Сон и смерть
Чтоб жизнь новая могла бы возникать.
Гете так сказал: «Изобрела природа смерть,
Чтоб много жизней вновь иметь».
Познание видимого должно все снова, снова в невидимое опускаться,
Чтоб мочь все дальше развиваться.
Во время сна та часть тебя,
Которая покоится на ложе, будет содержать
Физическое, эфирное тело,
Но не содержит ни астрального тела, и ни «Я».
Так как во сне эфирное тело остается связанным с физическим телом,
Поэтому жизненная деятельность твоя
Продолжается во время сна.
Ибо в то мгновение,
Как физическое тело
Было бы предоставлено самому себе,
Оно бы непременно
Должно было бы распасться; погашенными же во сне
Оказываются лишь представления,
Страдание и наслаждение,
Радость, горе,
Способность проявлять сознательную волю,
И другие подобные явления бытия.
Носителем всего этого астральное тело является всегда.
Не может мнения такого возникать,
Будто бы во сне астральное тело,
Со страданием его и наслаждением,
И с волей его, со всеми представлениями
Его уничтожается совсем.
Нет,
Астральное тело существует и тогда,
Но в состоянии ином, и чтоб оно, и также человеческое «Я»,
Не только были бы исполнены наслаждения, страданий,
И всего вышесказанного,
Но также чтобы сознательно воспринимало б это все,
Для этого необходимо, чтобы астральное тело
Было б связано с телом физическим, эфирным; и оно
С ними связано бывает
В бодрствующем состоянии.
Но во время сна – нет; оно выходит из них тогда;
И во время сна
Оно приняло иной род бытия,
Чем, какое было присуще ему во время связи
С физическим, эфирным телами.
Хотя во время сна
Астральное тело не переживает представлений никаких,
И не испытывает ни радости, ни горя,
Или чего-то подобного им,
Бездейственным оно не остается все же.
Напротив, именно в состоянии сна надлежит проявлять ему
Усиленную деятельность свою.
Тогда оно вновь укрепляет, обновляет
Истощенные бодрствованием силы человека; и пока
Связанным оно бывает
С физическим, эфирным телами,
Посредством их оно вступает тогда
В отношения с внешним миром; физическое, эфирное тела
Доставляют астральному телу восприятия и представления
Через впечатления,
Которые от окружающего мира получают
Физическое, эфирное тела; и переживает
Астральное тело радость или страдание тогда.
Физическое тело
Может сохранить присущие ему для человека образ, форму
Лишь с помощью эфирного тела.
И эта человеческая форма
Физического тела может быть сохранена
Только таким эфирным телом, которому всегда,
В очередь свою, силы доставляются астральным телом.
Эфирное тело –
Создатель и строитель есть физического тела.
Но может правильно образовать его оно
Тогда лишь только, если побуждение к тому, как оно
Образовывать должно,
Получается им от астрального тела, в котором
Находятся прообразы, по которым
Эфирное тело дает физическому телу его облик.
Во время бодрствования астральное тело
Не наполнено этими прообразами физического тела,
Или, по крайней мере, наполнено до степени известной,
Ибо во время бодрствования душа
Ставит собственные образы на место
Прообразов таких;
И когда человек направляет внешние чувства свои
На окружающее его,
То именно через восприятие он создает
В представлениях своих те образы, которые есть суть отображения
Окружающего его мира; эти отображения
Помехой бывают
Для тех прообразов, которые побуждают
Эфирное тело к сохранению физического тела.
И, без сомнения,
Помехи этой не было б в случае таком,
Если бы человек деятельностью своей доставлять бы смог
Своему астральному телу те образы, которые могут дать
Эфирному телу надлежащее побуждение.
Но в человеческом бытии, без всякого сомнения,
Именно помеха та
Играет важную роль; в том выражается она,
Что во время бодрствования прообразы эфирного тела
В полной силе не действуют своей, и это сказывается в утомлении.
Во время сна никакие внешние впечатления
Не препятствуют силе астрального тела, и в этом состоянии
Оно может утомление устранять.
Во время сна
В устранении утомления работа астрального тела будет состоять;
И только физическое и эфирное тело покидая,
Оно работу эту выполняет.
Во время бодрствования астральное тело свою работу совершает
Внутри физического тела; но во сне
Оно работает над ним извне.
Как физическое тело нуждается для доставления средств
Для питания себе во внешнем мире, с которым оно однородно,
Так нечто подобное
Имеет место и для астрального тела.
Не может существовать физическое тело
Без всего физического окружения.
Земля такой быть должна,
Какая есть она,
Чтобы на ней могли существовать
Физические человеческие тела.
В сущности, человеческое тело есть только часть Земли,
А в более широком смысле - часть Вселенной представляем мы.
Относимся к Вселенной мы также,
Как, к примеру, относиться будет палец
Ко всему физическому телу; отделите палец от руки, и он
Не сможет
Пальцем оставаться; и, безусловно,
Тогда засохнет он;
И то же самое произошло бы с телом, если отделить его
От тела того, чьим непременным членом является оно:
А именно, от жизненных условий,
Которые, безусловно,
Доставляются ему Землей.
Поднимите человека на большое расстояние от Земли,
И он погибнет, как погибает палец, отрезанный от руки.
Как физическое тело включено бывает в мир,
Которому оно принадлежит,
Так и астральное тело миру своему принадлежит.
Но только жизнь в бодрствовании вырывает это тело
Из мира своего; приводим здесь сравнение:
Представим сосуд с водой; одна капля массы водной
Не является чет-то обособленным;
Но впитаем эту каплю губкой; и нечто в этом роде
И с астральным телом происходит
При пробуждении от сна.
Во время сна оно находится всегда
В подобном ему мире; оно, известным образом,
Миру этому принадлежит;
Но при пробуждении физическое, эфирное тела
Впитывают его в себя,
И будут наполняться им.
Физическое, эфирное тела
Содержат органы, и посредством органов таких
Два этих низших тела воспринимают внешний мир.
Астральное же тело, чтобы к такому восприятию прийти,
Выделиться из мира своего должно.
Но только лишь из мира своего сможет прообразы оно получить,
Необходимые ему для эфирного тела.
Подобно тому, как физическому телу
Доставляются средства из окружающей его среды,
Так и астральное тело
Во время состояния сна
Прообразы получает из окружающего его мира; живет оно тогда
Вне физического, эфирного тела, во Вселенной.
И это есть Вселенная,
Из которой родился человек, и в ней
Источник образов есть,
Благодаря которым,
Получает он свой облик,
Благодаря которым он
Во Вселенную гармонически заключен.
Во время бодрствования выступает человек любой
Из гармонии всеобъемлющей такой,
Чтобы выйти к внешнему восприятию; но во время сна
Его астральное тело возвращается всегда
В эту гармонию Вселенной.
А при пробуждении
Оно приносит из нее в свои тела
Столько силы, что на некоторое время может отказаться оно
От пребывания в гармонии этой; но во время сна
Возвращается на родину свою оно,
И в жизнь собою принесет
Вновь укрепленные силы, и их оно на родине своей возьмет.
Достояние, которое принесет оно с собой при пробуждении,
Находит свое внешнее выражение
В ощущении свежести, даруемым здоровым сном.
Должны мы знать о том,
Что эта родина астрального тела обширнее физического мира,
Который в более тесном смысле
Относится к физическому телу.
В то время,
Как человек, физическое существо,
Есть член Земли, но тело астральное его
Другим мирам принадлежит,
В которые включены, кроме нашей Земли,
Еще иные мировые тела.
И образом таким, во время сна,
Человек вступает в мир, которому принадлежат
Иные звезды, чем Земля.
Человек во время сна
Живет в астральном, или звездном мире; - член человека, который
Имеет истинную родину свою в астральном мире, и который
С каждым переходом в состояние сна
Черпает обновленную силу оттуда,- тот член нашего существа
Астральным телом будем называть.
Промежуточное состояние между бодрствованием и сном
Есть состояние сновидения; и мы найдем,
Что такие сновидческие переживания будут представляться
Пестрым, волнующим миром; однако,
В себе таящем некоторую правильность
И закономерность.
Прилив, отлив каких-то образов и часто в беспорядочной смене –
Вот что вначале являет этот мир.
В сновидческой жизни человек освобожден бывает
От закона бодрствующего сознания,
Приковывающего его к чувственному восприятию,
И к законам его способности суждения.
И, тем не менее,
В себе содержит сновидение
Нечто из таинственных чарующих законов,
Привлекающих чувство вещее твое; эти законы
Являются причиной того,
Что прекрасную игру фантазии, лежащую в основе
Художественного ощущения,
Люди сравнивают со «сновидением».
Художественное ощущение дает фантазии ход.
Например, увидит человек во сне, что собаку отгоняет он,
Бросившуюся на него; он просыпается и ловит себя на том,
Что бессознательно сбрасывает одеяло от себя,
Которое обременительно легло на какую-либо часть тела.
Что означает здесь такое сновидение
Из чувственно воспринимаемого процесса? Объясняем так:
То, что внешними чувствами воспринято было нами
В бодрствующим состоянием,
Сон оставляет
Пока совершенно в области бессознательного,
Но он удержит нечто существенное, а именно тот факт,
Что хочет человек отстранить что-то от себя;
И вокруг этого он ткет тогда
Образное событие какое-либо.
Образы, как таковые,
Являются отзвуками бодрствующей дневной жизни.
