Наказы Шукадевы госвами
Когда однажды собрались в лесу,
Лишь солнце яркое взошло,
Наимудрейшие из всех людей, чтоб тайну выведать одну.
Они спросили одного пророка,
Который, чувства обуздав свои,
Учения Вед познал глубоко,
И в ком горел огонь любви:
Что высшим благом является для всех?
В чем суть божественных Писаний:
Им так ответил тот мудрец:
«Не надо прилагать других стараний,
Занятие те должны искать,
С чьей помощью к служению Богу сможете прийти,
Тогда не будете страданий знать,
В служении этом отыщете покой души.
Задумываясь над жизнью, можем мы понять,
Что два пути предписаны для человека,
Путь низший - где наслаждений чувств стараемся искать,
И высший есть - путь отречения и обетов.
Разумным людям понятна истина одна –
Неверное у всех людей душа имеет состояние,
Ведь истинная жизнь ее духовна и вечна,
Полна блаженства, исполнена всезнания.
И временно, и иллюзорно все в миру,
Все здесь наполнено страданием, и места нет для счастья.
Все наслаждения, в конце концов, приносят боль одну,
Поскольку изменчивы они и преходящи.
И лишь служение Богу вас приведет к блаженству.
И высочайшим путь такой зовется.
Ведь Бог является тем центром,
Откуда в мире все берется.
Служение Богу вам поможет
Понять законы материи и духа.
Привязанность к миру порвать тогда ты сможешь,
Достигнешь зрения острого и слуха.
Касаться высшего должны всегда,
Молиться, слушать все о Боге постоянно.
Тогда поймем, чтo существует истина одна,
И будем развиваться неустанно.
А все занятия другие -
Лишь трата времени пустая,
Хотя их результат наглядно виден-
Все в пpax уйдет, от них останется лишь ваша карма.
Душа духовна, а мы и есть душа,
И не являемся ни этим телом, ни умом,
А потому и радость получаем мы сполна
Когда к душе своей придем.
Как сила высшая душа в нас выступает,
Она ведет и ум, и тело,
Их постоянно направляет,
И на нее возложено такое бремя.
И потому не будет человек счастливым никогда,
Пока он не узнает,
Что движущая сила в нем — душа,
А ум и тело лишь оболочками ее предстанут.
И потому не будем счастливы мы никoгдa,
Заботясь лишь о теле, и уме своем.
Важнее их - живое существо - душа,
И ей свободу надо дать во всем.
Потребности души — освободиться от оков и тела, и ума,
Все это к ней придет, когда она
Узнает высший дух, влечений к миру сбросит бремя,
Иная деятельность не нужна и ей вредна.
О, к Богу высшая любовь! Ты в сердце каждого живешь,
Но в мире ты проявлена неверно,
В привязанностях извращенных здесь тебя найдешь
К материи любой; и это — лишь любви духовной отражение.
Старайтесь чувства обуздывать во всем,
Себе желать лишь жизни со здоровьем и самосохранения,
О Боге надо постоянно вопрошать притом-
Вот истинное ваше назначение.
А чувствам можем потакать
Лишь в мере той, достигнуть чтобы самосохранения;
Излишества во всем необходимо избегать,
Греховно жить для чувственного наслаждения.
Относителен наш мир, в котором мы живем,
В нем и объекты познания, и познающий во всем различны.
В познающем - дух живой найдем,
А познаваемое - материя, и по энергиям они отличны.
К высокой категории относится душа,
Совсем же так, как Царство Божье.
В миру энергия другая работает всегда,
По качествам своим для мира высшего она негожа.
С земной материей соприкасаясь,
В иллюзию глубокую впадает живое существо,
И высшее узнать уже отчаясь,
С земным тогда отождествляется оно.
А в Абсолюте все едино, и там энергия духовная одна.
Там объект познания и познающий — суть одно.
Там двойственности нет, любовь кругом жива,
И качества духовные проявлены всего.
Высшая цель жизни - осознание Бога с прилежанием.
Тебе она доставит радость,
Но большую - Творцу,
И потому должны мы с неослабленным вниманием
И слушать все о Нем, и прославлять Его, и поклоняться лишь Ему.
