Гл. 12. Преданное служение
У Кришны есть аспекты: личный,
Безличный
И вселенский. Трансценденталистов
Разделяют на два класса: персоналистов и имперсоналистов.
Поклоняющийся личному
Аспекту Господа направляет все силы на служение Всевышнему
Господу, а имперсоналист же служением
Кришне занят не прямо,
А посредством размышлений о безличном Брахмане, не проявленном.
Из различных процессов осознания Абсолютной истины
Бхакта-йога, или преданное служение, является наивысшим;
Если человек стремится к общению с Верховной божественной личностью, Кришной,
Ему следует обратиться к преданному служению.
Тех, кто непосредственно поклоняются Кришне,
Преданно служа Ему, называют персоналистами,
А занятых размышлениями о не проявленном Брахмане – имперсоналистами.
Бхакти-йога, то есть преданное служение Кришне –
Наилучший из всех путей постижения Абсолютной истины; этот путь самый прямой,
И самый легкий способ достижения общения с Кришной.
Самый совершенный из йогов есть тот,
Кто постоянно направляет свой внутренний взор на Кришну.
Человек должен быть привязан к личностной форме Кришны,
Так как это - наивысшая форма духовной реализации.
Очень трудно размышлять об имперсональном
Проявлении Господа, как в материальном,
Так и в духовном мире; в сущности, невозможно совершенно постичь безличную
Форму Абсолютной истины.
Лучше всего быть привязанным к личностному аспекту Кришны,
Поскольку таким путем можно познать и все другие формы,
И это не помешает человеку его любви к Кришне.
Этот вопрос, заданный Арджуной, показывает
Резкое разграничение между безличным и личностным восприятием
Абсолютной истины.
Верховная божественная личность сказал: «Тот, кто сосредотачивает свой ум на Моей личностной форме, и занят поклонением Мне, полный горячей духовной веры, того Я считаю самым совершенным.
Все, чтобы ни делал бхакта, - все Кришне посвящает он, и для него
Нет более никакой
Материальной деятельности,
Ибо все делается ради Кришны; такая деятельность
Производится в состоянии
Совершенного самадхи.
Но тот, кто почитает не проявленное, лежащее вне чувственного восприятия, всепроникающее, непостижимое, непоколебимое, неизменное и неподвижное – безличный аспект Абсолютной истины - управляя своими чувствами и равно относясь ко всем, и чья деятельность направлена на всеобщее благо, в конце концов достигает Меня.
Кто непосредственно не поклоняется Всевышнему Господу Кришне,
Но стремится достичь той же цели косвенным путем,
В конце концов
Также достигает этой цели – Шри Кришны.
Кришна говорит: «После многих - многих рождений мудрец
Находит прибежище во Мне,
Познав, что Васудева есть все».
Когда после многих рождений человек достигает совершенного знания, он
Вручает себя Кришне; если человек идет к Кришне путем,
Описанным в этом стихе, ему
Необходимо контролировать свои чувства, служить каждому существу
И действовать на благо всех живых существ.
Из этого следует, что человек
Должен обратиться к Кришне, иначе невозможно достижение совершенного знания.
Часто человеку приходится проходить через суровую тапасью,
Прежде чем он совершенно вручит себя Ему; чтобы постичь Параматму
Внутри индивидуальной души, необходимо прекратить видеть, слышать, вкус ощущать,
Какую-то работу совершать,
И так далее
На чувственном уровне; тогда он приходит к пониманию,
Что Параматма Присутствует везде; осознав это,
Он не завидует ни одному живому существу
И не делает различия между человеком
И животным, поскольку видит в них только душу, а не внешнюю оболочку одну.
Однако для обычного человека
Этот метод безличного осознания очень сложен,
Через множество трудностей он тогда проходит.
Очень трудно достичь духовного прогресса тем, чей ум направлен на непроявленный, безличный аспект Всевышнего. Преуспеть в этой науке всегда сложно для тех, кто воплощен в материальном теле.
Класс трансценденталистов, обращающихся
К непостижимому, непроявленному безличному аспекту Господа, называется
Классом гьяна-йогов, а те, кто полностью погрузились в сознание Кришны
И посвятили себя преданному служению Кришне,
Называются бхакти-йоги.
