Чистая преданность

Кришна говорит: «Кто поклоняется Мне
Одному и служит Мне
С преданностью, не оскверненной кармой
И гьяной,
Должен считаться святым, даже если  он совершает
Отвратительные поступки, поскольку все деяния
Его ради Меня; он ананйа- бхак,
Его преданность непоколебима».
Кришна говорит: «Чтобы такой человек ни делал,
Если это посвящено Мне, его следует считать Моим преданным.
Все, что он делает,
Абсолютно правильно; очень скоро он станет
Праведником, дхарматма,
Человеком, который добросовестно исполняет свой долг.
«Безраздельно предан» будет означать, что это тот,
Кто отказался
От всех идей религиозных, и Мне одному предался».
Это и есть безраздельная преданность; но тот,
Кто Кришне предан целиком,
Уже дхарматма, праведник, и он
Обрел вечный покой.
 «Смело заявляй, что преданный Мой
Никогда не погибнет»; Кришна говорит, что после того,
Как преданный стал ананайа- бхак, то есть отказался
От всех обязанностей и Ему предался,
Он скоро праведником станет,
Человеком религиозного долга; слова «он скоро праведником станет»
Относятся не к преданному самому,
А к тому,
Кто считает этого преданного безгрешным во всех обстоятельствах; тот,
Кто видит в преданном садху, святого, даже если тот
Совершает предосудительный поступок, скоро сам дхарматмой,
Праведником станет.
Я тоже полагаю,
Что преданный ананйа-бхак уже дхарматма.
Ему не нужно праведником становиться.
Говорит Кришна,
Что тот, кто безраздельно предан Ему,
Должен считаться садху,
Благочестивым; и человек, который это принимает, кто признает,
Что тот, кто посвятил себя Кришне целиком,
Безгрешен, что бы ни делал он,- тогда тот человек
Скоро сам праведником станет.
Кришна говорит, что чистого преданного почитая,
Душа очень скоро займет
Естественное положение свое
И обретет мир вечный ; «Поэтому я прошу тебя,
Сын Кунти, всем и каждому объяви: тот,
Кто предан только Мне, никогда не падет.
А ты благо обретешь
Как всякий, кто правильную жизнь ведет».
Кришна не случайно просит Арджуну открыто говорить всем и каждому,
Что преданный Его никогда
Не падет жертвой греха.
Это делает Он для блага
Арджуны; тот, кто заявляет,
Что чистый преданный Кришны, что бы он ни делал, остается святым,
Сам скоро праведником станет; если Арджуна будет об этом говорить,
Он станет дхарматмой, получит благо.
Поэтому Кришна
Просит Арджуну: возьми на себя смелость и объяви
Об этом открыто; тогда ты получишь благо, о котором Я говорю; хотя
Арджуна сам вечный спутник Кришны, паршада,
Он уже праведник, но Кришна говорит ему в назидание нам:
Объявляйте всем, что преданный Мой
Никогда не падет.
В данном случае Арджуна играет роль
Несведущего человека, который задает
Наставнику вопросы; скрытый смысл Гиты не должен быть доступен всем.
Это сокровенное знание; пусть на вид человек-
Последний грешник, но если он-
Ананйа- бхак- предавшаяся душа, следует считать его
Самым добродетельным; мой духовный брат опасался,
Что когда я дам такое толкование,
Любой заявит, что он преданный ананйа-бхак,
И будет как ни в чем не бывало
Предаваться пороку; лучше не раскрывать тайного смысла этих слов.
Несмотря на доводы его,
Я опубликовал свои комментарии, поскольку считаю:
То, что скрыто в этих стихах, чрезвычайно важно.
Кто предался Кришне, тот принадлежит Ему; Кришна вправе
Поступать так, как Он желает.
При этом Он непогрешим; и того, кто принадлежит Ему,
Грех не затрагивает тоже; Тот, кого Кришна вдохновляет
Поступать так и ли иначе, не должен считаться грешником; если эта душа
Действительно предалась Ему,
Может действительно наслаждаться она
Чем угодно во имя Кришны; она-
Собственность Его.
В ее распоряжении все,
Что принадлежит Кришне; мне возражали,
Что такое толкование
Слишком смелое; прочтя его,
Обычные люди под видом преданного служения,
Будут говорить ужасные вещи,
При этом называя себя вайшнавами.
Они объявят
Себя ачйута-татрами, принадлежащими Кришне, и владеющие правом
Распоряжаться собственностью Его и наслаждаться.
Справедливый вопрос- как распознать анайа-бхак- бхакти,
Беспредельную преданность? Это не очень просто; объявить
Себя чистым преданным- не значит быть им.
Настоящий преданный никогда не считает себя таковым.
Он убежден,
Что до преданности ему далеко.
Чистая преданность не дешевая вещь; истинный преданный полагает,
Что не может быть  ананйа-бхак-бхактой-
Это настолько трудно,
Что ему никогда не достичь этого уровня.
Он думает,
Что движется в противоположном направлении.
Таково мироощущение
У чистого преданного.
Что говорить о преданных
Низшего ранга,
Если сама Шримати Радхарани
Признается: «Люди полагают, что мы
С Кришной близки,
Что между мной и Кришной есть интимные отношения; но это неправда; наоборот,
Я скорблю о том, что не могу отдать Кришне сердце все свое.
Как бы мне хотелось полностью принадлежать Ему! Все считают, что я
Целиком отдала себя Кришне, но это не так.
Я не против Ему принадлежать,
И даже иметь с Ним порочную связь,
Беда в том, что Я не могу»; так мыслит о себе преданный настоящий,
Который Кришне целиком отдался.
