Мантра гаятри

В мантре брахма гаятри в сжатой форме сосредоточено все,
О чем
Говорит Шримад-Бхагаватам,
И Бхагаватам
Есть развернутое изложение мантры гаятри.
Гаятри
Не отлично от Бхагаватам; таким образом, выражена в ней вся суть
Веданты- сутры.

Артхо йам брахма- сутранам бхаратартха- винирнайах
Гайатри-бхашйа-рупау сау ведартхах парибримхитах
Гаруда Пурана.

Смысл мантры гаятри
Открывается
Через Шримад-Бхагаватам.
Для того, чтобы его понять,
Нужно выявить скрытое значение каждого слова; тогда совокупный их смысл Приведет нас
К Шримад-Бхагаватам.
В слове гаятри заключены
Два санскритские корня: ганат- (песня) и трайате (дарующий освобождение).
Так гаятри означает «Великая песнь, несущая спасение, свободу и избавление».
Гаятри еще называют матерью Вед, Веда-матой,
Потому что из нее произошли
Все Веды; если рассмотреть ведический смысл от самой
Лаконичной до самой расширенной ее формы, то обнаруживаем мы,
Что изначальная истина заключена
В едином слоге Ом, омкаре; затем она,
То есть истина эта, преображается
В мантру гаятри, затем проявляется
В виде Вед,
И в последствии – Веданты- сутры;  и, наконец,
Самое полное выражение ведической истины представлено нам
В Шримад-Бхагаватам.
Таким образом, Богооткровенное знание
Развивается
От звука Ом до Шримад-Бхагаватам.
И поскольку гаятри – одно из звеньев
Этой цепи, в ней непременно заключена идея
Шримад-Бгагаватам,
А именно: Кришна есть высшее понятие
Бога; и в этом смысл мантры гаятри –
Задача лишь в том, чтобы извлечь Шримад- Бхагаватам –
Образ Абсолюта как Кришны – из чрева гаятри.
Я слышал, что об этом писал
Рупа Госвами; он объяснял
Мантру гаятри как ключ к сознанию Кришны.
Как бы то ни было, во мне желание возникло
Раскрыть через гаятри понятие Абсолюта (Божественного) как Кришны.
Обычно гаятри переводится как «песнь, дарующая освобождение».
Освобождение следует понимать не как избавление
От негативного,
А как обретение позитивного.
Смысл освобождения
Не в том, чтобы освободиться от плохого, а в том,
Чтобы хорошее обрести.
Об этом Шримад-Бхагаватам нам говорит:
 «Пока душа не достигла наивысшей точки
На позитивной стороне бытия, освобождение,
Мукти, не состоялось; покинуть негативную сторону бытия
Еще не значит достигать освобождения.
Гегель говорил, что цель жизни- самоопределение,
Или самовыражение; самоопределиться – значит найти себя
В окружающей реальности; душа должна
Не просто уйти из негативной стороны бытия,
А занять естественное для себя положение
В ограниченном целом- найти свое место в позитивном мире служения.
Только тогда можно считать,
Что достигла она
Цели существования.
В этом смысл гаятри; итак, гаятри образована двумя словами:
Ганат и трайате ; трайате означает
«Восхождение в позитивной сфере бытия до наивысшей ступени»; гагат означает
 «Звук», но не простой, а мелодичный; мелодия, которая дарует высшее Освобождение в позитивном мире,
Исходит от санкиртаны Шри Чайтанья и флейты Кришны.
Дословное значение мантры брахма-гаятри таково:
Первое слово Ом.
Это семя мантры, в котором заключено все.
Следующее слово – бхур; бхур- это мир,
В котором мы сейчас находимся; мир
Опытного восприятия- Бхулока.
Затем- бхувах или Бхуварлока.
Так называется сфера психических ощущений – мир,
Где накапливается опыт, благодаря которому воспринимаем мы
Окружающую действительность; восприятие
Окружающего мира целиком зависит от состояния
Нашего ума.
Мы оказываемся в мире чувственного опыта не по воле случая, а в результате
Прошлой кармы.
Карма хранится в определенной сфере бытия,
Которая называется Бхуварлока; а физический мир – уровень бытия,
На котором мы находимся сейчас –
Всего лишь продукт наших прошлых мыслей и переживаний,
Порождение тонкого мира- кармы
(Бхуварлоки).
Следующее слово  мантры- свах; так обозначают мир Свалоки,
Который находится над Бхуварлокой.
Если психический мир (Бхуварлока)-
Это область бытия,
Где возникает приязнь и неприязнь,
Где рождаются
Симпатии и антипатии,
То Свалока –
Это область, где принимаются решения, мир разума (Буддхилока).
Когда у нас возникает желание, разум его анализирует  и выносит решение свое. Например,
Хочется это тебе,
Но лучше не поддаваться соблазну, поскольку это приведет
К нехорошим последствиям;  итак, уровень бытия,
Где принимаются решения, называется Свалокой, миром разума; и, образом таким,
Материальный мир
Образован из трех основных слоев: бхур- физический мир, бхувах -
