Сущность человечества
А также и рассудку
Доступна только часть того,
Что раскрывается здесь как совокупное человеческое существо.
И эта доступная часть – есть физическое тело.
В области видимого физическое тело
Есть то, что человек тождественен бывает
Миру минералов;
А то, что человека от минералов отличает,
Тайноведение физическим телом не считает.
Здесь важен факт,
Что смерть отделит часть
Человеческого существа,
Которая являться будет однородной с минеральным миром.
И как мы видим,
Что труп в себе содержит то,
В царстве минеральном находим что.
Труп собой безжизненную природу будет представлять,
Иль царство минералов; и можно так сказать,
Что в таком члене человека, как физическое тело
Действуют всегда
Те же силы, вещества,
Что и в минеральной области; но со смертью для нашего тела
Наступит распадение непременно;
И тайноведение скажет так: «Хотя
В физическом теле действуют те же силы, те же вещества,
Что и в минералах,
Но их деятельность во время жизни подчинена бывает
Более высокому служению; и предоставлены они
Самим себе лишь с наступлением смерти;
И лишь со смертью
Проявятся они, как и должны,
Сообразно сущности своей, т.е. как деятели разложения тела.
И, без сомнения,
Для познания человека необходимо в человеке отделять
Видимое от скрытого, и можно так сказать,
Что во время жизни сокрытому приходится борьбу вести
Против веществ и сил минерального; и мы признать должны,
Что скрыта та борьба
От наблюдения внешних чувств твоих всегда.
При наступлении смерти физическое тело частью станет
Остального мира минералов.
Во время жизни физического тела
Разложению его веществ и сил его
Препятствует другое тело,
И оно эфирным, или жизненным телом предстает.
Слово «эфир» используют для обозначения
Носителя света; и без сомнения,
Дает такое жизненное тело форму,
Или образ
Минеральным веществам и силам физического тела.
В живом теле будет содержаться
Еще нечто иное, чем в безжизненном минерале,
И это нечто «жизненной силой» называют;
И присоединяется она
К физическим силам, веществам
Физического тела,
Тому подобно, как присоединяется всегда
Магнитная сила к чистому железу; и, хотя
Невидима та сила, но ощущается всегда.
И проникает в видимое физическое тело
Невидимое жизненное тело,
На него, как на строителя физического тела, смотреть должны,
Хотя его не видим мы.
Все наши органы в их образе и форме
Поддерживаться будут им, а именно течениями,
Движениями
Эфирного тела; в основе
Органов физических лежат
Эфирные органы; и можно так сказать,
Что эфирное тело расчленено
В себе самом,
Телу физическому подобно; но оно сложнее, и в нем
Находится в живом взаимном проникновении все:
В том месте, где в физическом теле
Есть обособленные части, в эфирном теле
Присутствует всегда живое взаимопроникновение.
И, без сомнения,
Имеет все живое тело эфирное свое,
И общим с растительным миром его найдем;
Точно также,
Как с миром минеральным
Имеет общим человек физическое тело свое.
И дальше мы сейчас пойдем,
Другое тело на рассмотрение возьмем.
Представление о нем указывает на явление сна,
Как при эфирном теле оно указывало на смерть всегда, -
Вся деятельность твоя основана всегда
На деятельности в бодрствующем состоянии.
Но эта деятельность возможна лишь тогда,
Когда черпает силы человек во время сна
Для подкрепления истощенных сил своих.
И наблюдаем мы, что во время сна
Вся деятельность, мышление прекращается всегда,
И для сознательной жизни исчезает
Любое горе, любая радость.
Как из таинственных источников при пробуждении
Пробуждаются сознательные силы человека; и, без сомнения,
Идут они из бессознательности сна.
Это то же самое сознание,
Которое при засыпании
Погружается в глубины темные всегда,
И снова при пробуждении восходит.
Третьим членом человеческого существа мы то находим,
Что снова пробуждает жизнь из бессознательности сна;
И это тело есть астральное, сознание, оно у нас внутри всегда.
