Новелла Матвеева 1934-2016
ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК I
(авторы родившиеся с 1900 по 1950)
Новелла МАТВЕЕВА (1934-2016) — советская и российская поэтесса, прозаик, переводчица, бард, драматург, литературовед.
=====================================================
***
Завидую далеким временам,
Когда сонет мешал болтать поэтам.
А почему бы, думаю, и нам
Язык не укорачивать сонетом?
Нужна узда горячим скакунам,
Обложка – книгам, рама всем портретам,
Плотина – разогнавшимся волнам,
Сонет – разговорившимся поэтам.
Сонет благожелательно жесток:
Он не допустит, чтоб залезли мысли
За край листа и клочьями повисли;
Он говорит: «Вот финиш мысли. Стоп!»
И там, где я рискну зайти за финиш,
Сонет, я знаю: ты меня отринешь!
1958
***
Шафранные дорожки зоопарка
Я исходила вдоль и поперек,
Но было в нем не так светло и жарко,
Как я воображала наперед.
В моих мечтах пестрей была цесарка
И лев желтей, и толще бегемот...
Иу что за слон? Вот мой – придуман ярко:
Мой вашего – хвостом перешибет!
Как не похож на призрак, на мельканье,
Воображенный мир, где я жила!
Где холод камня – каменнее камня,
Где звон стекла – стекляннее стекла,
Где сны – всерьез. И где железный скрежет
Острей железа руку вдруг порежет!
1963
***
Язык немых яснее всех других.
Конечно, в нем изящества не много.
Он суховат. Зато среди немых
Не встретишь болтуна и демагога.
Немой понятен потому, что тих.
Талантом не кричать и от ожога
Он заражен от греческого бога
И в скованности – сверхкрасноречив.
Когда-нибудь, как сорванная ветка,
И ты засохнешь, клад словесный мой.
Словам не верят. Песням верят редко.
А лишнего не скажет – лишь немой.
Все речи – только звуки. В час прощанья
Мир говорит с достоинством молчанья.
март 1965
***
Художник, незнакомый с поощреньем,
А знаешь ли? В тени пожить не грех:
Не ослепляясь счастья опереньем,
Мир, как он есть, увидеть без помех.
Негромким смехом встретить грубый смех,
Злорадство – ледяным обдать презреньем..
Нас невеликость наша высшим зреньем
Снабдит. И высший нам сужден успех.
Чтобы затем, с победою помешкав,
С насмешливым поклоном взять реванш.
Так Гулливер – игрушка бробдингнежцев
Мог разглядеть морщины великанш,
Чью красоту считали в Бробдингнеге
Вершиной безупречности и неги.
1962
***
В одном саду полно теней бездонных,
В другом жарынь, зато растет инжир.
Есть авторы холстов непревзойденных
И книг бесценных, поразивших мир.
Иному же – вовеки не вписать
В художество ни линии, ни строчки,
Зато – без промедленья и отсрочки
Он гибнущего бросится спасать!
Тоскуя по смычку, по эхалоту, –
Пойми ты! – нам не выйти к ним никак.
Но все мы (по божественному счету)
Суть моряки со скрипками в руках.
Мы – Голос! Мысль! Но цель сверхчеловечка
Не дать нам в жизни вымолвить словечка.
1980-94
***
……………………………………В. В. Левину
Кто мог бы стать Рембо? Никто из нас.
(И даже сам Рембо не мог бы лично
Опять родиться, стать собой вторично
И вновь создать уж созданное раз.)
Но переводчик – вот он! Те слова,
Что раз дались, но больше не дадутся
Бодлеру, – диво! – вновь на стол кладутся...
Как?! Та минутка хрупкая жива?
И хрупкостью пробила срок столетний?
Пришла опять? К другому? Не к тому?
Та муза, чей приход (всегда – последний)
Предназначался только одному?!
Чу! Дальний звон... Сверхтайное творится:
Сейчас неповторимость – повторится.