Процесс гьяна-йоги,
Хотя он и приводит в конечном итоге
Человека к той же цели, очень труден,
В то время как путь бхакти-йоги,
Непосредственного преданного служения Кришне, проще
И естественнее для воплощенной души.
Индивидуальной душе
Очень трудно понять даже теоретически, что она не есть это тело,
Поэтому бхакти-йога использует мурти Кришны как объект для поклонения,
Поскольку таким путем можно применять телесную концепцию,
Закрепившуюся в наших умах; поклонение Кришне в его мурти - форме
Ни в коем случае не является идолопоклонничеством.
Поклонение может быть сагуна
И ниргуна,
То есть поклонение Кришне, обладающему
Или не обладающему
Своими атрибутами.
Поклонение мурти
В храме есть поклонение типа сагуна, поскольку
Господь выражен здесь в материальных
Элементах, но мурти Господа на самом деле нематериальна,
Хотя и выражена в камне,
Дереве, масляной краске; такова абсолютная природа
Всевышнего Бога.
Пример такой мы приведем:
На улице выставлены почтовые ящики, и наши письма, брошенные в них,
Дойдут до места назначения их.
Однако ящик любой другой, пусть даже схожий
С ящиком почтовым,
Но не установленный
Отделением связи, не годится для этой цели; подобным образом
Существует установленная форма выражения Бога,
Которая называется арча -виграха.
Арча - виграха
Есть воплощение Всевышнего Бога.
Через эту форму Господь принимает служение.
Он может принять любовное служение
Своего бхакты
Через свое воплощение в арче-виграхе, с тем, чтобы облегчить поклонение Господу
Для человека, находящегося в обусловленном состоянии.
Итак, бхакте нетрудно непосредственно и сразу
Приблизиться к Всевышнему Господу, но тем, кто
Следуют к духовной реализации
Имперсональным путем,
Это очень сложно; имперсоналисты без необходимости следуют путем,
Сопряженным с большими трудностями, рискуя, в конце концов,
Не достигнуть Абсолютную истину.
Если человек намеревается вручить себя Верховной божественной личности,
(Этот процесс называется бхакти),
Но вместо этого берет на себя трудную задачу осознания Брахмана
И того, что не есть Брахман,
И тратит на это всю свою жизнь, то результатом
Будет беспокойство одно;
Поэтому не рекомендуется следовать столь сложным путем
Самосознания, ибо неизвестно, каков
Будет конечный результат.
Живое существо вечно существует как индивидуальная душа,
И если душа желает
Раствориться в духовном целом, то может постичь аспект вечности и знания
Своей изначальной природы, но аспект блаженства не реализует она.
Милостью какого- то бхакты такой трансценденталист,
Хорошо изучивший процесс гьяна - йоги, может прийти
К бхакти-йоге,
Или преданному служению.
Но к тому времени
Длительные занятия гьяна-йогой
Также становятся источником трудностей, так как человек не может оставить
Свои имперсональные идеи; то есть и практика, и осознание
Не проявленного представляют
Трудность для воплощенной души.
Человек должен уяснить
Себе, что такое осознание непроявленного
Противоречит природе его духовной, исполненной блаженства сущности;
Для игнорирующих преданное служение существует
Опасность обращения к безбожию;
И такой процесс никогда не следует поощрять, особенно в этом веке.
Господь Кришна не рекомендует это.
В свой срок все в этом мире исчезает,
Такой закон в природе наблюдаем,
Время разрушителем великим нам предстанет.
«Я есть время, великий разрушитель всех миров», - так Кришна скажет.
Согласно замыслу небесного отца
По божьей воле, весь мир вращается всегда.
По плану высшему природа будет развиваться,
Чтоб замысел Его великий смог осуществляться.
Из вечности, знания, блаженства
Тело Кришны состоит, и Он есть совершенство.
Лишь Он – начало всех начал,
Он этот мир проявленный создал.
Мы добиваемся господства над природой,
Себя хозяином ее считаем вроде,
Об истинной, духовной жизни нет у нас понятия,
В духовном плане мы все глухи, немы, незрячи.