И как мы видим,
Что в том,
Как они заимствованы из нее,
Есть нечто произвольное при том же самом внешнем поводе.
Сон мог бы породить и иные образы.
Но, что человек должен от себя что-то отстранить,
Сон символически выражает; он символические образы творит.
Он символист.
Внутренние процессы также могут превратиться
В символы сновидческие любые; вот, например, тебе приснится,
Что около тебя огонь трещит,
И пламя видишь при этом ты.
Просыпаешься и чувствуешь тогда,
Что жарко стало; и это ощущение тепла
Символически выразилось в образе огня.
Или увидим мы во сне, как будто бы дитя
Стоит у пропасти; и переживаем мы тогда,
Чтобы ребенок в пропасть не упал.
Но видим мы, как падает ребенок, и слышим мы удар
От падающего тела.
Но, на самом деле,
Увидим мы, когда от ужаса проснемся, что предмет,
Висевший на стене,
Оторвался и при падении издал тот звук; процесс такой
Сновидческая жизнь в событии выразила таком,
Которое разыгрывается в захватывающих образах; одно мгновение
Глухого падения
На ряд событий будет распадаться, продолжающегося в течении
Известного времени.
Заметим, что сновидение
В образ превращает то,
Что при бодрствовании было бы чувственным восприятием.
Отсюда вывод вытекает,
Что как только внешние чувства деятельность прекращают,
В человеке проявляется тогда
Сила творческая; и есть она
Та же творческая сила, которая имеется и во время
Сна глубокого, лишенного сновидений,
Тогда она освежает вновь
Утомленные силы; чтобы наступил такой глубокий сон,
Астральное тело выделиться должно
Из физического, эфирного тела.
Во время сновидений оно отделено лишь от физического тела,
Поскольку не имеет связи никакой
С его органами чувств; но с эфирным телом
Оно еще поддерживает некоторую связь.
То, что процессы астрального тела в образах возможно воспринять,
Происходит от этой его связи с эфирным телом.
В то мгновение, когда прекращается и эта связь, то, без сомнения,
Во тьму бессознательности уходят образы, и наступает тогда
Сон без сновидений.
Произвольное и нелепое что-то в образах сновидений
Происходит оттого, что астральное тело
Вследствие отделенности от органов чувств физического тела,
Не может связать образы свои
С предметами и событиями физической среды.
Особенно это ясно можно уяснить,
Рассматривая сновидение такое, в котором «Я»
В некоторой степени расщепляется; например, кому-то снится сон,
Что он, будучи учеником,
Не может ответ дать
На заданный вопрос,
Между тем как учитель сам
Тотчас же вслед за тем отвечает на него,
Так как тот,
Кому снится это, не может пользоваться сам
Органами восприятия своего тела,
То, без сомнения,
Он не в состоянии отнести
Оба эти события к себе, как к одному и тому же человеку;
И образом таким
Чтобы познать себя как пребывающее «Я», человеку,
Прежде всего, необходимы внешние органы восприятия.
И только в случае том,
Если бы человек способность такую приобрел,
Чтоб «Я» свое осознавать иным путем,
Чем через такие органы восприятия, он мог бы воспринимать
Пребывающее «Я»
Также и вне своего физического тела; эту способность
Сознание ясновидящее приобрести может.
Явление смерти рассмотрим мы сейчас.
Наступает она изменению благодаря
Во взаимной связи между членами человеческого существа.
При переходе в сон освобождается астральное тело от связи
С физическим, эфирным – низшими телами,
Которые, однако, остаются соединенными между собой.
Со смертью наступает отделение
Физического тела от тела эфирного; физическое тело
Остается предоставленным тогда
Силам собственным своим; и потому оно,
Поскольку труп оно,
Должно распасться непременно.
Но для эфирного тела
Со смертью наступает состояние,
В котором оно не находилось раннее,
Т.е. в период между рождением и смертью; и именно теперь оно
Соединено
Со своим астральным телом без участия физического тела;
И оно не сразу
По наступлению смерти от астрального тела будет отделяться.
Но силой некоторой сдерживаются они.
Продолжим дальше пояснения свои.
Если бы этой силы не было, то эфирное тело
Не могло бы освобождаться от физического тела.
Что они связаны между собой,
Показывает сон.
Ведь при состоянии сна астральное тело не в состоянии порвать
Существующую связь.
Меж этими двумя членами - физическим и эфирным телами.
Эта сила с наступлением смерти действовать начинает,
И эфирное тело от физического тела она освобождает.
Теперь эфирное с астральным только соединено; эта связь имеет
Разную продолжительность; но, на самом деле,
Днями будет измеряться эта связь; позднее астральное тело
Освобождается от эфирного тела,
И идет своим путем дальше, но уже без эфирного тела.
Когда оба они еще соединены,
Тогда в состоянии таком пребывает человек, в котором
Будет он способен
Воспринимать переживания астрального тела.
Пока у человека есть физическое тело,
Астральному телу, тотчас же при выходе из физического тела,
Приходится работу начинать извне, чтоб освежить
Истощенные органы человека; но при отделении физического тела
Работа эта отпадает.
Но сила та, которая тратится на нее во время сна,
Остается и после смерти; и может на что-то другое тогда
Быть потрачена она.
Эта сила на то тратится тогда,
Чтобы сделать доступными восприятию процессы
Своего астрального тела.
Во время связи человека с физическим телом,
Внешний мир вступает в сознание в отображениях.
После отделения астрального тела,
Становится доступным восприятию все то,
Что тело астральное переживает,
Когда оно находится вне связи
С внешним миром
При помощи физических органов чувств человека самого.
Вначале нет новых у него переживаний,
Поскольку связь с эфирным телом ему мешает,
Чтоб что-то новое ему переживать; но зато оно обладает
Воспоминанием об истекшей жизни.
Эфирное тело, существующее все еще, вызывает воспоминание
Такое в виде
Обширной, исполненной жизни картине.
Это первое после смерти воспоминание.
Всю жизнь между рождением и смертью тогда воспринимаем,
Как ряд образов, расстилающихся перед нами.
Во время жизни, когда мы связаны с физическим телом,
Воспоминание возможно только в бодрствующем состоянии.
Оно имеется, поскольку это допускает физическое тело.
Но для души ничто не пропадает
Из того,
Что производит в жизни на нее
Какое-либо впечатление.
Если бы было физическое тело
Для этого было бы орудием совершенным,
То можно было бы вызывать в каждое жизненное мгновение
Все прошлое перед душой; но если смерть пришла,
Препятствие это исчезает, и пока у человека есть эфирное тело,
Существует известное совершенство воспоминаний;
Но это совершенство воспоминаний
Исчезает по мере того, как теряет свою форму эфирное тело,
Которую это тело имело
Во время пребывания в физическом теле,
Форма эфирного тела похожа на физическое тело.
Это является также причиной того, почему астральное тело
Через некоторое время
Отделяется от эфирного тела.
Оно соединенным с ним может оставаться
До той поры, пока будет сохраняться
Форма, соответствующая физическому телу.
В течение жизни лишь в исключительных случаях имеет место отделение
Эфирного тела, и лишь на незначительное время.
К примеру, если человек придавил
Какой-то либо из членов своих,
То в случае таком выделяться будет часть эфирного тела
Из физического тела;
Можно так сказать, что тот член,
С которым произошло такое, как бы онемел.
То чувство своеобразное,
Которое при этом ощущаем,
Происходит вследствие отделения эфирного тела.
Когда испытываем испуг, или что-то подобное, тогда
Для значительной части тела
На очень короткое время
Такое состояние может наступать,
При котором эфирное тело
Будет отделяться от физического тела.
Это может тогда случиться,
Когда увидит человек себя стоящим к смерти близко.
Или, когда он тонет, например, или когда ему грозит
Падение в пропасть; в мгновения такие видим мы
Всю жизнь свою; она перед душой встает тогда,
Как картина всех воспоминаний.
Такие переживания
Имеют место лишь тогда,
Когда эфирное тело отделено от физического тела,
Но, тем не менее,
Остается в связи с астральным телом.
Но если вследствие испуга ослабляется связь
Эфирного и астрального тел, то этого переживания не бывает,
Ибо полная бессознательность тогда наступает,
Как и во время глубокого сна,
То есть, сна без сновидений.
В первое время
После смерти все пережитое
Является объединенным
В картину общую воспоминаний.
После отделения эфирного тела,
Астральное тело
Продолжит свое странствие.
В нем останется все то, что оно,
Благодаря деятельности своей, сделало достоянием своим
Во время пребывания в физическом теле; и мы понять должны,
Что до известной степени выработало «Я»
Само-духа, Жизне-духа, и Духо-человека; так как они
Оказываются вполне развитыми, получают они
Бытие свое не от тех органов, которые существуют в телах,
А от «Я»; но это «Я»
И есть та сущность, которая не нуждается для своего восприятия
Во внешних органах; и они не нужны ему также,
Чтобы остаться
Во владении всем тем, что оно соединило с собой.
Здесь можешь ты спросить о том,
Почему же во время сна
Нет восприятия этого развитого Само-духа,
Жизне-духа,
И Духа- человека? Ответим так:
Его по той причине нет, что «Я»
Меж рождением и смертью к физическому телу приковано всегда.
