О различных состояниях сознания

Есть четыре возможных состояний сознания-
Сон, бодрствование, самосознание, и объективное сознание.
Но человек живет только двумя - частью во сне, а частью в том,
Что состоянием бодрствования называем.
Владея домом четырехэтажным,
Живет он
На этажах двух нижних: первое, низшее состояние сознания –
Есть сон, и это чисто субъективное, и пассивное состояние,
И окружают человека сновидения во сне,
Психические функции его без всякой цели работают тогда, там результатов нет,
Нет логики, последовательности ни в чем.
Чисто субъективные картины во сне одни – будто отображение опыта своего,
Или восприятий смутных в момент сей данный-
Звуки, телесные ощущения,
Боль легкая, мускульные напряжения-
Все это по сознанию пролетает,
В памяти след легкий оставляя,
А чаще, вообще, не оставляющие следа.
Второй уровень сознания приходит вместе с пробуждением,
И это есть второе состояние сознания; и, без сомнения,
Мы в нем работаем и разговариваем всегда,
Сознательными существами при этом воображаем мы себя.
И это состояние сознания
Называем бодрствующим, или ясным сознанием.
Но, на самом деле, его нужно было бы называть
«Сном наяву», или относительным сознанием.
Необходимо понимать,
Что первое состояние, и именно сон, не будет исчезать
Во втором состоянии сознания после пробуждения;
Сон остается со всеми сновидениями,
Со всеми впечатлениями,
Но наяву имеется лишь более критическое отношение
К собственным впечатлениям,
Здесь мысли более связаны между собой, и добавляется к этому всегда
Более дисциплинированные действия, а из-за живости чувственных впечатлений,
Желаний и чувств, в особенности
Из-за чувства противоречивости и невозможности,
Каковое, без сомнения, отсутствует во сне - из-за этого всего
Сновидения становятся невидимыми всегда,
Точно так же, как звезды и луна
Невидимы в солнечном сиянии; но все же сохраняются они,
И часто оказывают воздействие свое
На наши мысли, чувства, действия
Иной раз куда больше, чем актуальное восприятие данного момента.
Мы понимать должны,
Что это «не подсознательное» что-то из психологии современной;
Выражения такие неверны,
Ложны термины такие, ничего они не значат.
Должны понять мы непременно,
Что выражения «подсознательное» не относимо
К реальным фактам
Каким бы то ни было:
Постоянно подсознательного нет ничего,
Нет подсознательного ума,
По той простой причине, что нет сознательного ума.
Второе состояние сознание –
Есть «сон наяву», или «относительное сознание».
Первое состояние есть чисто субъективное состояние,
Второе – менее субъективно, человек уже отличает Я,
И не - Я,
В смысле тела своего,
И объектов, отличных от тела его;
И может ориентироваться он среди них
До степени известной, он знает качества и местоположение их;
Но нельзя сказать,
Что человек отдает
Себе отчет
В этом состоянии, поскольку здесь он будет пребывать
Под воздействием сильнейших сновидений,
И он живет куда больше сновидениями,
Чем фактами; абсурдности и противоречия всякого рода,
Также, как и вся жизнь человеческая, объяснимыми бывают,
Когда мы осознаем,
Что люди во сне живут, во сне все действия свои мы совершаем; и, безусловно,
Не знают люди того, что спят они;
Припомнить мы должны,
Что таков смысл учений древнейших, в которых
Мысль о том, что люди живут во сне,
И пробудиться они должны прежде всего, –
Является фундаментом всех объяснений человеческой жизни.
Но как мы видим,
Идея эта редко понимается так,
Как пониматься она должна.
Как может пробудиться человек? Изучение сознания
Показывает, что только после осознания
Человеком того, что спит он, можно будет ему сказать,
Что, наконец, он встал
На путь пробуждения; и никогда
Не проснуться ему, пока
Не отдает человек себе отчета в том,
Что спит он;
Эти два состояния
«Сон», и «сон наяву» - суть единственные два состояния,
В которых человек живет.
Но кроме них, есть два возможных
Для человека состояния сознания, но они
Становятся доступными для человека после тяжкой, длительной борьбы;
И, безусловно,
Что эти два высших состояния сознания
Есть «самосознание» и «объективное сознание».
