Тезис, антитезис и синтез
Что Бог присутствует во всем.
Но в отличие от пантеизма утверждает она, что Бог-
Независимый субъект, стоящий над и вне сущего всего.
Гегель также считается родоначальником
Философии перфекционализма; он утверждает,
Что Абсолют по своей природе
Свободен и одновременно обусловлен.
Истина динамична; и развивается она
Через тезис, антитезис и синтез; это можно назвать
Эволюцией истины; Согласно Гегелю,
Абсолют существует Сам по Себе и для Себя; Гегель
Известен еще одним
Высказыванием своим,
Которое с немецкого можно перевести
Как «умереть, чтобы жить».
Это необычайно ценное высказывание
Для тех, кто стремится к познанию
Бога; каждый,
Кто войти желает
В более высокую сферу бытия,
Должен умереть для этого мира; нынешнее «я»
Должно погибнуть; тогда
На его месте родится новое внутреннее, более тонкое «я».
Это замечательное учение возникло
В уме западного мыслителя.
Идея «умереть, чтобы жить» является составной частью
Вайшнавизма; Гегель говорит также:
«Абсолют Сам по Себе и для Себя»; «для Себя» означает,
Что Абсолютная Истина – Высший Наслаждающийся.
Кришна говорит: «Я – один наслаждающийся».
Если есть объект наслаждения, то тот,
Кто наслаждается им, занимает высокое положение, а тот,
Кем наслаждаются, занимает более низкое положение, чем тот,
Кто наслаждается; все
Предназначено для наслаждения Его.
Он- Всевышний; Он- Сам по Себе; это будет означать, что Абсолют – выше всего,
И все предназначено для удовлетворения Его.
Это непреложная истина; кроме того,
Бытие Бога субъективно; Он - высший субъект.
Объект не может существовать без субъекта; предмет
Не существует без мыслящего наблюдателя; если есть предмет,
Значит, есть тот, кто мыслит об этом предмете; например, камень:
При внимательном рассмотрении обнаруживается, что он имеет
Цвет определенный, твердость и так далее.
Но эти качества – лишь идеи
Внутри нас, существуют они
На уровне мысли; что такое цвет? Это понятие
В нашем сознании.
Отсюда сделать вывод мы должны:
Что любой существующий предмет предполагает
Наличие субъекта, сознания.
Это ключевой философский момент.
Объект не существует без субъекта.
И субъект не существует без объекта.
Есть мыслящий
И мысль; если есть мыслящий,
Значит, он о чем-то мыслит, следовательно, есть объект
Его мысли; а если есть объект,
Его качества
Отражаются
В сознании субъекта.
Без этого невозможно бытие; выдающиеся идеи Гегеля оказали
Существенное влияние
На ход философской мысли.
Человек западной культуры, он оказался очень близок
Восточным учениям; во многом
Его мысль перекликается с теорией
Рамануджи; Запад подарил
Миру и мыслителей многих других:
Локк, Милль,
Субъективист Беркли, Джонсон, Кант.
Отцом современной философии считается Декарт.
Он говорил: «Я мыслю, следовательно, существую»; Китай-
Родина Конфуция; до буддизма исповедовали там
Конфуцианство; а на Западе господствовали идеи
Сократа, Платона, и Аристотеля; концепция параллелей,
Выдвинутая Платоном, до известной степени,
Принимается в вайшнавизме; согласно Платону, воспринимаемые
Нами предметы- отражение идей; так он
Сформулировал мысль о том,
Что воспринимаемые
Нами образы есть отражение образов духовного мира; это стало
Теорией параллелей.
Вопрос: Не могли бы вы подробно объяснить параллели между философией Гегеля и сознанием Кришны?
Ответ: По мысли Гегеля истина
Развивается динамично: через тезис, антитезис и синтез; движение истины
Не прямолинейно; в философии сознания Кришны есть понятие виласа.
Оно означает «двигаться играючи».
Если хотите, считайте,
Что Абсолют играет.
