Сознание и эволюция

Пракрити, материальная природа, не порождает сознание,
Как это утверждает Дарвин
В своей теории эволюции; идея и материя существуют в сознании.
В материальном мире душа не совершает
Никаких движений; на этом уровне бытия,
Куда попадает душа,  чтобы наслаждаться, пассивна и безучастна она.
Это одна из истин фундаментальных; душа никогда
Не будет чувствовать естественно себя на негативной стороне бытия,
Ее родной дом на противоположной стороне, в позитивном мире.
Погрузившись
В материальное существование,
Душа оказывается
Парализованной, а  материальная энергия, пракрити, тело
Действует само по себе; отношения души и тела
Напоминают отношения несовершеннолетнего наследника и вороватых опекунов.
Бывает,
Что наследником большого богатства
Оказывается несовершеннолетний, и опекуны,
Пользуясь неопытностью его,
Обворовывают его,
И сами наслаждаются жизнью; в положении ограбленного наследника оказывается
И обусловленная душа (баддха-джива); ей самой не справиться
С вероломными жуликами, которые в данном случае олицетворяют
Пять чувств; ей необходима помощь «старшей» души.
При ее поддержке она сможет усмирить
Своевольных управляющих и свободно распоряжаться наследством своим.
Душа беспомощна, как несовершеннолетний наследник,
В то время
Как чувства-узурпаторы
На правах хозяев пользуются ее богатством.
Она пассивна и одинока.
Внешние оболочки
Души – тело, ум, интеллект и ложное эго, - все они
Действуют в собственных интересах своих.
При этом уверена она,
Что это – ее друзья.
Ей следует обратиться в душе старшей,
Которая непосредственно связана
Со Сверхдушой и Бхагаваном,
И которая объяснит ей, в чем истинное благо ее,
И где дом ее родной.
И это осознав,
Сможет подчинить себе ум и чувства душа,
И использовать их для служения Богу; поймет она,
Что принадлежит все Кришне, а не ей; Кришна говорит:
«Оставь обязанности все свои,
Иди ко Мне; чтобы тебя не связывало с  миром – хорошее или плохое - откажись,
И прямо ко Мне иди».
Это и есть сознание Кришны; Кришна говорит:
«Ты Мне принадлежишь.
Ты – собственность Моя.
Как в этом мире ты что-то собственной своей считаешь,
Так сам ты Мне принадлежишь.
Ты- Мой раб»; и это правда; тот,
Кто признает ее,
Обретает жизнь
В высшей сфере бытия; он ничего не теряет.
Он лишь оказывается
В естественном для себя положении.
И, без сомнения,
В нынешнем нездоровом состоянии душа полагает,
Что может владеть и повелевать всем, что ее окружает,
И в результате этого только страдает.
Для того, кто встал на путь преданного служения,
Такое мироощущение –
Злейший враг; служение Кришне, как таковое, бывает
Разных видов: шанта, дасйа, сакхйа,
Ватсалйа и мадхура; это служение
Может быть спонтанным и по расчету; таким образом, преданное служение Развивается в определенной последовательности,
И высшей ступенью является уджвала раса,
Что означает
Предельную  степень чистоты, самое яркое, то,
Что все
Превосходит; в этой расе
Кришна наслаждается любовными играми, невзирая
На условности закона.
В них Он – любовник
С абсолютной властью.
Первые этапы преданности Рупа Госвами
Описывает в «Бхактирасамрита – синдху», начиная
С обычной религиозности благочестивой и заканчивая
Общими представлениями о шанта, дасья, санкхья, ватсалья, и мадхура-расе.
Но подробное описание мадхура-расы,
Высших отношений с Кришной,
Содержится именно в «Уджвала- ниламани»;  Ниламани- другое имя Кришны.
Оно означает: Кришна в зените великолепия- любящий и возлюбленный; даже

Величайшие знатоки писаний удивлялись,
Насколько тщательно Рупа Госвами
Анализировал природу Божественной любви.