Но мы обычно полагаем,
Что самосознанием уже мы обладаем,
То есть сознаем себя самих,
Либо, во всяком случае, способны мы
Осознавать себя в любой момент по своему желанию.
Но понятие «самосознание» собою представляет состояние,
Которое мы приписываем себе, без всякого на это права.
А «объективное сознание» есть состояние, о котором
Вообще не знаем ничего; и, безусловно,
Самосознание – это состояние, в котором входит человек такой
В контакт с Реальностью самой,
Иль с объективностью, иль с миром; и будем находить,
Что этот мир для нас закрыт
Чувствами, сновидениями, и субъективными состояниями сознания.
Другое определение четырем состояниям сознания
Можно дать с точки зрения возможного познания Истины; в первом состоянии,
То есть, во сне об Истине не знаем ничего,
И даже если какие-то действительные восприятия и чувства до нас доходят,
Но, безусловно,
Смешиваются со сновидениями они, и в состоянии сна
Не различаем никогда
Сновидения и реальность; а во втором состоянии сознания,
То есть, в бодрствовании, мы можем знать
Только относительную Истину; отсюда термин будет вытекать
«Относительное сознание». В третьем состоянии сознания,
То есть, в самосознании, способны будем мы
Истину узнать о нас самих.
В четвертом состоянии сознания, то есть, в объективном сознании,
Предполагается способность знания
Всей полноты Истины обо всем; тогда мы можем изучать
«Вещи в себе, и мир, как он есть», но это столь далеко от нас,
Что об этом правильным образом не можем даже и подумать мы.
Свои все силы нужно приложить
К тому, чтобы понять
Те проблески объективного сознания, которые приходят
Лишь в полностью развитом состоянии самосознания; и, безусловно,
Во сне у нас есть редкие проблески относительного сознания,
А в относительном сознании – есть проблески самосознания.
Но если мы хотим иметь более продолжительные периоды самосознания,
А не просто проблески, необходимо нам понять,
Что не приходят сами собой они,
А волевого действия требуют они,
А это будет означать,
Что частота и длительность моментов самосознания
Зависят от нашей власти
Над самими нами,
Так что это значит, что воля и сознание – это почти одно и то же,
Либо, во всяком случае, это два аспекта одного и того же.
Требуется понять, что препятствием первым
На пути развития самосознания является убеждение
Человека в том,
Что самосознанием уже обладает он,
Либо, по крайней мере.
Может иметь его в любое время,
По собственному желанию, и, без сомнения,
Трудно убедить человека в том,
Что не сознателен он,
И что он сознательным не может стать
По желанию своему; и будем наблюдать
Что это трудно очень, потому что здесь устраивает природа
Довольно забавные игры; и, безусловно,
Если спросить у человека, сознателен ли он,
Либо если вы скажете ему, что несознателен он,
Тогда ответит он,
Что он сознателен, и что утверждать обратное – абсурдно, ведь он
Слышит вас и понимает, и будет прав он совершенно,
Хотя, в то же время,
Совершенно он не прав, и это трюк природы.
И, безусловно,
Он будет прав,
Поскольку вопрос ваш,
Или замечание ваше на мгновение
Смутно сознательным сделали его; и, без сомнения,
Он запомнит сказанное вами и свой ответ, и он, конечно,
Будет себя сознательным считать.
Но нужно понимать,
Что обретение самосознания означает труд долгий и тяжелый,
И как согласиться человек на труд такой,
Если полагает он
Что уже владеет тем, что обещано ему в результате работы долгой и тяжелой.
Естественно, он работы этой не начнет,
И не будет считать ее необходимой, пока не убедится в том,
Что не владеет он ни самосознанием,
Ни всем тем, что с ним связано:
То есть единством, или индивидуальностью,
«Я» постоянным,
И волей.
И это подводит нас к вопросу о школах,
Поскольку методы развития самосознания,
Единства, «Я» постоянного и воли
Преподанными могут быть только особого рода школами.