Подобно тому, как физическое тело
Не может формы сохранить при помощи находящихся в нем
Минеральных веществ и сил, но должно
Быть пронизано для этого сохранения эфирным телом,
Так и силы эфирного тела
Не могут сами светом сознания озарить себя;
И в состоянии сна
Должно было бы находиться постоянно эфирное тело,
Предоставленное самому себе; и, без сомнения,
Оно могло бы поддерживать в физическом теле
Растительное бытие.
Тело бодрствующее эфирное твое
Астральным телом всегда просветлено.
Для чувственного наблюдения
Действия этого астрального тела исчезают,
Коль в сон погруженным бываешь.
Для ясновидящего наблюдения
Оно продолжит все еще существовать, но только отделенным,
Или извлеченным
Из эфирного тела; а чувственное наблюдение
Имеет дело не с самим астральным телом,
А с действиями его в видимом мире,
А таковых не существует во время сна.
И можно так сказать,
Что в том же смысле,
В каком имеем общим с минералами свое физическое тело,
А эфирное – общим с растениями;
И также относительно астрального тела,
Мы однородными с животными бываем.
Все растения пребывают
В постоянном состоянии сна.
Ошибкой будет растениям приписать
Некий вид сознания, каким животные и люди будут обладать,
Коль в бодрствующем состоянии они будут пребывать.
И если иметь неточное представление о сознании,
То можно говорить тогда, что растение,
Подвергнутое внешнему раздражению,
Совершает известные движения,
Как и животное; говорят о чувствительности растений,
Которые, например, свертывают листья свои,
Когда воздействуют на них предметы какие-либо,
Но не то является характерным для сознания,
Что отвечает
Существо на действие какое - либо
Противодействием каким – то либо,
А то, что оно переживает нечто внутри себя,
Присоединяющееся к противодействию простому,
Как что-то новое.
Иначе можно было бы также говорить о сознании,
Когда кусок железа расширяется
Под воздействием тепла.
Сознание имеет место лишь тогда,
Коль существо под действием каким–то либо, например, тепла,
Переживает, например, внутреннюю боль.
Четвертый член человеческого существа возьмем.
И общим с видимым миром этот член уже не выступает.
Он «Я» собою представляет,
И это то, благодаря чему человек становится венцом творения.
И это, без сомнения,
Есть то, чем отличаться будет человек
От всех других живых существ.
В бодрствующем состоянии находясь,
Испытываем переживания всегда;
Переживания разными бывают:
Одни из них с животными переживаниями общими предстанут,
И это переживания такие, которые должны
И появляться, и снова исчезать, и это у животных видим мы:
Они переживают равномерно влияние среды; под влиянием
Тепла иль холода страдание или радость
Сознают они,
А при процессах тела испытывают голод, жажду.
Но жизнь твоя
Переживаниями такими не исчерпывается никогда.
Желания и страсти в себе способен человек развить,
Которых в ограниченных пределах тех не уместить.
У животного всегда возможно нам установить,
Достаточно за ним лишь проследить-
Где вне тела или в теле
Находится побуждение к поступку, к ощущению.
Но человеческое существо
Порождать желания, страсти может,
Для возникновения которых
Нет повода достаточного ни внутри, а также и вне тела.
И, без сомнения,
Что все, что в эту область входит
К источнику особому нам отнести возможно;
И тот источник надо видеть в «Я».
Вот почему рассматривается «Я»,
Как член четвертый человеческого существа.
И если бы астральное тело
Было бы предоставлено самому себе, то, без сомнения,
Проистекали бы в нем или радость, или боль,
Или голод, или жажду испытывало бы оно, но при этом всем
Не возникало бы ощущения,
Что в этом всем есть нечто пребывающее; и, без сомнения,
Не пребывающее, как таковое, обозначается здесь как «Я»,
Но то, чем переживается это пребывающее, и будет «Я».
С восприятием чего-то длящегося, пребывающего в смене
Внутренних переживаний, начнется пробуждение
Чувства «Я».
