Гл. 9 Самое сокровенное знание

Верховная божественная личность сказал: «Мой дорогой Арджуна, поскольку ты никогда не завидуешь Мне, Я открою тебе самое сокровенное знание, обладая которым, ты освободишься от всех страданий материального мира».

По мере того как бхакта Кришны слышит
Все больше и больше о Всевышнем
Господе, на него нисходит просветление; слова Кришны
Внутренней силы  полны,
И эту силу можно постичь,
Если вопросы, касающиеся Кришны,
Будут обсуждаться в кругу Его бхакт.
Достичь такого знания невозможно в общении
С разными учеными и абстрактными теоретиками; это знание
Постигается духовно; бхакты постоянно заняты
Преданным служением.
И, без сомнения,
Господь понимает склад ума и искренность каждого конкретного человека, и дает
Ему разум, чтобы он смог понять науку о Кришне,
Находясь в общении с бхактами; беседы о Всевышнем
Обладают огромной силой,
И если человеку посчастливится
Получить возможность такого общения, и он постарается усвоить это знание,
То он обязательно будет прогрессировать на пути духовного осознания.
Тот, кто обладает самым сокровенным знанием о Кришне, трансцендентален,
И у него нет больше привязанностей к материальному существованию,
Хотя он  еще и находится в материальном мире.
Говорится, что хотя
Имеющий искреннее желание
Любовно служить Кришне обусловлен материальным существованием,
Его следует считать
Освобожденным; чистое преданное служение
Состоит из девяти  различных видов деятельности:
Слушать о Кришне, воспевать Его, помнить о Нем, служить Ему,
Поклоняться Ему, молиться Ему, повиноваться Ему,
Поддерживать дружбу с Ним и всем жертвовать ради Него; выполняя
Эти девять элементов преданного служения, человек поднимается
До уровня духовного осознания,
Сознания Кришны.
Когда его сердце очищено от материальной скверны, он может понять
Эту науку о Кришне.
Просто осознать,
Что живое существо не материально,
Не достаточно; это может быть началом духовной реализации,
Но человек должен видеть различие между деятельностью
На телесном уровне и духовной деятельностью
Того, кто понимает, что он не есть это тело; никто не может объяснить Гиту,
Или дать совершенное знание о Кришне,
Если он завидует Ему; тот,
Кто критикует Кришну, не зная Его,
Просто глупец большой.

Это знание – царь всего знания, тайна тайн.
Это знание – самое чистое, и поскольку оно дает непосредственное восприятие собственной сущности через духовное осознание,
Оно является совершенством религии.
Оно вечно и постижение его радостно.

Нет недостатка в философском или трансцендентальном знании,
Однако Господь говорит, что эта глава – царь всякого знания,
Суть всего знания, которое может быть
Почерпнуто из Вед и других
Философских источников; оно самое сокровенное, или трансцендентальное знание.
Оно включает понимание различия между душой и телом.
Вершина этого сокровенного знания –
Преданное служение Господу; обычно люди не обладают
Этим сокровенным знанием,
Но обладают  лишь внешним знанием.
В рамках обычного образовательного процесса люди изучают
Так много разных предметов: политику, социологию,
Физику, химию, математику, астрономию,
Технические науки и так далее.
Существует так много университетов разных,
Но, к сожалению,
Нет университета, или учебного заведения,
Где  преподавалась бы наука о душе; однако,  душа - самая важная часть тела,
И если бы не было души, то тело
Потеряло бы свою ценность.
Но  люди придают большое значение потребностям тела,
Не заботясь о душе, дающей жизнь телу.
И лишь потребностям телесным они внимание уделяют,
Что  о душе необходимо помнить - и знать об этом не желают.
Но тело наше тленно, и что с него возьмешь?
Получишь больше пользы, если душу разовьешь.
Природа души неизменна, нерушима и вечна.
Но это не дает положительной информации о душе;  иногда
Люди находятся под впечатлением, что душа отлична от тела, но когда
Тело заканчивает свое существование, или когда душа
Высвобождается из него, она остается в пустоте и становится безличной тогда.
В действительности, это не так.
Как может душа,
Столь активная в теле,
Стать совершенно пассивной после освобождения из  тела?
Всегда активна душа.
Если она вечна, то и вечно активна она,
А деятельность ее в духовном царстве –
Это самая сокровенная часть духовного знания.
Деятельность души описана здесь как вершина познания,
Самая сокровенная часть всего знания.
Это знание – самая чистая форма всякой деятельности.
Грех происходит от греха, и тот, кто деятельностью кармической занят,
В разнообразных последствиях своих греховных поступков увязают.
Пример такой мы приведем: если семя
Какого-либо дерева брошено в землю,
Это еще не означает,
Что дерево сразу же вырастает.
На это требуется время.
Сначала появляется небольшой росток,
Затем он принимает форму дерева, затем цветет,
Плодоносит; когда весь процесс завершен,
Тогда человек, посеявший семя,
Наслаждается цветами и плодами выросшего дерева.
Подобным же образом, совершенному греховному поступку, словно семени,
Требуется некоторое время,
Чтобы плодоносить начать.
То есть существуют различные стадии.
И если даже
Грешить перестаешь,
Но все равно плоды своих поступков прежних жнешь.
Есть грехи, находящиеся пока в форме семени, они сейчас сокрыты,
И просто временем прикрыты,
А  есть грехи, которые сегодня плодоносят,
Которые страдания, боли  уже сейчас приносят.
И если от последствий  своих поступков греховных ты уже освободился,
Благочестивым стал, от двойственности мира исцелился,
Тогда себя служению Богу посвящаешь,
Свое сознание одухотворяешь.
Другими словами,  люди, занятые преданным служением Кришне,
Не испытывают  больше никаких последствий.
Для тех, кто преданно служит Верховной божественной личности,
Все кармические последствия,
Вызрели они уже, или существуют в форме ростка, или в форме семени,
Исчезают постепенно.
Поэтому  очень велика очистительная сила преданного служения.
И кто из нас греха не совершает?
Но если к Кришне взгляд свой направляешь,
Хотя и грешен ты, служение такое
Тебя очистит, безусловно.
Служение Кришне не материально,
Оно есть деятельность другого плана.
Она духовна, материей не осквернена,
И не подвластна ей она.
Деятельность в служении Кришне совершенна,
И результат приносит сразу непременно.
У каждого из нас
Есть этот опыт, и  если маха-мантру станешь повторять,
Блаженство, радость сможешь испытать.
Более того, если человек не только слушает, но  и пытается распространять
Идею преданного служения, или он пытается содействовать
Миссионерской деятельности
Сознания Кришны, наглядно свой прогресс духовный он станет ощущать.
Этот прогресс в духовной жизни
От предыдущего образования или подготовки любого рода не зависит.
Просто этот метод настолько чист, что благодаря простому применению его,
Очищаемся мы оттого.
Преданное служение обладает такой силой, что, посвящая себя
Деятельности этой, просветляется человек; к примеру говоря,
Нарада был сыном служанки, и он прислуживал четыре месяца великим бхактам,
Вкушал остатки пищи их, и вследствие этого очистился сразу
От всех кармических реакций.
И сердце его стало столь же чистым,
Как и сердца этих мудрецов.
Общаясь с ними, он развил в себе вкус к слушанию о Кришне,
И воспеванию Его,
И великое стремление
К преданному служению.
Если человек просто посвящает себя деятельности преданного служения,
То все открывается ему само собой,
И он может понять все.
Это называется пратьякша, 
То есть, непосредственное восприятие.
Высшая цель религии - преданное  служение,
От скверны мира оно дает спасение.
Высшим совершенством религии является достижение стадии преданного служения.
Этот процесс настолько совершенен,
Что, даже не выполняя регулярно религиозные обряды,
Человек может подняться
До высшей ступени совершенства; тот, кто общается с великими ачариями,
Даже если он не образован  или не изучал Вед, получит все знание,
Необходимое для духовной реализации.
Процесс преданного служения исполнен радостью всегда,
Человек может просто слушать пение, или прасад вкушать,
Или лекции о трансцендентальном знании посещать,
Которые авторитетные ачарии будут читать,-
Во всех случаях таких он радость будет ощущать.
Танцуешь ли пред алтарем, иль слушаешь о Кришне, -
В тебя блаженство льется свыше.
Господь  готов принять от бхакты Своего
Любое подношение: лист, цветок, воду или плод,–
Все это может  предложить Ему каждый, независимо от его социального положения.
Это будет принято Кришной, если это предложено с любовью; Господь
Принимает только любовь,
С которой Ему приносят различные подношения.
Преданное служение Господу существует вечно; иногда майвади
Обращаются к преданному служению, как они это понимают.
Но они считают, что они должны продолжать его только до тех пор,
Пока не достигнут освобождения своего.
Достигнув же его,
Они сливаются с Господом в одно.
Такое временное служение
Не принимается как чистое преданное служение.
Истинное преданное служение продолжается даже после освобождения.
На духовной планете, в Божьем  царстве,
Там бхакти занимается преданным служением также.
Но не старается он единым целым с Богом стать
Истинное служение начинается после освобождения.
Достигнув освобождения,
Человек попадает в состояние Брахмана (брахма-бхути) и вот тогда
И начинается его служение Кришне.
Никто не может постичь Верховную божественную личность,
Независимо занимаясь карма-йогой, аштанга-йогой или любой другой йогой.
С помощью этих методов йоги
Человек может сделать некоторый прогресс на пути к бхакти-йоге,
Но, не достигнув ступени преданного служения,
Человек не может понять, что есть Божественная личность.
Когда человек очищается,  следуя путем преданного служения,
В особенности слушая Шримад-Бхагаватам  или Бхагават – гиту
От реализованных душ, тогда он сможет понять науку о Кришне
Или науку о Боге; когда сердце человека очищается.
От всего наносного, он понимает,
Что есть Бог; таким образом, процесс преданного служения, сознания Кришны
Есть  познания вершина.
Оно есть царь всех сокровенных знаний, служение это прими  отныне.
Светло, возвышенно оно,
Блаженства, радости полно.
Это – самая чистая форма религии, и она может осуществляться с радостью,
Без трудностей разных.