И это надо понимать, поскольку на уровне относительного сознания
Сам человек не может обнаружить методы такие, ибо их невозможно описать,
Или в обычных школах преподать,
Поскольку для людей различных
Они различны.
Приходим мы к признанию,
Что метода универсального здесь не бывает,
Который равно применим ко всем; другими словами,
Это означает, что люди, пожелавшие изменить состояние
Своего сознания,
Нуждаться будут в школе; но сначала нужно им
Осознать свою нужду; и думает если они,
Будто это могут сделать сами, тогда не сумеют они
Воспользоваться школой, если даже найдут ее.
Школы существуют только для того,
Кто нуждаться будет в них,
И кто знает, что нуждается он в них.
Без школы нет эволюции, и невозможно
Даже и начать ее, потому что неизвестно, как начать,
О том уже не говоря,
Как продолжать и к чему стремиться нам возможно.
А это значит,
Что, избавившись от иллюзий первоначальных,
Будто мы имеем все,
Возможно только что,
Должны мы избавляться также
От иллюзии второй, будто что-то можем мы добиться сами,
Ибо сами мы не достигнем ничего.
Такое определение психологии даем:
Во- первых, психология есть изучение
Возможной эволюции человека; а во-вторых,
Психология есть изучение
Самого себя; и мы признать должны,
Что лишь психология, исследующая эволюцию человека, заслуживает изучения.
А психология, занятая только одной фазой,
Не знающая остальные фазы,
Является неполной и всякой ценности она бывает лишена,
Даже в чисто научном смысле, то есть, с точки зрения
Эксперимента и наблюдения.
Фаза та,
Которую изучает психология, как нечто обособленное, не существует никогда.
Она содержит в себе подразделений много, ведущих от фаз низших
К фазам высшим.
Один и тот же эксперимент и наблюдение показывают всегда,
Что психологии нельзя нам научиться так же, как науке любой другой,
Вне прямой связи с самим собой.
Учиться психологии необходимо, начиная с самого себя.
Соединив эти два положения – первое, что мы можем знать о следующей фазе
Эволюции человека, то есть обретении сознания,
Внутреннего единства, воли; эго постоянного,
И второе, определенный материал,
Доступный нам в самонаблюдении, то есть, осознание отсутствия у себя
Многих сил и способностей, которые приписываем мы себе всегда, -
В понимании психологии приходим к трудности новой,
И в необходимости нового
Ее определения.
Первых два определения ее недостаточны уже, поскольку, без сомнения,
Не знает человек, какого рода эволюция возможна для него,
Не видит человек, где он
Находится сейчас, и приписывает себе черты, которые принадлежат
Лишь высшим фазам эволюции; в действительности он не может изучать себя,
Будучи не в силах различать
Между воображаемом и реальном в себе самом.
Что значит ложь?
В обычном языке она есть искажение
Либо сокрытой истины, или того, что люди истиной считают.
Ложь такого рода роль важную играет,
Но имеются и худшие формы лжи, и без сомнения,
Это ложь такая, когда люди не знают сами
О том, что лгут они, в нашем нынешнем состоянии
Истина нам неизвестна, познать ее возможно
Только в состоянии
Объективного сознания.
Как же ложь тогда возможна?
Нам кажется, что противоречие здесь есть,
Но, в действительности, его нет.
Мы Истину не можем знать,
Но можем притязать,
Что знаем,
А это ложью выступает.
Такая ложь со всех сторон нас окружила, бахвалимся мы знанием
Вещей различных, о жизни будущей, об эволюции, о Боге,
О Вселенной, о происхождении человека, о многом другом; но, безусловно,
В действительности не знают люди ничего, даже о себе самих, и всякий раз,
Когда они о чем-то говорят так,
Словно что-то знают, -
Лгут они; отсюда вытекает,
Что изучение лжи
Становится важнейшим делом для психологии, а это может привести
К третьему определению психологии, а именно, к изучению лжи.
Психология занята в особенности той ложью,
Которая говорится и думается людьми
О себе самих;
И, безусловно,
Эта ложь делает затруднительным изучение человека; человек такой,
Какой есть он -
Собой не представляет
Ничего оригинального-
Это имитация чего-то иного,
И имитация очень плохая; вообразите себе ученого
На планете отдаленной,
Получившего с Земли образцы искусственных цветов; ученый ничего не знал
О действительных цветах.
