Стих четвертый
«О Господь, я не желаю ни богатства, ни последователей, ни прекрасных женщин, ни освобождения. Единственное, о чем я Тебя молю – это о бескорыстном преданном служении Тебе рождение за рождением.».
Или по-другому можно так сказать:
«О Мой Господь! Не желаю ни богатства Я,
Ни последователей, ни прекрасных женщин, ни освобождения.
Единственное, о чем молю Тебя-
О бескорыстном преданном служении
Тебе рождение за рождением!».
Комментарии:
Наш Гуру Махарадж в своем комментарии указывает, что богатство,
Последователи, женщины и ученость олицетворяют
В этом стихе долг, процветание,
Чувственные наслаждения
И освобождение
Дхарму, артху, каму, мокшу); Шрила Бхактивинода Тхакур объясняет,
Что «богатство» в этом контексте означает
То богатство, которое приходит
Благодаря исполнению предписанного долга.
Оно может означать артху, экономическое развитие; Бхактивинода Тхакур Говорит, что слово «последователи» относится к тому,
Что составляет мирское благополучие: к жене, детям и так далее.
Слово сундарам означает каму,
Общество прекрасных женщин, а кавитам, поэзия
Символизирует мокшу, освобождение.
Освобождение кажется чем-то очень ценным, но на самом деле, как и поэзия,
Это просто цветистые слова.
Освобождение призрачно, потому что его конечный результат –
Утрата собственного существования.
Шри Чайтанья
Говорит: «О Господь вселенной,
Я молю лишь о спонтанном преданном служении
Тебе без всякой мысли о награде; Я хочу естественного стремления служить!» Према означает нежность, любовь; према значит: «Я буду служить
Тебе, а взамен
Давай мне
Еще большего стремления
К служению,
И больше возможности, и жажды служить Тебе.
Моя любовь к Тебе
Все больше будет возрастать.
И, как в ростовщическом деле,
Проценты
Будут становиться капиталом»; так преданный молит Кришну:
«Я служу Тебе, и если Ты
Хочешь как-то меня вознаградить, усиль мое стремление служить
С тем, чтобы мое служение стало еще интенсивнее.
Где бы я ни родился согласно своей карме, я жажду лишь служить
Тебе, О Мой Господь!
И в ответ молю только о бескорыстном служении и ни о чем ином».
Основные искушения, которые окружают нас со всех сторон,
Делятся на четыре вида : деньги,
Последователи, то есть семья, дети,
Женщины и освобождение.
Так научно показывается градация целей жизни; Господь Чайтанья говорит так: «Не нужно мне этого всего, меня
Влечет только к Тебе, Мой Господь! Я не стремлюсь даже к освобождению.
Я не прошу даже: «Дай мне освобождение,
Ибо получив его, я смогу лучше Тебе служить»; Божественному нельзя
Ставить подобных условий, вот чистейшая из молитв: «Пусть я,
Согласно моей карме, рожусь зверем или птицей, здесь или там,
Пусть даже я попаду в ад, - все это не имеет значения; я
Стремлюсь только к одному: чтобы ты позволил мне никогда не потерять Влечения к Тебе; я прошу, чтобы оно постоянно возрастало».
Бхакти,
Преданность, - беспричинное; она
Совершенна естественна и не стремится ни к чему, кроме самой себя.
Можно возразить: «Если я
Постоянно вкладываю капитал, мне никогда не насладиться прибылью»; но нас Интересует наслаждение через самоотдание.
«Пусть за мой счет наслаждаются
Другие», -
Вот основа высшего наслаждения.
Преданный думает: «Пусть с Кришной наслаждаются другие –
Я буду козлом отпущения».
Бхактивинода Ткакур говорит, что если на несмышленого ребенка нападает враг,
И обрушиваются болезни, он не в состоянии защитить себя.
Точно также,
На начальной стадии осознания
Имени Святого, у человека преобладают
Оскорбления Имени и преступления против него; когда же мы духовно возрастаем,
Оскорбления Святого Имени уже не допускаем, но начинающий
Может оказаться во власти пагубной склонности к аппарадхам.
Бхактивинода Тхакур говорит: «Святое Имя
Настолько милосердно, прекрасно и чарующе! Пусть я погибну
Вместе с оскорблениями Святого Имени,
Чтобы другие смогли б Его нектаром наслаждаться».
Он желает
Пожертвовать собой, точно также,
Как команды смертников на войне,
С бомбами подмышками, бросались в трубы вражеских кораблей.
Итак, Бхактивинода молит:
«Я хочу покончить
С собой, вместе со всеми моими оскорблениями Имени,
Чтобы другие
Могли насладиться его нектаром».
И Васудева Дата говорит также:
«Дай
Мне грехи всех живых существ и навечно извергни меня в ад,
Чтобы другие получили благо; дай им любовь к Кришне»,
И это в высшей
Степени есть благородное чувство, и оно
Не к смерти, а к бессмертию нас ведет,
Сказано: «Умри, чтобы жить».
Если мы так любим Господа, что испытываем подобного рода чувство, то реально Обретаем
Высшую жизнь.
Это и есть то наслаждение, которого мы так жаждем.
Сама жизнь преданного
Основана на самопожертвовании.
Насколько мы
Пожертвуем собой, настолько обретаем блага; а самопожертвование
Значит «умри, чтобы жить».
Кришна - величайший потребитель,
Когда-либо известный миру.
И, безусловно,
Мы должны, не колеблясь отдаться на Его волю.
Шикшаштака - наставления Шри Чайтаньи махапрабху
Свидетельство о публикации №123111401091