Любовь высвобождается

Не-ум не может возникнуть из ума,
Он не является ростом или продолжением ума,
Он длительности не имеет, и не является он продолжением,
В той же степени, в какой здоровье не является продолжением
Болезни вашей; здоровье не возникает из болезни; оно возникает
Из удаления болезни; болезнь место здоровья занимает,
И расцвести здоровью она не позволяет.
Болезнь убрать необходимо, и она
Подобна камню на пути ручья.
Уберите камень, и ручеек течет тогда.
Не возникает ручеек из камня, который путь блокировал ему.
Таков же ум.
Он блоком является для не-ума.
Не-ум попросту означает то,
Что вообще не является умом.
И как он возникнуть может из ума?
И надо различать
Сверхум, и не-ум; Сверхум – это рост,
А не-ум- это прыжок, скачок.
У не-ума нет общего ничего с умом.
Не встречаются, не сталкиваются никогда они.
Когда есть ум, там нет не-ума,
Когда есть не-ум, там нет ума.
Не могут друг друга поприветствовать они.
Присутствие одного означает отсутствие другого;
И, безусловно,
Иметь великий ум не означает просветленным быть.
Мыслителем великим быть не означает «просветленным» быть.
И потому сверхчеловек со Сверхумом –
Все тот же человек, хотя все слабости разрушены его,
И силы укрепились все его,
Но это тот же человек, хотя сильнее, выше он,
Но остается все же
На ступеньке той же.
Перемены радикальной
Здесь не наблюдаем.
Здесь нет обрыва непрерывности; а не-ум разрыв собой обозначает
Со всем, чем вы являетесь.
Вы умереть должны,
Чтобы не-ум мог быть.
Не может не-ум развиваться из ума,
И надо понимать,
Что это – не эволюция, а революция сама.
И ум отброшен ваш, и тогда
Найдете вы не-ум, и был он там всегда.
Ум заволакивал его, вас в замешательство вводил, не позволяя вам
Видеть то, что есть; необходимо понимать,
Что у не-ума нет общего ничего
С насилием, с борьбой,
Не приходит он из насилия, борьбы.
Все то, что появляется из насилия, борьбы,
Неизбежно будет раны на себе нести.
И даже если залечены такие раны,
Но остаются все же шрамы.
И это снова будет непрерывность, и страдания.
Возникают они не из не-ума,
А возникают страдания из-за того,
Что ум наш борется за то,
Чтобы управлять.
Борьба – из-за ума, он уходить не хочет,
А оставаться хочет.
Ум стал силен, вы одержимы им.
И так он говорит:
«Нет, я не собираюсь уходить,
И здесь я остаюсь»; и все страдания, борьба-
Из-за ума.
И общего ничего
Не имеет с этим не-ум твой.
Через страдания, борьбу пройти необходимо вам,
А если не пройдете, то тогда
Ваш ум вас не покинет никогда.
Необходимо понимать,
Что не-ум не рождается из борьбы,
А из нее выходит только ум; не-ум приходит без борьбы.
И будем находить,
Что борьбу дает вам камень - ум, а он не хочет уходить.
Ведь он лежал
На этом месте
В течение столетий и тысячелетий,
И говорит он так:
«Кто вы такой, чтобы меня убрать?
И о каком ручье вы говорите? Здесь нет ручья,
Ведь нахожусь я здесь века,
И знаю, что камня никакого нет,
Забудь об этом насовсем».
Но вы хотите сдвинуть этот камень, но он тяжел,
И в землю глубоко врос он.
Привязанности он имеет, и не хочет уходить.
Понятия о ручье он не имеет, но вы должны
Тот камень своротить.
Пока не сдвинут он,
Ручей не потечет.
Молотом бить по уму должны.
И будем находить,
Что в уме нет семени не-ума,
В уме нет места для него, и ум не может содержать даже семени не-ума.
Не-ум бесконечен, подобен небу он.
Как может содержаться он в вещи такой малой, как ум, который полон всегда
Мыслями, желаниями,
Воображением, памятью, фантазиями;
И места лишнего нет в нем,
Он очень мал; а, во-вторых, он переполнен, забит толпой и шумом.
Не-ум же тих, а ум наш шумен.
Его не может ум наш содержать,
И должен ум наш исчезать.
В исчезновении таком
Начало новой жизни мы найдем,
Начало существа другого,
И мира нового.
