Гл. 11. Вселенская форма
Кришна –
Источник всех аватар; здесь Арджуна просит Кришну
Явить свою вселенскую форму,
Дабы стала очевидной для всех Его божественная природа.
О лотосоокий, Ты подробно объяснил мне, как появляются и исчезают все живые существа, и я осознал Твое неисчерпаемое великолепие.
О величайший из всех, о высочайший образ, хотя передо мной Ты в Твоем истинном состоянии, как Ты Сам Себя описал, я желаю увидеть, как Ты вступил
в это космическое проявление; я хочу видеть эту твою форму.
Господь сказал, что космическое проявление
Возникло и существует благодаря тому, что Он,
В Своей личностной форме, вошел
В материальную вселенную.
Арджуна желает увидеть вселенскую форму Господа и понять,
Каким образом Господь действует, находясь
Внутри вселенной, но одновременно пребывая в стороне от нее.
Арждуна желает увидеть вселенскую форму Господа в личностном образе Его,
Образе Кришны; и он хочет увидеть Его с целью убедить других, сам он
Не нуждается ни в каких подтверждениях,
Это объясняется еще необходимостью установить критерий
Истинности аватары Господа, ибо в будущем многие
Будут лживо утверждать, что являются аватарами Господа.
Тот, кто заявляет, что Он – Кришна, должен быть готов
В доказательство своих слов
Явить свою вселенскую форму.
Если ты полагаешь, что я могу созерцать Твою космическую форму, о мой Господь, повелитель всех мистических сил, будь же милостив, яви свою безграничную вселенскую сущность».
Посредством чувств материальных невозможно увидеть, услышать и понять
Или ощутить Кришну, но тому, кто посвятил себя
Преданному служению Кришне, Он может явить Себя.
Арджуна был в состоянии понять,
Что живое существо не может осознать
Неограниченную бесконечность, если только Она Сама
Милостиво не раскроет Свою сущность; люди, полагающиеся на силу
Своих мыслительных способностей, не могут увидеть Кришну.
Верховная божественная личность сказал: «Мой дорогой Арджуна, сын Притхи, созерцай же теперь мое великолепие, сотни тысяч разнообразных божественных
и многоцветных форм.
Вселенская форма
Кришны, несмотря на свою трансцендентальную природу, проявляется
В космическом творении и поэтому подвергается
Воздействию преходящего времени этой материальной природы.
Как материальная природа
Существует то в проявленном,
То в непроявленном виде, так и эта вселенская форма проявляется
И переходит в непроявленное состояние.
Она не пребывает
Вечно в духовной обители, подобно другим образам Кришны.
Обыкновенный человек не в состоянии созерцать вселенскую форму
Кришны; способность видеть ее дается Самим Кришной.
Бхакты не особо стремятся созерцать вселенскую форму.
О лучший из Бхарат, узри различные проявления Адитий, Васу, Рудр,Асвини- кумар и всех остальных полубогов.
Смотри же на эти все чудеса, которых до тебя никто не видел и о которых никто никогда не слышал.
О Арджуна, что бы ты ни захотел увидеть, все есть в этом Моем теле!
Эта вселенская форма может показать тебе все, что ты пожелаешь увидеть сейчас, и что захочешь увидеть в будущем. Все – движущееся и неподвижное –
находится здесь, в одном месте.
Никто не может увидеть всю вселенную,
Находясь в одном месте, но такой бхакта, как Арджуна,
Может видеть все существующее во всей вселенной:
Настоящее, будущее, прошлое; таким образом, милостью Кришны Арджуна
Получил способность видеть все существующее во вселенной.
Но ты не можешь видеть меня своими нынешними глазами, поэтому Я наделяю тебя божественным зрением. Узри мое мистическое могущество».
Чистый бхакта хочет видеть Кришну в Его двурукой форме, и в никакой иной,
Он должен созерцать ее с помощью духовного зрения, а не умом,
Для этого надо было изменить не ум, а видение свое.
Бхакты, правильно понимающие
Суть трансцендентальных отношений с Кришной, привлекаются
Его аспектами любви, а не безличным проявлением Его великолепия.