Когда мы Богу доставляем радость,
Служа Ему, Его не забывая ни мгновения,
Тогда познаем истинную сладость
С великим Господом общения.
Склонность прославлять других
Направь на истинный объект для поклонения:
На Бога надо прославление обратить,
Спадет тогда с тебя великое затмение.
Памятованием о Боге, как мечом,
Мы разрубаем узы кармы.
Любовь к Нему придет к вам при условии одном –
Служить Ему должны вы постоянно.
Мы потому пришли на землю эту,
Что против Бога восстали мы когда-то,
И если не стремимся мы попасть на высшие планеты,
Упасть возможно в тело и свиньи, однако.
Сверхдуша есть Параматма, Вишну,
И в сердце каждого она живет,
Его от похотей мирских очистит,
Когда желание слушать все о Боге к нам придет.
Нельзя пройти в то Царство Божье,
Пока не сбросит человек грехи, висящие на нем,
Они есть порождение его желаний всевозможных
Господствовать над матерью-природой, как будто бы хозяин он.
Богатство, женщины - вот главные препятствия
Для тех, кто захотел домой вернуться навсегда,
И для духовной жизни нет большего несчастья,
Нервозность, беспокойства их мучают тогда.
Когда о Боге будем слушать постоянно,
Общаться с теми, кто полюбил Его,
Любовь к Нему расти в нас будет неустанно,
Во всем Его мы будем видеть одного.
Как только в сердце утвердится
Служение преданное Высшему Творцу,
Тогда мы сможем благости добиться,
И наша похоть, страсть, желания уступят место служению тому.
Воздействием материи осквернена душа во всем,
И деятельность ее проявлена тогда как вожделение,
Как страсть, желание, пассивность, глупость, сон,-
Служение Богу есть истинная деятельность души, и есть ее спасение.
Не причинит вреда ни в чем и никогда
Тот человек, который предан Богу; любой другой, хотя и очень образован,
Приносит вред другим всегда,
Ведь он от Бога мудростью не может быть дарован.
Как только мы поймем, что господин у нас - душа,
Способность получаем различать материю и дух,
И узел аханкары уже разрублен навсегда,
И на свободу мы выходим вдруг.
Примечание: Узел аханкары - узел, связывающий материю и дух.
Формы Брахмы, Вишну, Шивы Бог принимает
Для сотворения, поддержания, разрушения мира,
И в этих формах они своею гуной управляют,
Страсть, благость, невежество - должны их знать отныне.
Мы - души, живые существа,
И мы сюда пришли, имея цель одну-
Чтобы господствовать над миром могла б душа сама,
Но здесь мы попадаем в западню.
Здесь гун природы ждет нас западня,
И находясь в тюрьме мирского заточения постоянно,
Меняет оболочки тела и ума душа,
Имея сроки разные, и разные условия пребывания.
Существование в тюрьме исполнено страданий,
Здесь ожидают нас рождение, болезни, старость, смерть,
Освободиться из нее поможет нам старание
Чтобы вo всем нам Богу угодить, иначе нас грехов окружит смерчь.
В природе есть один закон негласный:
Любое действие влечет последствия вслед за собой.
Когда вершим дела, должны мы быть согласны
Ответ держать согласно заповеди той.
И связан человек последствиями своих всех дел,
Плохи иль хороши они — оковами предстанут все равно.
Поступки праведные имеем на счету - тогда и ждет хороший нас удел,
Плохих деяний результат — страдание ждет тебя одно.
Живые существа забыли в самом деле,
Что слуги Господа они,
И наслаждаться сами захотели,
Хотя - объекты наслаждения они.
И лишь Господь — наслаждающийся один и есть,
А людям Он дает возможность наслаждаться,
И также шанс дает нам истину узреть,
Что слуги Бога мы, и что Ему должны мы поклоняться.
Должны все люди знать единственный свой дом,
Должны тапасью добровольно исполнять,
Тогда познания пойдут им впрок.
Аскеза помогает Бога, и себя узнать.
Различным людям жизнь разные условия предоставляет,
Которые иль счастьем, или несчастьем можно называть.
Они живое существо заставят
В течение всей жизни радоваться или страдать.