И то, что будем ощущать
Мы голод, например, будет означать,
Что это чувство голода будет сообщать
Не только «Я»; ведь голод будет появляться,
Когда физиологические причины сказываться будут,
И человек тогда на пищу набрасываться будет,
Когда имеет он эти возобновившиеся причины; но чувство «Я»
Способно проявляться не тогда,
Когда эти возобновившиеся причины нас к пище привлекают,
Но только если в нас
При предыдущем насыщении удовольствие возникает
И сознание удовольствия такого осталось.
И к пище нас
Влечет не только лишь переживание голода, но также
И прошедшее переживание
Того удовольствия, которое мы испытали,
Когда мы пищу принимали.
Физическое тело будет распадаться, когда не сдерживает его
Эфирное тело, которое в бессознательность будет погружено,
Если астральным телом оно не просветлено.
Астральное тело должно все снова, снова предавать
Забвению прошлое, если «Я»
Не спасает этого прошлого, в настоящее его перенося.
Что для физического тела смерть, эфирного – сон,
То для астрального тела- забвение.
Можно сказать:эфирному телу присущей жизнь бывает,
Астральному - сознание,
А «Я» присуще воспоминание.
Говорит о воспоминании возможно лишь тогда,
Коль существо какое – либо
Не только ощущает что–то либо,
Переживая это сейчас, но и сохраняет прошлого переживание.
Еще легче, чем, приписывая растению сознание,
Можно впасть в ошибку другую, признавая
У животных наличие воспоминания.
Ведь так легко принять за воспоминание
Тот факт, когда собака узнает хозяина.
Но в действительности такое узнавание
Основано не на воспоминании,
А на чем-то совершенно ином; к хозяину
Испытывает собака притяжение.
И, без сомнения,
Что он собаке удовольствие предоставляет,
Когда с ней рядом он бывает,
И у нее потребность в его присутствии, как голод, возникает.
Его присутствие всегда
Является поводом к возобновлению
Удовольствия для нее; и когда
Хозяин свою собаку покидает, то, без сомнения,
Его отсутствие собака ощущает таким же образом, как голод.
И, безусловно,
Что для «Я» воспоминание и забвение означают
Нечто совершенно подобное тому,
Как для астрального тела – бодрствование и сон.
Спасибо скажем сну,
Ему благодаря,
Уйдут в небытие печали дня.
Подобно этому, забвение покров свой простирает
На испытания жизни, и этим гасит часть
Прошлого, которое успел ты испытать.
Как сон необходим бывает
Для того чтоб укрепить вновь жизненные силы,
Так должен человек изгладить
Из воспоминаний части прошлого какие-либо,
Чтобы мочь свободно новые переживания встречать.
И можно так уверенно сказать,
Что именно из этого забвения
Вырастают силы для восприятия нового, без всякого сомнения.
Ребенка, например, возьмем:
Когда писать учиться будет он,
Все частности, которые при этом приходится ему переживать,
Со временем он будет забывать,
Останется одна способность – что может он писать.
И как бы мог ребенок наш писать,
Если бы каждый раз,
Когда он брался за перо,
Вставали бы в душе его,
Как воспоминания,
Все прошлые переживания,
Через которые пройти он должен был,
Когда письму себя учил.
Воспоминание будет выступать
В различных ступенях.
Простейшей формой воспоминания является
Такое воспоминание,
Когда воспримем мы предмет, и, отвернувшись от него,
Мы сохраняем представление о нем.
И это представление составляем
В то время как предмет воспринимаем.
Здесь произошел процесс меж астральным телом и «Я».
И можно так сказать,
Что сделало здесь астральное тело
Сознательным внешнее впечатление
От предмета.
Знание такое о предмете
Продолжалось бы до пор до тех, пока
Предмет тот был бы налицо, если бы «Я»
Не приняло бы в себя знание такое, и не сделало бы его
Достоянием своим; здесь налицо
Телесного от душевного разделение.
