечатлений.
Ученые того времени так утверждали:
Что стоит лишь с рождения
Лишить человека всех внешних и внутренних впечатлений,
Но жизнь при этом сохранить ему, то, как ни странно,
Не будет он способен совершить малейшее движение.
Процесс такой, конечно, невозможен, без сомнения,
Даже и с животными, поскольку процессы поддержания жизни – дыхание,
Питание, и так далее,
Производят всякого рода впечатления,
Дающие толчок сначала различным рефлекторным движениям,
А затем и пробуждающие двигательный центр; и, без сомнения,
Идея эта интересна, вопрос такой не нов.
Показывает это ясно, что деятельность машины зависима всегда
От внешних впечатлений, и начинается она
С ответов на впечатления такие.
Превосходно приспособлены центры машины
К получению каждым из них
Соответствующих впечатлений, и соответствующим образом к ответу на них;
И пока
Правильно работают такие центры, можно вычислить всегда
Ее работу предвидеть, предсказать
Многие будущие события, и ответные реакции машины,
А т также в равной степени ее изучать,
И даже машиной этой управлять.
Но как мы видим,
Что даже у так называемого здорового, нормального человека центры,
Так, как надо, работают редко.
Причина этого в том заключена,
Что сделаны эти центры так,
Что они, в известной степени, взаимозаменяемы всегда.
В первоначальном плане природы
Целесообразно это было, безусловно,
Поскольку работа центров становилась непрерывной, и всегда
Защита от возможного вмешательства была,
То есть защита от вмешательства в ее работу, ибо в случаях иных
Вмешательство такое фатальным будем находить.
Но способность центров работать друг за друга в не подготовленной,
Не развитой машине,
А они у нас у всех такие,
Становится избыточной, и в итоге,
Машина наша крайне редко работает так,
Что каждый центр свою работу выполняет.
Почти ежеминутно, тот или иной центр покидает
Место рабочее свое, и он пытается тогда
Сделать работу другого центра, который,
В очередь свою, занимает место третьего; и, безусловно.
Наши центры в степени известной могут друг друга заменять,
Но не полностью, и в случаях таких
Мы будем находить,
Что ими осуществляемая работа менее эффективно будет протекать.
Например, двигательный центр может до известного предела
Имитировать работу интеллектуального центра,
Но способен он производить
Лишь смутные, бессвязные мысли, например, в сновидениях,
И грезах; и мы
Будем находить,
Что центр интеллектуальный работать может, без сомнения,
За двигательный центр; попробуйте писать,
К примеру, думая о каждой букве, которую стараетесь вы написать.
Можно проделать эксперименты такого рода,
Используя ум там, где ваши руки, ноги
Могут обойтись без помощи его.
Например, вниз по лестнице пойти,
Внимание обращая
На движение каждое;
Либо проделать работу, и при этом внимание обращая
На малейшее движение, и вы увидите, насколько труднее работа эта станет,
И сколь медлителен, неловок центр интеллектуальный
В таких делах в сравнении
С центром двигательным; это видно хорошо при обучении
Какому-нибудь новому типу движений.
Предположим, вы учитесь печатать, или какой-нибудь другой
Физической работе, скажем, солдатской муштре, и некоторое время
От интеллектуального центра зависят ваши движения,
И лишь потом к двигательному центру перейдут они; известно каждому из нас
Большое чувство облегчения;
Его мы будем получать,
Когда движения привычными становятся для нас.
И нет тогда нужды вам думать, вычислять
Все время каждое движение; а это значит, что движение перешло
К двигательному центру, которому и должно принадлежать оно.
Центр инстинктивный работать может за центр эмоциональный,
А центр эмоциональный, случается, работу выполняет
Центров всех других; а иногда и так бывает,
Что центр интеллектуальный работать должен
За инстинктивный центр; хотя он сделать может
Лишь крайнюю незначительную часть
Его работы – ту часть,
Которая связана с видимыми движениями, скажем,
Движение грудной клетки при дыхании.
Вмешательство в нормальное функционирование
Центра инстинктивного
Очень опасно.
Например, искусственным дыханием,
Описываемом иногда, как йогическое дыхание,
Заниматься без совета врача
Никогда нельзя.
Неправильная работа центров заполняет
Практически всю нашу жизнь, и наши смутные впечатления,
Или вообще, отсутствие их замедляют понимание многих вещей, и, без сомнения,
Часто идентификации наши и сообразования, и даже наша ложь –
Это все –
Зависит от неправильной работы центров.
В мышление обычное, в познание наше не входит идея эта,
И мы не осознаем,
Весь вред большой,
Который приносит нам неправильная работа центров наших,
И как много энергии пропадает
Образом таким,
И к затруднениям каким
Все это направляет.
