Гл. 10 Великолепие Абсолюта

Верховная божественная личность сказал: «Слушай же дальше, о сиьнорукий Арджуна. Ты - Мой дорогой друг, и Я буду говорить еще, для твоей пользы открывая тебе знание, лучшее, чем то, которое я уже поведал».

Тот, кто обладает
Шестью божественными качествами в избытке: силой, славой, богатством,
Знанием, красотой и отречением, есть Бхагаван, или Верховная божественная личность.
Когда Кришна
Присутствовал на земле, Он  проявил все эти шесть качеств.

Ни сонмы полубогов, ни великие мудрецы не знают Моего происхождения и Моих качеств, ибо Я – первопричина полубогов и мудрецов, во всех отношениях.

Даже полубоги и великие мудрецы,
Пытающиеся Кришну постичь
С помощью мыслительных спекуляций,
Потерпели неудачу.
И даже полубоги не способны понять Кришну,
Они имеют возможность теоретизировать в границах
Своих несовершенных чувств и могут прийти
К противоположной концепции,
К имперсонализму, рассматривающему нечто,
Не проявленное тремя гунами природы,
Или же с помощью мыслительных спекуляций они могут вообразить
Что-либо, однако недалекие размышления такого рода
Не позволяют постичь Кришну.
Концепция Бога, как некоей правящей силы
Или имперсонального Брахмана достижима
Для человека, находящегося в низшей энергии Кришны,
Но Божественную личность
Невозможно познать,
Не возвысившись до трансцендентального уровня; поскольку большинство из нас
Не могут понять Кришну в Его истинном положении, то Он сам
По Своей беспричинной милости нисходит, являя свою благосклонность этим
Абстрактным теоретикам.
Но, будучи осквернены
Материальной энергией, они
Думают, что имперсональный Брахман есть Всевышний; только бхакты
Могут понять Кришну; их не волнует концепция Бога как имперсонального Брахмана,
Их вера и преданность позволяют
Им вручить себя Кришне,
И, благодаря милости Его,
Они могут постичь Кришну.
Никто больше не в силах понять Его.

Чем больше слушаешь о Боге,
Тем больше очищается твоя природа.
И если с преданными Господа общаешься всегда,
К служению Кришне придешь  тогда.
Когда в границах наших чувств несовершенных о Боге размышляем,
В тех размышлениях большого толку не бывает,
Пока ты преданным Его не станешь,
Любви к  Нему не испытаешь.
И не откроется Он никому,
Ни полубогу, и ни мудрецу,
Пока на высший уровень ты не взойдешь,
Божественную личность не поймешь.

Тот, кто знает Меня как нерожденного, не имеющего начала, как Верховную владыку всех миров, тот, кто не находится под властью иллюзии, освобождается от всех грехов.

Стремящиеся подняться до уровня духовной реализации –
Необыкновенные люди; они выше миллионов и миллионов обычных людей,
Не имеющих знания о духовной реализации.
Но из тех,
Кто действительно стремится понять свое духовное положение,
Тот, кто понимает, что Кришна
Есть Верховная божественная личность,
Властитель всего, не рожденный, тот человек, без всякого сомнения,
Добился наибольшего успеха в духовной реализации.
Только на той стадии,
Когда человек осознает верховное положение Кришны,
Может он совершенно освободиться
От всех кармических реакций.
Живые существа рождаются
И умирают,
Ибо привязаны к материальному.
Кришна существовал еще до сотворения, и Он отличен от своего творения.
Все полубоги создавались внутри этого материального мира, но Кришна отличен
Даже от великих полубогов, таких, как Брахма и Шива.
Он - Творец всех полубогов; и Он – отличен от всего, что создано Им.
И знающий Его таковым
Немедленно освобождается от всех кармических реакций.
Чтобы познать Кришну,
Нужно очиститься
От всех грехов;  Его можно познать только через преданное служение и никак иначе.
Та точка зрения, что в материальном мире
Существует как неблагоприятное,
Так и благоприятное, -является,
В большей или меньшей степени, вымыслом, потому что в материальном мире
Нет ничего благоприятного.
Здесь все неблагоприятно,
Поскольку неблагоприятна сама материальная природа; нам только кажется,
Что она благоприятна.
Истинное благо
Зависит от деятельности, совершаемой
В сознании
Кришны, в преданном служении. Духовный учитель, садху и шастры
Направляют нас по истинному пути.
Все, совершаемое под руководством таким,
Свободно от последствий  благочестивых
И неблагочестивых
Поступков в этом материальном мире; трансцендентальное отношение
Бхакти к своей деятельности является,
В действительности, отношением самоотречения и называется
Санньяса.
Каждый,
Кто действует из чувства долга, потому что так приказал ему Кришна,
И не ищет выгоды в своей деятельности, достиг истинного самоотречения.
Каждый, кто действует по указаниям Кришны,
Фактически является санньяси и йогом,
А  не тот, кто просто рядится в одежду санньяси, или псевдойог.

Или, по-другому можно сказать:

Все те, стремящиеся подняться
До уровня духовной реализации, должны считаться
Необыкновенными людьми,
Над миллионами других людей  стоят они.
И только те добиться высшего успеха могут в этом начинании,
Которые  приходят к  пониманию,
Что Кришна есть божественная личность,
Властитель Он всего, нет  никого Его превыше.
До пор до тех, пока к материальным вещам привязан,
Свои тела ты  миллионы лет меняешь.
Рождение, смерть повсюду нас сопровождают,
И  круговорот такой не исчерпаем.
Благоприятного  не отыщешь в этом мире ничего,
К разочарованию придешь, в конце концов,
Неблагоприятна вся материальная природа,
Хотя она - извечная служанка Бога.
А благо истинное тогда лишь сможем получать,
Когда мы деятельность в сознании Кришны станем выполнять.
Все указания нужные найдем
В Писаниях Священных, когда мы их поймем.
По верному пути  тебя направит  твой учитель,
Поскольку он собой являет Кришну.
Творцом полубогов всех Кришна выступает,
И Он Владыку всех планет Собой являет,
И Он отличен от всего, что было создано лишь Им,
Он не рожден, он вечен и непогрешим.
И Им одним все качества живых существ сотворены,
Хорошими или плохими могут быть они.