Хотя во время сна оно находится с астральным телом
Вне физического тела,
Оно все-таки остается тесно связанным с последним,
Ибо деятельность его астрального тела
Направлено на физическое тело;
И вследствие этого обращено Я
В восприятии своем на внешний чувственный мир; и Я
Получать не может
Откровения духовного
В его непосредственном облике.
И лишь со смертью наступает такое откровение для «Я»;
Ибо смерть освобождает его от связи
С физическим, эфирным телами.
И в то мгновение, когда сознание выходит из физического мира,
Который при жизни
Приковывает к себе всю деятельность сознания, то для него
Может вспыхнуть мир иной.
Но есть причины, по которым и в это мгновение
Не прекращается всецело
С внешним чувственным миром связь;
Точнее так сказать:
Что остаются некоторые вожделения,
Поддерживающие эту связь; это вожделения,
Порождаемые человеком как раз тому благодаря,
Что человек осознает свое «Я»,
Как четвертый член своего существа.
Вожделения, желания,
Вытекающие
Из существа трех
Низших тел, могут действовать во внешнем мире только; и когда
Отпадают эти тела, они прекращаются тогда.
Голод будет вызываться внешним телом, и умолкает он,
Как только тело внешнее перестает быть связанным с «Я».
И если бы не имело «Я»
Вожделений иных, кроме тех, которые исходят
Из собственной духовной сущности его,
Тогда могло бы оно,
Как только смерть приходит,
Удовлетворение полное почерпнуть в духовном мире,
В который перешло оно; но как мы видим,
Что жизнь дала этому «Я» еще другие вожделения.
Она зажгла в нем жажду наслаждений,
Которые могут быть удовлетворены
Только с помощью физических органов, хотя эта жажда
Наслаждений не вытекает
Из сущности органов самих.
Не только три тела
Требуют своего удовлетворения
Через физический мир, но само «Я»
Находит внутри этого мира наслаждение,
Для удовлетворения которых
В духовном мире вообще объектов не существует.
Для «Я» существуют
В жизни двоякого рода желания: такие, источник которых
Находится в телах, и которые,
Следовательно, удовлетворены должны быть внутри тел,
Но зато и прекращаются с распадением тел;
Затем есть желания такие, которые вытекают
Из духовной природы «Я».
Пока «Я» находится в телах,
Удовлетворяться будут эти желания
Также посредством
Органов телесных,
Ибо в проявлениях органов тела действует всегда
Скрытое духовное; во всем, что чувства внешние воспринимают,
Они в то же время духовное что-то получают.
И это духовное,
Хотя и в иной форме,
Существует и после смерти; все, что жаждет «Я»
От духовного внутри чувственного мира, оно сохраняет и тогда,
Когда нет уж внешних чувств.
И знай, мой друг,
Что если бы к двум видам желаний этих,
Не присоединился еще и третий,
То смерть тогда бы означала просто переход от вожделений,
Которые могут быть удовлетворены
Чувствами внешними - к вожделениям таким,
Которые осуществляются в откровении
Духовного мира; но есть и третий вид желаний: это те,
Которые порождает «Я» во время жизни в чувственном мире тем,
Что оно находит в нем наслаждение,
Независимо от проявления
В нем духовного; - самые низкие наслаждения
Могут быть откровением духа; удовлетворение,
Доставляемое голодному существу принятием пищи,
Есть откровение духа; ибо через принятие пищи
Осуществляться будет то,
Без чего духовное, в известном отношении,
Не могло бы развиваться; но «Я» способно выйти за пределы
Того наслаждения, которое требуется этим фактом; и оно
Стремиться может к вкусной пище,
Совершенно независимо от услуги,
Которая оказывается духу
Через принятие пищи.
То же самое и относительно других вещей чувственного мира.
И этому благодаря,
Зарождаются желания тогда,
Которые никогда бы не появились
В чувственном мире,
Если бы в него
Человеческое «Я» не было бы включено.
Но желания такие не исходят из духовной сущности «Я».
И пока
«Я» живет в теле,
Должно оно иметь чувственное наслаждение,
Поскольку само оно духовно.
Ибо в чувственном открывается дух; и, безусловно,
Приобщается «Я» к духу, когда оно
В чувственном мире отдается тому,
Что пронизано светом духа; и останется приобщенным
Свету этому и тогда,
Когда чувственность уже не будет средою,
Через которую проходят
Лучи духа; в духовном мире не может быть
Осуществления желаний таких,
В которых уже в чувственном не живет дух.
Пойми же, друг,
Что с наступлением смерти для желаний таких
Отрезана возможность наслаждений.
И, без сомнений,
Наслаждение вкусной пищей может быть
Вызвано только тем, что есть физические органы,
Которыми
Пользуемся мы
При принятии пищи: небо и язык,
И т. д., но после отделения физического тела
Человек их больше не имеет, без сомнения.
Но если «Я»
Испытывает еще потребность в наслаждении таком, тогда
Потребность эта неудовлетворенной должна остаться.
Поскольку это наслаждение соответствует духу, оно
Существует только до тех пор,
Пока имеются физические органы; поскольку же «Я»
Его и породило, не служа
Духу этому, оно останется и после смерти в виде желания,
Которое тщетно удовлетворения жаждет.
Как будто ты испытываешь жажду
В той местности, где далеко вокруг нельзя найти воды.
То же самое познаем мы,
То есть также будет с нашим «Я», ведь оно
И после смерти сохраняет все равно
Не угасшие вожделения наслаждений внешнего мира, и не имеет органов внешних
Для их удовлетворения.
Жгучую жажду, которая служит для сравнения
С состоянием «Я» после смерти,
Следует мыслить, конечно,
Возросшей до бесконечности
И представить себе распространенной на все имеющиеся еще вожделения,
Для которых отсутствует всякая возможность удовлетворения.
Следующее состояние «Я»
В том будет заключаться, чтобы навсегда
Освободиться от этого притяжения,
Связывающего его с внешним миром, и оно
Очиститься и освободиться должно;
И в нем должны все желания уничтоженными быть,
Внутри тела порожденные им,
И не имеющие права на существование
В духовном мире; как предмет сгорает
При охватывании его огнем, так разрушается и распадается
Описанный мир вожделений после смерти; и мир тот назовем
Как «пожирающий огонь духа»; таким огнем
Охватывается всякое вожделение чувственного рода,
Если это чувствование таково,
Что не является оно
Выражением духа; могло бы ужасным показаться,
Что надежда, для удовлетворения которой
Чувственные органы нужны,
После смерти превратиться должна в безнадежность,
Что желание, которое лишь физический мир
Удовлетворить способен, должно перейти в жгучее лишение.
Но, без сомнения,
Что думать так возможно лишь до той поры,
Пока ты не размыслишь, что все желания, все вожделения твои,
Которые после смерти охватываются «пожирающим огнем»,
В высшем смысле представляют собой
Не благодетельные, а разрушительные силы жизни;
Через эти силы
«Я»
Устанавливает с чувственным миром более крепкую связь,
Чем необходимо для того,
Чтобы из чувственного мира воспринять
Все то,
Что ему надлежит воспринять.
Мир чувственный есть откровение
Скрытого за ним духовного; и, без сомнения,
«Я» не могло бы никогда
Приобщиться к духу в той форме, в какой
Раскрыться может он только через телесные чувства, если бы оно
Отказалось бы пользоваться этими чувствами для своего
Приобщения духовному в чувственном; но «Я» себя лишает
Истинной деятельности духовной в мире, поскольку оно жаждет
Чего-нибудь от чувственного мира, когда молчит
Духовное при этом; продолжим пояснения свои.
Если чувственное наслаждение,
Как выражение духа, означает возвышение
И развитие «Я», то наслаждение,
Не являющееся этим выражением,
Означает обеднение, оскудение «Я».
И если вожделение такое получает удовлетворение свое
В чувственном мире, то опустошающее действие его
На «Я»» все-таки остается; но только до смерти
Это разрушающее действие
Не бывает зримо для «Я»; поэтому при жизни удовлетворение,
Следующее за таким вожделением
Может новые побочные желания породить.
Совсем не замечаем, как сами опутываем себя самих
Этим «пожирающим огнем».
И только после смерти видимым становится все то,
Что окружает нас уже при жизни; и благодаря тому, что оно
Становится видимым, оно сказывается в то же время
И в своем целительном, благотворном действии.
Кто любит какого-нибудь человека, того ведь привлекает в нем
Не только то,
Что физическими органами можно ощущать;
Но только о последнем можно сказать,
Что оно
Со смертью перестает доступным быть восприятию; и тогда,
В любимом человеке видимым становится как раз то,
Для восприятия чего
Физические органы служили только средством.
Единственное, что препятствует этой полной видимости – это
Существование такого вожделения,
Которое может быть удовлетворено посредством
Физических органов; но если бы вожделение это
Не было бы уничтожено, то сознательного восприятия
Любимого человека после смерти
Не могло бы наступить; с этой точки зрения
Представление
О том страшном и безутешном, что могли бы иметь в себе события после смерти
Превращается в представление умиротворяющее и утешительное.
Ближайшие переживания после смерти еще в одном отношении
Отличаются от переживаний во время жизни; во время очищения
Человек живет некоторым образом в обратном направлении.
Он не раз переживает все,
Что испытал во время жизни он с момента рождения своего,
С событий начиная,
Непосредственно предшествующих смерти; и он переживает
В обратном порядке еще раз все,
Вплоть до детства своего.
При этом перед взором его
Пройдет духовно все,
Что во время жизни
Не из духовной природы его «Я» исходило.
