Искусство внутреннего экстаза

Всегда  мы беспокоимся о том,
Чтоб фокусировать свой ум  ребенок  наш бы мог,
Поскольку лишь тогда  он концентрироваться легко сумеет.
И это очень  важно, в самом деле.
И с жизнью справиться не сможем мы,
Коль мы рассеяны и к концентрации не подошли.
А жизнь потребует от нас,
Чтобы  способным к концентрации  наш ум бы стал.
Здесь разногласие  будет возникать:
Как только ум способен концентрироваться стал,
Но к созерцанию он менее способным становится тогда.
Созерцание означает осознание всего, что происходит,
А концентрация есть выбор, поскольку исключает все,
Кроме того объекта, на который направлено внимание твое.
И в этом мы сужение сознания находим.
При ходьбе  необходимо сознание сужать,
При этом необходимость в концентрации будет возникать.
Концентрация ума необходима для того,
Чтоб существовать, чтоб выжить наш  ребенок смог.
Вот почему стараемся ребячий ум сужать,
Чтобы таким, как все, ребенок наш сумел бы стать.
Сознание детей  со всех сторон открыто, и входит в него все,
Не исключая ничего.
И потому ребенок наш так переменчив и непостоянен,
Поскольку ум его пока не обусловлен нами.
А ум   необусловленный - поток есть ощущений непрерывных,
С таким умом не смог бы наш ребенок выжить.
И потому он должен научиться ум сужать,
Чтоб концентрированным  стать.
Когда свой ум сужаем,
Тогда одно мы что–то  выбираем,
И сознаем лишь это, и одновременно перестаем осознавать
Так много остального, окружающего нас.
Чем более сужен ум, тем более успешен в жизни он,
Вы специалистом станете и знатоком.
Но это все собою представляет
Знание все большего обо все меньшем, и жизнь тому нас обучает.
Жизненная необходимость есть сужение ума; необходимость та утилитарна,
И потому, когда становитесь утилитаристом и сужаете сознание,
Отказываете своему уму во многом,
На что бывает он способен.
Не пользуемся целостным умом,
Используем лишь маленькую долю от него.
А оставшаяся большая часть
Бессознательным будет выступать.
На самом деле, нет границ между сознательным
И бессознательным
Умом; определение такое им дадим:
«Сознательный ум собою представляет часть  ума,
Которая в процессе сужения использована была,
А бессознательный ум- это та часть, которой мы пренебрегли,
Часть, которую  проигнорировали, которую закрыли мы».
И это трещину создаст.
Большая часть
Вашего ума становится вдруг чуждой вам.
Вы отчуждаетесь тогда
От самого себя,
И целостности своей становитесь чужды.
Малую часть себя самим собой признали мы,
Все остальное утеряно уж нами, но оставшаяся несознательная часть
Всегда присутствует, как неиспользованные возможности для вас,
Как неизрасходованный потенциал;  и это бессознательным умом предстанет.
С умом сознательным бороться он не перестанет
Вот почему внутри у нас всегда конфликты  существуют.
Трещина между сознательным и бессознательным  их формирует.
И только лишь тогда,
Позволим расцвести когда
Потенциальности твоей, или бессознательному уму,- и лишь тогда
Почувствуете блаженство бытия.
Когда большая часть возможностей твоих нереализованною остается,
Разочарованием сплошным  жизнь обернется.
Вот почему, чем более утилитарен человек, тем меньше проявился он,
Тем меньше испытал блаженство человек такой.
Чем больше в деловую жизнь погружены бываем,
Тем менее живы мы, тем меньше мы экстаза испытаем.
Мы отреклись от большей части своего ума,
Той  части, которую в утилитарном мире использовать нельзя.
Утилитарная жизнь необходима, но высока ее цена,
Поскольку праздничность  жизни утрачено  тогда.
Когда способности  все наши цветения достигли,
Тогда познаем празднование жизни.