Так называемые, превосходящие ум предметы,
Как смерть, Нирвана, вечность –
Остаются предметами ума.
Когда о вечности вы думаете, вы думаете тогда.
Когда вы думаете о Нирване,
Крутиться вокруг нее ум станет,
И станет он красивые идеи Нирваны представлять,
Но это будет работа вашего ума.
А что о смерти думать можно?
Как можно
О чем-то думать, чего не знаете сейчас?
Ум в совершенстве может повторять
Все то, что известно вам.
А с неизвестным это делать он не может; не знаете о вечности вы ничего,
И все,
Что вам о ней известно – это время.
И даже, когда вы думаете о ней, она - ничто иное, как время,
Растянутое, продленное время.
Не знаете вы Нирваны;
И если скажем это слово, оно не явится Нирваной.
И также слово «Бог»-
Это не Бог.
И все картины, статуи, изображающие Бога, не имеют общего с ним ничего.
Не знаем мы о смерти ничего: куда ушла
Сердцевина сокровенная твоя?
Не можем мы об этом знать, не умерев,
Необходимо опыт смерти свой иметь.
Единственный способ неизвестное узнать -
Его должны вы испытать.
Предметы эти вечные вам не помогут,
Скорей всего, они лишь ум усилить могут.
И скажет ум тогда:
«Смотри, ведь я могу снабдить тебя
Концепциями, превосходящими твой ум, куда ты без меня?
Со мной о вечности ты будешь размышлять,
Я – сущность сокровенная твоя,
Вообще, ничто ты без меня».
И ум в вопросах этих вам не помогает,
А только лишь мешает.
Когда мышление парализовано твое,
Не направлено тогда оно.
В параличе таком у вас впервые будет проблеск не-ума,
Просто маленькое оконце открывается тогда,
И вы впервые почувствуете вкус не-ума,
И все придет в движение тогда,
И будет легче потеряться в безграничности большой.
Не можете вы медитировать просто, а вы должны
В это войти,
А медитировать над вопросами такими псевдоактивностью  предстанет.
И это – род бегства, избегания.
Боитесь смерти, и потому вы думаете о ней.
Боитесь вы Нирваны, и думаете о ней.
Такое размышление придаст вам чувство того,
Что вы способны думать о смерти, о Нирване; но ум хитер,
И, должно быть, уговаривает вас он,
Так как взорваться в тот момент, когда вы думаете, он не может;
То, о чем вы думаете, значения не имеет, когда вы думаете, не может
Ум взорваться,
Он будет этим только наслаждаться.
И в самом этом наслаждении думаете вы, что взрываетесь сейчас,
Не нужно вам бояться, что можете вы шизофреничным  стать,
Так как вы уже являетесь им; шизофреничен ум всегда,
Так как есть альтернативы – быть, или не быть,
Делать это, или другое; ум нерешителен, и даже если вы
Выберете что-то, выбирает лишь часть ума,
А другая часть против остается, так продолжается всегда.
Не бывает ум тотальным никогда.
Вот почему шизофреничен он; не надо этого бояться.
Быть в своем уме - шизофреником означает быть.
И только Будда лишь один
Находится вне этого; и мы должны признаться,
Что все человечество шизофренично в степени той, или иной.
Когда выходите за определенные пределы,
Должны искать вы психиатра непременно;
Но различие - лишь в степени, количественное, а не качественное оно.
И мы найдем,
Что даже между вами и вашим психоаналитиком-
Лишь в степени шизофрении есть различие.
Шизофреничны все, а ум ваш
Помочь не сможет, он может лишь решать.
Когда увидите вы это, появится не-ум тогда.
Не вы приносите его,
Он появляется согласно с самим собой.
Два вида есть Нирваны.
Один вид «Нирваной с субстратом» Будда называет.
Тогда исчезло дерево желаний,
Но корни под землей еще остались.
Хотя исчезло дерево снаружи, но, как и прежде, способное оно
Вновь обновиться, субстрат остался все еще,
И семя пока не сожжено,
А корни подходящего момента ожидали,
Чтоб снова расцвести,
Дожди пройдут - и расцветут они.
Они момента только ждали,
Чтоб вновь взойти.