И «Я» его теперь все это переживает в обратном виде,
И он события своей всей жизни видит,
И их переживает снова в обратном странствии по жизни;
И если он при жизни причинял
Кому-то физическую или душевную боль,
Но только не удовлетворение переживает он сейчас,
Которое он испытал благодаря этому поступку, а боль,
Которая причинена была им кому-то еще при жизни его.
Из этого можно увидеть, что только то мучительно ощущается,
Что родилось из вожделений «Я», коренящихся
Во внешнем физическом мире; в действительности «Я» вредит
Не только другим,
Но и себе, удовлетворяя такие вожделения.
И без сомнения,
Если человек во время жизни причинит кому-то боль,
То после смерти раскаиваться будет он в злодеянии своем.
Но только этот вред, самому себе наносимый,
Невидимым для него останется при жизни.
После смерти весь этот мир губительных вожделений
Видимым становится для «Я»; и на самом деле,
К каждому живому существу, и к каждой вещи,
В связи с которой загорелось это вожделение,
«Я» испытывает тогда влечение для того,
Чтобы это вожделение, как возникло оно
Так могло бы быть уничтожено оно
В «пожирающем огне»; и лишь тогда,
Доходит человек когда
В обратном странствии своем до момента своего рождения,
Все подобные вожделения
Оказываются прошедшими через «очистительный огонь».
Теперь ничто не препятствует ему отдаться духовному миру; и он
Вступает на новую ступеньку бытия.
И как при смерти он оставил физическое тело,
Потом эфирное тело,
Так теперь распадается та часть астрального тела,
Которая может жить
Лишь в сознании внешнего физического мира; и образом таким,
Существуют три трупа: физический, эфирный и астральный.
Мгновение, когда человеком покидается этот труп астральный,
Определяется тем, что срок очищения
Составляет тогда приблизительно треть того времени,
Которое прошло между рождением и смертью.
После очищения
Для «Я» наступает новое состояние сознания;
До смерти к нему должны
Были притекать восприятия извне, чтобы свет сознания
Смог на них упасть; теперь же, как бы изнутри,
Изливается целый мир,
Доходящий до сознания.
Между рождением и смертью «Я»
Живет также в этом мире, но только этот мир облекается тогда
В откровения внешних чувств; и только когда «Я»,
От чувственного восприятия отрешившись, воспринимает себя
В «самом внутреннем святом святых», обнаруживается то тогда,
Что обыкновенно является только под чувственным покровом.
И как до смерти восприятие «Я» происходит внутри,
Так после смерти и очищения раскрывается изнутри
Во всей полноте своей духовный мир.
В сущности, это откровение
Духовного мира тотчас же наступает по отложении
Эфирного тела; но только перед ним,
Как затемняющее облако, расстилается мир вожделений,
Еще обращенных на внешний мир.
Это, как если бы в блаженный мир
Духовного переживания вторгались черные демонические тени,
Возникающие из «в огне пожираемых вожделений»;
И теперь вожделения не только тени,
А действительные существа.
И это обнаруживается сразу, как только «Я»
Лишается физических органов; и этому благодаря,
Может оно духовное воспринимать.
Эти существа являются тогда
Как искаженные карикатуры, образы того,
Известно было человеку что
До тех пор через чувства; этот мир очистительного огня
Населен существами, вид которых
Ужасен для взора духовного,
И страдание причиняет; их наслаждение,
По-видимому, состоит в уничтожении;
И направляется их страсть на зло,
В сравнении с которым зло
Чувственного мира кажутся незначительными совсем; и все,
Что человек с собою принесет
В этот мир из означенных вожделений,
Являться будет пищей для таких существ, благодаря которой
Снова, снова
Усиливается и укрепляется их мощь; и, без сомнения,
Набросанная здесь картина
Недоступного для внешних чувств, т.е. другого мира,
Покажется тебе менее вероятной,
Если взглянешь непредвзято
На какую-нибудь часть
Животного мира; к примеру, если волка взять,
Чем является духовному взору свирепо блуждающий волк?
Что чувства внешние твои воспринимают в нем?
Не что иное, как душа,
Живущая и действующая в вожделениях.
Внешний вид волка возможно назвать воплощением
Этих вожделений.
Не будь у человека органов для восприятия облика такого,
Он все-таки признать бы должен
Бытие соответствующего существа,
Если бы невидимые вожделения такого существа
Сказывались в действиях своих, если бы повсюду блуждала
Сила, невидимая для глаза,
Которая могла бы совершать
Все то, что совершает видимый волк; правда, существа
Очистительного огня
Видимы не для чувственного, а только для ясновидящего взора.
Но, безусловно,
Мы имеем пред собой
Их явные действия: они состоят
В разрушении «Я»,
Когда оно пищу им дает.
Эти действия становятся ясно видимыми, когда
Правомерное наслаждение
Возрастет до распутства и неумеренности.
Ибо воспринимаемое внешними чувствами могло возбудить «Я»,
Лишь поскольку наслаждение имеет свою основу в сущности «Я».
Животное побуждается
Во внешнем мире к желанию только тем, чего жаждут
Его три тела.
Но человек имеет и более высокое наслаждение,
Ибо к трем телесным членам
Присоединяется четвертый; но когда «Я»
Стремится к удовлетворению,
Которое служит не поддержанию и сохранению,
А разрушению
Сущности его,
Тогда стремление такое не является действием ни трех тел его,
И ни природы собственной его,
А только действием существ, которые остаются в облике
Подлинном
Своем скрытыми для внешних чувств; но могут подступать
К высшей природе «Я», и побуждать
Его к вожделениям,
Не связанных с чувственностью, но могущих только через нее
Получать удовлетворение.
Есть существа, которые питаются страстями и вожделениями
Более низкого свойства, чем животные все страсти, ибо они
Не изживаются в чувственном, а берут духовное и тянут его вниз
В чувственную область;
Поэтому облики
Таких существ представляются духовному взору
Более уродливыми и ужасными, чем облик
Животных самых хищных, в которых воплощаются
Страсти, имеющие основу в чувственном; разрушительные силы
Таких существ безмерно превышают
Ярость разрушения, встречающуюся
В чувственно воспринимаемом животном мире.
Тайноведение кругозор наш расширяет,
Указывая на мир существ, который в известном отношении
Стоит ниже, чем мир животных, приносящих разрушение.
Когда же человек после смерти прошел этот мир,
Тогда пред миром он стоит иным.
И это - мир духовный,
Он порождает в нем желание, находящее удовлетворение
Только в духовном.
Но и теперь
Человек различает между тем,
Что принадлежит к его «Я», и тем,
Что составляет окружающее,- можно также сказать-
Духовный внешний мир – этого «Я».
Но то, что он переживает
В этом окружающем, к нему притекает
Таким же образом, как и во время пребывания в теле притекает
К нему восприятие его собственного «Я».
Итак, между тем,
Как во время жизни окружающий нас мир возвещает о себе
Через органы наших тел,
По отложении всех этих тел,
Язык нового мира проникает
В самое внутреннее святилище «Я».
Окружающее человека теперь наполнено существами
Однородными с его «Я».
Ибо только «Я» имеет доступ к «Я».
Как в чувственном мире человека окружают
Растения, животные и минералы,
И образуют этот мир, так после смерти ты окружен бываешь
Миром, состоящим из существ, принадлежащих духовному роду.
Человек с собой туда приносит
Нечто такое,
Что в состав этого мира не входит: это то, что «Я» пережило
В чувственном мире.
Вначале, непосредственно после смерти, еще пока
Эфирное тело было связано с «Я»,
Сумма всех этих переживаний
Встает в виде обширной картине воспоминаний.
Хотя впоследствии и покидается
Само эфирное тело, однако, от картины воспоминаний
Остается нечто, как непреходящее достояние «Я»;
Как если бы из всех переживаний
И познаваний,
Которые имел человек при жизни, был сделан экстракт, извлечение.
И без сомнения,
Что этому можно уподобить то,
Что остается; и это есть духовный итог жизни, плод ее;
Этот итог носит характер духовный, и он содержит все духовное,
Что раскрывается через внешние чувства; но без жизни
В чувственном мире он не мог бы состояться; и, безусловно,
Этот духовный плод чувственного мира «Я»
Ощущает после смерти так,
Как то,
Что является теперь собственным, внутренним миром его,
И с чем оно вступает в мир, состоящих из существ,
Которые раскрываются таким же образом,
Как может раскрыться самому себе
В своей внутренней глубине только «Я»; как растения зародыш,
Который есть экстракт всего растения,
Развивается, только будучи погружен в мир иной –
В землю, так развивается теперь и то,
Что «Я» из чувственного мира принесет с собой,
Зародышу подобно, на который оказывает действие
Принявшее его отныне в себя духовное окружение.
И это есть страна духов; только ясновидческому наблюдению
Будет представляться действительностью настоящей
Все события, там происходящие,
Невидимые чувственному глазу.
Описываемое здесь может быть сделано наглядным
При помощи сравнений с чувственным миром;
Ибо, хотя оно и совершенно духовного рода,
Однако, в известном отношении, оно имеет сходство
С чувственным миром.
Как в нашем мире,
Например, являться будет цвет,
Когда тот или иной предмет
Действует на глаз,
Так и в стране духов перед «Я»
Цвет предстает,
Когда действует на него какое-либо существо.