Разум, знание, свобода от сомнений и заблуждений, снисходительность, правдивость, владение своими чувствами, управление своим умом, счастье и несчастье, рождение, смерть, страх, бесстрашие, отказ от насилия, уравновешенность, удовлетворение, аскетизм, милосердие, слава и бесславие, – все эти различные качества живых существ сотворены Мною одним.

«К качествам отнести возможно разум, знание, правдивость,
Уравновешенность, удовлетворение, учтивость.,
Свободу от сомнений, заблуждений,
Управление своим умом, и чувствами, смерть, рождение,
Слава и бесславие, и от насилия отказ,
Бесстрашие и счастье, несчастье, страх –
Все эти качества сотворены
Лишь Мной одним».

Разум заключается в способности правильно судить о вещах, а знание –
В понимании того, что есть дух и что есть материя.
Обыкновенное знание,
Получаемое в университетах, относится только к материи,
И оно не принимается здесь за истинное знание.
Современное образование не дает знания
О духе, предметом изучения   здесь являются
Материальные элементы и потребности тела. Поэтому академическое знание неполно.
Асаммохи,
Свободы от сомнений и заблуждений можно достичь, если человек
Не испытывает колебаний и понимает трансцендентальную философию; человек
Должен воспитывать в себе кшаму,
То есть терпимость и снисходительность, и прощать другим
Незначительные прегрешения; правдивость означает,
Что факты должны представляться, как есть они,
Для блага людей; в соответствии со светскими условностями считается,
Что надо говорить правду лишь в том случае, когда она приятна для других.
Но это не есть правдивость.
Владение своими чувствами означает,
Что чувства не должны использоваться  для собственного наслаждения сверх меры.
Не существует запретов
На удовлетворение
Законных потребностей чувств, но лишние чувственные наслаждения
Вредны для духовного развития; подобно этому ум не должен быть занят
Ненужными мыслями, его
Следует направлять на то,
Чтобы осознать главную потребность человека, по указаниям
Из авторитетного источника.
Мыслительные способности
Следует развивать в общении с людьми,
Хорошо знающими шастры, со святыми людьми,
С духовными учителями и теми, чье мышление развито высоко.
Сукхам, удовольствие и счастье следует черпать в том,
Что благоприятно для развития духовного знания, сознания Кришны.
То, что причиняет боль и страдание, есть то,
Что неблагоприятно для развития сознания Кришны.
Бхава, рождение должно пониматься, как относящееся к телу.
А душа не подвержена ни смерти, ни рождению.
Рождение и смерть относятся к воплощению в материальном  мире.
Страх возникает от беспокойства о будущем; человек в сознании Кришны
Никогда не испытывает страха,
Так как он знает,
Что он вернется домой.
По этой причине его будущее светло.
Чтобы освободиться от беспокойства, надо понять Кришну
И находиться в сознании Кришны.
Причиной страха является погружение в иллюзорную энергию Кришны.
Ахимса, отказ от насилия,
Означает, что не следует совершать поступков, причиняющих страдания
Или беспокойство другим.
Материальная деятельность не дает положительных результатов,
Потому что ни политики, ни филантропы, ни социологи не знают,
Что на самом деле является благом
Для людей, потому что они
Трансцендентального видения лишены.
Человеческое тело
Предназначено для духовного самосознания,
Поэтому любое движение, или поступок, не ведущие к этой цели,
Есть насилие над ним; то, что приближает
Духовное счастье
Всех людей, есть отказ от насилия;  самата,
Уравновешенность, относится к свободе от привязанностей
И  неприязни.
Этот материальный мир следует принимать без привязанности
Или отвращения; человек, пребывающий в сознании Кришны,
Ничего не принимает и не отвергает,
Если только это не нужно для исполнения обязанностей в сознании Кришны.
Тушти, удовлетворенность, означает,
Что человек не должен стремиться к накоплению
Все больших и больших материальных богатств путем ненужной деятельности.
Он должен довольствоваться той милостью, которую он получает
Милостью Кришны.
Пост, исходя из политических соображений, совершается в невежестве,
И это не способствует духовному прогрессу; однако, всякая деятельность,
Совершаемая в гуне добродетели,
Способствует духовному развитию человека, и когда человек постится в соответствии
С ведическими предписаниями,
Это обогащает его духовным знанием.
Что касается благотворительности, то следует
Половину своего дохода жертвовать
На какое-либо благое дело, то есть дело  в сознании Кришны; брахманам
Следует давать
Пожертвования, потому что они отдают себя
Развитию духовного знания.
Предполагается, что брахман посвящает всю свою жизнь постижению Брахмана.
Тот, кто познал Брахман, именуется брахманом.
Следует жертвовать также и санньяси,
Которые ходят от двери к двери, пробуждая грихастх
От сна невежества; яшас, слава, должна трактоваться
Соответственно словам Господа Чайтанья,
Который сказал, что человек славен, когда он известен
Как великий слуга Кришны; все эти качества проявляются по всей вселенной,
Как в обществе людей, так и в обществе полубогов.
Эти качества Кришна создает для того,
Кто хочет обрести сознание Кришны,
Но развивать их человек должен сам, изнутри; ничто не может проявиться
В материальном мире, что не есть в Кришне.
Кришна является источником всего,
Что мы видим, хорошего и плохого, ведь все исходит из Него.