И это состояние есть состояние такое, в котором много раз
До точки доходили вы, в которой ум исчезает ваш,
И ощущаете не-ум тогда; но снова
Возвращается ваш ум, и снова
Будет распускаться он, и в тот момент, когда вы достигаете вершины,
Вы думаете, что все кончено, что не упадете вы в долину,
К уродливым, несчастным дням,
И что возврата нет назад,
Что темная ночь души закончилась уже, и утро настает,
И солнце вновь уже встает.
Но однажды обнаружишь, что соскользнул во тьму уже,
Долина снова, и света нет,
А опыт вершин – лишь только память; и тогда
Сомнения начнут тебя одолевать:
А было ли все это, а может быть, лишь грезы это были,
И если то произошло, куда же оно делось? Где эти солнцем залитые лики,
Где прошлого экстаза миги?
И вновь несчастья здесь, агонии, страдания; и вы упали в ад.
И это происходит много раз.
Хотя исчезли мира проявления,
Но остается не проявленное семя.
Вторая Нирвана
Есть Нирвана без субстрата,
То есть самадхи без семени; тогда не только дерево разрушено само,
Но и семя сожжено.
Не может распуститься вновь оно.
Субстрат исчез, вы остаетесь на вершине навсегда,
И нет падения назад.
Субстрат-
Корни, семя собою будет представлять.
Отношения у вас могут быть к чему угодно,
Но, безусловно,
Невинность ваша разрушена тогда,
И все, что является обычным – хорошо всегда.
Быть обычным – быть никем, ничем, без идеологии любой,
Быть бесхарактерным - все это хорошо; пойми, мой дорогой,
Когда характер есть у тебя-
То это вид невроза у тебя.
Характер означает,
Что нечто в вас фиксированным стало.
Он прошлое твое собой обозначает,
И обусловленность, и культивацию твою; и когда
Имеется характер у тебя,
Тогда вокруг тебя – броня.
Ты более не свободен, и носишь на себе тюрьму, хотя
Тонкого рода есть эта тюрьма.
Настоящий человек бесхарактерным будет, а это означает,
Что свободным он предстанет
От прошлого своего,
И будет действовать в соответствии с моментом он,
И он спонтанным будет,
И только он спонтанным может быть; и он не будет
Оглядываться назад, в память свою, чтобы решить,
Как поступить.
Если ситуация возникает,
Тогда заглядываете в память.
Тогда у вас характер есть; и тогда
Спрашиваете вы прошлое свое: «Что должен делать я?»
Когда у вас характера нет никакого,
Тогда вы просто будете на ситуацию смотреть; и, безусловно,
Тогда она сама решает, что сделано быть должно.
И это спонтанно возникает; и это – отклик, а не реакция; в Дзэне мы найдем,
Что верования там нет ни во что.
У Тантры есть отношение к сексу, и вся причина в том,
Что она пытается разоблачить то,
Что сделало общество само.
Тантра - есть лечение; и если общество секс подавляет,
Лечением Тантра выступает,
Чтобы помочь вам равновесие обрести,
Поскольку склонились сильно влево вы.
А Тантра помогает вправо отклониться.
И надо было тому случиться,
Что общество создало ум подавленный, антирадостный,
Жизнь отрицающий.
Против секса настроено оно всегда,
Потому что если позволить людям сексуальных наслаждений,
Тогда не сможете рабами сделать их, поскольку, без сомнения,
Не сделаете рабом вы радостного человека.
Не будет в том секрета,
Что только печальных людей можно превратить в рабов,
А если радостен человек – свободен он, и некая независимость есть в нем.
Не можете радостных людей рекрутировать вы на войну.
Но если человек сексуальность подавил свою,
Готов идти он на войну, и к ней он подготовлен,
Так как наслаждаться жизнью он не способен.
Он неспособным наслаждаться стал,
Так как неспособным к творчеству он стал.
Теперь он может только разрушать,
Насиловать и убивать.
Энергии его разрушительными, ядовитыми все стали, и он
Не только убивать готов,
Но ищет он жестокости во всем.
Он хочет убивать и разрушать.
Необходимо понимать,
Что когда он разрушает человеческие существа,
Испытывает он тогда
Победную радость проникновения.
Но проникновение такое может быть в любви,
Тогда оно прекрасным может быть.
Но если проникаете вы в чье -то тело с мечом, копьем, тогда
Уродливо все это, насильно, разрушительно; и всегда
Замену ищете проникновения.