Те, кто не имеют веры в это преданное служение, не могут достигнуть Меня,
о, победитель врагов.
Поэтому они возвращаются в круговорот рождения и смерти, в этот мир материальный.

Неверующие люди не могут выполнять процесс преданного служения.
Вера создается в общении
С чистыми бхактами; но люди, даже выслушав
Все доказательства от великих личностей,
Все равно не имеют веры в Кришну.
Они сомневаются и не могут обрести твердость
В преданном служении Богу.
Таким образом, вера - это самый важный фактор прогресса в сознании Кришны.
Вера есть полная убежденность в том, что, просто служа Кришне,
Человек может достичь совершенства жизни.
Это называется истинной верой; и если корень дерева оросишь водой,
Все ветви, листья питаться будут влагой той,
А если пищу в желудок направляешь,
Тем самым удовлетворение всех чувств ты испытаешь.
И также служение Кришне
Приводит к тому, что все полубоги и все живые существа
Оказываются довольными тогда.
Становление же этой веры и есть процесс сознания Кришны.
Существует три класса людей, осознающих Кришну.
К третьему разряду принадлежат такие, у кого нет веры, даже если  они
Формально заняты в служении Кришне, но они
Высшей стадии совершенства не смогут достичь.
Скорей всего соскользнут они
Через некоторое время с этого пути
Из-за того, что у них нет полной убежденности и веры, им
Очень трудно оставаться в сознании Кришны; только вере благодаря,
Человек может в себе сознание Кришны развивать.
Тот, кто знает
Хорошо литературу о преданном служении, и достиг стадии
Непоколебимой веры, относится к первому классу
Обладающих сознанием Кришны; ко второму классу
Относятся те, кто не очень хорошо разбирается в священных шастрах,
Но кто сами по себе имеют твердую веру в то,
Что служение Кришне является наилучшим путем,
И с искренностью вступили на него.
Поэтому они стоят выше людей третьего класса,
Которые не обладают
Совершенным знанием шастр и твердой верой, но благодаря общению с бхактами
И  по простоте душевной пытаются следовать по пути преданного служения.
Люди этого класса подвержены падению,
В отличие от верующих второго, и, в особенности, первого класса.
Принадлежащие к первому классу
Непременно достигнут ступени совершенства в конце пути.
Люди, обладающие сознанием Кришны третьего класса, несмотря на веру в то,
Что преданное служение Кришне есть благо одно,
Еще не обладают
Подлинным знанием о Кришне,
Которое можно получить из Шримад-Бхагаватам и Гиты.
Иной раз они проявляют
Склонность  к карме-йоге и гьяна-йоге, а иногда они впадают
В тоску и беспокойство, но, однако,
Когда увлечение другими видами йоги проходит, они становятся бхактами
Первого или второго классов.
Вера в Кришну подразделяется на три уровня: привязанность первого порядка,
Второго  и третьего порядка.
Но те, у кого нет веры
Даже после того, как услышали о Кришне и о совершенстве преданного служения,
Кто думает, что это всего лишь хвалебные речи,
Находят этот путь очень трудным, даже если они внешне
И заняты преданным служением,
У них мало надежды достичь совершенства, поэтому вера
Очень важна для преданного служения.

Мною, в Моей не проявленной форме, пронизана вся эта вселенная. Все существа находятся во Мне, но Я – не в них.