И жизнь становится тогда
Торжественностью, празднованием полна.
Религия означает преображение
Жизни в празднование, а жизнь имеет измерение,
И это измерение праздничности, не утилитарности; нельзя принимать
Утилитарный ум за целое, оставшаяся большая часть
Не должна быть в жертву отдана, не должен завершением предстать
Твой ум утилитарный, другая, большая, потенциальная его часть
Должна стать завершением.
А ум утилитарный должен сохраниться, но только лишь как средство.
А если ум утилитарный, деловой станет завершением, тогда
У бессознательного ума
Возможностей не остается для того,
Чтобы активизировать потенциальное свое,
И бессознательное отвергнутым предстанет.
И если все кончается полезностью, утилитарностью, то это означает,
Что слуга играет роль хозяина.
Рассудок, сужение ума – есть средство, необходимое для выживания,
Но не для жизни, поскольку выживание –
Не жизнь, а лишь необходимость,
Поскольку нужно нам существовать в материальном мире.
Но завершение есть приход потенциального, к раскрытию всего того, что есть вы.
И если полностью реализовались вы внутри,
И в виде «семени» не осталось ничего, и если вы уж расцвели,
Тогда и только лишь тогда
Почувствовать вы сможете блаженство и экстаз.
Отвергнутая часть вас,
Бессознательная часть
Активной, творческой тогда лишь сможет стать,
Когда прибавите другое измерение
К жизни своей, то есть измерение
Праздничности, игры.
И в медитации  найдем все это мы.
Но праздничность утрачена уж нами,
Она собой способность наслаждаться представляет
Из мгновения в мгновение всем тем, что к нам приходит.
Поскольку нас опутала условность,
И даже и тогда,
Когда нет никакого дела у тебя,
Деловитым ум твой остается,
Когда сужение не нужно, ты суженым все же остаешься.
Когда играете, вы не играете, не наслаждаетесь игрой,
Играете, чтоб победить, и потому игра
Становится работой для тебя.
Тогда тебе, мой дорогой,
Не важно то, что происходит,
А важен только результат, который от игры приходит.
И в жизни деловой  важен только результат,
А в праздновании действие важно, и если сможете вы сделать так,
Что действие любое действием значительным предстанет в тебе самом,
Тогда ты праздничность обрел.
И сможете такое действие вы праздновать тогда.
Как только стали праздновать, пределы все, сужающие границы вашего ума,
Разрушены, отброшены, они не нужными вам стали,
Свою смирительную рубашку, одежду концентрации вы сняли.
И вы не выбирает теперь, а позволяете войти всему,
Что будет приходить, позволили войти в себя вы целостному бытию,
И стали с ним одним, возникло сопричастие,
И это – празднование есть, есть медитация.
И это – празднование и созерцание без выбора, нулевой подход.
И праздничность увидим здесь во всем.
И в этом действии мы праздничность увидим, то есть в моменте этом,
А ни в достижении  результата; и ничего не нужно достигать,
Вы наслаждаться будете всем тем, что ЗДЕСЬ, СЕЙЧАС,
И станете вы новым человеком.
Когда я с вами говорю, и при этом, если о результате я  забочусь,
Тогда тот разговор становится и делом, и работой,
Но если говорю, не ожидая ничего,
Без желания результата, тот разговор становится игрой.
Словами, мыслями своими я могу играть,
И с легким сердцем все это буду выполнять.
И если слушаете меня без мысли, что с этого иметь вам что–то можно, тогда
Расслаблены вы будете, позволите тогда вы мне
Причастным быть к себе.
Сознание ваше не сужено тогда,
Оно открыто – играет, наслаждается;  и всегда
Миг каждый может быть
И медитативным, и  деловым.
Различие лишь в отношении к нему, и если играете вы с ним,
Тогда тот миг медитативный; есть нужды социальные
И нужды существования,
Которые необходимо выполнять,
И потому должны определенные условности всем детям прививать.