Мальчики,
Играющие
С Кришной – это в высшей степени праведные души,
Совершившие многие и многие праведные поступки
В жизнях прошлых своих; они относятся к Нему,
Как к другу своему.
Арджуне необходимо было увидеть эту вселенскую форму, чтобы будущие поколения
Не сомневались в утверждениях
Кришны и знали, что Кришна не только теоретически и философски доказал,
Что Он – Всевышний, но и в действительности предстал
Таковым перед Арджуной.
Свидетельство Арджуны
Необходимо, так как он является первым звеном в парампаре; Кришна
Не только на словах, но и на деле явил Себя как Всевышний.
Господь наделил Арджуну необходимой силой, чтобы тот
Созерцать бы мог вселенскую форму Его.
Саньджая сказал: «О царь, сказав это, Высший повелитель всех мистических сил, Божественная личность, явил Арджуне свою вселенскую форму.
Арджуна увидел в этой вселенской форме бесчисленные рты, бесчисленные глаза, бесчисленные удивительные видения. Господь в этой форме был украшен
неземными драгоценностями и потрясал божественным оружием.
Он был облачен в божественные одеяния и украшен гирляндами. Он благоухал многочисленными ароматическими маслами, покрывающими Его тело.
Все это было дивно, сияющее, безгранично, всепокрывающе.
Не было числа рукам, ртам, ногам и другим проявлениям,
Эти проявления распространены по всей вселенной,
Но милостью Кришны они открылись взору Арджуны, несмотря на то,
Что пребывал он
В одном месте.
Если бы сотни тысяч солнц взошли на небе одновременно, то их сияние могло бы напомнить сияние Высшей личности в этой вселенской форме.
В это время Арджуна мог созерцать во вселенской форме Господа безграничные пространства вселенной, сосредоточенные в одном месте, хотя и разделенные на многие- многие тысячи.
В теле Кришны,
В этой вселенской форме Кришны,
Арджуна мог наблюдать тысячи планет.
Одни из вселенских планет
Сделаны из земли, другие - из золота, а третьи - из драгоценных камней.
Сидя на колеснице, Арджуна видел их все.
Другие люди, присутствующие там, не могли видеть ничего,
Один Арджуна видел все.
Потрясенный и изумленный, с вздыбленными волосами, Арджуна склонил голову, выражая свое почтение, и, сложив руки, начал молить Всевышнего Господа».
Теперь Арджуна, вместо дружеских чувств, которые он питал к Кришне,
Чувствует восхищение пред Кришной.
В шастрах упоминаются 12 основных видов всех отношений,
И все они присутствуют в Кришне.
Говорится, что Он есть океан отношений
Между двумя живыми существами, между богами, а также между Всевышним
И бхактами Его.
Арджуна был воодушевлен
Этим чувством восхищения,
Он впал в экстатическое состояние; он был поражен
Чудом, сотворенным Господом; естественная дружеская любовь
Оказалась вытеснена изумлением, переполнившим его.
Арджуна сказал: «Возлюбленный Господь Кришна, я вижу в твоем теле всех богов и множество других живых существ.
Я вижу Брахму, восседающего на цветке лотоса, а также Господа Шиву и всех мудрецов и божественных змеев.
Взору Арджуны открывается все,
Что существует во Вселенной, поэтому он видит Брахму, первое живое существо
Во вселенной,
А также небесного змея, на котором в низших сферах вселенной
Покоится Гарбходакашайи Вишну.
Это ложе, образованное телом змея, называется Васуки; Арджуна обозревает
Всю вселенную, от Гарбходакашайи Вишну до самой возвышенной ее части,
Находящейся на лотосной планете, где обитает
Первое живое существо во вселенной, Брахма.
Таким образом, сидя на колеснице, Арджуна, по милости Кришны, мог созерцать
Все существующее, от начала до конца.
О властитель вселенной, о вселенская форма, я вижу в Твоем теле много- много рук, чрев, ртов, глаз, простирающихся повсюду, без предела.
Тебе нет конца, нет середины и нет начала.
Твою форму трудно видеть из-за ослепительного сияния, исходящего от нее во все стороны, подобно пылающему костру или безмерному блеску солнца.
Тем не менее, я вижу эту сияющую форму повсюду, увенчанную коронами
и с булавами и дисками в руках.