Когда имеют в виду возникновение знания
О предмете, находящемся перед нами,
То это говорят об астральном теле; а то,
Что длительность знанию дает,
Душой зовем.
Как видим, что очень тесно связано бывает
Астральное тело
С той частью души, которая длительность знанию сообщает.
И потому обозначают
Часто такое соединение как астральное тело.
Соединение такое очень тесно, и потому значение одно, и когда
Мы говорим: «Астральное тело»,
То это говорится о нем, как о теле душевном;
А если говорим мы о душе, то непременно
Мы скажем как о «ощущающей душе»,
Поскольку соединена такая часть души
С астральным телом; продолжим исследования свои.
Наше «Я»,
Поднимется на более высокую ступеньку своего существа,
Когда направит оно
Деятельность свою на знание о предмете, которое оно,
Или душа,
Сделало достоянием своим; и эта деятельность есть та,
Через которую «Я»
Освобождается от предметов восприятия, чтобы оно
В собственной области работать могло.
Ту часть души,
Которой присуща эта деятельность, знаем мы
Как рассудочную душу,
Или чувственную душу.
Как ощущающей душе,
Так и рассудочной душе
Свойственно бывает
Над тем работать, что получают
Они через впечатления
От воспринятых чувствами предметов,
И что они от них в воспоминаниях сохраняют.
И здесь душа
Тому всецело отдается сейчас,
Что внешним будет являться для нее,
Но ведь извне она получила также и то,
Что делает сейчас собственным достоянием
При помощи воспоминаний.
Но выйти она сможет
За пределы этого всего, не так уж это сложно.
Тайноведение дает нам представление
Об этом восхождении,
На факт тот указав,
Что во всяком языке есть только одно единственное имя,
Которое, по сущности своей, отличается всегда
От всех других имен, и это имя – «Я».
Всякое иное имя можно приложить к той вещи,
К существу тому, которому оно присуще.
И будем находить, что «Я», как обозначение для существа,
Имеет смысл только тогда,
Коль это существо
Применяет само
К себе его; извне не может слуха человека достигать
Имя «Я»,
Как обозначение его.
Лишь существо само
Может применить его к себе; «Я есмь» - только для себя,
Другой же для меня
Есть Ты; подлинная сущность «Я»
Независима от внешнего, и потому внешнее ничто
Не может этим именем назвать ее.
Не только ощущающая и рассудочная есть душа,
И сокровенная присутствует в ней часть.
К той части доступ не имеет внешний мир,
Здесь сокровенная святыня всей души.
И только существо, с которым душа однородна,
Проникнуть сюда может.
Бог, обитающий в душе, начнет сам говорить, когда душа
Познает себя как «Я».
Тому подобно, как ощущающая и рассудочная душа
Во внешнем мире живут всегда,
Так третий член души в Божественность погрузится, когда она
Достигнет восприятия себя,
Иль сущности своей; не будет это означать,
Что «Я» есть Бог, но только
Что одинакового рода
С Божественностью самой твоя душа.
Божественное в себе найти возможно,
Ибо сущность изначальная твоя взята от Бога.
И образом таким,
Через этот третий член своей души,
Мы внутреннее знание о себе самом приобретаем,
А через астральное тело получаем
Знание о внешнем мире; и этот третий член души
Душой сознательною называем мы.
И по этой науке душевное будет состоять
Из трех членов, и их мы будем знать,
Как ощущающую душу, рассудочную душу,
Сознательную душу.
Тому подобно, как телесное состоит,
Из трех членов, их знаем мы
Как физическое, эфирное, астральное тело,
И только лишь в сознательной душе
Раскроется вполне
Действительная природа «Я»,
Ибо, между тем,
Как в ощущении и рассудке, - в чем-то другом теряется душа,
Но душа сознательная охватывает всегда
Сущность собственную свою; и потому
Может быть воспринято «Я» сознательной душой
Не иначе, чем через внутреннюю деятельность свою.
Представления о предметах внешних слагаются сообразно
Тому,
Как предметы эти являются и исчезают.