Своими материальными чувствами Его не можем мы понять
До пор до тех, пока служение Ему не станешь предлагать.
Когда же ты любовь к Нему проявишь,
Увидишь ты Его вокруг, как в яви,
Как вне себя, так и внутри,
Его могущество узри!
И стоит лишь внимательно смотреть
В любой предмет, при этом веру крепкую иметь,
Увидишь ты тогда Его изображение,
Чудесно и непостижимо такое проявление.
Все материальное космическое проявление представляет собой сочетание
Двух энергий Бога - высшей, духовной, и низшей, материальной.
Подобно солнечному свету, распространяющемуся по всей вселенной,
Энергии Господа распространяются по  всему творению,
И весь мир пребывает в этой энергии.
Однако не следует делать вывод, что из-за вездесущности Господь
Потерял личностное существование Свое.
Он говорит: « Я пребываю везде,
И все пребывает во Мне,
Но все же Я стою в отдалении»; Он в отдалении стоит,
Как царь, который с трона всем руководит.
Царь возглавляет
Правительство, которое представляет
Проявление Его энергии.
Царю подчинены все учреждения,
Они являются лишь выражениями
Энергии царя,
И каждое  из них поддерживается могуществом царя.
Но нельзя ожидать, чтобы в них присутствовал Он лично.
Подобным образом, все проявления, которые мы видим,
Все, что существует как в материальном, так и  в духовном мире,-
Основано на энергии Кришны.
Творение имеет место благодаря распространению различных
Энергий Его; Он присутствует повсюду через свое личностное проявление,
Через распространение Своих разнообразных энергий.

Однако все сотворенное  покоится во Мне. Узри Мое мистическое могущество!
Хотя Я и поддерживаю все живые существа, и хотя Я нахожусь повсюду,
Я не есть часть этого космического проявления, поскольку Я сам – источник творения.

Хотя все покоится на Нем,
Но все же Он
В отдалении стоит от всего.
В пространстве движутся все планетарные системы,
Пространство это - энергии Господа, и в том не может быть сомнения.
Но Кришна Сам отличен от пространства; Он говорит:
«Хотя располагаются они
На непостижимой энергии Моей, Я, как Верховная божественной личность,
Стою в стороне от них».
В этом – непостижимое могущество Кришны.
Он обладает
Различными могущественными энергиями, и решение, которое Он принимает,
Есть свершившийся факт.
Именно так следует Его понимать.
И только волей Его
И сохраняться и уничтожаться будет все.
Хотя Он в стороне стоит, все держится на Нем.
Все творится, поддерживается, сохраняется и уничтожается благодаря воле Его.
Нет различия между разумом Его и Им Самим (в отличие от нас
И нашего материального ума),
Потому что Он - абсолютный дух;  одновременно Господь
Присутствует во всем.
Он отличен от этого материального проявления,
И, тем не менее,
Все держится на Нем.
И  в этом мистическую силу
Господа увидим.

Пойми, что, точно как могучий ветер, дующий повсюду, остается всегда в небе, так и все созданные существа всегда остаются во Мне.

Здесь Кришна дает
Нам пример, который помогает
Нам понять, каким образом огромное материальное
Творение существует в Нем.
Небо, возможно, наибольшее проявление, доступное нашему пониманию.
И в этом небе ветер или воздух – наибольшие проявления в космическом пространстве.
Движение воздуха влияет
На все остальное; но, хотя ветер могуч, он все же существует в пределах неба.
Подобным же образом, все космическое проявление
Существует по воле Бога, и все они подчинены ей.
Все движется по воле Его, и все же Он стоит в стороне от всего,
Как небо отстранено от движения ветра; солнце наделено
Могучим свойством распространять тепло и свет,
И все же движется оно по предписанной орбите,
Согласно приказу и высшей воле Говинды.

О, сын Кунти, в конце эпохи все материальные проявления входят
в Мою природу, а в начале следующей, благодаря Моему могуществу, Я творю их вновь.

«В конце эпохи» означает «со смертью Брахмы»; Брахма живет 100 лет,
И его один день равен 4300000000 наших земных лет.
Ночь его ту же продолжительность имеет; его месяц состоит из тридцати таких дней
И ночей, и его год равен двенадцати месяцам; через каждые сто  таких лет,
Когда Брахма умирает,
Происходит уничтожение вселенной; это означает,
Что энергия, проявленная Господом, опять возвращается в Него.
Затем вновь,
Когда бывает нужно проявить космический мир, это происходит по воле Бога Самого.
Господь
Распространяет Себя через эту материальную энергию,
И вновь имеет место все космическое проявление. 

Весь космический порядок в Моей власти. По Моей воле он проявляется снова и снова, и по Моей воле он уничтожается, когда приходит время.

Эта материя –
Проявление низшей энергии
Господа; при творении материальная энергия
Как махат-таттва,
В которую Господь входит как Его первая пуруша - инкарнация,
Маха-Вишну; Он покоится в Причинном океане
И выдыхает
Бесчисленное количество вселенных.
В каждую вселенную
Господь входит как Гарбходакашайи Вишну.
Каждая вселенная творится
Таким образом; далее Господь проявляет Себя как Кширодакашайи Вишну,
И этот Вишну входит во все, даже в мельчайшие атомы.
Что касается живых существ, то они привносятся
В эту материальную природу
И в зависимости от прошлых деяний
Различные положения занимают.
Так начинается деятельность этого материального мира.
Деятельность различных видов
Живых существ начинается с самого первого момента сотворения.
Неверно, что все возникает в результате эволюции;  все творится  одновременно
С вселенной.
Все живые существа - животные и люди, звери, птицы,-
С вселенной одновременно все творится,
Ибо желания, которые живые существа имели
В момент прошлого уничтожения,
Проявляются вновь.
Положение, в котором они находились
В их прошлой жизни,
В период прошлого творения, проявляется снова,
И это все осуществляется лишь по Его воле.
В этом – непостижимое могущество Бога.
Но после творения различных видов жизни Он
Оставляет их; творение осуществляется для того,
Чтобы наклонности свои смогло бы проявить живое существо,
И потому после акта сотворения,
Господь не вмешивается в Свое творение.

О, Дхананьджая, вся эта материальная деятельность не связывает Меня.
Я всегда отрешен от нее и занимаю нейтральное положение.

Господь не имеет общего ничего с этой материальной деятельностью,
Но, в высшем мире, Он деятельностью постоянно занят,
Исполненной блаженства и всезнания.
Материальная деятельность
Выполнятся различными энергиями Его.
Господь
Всегда нейтрален по отношению к материальной деятельности
Сотворенного Им мира; деятельность мирского плана
Не связывает Его, Он к ней нейтрален.
Он весь космический порядок проявляет,
И в нужный срок Он все уничтожает.
Материальная деятельность  выполняется всегда
Его различными энергиями, и хотя
Он обладает властью над каждой частицей материальной,
Но положение Его по отношению к ней нейтрально.
Возьмем пример судьи,
Он на своем месте в суде сидит,
И по  его приказу
Кого-то вешают, кого–то в тюрьму сажают.
Но все же он нейтральным остается от всего,
И с этими потерями и приобретениями не имеет общего он ничего,
И беспристрастным также и Господь  бывает,
Хотя любую сферу деятельности одна лишь власть Его определяет.
Он пребывает вне двойственности  этого мира;  Он трансцендентален
По отношению к ней; живые существа в соответствии с деяниями своими
Возьмут различные тела в различных формах жизни.
Господь не вмешивается в это никогда,
Что заслужил ты- то и получай.