Того, кто личностный аспект Всевышнего не принимает,
Имперсоналистом называют,
Он непроявленное, лежащее вне чувственного восприятия стремится осознать,
Но столько жизней напрасно будет проживать!
В конце концов, придет он все равно
К служению Богу; запомним правило одно:
Чтоб подлинную истину познать,
Должны слугой у Бога стать.
Чтоб непроявленное – безличный аспект- познать,
Своими чувствами необходимо управлять,
Дела во благо всех живущих совершать,
И ни обид, ни зла на сердце не держать.
Есть и такие люди, безличностный аспект кто почитает,
Оно есть непроявленное, неизменное и недостижимое начало,
А чтоы постичь Параматру внутри
Индивидуальной души
Работу чувств своих необходимо прекратить,
Видеть, слышать, ощущать тогда мы не должны.
Тогда поймем, что Параматма присутствует во всем, везде,
Увидим душу в каждом существе.
Но как же труден путь такой,
Намного проще путь другой-
Путь преданности Богу,
Возвышен он и прост, и он возвысит всю твою природу.
Кто предан Кришне – желание имеет, чтоб удовольствия Кришне все время поставлять,
И смыслом жизни это будет он считать.
Но тех, кто поклоняются Мне, посвящая Мне всю свою деятельность, кто служат Мне с непоколебимой преданностью, всегда размышляя обо Мне, устремляя ко Мне все свои мысли, о сын Притхи – тех я быстро вызволяю из океана рождения и смерти.
Бхакты очень удачливы,
Так как Господь быстро освобождает их из оков материального существования.
Следует направлять все свои мысли на Кришну,
Чтобы достичь Его; нужно работать только для Кришны.
Не имеет значения,
Какую работу выполняешь, лишь бы ты выполнял ее для Кришны.
Таков стандарт преданного служения.
У бхакты нет иных желаний, кроме как доставить удовольствие Кришне,
И ради этого он готов пожертвовать всем.
Человек
Может выполнять
Свои обязанности и в то же время постоянно повторять
Маха - мантру.
Такое повторение привлекает бхакту
К Верховной божественной личности.
Те, кто достигли
Совершенства в йоге, могут, по своему желанию перенестись
Душой на любую планету; Сам Кришна забирает к Себе бхакт Своих.
Он, как родители, заботится о ребенке Своем.
Человек, попавший в океан, может быть прекрасным пловцом,
Но, как бы он не напрягался, ему самому не спастись.
Но если кто-нибудь придет ему на помощь и вытащит из воды,
Человек будет спасен.
Так и Господь вытаскивает бхакту
Из этого материального существования.
Человек просто должен следовать несложному процессу сознания
Кришны и полностью посвятить себя преданному служению.
Всякий разумный человек предпочтет процесс преданного служения
Всем другим; человеку не следует
Посвящать себя каким-либо видам кармической деятельности,
Или культивировать знание
Посредством мыслительных спекуляций.
Тот, кто предан Божественной личности, может достичь всех результатов,
Получаемых при практике
Других видов йоги, размышлений, совершения обрядов,
Благотворительности, жертвоприношений и так далее.
Таково особое благословение
Преданного служения.
Просто повторяя священные имена Кришны – Харе Кришна Харе Кришна,
Кришна Кришна, Харе Харе,
Харе Рама, Харе Рама,
Рама, Рама, Харе, Харе,- человек может легко и радостно
Достичь высшего предназначения.
Ни один другой религиозный процесс не дает такого результата.
Человеку следует оставить все другие процессы самосознания
И просто посвятить себя преданному служению
В сознании Кришны.
Это сделает его способным достичь высшего совершенства жизни.
Человеку нет необходимости думать о своих прошлых
Греховных поступках, ибо Кришна полностью
Берет на Себя заботу о нем; поэтому не следует тщетно стараться
Достичь духовной реализации.
Пусть каждый найдет прибежище у высшего всемогущего Господа Кришны.
В этом состоит высшее совершенство жизни.
Просто сосредоточь свой ум на Мне, Верховной божественной личности, и обрати ко Мне весь свой разум. Так ты будешь пребывать во Мне вечно, и в этом нет сомнения.
Посвятивший себя преданному служению Господу Кришне
Находится в непосредственных отношениях с Кришной,
И нет никаких сомнений, что его положение трансцендентально
С самого начала.