Настоящий преданный не чувствует преданным себя; в действительности, кто
К Кришне привязался, тот
Не испытывает вкуса ко всему остальному, поэтому не может он
Быть дурачана, то есть человеком, склонным
К отвратительным поступкам всевозможным.
Внутренне он постоянно
С Кришной связан,
А внешне безучастен ко всему; и то, что делает он,
Совершается не им; личность, находящаяся
На таком уровне реальности,
Может в одно мгновение
Уничтожить тысячи вселенных,
При этом действий никаких не совершая; она
Действует на высшем уровне бытия –
Ниргуна; эту душу нельзя судить с точки зрения добра и зла
Этого мира, потому что здесь не живет она.
Все, что связано с Кришной- благо, и оно
Находится в мире ниргуна, который сверхсубъективен и лишен
Качеств материальных.
В мире материальном
Относительна
Любая истина.
То, что истина для вас,
Не истина для меня.
Здесь делим мы все
На чужое и свое.
Если преданный украдет у вас цветок,
Чтобы Кришне предложить,
Возмутитесь вы.
Но с чего вы взяли, что это ваш цветок?
 «Мое» и «твое» - это разное восприятие
Ложной реальности.
И то, и другое- относительно, поэтому ценности не имеет; крестьянин,
Получивший в распоряжение земельный участок,
Непременно объявит себя собственником ее; но землевладелец,
Которому принадлежат эти земли,
Возразит, что, на самом деле,
Он здесь хозяин, и лишь временно
Разрешил крестьянину пользоваться этой землей.
Но над землевладельцем стоит царь, который правит всей страной,
И распоряжается землями всеми.
Так что право землевладельца на землю
Тоже относительно.
Таким образом, разные относительные истины
В противоречие вступают между собой.
Вся мораль этого мира основана на понятиях «мое» и «твое».
Идея обладания чем-либо ложно; эти относительные «мое» и «твое»
Постоянно сталкиваются друг с другом, но все они-
Иллюзия, поскольку не имеют отношения
К Абсолютной Истине; неблаговидный, на первый взгляд, поступок преданного,
В действительности, высоконравственным может быть.
 «В материальном мире понятия добра и зла,
Правды, лжи -вымышлены; поэтому говорить так:
«Это хорошо, а это плохо»- большая ошибка; в глубинных слоях реальности,
Где вечно распространяется
Волна сознания Кришны, танцуют бесчисленные души; и это  абсолютный танец,
В котором каждая душа предается Кришне как во Вриндаване.
Все принадлежит Кришне, и ради удовлетворения Его
Можно делать все,
Что угодно; это единственное, чем руководствуется преданный в поступках своих.
Ему нет дела до норм моральных
И правил ложной реальности.
Высшая реальность – ниргуна; на той стороне бытия
Нельзя рассчитывать на собственность; в сознании Кришны никогда
Не может быть претензий на обладание чем- либо.
В Бхагават – Гите
Кришна говорит: «Важно не то, как поступает человек этот,
А чем он руководствуется при этом».
Нужно видеть
Не только поступок, но и его мотив; человека
Обвиняют не за действие,
Карму, а за  мотив; прежде чем кого-то осуждать,
Нужно смотреть всегда
Не на поступок, а на его внутренний мотив; если правила
И нормы мира материального
В противоречие с законами высшего порядка вступают,
Через первые нужно переступить; с точки зрения законов материальных
Может казаться, что преданный преступление совершает,
Но Кришна говорит : «Если ты почитаешь
Преступника такого,
Ты совершенствуешься духовно».
Кришна говорит: «Через писание
Я устанавливаю законы; но если кто-то нарушает
Их ради Меня,
Он лучший преданный тогда».
Порой, чтобы доказать
Верность царю, поданному приходится нарушать
Его же указы; Бог выше законов любых; рассматривая
Природу Абсолюта, учитывать надо,
Что Кришна стоит над ними: они существуют для нас,
Он их создал
И вправе Он не подчиняться им.
Он- Абсолют; тому, кто на самом деле соприкоснулся с Ним,
Приходится пренебрегать законами, предназначенными
Для обычных людей; естественно, это не значит,
Что преданные, под видом служения, начнут  нарушать
Эти законы, просто потому что Кришна
Всего превыше.
Он создал все законы, и потому может их нарушать.
Особенно дороги Ему те, кто ради Него готов
Переступить любой закон,
И не боится
Отвечать за свои поступки; во Вриндаване любые личные интересы
Принесены в жертву
Кришне; такова природа враджа-лилы.
Там душа являет высшую форму самопожертвования.
В жертвенный
Огонь летят все собственные интересы и эгоистические желания.
Можно родиться во Вриндаване,
Лишь достигнув такой стадии
Самопожертвования, не раньше.
Поэтому Кришна заканчивает Гиту словами :
 «Откажись от всего будущего, рискни всем,
Что у тебя есть.
Я хочу быть для тебя всем.
Я не потерплю,
Чтобы в сердце твоем был кто-то, кроме Меня; Я не хочу,
Чтобы между нами были
Твои личные интересы; Я не желаю, чтобы наши отношения были
Чем-то обусловлены; Я не хочу ни с кем
И ни с чем
Делить сердце преданного Моего.
Ты должен принадлежать Мне целиком
Пожертвуй всем, что сейчас тебе кажется важным,
Надеждами на будущее и личной выгодой; тогда мы встретимся во Вриндаване».

Подс.лит-ра Шри Шридхар Махарадж " Cубъективная эволюция сознания"


Рецензии