1969
***
Кастальский ключ проник во все проемы.
Росли из прялки струны и лады.
И в летописцев первые труды
Вошли певцов и риторов приемы.
Что там – поэты! Судьи и суды –
Уже и те с поэзией знакомы!
В их протоколах спрячутся следы
Лиризма и ораторские громы...
Придет художник – правого спасет,
Неправый суд – на холст перенесет.
Все гении сначала – адвокаты.
И входят в мир, причудливо смешав
Шум ветра, звездный свет, защиту прав,
Страсть к истине и вешние закаты.
1970-е
***
Ключи от подземелий подсознанья
Звенят опять на поясе моем.
Сегодня я, заблудшее созданье,
Сойду туда с коптящим фонарем.
Как воют своды в страшной анфиладе!
А впрочем, выясняется в конце,
Что все подвалы наши – на эстраде.
Все тайны, как посмотришь, – на лице.
У нас и подсознание – снаружи.
Все просто: нам получше – вам похуже,
Кот хочет сала, палки просит пес.
Успех собрата мучит нас до слез.
Но чтоб до истин этих доискаться,
Не стоит в преисподнюю спускаться!
1970
***
Высокая, как степень бакалавра,
Смоковница растительной страны.
Доспехом лавр звенит. А сбоку лавра –
Плеть винограда на куске стены.
Кора древес поверхности коралла
Сродни. И вся – как слепок с кривизны
Хребта, – чьи очертания видны
В разрыв кудрей ореха. Сбой хорала
Оранжевые оползни собой
Являют там, где взмыл коряво-бурный
Склон, циклопически-карикатурный.
И суперсинью так насыщен зной,
Как, мыслью укрощенная едва,
Насмешливая ярость божества.
1992-1993
***
Эстет и варвар вечно заодно.
Их жесты, разумеется, не схожи,
Но пить из дамской туфельки вино
И лаптем щи хлебать – одно и то же.
Эстет и варвар вечно заодно.
Издревле хаму снится чин вельможи,
Зато эстету – дева, вся в рогоже,
Дну снятся сливки, сливкам снится дно.
Усищи в бочку окунает кто-то,
А кто-то сквозь соломинку сосет.
Но кто грубей? Кто низменнее? Тот
Или другой? Хоть поровну почета,
Из бочки можно капли извлекать,
А можно сквозь соломинку – лакать.
1960-е
СТАРИННОЕ СЛОВО
Поэт и слава – нет опасней сплава.
Не в пользу лбам название чела.
И часто, часто – чуть приходит слава –
Уходит то, за что она пришла.
Жужжит и жалит слава, как пчела:
С ней сладкий мед, с ней – горькая отрава,
Но яд целебный лучше выпить, право,
Чем сахарного вылепить осла!
И слово-то какое! Аллилуйя,
Осанна... И кому? Себе самим?
Как будто пятку идола целую!
(Не чьим-то ртом, а собственным своим!)
Не славлю даже славного. А то ведь –
Устану славить – стану славословить.
1960- е
ШТАМП
Словес многовековые наносы
Виной тому, что образ овдовел, –
Пергаментом повеяло от розы,
И соловей над ней осоловел.
А был Гафиз: поили розу росы.
Был Саади – и соловей звенел.
Она цвела без жеста и без позы,
Он пел без фразы. Просто брал – и пел.
Их любит мир. Весна без них не может.
Их не берут ни войны, ни века.
И все ж они зачахли. От чего же?
От шума штамповального станка.
Мне страшен штамп! Мне страшно трафарета!
Он глуп, смешон, но в нем – кончина света.
***
Меня интересуют: муравьед,
Коренья, птицы, оползни, моллюски...
Но я не испытатель-мировед
И не снести бы мне такой нагрузки,
Когда б не наводила «марафет»
На хаос дней, не делала б утруски
Вещей, не помогала звать по-русски
Их, – не тоска мне (вечный мироед!),
А радость... Несъедобна та ботвинья,
Которую в тиши варйт унынье!
