Об одиночестве и одинокости

Вопрос: Чем глубже я погружаюсь в себя,
Тем более одиноко чувствую себя.
Там есть только ничто; а иногда,
Глядя в ваши глаза,
У меня возникает то же самое чувство бесконечной пустоты.
Если это естественно, если одиноким быть
Является основой, самой сущностью моего существа,
Как тогда иллюзорная идея о том, как едиными стать,
Или как влюбиться в кого-то навечно? Как тогда войдет
Идея такая в мое существо?
И почему так больно начинать осознавать,
Что это – иллюзия? Проясните сомнения мои,
Спокойствия мне не дают они».
Ответ: Когда вы говорите: «Чем глубже я
Погружаюсь в себя, тем более одиноко чувствую себя»,
Тогда, если вы
Действительно погружаетесь глубже, одиночество почувствуете вы,
Но не почувствуете, что «я одинок», ибо тогда
Есть две вещи – «Я» и «одиночество»; и тогда
Не одиноки вы, тогда есть опыт,
И есть тот, кто испытывает опыт,
Наблюдаемое и наблюдатель есть тогда.
И не одиноки вы тогда, поскольку есть и другой;
Опыт твой
Является тем другим; но когда
Действительно вы погружаетесь в себя,
Вы не найдете там себя.
И это все, что нужно вам понять.
Волны на поверхности лишь только могут существовать;
А если вы погружаетесь в океан,
Вы не найдете волн; как же сможете найти
Их в глубине, ведь они
Лишь на поверхности бывают, и могут только там существовать.
Для существования им ветер нужен; и «Я» может существовать
Только на поверхности, так как нуждается оно
В «ты», в «ветре» для существования своего.
Когда вы глубже погружаетесь в себя,
«Ветра» больше нет, и «ты» больше нет; как же может быть «Я»?
«Я» и «ты» в паре существуют, они не разделимы никогда.
Да, обнаруживаете вы одиночество свое,
Но не «ячество» свое.
Одиночество прекрасно; слово «одинокий» означает «все одно».
Вот как построено оно.
На поверхности вы отделены от всего.
В действительности, на поверхности одиноки вы,
Так как отделены от всего; в глубине, когда исчезаете вы,
Нет различия меж вами и всем; там все одно.
Вас больше нет, есть одиночество само.
Ум может игры продолжать.
Он может в игру «быть одиноким» все играть.
Он может играть
В игру «молитва», «медитация», но если остается «Я»,
Можете вы быть уверены, что это – игра.
И ничего настоящего не происходит.
Вот почему желание возникает в наличии другого.
«Я» не может существовать одно, и нужен ему другой
Для поддержки, чтобы питать его.
Оно снова вас к другому принесет.
Вот почему, когда вы одиноки, тогда
Начнете грезить о друге, о любимой, об этом, том,
О тысяче и одной вещи; и ты, мой дорогой,
Создашь тогда воображаемое «ты»; и если изолировать тебя
На срок более три недели, тогда
Начнешь ты разговаривать с собой,
Творишь весь диалог тогда ты целиком.
И делишь ты тогда себя на два – на «Я» и «ты», и человек становится двумя,
Чтобы можно было б в игру играть.
«Я» не может отдельно от «ты» существовать.
Ты говоришь в своем вопросе: «Чем глубже погружаюсь я в себя,
Тем более одиноко чувствую себя».
Нет, вы, должно быть, чувствуете в одиночестве себя.
Не пользуйтесь никогда
Этими выражениями двумя,
Как синонимами; одиночество негативно,
А одинокость позитивно.
Одиночество попросту означает,
Что вы другого потеряли,
Отсутствует другой, в вас есть провал.
А одинокость будет означать,
Что вы присутствуете, и нет провала в вас.
И вы присутствием полны, вы полностью есть.
Одиночество – это отсутствие другого, а одинокость – это есть присутствие
Вашей вечной сущности.
Вы говорите «есть только ничто».
Нет, если есть только ничто, и некому об этом знать,
Некому чувствовать это, нет никаких проблем тогда.
Откуда сомнения тогда? Как оно возникнуть может?
Нет, если есть вы
Тогда это ничто – обман, так как есть вы; Как это иначе может быть?
Это просто ваша идея; и вот что в вас происходит:
Вы есть, а говорите, что есть ничто; вы не замечаете себя.
Иначе вы бы знали, что вы есть.
Если вас нет,
Кто говорит, что есть ничто.
Когда есть ничто, а вас нет,
Тогда есть чистое ничто; и в этой чистоте – Нирвана, просветление.
Это место - самое ценное.
Это – пространство, которое ищут все, ибо бесконечное, неограниченное оно,
И абсолютна чистота его.
Ничем не загрязнена она, и даже вас там нет, есть свет,
Сознание есть, и свет там есть,
Но нет там «Я»; «Я» подобно льду, застывшему сознанию; а сознание само
Подобно растаявшему льду; жидкое оно,
Или, лучше сказать, парообразное, невидимое оно.
Спрашиваете вы: «Почему это так болезненно – начать осознавать,
Что это – иллюзия?»  Это болезненно, так как «Я»
Начинает умирать.
И если отбрасываете «ты», «Я» не может существовать.