Другими словами,
Движения Его очеркивают произвольную линию; как извилисты
Движения змеи, так извилисты
И непрямолинейны деяния
Абсолюта; Гегель тоже считает,
Что истина развивается зизгагообразно:
Через тезис, антитезис и синтез; сначала
Идет тезис, затем его противоположность, затем объединяются
Они- происходит синтез.
Ии это становится новым тезисом; потом антитезис опять,
И более высокая гармония в синтезе.
Истина динамична, развивается она.
Гегель говорит об эволюции истины; пожалуй,
Среди всех философов западных, он выделяется
Особенной глубиной мысли.
На самом деле, немецкая школа знаменита
Многими выдающимися мыслителями,
Например, Макс Мюллер; немцы настолько уважали
И любили индийскую культуру, что в Германии
Вы можете обнаружить некоторые древнеиндийские тексты,
Которые утеряны
В Индии самой; Индия никогда не была
Немецкой колонией, но немцы всегда
Проявляли интерес к ее культурному наследию; несмотря
На войну, в Германии бережно сохранили многие
Уникальные тексты, которые
В Индии безвозвратно потеряны.
Вопрос: Относительно философии Беркли. Он говорит: мир в уме. Очевидно, Беркли склонен отрицать существование мира. Он возражает против любой реальности.
Ответ: Гегель придавал идеям Беркли
Больше здравого смысла; допустим, я считаю
Что у меня в кармане
Сто долларов; согласно Беркли,
Так оно и есть; но если я
Залезу в карман,
Я их не найду; Гегель предположил,
Что существуют они
Где-то во Вселенском Разуме.
Студент: Значит, они где-то есть?
Ответ: Да, волна, исходящая от объекта,
Движется постепенно.
С этой точки зрения,
Я говорил о событиях, описанных в книге
Бхактивинода Тхакура «Джайва Дхарма»; на первый взгляд,
Герои этой книги,
Ведущие беседу о духовной жизни, вымышлены; они там говорят
О темах духовных.
Но то, что происходит
В сознании Бхактивинода Тхакура- события, описанные в этой книге,-
Не вымысел, а когда-то это реально происходило, и когда-нибудь снова
Будет происходить; и, безусловно,
То, что Бхактивинод Тхакур увидел в сознании своем-
События прошлого или будущего; я приведу пример такой :
Волна моей речи распространяется со скоростью определенной,
Значит, в будущем меня можно
Будет услышать в каком-то месте другом.
То же самое и со светом произойдет.
Значит, волны санкиртаны, Божественного воспевания,
И проповеди Шри Чайтаньи распространяются
И по сей день; следовательно, сейчас
Где-то во Вселенной они еще звучат.
Свет распространяется со скоростью
Одной и той же.
Сейчас я говорю, и звуки моей речи
Путешествуют
Во времени и пространстве.
Образы, передаваемые
Волнами света,
Тоже путешествуют.
Звуки и образы
Второй мировой войны, как радиоволны,
До сих пор летят в пространстве
И где-то вибрируют с определенной частотой; когда- то
Они были здесь, сейчас где-то еще; они заполняют
Собой определенный пласт реальности
Во времени и пространстве.
Если опустить цветок в воду Ганги,
Течение унесет его прочь, если течение обогнать,
То где-то далеко впереди можно цветок догнать.
Скорость света равна 300000 километров в секунду, и если мы ее превысим,
То сумеем обогнать события,
Распространяемые световыми волнами.
В принципе это возможно.
Так что образы,
Существующие в воображении
Существуют и в реальности,
Либо в прошлом, либо в будущем; они существуют даже в настоящем,
Но в другой точке пространстве.
Говорится,
Что игры Кришны
Переходят из одной вселенной в другую, тому подобно,
Как перемещается Солнце
По часовым поясам; сейчас мы наблюдаем восход,
А для кого-то наступит он
Через пять минут; и, образом таким,
Солнце все время восходит, и если двигаться со скоростью его,
Можно непрерывно встречать восход.
Мы понимать должны,
Что события и образы, возникшие в сознании
Бхактивинода Тхакура – то, что вымыслом кажется,
Несомненно существуют на одном из уровней реальностей,
В прошлом или будущем; они реальны.
