Стих восьмой

ЕДИНСТВО В ЛЮБВИ

«Пусть Кришна обнимет меня в любви, или пусть грубо попирает. Пусть, сокрывшись от меня, разобьет мое сердце.
Пусть этот проказник поступает, как Ему заблагорассудится, но Он всегда останется владыкой моей жизни».

Или, по-другому можно так сказать:

«Пусть Кришна в любви обнимет меня,
Или пусть грубо попирает меня,
Пусть, скрывшись от меня,
Сердце мое разобьет.
Пусть, как заблагорассудится Ему, проказник этот поступает со мной,
Но Он останется всегда
Владыкой моей жизни навсегда».

Комментарии:

Вот величайшее лекарство
Для преданных; неизмеримое измерить  мы собрались,
Поэтому и следовать принципу должны,
Изложенному в этом стихе; пытаясь
Соприкоснуться с бесконечным Господом любви и красоты,
О бесконечности Его забывать мы не должны.
У нас есть только Он,
Но множество преданных других есть у Него, и с ними связан Он
Различными взаимоотношениями; и может Он обнять с любовью,
Но мы должны и к противоположному быть готовы.
Мы можем простираться у стоп Его святых,
И в то же время можем видеть мы,
Что Он безжалостно нас попирает.
И можем мы с надеждой ухватиться за стопы Его Святые,
Но, тем не менее, увидеть,
Что нами Он пренебрегает, и внимания не обращает
На все усилия наши и любовь; и может Он обнять,
Но в то же время, должны готовы быть всегда,
Что крайне жестоко будет Он вести Себя,
И растоптать все наши подношения.
И надо быть готовым как к Его любви, так и к Его глубокому презрению.
Готовым надо быть
К обстоятельствам любым.
Он может безразличным быть по отношению к нам,
И не проявлять
Интереса никакого.
И безразличие такое
Даже более нестерпимо, чем получать
Наказание от Него; и когда
Наказывает Он нас, становится Он ближе к нам.
Преданный думает:  «Кришна игнорирует меня,
И пренебрегает мной настолько, что не хочет поддерживать со мной
Никаких отношений; разве Он
Не знает меня,
Разве я неведомый Ему чужак?
Мы можем наказание Его легко принять,
Но что по-настоящему мучительно для нас –
Так это безразличие Его; Кришна может обнять
Кого-то другого перед нашими глазами,
На нас внимания не обращая.
И этот жест Его предстанет
Для нас источником мучительных страданий.
Таков закон любви.
Не терпит безразличия любовь, придется столько нам перенести!
Но к этому готовы быть должны.
Необходимо понимать,
Что Кришна-према именно такой природой будет обладать,
Ибо Кришна- самодержец; Он есть любовь божественная такая,
Которая милость, а не справедливость означает.
В царстве любви не действуют законы никакие; избрали мы
Уделом высшим своим
Любовь божественную, поэтому должны
Готовыми быть мы
К тому, что обращаться будут с нами
Без всякой справедливости; божественная любовь не связана
Законом справедливости – свободная она,
И может действовать везде и всюду; ее природа такова.
И потому не можем прав мы предъявлять,
И требований никаких;- у нас нет прав.
Такова природа наивысшего, которое так трудно обрести.
Истинная любовь не признает законов никаких.
И мы готовыми быть к этому должны.
Истинная природа «Кришна-премы» - «умри, чтобы жить».
И если сможете принять все эти проявления
Божественной любви- и радостные, и мучительные, то, без сомнения,
Получаете вы доступ в сферу высочайшую тогда.
Необходимо понимать,
Что справедливость находится в рамках закона,
А милость выше закона.
Према, божественная любовь,
Тоже выше закона, но у нее
Есть собственный закон; преданный должен всегда
Надеждой жить на «воду дождевую»,
То есть на любовь к Кришне, отвергая любовь другую.
И должен он молиться так:
«Ты друг падших, поэтому у меня
Надежда есть, Ты можешь милость Свою пролить на меня,
И можешь сурово наказать,
Но как бы то ни было, могу я
Только полностью предаться Твоим Святым стопам».
В решимости своей предаться Богу, мы уподобиться должны
Птице чатаке, которая смотрит вверх, моля дождя,
Который может так сильно полить,
Что, вместо того, чтобы ее жажду утолить,
Унесет ее потоками своими; а если гром вдруг грянет,
Молния может уничтожить ее тельце и отправить
В сферу небытия.
Тем не менее, природа этой птицы такова,
И побуждает ее искать
Лишь дождевой воды; чтобы ни случилось, она
Не станет воду брать с земли.
Наше отношение с Кришной тоже должно быть таким.
Протягивает ли Он нам
Руку милостивую свою, или нет, но долг наш-
Предаться Ему; Он может уделять
Так мало внимания на нас,
Но мы должны всегда обращать внимание свое
На Кришну, и помнить каждый миг должны о Нем.
Когда после разлуки, Кришна встретился со Шримати Радхарани
И гопи, Он подумал, что их оставив,
Он совершил страшное преступление; Он ощущал
Великим преступником Себя.
Он даже склонился, чтобы прислониться к стопам Радхарани,
Но Она отпрянула,
Воскликнув: «Что Ты делаешь? Зачем Ты пытаешься коснуться Моих стоп? Немыслимо! Не сошел ли ты с ума? Ты- владыка всего.
От Тебя нельзя требовать никаких оправданий.
Ты- свами.
Ты- мой супруг и владыка, а Я – служанка Твоя.
Обстоятельства сложились так,
Что Тебе пришлось на некоторое время уехать в другую часть
Страны, но что в этом плохого? В чем тут вина Твоя?
Все в порядке,
Ибо Писания и общество дают Тебе такое право.
На Тебе нет никакого греха.
Ты не совершил ничего дурного; это Я преступница, это Я порочна, это Я низка. Ты не ответственен за нашу разлуку, так что Тебе незачем винить Себя
В ошибке или дурном поступке; преступница –Я.
И лучшее доказательство Моей вины – это то, что Я до сих пор жива.
Я не умерла от боли разлуки с Тобой,
Я показываю миру Свое лицо,
Но Я не предана Тебе.
Мне не доступна такая вера, которую требует любовь к Тебе,
Поэтому преступление на Мне,
Не на Тебе.
В Писаниях святые говорят, что жена должна быть благодарна
И безраздельно предана мужу; так заповедано в шастрах.
Жена должна быть
Исключительно предана Своему мужу, своему владыке; так что это Мне сейчас Надо пасть к Твоим стопам