Ученому такому будет очень сложно их определить
А также объяснить
Их форму, цвет и материал, из которого сделаны они,
То есть, проволока, хлопок, цветная бумага, и, хотя как-то классифицировать их.
В положении сходном оказывается психология, когда о человеке речь идет.
Мы к выводу придем,
Что вынуждена она
Искусственного человека изучать
Не зная о человеке настоящем ничего.
Конечно, нелегко изучать существо, вроде человека, которое само
Не в состоянии различить реальное и воображаемое в себе самом.
И потому психологии нужно начинать с различения реального
И воображаемого
В человеке; невозможно человека, как целое, изучать,
Тогда как подразделяется на две части наш человек, одна из них
В некоторых случаях может быть
Почти полностью воображаемой; у большинства из нас
Смешаны две эти части, и их
Нелегко друг от друга отделить,
Хотя присутствуют и смыслом собственным наделены обе они.
И эти части две
Сущность и личность есть.
Сущность есть врожденное,
А личность есть благоприобретенное.
Сущность что-то собственное собою представляет,
А личность – не собственное есть; нельзя
Сущность потерять,
Или переменить, иль повредить столь же легко, как личность, которую возможно
Почти полностью изменить, обстоятельства изменяя, и она
Может быть утрачена совсем, или легко повреждена.
И, безусловно,
Сущность базисом физического и умственного строения человека является всегда:
Например, один из нас
По своей природе моряк хороший, а другой - плохой; у одного
Есть музыкальный слух, другой же человек его лишен.
У кого-то есть способности к языкам различным,
А человек другой их не имеет, и это – сущность, а личность-
Есть все то, что так или иначе выучено было, сознательно, или бессознательно.
Бессознательное обычно означает – путем имитаций,
Играющую роль большую в построении личности нашей.
Даже инстинктивные функции, свободные по своей природе,
Содержат много
Так называемых «приобретенных вкусов», то есть, всякого рода
Искусственных удовольствий,
И неудовольствий,
Приобретенных путем
Подражания и воображения; они играют очень важную губительную роль
В человеческой жизни;
И как мы видим,
Что по природе человеку нравиться должно лишь то,
Что хорошо для него, и не нравится то,
Что плохо; но это так
Лишь до той поры, пока
Господствует сущность над личностью, так как она
Господствовать должна,
Иными словами,
Тогда, когда человек здоров, нормален.
Но когда личность над сущностью господствовать начинает,
И человек делается менее здоровым, ему нравиться начинает
Все то, что вредно для него, и не нравится все то,
Что истинным благом являться будет для него.
И это связано с тем главным, что ложным может быть во взаимоотношениях
Сущности и личности, и, без сомнения,
Сущность над личностью господствовать должна,
И тогда полезной личность будет; но когда
Личность наша верх над сущностью взяла,
То этот факт приводит к нежелательным результатам.
Понять необходимо, что необходима человеку личность также,
Что жить без личности нельзя, но обе они
Нормально должны расти.
И ни одна из них перерасти другую не должна.
Случаи, когда сущность перерастает личность, имеют место
Среди необразованных людей, и эти,
Так называемые простые люди, могут иногда
Быть добрыми, и даже умными людьми,
Но не способные они
К развитию,
Которое открыто людям с более развитой личностью.
Случаи, когда личность перерастает сущность, часто обнаруживается среди
Людей более культурных; и в случаях таких
Сущность их остается в полувзрослом или   наполовину развитом состоянии.
А это означает,
Что вместе с быстрым и ранним
Ростом личности рост сущности остановиться может
В возрасте очень раннем; и в результате этого находим
Мужчин и женщин, внешне вполне взрослых, но сущность чья
Остановилось в росте на уровне 10-12 лет; и всегда
Имеются многочисленные условия, способствующие недоразвитию такому.
Например, слепое увлечение спортом, особенно играми; и, безусловно,
Что это все может весьма действенным образом развитие сущности остановить.
