Шикшаштака - наставления Шри Чайтаньи махапрабху

С комментариями Шрила Шридхара Махараджа.

Предисловие:

Запомните простые те слова,
И повторяйте их с утра,
И днем, и вечером их повторять вам можно,
Всегда, когда вы будете свободны.

Харе Кришна Харе Кришна
Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама
Рама Рама Харе Харе.


Стих первый:

СВЯТОЕ ИМЯ КРИШНЫ

 «Святое Имя Кришны очищает зеркало сердца и, подобно воде, тушащей великий лесной пожар, кладет конец страданиям мирского бытия.

Как вечерний лотос распускается под несущим благословенную прохладу лунным светом, так и сердце начинает расцветать в нектаре Имени.

И душа наконец открывает свое истинное сокровище - жизнь, исполненную любви к Кришне.   

Снова и снова вкушая нектар, душа то погружается во все увеличивающийся океан экстатической радости, то выплывает на его поверхность.

Святое Имя Кришны, своим всеблагим воздействием полностью удовлетворяет, очищает и, наконец, подчиняет себе всевозможные стороны нашего «я».

Или по-другому можно так сказать:

«О святое Имя Кришны!
Нисходишь Ты из сферы высшей,
Собою очищаешь все вокруг.
Сначала очищается наш ум.
И сердце станет чистым,  как хрусталь.
Ты гасишь весь мирской пожар.
И как пожар лесной способна потушить вода,
Так Ты кладешь  конец страданиям мирского бытия.
Тому подобно, как вечерний лотос распускается  под луной,
Так расцветает сердце в нектаре Имени Святом!
И открывает, наконец, душа сокровище истинное свое-
Жизнь, исполненная любовью к Кришне, есть оно.
И снова, снова вкушая тот нектар,
Душа то погружается во все увеличивающийся океан
Экстатической радости большой, то на поверхность выплывает.
Святое Имя полностью удовлетворяет,
Подчиняет, очищает все стороны нашего «я».
Так будем Его все время  повторять!»

Комментарии:

Шри Кришна Чайтанья когда-то так сказал:
«Я пришел, чтобы Святое Имя Кришны воспевать.
Оно достигнет непременно
Всех отдаленных уголков Вселенной».
Санкиртана есть совместное воспевание
Святого Имени Бога; и это песнь во славу
Абсолютной Истины, Шри Кришне,
Который есть Владыка,
Распределяющий и хорошее, и плохое; Он- абсолютный повелитель,
Он- все и вся, и Он  есть Кришна.
Благодаря Ему и существует все, и только в Нем
Истинную полноту всей жизни обретем.
Когда мы вожжи отпускаем,
Свободу лошадь получает.
Вперед помчится тогда она; и точно также и молитва,
Свободная от целей всех мирских, стремится прямо к Кришне.
И в этом молитвенном прославлении Кришны
Не должны иметь мы целей никаких,
Кроме безраздельной преданности Ему; обрести
Вкус к такому воспеванию
Можно только через предание
Себя Богу, и чистое бхакти.
На первой стадии Святое Имя очищает зеркало ума.
Если зеркало покрыто грязью, тогда
Не сможем мы воспринимать Реальность,
И наставления Писаний не найдут у нас правильного понимания.
Грязью называется наши бесчисленные желания,
Устойчивые и мимолетные; и ими покрыты всегда
Наши умы и наши сердца.
И потому мы не способны
Действительность правильно воспринимать; и, безусловно,
Не может верно отразиться она
В нашем уме, поскольку окутан он всегда
Бесконечными желаниями этого мира.
Итак, первое следствие
Шри Кришны – санкиртаны – очищение ума.
С этой целью была и создана
Ведическая общественная система – Варнашрама –дхарма;
И если мы в совершенстве исполняем долг Гражданский свой,
Не стремясь получить ничего взамен, сознание наше очистится тогда.
Но нама- санкиртана  дает результат
Следования варнашрама-дхарме – очищение сердца и ума.
Тогда мы можем правильно понять
Наставления Вед; следующий результат
Воспевания Имени Святого – это то,
Что оно,
Подобно воде, тушащей лесной пожар,
Кладет конец страданиям мирского бытия.
Мы вынуждены рождаться, умирать
Бессчетное количество раз.
Подхватывают волны мирского бытия
Нашу душу, и она
Беспомощно барахтается в волнах.
А воспевание Имени Святого это прекращает,
И мы освобождение получаем.
Таково второе следствие нама- санкиртаны.
Первым делом очищается разум.
Затем Святое Имя гасит великий пожар троевидных страданий.
Троевидные страдания -
Это адхъятмика – страдания, причиняемые
Телом и умом, такие как болезни
И эмоциональные мучения,
Адхибхаутика – страдания, причиняемые окружающими: людьми,
Животными, насекомыми и множеством других
Живых существ, и адхидайвика- природные катаклизмы,
Такие, как голод, наводнения
И землетрясения.
Нам приходится страдать от трех
Этих видов напастей, которые жгут наше сердце, как огонь.
Но нама- санкиртана тушит этот огонь,
И мы получаем избавление,
Без всякого сомнения.
Следующая ступень – Святое Имя дает возможность достигать
Высшей цели жизни, и будем мы способны постигать
Саму Реальность; мы к Истине, к Реальности приходим,
И там свой дом родной находим.
Реальность та вечна,
Прекрасна, благотворна в любые времена.
И в Царство благодати мы вступаем,
А расположено оно над этим миром материальным,
Миром тройственных страданий.
Воспеванию Святого Имени благодаря, мы достигаем
Высшей цели жизни, величайшего блага из всех благ.
Так будем Святое Имя постоянно воспевать!
Оно приводит также к близким
Личностным взаимоотношениям с Кришной,
Включающих в себя неопределенные взаимоотношения,
Услужение,
Дружбу и родительскую любовь к Нему
(Шанта, дасья, сакхья
И ватсалья-расы).
И только лишь по милости Нитьянанды Прабху
Позволить могут нам
Кланяться Радхе, Кришне во Вриндаване.
Следующая стадия -
Святое Имя подготавливает нас к полному преданию
Себя Кришне,
Которое можно найти
В супружеской любви
(Мадхуре-расе) где преданные безраздельно отдают себя на волю Кришны.
Следующий этап - это когда мы достигаем степени определенной
В воспевании Святых Имен Бога,
Тогда находим трансцендентальный океан, который
Неизмеримо превосходит
Все, до сих пор известное нам.
Святое Имя открывается согласно степени предания себя.
И если мы
Полностью предаемся Ему, оказываемся мы
В бесконечном океане радости большой.
И этот океан все время расширяется, растет.
И в нем находим новый тип блаженства.
И каждое мгновение
Нам позволяют ощущать вкус бесконечного океана упоения,
И будем достигать мы совершенства, без сомнения.