И просить
У Тебя прощения за то, что Я по-настоящему не люблю Тебя.
Я поддерживаю свое тело и показываю окружающим лицо; Я не достойна быть
Твоей Спутницей, поэтому прости
Меня, пожалуйста; все должно быть совершенно наоборот.
Ты просишь у Меня прощения? Все должно быть наоборот.
Что это такое? Пожалуйста, не делай этого»; вот каким
Должен быть наш идеал любви к Кришне; вот как нам, ограниченным,
Нужно относиться к Безграничному.
Господь Чайтанья
Нас призывает
Взращивать преданность Кришне; и если мы
Столь великого хотим,
Не будет несправедливого ничего в том, что с нами
Немилосердно будут обращаться; нам надо
Настроиться на самопожертвование и самозабвение; точно также,
Как когда кто-то идет на битву за родную страну, то для него
Неуместны роскошь и излишние желания.
И если мы желаем Кришну Самого,
То мы не можем
Выдвигать никаких условий.
Должны мы быть
Смиреннее травинки, и с нашей стороны
Не должно быть недовольства никакого,
И не только на уровне внешнем, на котором
Мы живем сейчас,
Но даже в вечной жизни, и полностью пути Бога принимать.
Кришна может принять нас,
А может и отвергнуть; на риск пойти необходимо нам,
И только тогда
Мы сможем двигаться вперед.
И если мы так и или иначе в круг служителей Его войдем,
То найдем,
Что там
Такая жертвенность присуща каждому; и когда
Встречаются они друг с другом
В своих особых группах,
То поддерживают друг друга беседами святыми.
На различных уровнях служения существуют разнообразные
Категории слуг с похожим характером,
И они поддерживают друг друга беседами святыми.
Кришна говорит:
«Преданные Мои встречаются и говорят обо Мне, и поверяют
Мысли сокровенные друг другу, чтобы радость доставить
Сердцам друг друга; такие беседы для них подобны пище и даруют им
Величайшую усладу; и когда
Обо Мне они говорят, то ощущают тогда
Присутствие Мое; и когда они
Не могут больше выносить
Острую боль разлуки со Мной, Я неожиданно  являюсь
Перед ними и их жажду Моего общества Я утоляю».
Кришнадас Кавирадж Госвами говорит: «Не бойся; внешне
Ты можешь
Переживать ужасную боль
Разлуки, но в глубине души- испытывать
Ни с чем не сравнимое блаженство, радость и восторг».
Внешне можно страдать
От разлуки, но внутренне –  испытывать
Величайшее счастье.
Английский поэт Шелли писал:
«В нашем самом чистом смехе
Боль великая видна.;
Прекраснейшая из наших песен
Предельной скорбью рождена».
Бывает,
Что боль несет в себе сладость.
Такое возможно.
Разлука с Кришной на это похоже.
Вот особое свойство Кришна- премы: со стороны одной
Чувствуем мы большую боль,
Обжигающую, как лава, нас.
Но, со стороны другой, наше сердце наполняется тогда
Экстатической радостью невообразимой; и если мы
Сумеем ухватить
Суть наставлений Чайтанья Махапрабху, настолько будем готовы мы
К жизни такой; и это платой выступает
За проезд  во Вриндаван; и когда нас представят
Многим другим подобным нам, то нашей радости не будет границ.
Когда мы встретим единомышленников своих,
С таким же, как у нас характером,
То получим у них утешение и поддержку; нам нельзя поддаваться страху.
Всем трудностям вопреки
Мы сомневаться не должны,
Что там- наш дом; и надо нам желать того,
Чтобы обратно к Богу возвратиться, к себе домой.
Не чужестранцами являться будем там, а здесь -чужие мы,
И каждый
Делает с нами все, что пожелает.
А Вриндаван наиценнейшее нам может дать.
С ним связаны все перспективы наши, и там
Мы истинное удовлетворение обретем.
Стремимся мы туда, поскольку там наш дом родной.
Не ведомы и не известны нам подлинные радость, упоение.
И в этом заключается наша беда, и, тем не менее,
Насколько будем продвигаться мы в сознании Кришны,
В сознании высшем,
Настолько будем получать
Опыт подлинных радости и упоения.
И без сомнения,
Это будет вдохновлять все больше, больше нас.
Ямуначарья говорит: «До того, как соприкоснулся я
С вриндаванской любовью к Кришне, для меня
Мирские радости значили много, но теперь,
Стоит вспомнить мне
О каком-нибудь мирском наслаждении,
Как морщусь я и сплевываю с отвращением».
И если вкусить хотя немного
Упоения такого,
То сразу же заключим, что никакие
Радость и умиротворение,
Доступные в этом мире, не выдерживают ни малейшего сравнения
С тем, что открылось нам.
Когда та среда родной станет для нас,
Никакие страдания образом никоим
Не смогут нас побеспокоить,
И вывести из равновесия; существует и другая сторона дела:  хотя
Советуют готовиться к  мучительной разлуке нам,
По-настоящему не все жестоко так.
Кришна говорит: «Я всегда
С преданными Моими.
Где есть чистый преданный Мой, там незримо
Присутствую и Я»
И Кришна следует, как тень, за преданными такими.
Кришна говорит:
«Я раб преданных Своих.
Помимо их воли не могу Я сделать ничего.
Покорили они Меня преданностью своей и чистотой,
И Я навеки поселился в их сердцах,
Завишу Я
Не только от преданных Своих,
Но даже от их слуг; Мне дороги
Даже слуги преданных Моих».
Готовы мы быть должны
К обстоятельствам неблагоприятным,
И не падать духом никогда.
Кришна- сама нежность, и Он заботится о нас всегда.
Его нежность к нам не имеет себе равных.
И тем не менее, Он- не сладкий шарик,
Который можно купить и съесть; пытаетесь вы
Высочайшего из высшего достичь,
Поэтому будьте готовы ко всему, таков наш долг; нам говорят,
Что преданные расположены к нам
Даже больше, чем Кришна Сам.
Преданные утешение приносят нам.
И в них – удача наша; Кришна говорит так:
«Тот Мой истинный слуга, кто служит Моему Слуге»; и всегда
Общение со святыми, «садху-санга», для нас
Ценней всего; чтобы к бесконечному идти,
Необходимо правильное общение.
И это самое главное, без всякого сомнения.
И это понимать необходимо на уровне души.
Писания заключают,
Что с помощью садху-санги,
Можно обрести
Полное совершенство на пути
К конечной цели жизни; величайшее богатство наше –благое общение,
И в том не может быть сомнения.