Не выдумал он ничего.
Реально все.
То, что я вижу во сне – иллюзия; но когда-то в прошлой жизни
Наяву я это видел.
Я видел эти образы на самом деле, и сейчас они возвращаются ко мне
Во сне.
То, что кажется нам вымышленным и эфемерным,
Во Вселенском Разуме имеет
Вполне конкретную форму; и то, что существует в сфере воображения,
Обнаружится непременно
Где-то в мироздании.
Вопрос: Допустим, в каком-то смысле, все находится в уме моем.
Но если я чувствую жару и обнаруживаю, что и другим жарко тоже, я заключаю, что вокруг действительно жарко; хотя с точки зрения Беркли, это лишь в моем уме.
Ответ: Нужно понять
Одну непреложную истину: то, что жара для нас,
Для организма другого-
Холод.
Это вопрос степени восприятия; жара и холод-
Понятия относительные; они зависят
От выносливости организма.
То, что холодно для одного, жара- для другого.
И, безусловно,
У каждого
Своя реальность:
То, что холодно для меня,
Тепло для тебя.
У человека реальность одна,
У насекомых, растений и организмов других-
Другая реальность.
То, что для людей темнота, свет для совы.
Творение необычайно разнообразно.
Наше восприятие мира ограничено весьма:
Оно зависит от ушей и глаз.
Тот, у кого органы чувств отличаются от наших,
Мир по-другому воспринимают.
Не все из того, что слышат другие, слышим и мы.
Ухо человека не воспринимает ультра и инфразвуки; мы
Различаем звуки в очень небольшом диапазоне; наше зрение-
Тоже ограничено, без всякого сомнения.
Мы не видим инфракрасные и ультрафиолетовые лучи.
Наше осязание
Также крайне слаборазвито.
Следовательно, одновременно существуют огромное количество реальностей.
Реальность каждого живого существа
Обусловлена его чувственным восприятием всегда.
То, что холодное для меня,
Горячее- для других; такие понятия,
Как «холодное», «горячее»
Зависят от субъективного восприятия
Индивидуума; итак, у каждого –
Своя реальность.
Следовательно, мир, существующий в моем уме – не воображаемый,
А реальный.
То, что воображаемо
Для меня, для другого- реальность.
Если смотреть на солнце из точек разных,
То одновременно можно видеть восход и закат; в едином мироздании
В одно и то же время существуют бесчисленные субъективные миры -
Миры
Чувственного опыта; если Всевышнему будет угодно,
Вы обожжетесь о то, что сейчас вам кажется холодным.
По Его воле все возможно.
Все зависит от Него.
Он – первопричина; то,
Что сейчас для вас холодное невыносимо, через мгновение станет
Невыносимо горячим,
Если на то будет воля Его.
Все подвластно Его воле,
Которая в этот мир нисходит
Либо как некий общий закон, либо каким-то способом иным,
Как заблагорассудится Ему; и как бы
Воля Его не проявлялась,
В любом случае она за всеми событиями стоит.
Он - над законом, и если это понять,
Становится все на свои места.
Он- гипнотизер великий; все происходит так,
Как угодно Абсолюту; все подчиняется замыслу Его,
И предначертано Им все.
Все во власти Его.
Абсолют Сам по Себе и для Себя.
Ему одному известна цель бытия.
Ему и никому другому; лишь Ему ведомы Его пути-
Ему одному, а мы
Можем знать
Что-то лишь в той степени, в какой Он Сам
Пожелает того; и даже это Он может отнять, если захочет.
Он абсолютно свободен.
Он - абсолютный самодержец; Его покорить можно только любовью.
Неисповедимы пути Его, бессильно знание здесь; познать можно
Лишь то, что подчиняется строгим законам,
И имеет определенную природу.
Но власть Абсолюта ничем не ограничена; Он может
В мгновение любое изменить все законы природы.
Разве можно бесконечное познать? В попытках
Постичь Абсолютную Истину
Весь предыдущий опыт превращается в ничто, становится бесполезным.