Недостаточное понимание
Неправильной работы машины нашей обычно связано бывает
С понятием ложным нашего единства; когда мы понимаем,
Насколько мы разделены
В себе самих,
Тогда осознаем опасность,
Заключенную в том факте,
Что одна наша часть работает вместо другой
Без ведома твоего.
Для изучения себя и самонаблюдения
Необходимо изучать и наблюдать
Не только правильную работу центров, но и неправильную, и нужно знать
Все роды последней, и, без сомнения,
Невозможно познать себя
Без знания своих дефектов, ложных черт; но кроме общих дефектов, присущих нам,
У каждого из нас
Имеются собственные наши, только нам присущие, и изучения требуют они всегда.
Идея человека – машины,
Машины, внешними воздействиями в действие приводимой,
Является поистине научной.
Но не знает современная наука,
Во-первых, того, что работает наша машина
Не в соответствии со стандартами своими,
А намного ниже нормы, то есть, не всеми своими
Присущими ей силами, не всеми частями; а, во-вторых,
Находим мы,
Что на многие препятствия несмотря,
Способна развить, создать она
Совсем иные стандарты восприятия и действия; необходимо помнить,
Что, хотя развитие и является возможным,
Оно крайне редко и требует всегда
Огромного числа
Внешних и внутренних усилий; усилия эти каковы?
Первым из них
Является понимание человеком положения своего:
Трудностей, возможностей своих; желание сильнейшее его –
Изменить положение настоящее свое;
Либо сильнейший интерес к новому и неизведанному доныне состоянию,
Которое придет вместе с изменением; короче говоря,
Он должен либо образом сильнейшим отталкиваться от его настоящего состояния,
Либо притягиваться сильно будущим состоянием.
И далее, необходима подготовка, и всегда
Должен быть способным человек к тому, чтоб понимать
Сказанное ему; должны быть также соответствующие внешние условия:
Достаточное количество времени, свободного для учебы,
И обстоятельства, делающие ее возможной.
Необходимые условия перечислить невозможно,
Но к ним, среди прочего всего, относится наличие школы.
Несколько стихов из «Законов Ману» приводим:
«Не следует проживать в стране шудр, обитаемой людьми нечестными,
Завоеванной еретиками,
Изобилующей низко рожденными людьми; не следует общаться никогда
С изгоями, чандалами,
Пулькасами, глупцами,
Надменными, низко рожденными, гробокопателями; та страна,
Которая главным образом шудрами населена,
Полная безбожников, лишенная дважды рожденных,
Быстро гибнет, голодом, болезнью пораженная».
Идеи эти
«Законов Ману» чрезвычайно интересны,
Поскольку они дают нам основание, по которому судить возможно
О различных политических и социальных условиях;
И видеть, какие из них способствуют действительному прогрессу, а какие из них
Несут разрушение всех ценностей настоящих, и это видим мы,
Несмотря на все претензии приверженцев мнения другого,
На прогрессивность и на наличие большого числа
Обманутых людей слабого ума.
Но внешние условия независимы от нас, и, безусловно,
С трудностями большими, иногда
Мы можем избирать страну, в которой нам
Предпочтительнее жить,
Но мы не в состоянии выбрать период истории, иль век; и мы должны
Все нам необходимое найти в период тот, куда мы
Судьбой помещены.
И образом таким, должны мы понимать,
Что уже начало подготовки к развитию своему требует всегда
Комбинацию внешних и внутренних условий,
Которые крайне редко сопутствуют друг другу; и, безусловно,
Надо также понимать, что если речь идет о внутренних условиях,
Закону случая не полностью предоставлен человек,
Ведь зажжено для него немало огней,
По которым способен он путь свой отыскать, если только он
К тому стремится, и, если удачлив он.
Его возможности малы настолько, что исключать нельзя удачи элемент.
Мы попытаемся теперь
Ответить на вопрос: «Что заставляет нас желать
Обретения знания нового и изменения самого себя?»
Необходимо признавать,
Что человек живет под двоякого рода влиянием, и разница меж ними
Должна быть ясной: первый род влияний
В себя включает
Интересы, притяжения, созданные самой жизнью:
Интересы здоровья, безопасности, богатства, наслаждений,
Защиты, тщеславия, гордости, славы, развлечений,
И так далее; а ко второму
Будут относиться интересы порядка иного,
Побуждаемые идеями, которые не были
Созданы жизнью,
Но изначально
Они были школами привнесены, и эти влияния
Не достигают человека прямо,
И брошены они в общий жизненный водоворот, и проходят
Через умы многих,
И достигают человека посредством философии, науки,
Религии, искусства,
И смешаны они всегда с влиянием первого рода,
И, безусловно,
Очень мало они напоминают
То, чем были в самом начале.