Ты – высшая изначальная цель, конечное место успокоения всей этой вселенной.
Ты неисчерпаем, и Ты – старейший.
Ты - божественная личность, и Ты поддерживаешь вечную религию. Так я думаю.
Ты без начала, середины и конца.
Твоя слава беспредельна.
У Тебя бесчисленное количество рук, а солнце и луна – Твои глаза. Я вижу, как Ты изрыгаешь пламя и сжигаешь всю эту вселенную Своим собственным сиянием.
Ты один, но заполняешь Собой все небо и планеты и все пространство между ними.
О Великий, видя эту дивную и ужасную форму, все планетные системы приходят в смятение.
Помимо Арджуны вселенскую форму Господа могли созерцать
И другие живые существа
На различных планетных системах.
Все сонмы полубогов вручают себя Тебе и входят в Тебя.
Некоторые из них, очень испуганные, сложив руки, возносят молитвы.
Сонмы великих мудрецов и совершенных существ, восклицая: «Мира, мира!»,
молятся Тебе, распевая ведические гимны.
Полубоги во всех планетных системах
Пришли в смятение
От ужасающего вида вселенской формы и ее ослепительного сияния и стали молить о защите.
Все различные проявления Господа Шивы, Адитьи, Васу, Садхьи, Вишведевы, оба Ашвина, Маруты, предки, Гандхарвы, Якши, Асуры и исполненные совершенства полубоги взирают на Тебя в изумлении.
О сильнорукий, все планеты и их полубоги ввергнуты в смятение видом Твоей великой формы с ее многими ликами, глазами, руками, бедрами, ногами, чревами и многими устрашающими зубами.
Подобно им, я тоже прихожу в смятение.
О всеприникающий Вишну, видя Тебя, многоцветного и ослепительного, достигающего неба, Твои зияющие рты, Твои огромные сияющие глаза, я впадаю в страх и смятение.
Я неспособен дольше сохранять спокойствие и равновесие ума.
О Владыка всех владык, прибежище всех миров, прошу Тебя, будь милостив ко мне.
Я не могу сохранять равновесие при виде Твоих пламенеющих
смертоносных ликов и устрашающих зубов. Я совершенно растерян.
Все сыновья Дхритараштры и цари, сражающиеся на их стороне, а также Бхишма, Дрона, Карна и наши главные воины устремляются в Твои устрашающие зевы. И я вижу, как головы некоторых, застревая между Твоими зубами, сокрушаются ими.
Как воды многих рек текут в океан, так и великие воины входят в Твои горящие зевы.
Я вижу, как все люди устремляются в Твои зевы, подобно мотылькам, летящим на огонь, чтобы погибнуть в них.
О Вишну, я вижу, как Ты поглощаешь всех людей со всех сторон Своими пылающими ртами.
Ты покрываешь все вселенные Своим сиянием, и сжигающие лучи исходят
от Тебя.
О Повелитель повелителей, устрашающий своим видом, поведай мне,
кто Ты есть.
Я склоняюсь пред Тобой с почтением.
Будь милостив ко мне.
Ты – изначальный Господь Я хочу знать, кто Ты и какова Твоя миссия».
Верховная божественная личность сказал: « Я есть время, великий разрушитель миров, и Я пришел сюда, чтобы уничтожить всех людей.
Кроме вас ( Пандав), все воины, с обеих сторон, погибнут.
Высшая истина разрушает все, даже брахманов.
В конце концов все брахманы,
Кшатрии и другие люди поглощаются
Господом; эта форма Кришны подобна всепожирающему гиганту,
И здесь Кришна проявляет Себя в образе всепожирающего
Времени; Кришна говорит, что гибель ожидает
Каждого из собравшихся людей, и если даже Арджуна не станет сражаться,
Эти люди погибнут при других обстоятельствах.
Время - это разрушения, и по желанию Бога
Все проявленное должно исчезнуть; таков закон природы.
Итак, встань и приготовься сражаться и завоевать славу.
Победи своих врагов и наслаждайся процветающим царством.
По моему замыслу все они уже погибли; ты же, о Савьясачи, можешь быть лишь Моим орудием в этом сражении.
