Творение
Творения пограничная энергия Господа в равновесии пребывала.
Все было во тьме, и невежеством окутано все было,
То есть не было
Признаков никаких,
Которые позволяли бы судить
О природе материи; у науки нет возможности никакой исследовать этот этап
Бытия; можно лишь предполагать,
Что описываемое состояние сходно с погруженностью в глубокий сон.
Это сравнение дает
Нам некоторое представление
О периоде этом.
Материя как бы пребывала в глубоком сне.
Но в то же время в недрах духовных сфер
Начинается движение; оттуда идет свет.
И видят его все те,
Кто зрением обладает.
Он существовал
И будет вечно существовать.
Просто в момент творения потенциально зрячие получают
Возможность его воспринимать- они видеть начинают.
Вслед за светом появляется вода; иными словами,
Первым делом освещается
Нечто вроде воды; этот свет первоначальный
Ассоциируется с личностью; свет – сознание означает,
А сознание на личность нам укажет.
Свет, личность сначала
Дает рождение зрячим – тем, кто может воспринимать материю, затем порождает
Некую объективную стихию наподобие воды; она
Известна нам
Как вираджа,
Причинная стихия, то, что на языке вайшнавов
Называется брахмалока – мир сознания- представляет
Собой свет, а причинная стихия вираджа –
Воду; итак, мир сознания –
Это свет,
А первая объективная реальность- вода.
Затем в причинных водах, которые являются «отражением»
Этого света, сеются семена сознания.; и хотя вода,
Как таковая, появляется гораздо позже, первичную материю
Сравнивают с водой, поскольку это подвижное начало,
Способное принимать в себя,
Служить вместилищем; вода
На санскрите означает апа,
То есть «нечто низшего порядка».
Так проходит низший этап творения.
Затем при соединении
Семян сознания и причинных вод появляется новая стихия, которая называется
Махат-таттва:
Энергия светосознания,
Смешанная с веществом материи; в результате
Такого смешения получается махат –таттва.
Это единая масса представляет собой общее эго-
Совокупную аханкару,
Махато-аханкара.
Махат- таттва- это неразделенное эго, общая аханкара.
В ходе дальнейшего развития эта единая стихия
Дробится на множество индивидуальных частичек.
Так появляютсяя индивидуальные эго.
По мере того, как под воздействием сознания
Объективная стихия меняется,
Она проявляет себя в пяти основных элементах, которые можно видеть, обонять,
Слышать, пробовать на вкус и осязать.
Пять фундаментальных стихий вместе и составляют
То, что мы материей называем.
Это пятиединое начало
Развивается в трех состояниях:
Саттва, раджа, тамах: благость, страсть, невежество; и, образом таким,
Эволюция будет происходить
От тонкого к грубому: эфир, звук, слух и ухо,
Воздух, вещество, прикосновение и кожа, огонь, цвет,
Зрение и глаз, вода, вкус, вкусовые ощущения и язык,
Земля, запах, обоняние и нос; и будем находить,
Что в общей сложности получается 24 элемента:
Эго(я), три тонких элемента
Пракрити, махат-таттва и аханкара), пять грубых элементов,
Пять чувств, пять объектов чувств и пять органов чувств.
Так тонкое трансформируется в грубое, сознание преобразуется в материю; а когда
По воле Высшей это ей снова суждено
Вернуться в небытие,
Этапы этой эволюции снова повторяются в обратном порядке; и тогда
Грубые элементы растворяются в тонких; материя постепенно переходит тогда
В более тонкие формы,
Пока, наконец, не достигает состояния пракрити, самой тонкой,
Первичной формы,
Напоминающей воду.
Тогда индивидуальная душа атма,
Сливается с брахманом,
Однообразной массы сознания.
В Гите Кришна так описывает разные состояния
Духовной энергии: «Есть два вида душ: одни совершенны,
Неизменны и непогрешимы, другие подвержены падению.
Последние обитают
В материальном мироздании,
Тогда как непогрешимые
Живут в духовном мире».
И говорит Он дальше: «Я же превосхожу и совершенные
И несовершенные
Виды энергии духовной – кшару
И акшару.
Я -Пурушоттама,
Васудева, Парам - Брахман,
Высшая Абсолютная Истина, и власть Моя
На все сущее распространяется всегда».