Или, по-другому можно так сказать:

Коль разумом глубоким обладаешь,
Ты в суть вещей свободно проникаешь,
А если знанием истинным владеешь ты сполна,
Поймешь, мой друг, тогда,
Что есть материя, но ее основа – дух,
И их ты сможешь различить, мой друг.
Те знания, которые в университетах получаем,
К материи относятся, за знание истинное его не принимаем.
Оно материю стремится познавать,
Потребность тела изучать.
Знание материи полнейшим не бывает,
Поскольку дух оно не изучает.
От всех сомнений, заблуждений тогда освободишься,
Когда к познанию духа обратишься.
Терпимым, снисходительным быть должен человек,
И прегрешения других всегда прощать уметь,
Всегда лишь правду говорить, не искажая факты,
Хотя они кому-то будут неприятны.
А чувства все свои должны уметь мы укрощать,
И наслаждений сверх меры необходимо избегать.
Излишек их всегда опасен,
Для твоего духовного развития он явится препятствием.
А из ума плохие мысли убери,
Мыслительные способности свои по руслу нужному пусти,
Чтоб предназначение свое сумел ты осознать,
Авторитетные источники необходимо изучать.
Мыслительные способности свои
Развить ты сможешь при общении с людьми,
Которые Писания Священные читают,
И кто мышлением высоким обладает.
Повсюду счастье можем мы черпать,
Коль знание духовное сумеем развивать.
Когда придем к сознанию Бога,
Духовным знанием одарит тебя Он, и также и Природа.
А то, что причиняет боль, страдание,
Отвергнуть нужно, оно неблагоприятно для сознания,
И принимай все то, что радость принесет,
В сознании Кришны  эту радость везде найдешь.
А страх из беспокойства возникает,
Когда о будущем ты размышляешь.
Но преданные Кришны не испытывают страха,
Поскольку будущее их прекрасно.
Все остальные в беспокойстве пребывают,
Что ждет их впереди – никто не знает.
Причиной страха является одно -
Что погрязли мы в иллюзии давно.
А те из вас, кто от иллюзии ушел,
Уверен, что он – духовная частичка Бога, и он Его уже нашел,
И он бесстрашием полным обладает,
Поскольку Кришна рядом пребывает.
Высшим видением обыкновенный человек не обладает,
Хотя политиком большим ты будешь  выступать,
Что благом будет для людей - не знаешь даже и тогда,
И потому хороших результатов не получишь никогда.
Мирская деятельность политиков таких,
Хотя трудов немало затрачено больших,
Хороших результатов никогда не принесет,
Поскольку видения высокого в тех людях не найдешь.
И это тело Господь нам дал лишь для того,
Чтобы с помощью его достиг духовного самосознания своего.
Любой поступок, или движение, не ведущее к этой цели,
Насилием над телом предстает, и будет вредным.
Отказом от насилия, или ахимсой, предстает
Тот факт, что от плохих поступков ты уйдешь.
Когда страданий, беспокойства другим не причиняешь,
Тогда ахимсу исполняешь.
Когда уравновешенным бываешь,
Тогда над привязанностью и неприязнью выше пребываешь.
И принимать необходимо только то,
Что благоприятно для сознания твоего.
Удовлетворенность будет означать -
Богатство впрок не накоплять,
Довольствуйся тем, что получаешь,
Тогда в удовлетворении  все время пребываешь.
Аскезы также нужно совершать,
С восходом солнца должен ты вставать,
Посты в определенные дни месяца обязан соблюдать,
Чтобы прогресс духовный продвигать.
И благотворительностью занимайся,
Тому, в служении Кришне кто, помогать старайся.
Развитием духовного познания заняты они,
Доводят до людей те знания, что сами получить смогли.
Сознание людей они стараются очистить,
Но мало кто из нас их слышит.
Мы всевозможными пороками наполнены сейчас,
Не достучаться к нам никак.
Человек всей славой обладает,
Когда слугою Кришны выступает,
Тогда воистину он знаменитым  бывает,
Когда величия в сознании Кришны достигает.
Кришна все эти качества создал,
Для тех, сознание Кришны кто себе принял,
Их сам в себе ты должен развивать,
Коль с Кришной ты, ими всеми станешь обладать.
Источником всего Сам Кришна выступает,
Хорошее, плохое – все из Него проистекает.
И если ты себя служению преданному посвящаешь,
Все добродетельные качества тем самым развиваешь.

Семь великих мудрецов, и четверо других великих мудрецов до них, и Ману (прародители человечества) исходят из Меня, рождены из Моего ума, а все живые существа, населяющие различные планеты, происходят от них.

Господь дает генеалогический обзор населения вселенной.
Брахма - изначальное существо, порожденное энергией
Всевышнего Господа, называемого Хираньягарбхой.
От Брахмы
Произошли все семь великих мудрецов,
А до них четверо других великих мудрецов,
Чьи имена - Санака, Сананда, Санатана и Санат – кумара,
А также Ману.
Эти 25 великих мудрецов известны как праотцы всех живых существ вселенной.
Есть множество  вселенных
С неисчислимым множеством планет в каждой из них,
И каждая планета населена различными формами жизни, и все они рождены
От этих 25 прародителей своих.
Брахма подвергал себя тапасье в течение
1000 лет по летоисчислению
Полубогов, прежде чем милостью Кришны осознал, как надо творить; затем из Брахмы
Вышли Санака, Сананда, Санатана и Санат-кумара,
Затем Рудра и затем семь мудрецов, и таким образом все брахманы
И кшатрии порождены энергией Кришны.
Брахма известен как дед,
А Кришна как прадед.