Весь мир вращается согласно замыслу
Верховной божественной личности; недалекие люди со скудным запасом
Знаний полагают,
Что природа развивается без определенного плана,
И что все ее проявления возникают только как случайные образования.
Слова «возможно», «может быть» не имеют под собой
Никакой почвы, ибо существует определенный замысел, и он
Приводится в исполнение в этом материальном мире.
В чем же состоит этот план?
Настоящее космическое проявление представляет возможность
Для обусловленных душ вернуться домой, назад к Богу.
До тех пор, пока живые существа
Имеют склонность к господству,
Заставляющую их стремиться управлять материальной природой,
Они остаются в обусловленном состоянии.
Но всякий,
Кто может постичь замысел Всевышнего,
И развить в себе сознание Кришны,
Действительно обладает разумом.
Творение и разрушение космического проявления
Находятся под верховным управлением
Господа; таким образом битва при Курукшетре состоялась
В соответствии с планом
Всевышнего; человек, пребывающий в сознании Кришны,
И посвящает свою жизнь служению Кришне, достиг совершенства жизни.
Дрона, Бхишма, Карна и другие великие воины уже уничтожены Мной,
Поэтому убей их и не тревожься. Просто сражайся, и ты уничтожишь в битве своих врагов.
Всякий план создается Верховной божественной личностью,
Но Он настолько добр и милостив
К своим бхактам, что вся слава и почет
Достаются тем, кто исполняет его в соответствии с желанием Кришны.
Намерения Кришны
Можно постичь лишь милостью Его.
Человек должен следовать этим планам
И побеждать в борьбе за существование.
Саньджая сказал Дхритараштре: «О царь, услышав эти слова от Верховной божественной личности, трепещущий Арджуна вновь и вновь, молитвенно сложив руки, почтительно склонился перед Ним, и затем, запинаясь от страха, сказал Господу Кришне следующее:
Арджуна сказал: «О властитель чувств, мир приходит в ликование, слыша Твое имя, и каждый привлекается Тобой..
Праведники почтительно склоняются перед Тобой, демоны же, одолеваемые страхом, разбегаются в разные стороны.
Так все это и должно быть.
На Арджуну низошло просветление, и он признал, что все, творимое Кришной,
Является абсолютно правильным.
Кришна разрушает все нежелательное
И поддерживает бхакт; действия Кришны
В равной мере благоприятны для всех.
Бхакта при любых обстоятельствах воздает хвалу Кришне,
Ибо знает, что любые действия Его – благо для всех.
О великий, даже более великий, чем Брахма, Ты – изначальный создатель.
Как же им не склоняться перед Тобой в почтении? О безграничный, Бог богов, прибежище вселенной! Ты, неиссякаемый источник, причина всех причин – Ты стоишь выше всего этого материального проявления.
Кришна –
Вездесущ, и Он – Душа каждой души; не существует ничего,
Что не подвержено влиянию энергий Его.
Кришна-
Прибежище всей вселенной; Брахма родился
Из стебля лотоса, выросшего
Из пупка Гарбходакашай Вишну,
Который является полной экспансией Кришны.
Кришна стоит превыше
Всех обусловленных душ, и в том не может быть сомнения.
Ты - изначальная Божественная личность, старейшее, конечное святилище этого проявленного космического мира.
Ты знаешь все, и Ты – все, что есть познаваемого.
Ты - высшая обитель, стоящая над всеми материальными гунами. О бесконечная форма! Тобой пронизано все космическое проявление!
Все покоится на Верховной божественной личности,
Он – конечное прибежище; все, даже сияние Брахмана,
Имеет основу в Верховной божественной личности.
Кришна - объект познания,
Ибо Он вездесущ; Он трансцендентален,
И Он – высшая личность
Духовного мира.
Ты – воздух, и Ты - высший правитель! Ты - огонь, Ты – вода, и Ты – луна!
Ты – Брахма, первое живое создание, и Ты – прародитель. Поэтому я с почтением кланяюсь Тебе тысячу раз, и еще, и снова!
Арджуна говорит, что Кришна – воздух,
Ибо воздух,
Будучи вездесущим, наиболее ярко представляет всех полубогов.