Эта материальная природа, которая есть одна из Моих энергий, работает
под Моим надзором, о, сын Кунти, производя все движущиеся и неподвижные существа.
Под ее управлением это проявление творится и уничтожается снова и снова.

Хотя Он в стороне стоит от всякой деятельности материального мира,
Однако Он
Правителем Верховным остается, Он –
Воля Высшая, и движущая сила
Материального проявления, но распорядителем в материальном мире
Является материальная природа, пойми же  ее власть отныне.
Отцом живых существ Сам Кришна выступает,
Во всех их видах и формах.
Отец вносит семя во чрево матери для рождения ребенка; подобным же образом
Господь одним лишь взглядом  вносит семя
Во чрево
Материальной природы; они выходят из нее в различных формах
Жизни и видах, в соответствии с их прошлыми деяниями
И желаниями.
И общего Он с эти миром не имеет ничего,
Он просто бросает взгляд Свой
На материальную природу, от этого приходит в движение  она
И все немедленно сотворяется тогда.
Поскольку Господь бросает взгляд на материальную природу,  несомненно,
Он, тем самым,
Некоторую деятельность осуществляет,
Однако непосредственно Он никак не связан с проявлением
Материального мира; приводится пример такой:
Когда перед человеком находится благоухающий цветок,
То аромат его воспринимается обонянием человека, хотя цветок
И обоняние обособлены друг от друга; подобная связь
Всегда будет существовать 
Между материальным миром и Верховной божественной личностью.
В действительности,
Он не имеет ничего общего с этим материальным миром, но Он его творит
Взглядом Своим и повелевает им.
Материальная природа
Без Божьего надзора
Не может существовать,
И все же Высшая личность обособлена  всегда
От всякой деятельности материальной,
Должны прийти  мы к этому признанию.

Глупцы  глумятся надо Мной, когда Я нисхожу в образе человека.
Они не знают Моей трансцендентальной природы Всевышнего Господа, управляющего всем, что существует.

Верховная божественная личность, хотя  и является в человеческом облике Он,
Не есть обычный человек; как в материальном мире,
Так и в духовном имеется множество управляющих, но высшим
Из них является Кришна, и тело Его –
Сач-чид-ананда, оно не материально; тело Кришны - вечное блаженство,
Он - знание абсолютное, Он - совершенство,
И Он Владыкой всего предстанет нам,
Он есть причина освобождения живого существа..
Материальная энергия всецело в Его власти пребывает,
И если ты себя Ему вручаешь,
Уйдешь из-под ее воздействия тогда,
Во всем Ему послушная она.
Появление Кришны в материальном мире есть проявление Его внутренней энергии.
Он - господин материальной энергии.
Верховная божественная личность, являясь в форме
Обычного человека, может быть правителем всех атомов
И всего гигантского проявления вселенской формы.
Величайшее и мельчайшее
Находится вне понимания обычных людей,
И они не могут представить себе,
Что форма,
Имеющая сходство с человеческим существом, может
Одновременно
Управлять как бесконечным, так и мельчайшим. Он может
Управлять бесконечным и конечным одновременно,
Сам оставаясь в стороне. Ни один человек
Не способен на такие поступки, которые совершал Кришна,
Когда присутствовал на этой земле.
Бхакта должен понимать, что поскольку Кришна
Присутствует в сердце каждого как Параматма,
Каждое тело есть воплощение, или храм Всевышнего Господа,
И как человек оказывает уважение  храму Господа,
Так же он должен оказывать уважение каждому телу, в котором пребывает Параматма.
Поэтому каждому нужно относиться с уважением, не пренебрегая никем; Кришна
Есть Высшая личность.
Хотя Его личная обитель –
Голока Вриндавана,
И Он всегда там пребывает,
Но  все же при помощи проявления
Своих энергий,
И благодаря Своей полной экспансии,
Он повсюду пребывает,
Во всех частях своего материального и духовного творений,
И в том не может быть сомнений.
И Кришна говорит: если Мою форму будешь в мыслях созерцать,
Я предоставлю тебе все, что будет для тебя не доставать,
И сохраню все то, имеешь что,
Узри могущество Мое!
Полубоги в правительстве Всевышнем,
Есть то же,  что здесь чиновники или министры,
И потому лишь Мне  должны вы поклоняться,
А почитанием полубогов не стоит заниматься.
Я - тот единственный, кто наслаждается один
Жертвоприношениями любыми,  не попадут они другим.
А те из вас, кто поклоняется полубогам,
Хотя и попадают в рай, потом придут сюда опять.

Тех, кто, таким образом введены в заблуждение, привлекают демонические, безбожные взгляды. В этом состоянии заблуждения все их надежды на  освобождение, вся их кармическая деятельность и стремления к знанию терпят крах.

У тех, которые не верят в Бога
Преобладает низшая, материальная природа,
Любой безбожный взгляд к себе их будет привлекать,
Все их кармические действия, стремления к знанию терпят крах.
Занятые религиозной деятельностью ради
Выгоды и рассчитывающие освободиться от материального плена также
Не достигнут успеха, потому что такие люди
Не принимают всерьез Верховную божественную личность.
Кришну.
Люди,
Насмехающиеся над Кришной – безбожниками  и демонами нам предстанут,
Они никогда не смогут вручить себя Кришне.
Такие люди считают,
Что человеческое тело покрыто материальной природой,
И как только человек освобождается от этого тела, исчезает различие меж ним и Богом.
Такая попытка
Объединить себя с Кришной
Обречена на неудачу, так как в корне ложная она; атеистическое
И  демоническое
Развитие духовного знания –
Напрасная трата сил; для таких людей обретение знания,
Данного в ведической литературе, В веданте-сутре, и Упанишадах
Невозможно; в «Брихад-вишну- смрити»
Говорится:
«Считающий тело Кришны материальным,
Должен быть отстранен от всех  действий и обрядов.
И если кому – то случится увидеть лицо такого человека, ему следует
Тотчас же совершить омовение
В Ганге, чтобы очиститься; люди осмеивают Кришну,
Потому что они завидуют Верховной божественной личности.
Им суждено вновь и вновь рождаться в тех формах жизни,
Которые наделены безбожной
И демонической природой.
Их знание
Будет вечно окутано невежеством, и они постепенно деградируют
И сойдут в самые Темные области сотворенного мира».

Великие души, о, сын Притхи, те, кто не покрыты иллюзией, находятся под покровительством божественной природы.
Они целиком отдают себя преданному служению Мне, потому что знают: Я - Верховная божественная личность, изначальная и неисчерпаемая.