Иль по-другому можно так сказать:

Здесь генеалогический обзор населения вселенной приведен,
Сначала Кришна был, энергией Его был Брахма порожден,
Брахма - изначальное живое существо,
И от него все население потом произошло.
Брахма себя тапасье долгой подвергал,
Потом творить способным стал,
На это Милость Кришны получил,
Сначала 7, потом 4 великих прародителей человечества от Брахмы самого произошли.
Вселенным нет конца,
Они планетами заполнены всегда,
Планеты населенные всегда бывают,
И формы жизни разные там обитают.

Тот, кто действительно убежден в Моих славе и мистической силе, целиком посвящает себя преданному служению; в этом нет сомнения.

«И если   убежден ты в Моих мистических способностях и славе,
Лишь Мне тогда всего себя ты посвящаешь,
Пока в различных качествах Моих не будешь ты уверен,
К служению Мне ты не придешь, в том нет сомнения».

Высшая стадии духовного совершенства – знание Верховной божественной личности.
До тех пор, пока человек не обретет уверенности в различных
Замечательных качествах Кришны,
Он не сможет посвятить себя преданному служению.
Обычно люди знают,
Что Бог велик, но как проявляется Его могущество – они не знают.
Если человек узнает,
Насколько велик Господь,
Он вручает Ему свою душу, и посвящает себя преданному служению Кришне.
Тогда для человека не существует ничего, кроме желания вручить себя Всевышнему.
Множество полубогов, обитающих по всей планетной системе,
Заняты управлением  этой вселенной,
И главные из них – Брахма,  Шива, четверо великих Кумар и остальные прародители.
Не следует пренебрегать стремлением к полному осознанию величия
Кришны, поскольку, зная, как велик Кришна,
Можно утвердиться в преданном служении Кришне.
Когда же тебе известно станет,
Как Я велик, тогда себя всего лишь Мне ты посвящаешь,
И мне вручить себя желаешь,
С любовью взор свой ко Мне ты обращаешь.


Я - источник всех духовных и материальных миров.
Все исходит из Меня. Мудрые, кто в совершенстве знают это, отдают себя преданному служению Мне и поклоняются Мне всем сердцем.

«Источником великим Я всех миров являюсь-
Духовных и материальных.
И  если ты Меня познаешь,
Ученым человеком станешь.
Тот, кто в совершенстве знает это,
Преданному служению отдает себя, и поклоняются Мне всем сердцем».

Поскольку бхакта в совершенстве знает,
Что Кришна- первопричина всего, он утверждается
В преданном служении Кришне,
И никто не может сбить его с пути; от Нараяны родился Брахма,
Который породил Шиву; Нараяна –
Есть экспансия Кришны.

Мысли Моих чистых преданных сосредоточены на Мне,
их жизнь полностью посвящена служению Мне, и они испытывают большое удовлетворение и блаженство, просвещая друг друга и беседуя обо Мне.

Сначала на начальной стадии преданного служения
Бхакты испытывают трансцендентальное наслаждение от самого служения,
А на более зрелой ступени они действительно испытывают любовь к Кришне.
И тогда они могут наслаждаться высшим совершенством жизни.
Преданное служение подобно семени, и если оно попало в сердце человека, и он Постоянно  слушает и повторяет маха-мантру, то семя плоды дает,
Подобно тому, как плодоносит постоянно поливаемое дерево.
Духовное дерево
Преданного служения растет и растет,
Пока оно не разорвет покров
Материальной вселенной и не войдет в сияние брахмаджьоти в духовном небе.
Все выше и выше растет оно в духовном небе,
Пока не достигает
Высшей планеты, называемой Голокой Вриндавана,
Наивысшей планеты Кришны.
В конечном счете, дерево находит приют у лотосных стоп Кришны
И остается там; постепенно,
Подобно тому, как обычное дерево плодоносит и дает плоды; дерево
Преданного служения дает плоды, а процесс орошения
В форме слушания и повторения
Маха-мантры продолжается; когда выросшее дерево
Находит прибежище
У стоп Господа,
Живое существо целиком погружается в любовь к Господу,
И с этого мгновения оно  не может жить ни мгновения без общения с Ним,
Подобно тому, как рыба не в состоянии жить без воды.
В таком положении, в общении с Господом, бхакта
Обязательно обретает трансцендентальные качества.
Шримад-Бхагаватам - единственное произведение, в котором
Полностью описываются трансцендентальная природа Всевышнего Господа
И бхакт Его.
Читая его,
Реализованные души испытывают
Постоянное наслаждение, подобно тому, как наслаждаются
Взаимным общением юноша и девушка, когда они встречаются.

Или по-другому можно так сказать:

Бесчисленные живые существа
С планеты на планету путешествуют всегда,
И если бхакту живое существо встретит на пути,
К служению преданному оно сумеет подойти.
Преданное служение с семенем сравним,
И если привлечешься им,
Оно проникнет в сердце глубоко,
И если о Кришне слушаешь, и маха-мантру повторяешь, плоды начнет давать оно.
Такое семя постепенно прорастает,
И в дерево большое вырастает.
Оно растет, растет,
Пока покров материальный не прорвет.
Расти оно и дальше продолжает,
Потом в сияние брахмаджьоти попадает,
Потом и высшую планету достигает,
На ней великий Кришна обитает.
Оно приют у стоп Его найдет,
И остается там, потом плоды давать начнет.
Процессом орошения будет выступать
Служение Кришне, а так же если маха-мантру станем повторять.
Тогда любовью переполнен будешь высшей,
И жить не сможешь без общения с Кришной,
Как рыба жить не сможет без воды,
Без Кришны не сможешь жить.
Все качества тогда Его приобретаешь,
Когда такое дерево памятованием о Нем питаешь.
И в постоянном наслаждении станешь пребывать,
Когда взаимное общение не станешь прерывать.

Тем, кто постоянно с любовью служат Мне, Я даю понимание, при помощи которого они могут прийти ко Мне.

Когда с любовью служишь Мне,
Я понимание даю тебе,
При помощи его ко Мне придешь,
Внутри себя все наставления Мои найдешь.