По мне – так даже на руку нечист
Стишков надменно-плачущих вершитель:
Поэт, а... сноб! Творец, а... разрушитель!
Гуманитарий, – а не гуманист!
июнь 1991
***
Зачем так странен мрак перед рассветом?
Как будто млеет вечность в нем сама!
Как бабочка под коконом, надетым
На будущие крылья. – Ночь нема.
Спят переулки, лестницы, дома.
Виденья вётел, с их полу воздетым –
полупростертым серым силуэтом,
Обволокли их, как вторая тьма.
Томится месяц – жемчуг в сонных створках.
В глуши небес, куда вглядеться трудно,
Испариной проступит звездный сонм...
Боярышник их держит на распорках,
Боясь не получить от них под утро
Какой-то вести. Сразу обо всем!
1990
***
Струится в долы жар животворящий,
Но лозы в гневе. Рдея, – плеть за плеть,
Пошли, как трещины в стене горящей,
Как щели ада, лающе алеть.
Мне снится кардинальский – то напевный,
То ржущий пурпур. Битвы ржавый свет.
До треска красный, пушечно-полдневный,
Владетельный, громово-алый цвет.
Предел бесстыдства на лице безбровом.
Впервые запылавшая щека
Низвергнутого в ад ростовщика.
Вельможный плащ. Клеймо на родниковом
Челе блудницы. Странно жжет глаза
Мне в тихий вечер тихая лоза.
1970
ЛОЗА ВДАЛИ
Лоза в кудрях, лохмотьях и огне,
Как беглый узник замковых развалин;
Он плащ порвал и руки окровавил,
Спускаясь на веревках по стене,
Но, в двух прыжках от выцветшей травы,
Внезапно замер, даль обозревая,
Скосив глаза на варварские рвы
И в хитрости холмы подозревая...
За этим красным ветровым пятном,
Как за огнем, слежу глазами детства
И вижу битвы, скованные сном,
На месте завертевшиеся бегства,
И неподвижный залповый огонь
Смеживших веки, грезящих погонь...
1970
***
Мы были бы, наверно, водолазы,
Врачи, каменотесы, моряки,
Когда б не стали рыцарями Фразы,
Причудливыми жертвами Строки!
Но мы зарыли, смыслу вопреки,
Призваний наших подлинных алмазы,
И не в свои впадаем мы экстазы
И не свои сжимаем кулаки...
Свою звезду не восприяв никак
И на чужую посягнув планету
(Страшась ли славы, реющей по свету?
Не дай, мол, Бог, остаться на века?),
В поэзию бросаемся, как в Лету, –
Вот где забудут нас – наверняка!
1973
ВЕРБА
Растет весной на вербе не цветок –
Не зверь! Но кто ж? Гибрид цветка со зверем?
Зверь взял бы его младшим подмастерьем,
А у цветка он был бы — казачок.
Но, может статься, это вид листа?
Иль вид птенца? Ничуть да не бывало;
Лист — вот он... А птенцов бы мать не стала
Высаживать так рано из гнезда.
Кто сей? – покрытый влажным мехом нутрий?
В нем радуги дрожат, как в перламутре...
Зверь? Птица? Рыба? Шмель? – не разберешь!
Но никому не дам во всей вселенной
Сболтнуть о нем, что он «второстепенный»,
За то одно — что с прочими не схож.
1990
ОТЗЫВ НА ОТЗЫВЫ
……………….Я убедилась, что ни в развертывании
……………….наполеоновских войн, ни в той войне
……………….Северных и Южных Штатов... равно как
……………….в изнурительных битвах Алой и Белой
……………….Розы – я не повинна ни сном, ни духом...
………………«Союз действительных*
Пример бесчеловечности плачевной
Я вам являю в опытах моих,
Вставая то зверюгой-Палачевной,
То бледным эльфом декадентских книг;
Пигмеицей в добре, в зле – Каланчевной,
Как вам когда ловчей... Встает мой стих
То призрачностью замков родовых,
То себялюбья скотскою харчевней.