Бхакта уже не существует на материальном уровне, он живет в Кришне.
Священное Имя Господа и сам Господь –
Суть одно,
И если бхакта поет маха-мантру, Кришна
И Его внутренняя энергия танцуют у него на языке; когда бхакта
Принимает остатки
Пищи, предложенной Кришной,
Он как бы наполняется Кришной.
О Мой дорогой Арджуна, завоеватель богатств, если ты не можешь непрерывно удерживать на Мне свой ум, тогда следуй регулирующим принципам бхакти-йоги. Таким образом, ты разовьешь в себе желание достичь Меня.
В этом тексте описываются два различных
Процесса бхакти-йоги; первый применим к тем, кто уже развили
Трансцендентальную любовь и привязанность к Кришне,
Верховной божественной личности,
Другой - для еще не достигших этой стадии.
Для второй группы существуют различные правила
И регулирующих принципы, которым нужно следовать, чтобы, в конце концов,
Человек бы смог
Подняться до уровня любви
К Кришне; бхакти-йога есть очищение чувств.
Существуя в материальном мире, чувства
Человека постоянно нечисты, так как самоудовлетворением заняты они.
Но практикой бхакти-йоги достигается очищение чувств,
И в очищенном состоянии они начинают непосредственно ощущать Кришну.
В материальном мире
Человек может служить хозяину своему,
Но это не значит, что он с любовью служит ему.
Он служит только для того, чтоб денег заработать,
Хозяин также не испытывает к нему любви,
И просто платит деньги за его труды.
Однако для духовной жизни необходимо нам подняться на ступень чистой любви.
Такая любовь достижима преданным служением,
Совершаемого нашими нынешними чувствами, и в том не может быть сомнения.
Любовь к Всевышнему в сердцах у всех живет,
В глубинах сердца своего ее найдешь..
Когда мы сердце чистить станем
От всех материальных связей,
Тогда высокую любовь в себе мы возрождаем,
Всего себя мы ею наполняем.
Для соблюдения регулирующих принциплов бхакти-йоги
Человек следовать должен
Определенным принципам,
Под руководством опытного духовного учителя:
Должны вставать мы утром рано,
Совершать омовение, и чаще находиться в храме,
И маха - мантру по утрам читать,
И лишь прасадам принимать,
Общаться с преданными стараться,
Их верой в Кришну заряжаться.
Из уст чистого преданного слушать постоянно Бхагават-гиту и Шримад –Бхагаватам.
Такая практика поможет вам
Подняться до уровня истинной любви к Богу,
И тогда он может быть уверен, что отправится в духовное царство Бога.
Практика бхакти-йоги при соблюдении регулирующих принципов
И под руководством истинного
Духовного учителя, несомненно, возвысит человека до уровня любви к Богу.
Если ты не можешь соблюдать регулирующие принципы бхакти-йоги, то хотя бы постарайся трудиться для Меня, потому, что, работая для Меня, ты достигнешь совершенства.
«А если даже принципы бхакти- йоги соблюдать не можешь,
Совершенства достигнешь все же,
Когда трудиться будешь для Меня,
Потому что, работая для Меня,
Ты совершенства будешь достигать».
Трудиться во имя Всевышнего Господа будет означать,
Чтобы распространению сознания Кришны содействовать всегда.
В материальном мире люди трудятся для удовлетворения
Чувств своих, но, однако, ту же работу можно выполнять
Во имя удовлетворения Кришны, и это будет
Уже духовной деятельностью.
Существует много деятельности
Разнообразной
Во имя Кришны, и нужно лишь ей интересоваться.
Часть своих доходов ты должен отдавать
На то, чтобы сознание Кришны укреплять,
Содействовать развитию сознания Кришны иль тем, или иным путем,-
Такую деятельность духовной назовем.
Тогда работать будешь ты для Кришны,
Усилия твои оценят свыше,
И ты достигнешь совершенства,
Познаешь вечность, знание, блаженство.
Но если ты не способен действовать в таком сознании, то старайся отрекаться
От всех плодов своего труда, и старайся находить удовлетворение внутри себя.