Психический мир, и свах-
Мир разума.
При более обстоятельном анализе
Обнаруживается, что на самом деле, материальный мир состоит
Не из трех, а из семи уровней: Бхур, Бхувах, Свах, Маха,
Джана, Тапа и Сатья.
Все они
Описаны подробно Санатаной Госвами
В Брихад- Бхагаватамритам.
Но в Гаятри эти семь слоев  материального бытия объединены
В три основных:
Физический, психический и интеллектуальный.
Они обозначены одним словом тат.
Дальше в мантре идет савитур, и это обычно означает Солнце
(Сурья); в переносном смысле, солнце-
Это то, что освещает,
Благодаря чему мы видим; савитур означает
«То, что освещает три грубые и тонкие сферы бытия»,
А это есть душа: ей благодаря,
Воспринимаем мы
Окружающий мир.
Грубая материя становится видимой не благодаря
Солнцу, а благодаря душе,
Сознанию; следовательно, свет,
Который делает внешний мир видимым для нас,
Исходит из души; она- савитур; мы
Видим не солнцем, а сознанием; об этом Гита говорит:
«Душа, словно солнце, все озаряет.
Солнце нам открывает
Мир красок; с помощью уха
Мы проникаем в мир звуков,
А с помощью кожи познаем  мы
Мир осязаемых вещей; но в центре всего стоит душа,
Она освещает физический мир; эта душа
Познает мир чувственного опыта, именно она обладает
Свойством восприятия.
В данном случае слово савитур, которое обычно значит
«Солнце», имеет другое значение – «душа»,
Поскольку душа
Наподобие солнца освещает окружающий мир.
Словом тат- «это»- обозначены семь слоем материального бытия,
Которые в мантре гаятри объединены
В три основных:
Бхур, бхувах и свах, - физический,
Психический
И интеллектуальный.
 «Это» ( материальный мир) освещается солнцем всегда,
Которое в данном контексте значит «индивидуальная душа».
Индивидуальная душа создает свой мир; не сознание
Существует в мире, а мир в сознании.
С этими словами Беркли нельзя не согласиться; гаятри гласит:
Окружающий мир
Виден благодаря солнцу.
Без солнца
Все погружается в тьму и исчезает; без света невозможно видеть.
В высшем смысле
Свет есть душа.
Она- субъект,
По отношению к которому семь уровней материального бытия –
Объекты.
Следующее слово – варенйам.
Оно означает пуджйа,
Тот, кому поклоняются, кого почитают.
Дело в том, что помимо
Материального мира –
Внешней стороны бытия,
Где душа играет роль субъекта, существует другая, внутренняя сторона, где душа
Призвана служить
И оказывать почтение; там обитель Сверхдуши.
Этот уровень субъективного бытия
Называется бхарго.
Этим словом обозначается Сверхсубъективная сфера, царство Сверхдуши.
Первый стих Шримад-Бхагаватам гласит:
Дхамна свена сада нираста-кухакам сатйам парам дхимаки.
Шрила Вьясадева говорит:
Речь пойдет о совершенно другом мире, который
Настолько чист и непорочен,
Что один единственный луч оттуда
Способен разрушить все иллюзии.
В этом мироздании
Душа играет
Роль субъекта, а все миры опытного восприятия –
Объекты для нее, или поле деятельности; однако,
Существует высшая сфера бытия, царство Сверхсубъекта,
В котором душа (субъект) занимает положение объекта.
Слово бхарго означает «более тонкий, чем душа»,
«Занимающий более высокое положение, чем душа»,
То есть Сверхдуша, Параматма.
В общепринятом смысле бхарго означает «свет»; как
Рентгеновские лучи способны показать
То, что не видно невооруженному глазу,
Так с помощью бхарго,
Сварупа-шакти, тонкого
И необычайно мощного
Излучения можно увидеть душу; энергия (свет) бхарга
Исходит от девы; дева означает
«Прекрасный, привлекательный,
Предающийся играм»; и это Шри Кришна- Прекрасная Реальность.
Он не однородный дух; Он полон разнообразия
И непрерывно играет.
Слово дева одновременно означает
«Прекрасный и играющий»- Кришна; Его царство- бхарго источает
Яркий свет и является варенйам – предметом поклонения души; сварупа-шакти
(Свет бхарго) – это ваибхава.
Через нее распространяет себя Шримати Радхарани.
Она несет полную ответственность за служение
Кришне; в Ее руках сосредоточена вся энергия служения.
Бхарго- не что иное, как ваибхава,
Тело Шримати Радхарани,
В котором есть все для служения Кришне; бхарго
Представляет собой Махабхаву,
Подчиненную половину единого Абсолюта,
А дева – Расараджа, Кришну,
Господствующую половину
Абсолюта.
В мантре гаятри содержится призыв к медитации:
Бхарго девасйа дхимаки.
На  что медитирует душа,
В мире преданности находясь?
Медитирует она не на нечто абстрактное, а на служение объекту любви.