Но только этот цвет вызывается так,
Как в жизни может быть вызвано внутреннее восприятие «Я»,
И это происходит не так,
Как если бы падал цвет извне в тебя, а так,
Как если бы другое существо
Действовало непосредственно на «Я», и побуждало бы его
Представить это действие в красочном образе; так все существа
В духовном окружении твоего «Я»
Находят выражение свое в сияющем красками мире.
Будучи другого происхождения, эти краски духовного мира
Носят несколько иной характер,
Чем чувственные краски.
И то же самое надо сказать и относительно других впечатлений,
Получаемых человеком из чувственного мира.
Наибольшим сходством с впечатлениями чувственного мира
Обладают звуки духовного мира.
Чем больше будет человек вживаться в этот мир,
Тем больше он
Становится для него исполненной движения жизнью, которую можно сравнить
Со звуками и гармонией в чувственной деятельности; только он
Чувствует звуки
Не как нечто, извне доходящее до его слуха,
А как силу, через его «Я» струящуюся в мир.
Он чувствует звук, как во внешнем мире
Чувствует свою речь или пение,
Но только он знает, что в духовном мире
Эти льющиеся из него звуки суть в то же время проявления
Иных существ, изливающихся через него в мир.
Еще более высокое проявление
Совершается в стране духов, когда
Звук становится духовным словом, и тогда
Льется через «Я»
Не только исполненная движения жизнь другого существа,
Но такое существо само сообщает
Этому «Я» свою внутреннему глубину; и пока
Духовное слово струится через «Я»,
То два существа
Живут одно в другом
Без разделения того,
Которое всегда сопровождает каждое
Совместное бытие в чувственном мире; и таким является
Совместное бытие «Я» с другими духовными существами
В стране духов.
Существует
Три области той страны,
Которые можно сравнить
С тремя частями физического чувственного мира.
Рассмотрим их поближе.
Первую область будем находить
Как «материк»
Духовного мира; область вторая – область морей и рек,
А третья – есть «воздушный круг»; и то, что принимает
На Земле физические формы так,
Что физическими органами их можно воспринять,
Воспринимается в духовной сущности своей
В первой области страны духов; там можно, например,
Познать ту силу,
Которая дает кристаллу форму.
Но, безусловно,
Что открывающееся
Здесь является
Как бы противоположностью того,
Что выступает в чувственном мире.
Пространство, заполненное в чувственном мире каменной массой,
Духовному взору будет представляться
Как бы полостью пустой.
Но вокруг полости такой
Можно видеть силу,
Придающую камню
Форму; цвет, присущий камню
В чувственном мире,
Дополнительным цветом предстает в духовном мире.
И образом таким, красный камень
При взгляде на него из той страны, зеленоватым уже предстанет.
Зеленый - красноватым; так и качества другие
Являются в противоположности своей; как камни,
Массы земли
Образуют сушу – материк-
Чувственного мира, так описанные образования
Составляют
Сушу духовного мира.-
Все, что в чувственном мире
Является жизнью,
В духовном составляет «область моря».
Жизнь является чувственному взору
В своих действиях в растениях, в животных, в людях;
А для духовного взора жизнь есть текущая сущность,
Которая, подобно морям и рекам, пронизывает страну духов.
Еще лучше
Сравнить ее с кровообращением в теле,
Ибо, между тем, как моря и реки в чувственном мире неправильно распределены,
В распределении текущей жизни в стране духов увидим мы,
Что здесь господствует известная равномерность,
Как и в кровообращении.
Именно эта
«Текущая жизнь» и воспринимается в то же время
Как духовное журчание.
А третью область страны духов составляет
Его «воздушный круг»; что в чувственном мире выступает как ощущение,
То в области духов проникает все таким же образом, как на Земле воздух.
Надо представить себе море текущих ощущений.
Страдание и скорбь,
Радость и восторг
Проносятся в этой области подобно ветру, буре
В воздушном круге
Чувственного мира; представьте себе
Происходящую битву на Земле.
Здесь стоят друг против друга
Не только видимые чувственным глазом фигуры людей,
Но также чувство против чувств, и страсти против страстей.
Страдания заполняют
Поле битвы так же,
Как фигуры людей.
Все страсти, все страдания, вся радость от победы, которые живут
На поле битвы,
Все это существует не только, поскольку проявляется оно
В чувственно - воспринимаемых действиях, но оно
Может быть видимо духовным чувством,
Как событие в воздушном круге
Страны духов.
В духовном такое событие – как гроза в физическом мире.
Восприятие этих событий можно сравнить со слышанием слов в физическом мире.
Поэтому и говорят: «Как воздух окутывает и проникает земных существ,
Так веющие духовные слова – события и существ
Страны духов; в этом духовном мире
Возможны восприятия другие.
Здесь также есть и то, что можно сравнить с теплотой и светом физического мира.
Как проникает теплота
Все земные вещи и все земные существа,
Так в стране духов проникает все мир мыслей, только мысли надо представлять
Как живые самостоятельные существа.
Что постигает человек в видимом мире как мысли, это как бы тени того,
Что в стране духов живет
Как мысле- существа.
Представьте себе мысль, как она бывает у человека,
Извлеченной из этого человека,
И одаренной, как деятельное существо,
Самостоятельной внутренней жизнью, и тогда
Вы получите слабое образное выражение того,
Что наполняет четвертую область страны духов; и надо понимать,
Что то, что человек воспринимает
В физическом мире между рождением и смертью, как мысли,
Есть только откровение мира мыслей,
Как может произойти оно через органы тел.
Но все те мысли человека, которые означают
Обогащение в физическом мире, берут свое начало
В этой области; при упоминании
О мыслях таких не следует иметь в виду одни только идеи великих изобретателей,
Или личностей гениальных,
Но у каждого человека можно наблюдать,
Как в «голову ему приходят мысли», которыми он не только бывает обязан
Внешнему миру, но и преображает этот внешний мир.
Поскольку дело касается чувств и страстей, побуждение к которым
Находится во внешнем мире, постольку эти чувства могут быть
Восприняты в третьей области страны духов; но все,
Что живет в человеческое душе таким образом, что человек становится творцом
И действует преображающе
И оплодотворяюще
На окружающий его мир – все это в своем подлинном сущностном облике
Раскрывается в четвертой области
Духовного мира; а то,
Что в пятой области находится, с физическим светом сравнить возможно.
Сказать так можно:
Что в подлинном облике своем свет – есть проявляющаяся мудрость; существа,
Изливающие мудрость в свое окружение,
Как солнце проливает свет на физические существа-
К этой области принадлежат.
И.без сомнения,
То, на что падает свет мудрости такой,
Является в истинном смысле и значении своем
Для духовного мира, тому подобно, как и физическое существо
Свой цвет являет, коль светом освещается оно.
И есть другие, более высокие области страны духов.
После смерти «Я» погружается в тот мир вместе с тем итогом, который оно
Из чувственной жизни принесет с собой.
Этот итог еще соединен
С той частью астрального тела, которая сброшена не была
В конце очистительного периода; отпадает ведь только та часть,
Которая после смерти своими вожделениями и желаниями была
Обращена к физической жизни; погружение «Я»
Со всем тем, что оно приобрело из чувственного мира, в духовный мир,
Можно сравнить
С погружением семени в почву, пригодную для него.
Как это семя притягивает к себе из окружения своего вещества и силы,
Чтобы развиться
В новое растение, так развитие и рост
Составляют сущность «Я», погруженного в мир духовный.
И, безусловно,
Что в том, что воспринимает какой-нибудь орган,
Скрыта также и сила, которая образует самый этот орган.
Глаз свет воспринимает,
Но без света не было бы глаза.
Существа, проводящие свою жизнь в темноте,
Органа зрения не вырабатывают в себе.
И образом таким, человек телесный сотворен
Скрытыми силами того,
Что воспринимается посредством органов тел.
Физическое тело построено силами физического мира,
Эфирное тело – силами жизненного мира,
А астральное тело сложилось из астрального мира.
Когда «Я» переходит в страну духов, перед ним выступают
Те силы, которые остаются скрытыми для физического восприятия.
То, что видимо в первой области страны духов –
Это духовные существа,
Которые всегда
Окружают человека и которые построили
Также и его физическое тело; таким образом,
В физическом мире человек воспринимает
Не что иное, как откровения тех духовных сил,
Которые образовали его физическое тело.
И, без сомнения,
После смерти он находится среди этих творческих сил,
Являющихся ему теперь в своем подлинном,
Скрытом прежде, облике.
Точно также в области второй
Находится он
Среди сил, из которых состоит его эфирное тело.
В третьей области к нему притекают силы,
Из которых сложилось
Его астральное тело.
Также и более высокие области страны духов посылают ему теперь то,
Из чего был построен он
Во время жизни между рождением и смертью; эти существа духовного мира
Действуют отныне
Совместно с тем, что человек принес
С собой, как плод,
Из прошлой жизни, и что теперь становится зачатком.
Через эту совместную деятельность человек и созидается
Сначала вновь,
Как духовное существо.
Во время сна
Остаются физическое и эфирное тела.
Астральное тело и «Я»,
Хотя и находятся вне их, но еще связаны с ними; влияния,
Которые они получают в таком состоянии
Из духовного мира, могут служить
Только для восстановления истощенных во время бодрствования сил.