И эти представления работать продолжают
Силой собственной своей; но для того, чтобы «Я»
Восприняло себя,
Оно не может только отдаваться, оно должно
Сначала внутренней деятельностью своей вызвать существо свое
Из собственных глубин, чтобы бы сознание получить его.
С восприятием «Я» -
С обращением мысли на себя –
Начнется внутренняя деятельность «Я»,
И деятельности такой благодаря, восприятие «Я»
В душе сознательной значение иное имеет для тебя,
Чем наблюдение всего того,
Что доходит до тебя через три телесных члена,
И, несомненно,
И через другие два члена твоей души; пойми одно,
Что сила, выявляющая «Я»
В сознательной душе есть сила та,
Которая сказывается всегда
И в мире прочем; и проявление низшее ее
Есть проявление через физическое тело; и потом
Постепенно поднимается она до того, что наполняет
Рассудочную душу; и наблюдаем,
Что постепенно в действиях своих раскрывается душа.
С восхождением на новую ступень спадает
Один из покровов, которыми опутано бывает
Сокрытое, или дух; и в то, что душу сознательную наполняет,
Сокрытое вступает без покрова
В самый внутренний храм души; и, безусловно,
Сокрытое является здесь капелькой из моря
Всепроникающей первосущности; но должен человек
Первосущность в себе познать; потом он сможет, наконец,
Найти ее
И в проявлениях ее.
То, что каплей проникает
В сознательную душу, тайноведение духом называет.
Так с духом связана сознательная душа;
Он есть сокрытое, которое присущее явному всему всегда.
И если хочет человек дух в явном охватить,
Он должен это сделать так,
Как он охватывает «Я»
В душе сознательной, и должен он распространить
На видимый мир
Ту деятельность, которая его привела
К восприятию этого «Я».
Посредством этого сумеет он
Развить до более высоких ступеней себя,
Как существа;
К своим телесным и душевным членам прибавляет он
Нечто новое, иное, и овладеет он
Тем, что сокрытое еще пока
В членах низших его души;
И если отказываешься от низменных склонностей своих
И обратишься к склонностям высоким, то тогда
Посредством этого из своего «Я»
Одухотворяющим образом действуешь на душу, и «Я»
Станет господином внутри душевной жизни; и тогда
Возникать не будут страсти
В твоей душе без того, чтобы «Я» не было бы той властью
Которая доступ им откроет; и вся душа
Становится откровением «Я»,
Как прежде им была
Только сознательная душа.
Вся жизнь культурная и все культурное стремление людей
В работе состоит: господство «Я» иметь.
И каждый человек, живущий в наше время,
Такой работой занятым бывает непременно,
Хочет он этого, иль нет,
Сознает тот факт, иль нет.
Работе той благодаря,
Развивает человек всегда
Новые члены своего существа.
Сокрытыми они покоятся пока,
За невидимым для него;
И через работу эту человек такой
Может не только сделаться господином над душой,
Так что она начинает выявлять из видимого сокрытое; но он
Может также работу эту расширять,
И на астральное тело ее распространять.
Посредством этого «Я» астральным телом он овладевает,
С его сокрытой сущностью соединяясь.
Это астральное тело, завоеванное «Я»,
И преображенное им, зовется Манас,
И это Само-дух, и в нем
Имеем перед собой
Более высокий член человеческого существа,
Который находится в нем
Как бы в зачаточном состоянии,
И все более выявляется
По мере работы над самим собой.
Как человек овладевает
Своим астральным телом, и проникая
К скрытым
За ним силам,
Так происходит это в течение развития и по отношению
К эфирному телу; но, без сомнения,
Работа над эфирным телом
Более интенсивна, нежели над астральным телом,
Ибо то,
Скрывается в эфирном теле что,
Облачено бывает в два покрова,
А сокровенное астрального тела – лишь в один; и, безусловно,
Если «Я» работать будет над душой, то будут развиваться
Некоторые душевные свойства; ведь могут изменяться
Наслаждения, желания,
Радость, горе; достаточно человеку лишь
Мысленно перенестись
В пору детства своего,
Что радовало тогда его?