И если их им не привить,
То варварами дети могут быть.
Тогда существовать они не смогут, и выживание
Обусловленности требует, но выживанием
Все не кончается; и потому должны уметь мы надевать,
А также и снимать
Всю обусловленность свою, точно также,
Как одежду нашу,
Тогда вы ЕСТЬ; и если мы себя не отождествляем
С обусловленностью своей, тогда легко мы это выполняем.
Но с ней себя отождествляем мы всечасно,
А то, что не есть обусловленность ваша,
Вы отвергаете и думаете так:
«Все, что не обусловлено, это  - не Я,
И бессознательное   – не Я,
Я – есть сознательный и сфокусированный ум».
Отождествление такое опасно очень, друг.
Образование подлинное есть образование  такое, которое условностей не прививает,
А дает их с условием ,что есть они утилитарная необходимость;  и точно также,
Как человек одежду снимает,
Должны условности с себя снимать,
Когда возможность эта будет возникать.
Когда условности нужны,
Тогда и одевать вам нужно их.
Когда не требуются они,
Тогда и снять вы их должны.
До пор до тех, пока не станет
Практиковаться   такое образование,
Которое не отождествляет
Человека с привитыми условиями, до пор до тех мы не станем
Вполне человеческими существами, а только роботами  предстанем,
Роботами обусловленными, сужеными; работает лишь часть ума  у них.
Понять все это – будет означать,
Что будем мы осознавать
Ту часть ума, которой в свете солнечном отказали мы.
Тогда поймем, что мы
Не есть сознательный наш ум, что он - лишь только часть,
А «Я»  есть то, а также и другое; и большая часть не обусловлена, она
В ожидании находится всегда.
Медитация попыткой предстает, чтоб в бессознательное прыгнуть, но туда
Прыгнуть нельзя,
Лишь из расчета исходя,
Потому что все расчеты совершаются сознательным умом, а сознание никогда
Не позволит этого, оно предостерегает: «Сойдешь с ума,
Не делай этого»;  и бессознательного  сознательный наш ум всегда боится,
Поскольку, если бессознательное на поверхность выйдет, тогда все то,
Что есть в сознании спокойного и ясного, будет сметено.
Пример такой здесь пригодится:
Разбили садик вы, и изгородью обнесли,
Все стало хорошо, упорядочено, чисто, но лес вокруг, а не вдали,
Он непослушен, и не под контролем,
И садик ваш находится в тревоге:
В любой момент проникнуть лес тот сможет внутрь его и тогда
Исчезнет садик без следа.
И точно также  культивировали вы часть  ума,
Но бессознательное живет внутри тебя всегда,
И потому сознательный твой ум бывает в страхе постоянно,
И говорит тебе он неустанно:
«В бессознательность не иди,
О нем не думай, и на него ты не смотри».
Путь бессознательного темен, неизвестен, и потому
Для разума он выглядит иррациональным, для логики – он нелогичен,
И твоему уму
Он непривычен.
И потому, коль думаете о  том, чтоб в медитацию войти,
Войти в нее не сможешь ты,
Потому что думающая часть ума
Не позволит это сделать никогда.
И даже если думать вы начнете так:
«Не буду думать я», то это  тоже  «думанием»  будет выступать,
И эта думающая часть
Так говорит: «Я думания не допущу».
Медитация через мышление невозможна  никому.
И те, кто знают, говорят:
«Прыгай! Не думай»,- но мы, к большому сожалению,
Не способны  делать ничего без  размышлений.
Вот почему и были средства все изобретены,
Чтоб в медитацию  смогли бы вы войти.
Когда работать с этим средством вы начнете, оно выталкивает вас
Автоматически в неизвестное тотчас.
Средство нужно лишь  из-за того,
Что ум не подготовлен ваш, должны тренировать его.
Другой нужды в тех средствах нет.