В имени Васудевы и Пурушоттамы заключено
Творение все-
Вся Вайкунтха и Голока; душа,
Попадающая в царство Васудевы, обнаруживает тогда,
Что и оно делится
На разные области – уровни реальности, в зависимости от взаимоотношений
С Абсолютом; оказывается она
Среди совершенных живых существ, посвятивших себя
Жизни в вечном мире; о духовном мире говоря,
Мы подразумеваем Вайкунтху; это мир
Сознательной, продуманной преданности; над ним
Расположен другой уровень субъективного бытия – мир
Безусловной преданности спонтанной –
Голока; там происходят вечные и разнообразные
Игры, и отношения с Абсолютом представлены
Во всей их полноте – шанта- пассивное служение,
Дасья – активное служение,
Санкхья – дружба, ватсалья – родительская привязанность, мадхурья –
Супружеские чувства.
Мадхурья, в очередь свою, подразделяется на свакийю-
Законные супружеские отношения, и перекийю-
Взаимоотношения любовников; и хотя это очень высокие материи,
О них следует иметь представление,
Поскольку с ними связаны наша цель и судьба; это нам открыли
Чайтанья Махапрабху, великие ачарии такие,
Как Бхактивинод Тхакур, и шастры- Бхагаватам и Чайтанья- чаритамрита.
То, что поведали они о Голоке нам,
Уготовано нам, и наше заветное желание – очутиться там.
Вкус к тому или иному виду преданного служения
Определяет направление,
В котором мы будем духовно развиваться.
А этот вкус будет формироваться
Благодаря слушанию – черпанию –
Из высшего источника; на определенном этапе душе предлагаются
Различные идея взаимоотношений с Абсолютом, различные модели реальности Трансцендентальной,
В дальнейшем поведение души определяется
Ее внутренними вкусами и симпатиями.
Вопрос: Какая роль в процессе творения отводится индивидуальным душам?
Ответ: Вначале
Создается общее, совокупное ложное эго (аханкара),
В Брахма- самхите описывается, как шамбу, душа, или луч сознания
В материальную энергию проникает.
Эти две фундаментальные энергии – сознание и материя (пракрити) относятся
К совершенно разным категориям.
Итак, совокупное сознание взаимодействует с однородной массой энергии.
В результате их соединения образуется эго.
Затем распадается оно на бесчисленное множество эго индивидуальных,
А совокупное сознание распределяется
Среди индивидуальных частиц сознания,
Которые погружены в материальную энергию.
Так индивидуальные обусловленные души оказываются постепенно
В мире материальном,
И запутываются в нем; в примитивном состоянии
Индивидуальные души собраны в единое целое
И составляют
Совокупное ложное эго (аханкару),
Которое называется махат-таттвой.
На следующем этапе
Эволюции делится оно на бесчисленные
Индивидуальные частички.
Как атом распадается на субатомные частички: электроны,
Протоны, нейтроны –
Так и совокупное эго дробится на эго индивидуальное,
Души (дживы); изначально они занимают
Пограничное, неопределенное положение ( татастха).
Из состоянии тонкой, единообразной
Пограничной) энергии, сознание
Постепенно переходит в новую форму, на уровень другой,
Где приобретает свойства, по которым можно определить его,
Как сознание.
Но это еще не индивидуальное, а совокупное сознание.
Его также всеобщим эго или махат-таттвой называют.
Потом распадается оно на бесчисленные
Индивидуальные духовные частицы.
Так образуется негативная сторона бытия,
Где царит эксплуатация всегда.
Затем появляются и другие элементы-стихии, чувтва, органы чувств
И объекты чувств.
Этот мир то возникает, то снова
В небытие уходит.
Вселенная пульсирует,
Как исполинское сердце; став единым целым, она снова
Распадается на множество-
Так бесконечно происходит эволюция
И антиэволюция
Материальной вселенной;
Единое целое
Превращается во множество, чтобы потом опять
Единым стать.
Вселенная пульсирует всегда.
Свойства малого объекта
Присущи свойствам большого объекта,
Ибо они оба
Относятся к одной категории; так,
Зная характеристики части, можно целое познать
В некоторой степени, но целому присущи и такие свойства,
Которых нет в частном; они относятся к другой категории,
И поэтому остаются за рамками познания; отсюда будет вытекать,
Что обитатели этого мира могут иметь лишь ограниченное представление
Обо всем мироздании; и, без сомнения,
Историю развития материального мира может описать лишь тот,
Кот находится за пределами его,
И наблюдает со стороны; Истина открывается живым существам
В той степени, в какой они могут ее воспринять
Согласно месту, времени и обстоятельствам; она
В степени той или иной открыта в Библии, Коране,
Ведах и в других Писаниях.
Разные люди обладают
Разным сознанием, поэтому Истина дается в том виде, в котором
Ее может усвоить
Конкретная группа людей; хотя
Богооткровенная Истина едина для всех, она
Принимает форму,
Наиболее подходящую для тех, кому предназначена она.