Сейчас должны мы снова приходить
К исследованию четырех функций, их будем знать,
Как функцию интеллектуальную,
Двигательную, инстинктивную, эмоциональную.
Интеллектуальные функции, мысли и так далее, контролируются и производятся
Центром определенным,
Называемым нами «умом», «интеллектом» или мозгом,
И это правильно, но для того, чтоб это было правильно, понять должны,
Что функции другие также контролируются – каждая своим,
Собственным умом, иль центром; и образом таким,
Имеются четыре ума, иль центра, контролирующих всегда
Все действия наши: то есть ум интеллектуальный,
Ум двигательный, ум инстинктивный, ум эмоциональный;
Их центрами будем называть.
Центр каждый независим совершенно от других и имеет
Сферу собственную, силу собственную пути развития, и непременно
Все эти центры
С их структурой, способностями, сильными и слабыми сторонами
Сущности принадлежат, а их содержание,
То есть, все то,
Что центрами приобретено –
Личности принадлежит; личность, как и сущность, для развития необходима,
И этот факт неоспоримый.
Но личность должна свое место занимать,
А это едва ль возможно, поскольку личность переполнена всегда
Ложными идеями о себе самой, и не желает занимать она
Место правильное свое, потому что вторичное и подчиненное ее место есть,
Ии истину о себе
Не желает знать она,
Поскольку знание личности означало бы ее отказ
От позиции господствующей ложной,
И занятие позиции низшей, каковая
Ей принадлежит по праву.
И к выводу приходим,
Что ложность положений, занимаемых
Относительно друг друга сущностью и личностью определяет
Нынешнее негармоничное развитие человека, а единственным путем
Преодоления его
Является самосознание.
Познай самого себя – таков был принцип первый,
И первое требование школ древних.
Хотя и помним мы эти слова,
Их смысл утратили сполна.
Мы думаем, будто познать самого себя означает знать
Свои особенности, желания, вкусы, способности свои,
Тогда как в действительности это значит знание себя,
Как машины, то есть, знание ее структуры, ее частей, условий работы их,
И так далее; мы в самом общем виде признаем, что мы ее не знаем.
Не изучили мы своей машины; это надо помнить и относительно самих себя.
Свою машину надо изучать,
А это означает, что изучение есть самонаблюдение,
И нет пути другого, и, без сомнения,
Никто не выполнит за нас работу эту; и мы должны
Проделать ее сами, но перед нею
Нам нужно научиться непременно
Тому, как наблюдать,
То есть, мы должны техническую сторону наблюдения понять.
Необходимо знать
О необходимости наблюдения
Различных функций и проводить различие меж ними, помня в то же время
О различных состояниях сознания, о сне; о сне, который наяву все видим мы,
О множестве Я, существующих внутри.
Такого рода наблюдения очень скоро результаты предоставят,
И в первую очередь заметит человек,
Что далеко не на все способен непредвзято он в себе самом смотреть;
Одно нравится ему, другое досаждает,
Раздражает, и даже ужасает.
Иначе и быть не может; человек себя не может изучить,
Наподобие далекой звезды,
Или как забавное ископаемое; вполне естественно для него,
Что нравится ему то,
Что помогает развитию его,
И не нравится то.
Что затрудняет, или даже делает невозможным развитие его.
А это значит, что очень скоро он
Различать начнет
Полезные и вредные черты – полезные и вредные
С точки зрения
Его развития, и он увидит также стороны свои,
Которые сознательными могут стать,
А также те, которые сознательными не могут стать,
И потому быть уничтоженными такие стороны должны.
Наблюдая самого себя,
Должен помнить человек,
Что его изучение себя
Первый шаг собою будет представлять
К возможной эволюции его; необходимо рассмотреть теперь
Эти вредные черты,
Обнаруживаемые человеком в себе самом.
И мы найдем,
Что являются они
Механическими явлениями.
Первое явление
Есть ложь, и она
Неизбежна в механической жизни, и никогда
Нам лжи не избежать.
Чем больше кажется кому-то, что он свободен от нее, тем больше он в ней погряз.
И надо понимать,
Что жизнь, как таковая, без лжи не существует никогда.