Здесь дается описание махатмы.
Первый признак махатмы
Состоит в том, что он уже пребывает в божественной природе
И не находится в подчинении у материальной природы.
Как же достигается это? Вот объяснение:
Тот, кто вручает себя Кришне, сразу же освобождается от власти
Над ним природы материальной.
Таковы качества махатмы.
Человек может освободиться от воздействий
Материальной природы,
Как только он предастся Богу.
Таков первый шаг; поскольку живое существо относится к пограничной энергии,
То, освобождаясь от воздействия на него материальной природы,
Оно переходит в ведение духовной природы.
Итак, вручив себя Кришне, человек поднимается
До ступени, на которой он становится великой душой, махатмой.
Махатма не отвлекает своего внимания от Кришны, поскольку  знает,
Что Кришна
Есть изначальная Высшая личность,
Причина всех причин; можно стать махатмой,
Или великой душой, просто общаясь с  другими махатмами,
Чистыми бхактами.
Чистых бхакт не привлекают даже другие формы Кришны,
Такие, как четырехрукий Маха-Вишну.
Их влечет к себе только двурукая форма Кришны.
А тем более не привлекаются они  какими-либо полубогами
Или человеческими существами
Они размышляют только о Кришне,
Находясь в сознании Кришны.
И если Кришне ты себя вручаешь,
Покров иллюзии срываешь,
Материальная энергия уже не властна над тобой,
Под высшим ты находишься покровом.
Такие души махатмами зовем,
Они все время воспевают славу Кришне, все мысли их -  о Нем.
И человек такой все время Бога прославляет,
Его святые Имена все время повторяет.
И он к общению с Господом стремится,
Сознания Кришны желает он  добиться,
С любовью, преданностью Кришне служит,
Возвышен он, и непонятен многим людям.
Ты можешь быть семейным человеком даже.
Что из того? И если начал Богу ты служить однажды,
С того пути не уходи,
И верь – награда впереди!

Всегда воспевая Мою славу, целеустремленно направляя свои усилия, падая ниц передо Мной, эти великие души постоянно поклонятся Мне, с любовью и преданностью.

Прославление Господа суть воздаяние хвалы Его святому имени,
Его извечной форме, его трансцендентальных качеств и Его необыкновенным играм
И развлечениям; и махатма восславляет все это, то есть он привязан
К Верховной божественной личности; тот, кто привязан
К безличному аспекту Всевышнего Господа,
Брахмаджьоти, не может считаться махатмой.
Махатма всегда занимается
Различной деятельностью,
Направленной на удовлетворение Господа.
Такой человек непоколебимо стремится достичь общения со Всевышним Господом
В одной
Из пяти трансцендентальных рас; для этого всю свою деятельность, ум свой,
Тело и голос- все, что есть у него
Он посвящает служению Кришне.
Это называется полным сознанием Кришны.
Эти великие души строго соблюдают предписанные действия,
Такие, как экадаши,  и только при условии выполнения этих предписанных действий,
Они могут быть допущены до общения с Кришной.
Процесс преданного служения приносит человеку чувство радости и счастья.
Нет нужды налагать на себя суровые эпитимьи и проходить через тапасью.
Он может просто прожить эту жизнь, преданно служа Кришне
Под руководством опытного духовного учителя,
И при этом оставаясь тем, что он есть – грихасткой,
Санньяси или брахмачари;
В любом положении, где бы то ни было в мире, он
Может служить Кришне,
Верховной божественной личности,
И так стать махатмой – великой душой.

Другие, кто стараются удовлетворить Господа путем развития знания, поклоняются Всевышнему как единственному и неповторимому, как разнообразию сущего, и в Его вселенской форме.

Те, кто почитают себя как Всевышнего Господа, считая себя монистами,
Наиболее многочисленны.
Они думают о себе как о Боге,
И, исполненные такого сознания, почитают себя; это тоже есть вид поклонения Богу,
Поскольку они понимают, что они   не материальное тело, но духовная частица.
Обычно имперсоналисты
Почитают
Господа таким образом; но есть и такие люди, которые поклоняются
Полубогам, они воображают,
Что любая форма
Является формой Бога.
А к третьему классу тех, кто еще не достиг
Положения махатм, относятся те, кто не могут постичь
Ничего вне проявления этой материальной вселенной.
Они считают вселенную высшим законченным целым
И почитают ее; но вселенная
Является также формой Господа.

Я есть обряд, Я - жертвоприношение, воздаяние предкам, целительная трава, трансцендентальное воспевание. Я – масло и огонь, и подношение.

Все жертвоприношения, рекомендованные в разделе Вед, называемом карма-кандой,
В целом являются Кришной; или, другими словами,
Тот, кто посвящает себя преданному служению,
Может считать, что он совершил все жертвоприношения,
Указанные Ведами.

Я - отец этой вселенной и мать, Я – опора и прародитель. Я - объект познания, и тот, кто очищает, и слог Ом. Я также Риг, Сама и Яждур Веды.

Все космические проявления,
Движущиеся и неподвижные, являются различными действиями
Энергии Кришны.
В материальном существовании мы вступаем
В различные отношения с живыми существами,
Которые есть ни что иное, как пограничная энергия Кришны,
Но благодаря творению пракрити, некоторые из них выступают
В роли наших отцов,
Матерей, дедов,
И так далее, хотя в действительности они – неотъемлемые частички Кришны.
Являясь таковыми, эти живые существа, выполняющие роль
Наших отцов, матерей и так далее, суть ни что иное, как Кришна.
В действительности каждое живое существо,
Будучи неотъемлемой частичкой Кришны, есть Кришна.
Все Веды имеют целью постижение Кришны.
То, что помогает
Очиститься нам до нашего истинного состояния,
Есть Кришна. Поскольку пранава, или омкара
Исключительно важное место занимает,
То следует понимать, что он – также Кришна.

Я - цель, опора, хозяин, свидетель, обитель, убежище и самый близкий друг.
Я - творение и уничтожение, основа всего, место покоя и вечное семя.

Тот, кто не знает Кришну,
Заблуждается и его называемое продвижение либо частично,
Либо иллюзорно; есть много людей, поклоняющихся полубогам,
И они могут попасть
На соответствующие планеты.
Но в действительности эти планеты,
Будучи проявлением энергии Кришны, также являются Кришной,
Но они служат только ступенями на пути осознания Кришны.
Приближаться к различным энергиям Кришны означает - приближаться к Кришне
Окольным путем; но лучше прямо идти к Кришне,
Так как это сбережет время и силы.
Без поддержки Кришны
Ничто не может существовать; Кришна
Является  источником  нашего рода, или изначальным отцом,
Никто не может быть лучшим другом, чем Он.
Кришна – истинный источник творения
И конечный покой после уничтожения.

О, Арджуна, Я даю тепло, и Я удерживаю и посылаю дождь, Я - бессмертие, и Я также - олицетворенная смерть. И дух, и материя существуют во Мне.