В большинстве случаев люди не осознают происхождение влияния
Второго рода, и часто так их объясняют, словно у них
Истоки те же, что и у влияния первого рода; мы будем находить,
Что, хотя не знают люди о существовании двух этих родов,
Оба воздействуют на них, и, безусловно,
Так или иначе, отвечает человек на них.
Он может в мере большей идентифицироваться с каким-нибудь влиянием
Первого рода, и вовсе не чувствовать влияния
Второго рода, либо он будет в себе стремление находить,
Чтобы влияние второго рода испытать,
И под его воздействие попасть.
В каждом случае таком имеем разный результат.
Назовем первый род влияний – влияние А,
А род второй –
Влияние В, и если ты, мой дорогой,
Находишься под влиянием А, либо частным проявлением его,
И безразличен к влиянию В, тогда с тобой
Ничто не происходит,
И возможности твои уходят с каждым годом,
И в каком-то возрасте, иногда достаточно раннем,
Они полностью исчезают.
А это значит, что человек еще при жизни умирает,
Зерну тому подобно,
Которое не способно
Рождать
И жизнь растению давать.
Но если, со стороны другой, человек не полностью во власти
Влияния А, а влияние В притягивает его и заставляет
Чувствовать и размышлять, то результаты
Производимых чувствами и мыслью впечатлений могут собираться,
И притягивать влияния другие такого же рода,
И расти, занимая все более важное место в его жизни.
И как мы видим,
Если произведенные влиянием В результаты силу наберут, то, безусловно,
Они сливаются и образуют в человеке так называемый магнетический центр.
Имеет значение другое здесь слово «центр»,
Чем там, где говорилось о центре интеллектуальном,
Или о двигательном, поскольку это были центры в сущности, а здесь другое,
Потому что магнетический центр будет личности принадлежать, и, безусловно,
Это просто группа интересов, планов,
Которые, будучи достаточно сильными, служат для нас,
В некоторой степени, как направляющий и контролирующий фактор.
Магнетический центр обращает интересы в определенном направлении,
И помогает нам держаться этого направления; но, без сомнения,
Не может он собою школы заменять,
Но может он помочь их необходимость осознать.
Вначале поискам школы он будет помогать;
И если школа найдена была,
Случаю благодаря, он помогает школу осознать,
И постараться эту школу не терять,
Ибо нет ничего легче.
Обладание магнетическим центром есть первое,
Хотя и не гласное, требование,
Предъявляемое школой.
И, безусловно,
Если человек без магнетического центра, либо центром слабым, мелким,
Либо с несколькими,
Противоречащими друг другу магнетическими центрами,
То есть, с интересами,
Направленными одновременно
На множество вещей несовместимых,
Если он встречается со школой, интереса у него не возникает,
И он либо сразу занимает
Критическую позицию еще до того,
Как что-нибудь усвоил он;
Либо интерес его очень быстро угасает,
Трудности первые встречая.
В трудностях таких
Главную охрану школы будем находить,
Ведь без них заполнилась бы школа
Людьми совершенно непригодными, которые могут исказить учение школы.
Правильный магнетический центр не только помогает узнать школу,
Он помогает также усваивать школьное учение, отличающееся всегда
И от влияния А,
И от влияния В; может быть названо влияние школы
Влиянием С, и, безусловно,
Влияние такое передается только устно, прямым поучением,
Демонстрацией, объяснением.
Когда человек встречается с влиянием С, и способен усваивать его,
Мы скажем так тогда о нем,
Что одной точкой, магнетическим центром освобождается он
От закона случая, и с этого момента начиная,
Роль магнетического центра отыграна уже, этот центр привел
Человека в школу и помог
Совершить ему в ней первые шаги; идеи и учение школы занимают
Место магнетического центра, и постепенно проникают
В различные уголки личности его,
А со временем, и в сущность его.
Подлинная школьная работа должна идти одновременно
По трем линиям, или направлениям:
Одна или две линии - это еще не настоящая работа школы.
Первая линия есть изучение себя,
И изучение системы, или «языка».
Работая по этой линии, для себя работаешь ты, безусловно.
Вторая линия – это работа с людьми другими в школе.
Работая с ними, работаешь не только с ними, но для них;
Так что линия вторая будет проходить
В работе с другими и для других;
А третья линия – это работа для школы,
И прежде чем ее начать,
Необходимо понимать
Работу школы, цели, нужды все ее, и для этого
Время требуется.