Но чтобы людям не страдать,
Служить Всевышнему они должны,
Плоды своих трудов Ему все посвящать,
Ведь нам не принадлежат плоды.
Добиться людям совершенства
Поможет практика тапасьи,
От всех грехов она очистит наше сердце,
И обрести духовное позволит счастье.
И каждый человек желает счастья,
Чтоб безграничным, вечным было бы оно;
Никто не хочет быть несчастным,
Но и никто не знает, где найти его.
И потому все ищут только наслаждений,
Которые их чувства могут получить,
Над миром всем довлеет наваждение,
Что этот путь поможет истинное счастье обрести.
Но эти удовольствия доступны также
Любой из форм существования.
Но человек поймет однажды,
Что слишком дешевы они, и что не в них его призвание.
Смысл жизни в том и состоит -
Путем духовного самосознания продвигаясь,
Счастья вечного и безграничного достичь,
Все человечество живет, лишь в нем нуждаясь.
И к этому духовному самосознанию
Нас приведет тапасья - путь добровольных епитемий,
И всевозможных воздержаний
От материальных наслаждений.
Духовной, вечной формой обладают все живые существа;
Вне сферы тела и ума находится та форма,
Не слышима и не проявлена, невидима она,
Не только с телом, но и с психикой совсем несхожа.
Оболочки тела и ума
Имеет каждая душа.
Причина возникновения оболочек лишь одна –
Невежество живого существа.
Чтобы себя могли 6 мы осознать,
К потребностям ума и тела должны мы равнодушно относиться,
Чтоб существом духовным стать,
На деятельности души сосредоточиться должны стремиться.
Хотя все импульсы исходят из души,
Она забыла положение свое,
Тогда деяния ее иллюзии сродни,
И тьмой невежества опутывается живое существо.
И с тем тогда душа свои отождествляет интересы,
Что пользу принесет лишь тонкому, и грубому телам.
И это делает бессмысленной всю деятельность эту,-
Так человек свои все жизни иллюзии отдал.
Освобожденным будет тот лишь человек,
Деяния которого являются деяниями его души самой,
Достигнуть этого возможно, предавшись Господу навек.
И этой высшей деятельностью довольствоваться можно и одной.
Когда живое существо желает
Наслаждаться внешним миром,
Господь его в забвение погружает,
И оно с умом и телом отождествляется отныне.
Когда в процессе совершенства знания
Готовы будем мы просить убрать забвения оковы,
По беспричинной милости Его приходит к нам познание,
Что мы — не ум, не тело, а духовны.
И с нас тогда завеса упадет, она
Полна иллюзии, обмана,
К нам знание высшее придет,
Живое существо – душа - тогда себя признает.
Мы сами пожелали в этот мир спуститься,
Но здесь мы встретили хозяйку-майю, и нам она глаза затмила;
По воле Бога она сумеет отступиться
Хотя собою все вокруг заполонила.
Тогда раскаивается грешная душа,
И налагает на себя тапасьи и запреты,
И пусть вокруг энергия все та,
Но у нее другие проявляются приметы.
Тогда нам низшая энергия поможет развиваться,
И к самосознанию поведет живое существо,
И в высшую энергию она по воле Бога способна превращаться,
Чтоб к вечной жизни повести живое существо.
Когда такую милость получим мы от Бога,
Мы положение свое поймем,
С себя сорвем невежества покровы,
И место в высшем мире себе найдем.
А низшая энергия в ловушку всех поймала,
У всех людей забота лишь одна;
В беду большую все человечество попало,
Едят и спят, и совокупляются, и защищаются, - чем не животные они тогда?
И бесконечно далеко им до духовной жизни,
Они слепы, глухи, немы,
И за пределами ума и разума не могут ничего увидеть,
И лишь наукой, познанием и благосостоянием горды.
Они духовность не желают познавать,
И потому, пройдя свой путь напрасно,
В тела собак, свиней, иль кошек имеют риск попасть,
Поскольку не давали шанс душе своей подняться.
Подс. лит-ра Шримад-Бхагаватам ч. 2 продолжение Шримад-Бхагават
Свидетельство о публикации №123111103278