Но когда отброшены физическое и эфирное тела,
А после очистительного процесс также и части астрального тела,
Которые своими вожделениями
Были еще связаны с физическим миром,
То все, что притекает к «Я»» из духовного мира,
Служит не только для исправления,
Но и для нового созидания; и, спустя
Известное время, вокруг «Я»
Слагается астральное тело,
Которое снова сможет жить
В эфирных и физических телах таких,
Которые присущи человеку
Между рождением и смертью;
И человек сможет снова через рождение пройти,
И появиться в новом земном бытии,
Включившим в себя прежней жизни плод.
Он к воплощению новому уже готов.
До нового образования
Астрального тела человек является свидетелем своего воссоздания.
Так как силы духа раскрываются
Ему не через внешние органы, а изнутри, как раскрывается «Я» в самопознании,
То он может воспринимать это откровение до тех пор,
Пока чувства его
Еще не обращены на внешний мир восприятий.
С того мгновения, как астральное тело
Снова образовано, эти чувства обращаются на внешнее.
Астральное тело требует теперь
Опять внешнего эфирного и физического тел.
Тем самым оно отвращается
От откровений внутреннего мира; поэтому теперь наступает
Промежуточное состояние,
Когда человек погружается в бессознательность; сознание
Может появиться снова лишь в физическом мире,
Когда образовались необходимые
Для физического восприятия органы; в это время,
Когда прекращается
Освещенное внутренним восприятием сознание,
Эфирное тело начинает присоединяться к астральному телу;
И тогда человек может опять войти в физическое тело.
В этих двух процессах присоединения
Может сознательно участвовать только такое «Я»,
Которое породило
Из себя силы,
Скрыто действующие в эфирном и физическом телах –
Жизне-Духа и Духо- человека; пока
Человек еще не настолько развит, этим присоединением
Должны руководить существа,
Которые в развитии своем ушли дальше, чем он сам.
Такие существа направляют астральное тело
К чете родителей, чтобы оно могло
Быть наделено
Соответствующим эфирным и физическим телами.
Прежде, чем совершится присоединение эфирного тела,
Происходит нечто необычайно важное
Для вновь вступающего
В физическое бытие человека; он ведь создал в своей прошлой жизни
Задерживающие силы, которые проявились
При странствии его обратном после смерти; пример такой возьмем:
Предположим, что на сороковом
Году своей прошлой жизни в порыве гнева кому-то он причинил страдание.
После смерти это страдание
Кого-то другого перед ним предстало
Как сила, задерживающая развитие его собственного «Я».
И так происходит со всеми событиями подобными
Прошлой жизни; при новом
Вступлении в физическую жизнь перед «Я»
Стоят опять
Эти препятствия к развитию; и как
С наступлением смерти перед человеческим «Я»
Вставала своего рода картина воспоминаний,
Так теперь возникает прозрение в наступающую жизнь;
И опять видит человек подобную картину,
Показывающую ему теперь
Препятствия все,
Которые он должен устранить,
Чтобы развитие его могло дальше идти.
И то, что он, таким образом видит,
Становится исходной точкой для сил,
Которые человек должен взять с собой в новую жизнь,
Картина страдания, причиненная им другому, становится силой,
Которая побуждает «Я» при его новом вступлении в жизнь,
Это страдание искупить.
Так прошлая жизнь действует определяющим образом на новую жизнь.
Поступки, совершаемые в этой новой жизни,
Обусловлены в некотором роде поступками прошлой жизни.
Эту закономерную связь
Прежнего бытия
С бытием последующим рассматривать надо
Как закон судьбы; и принято его обозначать выражением «карма».
Созидание нового телесного состава
Не является, однако,
Единственной деятельностью, которую человеку выполнить надо
Между смертью и рождением новым.
Пока это созидание происходит,
Человек живет
Вне физического мира; но в это время этот мир движется дальше в развитии своем.
В течение коротких промежутков времени меняет Земля лицо свое.
И когда человек появляется на Земле для нового существования, она
Обычно никогда
Не имеет того вида,
Какой она имела во время его последней жизни.
За время его отсутствия на Земле очень многое изменилось;
В этом изменении лица Земли
Также действуют скрытые силы, и они
Действуют из того же мира, в котором
Человек находится после смерти; и, безусловно,
Принужден он сам
Участвовать в этом преобразовании Земли; но пока
Он через рождение
В себе Жизне-Духа, и Духо - человека не приобрел ясного сознания
О связи
Между духовным и его выражением
В физическом мире, до пор до тех
Участие это может протекать только под руководством высших существ.
Он участвует в этом превращении земных условий;
Можно сказать, что в промежуток времени
Между смертью и новым рождением,
Люди так преобразуют Землю, что земные условия
Соответствуют тому, что развилось в них самих.
И если мы
В момент определенный наблюдаем какую-нибудь местность на Земле,
И затем,
По истечению долгого времени
Находим ее в очень измененном состоянии, то силы, вызвавшие это изменения, Исходят от умерших; и образом таким,
Находятся умершие люди между смертью и рождением новым в связи с Землей.
Ясновидящее наблюдение видит во всем
Физическом бытии откровение скрытого духовного;
Для физического наблюдения
Изменение Земли обуславливается
Действием солнечного света, переменой климата и так далее.
Для ясновидящего наблюдения
В луче света, падающего с солнца на растение,
Действует сила умершего.
Это наблюдение видит, как человеческие души над растениями витают,
Как они изменяют почву Земли, и так далее.
После смерти человек занят
Не только самим собой,
Не только подготовкой одной
К своему новому земному существованию; нет, тогда он призван
К духовной работе над внешним миром,
Также как и во время жизни
Между рождением и смертью, он призван
К физической работе; но не только жизнь человека из страны духов действует
На условия физического мира, но также и обратно - деятельность
В физическом существовании последствия свои имеет
В духовном мире; можно наглядно показать на примере,
Что происходит в этом отношении.
Существует связь
Между матерью и ребенком; эта любовь проистекает из притяжения
Между обоими, которая коренится в силах чувственного мира, но она
Меняется с течением времени.
Чувственные узы
Становятся все более духовными, и эти духовные узы
Завязываются не только для физического мира,
Но также и для страны духов; и то же самое касается и других отношений.
И то, что создается духовными существами в физическом мире,
Продолжает существовать и в духовном мире.
Друзья, тесно связанные между собой при жизни,
Остаются вместе и в стране духов; и по отложению тел
Их общение становится еще более тесным, чем
В физической жизни, ибо как духи
Они существуют друг для друга,
Так, как было сказано выше при описании того
Как духовные существа открываются друг другу
Внутренним образом; узы, заключенные между двумя людьми,
Приводят их
К встрече и в новой жизни.
Поэтому можно сказать в истинном смысле этого слова,
Что люди находят
Друг друга после смерти.
То, что произошло однажды с человеком
Между рождением и смертью,
И между смертью и рождением новым
Повторяется снова.
Человек опять
Возвращается на Землю, когда
Плод, приобретенный им в физической жизни, созрел в стране духов;
Но надо знать,
Что это не есть повторение без начала и конца.
Напротив, человек некогда из иных форм существования перешел к формам,
Которые протекают вышеописанным образом;
И в будущем он будет переходить
Опять-таки к формам другим.
Эти переходные ступени выяснятся дальше,
Когда узнаете
Развитие Вселенной в связи с человеком.
Процессы между смертью и новым рождением, конечно,
Еще более скрыты для внешнего чувственного наблюдения,
Нежели то, что лежит, как духовное, в основе видимого бытия между рождением
И смертью; что касается этой части скрытого мира, то чувственное наблюдение
Может видеть действия его
Только там, где они вступают в физическое бытие.
Для чувственного наблюдения должен возникнуть вопрос:
Вступая через рождение в бытие,
Приносит ли человек что-нибудь с собою из того,
Что описывается тайноведением,
Как процессы между предыдущей смертью и рождением?
Всякий, раковину улитки найдя,
В которой ее нет, признает, конечно, что эта раковина
Создана деятельностью улитки; и не сможет подумать, что раковина
Свою форму принимает
Только физическим силам одним благодаря.
Точно также всякий, кто в жизни человека наблюдает
И видит что-нибудь такое, что из этой жизни не может происходить,
Может разумно допустить,
Что оно происходит из областей,
Описываемых тайноведением; особенно если образом таким проливается свет
На то, что иначе было бы необъяснимо,- так что и здесь
Чувственно-рассудочному наблюдению могли бы
Из видимых действий стать понятны невидимые причины.
Кто совершенно непредвзято
Рассматривает нашу жизнь, тот с каждым новым наблюдением будет убеждаться,
Что это так; дело только в том,
Чтобы найти правильную точку зрения для наблюдения
Этих действий в жизни;в чем сказываются, например,
Действия того, что тайноведение
Описывает как событие времени очищения?
Как проявляется действие того, что по показаниям духовного исследования,
Человек переживает после времени очищения
В чисто духовной области? Немало загадок
Встает здесь перед каждым,
Кто серьезно и глубоко наблюдает жизнь.
Мы видим, как один родится среди горя и нужды,
Ничтожными способностями наделенный, так что он этими фактами,
Определяемыми самим рождением,
Является как бы предназначенным
К жалкому существованию.
Другого же с первого мгновения
Жизни его оберегают и лелеют
Заботливые руки и сердца; и у него
Развиваются блестящие способности, и у него
Все данные для жизни плодотворной, дающей удовлетворение.