Он систематизировал и описал до подробностей мельчайших все аспекты любви
К Богу; ученые мужи были ошеломлены
Этой книгой; в Бхагаватам дается такое предостережение:
«Вас ждет великое потрясение,
Если вы столкнетесь с этим уровнем бытия.
Ваша ученость только помехой будет выступать.
Таинственная субъективная реальность
Сокрыта даже от самых
Великих мыслителей и эрудитов; только предавшиеся души способны понять
И ощутить все тонкости преданного служения.
И, без сомнения,
Сторонние наблюдатели, которые изучают преданность,
Как объективные исследователи,
Не в состоянии проникнуть в мир,
Где всем правит любовь; это непросто субъективный мир,
А сверхсубъективный мир.
Он выше даже уровня души.
Прежде всего задаться вопросом мы должны:
Что такое душа,
И чем она(атма), отличается от ума
(Монах) и  интеллекта(боддхи)? Душа –
Вечно юная и бессмертная частица сознания,
Величина постоянная.
В Гите, и в Упанишадах говорится, что если ее увидеть, тогда
Жизнь полностью изменится вся.
Ты будешь потрясен
Невероятным богатством, которое сокрыто в тебе; в невежестве своем
Мы принимаем себя
За бренное тело и беспокойный ум.
Тогда как материальные чувства и ум-
Вероломные агрессоры, враги истинного «я».
«Я», душа не нуждается в материальных оболочках, чтобы жить,
Ей не нужны
Ни материальные чувства, ни ум, ни тело; и необходимости ей нет питаться
Пищей материальной.
Совершенно независима она.
«И я есть чудо это! Я – душа,
Благородная, чистая и прекрасная», - и когда
В сознании происходят такие перемены, душа
Естественным образом устремляется тогда
В высшую сферу реальности, в свой дом родной.
Мы не зависим от материи; мы созданы из сверхтонкого материала, сознания.
Существованию души ничто не угрожает –
Ни атомная бомба, ни мировая война,
Ни гром, ни молния, ни землетрясение.
Проблемы материального мира ограничиваются телом,
Которое представляет из себя
Чуждую конструкцию, жалкую имитацию истинного «я»,
Которое принадлежит к духовному уровню бытия,
Высшей сфере.
Если почувствовать это хоть на мгновение,
Если хоть мельком увидеть себя,
Как душу, не зависящую от мира материи, то сознание твое
Полностью перевернется; и только тогда можно говорить об успехе твоем
В духовной жизни; иначе духовный прогресс- несбыточная мечта.
К сожалению мы пытаемся рассудком все понять,
И считаем,
Что во всем разберемся сами.
Мы слышим о благе духовной жизни и думаем при  этом,
Что сможем чего-то постичь с помощью интеллекта.
Это маловероятно.
Путь ума – путь сомнений, колебаний; кто подняться
Сумел до уровня собственной души, тот отчетливо себя осознает,
И видит, кто он такой
На самом деле.
И все ложные идеи,
Которые удерживали его так долго в этом мире, рассеиваются тогда,
Словно сон; и когда
С иллюзиями покончено будет, у души возникнет желание начать
Новую жизнь; и перед ней откроются двери в высшую сферу бытия.
Душа близко; ее легко обнаружить методом
Исключения материальных элементов.
Этот способ изложен в Упанишадах
И в «Бхагават-гите»: «Сначала
Нужно понять, что органы чувств
Стоят выше объектов чувств.
Если живое существо
Лишить органов чувств, то для него
Мир опытного восприятия перестанет существовать.
Мы осознаем внешний мир лишь чувствам своим благодаря.
Без глаз, ушей, и чувств других
Мы от «реальности» отключены.
Над чувствами ум стоит.
Это некое начало
Внутри нас, которое принимает
И отвергает.
Ум делит мир на приятное,
Неприятное,
Друзей, врагов, свое и чужое; он порождает
Симпатию и антипатию.
Для того, чтобы понять,
Что такое ум, нужно заглянуть внутрь себя
И попытаться выявить некий элемент
От всего остального, который ищет друзей,
Избегает врагов; иногда он очевиден, а иногда  - нет.