Поклон Тебе и спереди, и сзади, и со всех сторон! О беспредельная сила, Ты - повелитель неограниченного могущества! Ты вездесущ, и потому Ты – все!
Думая о Тебе как о своем друге, я опрометчиво обращался к Тебе: «О Кришна»,
«О Ядава», «О мой друг», - не зная Твоей славы.
Пожалуйста, прости мне все, что я сделал в безумии, или любви. Я оскорблял Тебя много раз ,шутя, когда мы отдыхали, деля ложе, или когда мы сидели или ели вместе, иногда наедине, а иногда перед многими друзьями.
О непогрешимый, пожалуйста, прости мне все эти оскорбления.
Кришна так добр и милостив, что, невзирая на могущество свое,
В обращении с Арджуной Он
Поступал как друг.
Ты - отец этого полного космического проявления, движущегося и неподвижного. Ты – его глава, достойный поклонения, высший духовный учитель.
Никто не равен Тебе, как никто не сможет стать единым с Тобой.
Как же тогда может существовать кто- либо, более великий, чем Ты,
в трех мирах, о Властитель неизмеримой силы?
Следует поклоняться Кришне, как сын поклоняется отцу; Кришна
Есть духовный учитель,
Ибо Он первоначально вложил ведическое знание
В сердце Брахмы и теперь излагает
«Бхагават- Гиту» Арджуне; истинный духовный учитель
Должен принадлежать к парампаре духовных учителей, восходящих к Кришне.
Не будучи представителем Кришны,
Человек не может стать духовным учителем
Или духовным наставником
В трансцендентальном знании.
Все качества Кришны являются предметом поклонения.
Для Кришны нет различия между Его чувствами, Его телом,
Его разумом и Им самим; недалекие люди, не знающие Кришну,
Говорят, что Кришна
Отличен от Своей души, Своего ума, сердца и всего остального.
Кришна абсолютен, и потому Его поступки и Его способности
Находятся на высшем уровне; Его чувства, в отличие от наших, совершенны
И беспредельны,
И их поле деятельности
Безгранично; каждый – ниже Его.
Знание, сила и деятельность Его –
Трансцендентальны; тот, кто постиг трансцендентальное тело Кришны,
Его поступки и Его совершенство, оставив это тело, возвращается к Всевышнему,
И не приходит назад, в этот полный страдания мир; наилучшая линия поведения
Заключается в том, чтобы следовать принципам, установленным Кришной.
Это поможет человеку достичь совершенства, и в том не может быть сомнения.
Все мы - слуги Его.
Все подчиняются приказам Его,
И никто не может противоречить им; каждое живое существо
Действует под Его руководством, находясь под надзором Его.
Ты – Всевышний Господь, и каждое живое существо должно поклоняться Тебе.
Поэтому я падаю ниц, чтобы выразить Тебе мое глубочайшее почтение, и прошу Твоей милости.
Как отец выносит дерзости сына, или друг выносит дерзости друга, или жена выносит фамильярность своего супруга, молю Тебя, прости, если я вел себя с Тобой не так, как подобает.
Кришна снисходителен, как отец к детям, муж к жене,
Хозяин к слуге.
Узрев невиданную ранее вселенскую форму, я испытываю радость, но в то же время ум мой охвачен страхом.
Поэтому молю Тебя, окажи мне милость и вновь яви Свой образ Божественной личности, о Владыка владык, о прибежище вселенной.
В духовной обители существуют бесчисленные планеты, и на каждой из этих планет
Присутствует Кришна в форме Своих
Полных проявлений, носящих разные имена; на каждой из планет
Вайкунтхи форма Нараяны имеет четыре руки, и все они
Держат различные символы, а именно, раковину, жезл, цветок лотоса и диск.
Имя каждого Нараяны зависит от того,
В каком порядке Он
Держит эти символы в Своих Четырех руках; Кришна, и все эти формы -
Суть одно, поэтому Арджуна желает увидеть четырехрукий облик
Кришны.
О вселенская форма, о тысячерукий Господь, я желаю узреть Тебя в Твоей четырехрукой форме, со шлемом на голове и булавой, диском, раковиной
и лотосом в Твоих руках. Я жажду увидеть этот Твой образ».