Два противоположных образа мышления
Можно встретить по поводу этого вопроса; один из них
Будет придерживаться того, что могут воспринимать
Внешние чувства и что может понять
Связанный с этими чувствами рассудок, и что человек один
Родится для счастья,
А человек другой - для несчастья,
Для этого образа мышления не составит вопроса; и если даже он
Не употребит слово «случай», то он
Все-таки никогда не признает
Закономерной связи,
Которая обуславливает всю нашу жизнь; а что касается задатков
И способностей, то такой образ представлений
Ограничивается тем, что «унаследовано»
От родителей и дедов,
И других предков.
И человек такой откажется искать причины
В событиях духовных, через которые человек прошел
До своего рождения – вне линии
Наследственности своих предков – и благодаря которым он
Выработал в себе свои задатки и способности.-
Другой образ мышления никогда
Не удовлетворится таким пониманием вещей; он скажет так:
Ведь в видимом мире не происходит ничего без причин,
Которые приходится предположить,
Чтобы объяснить, почему это так.
Пусть даже человек во многих случаях не исследовал еще этих причин,
Но существуют они.
Горный цветок
В долине не растет.
В его природе заложено нечто, что приводит его
В горную местность.
Точно также и в человеке существовать должно
Нечто такое, что заставляет его родиться в среде известной.
Причинами, лежащими только в физическом мире, этого объяснить нельзя.
Для того, кто мыслит глубже, это то же самое, как если бы факт
Нанесения удара одним человеком другому, захотели бы объяснить
Не чувствами ударившего, а физическим механизмом его руки. –
Точно так же этот образ мышления должен неудовлетворенным остаться
Всеми попытками объяснить способности и задатки
«Наследственностью» одной; правда, о ней можно сказать так:
Посмотрите, как известные задатки
Наследуются в семьях: в течение 2,5 столетий членами семейства Бах
Наследовались музыкальные способности, так же как
Из семейства Бернулли 8 математиков вышло, которые в детстве были частью
Предназначены к совершенно другим занятиям.
Но унаследованные способности всегда влекли
Их к особому призванию их семьи.
Далее можно сослаться на то,
Как путем
Точного исследования ряда предков какого-нибудь лица,
Можно показать,
Что дарование этого лица, так или иначе проявлялось у предков его,
И что оно
Собою представляет как бы только сумму унаследованных задатков; и кто
Придерживается означенного второго образа мышления, тот
Не оставит, конечно, без внимания подобные факты; но для него
Они не могут быть тем, чем они являются для того,
Кто в объяснениях своих хочет опираться
Только на протекающие
В чувственном мире процессы; и он
Укажет на то,
Что унаследованные задатки не могут сами собой сложиться
В цельную личность,
Как металлические части часов
Не могут сами собой составить часов.
Если же ему возразят, что сочетание задатков
Создается обоими родителями вместе, и что это как бы заменяет
Часовщика,
То он ответит так:
«Взгляните без предвзятости на то совершенство новое, что дано
В каждой личности ребенка, и он
Не может происходить от родителей уже просто потому, что нет в них его».
Неотчетливость мышления может создать
Большую путаницу в области этой; хуже всего,
Когда представители первого образа мышления
Объявляют представителей второго образа мышления
За противников того,
Что опирается на точные факты.
Но последним,
Может быть, вовсе в голову не приходит отрицать ценность
Этих фактов.
Они, например, вполне признают, что определенная духовная способность,
И даже духовное направление наследуется в семействе, и что известные задатки,
Соединенные и скомбинированные в потомке,
Создают значительную личность; они охотно согласятся, если им сказать,
Что наиболее значительное имя обычно стоит
Не в начале, а в конце кровного родства.
Но не стоит ставить им в упрек, если они
На основании этого с необходимостью приходят
К совершенно иным мыслям,
Чем те лица,
Которые не хотят
Идти дальше чувственно- физического; последним можно ответить так:
«Конечно, человек являет
Черты своих предков, ибо та духовно-душевная сущность, которая вступает
Через рождение в физическое бытие,
Заимствует свою телесность у того, что наследственность ему дает.
Но этим сказано только то,
Что существо несет
На себе особенности той среды, в которую погрузилось оно.
Тот факт,
Что человеческое существо является
Облеченным в качества предков своих, так же мало объясняет
Происхождение личных свойств этого существа,
Как ничего не говорит о внутренней природе человека, упавшего в воду, то,
Что мокрым стал он.
И далее можно сказать: если наиболее значительное имя стоит в конце рода,
То это показывает, что носитель этого имени
Нуждался в этом роде,
Чтобы тело себе образовать, необходимое
Для полного выявления своей личности;
Но это совершенно не доказывает унаследования личного,
Как такового.
Для здравой логики этот факт доказывает даже совсем противоположное,
А именно:
Если бы наследовались личные дарования, то они
Стоять были бы должны
В начале рода,
И затем, отсюда исходя,
Передаваться потомкам по наследству; но так как они в конце рода стоят,
То это является доказательством прямым, что они
Не передаются по наследству; однако, нельзя отрицать,
Что не меньше путаницы вносят и те, которые говорят
О духовной причинности в жизни; они часто говорят
В слишком общих и неопределенных чертах,
Когда говорят, что из наследованных черт
Слагается личность человека, то это можно вполне
Сравнить с утверждением,
Будто металлические части часов
Сложились в часы сами собой.
Но надо признать, что не иначе дело обстоит и со многими утверждениями
Относительно духовного мира; например, если кто-нибудь скажет:
Металлические части часов не могут сами
Соединиться образом таким, чтобы через это соединение стрелки двигались вперед;
Значит, существовать должно
Нечто духовное, вызывающее это движение вперед.
На почве гораздо более верной, по сравнению с этим утверждением
Стоит, конечно, тот,
Кто говорит: мне нет никакого дела
До мистических существ, двигающих стрелки вперед
Я хочу узнать механическое соотношение,
Вызывающее движение
Стрелок вперед
Дело вовсе не в том,
Чтобы только знать,
Что за всем механическим, например, за часами
Стоит духовное (часовщик); но что единственно важно узнать –
Это мысли, которые в уме у часовщика
Предшествовали изготовлению часов; эти мысли можно
Снова найти в механизме; всякое мечтание и фантазирование пустое
О сверхчувственном только путаницу вносит,
Ибо не способно оно противников удовлетворить.
И они бывают правы,
Говоря, что такое общее указание
На сверхчувственных существ нисколько не способствует пониманию.
Разумеется, противники такие могут сказать то же самое
И относительно вполне определенных указаний
Духовной науки; но тогда
Можно им указать
На то, что в видимой жизни обнаруживаются всегда
Действия скрытых причин духовных; можно сказать:
Предположим, что это так и есть, то, что духовное исследование
Считает установленным путем наблюдения,
А именно, что человек после смерти прошел через период очищения,
И узнал тогда в душевном переживании,
Каким препятствием
Для дальнейшего развития является
Известный поступок, совершенный им в предыдущей жизни; в то время,
Как он это переживал, в нем сложилось стремление
Исправить последствия этого поступка; это стремление
Он приносит с собой
В новую жизнь; и наличность этого стремления
Создает ту черту в его существе, которая приводит его
На такое место, с которого он может начать исправление
Поступка своего.
Если обратить внимание на совокупность таких побуждений,
То можно найти причину рождения
Человека в той или иной среде,
Сообразной его судьбе. -
То же самое касается и другого предположения; допустим правильность
Сообщаемого
Духовной наукой; допустим, что плоды истекшей жизни включаются
В духовный зародыш человека, и что страна духов, в которой
Он находится между смертью и рождением новым,
Есть та область, в которой
Зреют эти плоды, чтобы, превратившись в задатки и способности,
Появиться затем в жизни новой,
И так личность человека сложить, что явится она результатом всего,
Что в прошлой жизни было приобретено.-
Кто сделает эти предположения и будет на основании их
Непредвзято наблюдать жизнь, тот увидит , что благодаря им
Все чувственно-физическое может быть
Признано во всей истине и полноте своей; но в то же время ему станет понятным
И все то, что неизбежно остается непонятным
Человеку с направленным на духовный мир образом мышления,
Если он стоит на одних только чувственных фактах.
А главное, исчезает
Всякая нелогичность вроде той,
Какая была указана раньше:
Так как наиболее крупное имя стоит в конце рода,
То значит, и носитель его должен был унаследовать
Дарование свое от предков.
Жизнь становится логически понятной,
Благодаря добытым духовной наукой сверхчувственным фактам.
Добросовестный искатель истины, который без личного опыта своего
В сверхчувственном мире, захочет разобраться в фактах,
Сможет привести еще одно
Веское возражение; а именно можно сказать,
Что недопустимо принимать существование каких-нибудь фактов
На том основании, что таким путем можно объяснить себе многое,
Остающееся необъяснимым пока; и, безусловно,
Такое возражение
Не имеет, конечно, никакого значения
Для того,
Кто на основании сверхчувственного опыта знаком
С соответствующими фактами.
Относительно духовных фактов
Можем сказать, что их признание
Имеет не только то последствие интеллектуальное,
Что благодаря фактам этим, жизнь становится понятной,
Но через принятие
В наши мысли этих предпосылок мы переживаем
Еще нечто совершенно иное; представим
Себе следующий случай: с кем-нибудь происходит нечто, что вызывает в нем
Неприятные ощущения; к этому двояко может относиться он.