«Но если даже это недоступно для тебя,
Другим путем иди тогда,
От всех плодов своих работ старайся отрекаться,
Удовлетворения внутри себя старайся добиваться».
Человеку, перед которым встали такие проблемы,
Как неспособность содействовать сознанию Кришны
По разным причинам,
Рекомендуется жертвовать результаты деятельности своей на достойные цели.
Таким путем возможно постепенное возвышение
До ступени истинного знания, и в том не может быть сомнения.
Пожертвовать ты можешь на больницы, или еще на что-то либо,
Тогда очистится твой ум, ты станешь дальше видеть.
Со временем к сознанию Кришны ты придешь,
Посредством жертвоприношении таких себя, как внутреннего человека, ты найдешь.
Разумеется, сознание Кришны
Не зависит
Ни от какого другого процесса, потому что оно само
Очищает ум твой.
Но если существуют препятствия
Для практики сознания Кришны, то человек может попытаться отказаться
От результатов деятельности своей; в этом отношении служение государству,
Служение обществу, служение нации,
Принесение себя в жертву для своей страны
Могут быть принятыми быть, чтобы со временем человек смог прийти
К чистому преданному служению; если кто-то решил принести
Что-либо в жертву ради высшей цели, даже не зная,
Что высшей причиной является Кришна, то посредством жертвоприношений
Он постепенно придет к такому пониманию,
И в том не может быть сомнений.
Если ты неспособен следовать и этому, тогда посвяти себя получению знаний.
Однако лучше знания – медитация, а лучше медитации – отречение от плодов своего труда, ибо через такое отречение можно достичь спокойствия ума.
«А если не способен действовать ты так,
Тогда старайся знания получать.
И Кришна говорит одно:
Если получаешь знание – это хорошо,
Однако лучше знания – медитация,
А лучше медитации –
Отречение от всех плодов своих работ, ибо через такое отречение
Можно достичь спокойствия ума, и в том не может быть сомнения».
Существует два вида преданного служения: первый – когда человек
Следует регулирующим принципам, и второй - когда человек
Совершенно отдается любви к Верховной божественной личности,
К Кришне.
Для тех, кто не способны следовать принципам сознания Кришны,
Будет лучше совершенствовать знания свои,
Поскольку, имея их,
Человек способен понять свое истинное положение; постепенно знание
Приведет к медитации,
И в этом процессе медитации
Человек сможет со временем постичь Верховную божественную личность,
Кришну.
Существуют процессы, приводящие к осознанию
Того, что человек сам является Всевышним, но даже такой вид медитации
Лучше, чем материализм, если уж человек не может заняться преданным служением.
И, без сомнения,
Кто к медитации неспособен,
Тот просто исполнять свои обязанности должен,
Для брахманов, кшатриев, вайшей, шудр предложены они,
В Гите можно их найти.
Однако в случаях во всех, необходимо отказаться
От результатов или плодов своего труда, что означает,
Что нужно использовать их на благие цели; сказать мы можем, обобщая,
Что для достижения высшей цели, Верховной божественной личности два пути бывают:
Прямой есть путь и путь окольный, постепенный.
Служение Кришне – прямой есть путь и самый верный.
Другой же путь есть постепенный, и заключается он в том,
Чтобы отказаться от плодов своих трудов,
Затем можно подняться до уровня знания,
Затем дойти до состояния медитации, затем и к осознанию Параматмы,
Затем - Всевышнего Господа; хотя прямой путь не каждый может выбирать,
Но косвенным путем, хотя и долго, ты той же цели будешь достигать.
Человек может выбрать либо прямой путь,
Либо косвенный путь.
Окольный путь – не для Арджуны, так как тот находится на ступени
Преданного служения; окольный путь – для других, не достигших этой ступени.
Надо следовать постепенному процессу очищения,
Достижения знания, медитации и постижения Параматмы,
И Брахмана.
Бхагават – гита рекомендует путь прямой; нам советуется следовать им,
И Кришне себя вручить.
Плоды своих работ ты должен жертвовать всегда.
И Кришна нам советует, что путь прямой полезней всех других путей, и путь такой
Тебя на верную дорогу быстро приведет.
В кратчайший срок ты к Господу придешь.