Господь вечно пребывает в сотнях и тысячах Своих форм,
И главными из них являются формы
Рамы, Нрисимхи, Нараяны и других; Кришна не отличается
От Своих полных экспансий
И остается Богом в любой
Из своих многочисленных форм.
Какой бы облик Он ни принимал, в любом из них Кришна
Молод и свеж, как юноша; это – неотъемлемый признак Верховной личности.
Тот, кто познает Кришну,
Сразу же освобождается от всей скверны материального мира.
Верховная божественная личность сказал: « Мой дорогой Арджуна,
Я был счастлив явить тебе эту вселенскую форму, высшую форму материального
мира. До тебя никто и никогда не созерцал эту изначальную форму,
беспредельную и полную ослепительного сияния.
Эта форма сверкала,
Подобно солнцу, и многие лики Ее стремительно изменялись.
Кришна принял эту форму посредством Своей внутренней силы,
Непостижимой для человеческого разума.
О лучший из воинов Куру, никто до тебя не созерцал эту Мою вселенскую форму,
ибо ни изучением Вед, ни жертвоприношениями, ни благотворительностью, ни благочестивой деятельностью, ни суровым аскетизмом нельзя достичь того,
чтобы Я явил Себя в этой форме в материальном мире.
Кто обладает божественным видением,
Которое открылось
Арджуне? Божественный означает « присущий богам»; не достигнув
Уровня, характеризующего полубогов, невозможно иметь божественное видение.
В ведических шастрах говорится, что бхакты Господа Вишну
Являются полубогами; безбожник, не верящий в Вишну,
Или же признающий в качестве Всевышнего Господа безличный аспект Кришны,
Не может обладать божественным видением.
Нельзя поносить Кришну и в то же время иметь божественное видение.
Его невозможно обрести, не став божественной личностью.
Иными словами, те, кто обладает божественным видением,
Способны видеть то же, что и Арджуна; тот, кто поистине свят,
Может увидеть эту вселенскую форму, но настоящей святости
Нельзя достичь, не став чистой бхактой Кришны; добровольное принятие
Каких-либо физических страданий называется тапасья.
Таким образом, человек может проходить через тапасью,
Заниматься благотворительностью, изучать Веды и так далее,
Но если он не является таким бхактой,
Как Арджуна, у него нет возможности увидеть эту вселенскую форму.
Имперсоналисты не принадлежат к числу бхакт,
И, значит, они не могут наблюдать
Вселенский образ
Господа; бхакта Кришны не может признавать
Лже-инкарнаций или их последователей.
Ты пришел в смятение и изумление при виде Меня в этом ужасающем облике. Покончим с этим. Мой бхакта, забудь же все страхи и с миром на душе наблюдай тот образ, который ты желаешь увидеть».
Бхишма и Дрона промолчали,
Когда на общем собрании Куру сыновья Дхритараштры
Пытались снять с Драупади одежду, и за такое пренебрежение своим долгом
Они заслужили смерть; Кришна явил Арджуне Свою вселенскую форму
Лишь для того, чтобы показать ему, как за совершенный ими
Недостойный поступок эти люди были уже убиты;
Истинные бхакты всегда миролюбивы,
И не в состоянии совершать
Такие ужасные поступки; вселенская форма Господа не слишком привлекает бхакт,
Ибо она не дает возможности
Отношений взаимной любви с Кришной; бхакта либо хочет выразить Господу
Свои чувства почтения и восхищения, либо он хочет видеть двурукий образ Кришны,
С тем, чтобы служить Верховной божественной личности
И находить у Него
Ответ на свою любовь.
Саньджая сказал Дхритараштре: «Верховная божественная личность,
Кришна, сказав так Арджуне, явился перед ним в Своей истинной четырехрукой форме, и, наконец, принял Свой двурукий образ, рассеивая тем самым страх Арджуны.
Лишь человек, чьи глаза увлажнены бальзамом любви к Кришне,
Может увидеть этот прекрасный двурукий образ Кришны.
Когда Арджуна увидел Кришну в Его истинной форме, он сказал : «О Джанардана, созерцая Тебя в этом удивительной красоты человеческом облике, я успокоился умом и пришел в себя».