Не знаете вы о красоте отбрасывания «Я».
Вы спрашиваете: «Если это естественно, если быть одиноким – это основа,
И сущность сама
Моего бытия,
Как тогда иллюзорная идея о становлении одним, т.е. о том,
Как единым стать,
Или влюбиться в кого-то навечно, войдет
В мое существо?»
Ответ мой: Идея эта вошла из-за того,
Что одинокость является основой, сущностна она.
В писаниях индуистских
Говорится,
Что Бог был один, и он насытился одинокостью своей; монотонной она была,
Он захотел немного поиграть,
И тогда сотворил он мир,
Другого сотворил,
И в прятки начал он играть; и когда
Вы от игры устали, когда насытились игрой,
Становитесь вы снова Буддой; тогда, мой дорогой,
Свои игрушки вы отбрасываете снова; вы сами
Их создали.
Их ценность воображаете вы сами.
Вы цену этим игрушкам дали.
И в тот момент, когда отказываетесь вы
От ценностей всей их, исчезнут все они,
И снова одиноки вы.
И сотворил Бог мир, другого,
Просто чтобы поиграть с этим другим немного,
Чтобы вести с ним диалог,
Потом он постепенно устает,
И скучает от другого, исчезает
В самом себе, и снова достигает
Своего ничто и становится Богом.
Все вы – Боги,
Которые себя забыли.
И это был ваш выбор.
В тот день, когда выберете вы,
Чтобы не быть на этом пути, тогда свободны вы.
Это – ваша греза; из-за одинокости, из-за того,
Что одинокость является сущностным качеством нашего бытия, был создан другой.
Просто попробуйте такое:
На несколько недель уйдите в горы,
Посидите там одни, и тогда
Прекрасно будете чувствовать себя.
От взаимодействия любой устал,
Он сыт и скучно ему; но через 3-4 дня,
Или 3 недели начнете думать о другом.
И вы забудете обо всем,
Что сделала вам жена,
И снова привлекательна для вас она.
Вы снова ценность определили; но через 2-3 дня
Начнете думать вы
О том, как медитировать, как снова оказаться в тишине – вот вы каковы.
Просто наблюдайте за сознанием своим,
И колебаниями его; и с помощью этого узнаете тогда
Обо всем процессе бытия.
Ибо вы – бытие в миниатюре; маятник сознания качается всегда
От медитации к любви,
От одинокости к совместности; из-за того,
Что все религии делают упор
Либо на медитации, либо на любви,
Фрагментарные, а не тотальные они.
А я даю тотальную религию, не выбираю я.
Например, Будда выбрал медитацию; он к медитации дает любовь,
И больше никакой любви другой.
Он учит вас только тому,
Как быть одному, совершенно одному,
И больше ничего.
И это очень хорошо
Для тех, которые устали и пресытились миром,
И он устал и пресытился миром.
Есть разные религии –
Есть религии медитации – буддизм,
Джайнизм;
И есть религии любви – христианство,
Магометанство.
Иисус, как и Муххамед – человек бедный; Махавира – царь,
Как и Будда сам.
Дали два царя
Религию медитации миру, а два бедняка
Дали миру религию любви.
Бедняк не может пресытиться другим,
Он еще не имел слишком много другого,
И он цепляется за другого.
Другой может быть
Деньгами, женщиной, иль властью,
Престижем или Богом; разницы нет, и здесь другой необходим.
Христианство и ислам – религии молитвы и любви,
Любви к Богу,
Молитвы к Богу.
В буддизме, джайнизме нет места для Бога,
Ибо там нет места для другого.
Одинокости достаточно уже; там не существует ничего,
Подобного молитве; они знают только медитацию; и, наоборот,
Не знают о медитации в христианстве ничего.
И это не случайно: эти религии показывают кое-что
Относительно основателей своих; а я даю религию тотальную,
Которая позволяет
И то, и другое; и когда от другого вы чувствуете усталость,
Тогда войдите в медитацию.
И когда от одинокости вы чувствуете усталость,
В любовь качнитесь; и то, и другое – обе хороши.
Друг другу противоречат они.
Но с помощью противоречия такого возникает
Большая радость.
И если у вас есть только одно, тогда
У вас не будет богатства такого; одно способно дать
Тишину и большую радость вам,
Но оба могут дать нечто,
Драгоценное бесконечно,
С чем сопоставить нечего.
А вместе они могут дать
Мирную радость и тихий экстаз.
В сокровенной сердцевине самого себя
Тихими остаетесь вы всегда,
И танцуете – на периферии; а когда танцует или поет тишина –
Это богатейшее – это самая высокая вершина; отсюда и мое
Настаивание на том,
И на другом.
И надо истину такую уяснить: достаточно себя,
Чтоб радоваться; и тогда
Жизнь начнет приобретать
Качество тишины.
Но если вы
Можете радоваться только себе, и никому другому,
Утратите тогда другие измерения; нужно быть способным
Радоваться и себе, и другому.
Вот что называю я цельным человеком,
Святым человеком.

Из философии буддизма Алмазная сутра Шри Раджниша


Рецензии