Представлена в различных версиях она,
Которые порой противоречивыми могут казаться.
В Шримад-Бхагаватам говорится так:
Чтобы вылечить больного, лекарство
Упрятать в конфету надо.
Так, ради блага
Невежественных людей совершенная Истина иногда
Преподносится в виде
Обычной религии,
Допускающей компромиссы с мировыми устремлениями.
Однако, откровения
Ведических Писаний признаются авторитетами, как самые древние
И глубокие; Истина, изложенная в Шримад-Бхагаватам
И Чайтаньей Махапрабху, дает нам
Полное представление о Боге; за пределами нашей
Сотворенной вселенной простирается
Бескрайний и вечно танцующий мир.
Сейчас в ловушке мы
Постоянно сжимающегося
И разжимающегося
Мира, тогда как в духовном царстве
Все пребывает в вечном блаженном танце.
Но даже та реальность
Делится на области разные –
Более высокого и более низкого порядка –
В зависимости от трансцендентального вкуса (раса)
И блаженства (ананда) –
Того, к чему стремится каждое
Индивидуальное сознание.
Вопрос: Игры Кришны вечны. Когда Он заканчивает их в одной вселенной, тут же начинает Он их в другой. Но когда наступает всеобщее разрушение, когда Вселенные все в небытие уходят, тогда как Кришна игры Свои продолжает?
Ответ: Когда махапралайя наступает-
Всеобщее уничтожение
Планет, звезд и вселенных,-
Тогда все мироздание
До нуля сжимается,
Практически перестает существовать; тогда
Останавливается всякое движение,
Все приходит в равновесие.
Но мир духовный
Живет жизнью своей; он не подвластен законам
Реальности низшей.
Играм Кришны
Ничто не может помешать, они в вечности происходят.
Вопрос: Но что происходит
С играми Кришны здесь, в материальном мире?
Ответ: Если плод
Падает на землю, погибает он,
Но дерево остается жить.
Так и материальный мир.
Когда-нибудь уйдет он
В небытие, но игры Кришны продолжаются вечно.
Вопрос: В чем разница
Между Голокой и Гокулой?,
Чем отличаются
Обители Кришны в духовном и материальном мирах?
Ответ: Гокула Вриндавана существует вечно, просто иногда
Отсутствуют те, кто может видеть ее; обитель Господа всегда
Существует в идеальном мире и простирается сюда.
А то, что видит душа,
Зависит от положения ее в мироздании.
Но Гокула никогда и никуда не исчезает.
Тот, у кого нет глаз,
Не может видеть внешних предметов, а тот, у кого
Нет рук, не может прикоснуться к ним; и точно так Гокула, она
Находится на таком сверхтонком уровне бытия,
Что не влияют на нее процессы, управляющие
Грубой энергией материальной.
Если погибнет Земля,
Не значит это, что тогда исчезнет солнечная система вся.
Она по-прежнему будет существовать во вселенной,
Но обитатели Земли больше не увидят ее.
Гокула существует на другом уровне реальности,
В сверхтонкой области бытия; ее не касается творение, эволюция и уничтожение.
Эта сверхтонкая энергия
По свойствам своим напоминает эфир.
При уничтожении Земли
Эфиру ничего не грозит; он существует как внутри,
Так и вне пределов Земли.
Его не затрагивают процессы, происходящие в грубой сфере бытия,
То же и к Гокуле относится; в Шримад –Бхагаватам
Говорится так:
«О Брахма, знай же: как элементы творения
Входят в космическое пространство и одновременно
Находятся вне его,
Так и Я, будучи вездесущим, нахожусь вне всего».
Кришна одновременно присутствует внутри,
И вне мироздания всего; Он говорит:
«Я повсюду и нигде, все покоится во Мне,
И во Мне
Нет ничего; Я незримо пронизываю всю вселенную; узнай же
Мое таинственное могущество - Мое непостижимое единство и разнообразие.
Поддерживаю Я
Каждую живую тварь,
И присутствую в каждой точке пространства,
Но ничем не связан Я,
Ибо Я
Источник творения»; необходимо понимать:
Причина и следствие
Относятся к категориям разным; причина порождает следствие,
Которое, в очередь свою, становится причиной для следствия другого.
И, безусловно,
Тело- следствие ума:
Когда оно отказывается работать,
Ум может
Оставаться ясным и активным; когда ум действовать перестает, душа
Продолжает существовать.
Следствие не влияет на причину.
В этом – разница меж ними.
Грубое не влияет на тонкое, а материя - на дух.
Подс.лит-ра Шри Шридхар Махарадж " Cубъективная эволюция сознания"
Свидетельство о публикации №123111401155