И скажет так учитель  в  Дзэн:
«Усилия никакие не нужны,
И это без усилий придет»; пойми,
Что средство – лишь только трюк,
Чтобы успокоить ваш рациональный ум,
Чтоб в неизвестность вытолкнуть тебя.
Поэтому я пользуюсь всегда
Энергическими методами; необходимо понимать,
Что чем более метод эффективней, тем меньше нужен ум,
Чем энергичней он, тем большее влияние
Он на тебя окажет,
Потому что наполненность  жизнью есть качество не только ума,
Но это качество и тела, и эмоций – всего тебя.
И это качество есть качество всего живого существа.
Суффийские дервиши танец применяли,
Как технику, как средство; в танец свой входя,
Интеллектуалом вы не  останетесь тогда,
Поскольку танец с делом трудным сравним бывает,
И для него
Все ваше существо нужно.
И обязательно момент наступит,
Когда ваш танец становится безумием; чем больше жизни в вас,
Чем энергичней вы, чем глубже вы ушли в себя,
Тем меньше остается рассудка  у тебя.
И танец был  необходим, как техника для вас,
Чтоб вытолкнуть в неизвестное вас.
Все методы такие – ложь, они лишь ситуацию создают,
Чтоб вытолкнуть тебя из дома, чтобы покинуть свой уют,
Чтобы способом каким – то либо вытолкнуть вас из ума.
А  ум  и есть ваша тюрьма.
И он фатален;  и это рабством предстает,
Сужение его полезно, идете вы вовне когда,
Но внутри – это катастрофа, лишь при общении с людьми другими
Его сужать необходимо,
И лишь тогда полезность это принесет,
Но с самим собой самоубийством это предстает.
Существовать необходимо и с людьми другими,
И с самим собой; жизнь односторонняя любая
Искалеченной  предстанет.
И вы должны существовать среди других с обусловленным умом,
Но с самим собой
Должны необусловленными быть; все  общество наше порождает
Лишь суженное сознание,
Но, сознание, однако, есть   РАСПРОСТРАНЕНИЕ,
Оно бескрайно, беспредельно.
Необходимо и то, и другое, и обе эти нужды
Должны  быть удовлетворены; того я называю мудрым,
Кто способен выполнить оба требования  эти.
Любая крайность есть нелепость,
Она и неразумна, и вредна.
И потому, мои друзья,
Живите в этом мире
С умом и чувствами  своими,
Но в себе самом живите без ума,
Без натаскивания себя.
И пользуйтесь умом
Как средством, но целью не делайте его.
И как только  представится  возможность –
Выходите из него, не так уж это сложно.
Как только вы один, из ума вы выходить должны.
Снимать свой ум, как  маску,  научись,
И празднуйте тогда момент, и бытие само,
Существование само.
Просто  БЫТЬ – есть величайший праздник,
И вытолкнуты будете однажды из вашей личности  роботообразной.
Динамическая медитация вам в том поможет.
Много негативного  ум сделать сможет,
И ничего позитивного;  все позитивное есть дар, благословение,
Оно приходит к нам, как награждение.
Но негативное всегда –
Лишь ваши собственные дела.
Медитация может сделать лишь одно – способна вытолкнуть она
За пределы негативных всех твоих преград.
Спасает вас она из заточения,
Которое есть ум, к большому сожалению.
И если из него вы выйдете когда,
Тогда вы сами рассмеетесь – было так легко оттуда выйти,
Нужен был один лишь шаг, но мы по кругу ходим по привычке,
Не делаем единственного шага никогда,
Шага того, который к центру привел бы тебя.
А мы  по периферии ходим, повторяя одно и то же каждый раз,
И эту непрерывность надо разорвать.
И это сможет сделать медитация твоя.
При ней достигнем центра себя, как существа.
Тогда узнаете вы все, что вашим было в любые времена,
Узнаете все то, что вас ждало всегда.

  Подсобн.лит-ра Бхагаван Шри Раджниш"Искусство внутреннего экстаза"


Рецензии