Тот, кто считает Кришну обыкновенным человеком и вводит читателей
В заблуждение, заявляя, что через Кришну говорит безличный Брахман,
Приносит большой вред,
И это знать обязан каждый человек.
Верховная божественная личность сказал: « Мой дорогой Арджуна, эту Мою форму, которую ты сейчас созерцал, очень трудно увидеть. Даже боги вечно жаждут узреть этот столь дорогой облик.
Увидеть вселенский образ Кришны возможно,
Если человек вносит
Хотя бы некоторый оттенок преданного служения
В различные свои действия, в частности, в наложение
На себя епитимьи, изучение Вед, философские размышления,
И так далее.
Однако, совершая все это без всякого оттенка бхакти,
Человек не может увидеть двурукий образ Кришны.
Как ни трудно увидеть вселенский образ, но Кришну
В Его двурукой форме увидеть еще труднее, даже для таких полубогов, как Брахма
И Шива; тело Кришны всецело духовно и исполнено блаженства, вечности, и знания.
Те, кто руководствуется материалистическим представлением о жизни,
Считают Кришну великой личностью
И выдающимся философом, но все же обыкновенным человеком, вынужденным,
На Свое могущество несмотря,
Материальное тело принять.
Они, по существу, считают, что Абсолютная Истина безлична,
И поэтому приходят к выводу,
Что из Его безличностного аспекта произошла эта личностная форма,
Привязанная к материальной природе.
Некоторые полагают, что вселенская форма
Кришны стоит выше Его личностной формы.
По их мнению, личностная форма Кришны есть нечто воображаемое.
Они полагают,
Что Абсолютная Истина не является истиной; тот, кто действительно вручил
Себя Господу, может в действительности постичь
Абсолютную истину; трансценденталист,
Постоянно пребывающий в сознании Кришны,
И посвящающий себя преданному служению Кришне,
Может открыть в себе духовное видение и увидеть Кришну.
Высокоразвитые духовно полубоги
Всегда пребывают в надежде увидеть Кришну
В Его двурукой форме.
Тот образ, который ты видишь своими трансцендентальными глазами, нельзя постичь, просто изучая Веды, или проходя через тапасью, или занимаясь благотворительностью, или поклоняясь Мне в храме.
Это не те пути, благодаря которым человек может увидеть Меня таким, как Я есть.
Мой дорогой Арджуна, только тот, кто преданно служит Мне, может познать Меня таким, как Я стою перед тобою, увидеть Меня лицом к лицу.
Только этим путем ты сможешь постичь тайну Моей личности.
Благотворительность должна направляться на бхакт Кришны,
Которые с любовью служат Ему, распространяя по всему миру философию Кришны.
Для начинающих в бхакти –йоге поклонение Господу в храме очень полезно.
Тому, кто не проходит обучения
У истинного духовного учителя,
Невозможно даже начать осознавать Кришну.
Вселенская форма Кришны -
Преходяща, а четырехрукая форма Нараяны и двурукая форма Кришны –
Вечны и трансцендентальны; как четырехрукие формы,
Так и другие формы
Есть эманации начального двурукого Кришны.
Он - источник всех этих эманаций; Кришна
Отличается даже от этих форм,
Не говоря уже о Его безличностном аспекте; даже самая близкая Кришне
Четырехрукая форма ( Маха-Вишну,
Который возлежит на поверхности космического океана,
Выдыхая и вдыхая
Бесчисленные вселенные) также является экспансией Всевышнего Господа; Кришна-
Источник всех проявлений Вишну.
Он порождает все аватары, Он - изначальная Высшая личность.
Я склоняюсь в почтении пред Кришной,
Имеющим трансцендентальную форму блаженства, вечности и знания.
Кришна - один, но Он проявляет Себя в бесчисленных формах и экспансиях.
Верховная божественная личность
Есть Кришна,
Имеющий тело, сотканное из вечности, блаженства и знания.
Он не имеет начала,
Ибо Он –
Начало всего.
Он - причина всех причин.
Кришна говорит:
«Я есть источник всех полубогов»; вселенская форма – не исходная Его форма.
Изначальный образ-
Это Кришна.