Что горе причиняло, и чему
В придачу научился он к тому,
Что в детстве он умел? Но это все
Служит выражением того,
Как достигло господства «Я» над астральным телом,
Ибо последнее является носителем наслаждений,
Страданий, радости и горя; с эфирным телом уже сложнее;
Сравним при этом, как мало изменяются у нас
Некоторые свойства, например, характер наш,
И тот, который в детстве вспыльчив был, развиваясь,
Нередко сохраняет
Некоторые стороны вспыльчивости своей, взрослым уже став.
Некоторые мыслители считают,
Что остается постоянным
Характер, темперамент наш.
Но характер, темперамент человека может изменяться,
Коль «Я» влияние окажет, коль будешь к этому склоняться,
И силы, вызывающие эти изменения
Характера, или темперамента, без всякого сомнения,
Принадлежат к сокрытой части эфирного тела.
С силами, господствующими в царстве жизни, однородные они,
То есть, однородны с силами роста, питания и теми,
Которые служат размножению.
Итак, сказать мы можем так:
Что не тогда работает «Я» над астральным телом, когда
Отдаемся наслаждению,
Или страданию, радости или горю; а тогда,
Изменятся когда особенности этих свойств душевных.
Таким же образом простирается работа «Я»
Над эфирным телом, то есть, когда «Я»
Свою работу направляет
На изменение свойств характера, темперамента,
И так далее.
И над этим изменением работает каждый человек,
Независимо от того, признает он это или нет.
Религиозные импульсы наиболее сильны,
К большому изменению ведут они,
Под их влиянием большая сила возрастает,
Всего тебя она преображает,
Вплоть до эфирного тела;
Подобно тому, как более слабые жизненные побуждения
Вызывают превращения
Астрального тела; и эти более слабые жизненные побуждения
Мы получаем путем учения, размышления,
Облагораживания чувств; они подвержены бывают
Изменчивости многообразной.
Но по сравнению с ними религиозные все ощущения
Налагают на все мышление, чувствование, воление
Печать чего-то единого;
И как бы проливают свет единый,
Общий
На жизнь душевную; сказать возможно в общем,
Что думает и чувствует человек одно сегодня, другое - завтра,
И это будет вызываться
Поводами разными всегда,
Но кто, ощущениям религиозным благодаря,
Смутно чувствует нечто такое,
Что через все изменения проходит,
Тот к этому основному религиозному ощущению отнесет
В одинаковой мере как то,
Что думает и чувствует сегодня он,
Так и завтрашние душевные переживания,
И этому благодаря, религиозное исповедание
Имеет определенное значение
В жизни всей душевной.
С течением времени влияние исповедания
Усиливается все более, ибо действия их
Будут постоянно повторяться; и потому они
Приобретают силу и влияние
На эфирное тело; и сходным образом, на нас действует влияние
Истинного искусства; когда проникает
Человек представлением своим
И чувством через форму,
Краски, звук художественного произведения
В духовные основы
Этого произведения,
То импульсы, которые таким путем получает «Я»,
Действуют всегда
Вплоть до эфирного тела.
И, без сомнения,
Искусство огромное значение имеет
Для развития человека; и на самом деле,
В человеке скрыт всегда
Еще дальнейший член его существа,
Все более и более вырабатываемый «Я»;
И это есть второй член духа, иль «жизне-дух»,
Иль «Буддхи»; в нем действуют всегда
Те же силы, которые действуют и в жизненном теле.
Одно понять ты должен, друг,
Что в этих силах, когда
Они проявляются как «жизненное тело»,
Не действует истинное человеческое «Я»,
Когда же как «Жизне-дух» проявлены они, тогда
Проникнуты они деятельностью «Я»; и, без сомнения,
Интеллектуальное развитие человека,
Очищение его, облагораживание чувств, и проявление воли
Являются мерилом превращений, безусловно,
Астрального тела в Само-дух, не будет в том секрета
Что религиозные все переживания,
И многие опытные знания
Запечатлеваются в эфирном теле,
И превращают его в Жизне-дух;
А при обычном жизненном течении
Бессознательно все это происходит; и, знай, мой друг,
Что овладеть работой в Самодухе
И в Жизнедухе
Вполне сознательно ты сможешь,
В том тайноведение тебе поможет.