Каждое мгновение
Абсолют показывать будет новые краски и грани реальности.
Никакое знание
Не прояснит Истину о Боге; знание-
Звук пустой, если о Безграничном речь идет.
Абсолют в каждую секунду движется в новом направлении.
На основе чего тогда строить исследования?
Он каждое мгновение другой –
Такой, как пожелает Он.
Сердце Его можно только преданностью
Покорить; только преданностью
Можно доставить удовольствие Ему; и если Он соблаговолит,
То Он Себя раскроет.
Он разрешит Себя познать, и явит
Некоторые свойства личности Своей – но лишь в степени той, в какой пожелает.
Тот, кто выдумал всю реальность,
Абсолютной властью обладает.
Вдумайтесь в эти слова: тот, кто вселенную замыслил,
Стоит над ее законами, Он их превыше.
И на Него не распространяются правила никакие; природу Его не определить.
Каждое следующее мгновение Абсолют может быть
Совершенно другим – таким,
Как пожелает; чего бы ни захотел Он-
Сбывается все.
Вопрос: Бертран Рассел говорит, что, если существует Бог, Он не добр. Сам Бог не подчиняется законам, но если мы нарушаем Его законы, то вынуждены страдать. Будь Он добр, он создал бы тогда все души этого мира свободными от законов.
Ответ: Если господин Рассел это утверждает,
Значит он хочет стать богом богов; он не понимает,
Что Абсолютная Истина не познана и не познаваема она.
Разве можно Бесконечное познать?
Ничем не ограничивается Его власть.
Господин Рассел собрался подчинить
Абсолютную Истину своему извращенному микроскопическому опыту! Человеческий опыт
Ничтожен; и в эти рамки пытаемся втиснуть мы
Безграничное целое; что может глупее быть?
Слова его – следствие накоплений ложных знаний.
Сначала
Он ограниченным рассудком пытается измерить
Безграничное целое,
А потом судит Его.
На чем строятся обвинения Его?
Чтобы обвинять, нужны основания.
А на чем основываются знание
О Бесконечном? Увидев, как мать наказывает ребенка, и не зная
О мотивах поступка ее, вы можете заключить, что жестокая женщина она.
Тем не менее, она любит свое дитя,
И печется о будущем его.
Если рассматривать поведение ее
Только с этой стороны,
То сцену насилия увидим в этом мы.
Но нужно понимать, что движет женщиной этой; прежде чем судить,
Или кого-то обвинять,
Надо иметь ввиду всегда,
Что у каждого события есть причина в прошлом,
И следствие в будущем.
Пусть господин Рассел задумается,
Насколько он ничтожен
По отношению к Бесконечному.
Что ему известно об Абсолюте Бесконечном?
По сути, ничего; нельзя
О безграничном судить нам,
На ограниченный опыт опираясь.
Для человека, стремящегося к познанию
Истины, это безрассудство и равносильно
Самоубийству.
Вопрос: Согласно ведическому учению о миропорядке, душа изначально занимает пограничное положение. Находясь в пограничной сфере(татастха) знает ли она о существовании высшего и низшего миров, ведомо ли ей о страданиях в мире материи и служении Богу в духовном мире?
Ответ: Душа «прижиться» способна в любом
Из этих миров.
Термин «пограничная» означает, что может приспособиться она
Как к духовному, так и к материальному
Существованию,
Не вовлекаясь в дела,
И не испытывая воздействия ни того, и ни другого.
Пограничная душа (татастха джива) потенциально способна
Адаптироваться к любому
Из этих миров; пребывает она
На границе между духовным и материальным; строго говоря,
Термин «пограничный» означает, что живому существу возможность дана
Разобраться, где лучше ему; может отправиться душа
Как в мир духовный, так и в мир материальный.
Возможность приспособиться к любому из них, заложена в ней изначально,
Наряду с возможностью выбора; поскольку душа сознанием обладает,
Ей дана свобода воли.