И если бы разрешило общество всеобщую свободу радости, то, без сомнения,
Разрушительным никто бы не был; люди, умеющие любить,
Разрушителями не могут быть.
Люди, умеющие любить и радоваться жизни,
Соперничать не будут никогда; и как мы видим,
Примитивные люди не такие уж соперничающие, и они
Просто радуются жизни, в танцах участвуя ее.
И мы найдем,
Что бизнесмены – это аскеты; и они
В жертву деньгам все принесли.
А тот,
Который знает любовь,
Знает радости ее, ее экстаз; -
И он соревноваться не будет никогда,
И будет счастлив тем,
Что обеспечит для себя насущный хлеб.
Радостный человек ничего не просит никогда,
Ведь радость -  всеобъемлюща всегда.
И только тот, кто не наполнен, соперничают между собой; и думают они тогда,
Что жизни еще нет, что где-то там она,
Что должен ехать я туда, вся радость – там.
И думают они,
Что радости здесь нет; и потому они
Все едут, едут, они всегда в пути.
А тот, который будет радость знать –
Он здесь; зачем ему куда-то ехать? Ради чего?
И счастлив он здесь и сейчас.
И нужды все малы его, и нет желаний у него.
Удовлетворить возможно нужды, но желания – никогда.
Естественны все нужды, а желания извращены всегда.
Итак, все общество зависимо от одного – от подавления
Сексуальных отношений,
А иначе разрушится экономика вся,
А это – саботаж.
Тогда исчезнет и война.
А с ней – военный механизм; и тогда
Политика бессмысленным занятием предстанет,
Не нужны тогда политиканы,
Не будут деньги ценности иметь, если мы
Позволим людям любить.
Из-за того, что им любить не разрешают,
Деньги им заменой выступают,
Они становятся их любовью,
И в этом тонкую стратегию находим:
Что секс подавлен должен быть, а иначе падет
Вся структура общества всего.
И только любовь
Революцию с собою принесет.
Коммунизм,
Фашизм, капитализм,
Все «измы» поражение потерпели,
Так как глубоко внутри
Секс подавляют все они.
И на самом деле,
Все они согласны в том, что секс контролировать необходимо, и нельзя
Невинную радость секса людям позволять,
И тогда, чтобы восстановить баланс,
Приходит Тантра; она лекарством будет выступать.
А Дзэн – это не лекарство, а состояние такое,
Когда болезнь исчезла; и, безусловно,
Вместе с болезнью исчезло и лекарство; и если вы
Излечились от своей болезни, тогда не будете носить
С собой рецепты, и с лекарством пузырьки,
Вы выбросите их.
Они пойдут на свалку; а общество обычное всегда
Против секса; а Тантра пришла,
Чтобы вернуть его, и когда
Секс вернули назад,
Тогда Дзэн возникает, и у него нет отношения никакого ни к чему,
И он – есть чистое здоровье; когда я вам о чем-то говорю,
Не умствование это, я опытом тогда своим делюсь.
И если вы открыты и доступны, то тогда
Видение мое будет и у вас.
Небольшая часть видения моего
Проникнет в ваше существо.
И на один момент откроете вы двери, и скажете тогда:
«Да, это так».
Когда другой же кто-то говорит, и если это не является его видением,
Или, когда другому человеку что-то говорите вы, - и если это не ваше видение,
А только лишь позаимствованный вами взгляд, -
Тогда это не будет правильно звучать.
Если бы человек, подобный Будде, когда – нибудь в чем-то  солгал,
Правдиво это бы звучало; а если вы
Даже правду будете говорить,
Будет звучать она как ложь.
И это больше зависит от источника самого,
То есть, не оттого, что сказали вы,
А оттого, кто это говорит.
Когда Иисус что-либо говорил,
Его слова огню подобны были, делился он видением своим.
Когда его слова хотите просто повторять,
Там видения нет никакого, и это лишь слова,
В них страсти нет, нет интенсивности, нет истины самой.
Она приходит только через опыт свой.
А некоторые люди говорят,
Что мир неправильный; но надо понимать,
Что сотворили они утопию в своих умах.
С утопией своей они сопоставляют мир.
Есть множество идей у них,
Как должно все быть.
И все неправильным кажется им,
Так как вещи на их идеи непохожи; но как только идея есть у вас,
Другими станут вещи в тот же час,
Поскольку с идеей вашей они не схожи; но я реалистичен,
А не утопичен.
