ОБ УМЕ

Вопрос: Будда говорит - то,
Чем мы являемся, есть результат того,
О чем мы думаем, и оно
Основано на мыслях наших; и если человек говорит,
Или действует с мыслью чистой, тогда счастье следует за ним.
Как это соотнести
С не-умом? Ведь можем мы
Чисто мыслить,
И контролировать свои мысли,
И счастья можем мы достичь, и все же,
Не-ум, похоже,
Контролированию мыслей противоречит?
Ответ:
Возможны три ума: первый – злой ум, который разрушением живет всегда,
Который думает о разрушениях, который наслаждается, творя
Несчастья людям.
За таким умом, говорит Будда,
Несчастье следует, как тень; и если вы несчастья для других хотите создавать,
В конце концов, вы создадите несчастье для себя.
Если вы против бытия,
Бытие будет против вас, так как бытие-
Это зеркало, отражает вас оно.
Если бранитесь вы, вернется брань,
И обрушится на вас.
И если песню прекрасную поете,
Она вернется и на вас прольется.
И что бы вы не делали, это к вам вернется
В масштабе тысячекратном.
И то, что сеете, пожнете тысячекратно.
Итак, за злым умом следуют несчастья.
Ад следует за злым умом.
Злой ум- это тот,
Кто наслаждается убийством, пытками и разрушением; Тимирлан,
Чингиз –хан,
Гитлер, Сталин – все это злые умы; еще есть ум святой,
И злому уму противоположен он.
Диаметрально противоположный он ему.
Он созидателен, и счастлив он, когда видит счастливых людей.
Он помогает, служит, он –
Великий источник счастья других, и ему нравится видеть счастливых людей.
За этим умом счастье следует как тень, - и это – ум святой.
Но есть тут кое-что еще,
Чего не осознали вы.
Если есть счастье, тогда, сразу за ним,
Где-то будет присутствовать и несчастье.
А если есть несчастье, тогда поблизости где-то будет счастье.
Вместе идут они; за злым умом следует всегда
Несчастье, ад.
Но где-то за адом идет рай.
За святым умом счастье идет, но за счастьем-
Несчастье,
Так как их разделить нельзя.
Они не два различных явления; и как вы можете счастливым быть,
Если не сможете несчастливым быть?
И если забыли, что такое есть несчастье,
Забыли также вы и что такое счастье.
Если не знаете вы, что такое есть болезнь, вы не способны ощутить
Хорошее самочувствие, здоровье,
Это будет невозможно.
Для того чтобы бдительным быть
Относительно своего здоровья, нужно иногда болеть; ведь не можете вы
Писать мелом белым
На доске белой.
Не то, что не можете писать, вы сможете писать,
Но никто не будет в состоянии это прочитать.
Чтобы белым мелом писать, нужна черная доска.
Будет фоном служить она.
Белый мел видимым становится тогда.
И жизнь вся наша такова.
Ваше счастье подобно мелу, и для него
Необходим фон черный; святой в счастье живет, но счастье его-
Это написанное на доске, а несчастье-
Является фоном; и без несчастья
Он никогда бы не был способен знать о том,
Что есть счастье
Без контраста.
Не было бы способа тогда его узнать; так что, в пределе - ум святой
И ум злой – не два ума; они-
Две стороны
Одной монеты.
Святой и грешник существуют вместе.
В любой момент святой
В грешника может превратиться, а грешник –
В святого; и помни, дорогой,
Что они друг от друга совсем недалеки.
Не отдаленные они; живут они очень близко друг от друга, и очень близки.
Встречаются и сливаются границы их.
А третий ум – это не-ум, ни грешник, ни святой, ни счастье,
Ни несчастье.
Отброшена двойственность вся.
Тогда покой есть, тишина.
Тогда есть мир, и суматоха вся ушла.
Помните, что даже счастье-
Это суматоха, даже счастье-
Вид лихорадки.
Нравится оно вам, это одно,
Но лихорадка есть оно.
Лихорадочно оно.
Разве вы этого не наблюдали? И когда
Вы счастливы, начнете от этого вы уставать.
Иногда это хорошо, но не сможете вы оставаться счастливым долго.
Рано, или поздно,
Пресытитесь вы им, ведь утомительно оно; и если вы
Счастливы слишком, не можете вы ночью спать.
Таким же образом, если слишком вы несчастны, неспособны вы
Расслабленность приобретать.
Напряженностью предстанет и то и другое.
Утомительны они оба.
Когда от счастья устаете, вы движетесь к несчастью, а когда
От несчастья устаете, тогда
Идете к счастью вы.
И образом таким,
Качается маятник жизни вашей, -
От крайности одной в другую крайность.
Не-ум –  нечто другое собою представляет.
И у него
Нет общего ничего
С умом, с несчастьем,
Или со счастьем,
Святым, или не святым.
Такой пример здесь привести должны:
Один правитель из Китая задал вопрос святому:
«Создал так много я монастырей, и храмов множество построил.
Как вы думаете, святое это дело?» И рассмеялся тот святой ему в лицо:
«Что есть святого в том?
Это – вид бизнеса: относительно иного мира строите вы планы,
Что окажетесь вы в рае.
Святого нет здесь ничего,
Не свято это так же, как и остальное все».
Святой здесь говорит, что ваши, так называемые дела святые,
Необходимо сопровождаются делами не святыми,
Так как глубоко внутри присутствует желание не святого.
Разгневан император был и потрясен,
И так святого спросил он:
«Как вы думаете тогда, разве Будда – не святой?»
В ответ святой так произнес:
«Он – ни святой, ни человек; он пустота.
Как может святость там существовать?
Это было бы загрязнением; он - полная тишина, он - пустота».
Состояние не-ума ни святое, ни не святое.
Будда не является ни святым, ни грешником, и он
Всю двойственность превзошел.
Будда- это превосхождение; и помните о том,
Что от злого ума можете вы перейти к уму святому,
Но это - не истинное преображение.
И, без сомнения,
Это лишь степени вопрос; ведь вы не вышли за пределы ума.
И только не-ум освободить сумеет вас.
Так что не пытайтесь святым стать.
Святой не свят.
Не пытайтесь стать святыми,
Так как все эти усилия -
Не что иное, как эго – ум,
Играющий в новую игру.
Просто отбросьте всю эту чепуху
Относительно того, святым иль не святым быть вам.
Святому и грешнику скажите
«До свидания», скажите
Это свету, тьме, скажите это раю, аду, и тогда
Возникнет полностью мир новый,
О котором
Вы и не мечтали.
И тогда есть полный мир, покой,
Нет суматохи никакой.
Не возникает даже ряби.
И это – Будды состояние.
Там боли нет, нет удовольствия, так как оно
Не отличается от боли, а боль от удовольствия; так что же есть там?
Молчит об этом Будда, и ничего об этом сказать нельзя,
Так как все,
Что может сказано быть,
Станет частью двойственности; и если вы
Скажете, что это блаженство, тогда подумаете вы,
Что это не несчастье; а если скажете вы,
Что это свет, подумаете вы,
Что это не тьма; если скажете вы,
Что это лето, подумаете тогда,
Что это не зима.
Если скажете вы, что это – цветы,
Подумаете вы тогда, что это не шипы.
То есть, начнете в терминах двойственности мыслить; и Будда хранит
Об этом абсолютное молчание; причина этого в том, что это может быть
Выражено молчанием самим.
Как можете вы
Звуками выразить тишину?

Из философии буддизма Алмазная сутра Шри Раджниша


Рецензии