Кришна
Своими различными энергиями распространяет
Тепло и свет через посредство электричества и солнца; это Кришна
Летом удерживает дожди, и во время сезона дождей, Он посылает
Нескончаемые ливни; энергия, поддерживающая нас,
Продолжая нашу жизнь, есть Кришна,
И Кришна
Встречает нас
В конце в виде смерти; анализируя все эти различные энергии Кришны,
Человек может убедиться, что для Кришны
Не существует разницы между материей и духом,
Или, другими словами, Он является и материей, и духом.
Поэтому, находясь на такой высокой ступени сознания Кришны,
Человек не делает таких разграничений, он во всем видит Кришну.
Поскольку Кришна является и материей, и духом,
То гигантская вселенская форма, заключающая все материальные проявления,
Также есть Кришна, и Его игры и развлечении во Вриндаване
В Его форме двурукого Шьямасундары,
Играющего на флейте, есть развлечения
Верховной божественной личности,
Кришны.

Те, кто изучают Веды, и пьют сок сома, стремясь к божественным планетам, поклоняются Мне косвенным образом. Очищенные от кармических последствий, они рождаются на благочестивой планете Индры, где наслаждаются божественными удовольствиями.

Поклоняющиеся полубогам,
Могут попасть на высшие планетные системы, и изведают там
Неизмеримо более высшие чувственные наслаждения,
Чем на этой планете, и в том не может быть сомнения.

Когда они, таким образом, насладились небесными чувственными удовольствиями, и исчерпали результаты своей благочестивой деятельности, тогда они вновь
возвращаются на эту бренную планету.
Те, кто ищут чувственного наслаждения, придерживаясь принципов трех Вед,
достигают лишь повторяющихся рождения и смерти.

Тот, кто поднялся
На высшие планетные системы, наслаждается
Более длинной жизнью и лучшими возможностями для чувственного удовлетворения,
Но не может остаться там навечно.
Он вновь возвращается на эту планету,
Исчерпав запас отмеренных ему за его благочестивую деятельность наслаждений.
Тот, кто не достиг совершенства знания,
Или, другими словами,
Тот, кто не может понять Кришну,
Неверно представляет себе конечную цель жизни,
И, таким образом, подвергается
Многократному процессу перехода из низшей планетной системы в высшую и обратно.
Он как бы сидит на чертовом колесе, которое то поднимает его вверх, то опускает вниз.
Вместо того чтобы подняться в духовный мир,
Откуда невозможно упасть вниз,
Человек вращается в цикле рождения и смерти, то на высшей,
То на низшей
Планетных системах; лучше стремиться попасть в духовный мир,
Где можно обрести вечную жизнь,
Полную блаженства и знания,
И никогда не возвращаться к этому жалкому материальному существованию.

Но тем, кто постоянно поклоняются Мне с исключительной преданностью, погруженные в мысленное созерцание Моей трансцендентальной формы, Я даю то,
чего им не достает, и сохраняю то, что они уже имеют.

Те, кто не способны прожить и мгновения без сознания Кришны,
Не могут не думать о Кришне каждое мгновение,
Если они заняты преданным служением
Кришне.
Все эти действия благоприятны
И полны духовных возможностей, помогающих бхакте
Достичь совершенства и самореализации.
В таком состоянии его единственное желание –
Добиться общения с Верховной божественной личностью.
Это называется йогой; милостью Кришны
Такой бхакта никогда не возвращается в это материальное состояние жизни.
Господь помогает бхакте добиться сознания Кришны
При помощи йоги, и когда он в полной мере обретет сознание Кришны,
Господь предохраняет его от падения вниз, к полной страдания обусловленной жизни.

Тот, кто служит другим богам, и кто поклоняется им с верой, в действительности поклоняется только Мне, о сын Кунти, но делает это не так, как следует.

Когда человек льет воду на  листья и ветви дерева, не поливая
При этом корень, он не имеет достаточного знания
Или не соблюдает всех предписаний.
Человек должен следовать законам, которые принимает правительство,
А не отдельные чиновники или министры.
Подобным образом каждый должен поклоняться только Всевышнему.
Чиновники и министры – это как бы полубоги, представители правительства,
И давать им взятку противопоказано.
Иначе говоря, Кришна не одобряет это ненужное почитание
Полубогов.

Я - тот единственный, кто наслаждается всеми жертвоприношениями, и к кому они обращены.
Те же, кто не признают Мою истинную трансцендентальную природу, падают вниз.

Совершенная форма человеческой цивилизации, называемая
Варна-шрама-дхарма, предназначена
Для удовлетворения Вишну.
Но люди, не зная этого, почитают полубогов, ради преходящей выгоды.
Поэтому они падают вниз, в материальное существование,
И  не достигают желаемой
Цели жизни; однако, если у кого-то есть материальное желание,
То для осуществления его необходимо молиться Кришне
( Хотя это не является чистой
Преданностью), и тем самым они
Желаемого результата  могут достичь.

Те, кто поклоняются полубогам, родятся среди полубогов; те, кто поклоняются предкам, отправятся к предкам; е, кто поклоняются привидениям и духам, родятся среди этих существ; а те, кто поклоняются Мне, будут жить со Мной.

В Ведах описаны различные типы поклонения богам, пребывающим
На различных небесных планетах.
Есть много людей, практикующих черную магию и считающих
Это спиритуализмом, на самом деле
Такая деятельность целиком материалистична;
Чистый бхакта, почитающий исключительно
Верховную божественную личность,
Кришну,
Непосредственно достигает
Планет Вайкунтхи и Кришналоки; практикуя черную магию,
Можно достичь планет, населенных духами; просто произнося
Маха-мантру, люди могут достичь совершенства в этой жизни
И возвратиться назад
Домой, к Кришне.

Если человек предложит Мне листок, цветок, плод или воду, с любовью и преданностью, Я приму их.

«Предложи Мне листок, цветок иль плод,
Иль просто воду
С большой любовью,
Приму все это от тебя, поскольку там присутствует любовь».

Для умного человека главное - обрести
Сознание Кришны, посвятив
Себя любовному преданному служению Кришне, и таким образом достичь
Вечной обители, где он познает вечное блаженство и счастье.
Процесс достижения такого чудесного результата
Очень легок, и ему может следовать даже
Беднейший человек, не имеющий никаких особых качеств.
Единственное требуемое для этого качество-
Быть преданным Кришне; не имеет значения,
Кто он и каково его положение.
Господу можно предложить просто цветок, или немного воды,
С искренней любовью, и Он с удовольствием примет их.
Ни для кого нет препятствий
К сознанию Кришны, потому что оно так легкодостижимо и универсально.
Кришне нужно только любовное служение,
И ничего больше; овощи, злаки, фрукты, молоко и вода - вот продукты,
Которые должны есть люди,
И они предписаны Самим Кришной.
Люди, не предлагающие Ему своей пищи,
Едят только грех; подношение пищи Кришне
Ведет к неуклонному духовному прогрессу человека, к тому,
Что тело его очищается, и в мозгу
Развиваются тонкие ткани,
Обеспечивающие ясность мысли; самое главное -
Подношение должно совершаться
С любовью, в действительности Кришна обладает
Чувствами; утверждается, что Его чувства имеют взаимозаменяемый
Характер; другими словами,
Один орган чувств может выполнять функции другого; поэтому и говорится,
Что Кришна абсолютен; восприятие
Им на слух полностью тождественно Его вкусовому восприятию,
И потому Он фактически вкушает предложенную пищу.
И только бхакта может понять, что высшая Абсолютная истина может вкушать пищу
И наслаждаться ей; но на того, кто преданность к Нему не проявляет,
Внимания на глупца такого Он не обращает,
А если вы любовь к Нему стремитесь посылать,
Любовью на любовь Он станет отвечать.
И если ты себя любовному служению отдаешь,
Обители Его достигнешь вечной, где счастье вечное найдешь.
Бхакта означает преданное служение,
И есть оно единственное средство, чтоб обрести спасение.
Оно поможет подойти вплотную к Кришне,
Все остальное будет лишним.

