Стих второй

БЕСЧИСЛЕННЫЕ ИМЕНА БОГА


 «О мой Господь, Твое Святое имя несет благо каждому, а у тебя бесчисленное множество Имен, таких, как «Кришна» и «Говинда». Посредством этих Имен ты являешь Себя.
Ты милостиво вложил в Свои бесчисленные Имена всю Свою трансцендентальную силу.
И чтобы воспевать эти Имена не нужно следовать строгим правилам, касающимся времени и места.
По Своей беспричинной милости Ты низошел в форме божественного звука, но я настолько неудачлив, что не чувствую любви к Твоему Святому Имени».

Или, по- другому можно так сказать:

«О мой Господь! Твое Святое Имя приносит благо каждому из нас.
Бесчисленное множество Имен есть у Тебя,
Таких, как Кришна и Говинда, и множество других,
Являешь Ты Себя посредством их.
Ты силу трансцендентную вложил в Святые Имена,
И мы должны их воспевать всегда,
И строгим правилам, касающихся времени и места
Не нужно следовать при этом.
По беспричинной милости сюда нисходишь,
Божественного звука принимая форму.
Но к Имени Святому не чувствую любви я никакой,
Насколько неудачлив я, поскольку милости Твоей лишен.

Комментарии:

Шри Чайтанья Махапрабху говорит:
«О Кришна, по Своему безграничному величию позволил Ты служить
Имени Святому Своему, Ты сделал все, чтобы поднять меня
Из мира относительности, в котором пребываю я.
В Своих усилиях освободить меня настолько Ты великодушен, что все,
Что требуешь Ты от меня –
Это лишь постараться милость безграничную принять,
Но пропускаю я мимо ушей Твой благородный зов».
В первом стихе Шри Чайтанья Махапрабху объясняет,
Что если мы правильно воспеваем
Святое Имя Кришны, то шаг за шагом
Достигнем семи различных результатов.
Первый результат – очищение сознания,
Второй- освобождение
От всей мирской относительности; на третьей ступени
В нашем сердце пробуждается осознание
Положительного мира, и приводит нас во Вриндаван.
Затем, под руководством сварупы-шакти,
Господней внутренней энергии йогомайи,
Мы приходим к концепции вадху:
Мы- энергия, мы предназначены для безраздельного служения Кришне; «вадху» Означает расу,
Которая дает самые
Полные и совершенные взаимоотношения с Господом (мадхурья-расу).
Когда эта стадия достигнута, какие еще результаты нас ожидают?
Мы погружаемся в океан радости – радости не однообразной,
Не статичной, но всегда новой
И полной динамики; воды
Этого океана очищают нас до предела, хотя нам позволяют сохранять Индивидуальное сознание,
Мы чувствуем, как благодаря воспеванию
Имени все стороны нашего бытия
Полностью очищаются; и это будет затрагивать не только меня,
Но всех, кто имеет отношение к нама-санкиртане; они будут переживать
Коллективное преображение,
Коллективное очищение, наивысшее очищение.
Таковы семь результатов воспевания Святого Имени.
Приведя в своем первом стихе этот тезис,
Махапрабху представляет теперь во втором стихе антитезис.
Если Святое Имя
Заключает в себе такие великие перспективы,
То почему же у нас столько трудностей? В чем проблема? Что мешает
Нам воспользоваться божественной щедростью, явленном
В Святом Имени? Кришна оказывает нам неоценимую милость, Он дает нам
Столько возможностей, почти ничего не требуя с нашей стороны; у нас
Должен быть какой-то вкус, какое- то стремление принять
Святое Имя, но в том-то и проблема, что у нас
Ничего этого нет; на что же надеяться нам тогда?
Как нам достичь всего того, что способно дать
Святое Имя? На этот вопрос отвечает третий стих; хотя
Мы можем чувствовать, что у нас
Нет и малого – способности принять этот дар,
Наше положение не безнадежно; такое сознание
Само по себе пробуждает
В нас дух смирения; когда человек начинает
Преданно служить бесконечному Господу, то не может
Не ощущать, что по сравнению с Бесконечным он не представляет
Никакой ценности. Он думает: «Мне нечего предложить в ответ- я не способен
Даже принять милость Господа», это приводит
Его к пониманию: «Я ни на что не годен,
Я совершеннейший ноль»; в сердце преданный ощущает себя
Не просто неспособным служить Господу, но и недостойным
Этого; Кришнадас Кавирадж говорит так:
«Я ниже червя, греховнее Джагая
И Мадхая».
Естественно для каждого из нас думать так, что мы
Не имеем качеств необходимых, чтобы служить
Всевышней Личности Самой; поскольку такое сознание естественно
Для преданного.
В то же время нам нужно избегать неискренней оценки собственной преданности. Подобная неискренность- наш враг.
Совершенно правильно думать: «У меня
Нет ни малейшего расположения, влечения к Господу», но когда
Думаешь, что ты чего-то заслужил, и у тебя 
Есть искренность и тяга к Богу – опасно это; и если мы
Хотим связь с бесконечным обрести,
Должны мы полностью себя опустошить.
Необходимо полное самоотречение.
Нет ничего благого в мирских достижениях,
И их необходимо отвергать.
Должны мы думать так:
 «Я- ничто, нет качеств у меня, благодаря которым
Использовали бы меня в служении Богу, я совершенно недостоин».
Необходимо полностью уйти от мира эгоизма,
И сдаться в плен йоге-майе,
Внутренней энергии Бога; у раба нет прав, все права у Господина.
Все Его; осознание этого есть подлинное достоинство.
А как только нам приходит в голову, что мы обладаем
Ценными качествами какими-либо,
У нас начнутся трудности тогда.
Поэтому Махапрабху и говорит: «Не нахожу я
В сердце у себя
Ни малейшего следа любви к Кришне», - и это эталон смирения.
Такое чувство искренним быть должно и неподдельным,
Нельзя пытаться имитировать преданных
Высшего уровня; искренне чувствовать и сознавать,
Что нет ничего у нас,
А всем распоряжается Он-
Властитель, Господин всего –
Вот единственное, что требуется, чтобы воспевать
Святое Имя Кришны.

Шикшаштака - наставления Шри Чайтаньи махапрабху


Рецензии