Психология возможной эволюции человека

Необходимо признавать,
Что человечество не может доказательства предоставлять
Физической или умственной эволюции человека; напротив, если взять
Все человечество за 10-15 тысяч лет, мы обнаруживаем следы
Высшего человеческого типа, присутствие чье возможно установить
По древним монументам и мемориалам, которые не можем мы
Ни скопировать, ни повторить.
Относительно доисторического человека, или существ, похожих внешне на него,
Но в то же время, весьма отличных от него,
Чьи кости обнаруживаются иногда
В отложениях ледникового и доледникового периода, – можем мы принять
Ту точку зрения, согласно которой они принадлежат
Давно вымершему и отличающемуся от человека существу; отрицая
Эволюцию человека в прошлом,
Должны мы отвергать возможность,
Механической эволюции человека в будущем; а это есть эволюция такая,
Которая происходит сама собой по законам
Наследственности и отбора
Без сознательных усилий человека и понимания
Им возможной эволюции своей; приходим мы к признанию,
Что основополагающей идеей будет та идея,
Что человек, на самом деле,
Такой, как нам известен он,
Не является завершенным существом:
Природа, до определенной точки развив его,
Оставляет затем его либо для дальнейшего развития
Собственными его усилиями и средствами, либо для жизни и смерти таким,
Родился он каким,
Либо для вырождения и утраты всякой способности    к развитию.
Эволюция человека в случае таком будет означать развитие
Определенных качеств внутренних и черт, которые неразвитыми остаются обычно,
И не в состоянии развиться сами по себе.
Развитие такое возможно только в условиях определенных путем приложения
Некоторых усилий человека самого, но также, без сомнения,
При достаточной помощи от тех,
Кто начал сходную работу раньше, и какой-то степени развития уже достиг.
И к выводу приходим мы,
Что эволюция невозможна без усилий каких-то, а также без помощи со стороны.
Необходимо понимать,
Что человек по ходу развития своего
Должен стать другим существом.
Затем нам требуется такое понимание, что развиться и другими стать
Могут не все люди; эволюция есть вопрос усилий личных; необходимо знать,
Что такое превращение
Становится все более редким, без сомнения.
И почему не могут люди все развиться, и другими существами стать?
Ответ такой – потому, что не хотят этого они,
Потому что не знают, и без длительной подготовки не поймут они,
Что главная идея состоит в том,
Что для становления другим существом,
Они этого желать должны
На протяжении длительного времени.
Преходящее или случайное желание,
То есть желание, опирающееся
На неудовлетворенность человека внешними условиями, не дает
Достаточного импульса; а эволюция человека зависит от того,
Что может он получить и что он
Ради этого должен отдать; и если человек не хочет,
Или недостаточно сильно хочет,
И не предпринимает условий необходимых, то он
Не разовьется никогда; зачем ему все то,
Чего не хочет он; было бы несправедливо как раз то,
Что человека принуждают стать другим каким-то существом,
Тогда как он самим собой вполне доволен.
И к выводу приходим,
Что, став другим существом, обретает человек тогда
Многие новые качества и силы, каковых он лишен пока.
Истина заключается в том,
Что перед обретением каких бы ни было способностей иль сил,
Неизвестных человеку и отсутствующих у него, он должен обрести
Такие способности и силы, каковыми он пока не обладает, но коих он
Приписывает себе,
То есть способности и силы те,
О которых он думает, что обладает ими, и может
Использовать
И контролировать их.
Этот момент очень важен; должны мы обрести
Такие качества, о которых будем думать, будто уже владеем ими; и мы должны
Факт один признать,
Что человек не знает самого себя.
Не знает он своих пределов, и это факт;
А также он не знает возможностей своих.
Не знает он всей глубины
Незнания своего,
Хотя большое множество машин он изобрел.
Он знает, что сложная машина требует тщательной учебы всегда,
Но по отношению к себе он этого не применяет никогда,
Хотя он сам является машиной, куда более сложной,
Чем все машины, им изобретенные.