Вместе обучаясь,
Начало люди получают
Второй линии работы, если они
Выносят друг друга; если они наделены
Широтой, свободой мысли и быстротой восприятия, то они могут уловить
И нечто относительно второй и третьей линии работы; эти линии три
Необходимы очень, и вместе могут они вести
К определенной цели; должны мы осознать,
Что спит наш человек всегда,
И какую бы работу он ни начинал,
Теряет интерес к ней быстро он,
И продолжает механически действовать уже; необходима работа линий этих трех,
Потому что линия одна
Будет человека пробуждать
Там, где он засыпает на линии второй.
Во всяком случае, спать столь счастливо он уже не сможет,
И, безусловно,
Будет он все время пробуждаться и сознавать,
Что его работа встала; необходимо понимать,
Что различие между линиями тремя
В том заключена,
Что на первой линии работа главным образом идет по изучению системы и себя,
То есть, самонаблюдению, так что требуется проявлять
Известную инициативу в отношении самого себя.
А на линии второй работа связана с какой-то
Работой организационной,
Когда требуется выполнить лишь то, что сказано, и не нужна
Никакая инициатива личная твоя.
Пункт главный здесь – это дисциплина и следование тому,
Что сказано, без привнесения собственных идей, даже если они
Показаться могут лучше, чем те, что были заданы; на 3 линии мы будем находить
Проявление инициативы вновь, но тут
Требуется всегда
Проверять себя,
И не позволять себе решений принимать
Вопреки правилам и принципам, или против того,
Сказано было что.
Работа начинается всегда
С изучения нового языка,
Непривычные термины нужно записывать всегда,
При этом без своих комментарий и интерпретаций,
Которые должны быть в понимании нашем.
Все это на бумагу вам не поместить,
А если бы это возможно было, то изучение
Психологических учений
Было бы очень простым делом; тогда достаточно было бы опубликовать
Своего рода глоссарий, или словарь,
И люди бы узнали все, что нужно знать.
Но к счастью, или к несчастью, это невозможно;
И, безусловно,
Должны учиться люди работать каждый для себя.
И что же память собою будет представлять?
Чтоб это нам понять,
Должны работу центров понимать,
И по отдельности их рассматривать всегда,
Как независимую машину,
Состоящую из чувствительной материи, сходной
С массой фонографических пластинок; и, безусловно,
Все, что с нами происходит, все, что мы видим,
Слышим, чувствуем, и все, чему мы обучаемся, всегда
Регистрируется на пластинках этих;
А это значит, что события все внешние,
А также внутренние события на них оставят впечатления,
И это будет «отпечаток», и, без сомнения,
Впечатление может быть легким, или глубоким, или оно
Может быть скользящим, быстро исчезающим,
Следа не оставляющим.
Но глубокое, или легкое оно,
Речь идет о впечатлениях, а кроме впечатлений,
На пластинках у нас нет ничего; и все, что знаем,
Все, чему мы научились, и все, что испытали –
Все это записи на пластинках этих; и, без сомнений,
Точно также все мыслительные процессы наши,
Вычисления спекуляций
Состоят только в сопоставлении
Записей в новом их прочтении,
Попыткой понять их при совмещении,
И так далее; ни о чем новом, чего бы то ни было на пластинках,
Мы не можем мыслить,
Не можем ни высказать,
Ни сделать без записи предшествующей на ней; нам не изобрести новой мысли,
Так же как ни изобрести
Новое животное, поскольку все идеи наши о животных созданы
Наблюдениями над существующими животными; записи и впечатления
Связываются ассоциациями, соединяющими впечатления
Либо по сходству, либо по одновременности их получения.
Память зависит от сознания; в действительности мы
Только те моменты помним, которые соответствуют проблескам сознания.
Вполне понятно, что одновременные впечатления, связанные
Друг с другом, остаются на более длительное время в памяти,
Чем впечатления бессвязные.
В проблеске сознания,
(Или близко к нему,) все впечатления
Данного момента соединяются,
И остаются соединенными в памяти;
То же самое относится и к впечатлениям,
Связанным по их внутреннему подобию.
И, безусловно,
Чем более сознателен момент получения впечатления,
Тем определеннее
Соединяются новые впечатления
Со сходными старыми,
И они сохраняются соединенными в памяти.
С другой же стороны, когда
Получены впечатления в состоянии идентификации, тогда
Их просто не замечают, и их следы
Исчезают еще дл того, как восприняты и ассоциированы они.
В состоянии идентификации не слышат, и не видят,
В нем человек погружен в свои обиды,
В желания, фантазии; там невозможно отделить себя
От чувств, вещей, воспоминаний, и мы для мира закрываемся тогда.
Примечание: Подсобн. литература П.Успенского «Психология возможной эволюции человека»
Свидетельство о публикации №123111601554