Чтобы ты ни делал, чтобы ты  ни ел, чтобы  ты ни предлагал, иль отдавал,
И через какую бы тапасью ни проходил, -
делай это, о сын Кунти, как подношение Мне.

Когда ты ешь или дела какие-либо выполняешь,
Когда ты что-то отдаешь, иль предлагаешь,
Когда аскезы какие-либо совершаешь,-
Все это Мне ты посвящай,
Ни на мгновение Меня не забывай.

В наше время люди склонны к процессу медитации,
Который не годится для этой юги, но если человек думает о Кришне все время,
Читая маха-мантру, он, несомненно,
Достиг вершины в медитации любой,
И является высочайшим йогом человек такой.

Таким образом ты освободишься из оков деятельности и ее благоприятных и не благоприятных последствий. С умом, сосредоточенным на Мне, следуя этому принципу отречения, ты освободишься и придешь ко Мне.

Пока мы в этом мире будем находиться,
Должны всегда трудиться,
Поэтому, если действия совершаются,
Но плоды достаются Кришне, это называется юкта-вайрагья.
Поскольку такие действия поистине производятся  в отречении,
Очистится зеркало  твоего ума, без всякого сомнения.
И если плоды своих работ ты Кришне посвящаешь,
Свое сознание, тем самым, кверху устремляешь,
Природу вновь духовную в себе ты пробуждаешь,
В конце концов, освобождение получаешь.
Но это освобождение – особого типа.
Освобождаясь,таким образом, личность
Не сливается с брахмаджьоти,
Но достигает планеты Высшего Господа,
То есть, он приходит домой, к Господу.
Существует пять ступеней освобождения,
И бхакта, который в течение
Всей жизни в этом материальном мире действовал по повелению Кришны,
Находится на такой ступени  духовного развития,
Что после оставления тела он возвращается к Кришне
И вступает в непосредственное общение
С Ним; каждый,  у кого нет иного интереса, кроме служения
Богу, фактически является санньяси; такой человек думает о себе как о слуге Бога,
Зависящем от Его высшей воли.
Все, что бы он ни делал, он делает это во имя Господа.
Какую бы деятельность он ни выполнял, он служит Господу.
Вайшнавы говорят,
Что даже самый умный человек не может понять
Намерений и действий чистого бхакти.
Такой человек, который постоянно занят
Служением Кришне,
Или же свои мысли и намерения подчиняющий служению Кришне,
Уже полностью освобожден,
И в будущем он непременно возвратится домой,
Назад к Кришне.
Он стоит выше любой материалистической критики,
Так же, как Кришна всегда находится выше всякой критики.

Я никому не завидую и ко всем беспристрастен.
Я равно отношусь к любому. Но тот, кто преданно служит Мне, тот Мой друг,
он во Мне, и Я ему тоже друг.

Если Господь
Одинаково относится к каждому, и никто не является особо близким другом Его,
То почему же Он проявляет повышенный интерес к бхактам,
Всегда занятым
Трансцендентальным служением Ему? Это естественно; каждый
Человек в этом материальном мире может быть
Весьма расположен к благотворительным действиям, и все же он проявляет
Особый интерес к детям своим.
Всякое живое существо - есть чадо Кришны,
И потому Он с щедростью дарует всем необходимое для жизни.
Но облако похож Господь, которое всю землю поливает,
Будь то скала, земля, вода,-
Коль дождь идет – все оросится Им сполна.
Он всем необходимым нас снабжает,
Хотя и в беспристрастии пребывает,
Но у Него особое внимание
К тому, Ему кто служит постоянно.
Выражение « сознание Кришны» означает,
Что те, которые находятся в таком сознании -
Есть чистые трансценденталисты, пребывающие в Нем.
Поэтому естественно, что Господь
Также пребывает  в них; это взаимно; Кришна говорит: «В какой степени
Человек вручает себя Мне, в такой же степени
Я забочусь о Нем».
Эта трансцендентальная взаимность существует потому, что и Господь и бхакта Обладают
Сознанием; как Кришна, так и живое существо вечно сияют,
И когда у живого существа появляется
Склонность служить Кришне, оно уподобляется
Золоту;  Господь- бриллиант.
И это сочетание прекрасно; когда бриллиант
Вставлен в золотое кольцо, он выглядит очень красиво тогда.
Живые существа в их чистом  состоянии
Называются бхактами.
Всевышний
Господь становится тогда слугой Своих слуг; в философии имперсоналистов
Нет отношений взаимности между Всевышним
И  живым существом, но в персоналистской
Философии присутствуют непременно
Такие отношения. Господа сравнивают
С древом желаний,
И чтобы человек  ни пожелал от этого древа,
Господь ему дает; нельзя считать, что взаимность Господа обусловлена
Законом кармы. Она относится
К трансцендентальному состоянию,
В котором действуют Господь и бхакты.
Преданное служение Господу не принадлежит к материальному миру.
Оно- часть духовного мира,
Где блаженство, вечность и знание правит. 

Даже если человек совершает самые дурные поступки, но занят чистым преданным служением, следует считать его праведником, ибо он на верном пути.

«И даже если ты способен совершать
Неблаговидные поступки, и преданное служение выполнять,
Великим праведником тебя считать должны,
Ведь ты идешь по верному пути».