Относительно себя идеями бывает он наполнен,
Но идеи эти ложны.
Прежде всего, он не осознает того,
Что является в действительности машиной он.
Что будет означать, что человек – машина есть? А это означает,
Что он не совершает
Независимых движений ни вовне, и ни внутри самого себя.
Он есть машина, приводимая в движение
Внешними толчками и внешними явлениями.
Все его движения, эмоции, идеи, настроение, мысли и слова
Производятся внешними воздействиями всегда.
Сам по себе человек является просто автоматом
С определенным запасом воспоминаний
О прошлом опыте своем, и каким-то запасом энергии; необходимо понимать,
Что человек ничто не может сделать сам.
 Но этого он не осознает, способность делать он приписывает  себе всегда.
И это первое, что он ложным образом приписывает себе.
Пойми, мой дорогой, что не способен делать человек.
Необходимо понимать,
Что все, что по мысли его, делает он сам,
На самом деле, происходит с ним, также как происходит осадочное выпадение,
Или оттепель; приходится нам говорить,
Что человек думает, читает,
Любит, работает, войны начинает,
Но люди понимать должны,
Что все это с ним происходит.
Человек неспособен
Двигаться, думать или говорить на собственный свой счет.
Ты есть марионетка, милый мой;
Тебя в движение приводят невидимые нити; и если понимаешь это, тогда
Ты можешь научиться познавать все больше о себе самом.
Тогда возможны и определенные изменения; но когда
Недоступна человеку абсолютная механичность его, либо он не желает
Принять ее за факт, то он ничему не выучится никогда,
И не изменится ничего тогда.
Человек особую машину собою представляет.
И он в условиях определенных и при правильном обращении
Может знать,
Что он – машина, а полностью это осознав,
Может обнаружить он пути к прекращению
Этого механического бытия;
Прежде всего, ему требуется знать,
Что он не единое, а многое, и нет у него одного постоянного Я.
И он всегда различен: в момент один – он человек один,
В момент другой – другой уж он, а в третий- третий он; и будем находить,
Что иллюзия единства, или целостности у человека создается,
В первую очередь, ощущением одного физического тела,
Наличием имени своего; которое остается одним и тем же, без сомнения.
А также иллюзия такая создается множеством механических навыков, 
Внушенных воспитанием,
Или путем приобретенных имитаций; обладая
Все теми же ощущениями, слыша имя свое, замечая
За собой все те же навыки и склонности, что и раньше, -
Мы верим, будто всегда мы были тем же самым;
Но, в действительности, единства никакого нет,
Нет ни «Я» постоянного, ни контролирующего центра нет.
Всякая мысль, чувство всякое, желание, ощущение
Хотение, нехотение –
Все это есть некоторое Я, и эти Я
Не связаны, и не скоординированы друг с другом образом каким-то либо никогда,
И каждое из них
Зависимо от перемен во внешних обстоятельствах и от изменения
Получаемых впечатлений.
Одно из них механически следует за другим,
Одни из них проявляются всегда в компании других,
Но в этом нет ни порядка, ни системы; имеются некоторые группировки этих Я,
Которые наделены природной связью, а также и такие, которые связаны
Лишь случайными ассоциациями,
Воображаемыми сходствами, или воспоминаниями.
Любое из этих Я
Представляет в данный момент лишь незначительную часть мозга, интеллекта, ума.
Но каждое из них
Представителем целого себя мнит.
Когда человек «Я» говорит,
Это так звучит,
Словно он себя в виду имеет целиком, но, на самом деле,
Речь идет о преходящей мысли, желании преходящем, настроении;
Через час забудет человек о нем,
И с той же убежденностью утверждать начнет
Противоположное мнение,
Противоположный интерес, другую точку зрения.
Хуже всего то, что человек этого не помнит;
И в большинстве случаев он верит лишь в последнее свое Я,
Которое выражало себя, пока другое Я, иной раз,
Совсем не сочетаемое с первым, не стало выражать
Мнение или желание громче первого.