Последний результат
Воспевания Святого Имени в том будет состоять,
Что очищается наше существо,
Возвышенным становится оно.
Такого рода наслаждение не оскверняет, а только очищает.
Наслаждение означает эксплуатацию; мирское наслаждение вызывает
Последствия дурные, и осквернения наслаждающемуся тогда не избежать.
Но здесь, поскольку инициатива от Кришны будет поступать,
Результатом будет очищение.
Всякое наслаждение,
Чей источник- Центр, самовластное желание Кришны,
Полностью нас очистит,
И все аспекты нашего «я» получают полное удовлетворение.
И, без сомнения,
Наш внутренний мир станет очищаться.
Этот звук очистит всех, кто будет с ним соприкасаться.
Воспевание Имени Святого не будет относиться к сфере чувств мирских.
Пытаемся мы обрести,
Наладить связь с необусловленным царством, которое способно низойти сюда,
Чтоб нам помочь; и нам
Необходимо получить связь
С Реальностью Высшей, потому что это – самое главное для нас.
И это целью жизни должно стать.
Святое Имя Кришны – не просто физический звук, имеет оно
Не только внешний, но и более великий и высший аспект, и оно
Полностью духовно, а не материально.
Оно- с высшего плана.
Находимся мы на пограничному уровне бытия,
Поэтому, чтобы свыше низошла духовная волна
И охватила нас, а также наше окружение,
Необходимо нам, без всякого сомнения,
Наладить с высшим миром связь.
Где бы ни совершалась санкиртана Святого Имени, она
Приведет к семи вышеупомянутым результатам; таков смысл первого стиха. Первое следствие заключается в том, что святое Имя очищает
Душу от скверны тысяч материальных желаний,
Постоянно атакующих ее в этом мире; второй
Результат состоит в том,
Что оно дарует мукти, освобождение, полную независимость
От материальных сил.
Третье следствие: нас ждет подлинная удача – раскрытие
Сокровищ души.
Святое Имя Кришны постепенно открывает внутренние богатства души.
В этом стихе Шри Чайтанья Махапрабху охватывает все виды взаимоотношений
С Личным Абсолютом, кроме супружеских отношений.
Описывая следующую ступень, Он показывает умонастроение
Супружеской преданности, когда душа
Полностью посвящает себя
Услаждению Кришны, безоговорочно Ему все отдавая,
Чтобы как можно больше радости Ему доставить.
Следующий результат-
Это восторг божественного общении с Кришной во Вриндаване-
Царстве Кришны.
Тот, кто должным образом воспевает Имя Кришны,
Будет выражать особое состояние духа: когда
Святое Имя появляется на устах преданного, тогда
Оно начинает, как безумное, танцевать,
Затем Имя берет власть
Над устами преданного, и утратит он
Над ними всякий контроль.
Он думает: «Много ли упоения от Святого Имени могу я получить с одним ртом?
Чтобы вкусить эту бесконечную сладость, мне нужны миллионы ртов .
Воспевая только одним ртом, я никогда не почувствую удовлетворения».
Когда звук «Кришна» проникает в ухо преданного,
Тот чувствует, что сердце его раскрывается навстречу этому
Трансцендентному Звуку. «Что мне два уха? – думает он- это
Величайшая несправедливость Творца – мне нужны миллионы ушей!
Тогда, если я услышу Святое Имя Кришны,
Мое сердце получит  удовлетворение; чтобы слушать сладостное Имя Кришны,
Мне нужны миллионы ушей».
Таково душевное состояние преданного, когда его
Внимание приковано к Святому Имени, тогда он
Утрачивает сознание внешнего мира- он забывает обо всем,
Погружаясь в океан божественного экстаза и радости.
И в великом разочаровании
Он восклицает:
«Мне не дано понять, сколько и какого нектара
Содержит в себе Имя Кришны; я ошеломлен; что за медовая сладость
Заключена в Имени этом?» Так преданный
Выражает свое изумление.
Святое Имя- это звуковое проявление
Абсолютной Сладости; и, без сомнения,
Эта сладость присутствует и в песне
Господней флейты.
Звук флейты Кришны огромной силой обладает,
И эта сила Кришне позволяет
Очаровывать и радовать всех и вся.
Сладостное звучание флейты Кришны влечет к себе
Деревья, птиц, зверей.
Звуковая вибрация способна творить чудеса.
Звук обладает могуществом величайшим, и может он
Или возвысить, или погубить; он может все-
Его природа такова.
И он нисходит
С уровня самого тонкого, который
Выше эфира;  и этот звук универсальный
Есть сладость абсолютная и благость.
Какая сила в нем заключена!
Как может он пленить всех нас!
Этот сладостный звук может нами играть,