Буддхи - йога есть деятельность в сознании Кришны,
Это – высочайшее проявление разума, и это есть преданное служение Кришне.
Конечная цель духовного прогресса есть Всевышний.
Человек, знающий, что есть цель жизни,
Но привязанный к плодам своего труда, действует в рамках карма-йоги.
Когда он знает, что эта цель – Кришна,
Но находит удовольствие в умственных спекуляциях для понимания Кришны,
Это называется гьяна-йогой.
Когда же он знает цель и его поиски Кришны проходят целиком в сознании Кришны
И  преданном служении, это называется бхакти-йогой,  или буддхи-йогой,
Которая является законченной йогой.
И она есть высочайшее совершенство жизни.
Необходимое условие состоит в том, чтобы человек пребывал в сознании Кришны,
С любовью и преданностью служа Ему; если бхакта
Недостаточно умен, чтобы продвигаться
По пути самосознания, Кришна дает ему возможность
Достичь духовного прогресса, и, в конечном итоге,
Отправиться к Кришне.

Чтобы оказать им особую милость, Я, пребывающий в их сердцах, сиянием знания рассеиваю тьму, порожденную невежеством».

«Чтоб милостью особой одарить тебя,
Я, пребывающий во всех сердцах,
Сиянием знания тьму твою развею,
Туман невежества рассею,
И если даже ты не очень образован,
И с принципами Вед не очень хорошо знакомый,
Я знание подлинное дать тебе смогу,
Над тьмой невежества подняться помогу».

Иногда философы критикуют бхакт,
Считая их сентиментальными людьми; но истинный бхакта
Не будет знанием подлинным обделен,
Ведь Кришна за ним ведет контроль.
Кришна  помогает чистым бхактам своим,
Пусть даже не имеют они
Достаточного образования
И достаточного знания
Ведических принципов; просто философствуя, нельзя постичьКришну.
Человек никогда не сможет понять Кришну,
Если он не является бхактой Его,
И не возлюбит Его.
Только с помощью преданного служения можно доставить удовольствие Кришне,
И с помощью Своей непостижимой энергии Кришна
Может явить Себя
В сердце преданного Своего; подобно солнцу, Он рассеивает тьму
Невежества; такова
Особая милость Кришны к бхакте Своему.
Сердце человека покрыто налетом материализма вследствие того,
Что миллионы жизней  оно
Находилось в соприкосновении с энергией материальной.
Но если человек отдает себя преданному служению и маха-мантру
Постоянно повторяет,
Этот налет  быстро снимается.
И человек поднимается до уровня чистого знания.
Только с помощью повторения маха-мантры и преданного служения
Достигается конечная цель – Вишну, а не через мыслительные спекуляции или споры.
Так как Господь полностью
Принимает на Себя
Заботу о нем, человек совершенно освобождается тогда
От любых материалистических стремлений,
И в том не может быть сомнений. 


Просто размышлениям о Боге предаваясь,
Нельзя Его постигнуть, не всем себя Он открывает,
Когда всего себя служению преданному отдаешь,
Тогда ты в сердце  Кришну у себя найдешь.
Подобным солнцу Он бывает,
Поскольку тьму невежества Собою разгоняет.
Сердца у всех людей покрыты  тьмой,
И это есть невежества покров.
Но тот налет сниматься будет,
Когда  служением преданным  заниматься будешь.
И если маха-мантру  станешь повторять,
Тогда цель жизни сможешь ты познать.
Иным путем не сможешь ты постичь ее.
Все споры, размышления – ничто.
И если к преданному служению не придешь,
Ты цели жизни не найдешь.
Если «Бхагават-Гиту» изучаешь,
И если  душу Кришне полностью вручаешь,
Тогда ты сможешь преданному служению отдать себя,
От всех материальных устремлений избавишься тогда.

Арджуна сказал: «Ты – Верховная божественная личность, конечная обитель, чистейший, Абсолютная истина.
Ты – вечная, трансцендентальная, изначальная личность, нерожденный,
величайший. Все великие мудрецы, такие, как Нарада, Асита, Девали и Вьяса, подтверждают эту истину о Тебе, и  теперь Ты Сам объявляешь это мне.

Люди и полубоги, вследствие невежества своего,
Думают, что они совершенны и независимы от Него.
Только человек, обратившийся к преданному служению, поймет Кришну,
А другие – нет; все пребывает
В  высшем Брахмане.
Кришна может быть осознан только теми, кто постоянно
Думает о Нем; такое постоянное размышление о Кришне называется смаранам,
Одним из способов преданного служения.
Только в преданном служении
Кришне человек может  осознать свое положение
И освободиться от материального тела; Кришна говорит:
«Я не рождаюсь, но являюсь на эту землю, чтобы  религиозные принципы установить».
Пока человек находится вне ученической преемственности, ему не понять
Бхагават - Гиту, и это все должны мы понимать.

О Кришна, я принимаю как истину все, что Ты сказал мне.
Ни полубоги, ни демоны, О Господи, не могут осознать Твоей личности.

Понимание Гиты следует получать через парампару.
Когда цепь парампары
Была нарушена, Кришна выбрал Арджуну, чтобы вновь
Восстановить ее.

Воистину, Ты один знаешь Себя, благодаря Твоей внутренней силе, о Высшая личность, первоисточник всего, владыка всех существ, Бог богов, властитель всей вселенной!