Примечание:
Косвенный путь: Отказаться от плодов своих работ,
Получение знания,
Медитация,
Постижение Параматмы, и Брахмана,
Постижение Всевышнего.
Тот, кто не завистлив, но добрый друг всем живым существам, кто не считает себя владельцем чего-либо и свободен от ложного эго, кто не меняется в счастье и в несчастье, кто снисходителен, всегда удовлетворен, кто владеет собой и с решимостью отдает себя преданному служению, и чьи ум и разум – сосредоточены на Мне – такой бхакта очень дорог Мне.
Такими качествами тот человек наделен бывает,
Кто в близких отношениях с Кришной пребывает.
Всегда тот человек невозмутимым остается,
Ни зло, ни зависть такого человека не коснется.
И никому врагом он не бывает,
Поскольку тайну знает,
Что если враг тебе себя явил,
Знать, ты ошибки в прошлом совершил.
Он не становится врагом своего врага,
Ибо полагает, что человек стал
Его врагом из-за его прошлых ошибок, поэтому лучше страдать, чем возмущаться
Лучше это пережить, и Бога вспоминать стараться.
И думать так необходимо:
«Как много я совершил ошибок,
Намного больше мне следует страдать,
И только милость Бога меня способна охранять.
Благодаря Ему я избегаю наказаний,
Которых заслужил за прошлые свои деяния.
И лишь из милосердия Его
Слегка я получаю наказание свое».
Страдание, счастье – он одинаково воспринимает,
Вполне доволен тем, Господь что посылает.
Преданный такой всегда спокоен, терпелив, невозмутим,
Он дружелюбен и к врагам своим.
Не придает большого он значения
Ни радостям, и ни страданиям, относящимся к телу,
Поскольку знает он, что он не есть это материальное тело.
Он не отождествляет себя с телом, и поэтому свободен от концепции ложного эго.
Он одинаково воспринимает
Как счастье, так и страдание.
Он не пытается достичь того,
Что с трудностями большими сопряжено,
И потому всегда пребывает в радости бхакта такой.
Он является совершенным мистиком, так как твердо следует он
Наставлениям своего духовного учителя.
И он полон решимости, поскольку владеет
Чувствами своими; его невозможно сбить ложными аргументами,
Ибо никто не сможет отвлечь его от твердого намерения
Служить Кришне; он полностью осознает,
Что Кришна есть вечный Господь,
И никто не сможет отвлечь его от Него.
Бхакта может достичь уровня такого,
Следуя регулирующим принципам бхакти-йоги.
Кто не беспокоит никого и сам никем не обеспокоен, кто остается уравновешенным в счастье и в несчастье, в страхе и в тревоге, тот очень дорог Мне.
Бхакта никому никогда не причиняет беспокойства, ни в ком
Не вызывает чувства страха или неудовлетворенности и ни для кого
Трудностей не создает.
Поскольку бхакта к каждому добр,
Он никогда не поступает так, чтобы причинять беспокойства другим.
В то же время он остается всегда невозмутим, если кто – то тревожит его.
Милостью Господа он научился не поддаваться никаким
Внешним воздействиям.
Поскольку он всегда пребывает в служении
Кришне и обладает сознанием Кришны, такие материальные обстоятельства
Не могут волновать его; обычно человек с материалистическим сознанием
Радуется,
Если есть нечто, способное удовлетворить его чувства и его тело,
Но если он видит, что у кого- то есть что-то для его чувственного удовлетворения,
Чего нет у него, он огорчается и завидует тогда.
Если же он ждет возмездия от своего врага,
Он находится в постоянном страхе, если не может успешно осуществить что- либо,
Тогда он впадает в уныние.
Но бхакта, всегда трансцендентальный ко всем помехам таким,
Очень дорог Кришне; достичь
Того, что сопряжено с большими трудностями, пытаться он не будет,
В покое и в великой радости пребудет,
Всегда владеет чувствами своими,
И он хозяином является над ними.
Мой бхакта, не зависящий от обычного течения дел, чистый, умелый, свободный от забот и страданий и трудящийся не ради плодов своей деятельности, очень дорог Мне.
Бхакте могут предлагать деньги, но он не должен делать усилий, чтобы получить
Их;
Если они
Приходят к нему сами собой, милостью Господа, он не испытывает волнения.