Что только мне ни ставилось на вид!
Сдвиг звезд... Несходство города с деревней...
«Там человек сгорел!» – неслась цитата...
Да как же я могу быть виновата
В злодействах ваших, если я пиит,
«Оторванный от жизни повседневной»?!
1980
ЕСТЬ КОМИКИ С ДУШОЙ...
……………………………..Есть комики с душой.
……………………………..Но, рассуждая строго,
……………………………..Прямых учеников у Чаплина не много.
……………………………..Из поэмы <Ключи от клуба»
Есть Райкин, есть Никулин... И еще
Актеры есть находчивее многих.
И вдруг... заметишь ты, как горячо
Участвуют они душой в далеких
(И столь недавних!) «Новых временах»
Невозвратимой чаплинской эпохи,
Где у кофеен подбирает крохи
Бродяга Чарли в латаных штанах!
Ты, мания величия, враждебна
Всему, что справедливо и волшебно.
Но люди Сердца поняли давно:
Ничто так не рифмуется открыто
С величием, как срочная защита
Отверженных! И в жизни, и в кино.
январь 1995
Из цикла «ПРЕДСТАТЕЛЬНИЦА МУЗ» (Сонеты к ДАШКОВОЙ)
***
Читателю характеров понятно,
Кто в море жизни вобла, кто треска,
Какая сплетня сверхневероятна,
Какая – больше логике близка.
И неужели, бредящая ржаньем
Коня да шпагой, Жанна не могла б
Всей своей жизни главным содержаньем
Соделать гордость? В мире девок-баб
Неслыханную? Так. Но из нее-то –
В патриотизме только лишь в одном
Замешанной – и ткут для анекдота
Материю о бабьем, о смешном
В поползновеньях (поздних, бесполезных!)
Горжетку смастерить из лат железных.
ЗАМУЖЕСТВО КНЯГИНИ ДАШКОВОЙ
(Или Сплетни)
Простая доказательность – награда
Историку за честное житьё.
Прошу вас! пересказывать не надо
Всего, что так похоже на вранье!
На то у негодяев и надёжа,
Что честные подхватят их поклёп,
И голосом святым упрочат то же,
Что шло под клеветнический захлёб.
Огнем горит! горящие чернила
Давно в аду глушит в галлонах тот,
Кто сплел о самой чистой анекдот,
Из самых гнусных: «На себе – женила!»,
Дав имидж Грицацуихи – в подарок
Несовершеннолетней Жанне Д’Арк!
КРАСАВИЦА, ДУРНУШКА И ПОЛЯК
К ней ревновать?! Неслыханно! Однако,
Невесть какой тайком страшась беды,
Владычица, влюбленная в поляка,
Подругу перед ним на все лады
Чернит, – ревнуя схему зодиака
Их встреч возможных... Воздвигая льды
На их пути... То с вёрстами воды
Работая, то с крапинками мака,
Красавица сургуч готова съесть,
Чтоб с Понятовским Дашкову не свесть!
Мы говорим: «Политика?» Вестимо.
Но женское смятение в душе
Прелестного политика – уже
В полете дней для нас – неощутимо.
ДИДРО И ВОЛЬТЕР
Быть может, был в той знатной переписке
Императрицы сумрачный намек,
Что Дашковой проделки ей не близки.
Дидро смутился. А Вольтер – усек,
Сказав: «Ну что ж... Ее не будет в списке
Моих друзей. О беспощадный рок!
Вторую Жанну* снесть бы я не мог!
Где? Где еще один костер – английский?»
Дидро же мнил: «Вот и еще одна
Гонимая в снегах Руси морозной.
Немилая своей царице грозной,
Она друзей, конечно, лишена!
В тисках живет, а все геройством бредит...
Приму ее как дочь, коли приедет!»
______________
* Существует точка зрения, что в «Орлеанской деве» Вольтер
высмеял не только «духовенство» (как принято считать), но и
самое великую Жанну Д ’Арк.