Затем нужно определить, где он,
И из какого «материала» сделан; имея представление о том,
Что такое ум, можно приступить к анализу той части своего «я»,
Которую принято рассудком называть.
Он различает целесообразное
И нецелесообразное.
Когда ум требует чего-то, отвечает интеллект:
«Это тебе не нужно, это лучше не есть,
Это вредно для тебя».
С помощью самоанализа можно выработать в себе всегда
Такое сверхтонкое разумное начало,
Выполняющее роль цензора, определить,
Какое место оно занимает,
Из чего состоит,
И образом каким действует оно; следующий шаг приведет нас к душе.
Рассудок, интеллект –
Лишь инструмент,
Которым пользуемся мы;  следовательно, существует он благодаря душе.
Душе он нужен как средство для достижения цели; она побуждает
Ум желать, и она же посредством чувств вступает
Во взаимоотношения с окружающим миром; душа-
Искра сознания, она – истинное «я».
Где она?
Я хочу увидеть ее.
И если это произойдет,
Бренное все,
Что так дорого телу и уму, потеряет всякую ценность.
Тот, кто обнаруживает присутствие души,
Нечто подобное молнии испытывает тогда; мир
Преображается в одно мгновение.
Приходит озарение –
Материальная жизнь неестественна, чувства – это враги
В обличии друзей; если попытаться противостоять им,
Они предложат дружбу и будут внушать, что без них
Жизнь теряет смысл.
Нельзя нам поддаваться на эту дешевую уловку: тот, кто ощутил
Себя душой, обрел это удивительное понимание,
Тот переступает черту, за которой открывается безбрежный океан знания,
И оказывается на пороге
Субъективного мира; теперь соприкоснуться можно
С Божественной Реальностью самой.
С этой минуты существование твое
Обретает новый смысл, меняется направление поисков
Твоих и жизненные ценности; таким образом, самоанализ и поиск
Внутреннего «я»
Постепенно к преданности приведет тебя.
Душа оказывается у границ высшей сферы бытия.
Теперь остается лишь внутрь войти.
Но как это сделать? Мир духовный никогда не имел общего ничего
C миром эксплуатации; в «Потерянном Рае» Мильтона
Сатана говорит
Такие слова: «Лучше царствовать в аду, чем быть слугой на небесах»; - но тот,
Кто ощутил себя душой,
Иначе считает –
Лучше служить на небесах, чем в преисподней править.
Раб на небесах
Неизмеримо выше повелителя в аду; сила и власть
Имеют ценность лишь в мире смерти; но там,
Где все вечно и нетленно, никому не нужны они.
Все, из чего состоит
Высшая сфера бытия,
Вечно; духовная реальность
Не похожа на этот мир тревог и разочарований,
Где ни на что нельзя положиться, и где тебя
Повсюду ожидают предательство, обман.
Духовный мир вечен, обитатели его не нуждаются
Ни в пище, ни в отдыхе, ни в лекарствах.
Там нет нужды зарабатывать
На хлеб насущный; это не нужно в мире вечного и непреходящего.
То, что здесь кажется проблемой, не существует там.
Такова природа субъективной стороны бытия.
Когда душа вдруг осознает себя уроженцем высшего мира, тогда
Перед ней встает вопрос: «Что делать дальше? Как попасть
В высшую сферу?». Непросто это;  «нелегально» не проникнуть туда,
Нужно получить « визу».
Реальностью субъективной, высшей
Невозможно овладеть, напротив, нужно позволить ей использовать нас
По своему усмотрению; иначе говоря,
Нужно занять положение раба.
Тогда придет понимание.
Быть повелителем в бренном мире- страшное проклятие,
А быть рабом в мире совершенства – благословение; на пути к высшей сфере бытия
Помогут нам
Богооткровенные Писания, например, Шримад-Бхагаватам.
«Благодаря служению преданным и Шримад -Бхагаватам
Сердце наше
Почти полностью очищается от скверны; садху и шастра
Помогают укрепить сердце сознанием Кришны; убирают они
С нашего пути два препятствия основных –
Отречение и наслаждение,
Которые, без сомнения,
Сковывают душу в материальном мире, но когда
Покровы  сняты, из сердца вырывается тогда
Неиссякаемый поток сознания Кришны; сейчас наша душа
Спрятана под двумя
Оболочками: первая – карма, стремление к эксплуатации, дух наслаждения.