Как заблагорассудится Ему, до степени такой, что можем мы
Себя забыть,
Мы можем потеряться в потоке этом, но мы
Не умрем, поскольку вечна душа.
Течение этого сладостного потока несет нас,
То увлекая вглубь, то выталкивая на поверхность, а мы-
Ничтожные соломинки, или былинки.
Мы все в руках у Кришны.
А этот звук трансцендентальный так велик и сладок,
Что может играть он нами,
Как хочет он; и нам
Никогда полностью не понять,
Какой великой силой
Обладает Святое Имя Кришны,
Этот звук тождественен Абсолютной благости
И сладости.
И он доступен нам, хотя исходит из сферы высшей.
От вас нужна
Лишь только искренность одна.
Тот,
Кто просто искренне откроется этому божественному звуку, тот
Будет полностью вознагражден
Такими изумительными благами, которых
Невозможно
Даже и вообразить; и, хотя
Получить его легко, но воспевать
Необходимо искренне его, от сердца; и, безусловно,
Это Имя надо получить от учителя духовного.
И тогда получим мы такое
Все охватывающее блаженство, что забудем и самих себя в океане восторга, Охватывающего нас, и сладости невообразимой.
В этом Имени
Заключено наивысшее и величайшее благословение
Для человечества всего; оно освобождает
От всех видов несчастий и утверждает
В мире высочайших достижений.
И, без сомнения,
Только оно способно нам помочь сейчас, в эпоху Кали-югу.
Другие методы практиковать довольно трудно.
Нет необходимости ни в каких
Начинаниях других.
Ибо все они несовершенны и частичны.
И лишь нама-санкиртана, совместное воспевание Имени Кришны -
Процесс самый универсальный, чарующий и благотворный.
И, бесспорно,
Только нама-санкиртана одна
Способна удовлетворить каждого из нас.
Она помочь способна всем душам, которые сейчас
С Кришной разъединены, не нужно больше ничего предпринимать.
Шри Чайтанья Махапрабху нам говорит:
«Лишь этому себя должны мы посвятить.
Это всеобъемлюще и совершенно.
Пусть санкиртана распространится по всей Вселенной,
Восстанавливая все души в их естественном положении».
Наше естественное состояние – служить Кришне.
Но в безличном
Освобождении мы будем лишены возможности такой.
Поэтому оно греховно тоже, дорогой.
Голос освобождения не позволяет нам служить Творцу,
И потому,
Это противоестественное положение, и, стало быть, тоже греховно.
Стоять в сторонке,
Пренебрегая своим долгом –
Греховно определенно.
Святое Имя Кришны – может нас освободить
От всей противоестественности, греховности,
Порочности.
Давайте склонимся пред Ним.
Мы осмелились прыгнуть в океан нама-санкиртаны и плавать
В этом нектароподобном океане!
После того,
Как мы встали на путь преданности, все наше внутреннее существо
Полностью преображается
И внешний мир постепенно теряет 
Для нас всякую привлекательность.
Происходит внутренняя война; когда Кришна- концепция
В сердце человека утвердится,
Все прочие концепции вынуждены будут удалиться,
Оставив все во владении Кришны.
Когда в сердце проникнет хотя бы капля
Истинного сознания Кришны- высшего сознания,
Всем враждебным силам приходится уйти,
И Кришна торжествует, устанавливая Свою власть; и мы признать должны,
Что с сознанием Кришны
Соперничать не могут другие силы.
И тогда потерпят крах концепции другие; ведь красота, очарование и сладость
Любую силу побеждает, покоряет.
На самом деле, к красоте и к сладости стремимся мы всегда,
К милости, божественной любви; необходимо признавать,
Что самопожертвование, отдача себя другим
И великодушие любого покоряют; ведь отдавать –
Благороднее, чем брать.
Божественная любовь означает:«Умри, чтобы жить»,
Жить не ради себя, а для других.
Самый благородный образ жизни – самозабвение до предела -
Можно найти в сознании Кришны; и, без сомнения,
Настолько прекрасное оно, что тот,
У кого развивается оно,
Теряет всякое отождествление с телом,
И само существование свое, и полностью забывает о себе.
Такого состояния достичь возможно нам вполне.
Настолько притягательно сознание Кришны!
Кто выстоит в поединке с Кришной?
Каждый пытающийся с Ним сражаться, обезоружен будет.
И если Кришна способом тем или иным в сердце твое войдет,
То последствием может быть только одно –
Он завладеет всем, и ты обезоружен будешь.
Настолько Он великодушен, сладостен, что будешь
Ты не в силах перед Ним не пасть,
Поскольку Он Саму Реальность, Истину Собою будет представлять.


Рецензии