И к выводу приходим,
Что изменения начинаются всегда
С тех сил, способностей, которые приписываются человеком самому себе,
Но коими он, в действительности, не обладает; и это значит, что перед тем,
Как приобрести новые силы и способности для себя,
Человек должен действительно в себе развить
Те качества,
Каковыми, по его мнению, владеет он уже, то есть те качества,
Относительно которых у него есть величайшие иллюзии; и мы понять должны,
Что развитие не может начаться на основе лжи
Самому себе или самообмана; должны мы знать,
Что есть, и чего нет у нас.
Необходимо признаться
Самим в себе в отсутствии приписываемых себе качеств,
То есть способности делать,
Индивидуальности, единства, эго постоянного, иль Я, и, вдобавок,
Воли и сознания.
Человеку необходимо знать об этом, поскольку до тех пор,
Пока он верит в наличие качеств таких,
Он не предпримет
Правильных усилий
Для обретения их.
Точно также как
Человек не станет покупать
Предметы дорогие и дорого платить за них, если он полагает,
Что ими уже он обладает.
Самое важное
Из этих качеств – сознание.
Перемены в человеке обычно начинаются вместе с изменениями
В понимании смысла сознания, а затем и постепенным обретением
Над сознанием контроля.
И, безусловно,
В обыденном языке слово «сознание» используется всегда
Как эквивалент слову «интеллект», в смысле деятельности ума.
Но, в действительности, сознание
Есть особого рода отдавание
Себе отчета, прежде всего в том,
Что знает человек,
А что не знает; и только сам человек
Может знать, сознателен ли он
В данный момент,
Иль нет.
И только он один способен знать
Нечто относительно самого себя.
И только сам он может знать,
Будет ли он сознанием обладать
В момент сей данный.
А это означает,
Что присутствие или отсутствие сознания
Проверить невозможно с помощью наблюдения
Внешних твоих действий со стороны и, без сомнения,
Этот факт давно был установлен, но никогда
Важность его не понималась в полной мере, поскольку сочетался этот факт всегда
С пониманием сознания, как ментального процесса, или деятельности ума.
Если человек осознает, что до мгновения
Этой вспышки сознания сознательным он не был, а затем о  ней он забывает,
Или даже если вспышку эту он запоминает,
То, без сомнения,
Не приходится о сознательности здесь говорить,
Мы будем в этом находить
Лишь воспоминание
О сильной вспышке сознания.
Сознание человека, что бы ни значило оно, не остается никогда
В одном и том же состоянии.
Высшие моменты сознания создают память.
Другие все моменты не запоминает человек.
И не секрет,
Что это больше, чем чтобы то ни было, иллюзию создает
Постоянства сознания,
И непрерывности   отдавания
Себе отчета; мы к выводу придем,
Что существует факт неопровержимый – наличие у сознания
Видимых и наблюдаемых ступеней; конечно,
Ступеней, видимых и наблюдаемых у себя.
Во-первых - имеется длительность его, и можно сказать,
Как долго некто
В сознании был своем;
А во-вторых – частота появления – как часто он
Сознательным становился; в–третьих – степень и острота,
Протяженность и глубина
Проникновения в то, что осознается. -
Они меняться могут сильно вместе с нашим ростом,
И если только две ступени мы возьмем, понять сумеем мы тогда
Идею возможной эволюции сознания; связана идея та
С чрезвычайно важным фактом, и этот факт
В том будет заключаться, что сознание
Может стать непрерывным и контролируемым посредством усилий специальных.
Сознание можно изучать,
Постарайтесь просто находиться в сознании самих себя,
Существования и имени своего и места, где вы находитесь сейчас,
Все остальные мысли надо отгонять.