Вторая- гьяна, отречение,
Жажда знания, дающего освобождение.
Эти устремления
Не имеют общего ничего с сущностью
Подлинной нашей, и они как бы окутывают
Нас снаружи.
Но общению с преданными благодаря,
И Шримад- Бхагаватам
В духе служения, покровы спадают, из сердца вырывается неиссякаемый поток
Сознания Кришны.
Когда покровы спадают, мы обнаруживаем, что внутри нас течет
Нескончаемый поток бхакти, связывающий нас с Кришной.
Так мы обретаем
Абсолютно чистое и ничем не оскверненное ощущение; погрузившись
В этот непрерывный(ништха) поток, мы постепенно попадаем
На более высокие уровни позитивной реальности:
Асакти – непреодолимое влечение,
Бхава- духовные переживания,
И према- Божественная любовь; на каждом из этих уровней мы открываем
Для себя новые грани преданности; но мы
Быть готовы должны
К реальности позитивной; когда спадают
Внешние покровы, мы испытываем то, что в материальном мире называют Смертью,  - умираем, чтобы жить; умираем в мире низшем,
Чтобы родиться в мире высшем.
Так происходит постепенное погружение
Во внутреннюю позитивную сферу Реальности.

Вопрос: Почему скверна не полностью уходит?
Ответ: Это означает, что развитие происходит постепенно.
Сначала избавляемся от порока и достигаем
Стадии ништха; только тогда пелена иллюзии спадает,
И мы можем видеть окружающее в истинном свете.
Как перед восходом солнца – светило не взошло, не видно еще его,
Но тьма рассеялась уже, хотя и не взошло оно,
Но предметы уже отчетливо видны; любовь к Богу, бхакти развивается постепенно,
Но мир материальный,
Не сразу отпускает,
Это происходит постепенно. 
С помощью определенного метода- садханы.
Бхакти развивается
В зависимости от усилий преданного, его способностей и садханы.
Если тьма
Почти рассеялась, то это будет означать,
Что порочные, нездоровые
Потребительские наклонности –
Отвратительные желания - эксплуатировать мир окружающий –
Почти изжиты; так постепенно продвигаемся дальше.
Не думайте, что в одно мгновение
Стало ясным и чистым небо.
Скверна из сердца уходит постепенно,
По мере совершения
Бхаджаны, пропорционально усилиям преданного, его садханы.
Душа приближается к цели поэтапно.
Эти этапы
Описал Рупа Госвами:
«Вначале необходима вера; затем в нас просыпается интерес к общению
С чистыми преданными; потом мы принимаем посвящение
У духовного учителя, и под его руководством следуем неустанно
Регулирующим принципам; так мы освобождаемся
От дурных привычек и утверждаемся
В преданном служении.
Постепенно появляется вкус и непреодолимое влечение.
Это путь садхана-бхакти, преданного служения
В соответствии с регулирующими принципами, и тогда
Усиливаются наши духовные переживания, и, наконец, в нас
Просыпается Божественная любовь»; «ништха» означает «постоянная связь».
На этой стадии
Для души исчезает
Негативная материальная сторона бытия.
Дальнейший прогресс происходит на позитивной стороне – поднимаемся тогда
Мы по ступеням:
Асакти, бхавы и премы.
Према тоже делится на стадии : снеха, манна, рага,
Анурага, бхава, махабхава.
Махабхаву олицетворяет Радхарани.
В ней сосредоточена такая любовь к Господу,
Которую нигде ты больше не найдешь.
Эта любовь и называется махабхавой; итак, божественная любовь, бхакти,
Проходит разные этапы,
Чтобы высочайшего уровня достичь.
Ее необходимо в сердце пробудить.

Подс.лит-ра   Шри Шридхар Махарадж " Cубъективная эволюция сознания"


Рецензии