Слово «дхимахи» означает «быть в потоке
Самопроизвольной,
Неконтролируемой любви
Во Вриндаване».
В награду
За эту любовь душа получает
Еще большее желание
И возможность служить.
Бескорыстная любовь и преданность растут как в банке
Капиталы.
Чем больше мы отдаем, тем больше будем получать.
А чем больше получаем, тем больше сможем отдать.
Таким образом, преданность
Увеличивается до бесконечности.
Дхимахи –
Не медитация
На отвлеченный предмет, а преданное служение.
Таков скрытый смысл мантры гаятри.
Гаятри,
Песнь освобождения,
Также означает
Санкиртана; киртана подразумевает воспевание,
Которое ведет душу к высшей цели санкиртана Шри Чайтанья позволяет
Душе занять высшее положение в служении.
Поэтому по отношению
К Махапрабху брахма-гаятри означает Кришна- киртана; во Вриндаване
Она превращается
В киртану флейты.
Чудесные звуки флейты
Кришны напоминают каждому преданному
О его особом служении.
Заслышав их, гопи и остальные преданные
Обращаются к своей роли в Кришна-лиле.
Ночью, под звуки флейты Кришны,
Гопи устремляются к Ямуне; они уверены, что встретятся там с Кришной.
Когда мать Яшода слышит флейту Кришны,
Она знает, что сын ее
Возвращается домой.
Так, в звуках флейты каждый преданный узнает служение свое.
На флейте играя,
Кришна напоминает
Слугам своим, какое положение они занимают
В  лилах Его.
Радхика воплощает в Себе все виды служения.
Они исходят из Нее,
Как ветви дерева одного.
Мадхура- раса, как высшая (мукхья) форма любовных отношений
С Господом, содержит в себе все остальные расы.
А Шримати- Радхарани-
Махабхава –
Воплощает в Себе дух служения.
В звуках флейты Шри Кришны содержится призыв к служению.
Они напоминают нам, что мы слуги Шримати Радхарани,
И наша задача- помогать Ей и выполнять Ее желания.
Мантра гаятри напоминает
Душам о лотосных стопах Шримати Радхарани,
О том, что мы –
Ее покорные рабы.
Радхика воплощает
В Себе мир служения; служить Радхике значит
Безропотно подчиняться
Ее воле, быть преданным Ей и исполнять любое
Ее указание; смысл гаятри сводится
К радха-дасйам, самоопределению, осознанию
Своей подлинной природы; при этом изначальная
Супружеская любовь (мадхура- раса)
Содержит в себе элементы ватсальи и сакхья- расы.
Преданные в ватсалья-расе
Служат Нанде и Яшоде, а преданные в сакхья-расе –
Шридаме и Судаме; но, в конечном счете, весь мир служения во всем
Разнообразии его подчинен
Шримати Радхарани.
Высший смысл мантры гаятри –
Это служение Радхике (радха-дасьям).
И это конечная цель каждой души; в Шримад-Бхагаватам
Содержится суть всех Вед, Упанишад
И остальных писаний; таким образом,
В нем изложена
Наивысшая, полноценная богословская доктрина; идея Шримад-Бхагаватам
Представляет собой кульминацию
Богооткровенной истины, когда - либо явленной
Миру; она учит, что высшей формой самовыражения,
Самореализации является служение
Шримати Радхарани, то есть служить Кришне можно только
Под Ее руководством; для нас нет счастья большего,
Чем непосредственно служить Шри Радхике.
В чем же внутренний смысл слова «бхарго»?
Когда Радхарани
Себя распространяет вовне, это называется ваибхава.
Ваибхава означает «выйти наружу», или «распространить себя».
У одной и той же реалии есть две ипостаси – прабхава-
Внутреннее содержание и ваибхава-
Внешнее проявление.
Это две стороны одного явления.
Суть сварупа- шакти –
Это Шримати Радхарани.
Сварупа-шакти,
Как таковая (энергия служения) – это внешнее проявление (ваибхавы)
Шримати Радхарани
И в то же время
Это обитель Шри Радхики, царство прекрасного и вечного служения.
Как световые лучи есть продолжение
Солнца, так вся внутренняя энергия есть продолжение
Махабхавы,
Шримати Радхарани.
Радхика проявляет Себя в бесконечном разнообразии,
Как прекрасная внутренняя энергия, и тем самым
Служит Господу своему; она сама создает атрибуты, которые Ей нужны
Для служения Кришне; Радхарани
Или Махабхава –
Это вся внутренняя энергия в сжатой форме; когда Радхарани желает служить,
Она распространяет
Себя в бесконечном разнообразии.
Чтобы помочь Ей в служении Шри Кришне, при посредничестве Йоги-майи
И Баладевы,
Разворачивается целый
Духовный мир,в том числе Вриндаван, Матхура
И Вайкунтха.
Радха –дасьям – служение Шримати Радхарани-
Такой сокровенный смысл я вывел из мантры гаятри,
И попытался показать его в санскритском стихе.
Гаура хари бол!

Подс. лит-ра Шри Шридхар Махарадж


Рецензии