Мыслительные спекуляции, уводящие человека от Кришны,
Есть серьезный грех; Высшая личность
Познается как имперсональный Брахман,
Локализованная Параматма
И, наконец, как Верховная божественная личность.
Обычный человек, или даже освобожденный человек, осознавший
Имперсонального Брахмана или  локализованную Параматму,
Не обязательно осознает Божественную личность.
Многие имперсоналисты, достигшие освобождения, не могут понять Кришну,
Как Высшую личность.
И все же человек
Может не понимать, что Кришна – отец всех живых существ.
Но если человек приходит к осознанию Кришны как отца всех живых существ,
Он может все же не понимать, что Кришна
Есть Тот, кто всем управляет; и даже человек, знающий Кришну
Как верховного правителя всех живых существ,
Может не осознавать, что Он является источником всех полубогов.
Но даже тому, кто  знает Его как почитаемого Бога всех полубогов,
Может быть неизвестно, что Он -
Верховный владыка всего.

Пожалуйста, расскажи мне подробно о Твоих божественных качествах,
благодаря которым Ты пронизываешь все эти миры.

Обычные люди,
И  в особенности имперсоналисты, интересуются
Главным образом всепроникающей Природой Всевышнего;
Арджуна спрашивает об этом
В интересах
Обыкновенных людей.

О Кришна, о высший мистик, как мне постоянно думать о Тебе,
и как мне узнать Тебя? В какой из различных твоей форм мне помнить Тебя, о Верховная божественная личность?

Верховная божественная личность сокрыта своей йогой-майей.
Только те, кто душой предались Ему, и бхакты могут видеть Его; чистый бхакта,
Арджуна заботится не только о своем собственном понимании,
Но также и о том, как наделить знанием
Все человечество; обычный человек, не чувствующий любви к Кришне,
Не в состоянии постоянно помнить о Кришне,
Поэтому он вынужден мыслить
На материалистическом уровне; поскольку материалисты
Не могут осознать Кришну
На духовном уровне, им дается совет концентрировать свой ум на физических
Вещах и стараться увидеть физические
Проявления Кришны.

О Джанардана, говори мне снова о мистической силе Твоих
божественных качеств.
Я никогда не устаю слушать о Тебе, и чем больше я слышу, тем больше я жажду вкушать нектар Твоих слов».

Те, кто находится в трансцендентальных отношениях с Всевышним,
Все время наслаждаются описанием игр и  развлечений Кришны.
Любой рассказ, или высказывание, имеющее отношение к Кришне,
Подобны нектару; никто из преданных не устают слушать рассказы о Всевышнем.
Пураны –
Это истории прошедших веков, рассказывающие
Об играх и развлечениях аватар Господа, и, несмотря на многократное чтение их,
Никогда не стареют они.

Верховная божественная личность сказал: « Да, Я поведаю тебе о Своих блистательных проявлениях, о Арджуна, но не о всех, а лишь о главных, ибо Мое могущество беспредельно.

Чувства индивидуальной души несовершенны и не позволяют ей понять Всеобъемлющий характер действий Кришны.
Темы о Кришне
Столь привлекательны сами по себе, что бхакты всегда
Наслаждаются ими, как нектаром.
От этого они получают
Трансцендентальное наслаждение.
И, к сожалению,
Мы можем понять только несколько основных черт Кришны,
Поскольку Его действия безграничны,
И осознать их  все нам невозможно.
Как в материальном, так и в духовном мирах
Его энергии  распределены  всегда
По всем многообразным формам проявления,
И в том не может быть сомнения.

Я есть Параматма, о Арджуна, пребывающая в сердцах всех живых существ.
Я – их начало, середина и конец.

«Я с вами рядом нахожусь всегда,
Как Параматма, Сверхдуша,
Душа космического проявления.
Я – есть причина  всякого творения».

Кришна, через Свою первичную экспансию,
Является душой всего космического проявления.
Перед сотворением
Материального мира Всевышний, посредством Своей полной экспансии,
Принимает форму пуруша-аватар, и от Него все берет начало.
Поэтому Он есть атма,
Душа махат-таттвы, элементов вселенной; материальная энергия
Не является причиной творения.
Маха - Вишну входит в нее
И оживляет ее.
Он – душа всей материальной энергии.
Когда Маха-Вишну входит во вселенные,
Он проявляет Себя как Параматма в каждом существе; тело любого создания живого
Существует благодаря присутствию в нем духовной искорки, без которой
Тело развиваться не может.
Так же и материальное проявление развиваться не способно,
Пока Параматма, Кришна
Не войдет в нее; Верховная божественная личность
Существует в форме Параматмы во всех проявленных вселенных; Всевышний,
Верховная божественная личность,
Проявляется в этом материальном мире в трех аспектах: как Каранодакашайи Вишну, Гарбоходакашайи Вишну и Кширодакашайи Вишну.
И это есть три пуруши - аватары.
Маха-Вишну, или Каранодакашайи Вишну возлежит в космическом океане.
То есть, Верховная божественная личность дает
Начало этой вселенной, поддерживает вселенские проявления и кладет
Им конец.

Из Адитий Я – Вишну, из светил Я – лучезарное солнце, из Марутов Я –Маричи,
и среди звезд Я – луна.

Существуют 50 разновидностей ветров, дующих в небесах,
И среди них главное божество, Маричи,
Представляет Кришну.
Луна
Является одной из звезд, все звезды, мерцающие в небе, также отражают свет солнца.
Солнце во вселенной одно, а луна и звезды светятся как отражение солнца.

Из Вед Я – Сама-Веда, из полубогов Я – Индра, царь небес, из чувств Я – ум, и в живых существах Я – жизненная сила (сознание).

Разница между материей и духом состоит в том, что у материи нет сознания,
Как у живого существа; сознание
Есть нечто высшее и вечное; оно не создается взаимодействием
Материальных элементов.

Или по-другому можно так сказать:

И в чем же разницу найдем
Между материей и духом? Ответ такой мы здесь даем:
Нет у материи сознания,
Сознание есть дух, и он – причина мироздания.
Сознание и есть само живое существо,
И жизненная сила есть оно.
Оно – есть наивысшее начало – Бог,
В себе всегда Его найдешь.
Взаимодействием материальных элементов сознание не создается никогда,
Но всегда
Оно есть нечто высшее и вечное начало,
Сам Бог вложил в  каждого из нас его сначала.