Но психологическая ложь смысл иной имеет,
Она означает утверждение
О том, чего не знаешь, и знать не можешь, но утверждаешь так,
Словно знаешь это и можешь это знать.
И вы должны понять,
Что говорю я здесь не с какой бы то ни было моральной точки зрения,
А говорю с практической точки зрения - что полезно, и что вредно
Для изучения и саморазвития себя; и с этого начав,
Очень скоро научимся мы признаки различать,
По ним мы можем знать
Проявления вредные свои; и открывает человек тогда,
Что чем больше он
Контролирует то или иное проявление,
Тем менее вредным является оно; и, без сомнения,
Чем меньше он контролирует его,
Тем механичней и вредней оно.
Когда понимает это человек, тогда начнет он опасаться лжи,
И не по моральным основаниям, а по основаниям тем,
Что ложь свою не контролирует он никогда; и между тем,
Должны себе признаться мы,
Что эта ложь установила
Над нами свой контроль, то есть над всеми функциями твоими.
И мы находим, что ложь чертой первой выступает,
Чертой второй воображение предстанет.
Очень часто, начав наблюдение себя,
Приходим к выводу всегда,
Что главной помехой наблюдению
Является воображение.
И вроде хочет человек за чем-то наблюдать,
А вместо этого начнет воображать
По поводу этого предмета, о наблюдении он будет забывать;
И очень скоро приходит он
К сознанию того,
Что приписывают люди слову «воображение»
Совершенно искусственное и незаслуженное значение
Творческой или избирательной способности; он сознает, что воображение
Собою представляет разрушительную способность, и что ему не удается никогда
Добиться над ней контроля; и всегда
Уводит способность та
От наиболее сознательно принимаемых решений,
Направляя человека по пути,
Которым у него нет намерения идти.
И, без сомнения,
Воображение почти столь же дурно, как и ложь, и на самом деле,
Это ложь самому себе; при воображении
Воображает человек
Нечто, чтобы понравиться себе, и не секрет,
Что очень скоро тому он верить начинает,
Что он воображает.
И также обнаруживает он вскоре
Опасные последствия выражения отрицательных эмоций,
Которые будут означать
Всякого рода эмоции насилия, депрессии, жалости себя, гнев, страх,
Раздражительность, досада, скука, ревность, недоверие, и многое другое
И, безусловно,
Выражение эмоций таких принимаем как нечто естественное мы,
Как нечто необходимое, и часто мы
Это «искренностью» называем,
Но это с искренностью общего не имеет ничего, а выступает
Просто признаком слабости нашей, признаком дурного нрава,
И неспособностью держать свои обиды при себе.
Это будем мы осознавать, когда стараться будем мы
Противостоять эмоциям таким.
Тем самым получает человек
Еще один урок;
И он осознает,
Что недостаточно механические проявления наблюдать,
А нужно им сопротивляться, потому что без сопротивления
Их невозможно наблюдать, без всякого сомнения.
Столь быстро происходят они, привычно и неощутимо так,
Что их нельзя заметить, если не предпринимать
Усилий по созданию препятствий для них;
И будем находить,
Что вслед
За выражением отрицательных эмоций в себе,
А также и в других, еще одну
Механическую в себе черту
Мы замечаем,
И это речь собою представляет.
В ней самой вреда нет,
Но у некоторых людей,
Особенно утех, кто замечает в очередь последнюю ее, становится она
Пороком самым настоящим, и все время
Они болтают непременно,
Работая, путешествуя, и даже и во сне они не перестанут говорить, пока
Есть с кем говорить, и даже когда нет никого, тогда
Сам с собой разговаривает человек; и это нужно не только наблюдать,
Но сопротивляться болтовне, насколько то возможно.
И, безусловно,
Пока ей нет сопротивления,
Невозможны никакие наблюдения.
Тогда все результаты наблюдений
Испаряться будут в болтовне, без всякого сомнения.
Трудности, возникающие по ходу наблюдений
За этими четырьмя проявлениями –
Ненужной речью, выражением
Отрицательных эмоций, ложью, воображением-
Показывает человеку механичность всю его,
И даже невозможность борьбы против нее
Без помощи, то есть, без знания нового и без содействия со стороны.