Нет у меня идей,
И идеалов никаких я не ношу в уме.
Есть только один мир:
Красные розы, зеленые деревья, и люди такие, как они есть.
И если с миром все в порядке, и лишь тогда вы сможете любить,
А если не в порядке мир для вас,
Вы политичным становитесь тогда.
Политик зависит от идеи, что не в порядке мир:
«В него я должен революцию внести,
Улучшить должен я его».
То есть, улучшить то, что является творением Бога самого.
И ум политика таков.
Нет у него любви,
А есть проклятия одни,
Так как судит он.
В религиозном уме нет осуждения, не проклинает он,
Не осуждает, так как может он любить.
И помните о том: вы можете любить
Только тогда, когда у вас нет осуждения,
А если есть оно у вас, тогда
Не сможете любить вы никогда.
Вы будете навязывать идеи свои
Тому, кого вы изберете жертвой своей, так называемой, любви.
И если даже родится ребенок у вас,
Вы тут же прыгнете на него,
Начнете им руководить, организовывать и улучшать его,
И разрушите тогда
Это существо.
Вот образом каким был разрушен каждый-
Родителями, обществом; и если встретите вы женщину однажды,
Немедленно начнете ее вы улучшать
В соответствии с тем, какою быть она должна.
Но и она, конечно, великий улучшатель  есть сама.
И если вы
Стали жертвой женской любви,
Тогда вас больше нет, тогда она настолько улучшит вас,
Что сделает из вас
Другое что-то; и несколько лет спустя,
Не будете вы в состоянии узнать,
Кто вы такой; она все время будет подрезать, подвязывать тебя:
«Веди себя так-то, говори то, и то»; и то, что называете любовью,
Является в большей или в меньшей степени преобразованием другого.
И говорите вы,
Что хотите другого изменить,
Потому что любите его.
Неискренне это совершенно; если любите его,
Не станете преобразовывать его.
Любовь - другого человека принимает, уважает его таким, каков он есть.
И если мир хорош для вас такой, как он есть,
Только тогда вы можете его любить; а если любите, тогда узнаете, что он
Гораздо лучше, чем думали о нем.
Вы больше любите его и находите тогда, что этот мир прекрасен,
А не просто что «он в порядке».
И если есть любовь,
Находите вы постепенно, что исчезает мир для вас; и это есть сам Бог.
Прекрасна смерть; она прекрасна, как и жизнь сама,
Если только знаем, как сообщаться с ней; прекрасна она
Из-за расслабления ее; и она
Прекрасна потому, что личность вновь упала в источник бытия,
Чтобы расслабиться и отдохнуть, чтобы снова
Назад вернуться быть готовой.
Ведь также океанская волна
Поднимется и упадет она,
Когда-то будет у нее и день другой,
Родится в форме она иной,
И упадет потом, исчезнет; и также смерть
Исчезновение просто есть
В источнике всего; и это к непроявленному есть возвращение.
И это - засыпание в Боге; вы снова расцветете непременно.
И солнце, и луну увидите опять.
Пока не станете вы Буддой, пока умереть сознательно не будете способны,
Расслабиться сознательно, в Боге, -
Вернетесь вы назад.
А если к этому вы уже готовы, то это смерть полная и совершенная.
Обычная смерть - временна,
Назад вернетесь снова; но когда
Будда умирает, он умирает навсегда.
И в смерти его
Качество вечности есть; пойми одно,
Что даже временная смерть прекрасна; а я
И жив, и мертв одновременно: как личность мертв уж я,
И как никто я жив.
И очень трудно того найти,
Кто является никем,
И вы того нашли в моем лице.
До пор до тех,
Пока не станете никем,
Помните о том, что теряете удобный случай; умрите, как умер я,
И будете тогда
Также живы, как жив я.
Есть жизнь, у которой нет общего ничего с личностью любой, с «я» любым,
И это – жизнь пустоты,
Невинности и девственности; и я
Делаю ее доступной для тебя.
Мастер Дзэн когда-то так сказал:
«Когда живешь,
Будь полностью мертв, будь мертвецом,
И как хочешь, веди себя».
Опасно не знание само,
А познавательная способность.
Знать факты – очень хорошо,
Но забывать о тайне жизни - опасно очень для каждого из нас, -
Не забывай об этом никогда.

Из философии буддизма Алмазная сутра Шри Раджниша


Рецензии