Из всех Рудр Я – Господь Шива, из Якши Ракш Я – властитель сокровищ (Кувера),
из Васу Я – огонь (Агни), и из гор Я – Меру.

Существует 11 Рудр, главный из которых - Шанкара,
Господь Шива; он является аватарой
Господа, управляющим во вселенной гуной невежества.

Знай, о Арджуна, что из жрецов Я – главный, Брихаспати.
Из полководцев Я – Картикея, и из водоемов Я – океан.

Брихаспати - жрец  Индры.

Среди великих мудрецов, Я – Бхригу, из вибраций Я – трансцендентальный слог Ом, из жертвоприношений Я – воспевание святых имен ( джапа), и из неподвижного Я – Гималаи.

Среди сыновей Брахмы Бхригу –
Величайший мудрец; что ни есть возвышенного в мирах,  является отражением Кришны.

Среди деревьев Я – дерево баньян, и из мудрецов среди полубогов Я – Нарада. Из Гандхарв Я – Читраратха, среди существ, достигших совершенства, Я – мудрец Капила.

Среди полубогов люди поклоняются Нараде,
Который считается величайшим бхактой
Во всей вселенной; таким образом он – представитель Кришны в лице бхакты.
Планета Гандхарва
Населена прекрасными певцами, и лучший среди них – Читраратха.
Среди совершенных живых существ Капила, сын Девахути, представляет Кришну,
Он считается аватарой Кришны.

Знай, что из коней Я – Уччайхишрава, произошедший из нектара бессмертия.
Из благородных слонов Я – Айравата, и среди людей Я – царь.

Из нектара при вспенивании океана 
Возникло множество живых существ, среди которых был конь
По имени Уччайхишрава, и слон
По имени Айравата. Такие цари как Махараджа Юдхиштира,
Махараджа Парикшит и Господь Рама были праведными правителями,
Всегда заботившимися о благополучии поданных своих; царь
Считается представителем Бога, но в эту эпоху монархия  упразднена,
Но, тем не менее, люди были более счастливы  тогда
Под управлением праведных царей.

Из оружия Я - удар молнии, среди коров Я – сурабхи, из причин порождения потомства
Я – Кандарпа, бог любви, и из змей Я – Васуки.

На Кришналоке обитают коровы сурабхи, дающие молоко  в любое время.
Половые отношения ради рождения
Хороших детей называются Кандарпой и представляют Кришну.

Из многоглавых Нагов Я – Ананта, и среди обитателей вод Я – полубог Варуна.
Из ушедших предков Я – Арьяна, и среди совершающих правосудие
Я – Яма, бог смерти.

Существует планета Пит, предков, управляемая Арьямой,
Представляющим Кришну;  Яма обитает
На планете, находящейся рядом с  землей, и после смерти
Большие грешники
На нее попадают.

Среди демонов Дайтии Я – преданный Прахлада, среди поработителей Я – время; среди зверей Я – лев, среди птиц Я – Гаруда.

Гаруда носит Господа Вишну.

Из очищающих Я – ветер, из носящих оружие Я – Рама, среди рыб Я – акула,
и среди рек – Ганг.

Я - начало, конец и середина всех творений, о Арджуна.
Из всех видов знания Я – возвышенная наука о душе, среди логиков Я – окончательная истина.

При начале проявлений сначала создаются все материальные элементы.
Космическое проявление творится и поддерживается Маха-Вишну,
Гарбходакашайи Вишну и Кширодакашайи Вишну
И затем уничтожается Господом Шивой.
Брахма является вторичным создателем; все эти действующие силы творения,
Поддержания и уничтожения являются различными воплощениями
Господа; следовательно, Он – начало, середина и конец всего творения.
Именно Веданта- сутра представляет Кришну.
Заключительная истина есть Кришна.

Из всех букв Я есть буква А,  а среди всех составных слов Я – двусложное.
Я также – неисчерпаемое время, а среди творцов Я – Брахма.

Среди всех живых существ – создателей
Четырехголовый Брахма- главный,
Потому он – представитель Кришны.

Я - всепожирающая смерть, и Я – творящий все, чему быть. Среди женщин Я – слава, удача, изящная речь, память, рассудительность, верность и терпимость.

Как только человек рождается, он сразу же начинает умирать; смерть
В каждую секунду пожирает живое существо; и  эта смерть
Есть Кришна; считается, что семь
Вышеперечисленных достоинств  имеют женское начало.
Кто обладает всеми или некоторыми из них, обретает славу.
Способность
Не только читать много книг
На различные темы, но и понимать их,
И применять, когда это необходимо, есть разум, еще одно достоинство.
Способность преодолеть непостоянство называется верностью, или стойкостью.
Терпение – это качество, обладая которым,
Человек умеет сохранять спокойствие
Как  в радости, так и в печали.

Из гимнов Я – Брихат - сама, пропетый Господу Индре, в поэзии Я – мантра Гаятри, читаемая брахманами ежедневно.
Среди месяцев Я – ноябрь и декабрь, из времен года Я – цветущая весна.

Из всех Вед  «Сама—веда» наполнена прекрасными песнями, исполняемыми
Различными полубогами.
Одна из этих песен называется « Брихат – сама», она исполняется в полночь.
Мантра Гаятри специально предназначена для постижения Бога,
Она представляет Бога,
И  предназначена для духовно развитых людей, и тот,
Кто с успехом читает ее,
Может
Вступить в трансцендентальный мир Бога.
Для того чтобы читать эту мантру,
Человек должен сначала
Приобрести качества совершенной личности, качества добродетели; она считается
Звуковой инкарнацией Брахмана.
Она началась от Брахмы,
И передавалась от Него по цепи ученической преемственности.