Ибо даже в случае таком, что получаем мы
Материал какой-то либо, мы забываем
Использовать его, и забываем о необходимости такой,
Чтобы наблюдать за самим собой,
Иными словами, мы снова засыпаем.
А нас все время нужно пробуждать.
И это «засыпание» имеет собственные черты,
Каковые неизвестны, не регистрируются они,
И безымянными остаются они в психологии обычной, и нужно понимать,
Что их необходимо изучать.
Имеются такие две черты,
И первая из них
Называется «идентификация», или «отождествление».
Это любопытное состояние, в котором
Человек проводит
Более половины своей жизни, и, без сомнения,
Он идентифицируется со всем: с тем, что говорит,
Что чувствует, во что он верит, и во что не верит, желает, не желает,
Что отталкивает его, что привлекает.
Мы будем находить,
Что все это человека поглощает, и он не может отделять себя
От идеи, чувства, или поглотившего его внимание объекта, а это будет означать,
Что в состоянии идентификации не способен человек
Непредвзято смотреть
На объект его идентификации; трудно найти
Предмет самый ничтожный,
С которым человек идентифицироваться не смог бы.
И будем находить,
Что в то же время,
В состоянии идентификации у человека даже меньший контроль
Над механическими реакциями его,
Нежели в другое время.
Такие проявления, как ложь,
Воображение,
И отрицательных эмоций выражение,
А также болтовня, -
Все это требует идентификации от него всегда.
Не могут люди без идентификации существовать.
А если избавимся мы от нее, тогда
Избавиться сумеем мы
От множества других
Бесполезных, глупых проявлений; а второе, ведущее ко сну состояние,
Родственное идентификации, есть сообразование,
И это есть идентификация с людьми другими; это состояние,
В котором человек постоянно заботится о том,
Что другие люди думают о нем,
Отдают ли должное ему они,
Достаточно ли восхищаются им они.
Сообразование роль важную играет.
У одних людей оно становится навязчивым состоянием, и жизнь у них
Заполнена бывает тем, что сообразуются они,
То есть, беспокоятся, обмениваются, подозревают,
И ничему другому места не хватает.
Миф о «комплексе неполноценности» и комплексов других
Обязан возникновением своим
Смутному сознанию,
Но не пониманию
Феноменов «идентификации» и «сообразования».
Их требуется наблюдать образом серьезным.
И, безусловно,
Что только знание полное о них
Может уменьшить воздействие их.
И если человек не видит их у себя, но легко их обнаруживает у других,
Он должен знать, что он сам не отличен от других,
И в этом смысле все люди равны,
То есть, идентифицируются, сообразуются все они.
Мы сталкиваемся с трудностями, обусловленными нашим языком,
Пойми, мой дорогой,
Что когда хотим мы о человеке говорить
С точки зрения эволюции, то будем находить,
Что слово «человек» в обычном языке не допускает никаких
Градаций, вариаций; и тот, кто сознательным не был никогда,
И никогда о том не подозревал,
И даже тот, кто понимает и борьбу ведет,
Чтобы сознательным стать, а также тот,
Сознательность кто уже обрел, -
Все это человек на нашем языке всегда и в случае любом.
И чтобы трудностей нам избежать,
И помочь учащемуся классифицировать новые идеи,
Система наша дает подразделение
Людей на семь категории; первые три из них принадлежат
Практически одному и тому же уровню: человек номер один-
Это физический человек: и будем находить,
Что у него двигательные и инстинктивные центры доминируют всегда
Над интеллектуальным и эмоциональным центром; а человек номер два –
Это человек такой, у которого центр эмоциональный
Доминирует над центром интеллектуальным,
А также центром двигательным и инстинктивным; и это – человек эмоциональный.
А человек номер три – это человек такой, у которого центр интеллектуальный
Доминирует над центром эмоциональным,
А также над двигательным и инстинктивным; и это- человек интеллектуальный.
В обычной жизни встречаемся всегда
Только с этими тремя
Категориями людей, и каждый из нас,
И все известные нам люди принадлежат
К 1,2,3 категории, имеется и высшие категории, но люди от рождения
К категории высшей не принадлежат, и все они
Рождаются под номером один, иль два, иль три.