И если вы настойчивы, на две минуты хватит вас;
И это есть предел сознания твоего; по истечению опыта такого
Мы к выводу приходим,
Что человек в естественном состоянии способен,
Если будет он к тому усилия прилагать,
Быть сознательным по поводу предмета одного, то есть самого себя,
Пару минут, а то и меньше; отсюда вывод будет вытекать,
Что человек сам себя не осознает,
А иллюзию самосознания - память и процесс мышления создает.
Если в театр мы ходим постоянно, тогда
Внимания особого на то, что мы в театре, не будем обращать,
И нет тогда сомнения у нас
Относительно сознания своего.
Жизнь - это театр, и точно также в жизни - не понимаем мы того,
Что сознание наше полностью отсутствует в то время,
Когда разумно действуем, думаем мы и наблюдаем.
Четыре возможных состояний сознания знаем:
Как сон, бодрствование, самосознание и объективное сознание.
При наличии возможностей этих четырех состояний сознания,
Человек в действительности живет
Только в двух состояниях сознания; одну часть жизни во сне проводит он,
А другую часть – в состоянии, именуемом «бодрствованием», хотя
На деле бодрствование такое очень мало отличается от сна.
В обычной жизни человек не знает
Об «объективном сознании».
Здесь невозможны никакие эксперименты; третье состояние –
Есть самосознание;
И оно приписывается человеком самому себе, то есть он верит,
Что обладает им, хотя в действительности он
Может осознавать себя
Лишь в крайне редких вспышках; и даже и тогда,
Он сам того не понимает, ибо не знает он,
Что предполагается действительным владением самосознания.
Эти проблески сознания
Приходят в редкие моменты, в высшей степени эмоциональных состояний,
В момент опасности,
В совершенно новых и неожиданных обстоятельствах,
Либо иногда в самые заурядные моменты, когда не происходит
Ничего особенного; но и в таком ординарном,
Или нормальном состоянии,
Не имеем мы над проблесками такими какого-то бы то ни было контроля,
И как это прискорбно!
А что касается памяти нашей обычной, или воспоминаний,
То мы, в действительности, помним только осознаваемые моменты, хотя
Мы этого не понимаем.
Техническое значение памяти и различные ее роды, которыми мы обладаем,
Будут позже разъяснены; и всегда
Будем помнить мы
Очень живо одни вещи, а другие – смутно, а некоторые не помним; и вы
Знаете только, что происходили они,
И будете очень удивлены,
Если осознаете, сколь мало помните в действительности вы.
Это происходит потому, что помните вы моменты лишь такие,
Когда в сознании вы были.
Что касается
Третьего состояния сознания,
Сказать мы можем,
Что имеются у человека случайные моменты самосознания,
Оставляющие ему живые воспоминания
О сопровождающих их обстоятельствах; но, безусловно,
Нет власти у него над ними, они всегда
Приходят и уходят сами собой, находясь
Под контролем внешних обстоятельств,
И случайных ассоциаций,
Либо воспоминаний об эмоциях; возникает вопрос: возможно ли обрести
Власть над этими текучими мгновениями сознания, чтобы они
Все чаще пробуждались,
И дольше сохранялись,
И даже сделались бы постоянными? Другими словами –
Возможно, ли сознательными стать?
Нам требуется понять,
Что пункт тот очень важный, и что он игнорируется сейчас
Всеми современными психологическими школами; но можем мы
Над своим сознанием контроль установить,
И можем стать осознающими себя
Со всеми вытекающими последствиями; мы даже не представляем
Всех последствий в нашем нынешнем состоянии.
Изучение психологии должно начаться
С исследований препятствий сознанию; и мы должны признаться,
Что сознание может расти
Только при уничтожении хотя бы части препятствий таких.
Препятствием величайшим является всегда
Невежество относительно самих себя,
А также наше ложное убеждение, будто бы сами
Себя мы знаем,
И можем в себе уверенными быть;
Тогда, как в действительности мы
Совсем себя не знаем,
И даже в самом малом
Не можем быть уверенными в себе.