Понятие «сознание» неотделимо от понятия «свобода»,
И наоборот; атом сознания свободой наделен,
Без нее в материю превращается он.
Вопрос: У души есть свобода, но знает ли она о разных уровнях реальности?
Ответ: Из-за того, что душа очень мала,
Ее свобода ограничена всегда.
Располагаясь на границе двух миров, душа
Занимает весьма неустойчивое положение; «свобода»
Не значит «абсолютная свобода».
Крошечная, по существу, душа, не обладает свободой полной,
И потому не застрахована она от ошибок всевозможных.
У ничтожно малой души
Неограниченной свободы не может быть.
Совершенная свобода – привилегия
Существа Совершенного.
Ничтожно малой душе
Предоставлена ничтожно малая свобода; таков удел
Атомов сознания; балансируют они всегда
Между духовной и материальной сферами бытия.
И могут сделать правильный или неправильный выбор.
Такова природа тех, кто находится в зоне пограничной.
Если бы у души не было свободы выбирать место обитания, то вина
За ее беды тогда бы легла
На Бога; в случае данном ей не в чем Его обвинить.
Она сама виновата в несчастьях своих.
Судьба души в мире рабства сходна с судьбой наркомана.
Вначале
Им любопытство движет; но время проходит,
И он уже без наркотиков не может.
Наша привязанность
К иллюзорному восприятию реальности
(Майе) с наркозависимостью сходна; сначала
Любопытно нам бывает,
Что в материальном мире
Происходит; привыкнув
К наркотику реальности ложной,
Мы без него уже не можем.
Прежде чем увязнуть
В природе материальной,
Решили мы из любопытства познакомиться с иллюзией и с ней поиграть.
Чем дальше заходила дружба наша,
Тем больше она нас пожирала.
Так оказались мы в ее тисках; хотя
Поначалу зависимость уловима едва,
Как у человека, который
Наркотики лишь пробует.
Игры с майей начинаются со злоупотребления свободой воли,
И заканчиваются рабством; майя-
Это привычка к наркотику; там, где к эксплуатации есть тяга,-
Там майя.
Истина- по ту сторону эксплуатации; истина в том,
Чтобы посвятить себя Центру, Кришне целиком.
Вопрос: Если в пограничном (татастхе) положении у души есть выбор между реальностью и иллюзией, почему она не может отличить истинный путь от ложного пути?
Ответ: Нельзя сказать,
Что душа совсем не умеет отличать
Иллюзию от реальности; просто эта способность
Проявлена у нее в очень незначительной степени; и, безусловно,
Некоторые души избирают этот путь.
Одни идут
В сторону одну, а другие – в сторону другую; независима каждая душа.
Не все идут в одном и том же направлении.
Иначе это было бы принуждением.
Никто никого не неволит; каждый выбирает за себя.
Одни идут туда, другие сюда.
Вопрос: может ли душа получить знание извне?
Другими словами, может ли она, находясь на границе двух миров, ожидать
помощи со стороны?
Ответ: На какой бы стадии бытия не находилась бы душа,
Всегда на помощь может рассчитывать она.
Но тому, кто оказался
В царстве духовного однообразия
На границе между духом и материей, помогут только посланцы свыше.
Святой обычный
Не в состоянии распознать
Пороки и добродетели не определившейся души; эта задача –
Под силу только личностям более высокого порядка.
Необходимо понимать:
Что той душе, которая еще не определилась,
Поможет либо Сам Господь, либо необычайно возвышенная личность,
Уполномоченная Им; предположим,
Что у вас родился ребенок; лечить новорожденного
Может только очень квалифицированный врач, но когда
Ребенок подрастет и научится говорить, он сам
Может объяснить, что беспокоит его; тогда
Ему поможет обычный доктор; святым обычным
Не все под силу.
Они ведут лишь до определенного уровня; но Господь
И приближенные Его,
Святые, которых Он наделил высшей властью,
Помогут на любой стадии
Духовного развития.
Подс.лит-ра Шри Шридхар Махарадж " Cубъективная эволюция сознания"
Свидетельство о публикации №123111401185