Он должен совершать омовение
Два раза в день; вставать рано утром, чтобы снова начать трудиться ради Кришны.
Таким образом, он чистый,
Как изнутри, так и снаружи; бхакта очень знающ, так как ему
Хорошо известна суть
Любой деятельности в жизни, и потому что он
Убежден в истинности того,
Что говорят шастры.
Он никогда не вступает
В конфликты, и потому свободен от забот.
Он никогда не страдает, так как свободен он
От любых обозначений,
Он знает, что его тело есть просто обозначение,
И он не страдает, когда страдает тело; чистый бхакта не делает ничего,
Что противоречило бы принципам преданного служения
И по-другому можно так сказать:
Кришна говорит: «Кто не завистлив, снисходителен, удовлетворенным бывает,
Себя владельцем чего-то либо не считает,
Кто добрым другом всем существам предстанет,
Кто власти эго избегает,
Кого несчастье, счастье не выводят из себя,
Владеет кто собой всегда,
Кто преданному служению всего себя Мне посвящает,
Кто на Меня направленным свой держит разум,-
Тот человек есть самый лучший для Меня,
И Я его в Себе держу всегда.
Кто беспокойства никому не причиняет,
И сам в покое постоянном пребывает,
Кто чувства страха не вызовет ни в ком,
Кто трудности ни для кого не создает,
Кто никаким воздействиям не поддается,
Тот преданным Моим зовется».
Если материалистическим сознанием обладаешь пока,
Возрадуешься очень, когда есть нечто, способное удовлетворить тебя,
Но ты завидуешь и огорчаешься всегда,
Когда находишь у других ты что-то, что не хватает у тебя.
И если ждешь возмездия от своего врага,
Ты в постоянном страхе будешь пребывать тогда.
Когда не можешь осуществить что-либо,
Впадать способен ты в уныние.
Но если Богу преданным ты станешь,
От всех помех таких себя избавишь,
И Кришна говорит: «Но бхакте Моему,
Чрезмерные усилия не надо прилагать к тому,
Чтоб деньги получать большие,
Все то, что необходимо для жизни,
Я дам ему.
Снаружи, изнутри Мой бхакта чист,
И знанием владеет он, разумен он, речист,
Конфликтов всяких избегает,
Всегда в покое пребывает».
И не страдает он, когда страдает его тело,
Поскольку знает, что оно – лишь форма, обозначение.
К таким делам предрасположен будет,
Которые сознанию Кришны благоприятны будут.
И ради нужд своих не станет дом он возводить,
Но если храм построить – то в этом деле спешит он подсобить,
Большие хлопоты возьмет он на себя,
Для Кришны сил и средств он не жалеет никогда.
Тот, кто не радуется и не горюет, кто не скорбит, не имеет желаний, кто отрекается как от благоприятных, так и от неблагоприятных вещей - такой бхакта очень дорог Мне.
«Тот, кто не горюет, не скорбит,
Не слишком радуется, желаний кто в себе не прорастит,
Кто одинаково относится к друзьям, к врагам,
Кто преданному служению всего себя отдал,-
Тот человек есть самый лучший для Меня,
И Я его в Себе держу всегда».
Не будут радовать такого человека
Материальные приобретения, удовлетворения найдет он в высшем где-то.
И он печалиться не будет никогда,
Если потеряет что-то дорогое для себя.
И если он желаемое для себя не получает,
Он огорчения не испытает,
Ко всем вещам относится он ровно,
Как к благоприятным, так и к греховным.
Он готов как угодно рисковать для удовлетворения Кришны,
Ничто не может воспрепятствовать его служению Кришне.
Тот, кто относится одинаково к друзьям и к врагам, остается невозмутимым в чести и в бесчестье, в жаре и в холоде, в счастье и несчастье, славе и бесславии, кто свободен от оскверняющего общения, всегда молчалив и всем доволен, кто не заботится о жилище для себя, кто утвердился в знании и посвятил себя преданному служению – такой человек очень дорог Мне.
«Невозмутимым кто всегда бывает
В бесчестии и в чести, в несчастье и в счастье, славе и в бесславии,
И кто всегда в покое пребывает,
И кто свободен от оскверняющего влияния,
Кто молчалив всегда, и всем доволен остается,-
Тот многого добьется.