А высших категории способны достигать посредством школ, без всякого сомнения.
Человек номер четыре, как таковой, не рождается,
И он является
Посредством культуры школьной.
И, безусловно,
Отличается он от людей под номерами 1,2,3 знанием самого себя,
Пониманием положения своего, и если технически выражаться, обретением
Постоянного центра тяжести; под этим имею я в виду достижение
Единства, сознательности, постоянного «Я»,
Воли; то есть, идея саморазвития важнее стала для него
Всех прочих интересов его.
И у него более сбалансированные функции и центры, причем
Образом таким, как никогда не удается
Их сбалансировать без работы
Над самим собой; здесь надо следовать принципам и методам школы.
Человек номер пять - это, безусловно,
Человек такой,
Который обрел
Единство и самосознание; он отличается уже
От обычного человека, поскольку у него центры высшие работают вполне.
И у него есть многие функции и силы.
Обычный человек № 1,2,3 не располагает таковыми.
Человек номер шесть – это человек, достигший объективного сознания,
У него работает еще ряд высших центров, он обладает
Многими новыми способностями и силами, лежащими за пределами понимания
Обычного человека, а человек номер семь - это человек, достигший всего того,
Чего вообще может достигнуть человек, и у него
«Я» постоянное и свободная воля;
Он контролировать способен
Все состояния своего сознания, и он утратить уже не может
Что было им приобретено и, безусловно,
Что он бессмертен в пределах солнечной системы; очень важно
Такое понимание
Подразделения людей на семь категории, поскольку оно имеет
Очень много применений
Во всевозможных видах изучения
Деятельности человека; дает оно
Очень сильный и точнейший инструмент, или орудие определения проявлений,
Каковые не возможны, без сомнения,
Определить без него.
Возьмите, например, общие представления
О религии, искусстве, науке, философии; здесь можем видеть мы,
Чем будет религия для человека номер один –
Это будут формы фетишизма, как бы не назывались они.
Религия человека номер два – это религия эмоциональная,
Сентиментальная,
Религия, переходящая иной раз
В фанатизм, нетерпимость, преследование еретиков; и можно сказать,
Что религия человека номер три – это религия теоретическая,
Схоластическая,
Исполненная аргументов по поводу слов,
Ритуалов, форм,
Которые делаются важнее всего остального;
И находим,
Что религия человека номер четыре – это религия человека, работающего всегда
Над саморазвитием себя.
Религия человека номер пять-
Это религия человека, достигшего единства мира
Видящего и знающего множество вещей, которых не знает и не видит
Человек № 1,2,3,
Затем следует религия человека № 6, и 7, о которых мы
Ничего не можем знать; то же самое подразделение
Применимо и к искусству, науке, философии, и, без сомнения,
Должны существовать искусство для человека № 1,2,3,
Наука – для человека №1,2,3 и так далее; применение
Понятий таких
В значительной мере расширяет возможности нахождения
Правильного решения
Множества проблем; а это значит, что система наша дает нам
Возможность изучения нового языка, нового для нас,
Который соединит для нас идеи,
Относящиеся к различным категориям, но которые
В действительности едины, безусловно,
И это даст возможность различить идеи, принадлежащие к категории одной,
Но различные в действительности; и мы найдем,
Что разделение слова «человек» на семь слов - №1,23,4,5,6,7 –
Со всем,
Что следует из этого, будет представлять
Пример этого нового языка, и это дает нам
Четвертое измерение психологии, как изучение нового языка.
Этот язык новый
Является универсальным языком, который
            Пытаются люди иной раз найти,
Или изобрести.
Выражение «универсальный язык»,
Или «философский язык»
Нужно метафизически принять; язык универсален в том же смысле,
В котором универсален математический символ,
И он в себя включает помимо этого все то, что мыслится людьми.
Даже те несколько слов этого языка, которые были объяснены,
Дают возможность более точных мышления и речи,
Чем на языке обычном.

Примечание: Подсобн. литература П.Успенского «Психология возможной эволюции   человека»


Рецензии