И так сказать о человеке можно:
Что в нем, кроме души и тела, действует и дух.
Вечному в человеке принадлежит наш дух,
В противоположность телу преходящему.
Работой над астральным
И эфирным телом
Не исчерпывается деятельность «Я»; и, без сомнения,
Что простирается она и на физическое тело.
Налет влияния «Я»
На физическое тело
Можно видеть в том, что переживанию благодаря,
Бледнеет или краснеет человек; здесь «Я»
Обуславливает процесс в физическом теле,
А это означает непременно,
Что «Я» связано со скрытыми силами этого физического тела,
С теми силами,
Которые обуславливают физические процессы тела;
И мысли
Не должны такие возникать,
Будто эта работа нечто грубое, материальное
Собою будет представлять.
Что в физическом теле являться будет грубым и материальным,
Есть только видимое в нем; и как мы знаем,
За этим видимым всегда
Силы скрытые лежат,
И есть они духовного лишь плана,
Здесь речь идет не о работе над материальным,
Каковым является физическое тело,
Но о работе духовной
Над невидимыми силами, дающими возникнуть телу,
И затем, по истечению времени,
Приводят тело к распадению.
И, безусловно,
Работу «Я» над физическим телом трудно осознать,
И ясной станет она тогда,
Когда сознательно возьмешься за нее;
И выясняется тогда,
Что в человеке существует еще третий член духовный,
И это Духо-человек, иль Атма; и, безусловно,
Что Духо-человек физическому человеку противоположен.
Освоиться трудно с мыслью, что работа над физическим телом
Исходить должна
Из наивысшего члена человеческого существа,
Но именно поэтому, без всякого сомнения,
Скрывает под покровами тремя
Действующего в нем духа физическое тело.
И нужна работа высшего порядка, чтобы соединить «Я»
С тем, что является сокрытым духом тела.
Человек предстает состоящим из трех членов:
Телесного рода суть: физическое, эфирное, астральное тела.
Душевного есть суть:
Ощущающая, рассудочная, сознательная душа,
Духовного есть суть:
Само-дух, Жизне-дух,
И Духо- человек; отсюда вытекает,
Что ощущающая душа тесно связана бывает
С астральным телом,
И в известном отношении,
Они целое одно собою представляют;
А сознательная душа и Само-дух есть тоже целое одно,
Ибо вспыхивает дух в сознательной душе, и из нее
Он светом проникает
В другие члены человеческой природы.
Одним и тем же являться будут, безусловно,
Астральное тело и ощущающая душа,
И это член один и тот же;
Также как объединить возможно
В один член сознательную душу
И Само-дух, а рассудочную душу, -
Так как она причастна природе низшего «Я»,
И в известном отношении и есть само «Я,
Но это «Я» есть то, которое не осознало еще пока
Своей духовной сущности – рассудочную душу
Называют просто «Я».
И получаем семь частей человека:
1. физическое тело,
2. эфирное или жизненное тело,
3. Астральное тело
4. «Я»
5.Само-дух.
6. Жизне-дух.
7. Духо-человек.
Как свет является в семи цветах,
Звук – на семи ступенях,
Так единая человеческая природа – в семи
Означенных членах; принять за истину все это мы должны.
Примечание:
Астральное тело является носителем наслаждения, желания, радости, горя.
Эфирное тело – в его сокрытой части находится наш темперамент,
и характер; силы, вызывающие изменения в темпераменте, характере
Однородны с силами роста, питания и теми, которые служат размножению.
Подсобн. дит-ра Р.Штейнер Тайноведение
Свидетельство о публикации №123111501523