Необходимо понимать теперь,
Что психология означает изучение себя;
Науке этой обучиться нельзя, коль будем отделены от самих себя.
Необходимо изучать себя,
Как новую и сложную машину изучают, ведь требуется знать тогда
Все части машины этой, функции главные ее; условия правильной ее работы,
Причины ее поломок.
И также человеческая машина имеет семь функций различных;
И мы их все опишем:
1.Мышление, или интеллект
2.Чувство, или эмоции.
3.Инстинктивная функция, или внутренняя работа организма
4. Двигательная функция, или внешняя работа организма
5.Пол (функция 2-х начал, женского, мужского)
Кроме этих функций пяти,
Есть еще две, и они
Проявляются только в высших состояниях сознания:
Одна из них функция высшая эмоциональная,
И проявляется она в состоянии самосознания;
А другая - высшая умственная функция, проявляющаяся в состоянии
Объективного сознания.
И если не находимся пока в этих состояниях сознания,
Тогда не можем функции эти изучать; но знаем мы от тех о них,
Кто этих состояний достигал, испытывал кто их.
Есть множество намеков на высшее состояние сознания.
Большие трудности для понимания
Намеков этих создает отсутствие четкого различения
Двух этих высших состояний сознания.
То, что самадхи называлось, состоянием экстаза, или просветления,
Или космическим сознанием,
Может относиться как к одному, так и к другому,
То есть, иногда к опыту самосознания,
А иногда к опыту «объективного сознания».
Имеем мы материала больше относительно наивысшего состояния,
То есть, «объективного сознания»,
Чем о промежуточном состоянии самосознания, хотя
К первому можно прийти после второго; изучение себя
Должно начаться с изучения
Четырех функций: мышления,
Чувства, инстинктивной, двигательной функции.
Позже можно перейти к изучению функции половой,
То есть, ее можно изучать после достаточного понимания тобой
Четырех функций основных; и в то же время, необходимо понимать,
Что беспорядочность или аморальность в этой функции сделает невозможным
Не только саморазвитие, но изучение себя; и, безусловно,
Вначале мы должны понять
Четыре функций главных.
Под функцией мыслительной, или интеллектуальной мы понимаем,
Что сюда включаются все умственные процессы, осознание впечатлений,
Образование понятий, утверждение,
Речь, воображение, отрицание,
Словообразование.
Функция вторая – это чувства, или эмоции: печаль,
Радость, удивление, и страх,
И многое другое.
И, безусловно,
Мы путаем всегда мысли, чувства; но для начала изучения себя
Требуется знать, что есть что; но дальше мы пойдем,
Функцию двигательную и инстинктивную на рассмотрение возьмем;
Здесь будем знать,
Что они труднее для понимания,
Поскольку ни одна из психологических систем их должным образом не определяет.
В частности, приписываются инстинкту внешние функции обычно,
Которые в действительности двигательной функции принадлежат,
А иногда –
Эмоциональной функции; сейчас опишем
Четыре различных класса функций, которые входят в функцию инстинктивную,
И первая из них собою представляет всю внутреннюю работу организма,
Его физиологию, дыхание,
Пищи переваривание,
Усвоение ее, циркуляция крови,
Вся работа внутренних органов, построение клеток новых,
Элиминацию отработанного материала,
Работа желез внутренней секреции, и так далее…
Функция вторая – так называемые пять чувств:
Зрение, осязание, обоняние, слух, вкус,
А также и другие чувства, такие, как чувство тяжести,
Температуры, сухости, или влажности-
Иначе говоря, все безразличные ощущения, которые сами по себе не вызывают
Ни удовольствия, ни неудовольствия, а третья функция собою представляет
Все телесные эмоции, то есть всякие физические ощущения,
Которые - либо приятны, либо неприятны, - и это, несомненно,
Разного рода чувства боли,
Или неудовольствия: скажем, запаха неприятного или вкуса, и всякого рода
Удовольствия физического рода:
Как приятный запах, вкус; а к функции четвертой
Относятся рефлексы все, даже самые сложные:
Такие, как смех, зевота, любого рода память,
Являющаяся, в действительности, просто внутренним рефлексом; и мы
К выводу будем приходить,
Что двигательная функция включает в себя
Все внешние движение, такие, как ходьба
Речь, письмо, принятие пищи и память о них.