***
Не сам сонет растаял в блеске лунном,
А давняя сонетная пора:
Древесный сок извечно будет юным,
Хотя веков крепка на нем кора.
Застыла ода идолом чугунным,
Элегия уходит со двора...
И лишь сонет – еще бежит по струнам,
Еще дрожит на острие пера!
Он жил давно. Но это не причина
Вновь не ожить ему для новых тем.
Его конец – еще не есть кончина.
(Смотря кто кончил! Как! Да и зачем!)
Шекспир – и тот не вычерпал сонета!
И ковш у родника оставил где-то...
1958 - 69
***
Нам Пушкин дал сонета контур смелый.
С ним редко связан тот, кто пел Тамань.
Взрастила плод, хоть пышный, но незрелый
В нем Символизма призрачная рань.
В нем Брюсов правил строчек филигрань.
Им в Кижи – гвоздь вгонял формач умелый.
Покуда вдруг – свершений остров целый,
Мечты святой фазанью глухомань
В нем не открыл Вильгельм-Завоеватель!
Полузаглохших троп распознаватель,
Ронсара друг, советчик Дю Белле,
Камоэнса, искавшего свободы,
Какую редко встретишь на земле
(Вот разве что заглянешь в переводы)...
1983
О «ХРОМОМ» СОНЕТЕ
...........................Сонет «хромой»,
...........................Сонет «глухой»...
...........................Ах, только 6 не слепой!
...........................А все мне снится Идеал,
...........................Как зверю – водопой.
Кто с носом не в свое суется дело,
Тот просто неуч! Вредный и шальной!
Ну, так судья ль я тем, кто пишет смело
Сонетных строк – тринадцать? Без одной?
Но знаю, что в системе, мне родной,
Хромой терцет глядел бы... оробело,
Как на ковбоя или корабела
Больной прислужник в лавке скобяной.
Эх, не по мне ломать кому-то ноги!
Стихи ведь тоже люди! Даже боги!
Бог – мой сонет иль человек простой,
Но раз не может он занять Гефеста,
Литейщика божественного, место –
Куда б ему податься – с хромотой?!
1988
***
Когда сонет плохой, то он – злодейский.
И вот уже, действительно, тогда,
Нас не спросись, надев парик судейский,
Кто без вины – он судит без суда.
Но тот ему, с его повадкой змейской,
Четырнадцатистрочник не чета,
В котором есть Работа, есть Мечта
Стопы своей не замочить летейской
Водой стихов дурных. Но и сухим
Не вырваться, как плут... Подвергнув сглазу
Чужой сонет; сочтя его доросшим
До бранных слов, – скажите лучше сразу:
Плохой сонет не может быть хорошим,
А неплохой – не может быть плохим.
январь 1992
СТРАХ ПОЗНАНИЯ
Познанье – скорбь. Как на огне каштан
Трещит по швам, так сердце рвется в Хаос.
Но страх познанья кончится. А там –
Опять начнется радость, доктор Фауст!
Та радость будет высшей. Но усталость
И вековечный страх мешают вам
Из-под руин отрыть бессмертный храм.
Хоть до него и дюйма не осталось.
Смертельно страшных шесть открыв дверей,
Ученый муж захлопнул их скорей,
Седьмой же – и коснуться побоялся.
А именно за ней рос чудный сад,
Где пел источник, вспыхивал гранат
И день сиял и тьмою не сменялся
ПРОВОЛОЧНЫЙ СКВОРЕЦ
За нелакейство чувств – «литературным»
Прослыв, преодолеешь ли когда
Наветы, стих мой? К тогам и котурнам
Отброшен ты на долгие года.
И кем! Как раз картонным (вот беда!)
Каркасным, как бы вовсе бесфактурным,
Скворцом! Аранжировщиком ажурным,
Составленным из хитрости и льда;
Слепым копировальщиком, арбитром,
Чья рыбья кровь искусственности литром
Разведена; кто видит не предмет,
А тень его, сто тридцать третью сразу;
Кто перехватчик на чужую фразу,
Но в ком самостоятельности нет.