Вселенский образ Кришны
Может показаться чудесным тем людям, которые заняты собственным продвижением
С помощью кармической деятельности, но для занятых преданным служением Кришне,
Двурукая форма
Кришны – самая дорогая форма.
Мой дорогой Арджуна, тот, кто посвящает себя чистому преданному служению Мне, свободный от скверны кармической деятельности и мыслительных спекуляций, кто работает для Меня, кто делает Меня высшей целью своей жизни, и кто дружелюбно относится к каждому живому существу - тот обязательно придет ко Мне.
«Бхагават – гита» -
Это книга, предназначенная
Для обусловленных душ, занятых
В материальном мире
Установлением господства над природой, и не имеющих понятия Об истинной,
Духовной жизни.
Эта книга
Призвана показать, каким образом человек может постичь
Свое духовное существование и свои вечные взаимоотношения с Высшей
Божественной личностью,
И научить
Человека, как он может вернуться домой, назад к Кришне.
Никто не должен совершать никакой деятельности, не связанной с Кришной.
Это называется кришна- карма.
Можно заниматься
Разнообразной деятельностью, но не следует при этом привязываться
К ее плодам – эти плоды нужно отдавать Кришне.
Все действия нужно совершать ради Кришны.
Кришна - истинный владелец любого предприятия,
И все доходы с него должны использоваться для удовлетворения Кришны.
Например, человек богатый
Может построить храм для Кришны.
Нельзя привязываться к плодам своей работы, но следует предлагать их Кришне.
И принимать только прасадам, пищу, предложенную сначала Кришне.
Владелец участка земли
Может выращивать на ней цветы
И Кришне их предлагать.
Самый бедный человек способен служить Кришне; чистый бхакта не желает попасть
Ни на какие райские планеты, он лишь стремится
Перенестись в небесную обитель.
Но даже и в небесной обители
Слияние с ослепительным сиянием
Брахмаджьоти не проносит ему удовлетворения, он хочет попасть
На высшую планету духовного мира, то есть на Кришналоку, Голоку Вриндавана.
Он всецело посвящает себя
Преданному служению
Кришне, в особенности девяти его процессам,
То есть он Слушает о Господе, воспевает Его имена,
Помнит о Нем, поклоняется Ему,
Служит Его лотосным стопам,
Возносит молитвы Ему,
Исполняет Его повеления, завязывает с Ним дружбу и все отдает Ему.
Если человек занят во всех девяти процессах
Преданного служения,
Или хотя бы в одном –
Он непременно достигнет совершенства своего.
Следует отказаться от общества тех людей, которые настроены против Кришны.
К таковым относятся не только атеисты,
Но и те люди, которых привлекают
Кармическая деятельность и мыслительные спекуляции.
Каждый, кто желает
Посвятить себя преданному служению,
Должен быть чист от всех видов материальной скверны.
Он должен избегать общества людей, приверженных
К кармической деятельности
И мыслительным спекуляциям.
Очистившись от такого нежелательного общения
И от скверны
Материальных желаний,
Человек может с легкостью углублять и расширять свое знание
О Кришне. Это называется чистым преданным служением.
Нужно думать о Кришне с любовью и действовать во благо Ему, а не во вред.
Чистый бхакта даже не хочет освобождения, он - совершенный человек.
Он не хочет попасть даже
На наивысшую планету, Голоку Вриндавана.
Его единственная цель – служить Кришне,
Где бы он ни находился.
Бхакты Кришны дружелюбно относятся к каждому, у них
Нет врагов; они понимают,
Что только преданное служение поможет освободить
Человека от всех его жизненных проблем; они понимают,
Что страдания людей проистекают
От того, что люди забыли о своей вечной связи
С Господом; поэтому высшее благо,
Которое можно принести человеческому обществу, заключается в освобождении
Ближнего своего от всех трудностей материальных.
Так чистый бхакта служит Господу; такие люди, оставив это тело,
Несомненно,
Обретают жизнь на высшей планете; тот,
Кто испытывает любовь
И привязанность к Кришне в Его форме Шьямасундары, двурукой форме,
Постоянно созерцают Его в своем сердце и не видят ничего иного.
Подс.лит-ра Бхагават - гита как она есть
Свидетельство о публикации №123111001602