И будем находить,
Что к функции двигательной относятся также те движения,
Которые на обычном языке называются инстинктивными,
Например, такие,
Как при ловле падающего предмета без всякого мышления.
Разница между инстинктивной и двигательной функцией ясна,
Легко понятной может быть она,
Если вспомним мы, что все без исключения
Функции инстинктивные являются врожденными, и, без сомнения,
Нет никакой нужды
Учиться им,
В то время как ни одна
Из двигательной функции врожденной не бывает никогда,
И этим функциям учиться надо, тому подобно,
Как учится ходить ребенок,
Или некто учится писать, иль рисовать.
Помимо этих нормальных двигательных функций будет существовать
Также некоторые странные
Двигательные функции, которые представляют
Бесполезную работу человеческой машины, каковые
В намерения природы не входили,
Но они занимают весьма значительное место в жизни человека,
И отнимают у него успешно
Большое количество энергии; к таковым возможно отнести сновидение,
Мечтания, разговоры с самим собой, воображение,
И всякого рода болтовню, и, вообще,
Неконтролируемые и не поддающиеся контролю все
Проявления функции этой. Сначала
Четыре функции – функция интеллектуальная, эмоциональная,
Инстинктивная и двигательная понятыми быть должны
Во всех проявлениях своих.
И только потом они должны наблюдаться сами по себе; такое самонаблюдение,
То есть наблюдение
На правильном фундаменте с предварительным пониманием
Состояний сознания,
И различных функций этих составляет
Основу изучения себя.
Иначе говоря,
Что это есть начало психологии, и очень важно понимать,
Что при наблюдении функций различных полезно наблюдать
В то же самое время их отношение к различным состояниям сознания.
Возьмем три состояния сознания –
Сон, бодрствование, и возможные проблески самосознания,
И четыре функции – мышление, чувство, инстинктивную и двигательную, которые
Могут проявляться и во сне, но тут их проявления
Бессвязны и недостоверны,
И их нельзя использовать во сне; и, безусловно,
Просто сами собой происходят эти функции во сне.
Во время бодрствования или относительной сознательности они способные вполне
Служить ориентирами для нас; а результаты их проверяются,
Сравниваются, выправляются.
И хотя иллюзий ими много создается, но все же,
В обычном нашем состоянии нет ничего у нас другого.
Должны мы пользоваться ими, насколько то возможно.
Если бы знали мы в обычном состоянии число ложных наблюдений,
Теорий ложных, дедукций ложных и ложных заключений,
То перестали бы им вовсе верить.
Неведомо бывает людям, насколько ложными их наблюдения, теории могут быть,
Но продолжаем верить в них;
И именно это отвлекает нас
От наблюдения моментов редких тех, когда
Проявляются функции эти в связи с проблесками третьего состояния сознания,
То есть, самосознания.
Все это означает,
Что каждая из функций четырех проявляться может
В любом из трех состояний сознания, но результаты в каждом случае различны.
Когда научимся видению этих всех различий,
Тогда понять нам можно
Правильное соотношение
Между функциями и состояниями сознания.
Но перед тем как перейдем мы, наконец,
К различиям функций в отношении их с состоянием сознания,
Понять обязан
Наш современный человек,
Что сознание и функции человека собою представляют
Совершенно различные феномены природы разной.
Они зависят от причин разнообразных,
И могут существовать друг без друга; функции могут без сознания существовать,
А сознание без функций, и это надо понимать.
Половая функция является в действительности поздней,
И проявляется она довольно поздно,
После того, как функции первые четыре
Полностью уж проявились,
И обуславливается она ими.


Рецензии