Кто о жилище для себя заботиться не будет,
Кто знание высшее себе добудет,
Себя кто посвящает высшему служению,-
Тот человек есть самый лучший для Меня, без всякого сомнения».
Бхакта не бывает никогда в дурной компании.
Природа общества такая,
Что иногда человека восхваляют,
А в больших случаях ругают.
Но бхакта всегда трансцендентален к искусственным позору, славе.
Позор и слава,
Страдание, счастье –
Искусственны, и не настоящие.
Он лишь о Кришне разговор заводит,
Всегда он счастлив, поскольку он везде Его находит.
Он не говорит ни о чем, кроме того,
Что связано с Кришной, поэтому молчаливым называют его.
Молчание не означает,
Что он не должен разговаривать, оно означает,
Что он не должен говорить чепуху; надо говорить только о существенном,
А самый существенный
Разговор для бхакт – это разговор о Кришне.
Иногда под деревом он может жить, а иногда в прекрасном доме,
Но ни то, и ни другое
Не привлекает его; не обладая
Достоинствами такими, никто не может стать чистым бхактой.
Мы понимать должны,
Что равнодушный к Господу не имеет достоинств никаких.
Если кто-то хочет, чтобы его считали чистой бхактой,
Он должен развивать в себе такие качества.
Конечно, это не значит,
Что он совершает нечеловеческие усилия для их приобретения,-
Деятельность в сознании Кришны и преданное служение
Естественным образом помогают ему эти качества развить.
Если Кришне служишь,
Своим служением того заслужишь,
Чтоб качества улучшились твои,
Обожествятся сами по себе они.
Красивый дом и дорогие вещи к себе его не привлекают,
Поскольку цену им он знает.
Нам Веды говорят одно:
Если к Богу равнодушен ты, то все равно,
Какой бы пост высокий ты ни занимал, и кем бы ты ни был,-
Достоинств никаких не можешь ты иметь, поскольку грех большой ты на себя взложил.
Те, кто, исполненные веры, следуют этим вечным путем преданного служения, полностью отдавая себя этому, кто сделали Меня своей высшей целью, те очень и очень дороги Мне».
Из всех путей духовной реализации самым лучшим будет тот,
В котором преданным служением себя займешь,
Стремление к этому в тебе проявится тогда,
Когда в общении с преданными станешь пребывать.
Потом духовного учителя ты принимаешь,
И под его влиянием начинаешь
Петь и слушать о Господе трансцендентальном,
А также соблюдать регулирующие принципы преданного служения,
С верой, привязанностью и преданностью,
И таким образом ты вовлечешься
В трансцендентальное служение Ему; и слушать будешь все о Боге постоянно,
И маха - мантру должен повторять ты неустанно.
Преданное служение –
Единственный абсолютный путь к реализации, к достижению
Верховной божественной личности,
Кришны.
Безличностное понимание Абсолютной истины
Рекомендуется лишь до той поры,
Пока самореализацией своей себя не посвятишь.
Или, по- другому можем мы сказать:
До пор до тех, пока общения с преданными не сможешь завязать,
Имперсональная концепция сгодится тоже,
Твое сознание оно поднимет все же.
Когда имперсональную концепцию человек принимает,
Тогда он трудится без желания
Наслаждаться плодами
Трудов своих; тогда о духе и о материи он постоянно размышляет,
И знание развивает,
Чтобы дух и материю осознать.
И можешь ты идти таким путем
До пор до тех, пока
К общению с преданными не придешь.
К счастью, если у человека развивается
Непосредственное желание
Посвятить себя
Преданному служению в сознании Кришны, ему не нужно проходить тогда
Через постепенный процесс духовного совершенствования.
Преданное служение более соответствует
Природе человека; когда в тебе появится желание служить Творцу,
Отринешь дальнюю дорогу ту.
Тогда стезю прямую изберешь,
Она путем кратчайшим к Богу приведет.
Не будешь больше думать о вещах материальных,
Чтобы поддерживать душу в теле, само собою все придет, согласно плану
Кришны.
Подс.лит-ра Бхагават - гита как она есть
Свидетельство о публикации №123111001617