Из мошенничества Я – азартная игра, Я – блеск блестящего, Я – победа,  Я – приключение, Я – сила сильного.

Кришна,
Будучи Всевышним,
Может быть более вероломным, чем любой человек простой.
Если Он решит обмануть человека, никто не сможет превзойти в коварстве Его.
Его величие  не односторонне,
Оно - многосторонне.
Среди предпринимателей, Он – самый предприимчивый, а среди сильных 
Он – самый сильный.
Никто не сможет превзойти Его в хитрости.

Из потомков Вришни Я – Васудева, из Пандав Я – Арджуна.
Из мудрецов Я – Вьяса, и среди великих мыслителей – Ушана.

Баладева - непосредственная экспансия Кришны,
Оба они появились как сыновья Васудевы; поскольку Кришна
Никогда не покидает Вриндвана, все формы Кришны,
Появляющиеся в других местах, являются Его экспансиями.
Васудева - непосредственная экспансия
Кришны, поэтому  Васудева и Кришна – суть одно.
Васудева, упоминающийся в этом стихе, есть Баларама, так как Он –
Изначальный источник всех аватар
И потому единственный источник Васудевы; непосредственные экспансии
Господа называются личными аватарами,
И есть еще отдельные аватары.
Вьяса оставил множество разъяснений ведического знания, сделав его доступным
Для общей массы людей, живущих в Кали-югу.
Вьса известен, как аватара Кришны.
Ушана был крайне умным и дальновидным политиком, он был духовным учителем Демонов.

Среди средств подавления беззакония Я – наказание. Я – нравственность стремящихся к победе, Я – безмолвие тайны и мудрость мудрых.

Есть множество слуг Бога,
Являющихся карающей
Силой Его, и среди них самые важные те, кто подавляет
Безбожников;
И когда наказывают безбожников,
Орудие наказания представляет
Кришну; среди тех,кто стремится к победе на каком-нибудь поприще, нравственность- 
Самый побеждающий элемент. Среди
Сокровенных действий: слушания, размышления и созерцания
Самое главное –
Безмолвие, потому что с помощью его можно очень быстро достичь
Духовного прогресса; мудр тот, кто способен отличить
Материю и дух, высшую и низшую
Божественную природу; такое знание есть Кришна.

Или по-другому можно так сказать:

Средь сокровенных действий таких,
Как слушание, размышление, созерцание,- из всех из них
Важнее всех безмолвие, поскольку с помощью его
Легко достигнешь прогресса своего.
Мудрым человеком тот бывает,
Кто дух, материю различает,
Кто высшую и низшую природу отличит,
В нем мудреца большого будем находить.
Такое знание являться будет высшим,
И есть оно Сам Кришна.

Более того, Я – семя, порождающее все существующее. Ничто сущее – движущееся и неподвижное – не может существовать без Меня.

Причину все имеет, она есть семя проявления,
И это – Кришна, без сомнения

«Среди деревьев Я – дерево баньян,
Среди людей Я – царь,
Средь разрушителей Я – время,
Среди зверей Я – лев, из оружия – удар молнии есть Я.
Среди рыб – акула Я.
Средь рек Я – Ганг, великая река.
Я – всепожирающая смерть,
И Я – творящий все, что только в мире есть.
Я – есть удача, понятие и слава,
И рассудительность, и терпеливость, и речь изящная
И верность, - Я всех творений есть начало.
Из мошенничества Я – азартная игра,
И блеск блестящего есть то же Я.
Я – сила сильного, и никому не одолеть Меня,
Я – есть победа, Я – приключение, Я выше всех всегда»

О могучий покоритель врагов, Моим божественным проявлениям нет конца.
Те, о которых Я поведал тебе – лишь малая часть Моего безграничного великолепия.

Знай, что все изумительные, прекрасные и славные создания возникают лишь из искры Моего великолепия.

« Какой бы мир не взяли б мы на рассмотрение,
Духовный или материальный, в любом из них, без всякого сомнения,
Прекрасные и славные создания обитают,
И все они из великолепия Кришны возникают».

Все, что отличается необыкновенным богатством, следует видеть как отражение Великолепия Кришны.

Зачем об этом знать подробно, о Арджуна?
Одной лишь крошечной частицей Себя Я пронизываю и поддерживаю всю эту вселенную».

Всевышний Господь представлен повсюду
В материальных вселенных, потому что Он присутствует
Во всем в форме Параматмы.
Господь говорит здесь Арджуне, что не стоит рассматривать богатство
И  великолепие существующих вещей в их индивидуальности.
Необходимо знать, что все они  существуют благодаря тому, что Кришна
Присутствует в них в форме Параматмы.
От самого гигантского существа Брахмы
До маленького муравья – все живут только потому, что Кришна
Пребывает в каждом
И поддерживает каждого.
Господь всепроникающ благодаря экспансии
Своего частичного представления, Параматмы,
Которая входит во все существующее; поэтому чистые бхакты
Сосредотачивают свой ум  на сознании Кришны,
Посвящая себя преданному служению Кришне,
Следовательно, они всегда пребывают
В трансцендентальном состоянии.
Из беспредельной энергии Господа Кришны
Даже могущественное солнце черпает
Свою силу, и благодаря частичной экспансии
Кришны поддерживается целый мир; поэтому Кришна достоин поклонения,
И в том не может быть сомнений.

Или по-другому можно так сказать:

Господь во всем присутствует как Параматма,
Во всех вселенных Он повсюду пребывает.
«Богатство, великолепие любых вещей нельзя рассматривать отдельно от Меня,
Они возможны, поскольку Я, как Параматма, присутствую во всем всегда.
И все живут лишь только потому, что Я во всех них пребываю,
И каждого из вас поддерживаю, сохраняю».

Подс.лит-ра Бхагават - гита как она есть


Рецензии