Пребывающее в обусловленном состоянии живое существо совершает действия
Двух видов: обусловленные действия и естественные действия,
Присущие живому существу по сути его природы.
И, безусловно,
Даже бхакты вынуждены
Выполнять виды деятельности, связанные с обусловленной жизнью -
Заботой о поддержании тела, жизнью по законам
Общества и государства, - и такая деятельность называется обусловленной.
Кроме того,
Живое  существо,
Полностью осознающее свою духовную природу
И посвятившее себя сознанию Кришны,
Или преданному служению Кришне,
Выполняет деятельность, называемую трансцендентальной; такая деятельность
Соответствует его естественному положению
И называется преданным служением.
В обусловленном состоянии иногда преданное служение
И обусловленное служение,
Связанное с телом,
Совершаются параллельно.
Иногда эти действия противоречат
Друг другу;  насколько возможно,
Бхакта очень осторожен
И  не делает ничего, что повредило бы его состоянию чистоты; он знает,
Что уровень его деятельности зависит
От прогресса в сознании Кришны.
Но даже временное падение
Не лишает человека  уже достигнутого им; говорится, что если человек падет,
Но сердце его - в преданном служении, то Господь,
Пребывающий в сердце его, очищает его,
И прощает ему эти дурные поступки; материальная скверна очень сильна,
И даже йог, посвятивший себя
Служению Кришне,
Иногда попадает в ловушку; но сознание Кришны
Столь сильно, что он сразу же восстанавливается в своем прежнем  положении.
Поэтому процесс преданного служения
Всегда приводит к успеху; никто не должен презирать бхакту за  случайное падение
С верного пути, ибо такие падения
Прекратятся со временем,
Как только бхакта утвердится в преданном служении.
Тот, кто в сознании Кришны пребывает,
Кто маха-мантру  повторяет,
Должен считаться находящимся в трансцендентальном состоянии.
Единственное необходимое качество бхакты - отдавать себя преданному служению.
Падение бхакты с истинного пути не делает его отверженным.
Но бхакта не должен действовать любым недостойным образом; этот стих
Относится к случаю тому, когда падение происходит случайно,
В результате сильного давления привязанностей материальных.
И если ты к служению Богу приступил,
То это означает, что ты войну иллюзии объявил.
Если человек не настолько силен,
Чтобы бороться с иллюзорной энергией, у него
Случайные срывы могут быть; и много раз возможно срывам подвергаться,
Ведь скверна мира так сильна, и будет за свои права она цепляться,
Когда же в преданном служении крепким станешь,
Тогда ты победителем предстанешь.
В процессе преданного служения
Все качества свои улучшишь, без сомнения,
Но если их пока не улучшаешь,
Нужной ступени духовного развития, знать, пока не достигаешь.

Он быстро становится праведником и достигает вечного умиротворения. О сын Кунти, смело заявляй любому, что Мой бхакта никогда не погибнет.

Злонамеренный человек не может стать бхактой Господа.
Тот, кто не является бхактой Господа,
Не имеет никаких хороших качеств,
Хотя мирские люди с этим не согласны.
И если девять процессов преданного служения выполняешь,
И сердце  этим самым очищаешь.
Со временем очистит сердце твое  Кришна,
Простит дурные поступки все  твои  по воле Своей высшей,
И на Него ты станешь походить по качествам Своим,
И будешь привлекаться только Им.
И потому повторение маха-мантры
Должно без остановки продолжаться,
Это защитит бхакту от всех падений возможных,
И он будет вечно свободен
От всякой скверны материальной; и праведником большим он вскоре станет,
Поскольку маха-мантру постоянно повторяет,
А если зло в тебе живет - служить не можешь Кришне,
И если в сердце помещаешь Кришну,
Вся грязь с него уйдет,
И чистым преданным потом себя найдешь.
Возвышенные размышления о Боге
Возвысят всю твою природу.
И если будешь думать неустанно,
Что Бог живет с тобою рядом постоянно,
Тот очистительный процесс тебя всегда сопровождает,
Особенно, когда ты маха-мантру повторяешь.

О сын Притхи, те, кто находит прибежище во Мне, будь они даже низкого рождения – женщины, вайшьи ( торговое сословие) и шудры ( рабочий класс) – могут достичь высшей цели.

В преданном служении нет различия между высшим и низшим классами людей.
В рамках материалистического представления о жизни такие подразделения
Имеются, но для человека, занятого преданным служением,
Их нет.
Каждый  человек может высшей цели достичь, благодаря общению
С чистыми бхактами,
Даже собакоеды, неприкасаемые
Могут очиститься; любой человек, обратившись к чистому бхакте,
Очиститься может; ниже людей, пребывающих в различных гунах, стоят чандалы,
То есть рожденные в семьях грешников; и даже  и они очиститься могут
В общении с чистыми бхактами пребывая.
Если полностью Кришне себя вручаешь,
Намного можешь превзойти великих гьянов и йогов.
Все те из вас, которые ко Мне приходят,
Хотя из низкого сословия происходят,
Высокой цели жизни достигают,
Коль с бхактами в общение вступают.
С высокой личностью общаясь,
И указаниям Его смиренно поклоняясь,
Ты над иллюзией поднимешься тогда,
Свой мрак развеешь навсегда.

Примечание: Все,  о чем сейчас пишу - понятно мне,
Как объяснить все это тем, которые живут во мгле?
Иллюзия  и мрак - пустые есть для них слова,
На их сознание надвинута тяжелая плита.

Насколько  же в большей степени это относится к добродетельным брахманам, бхактам, а также к праведным царям.
Поэтому, попав в этот временный, полный страданий мир, посвяти себя Служению Мне с любовью и преданностью.

Процесс сознания Кришны огромной силой обладает,
И если ты в общение с бхактами вступаешь,
Достигнешь совершенства жизни ты тогда,
Не забывай, мой друг, об этом никогда.
Обителью страданий называем
Весь этот мир материальный.
Он – временный и преходящ, но не ложен он.
Но существует мир другой,
Он вечным миром нам предстанет, и этот мир - духовный.
Он – бесконечен и блаженства полон.
И если ты себя служению Кришне посвящаешь,
Тот высший мир легко ты постигаешь,
И станет совершенной жизнь твоя,
Терять не будем время зря.
Никто не должен оставаться
В этом временном, полном страданий мире; чтобы обрести вечное счастье,
Надо  приют найти у Верховной божественной личности,
У Кришны,
Преданное служение – единственный процесс,
При помощи которого может разрешить человек
Проблемы все свои, и потому должны мы все к сознанию Кришны обратиться,
Чтобы цель жизни смогла бы осуществиться.

Всегда занимай свой ум мыслями обо Мне, стань Моим бхактой, выражай Мне почтение, падая ниц передо Мной, и поклоняйся Мне. И так, полностью погруженный в Меня, ты, несомненно, придешь ко Мне».

Здесь говорится, что сознание Кришны –
Единственное средство спасения из оков
Этого полного скверны материального мира; нет разницы никакой
Между Кришны и телом Его; человек должен думать о Кришне
С любовью и преданностью, и это есть бхакти.
Человек постоянно должен расширять свои знания
О Кришне,
И делать это с помощью духовного учителя.
Итак, следует занять свой ум мыслями о  вечной форме, первичной форме Кришны.
С сердцем, полным убеждения, что Кришна -
Всевышний Господь, нужно отдать себя поклонению Кришне.
Нужно участвовать в девяти процессах преданного служения.
Чистое преданное служение есть высшее достижение
Человеческого общества; того,
Кто еще не полностью очистился душой,
Могут привлекать такие аспекты Господа, как имперсональный
Брахмаджьоти или локализованная Параматма,
Но чистый бхакта непосредственно обращается к служению Кришне.
Бхакту следует считать стоящим выше
Всех других философов и йогов; у чистого бхакты
Нет возможности пасть, потому что Кришна
Заботится о преданных Своих.
Поэтому разумный человек должен встать на путь сознания Кришны
И счастливо жить
В этом материальном мире; в конечном итоге он получит от Кришны
Высшую награду, она любых наград стоит превыше.

Подс.лит-ра Бхагават - гита как она есть


Рецензии