Заключение:

Говорит Тхакур Бхактивинода- преданный величайший:  «Что же это такое?
Я раб Бога,
И я лишен Господина своего,
И указаний не слышу от Него!
Какая насмешка!»; вы можете и сетовать  и причитать,
Но все права Ему принадлежат.
Богатство это  вашим будет,
Когда мы подниматься будем
На высшую ступень предания себя Богу.
Но, тем не менее, надо сознавать, что Он выше закона любого.
Полностью Богу предаваясь, лишаемся тогда
Всех прав,
И если настаиваем мы
Хоть на каких-то правах, предание себя теряет всякий смысл.
Нельзя думать: «Должны бороться за свои врожденные права.
До определенной степени можем мы
Отстаивать права свои
В этом мире, но в мире Кришны делать этого нельзя.
Нет места мышлению такому в играх Кришны.
Получить доступ к играм Кришны
Не может даже сама
Богиня процветания, Лакшми-деви, что же говорить нам о других.
Над Кришной не властен никакой закон, и никогда
Никто не может Им распоряжаться; и помнить мы должны,
Что все права Ему принадлежат;  на все-
Воля Его.
Но Он- благо абсолютное, и в этом наше утешение.
И, без сомнения,
Не можем мы по праву в обитель Его войти.
Туда не могут войти даже Брахма, Шива и Лакшми,
И, тем не менее, если встанем мы на путь, обозначенный
Шри Чайтаньей,
То сможем мы войти туда,
И там определенное положение занять.
Это так прекрасно и необыкновенно,
Желанно, драгоценно.
Нам надо милости Махапрабху искать,
Которой жаждут Брахма, Шива; необходимо понимать,
Что даже и они  жаждут милости Господа Чайтаньи,
Которую очень трудно получить, но Он все затопил потоками этого нектара.
И дар Его настолько милосерден и велик,
Кто может милость эту оценить?!

Шикшаштака - наставления Шри Чайтаньи махапрабху


Рецензии