ПОДОБНО ЛЕБЕДЮ...
Как лебедь прячет голову в крыло,
Так ландыш прячет в листья венчик дикий,
Чуть только май затеплит свет его
В сухой тени, где зелень земляники.
И там, где руку мне в ручье свело,
Где пух совы летает, в солнца блики
Вплывая, где, крутой, в сорочьем крике,
Обрыв шагам давался тяжело, –
Как я искала в детства кущах пестрых
Такую связку росяных наперстков!
Как если бы и всех грядущих лет
Моих судьба зависела с рожденья
От слабого душистого растенья
И от того, найду его иль нет.
ПОИСКИ
Как связка нот растительных, а с ней
Скрипичный ключ, поднявшийся несмело,
Он мог напомнить песню белошвей,
В цветущих колокольчиках прострела
Закрепощенную; ничьих ушей
Еще не достигавшую; всецело
Пропавшую, как брошенное дело.
Но я ищу уже так много дней
Свой ландыш! Ну а вдруг – найду? На шею
Себе же? в доме теснота и копоть:
Пристроить гостя – нет ни уголка!
Так, не его искала я, должно быть,
Приняв стиха растущего идею
За поиски далекого цветка.
***
В том парке, где листвы опавшей охра,
Желтея, светит под росой зари,
Где шампиньон – душисто-дряхлый рохля
С изнанки красен, теплит изнутри
Свои крошащиеся фонари;
Где все, что видит глаз – трава ли, мох ли, –
Все превращается в пустынно-мокрый
Всеобщий запах горестной земли, –
Не ведая тоски остережений,
Одно лишь знала я: здесь веет гений
Великой тайны! Терпкий потому,
Что он далек от будничности света
И что... не пустит жизнь меня к нему,
Отнимет ключ, не даст мне вникнуть в это.
1961-92
***
Есть гениальность ночи... Сокровенность
Несбыточного властна в поздний час
Дойти до сердца каждого из нас.
Одни ее хранят, как драгоценность,
Другие разбазаривают враз,
А третий – впав на радостях в надменность,
Несет ее в дневную современность,
Как личной посвященности запас!
И говорит: «Не правда ль? – мы с тобою
Возвысились над грубою толпою?!»
Вот как, приятель?! Знай же: есть мосты,
Где всяк батрак пройдет! Огласку тайны
Не позволяет людям воспитанье.
Но каждый видел то, что видел ты!
декабрь 1994- январь 1995
***
Восток, прошедший чрез воображенье
Европы, – не Восток, а та страна,
Где зной сошел, как тяжесть раздраженья,
А сказочность втройне заострена,
Где краски света, музыки и сна,
Шипов смягченье, роз разоруженье,
Жасминовые головокруженья
В ста отраженьях – комнат глубина.
Сто потолков огнем сапфиров движет.
Сонм арапчат по желтой анфиладе
Бежит, – и в то же время на коврах,
Далеких, золотых, недвижных, – вышит...
А дым курильниц всё мотает пряди –
Не вовсе с прялкой Запада порвав.
1980
МЕЧТАНИЕ ГОРОДА
Толпа глядит, бледна и длиннолица, –
Нос-полумесяц остро вздернут вверх.
Как в облаках дыхания мелиссы
Зеленоватых – реет судоверфь.
На крышах – кошек черный фейерверк.
Спускающихся улиц вереницы...
На вывесках, витающих, как птицы:
Ключ. Апельсин. Башмак. Посуда. Вепрь.
Трех пансионов лесенки кривые
С половиками красными, как жар,
Скакнут, имея целью мостовые,
Но, не допрыгнув, плавят солнца шар.
И странники бредут по эспланадам:
Живые – с нарисованными рядом.
1963-69
1960-е
Свидетельство о публикации №123111203753