Он может пережить этот случай как нечто неприятное для него,
И отдаться неприятному ощущению, может быть, даже сильно огорчиться; но он
Может иначе к этому отнестись, и может сказать так:
«В сущности, я сам в прошлой жизни создал
В себе силу, которая привела меня
К этому случаю; в действительности я сам
Причинил себе это»; и он может
Пробудить в себе все ощущения, которые проистекают из подобной мысли могут.
Разумеется, чтобы эта мысль получила такое значение
Для жизни чувств и ощущений,
Для этого необходимо
Пережить ее с самой глубокой серьезностью и силой.
Кому это удается, тот приобретет опыт новый,
Который лучше всего можно пояснить сравнением: предположим,
Что два человека имеют перед собой сургуч; один из них
Будет интеллектуально размышлять
О внутренней природе сургуча.
Эти размышления могут быть
Очень умными; но если эта внутренняя природа сургуча
Ничем не проявляется, то ему можно спокойно возразить, говоря:
«Это фантазии пустые»; другой же человек натрет
Сургуч сукном,
И затем покажет, что сургуч притягивает мелкие тела.
Между мыслями,
Прошедшими в голове первого человека, и побудившими
К размышлению его, и мыслями второго человека-
Существует разница большая; мысли первого из них
Не имеют никаких физических последствий; мысли же второго извлекли
Из скрытого состояния
Некоторую силу, то есть нечто фактическое; также
Дело обстоит и с мыслями человека, представляющего себе, что он
Прежней жизнью своей сам породил в себе силу, которая приводит его
К встрече с событием определенным; уже одно
Это представление пробуждает в нем
Действительную силу, благодаря которой
Он может встретить событие такое
Совсем иначе, чем, если бы у него
Не было этого представления.
И, без сомнения,
Вследствие этого, ему становится ясной
Необходимость и существенность события такого, которое иначе
Он мог бы счесть за простой случай; и он
Непосредственно убеждался: что мысль такая правильной была, ибо она
Обладала силой вскрыть для меня этот факт.
Если повторять
Подобные внутренние процессы, то они станут
Средством постоянного притока внутренних сил,
И образом таким,
Плодотворностью своей докажут правильность свою; и мало помалу
Правильность такая
Сказываться начнет с достаточной силой.
В духовном, душевном, а также и в физическом отношении процессы такие
Действуют оздоровляющим,
Благотворным образом на жизнь; человек замечает,
Что он становится, этому благодаря, в правильное отношение
К жизни; между тем, как признавая единственно только жизнь между рождением
И смертью, отдается он во власть призрачного тогда.
Через знание такое человек становится всегда
Душевно сильнее; – конечно, такое
Чисто внутреннее доказательство причинности духовной
Каждый может получить только сам
В своей внутренней жизни; но получить его каждый может.
Кто не приобрел его, тот, конечно, судить не может
О доказательной силе его.
Но кто приобрел его,
Тот едва ли может в нем сомневаться.
Не нужно, однако, удивляться,
Что это так; ибо то,
Что так всецело связано с самой
Внутренней сущностью человека, с личностью его,
Может быть достаточно доказано,
Конечно, лишь в самом личном переживании.
Разумеется, каждый должен пройти через это переживание,
Подобно тому, как каждый
Должен сам
Доказательство математических положений понять;
Но путь, которым может быть достигнуто это переживание, действителен
Для всех людей, как действителен
Для всех метод доказательства каких-либо математических положений.
И, без сомнений,
Нельзя отрицать, что - не считая, конечно, ясновидческих наблюдений-
Только что приведенное доказательство, опирающееся
На могущество соответствующих мыслей, порождающих
Душевные силы, является единственным доказательством,
Способным устоять перед судом всякой непредвзятой логики
Все другие доводы,
Конечно, очень вески;
Но во всех них
Будет что-нибудь такое,
Что может дать повод
Для нападения противника; но кто себе усвоил
Достаточно непредвзятое воззрение, тот уже в возможности,
И в самом факте воспитания человека увидит нечто,
Доказывающее с логической силой, что в оболочке телесной
Стремится к бытию духовное существо; он
Сравнит животное с человеком и скажет себе:
У первого с рождением выступают для него
Характерные качества и способности,
Как нечто определенное и законченное,
По которому ясно видно, как оно
Предначертано наследственностью и разовьется во внешнем мире потом.
Взгляните, как цыпленок, уже с рождения
Определенным образом совершает жизненные оправления.
В человеке же через воспитание вступает в отношение
С его внутренней жизнью нечто такое, что может
И не иметь никакой связи
С наследственностью его; и он может
Быть в состоянии себе усвоить
Действия таких внешних влияний.
Всякий воспитатель знает,
Что навстречу таким влияниям должны
Подниматься силы изнутри
Самого человека; и если этого нет, то воспитание и обучение
Теряет всякое значение.
Для непредвзятого воспитателя
Очень редко обозначается граница между унаследованными задатками,
И теми внутренними силами человека, которые
Просвечивают сквозь эти задатки, и которые
Проистекают из прошлых жизней; конечно, для таких вещей невозможно привести
Доказательств веских таких,
Какие приводятся для известных физических явлений при помощи весов.
Но зато эти вещи и составляют интимную сторону жизни; и кто
Это чувствует, для того
Доказательны
И эти доводы неосязаемые,
И даже более доказательны, чем осязаемая действительность сама.
Тот факт,
Что можно животных дрессировать,
То есть что они до некоторой степени через воспитание
Известные качества и способности приобретают,
Не может служить возражением для того, кто умеет смотреть
На сущность вещей.
Ибо, не говоря о том, что в мире повсюду встречаются переходы,
Результаты дрессировок
У животных
Отнюдь не сливаются так с его личным существом, как у человека.
Указывают даже, что способности, которые прививаются домашним животным
При совместной жизни с человеком,
Передаются наследственно, т.е. действуют тотчас же, как родовые, а не личные.
Дарвин описывает,
Как приносят поноску собаки без всякого обучения, не видя этого раньше.
Можно ли сказать то же самое
Относительно человеческого воспитания?
Существуют, однако, мыслители, которые на основании
Своих наблюдений отказались от взгляда,
Будто человек создается извне при помощи одних
Только унаследованных сил.
Они возвысились до мысли, что духовная сущность, индивидуальность
Предшествует телесному бытию и сама его слагает.
Но многие из них
Все-таки понять не могут, что повторяется земная жизнь,
И что в промежуточном, между двумя жизнями, бытии плоды прошлой жизни
Являются силами,
Участвующими в созидании новой жизни.
Вот слова одного из мыслителей таких.
Иммануил Герман Фихте, в своей «Антропологии» излагает наблюдения свои:
«Родители не являются таковыми
В полном смысле.
Они дают органическое вещество,
И не только его,
Но одновременно и то среднее чувственно-душевное, что проявляется
В темпераменте,
В своеобразной душевной окраске,
В определенном складе наклонностей и так далее,
И общим названием чего является «фантазия»,
В том более обширном,
Указанном нами смысле.
Во всех этих элементах личности
Примесь и своеобразное участие душ родителей несомненны.
Поэтому есть полное основание личность считать
За чистый продукт акта порождения,
Если к тому же понимать этот акт-
На что мы должны были решиться – как
Действительный душевный процесс.
Но подлинного, заключительного средоточия личности здесь нет,
Ибо при более глубоком наблюдении,
Оказывается, что и эти душевные способности
Суть только оболочка и род орудия для вмещения в себе подлинно духовных, Идеальных задатков человека;
Душевные способности способны
Содействовать или препятствовать развитию духовных задатков человека,
Но отнюдь не способны породить их».
И далее там говорится: «Каждый предшествует в своем
Духовном образе основном,
Ибо с духовной точки зрения, ни один индивидуум не похож
На другого, как ни один
Вид животных не похож на остальных».
Эти мысли ограничиваются тем, что в физическую телесность человека вводят
Духовную сущность; но так как ее созидающие силы
Не объясняются причинно из прежних жизней,
То при каждом возникновении личности
Эта духовная сущность должна была бы снова
Происходить из божественной первоосновы.
Но при всей предпосылке
Не было бы возможности объяснить сродство, существующее между задатками,
Стремящимися
Выявиться из внутренней глубины человека,
И тем, что в течение жизни доходит до этой внутренней глубины
Из внешней земной среды.
Внутренней глубине человека,
Которая для каждого отдельного человека
Исходит из божественной первоосновы, должно было бы быть
Совершенно чуждым то, с чем соприкасается в земной жизни она;
Это не имеет место только в том случае, если эта внутренняя глубина
Человека была уже раньше связана с внешним миром, если она
Живет в нем не первый раз.
Непредвзятый воспитатель
Может заметить ясно: из результатов
Земной жизни я сообщаю воспитаннику моему нечто, что хотя
И чуждо качествам его, полученным им
Только по наследству, но все-таки ощущается им так,
Как будто он уже участвовал в работе этой, породившей
Эти результаты; только повторные земные жизни
В связи с изложенными духовной наукой фактами,
Происходящими
В духовной области между двумя
Земными жизнями, - только это может дать
Удовлетворительное объяснение
Жизни человечества «современного»,
Освещаемой со всех сторон; здесь определенно говорится «современного»
Человечества; ибо духовное исследование показывает, что некогда на самом деле
Начался кругооборот земных жизней; и что для вступающей
В телесную оболочку духовной сущности человека существовали
Тогда условия иные, чем при нынешнем его существовании.
Подсобн. дит-ра Р.Штейнер Тайноведение
Свидетельство о публикации №123111501542