Гл. 7. Знание Абсолюта

Верховная божественная личность сказал: «Теперь услышь, о, сын Притхи, как, занимаясь йогой, полностью сознавая Меня, с умом, устремленным ко Мне, ты сможешь всецело познать Меня, освободившись от сомнений».

Высшей целю йоги, без сомнения,
Являться будет сосредоточение
Ума на Высшей личности, на Кришне.
Сосредоточение ума на Кришне
Способствует тому, что Абсолютную истину тогда познаешь,
Другим путем ее не достигаешь.
А если только Параматму, или безличный брахмаджьоти познаешь,
Тогда частицу истины найдешь.
Полное и научное
Знание –
Это Кришна, и если ты в  служении Ему задействуешь себя,
Все открывается тебе тогда.
Другие виды йоги ступеньками предстанут на пути
Сознания Кришны, и если мы
В сознании Кришны пребываем,
Тогда мы Параматму и безличный  брахмаджьоти  постигаем.
И если ты в сознании Кришны пребываешь,
Живых существ, материальную природу постигаешь.
Тогда  посредством Вед с тобой Сам Кришна говорит,
Всегда читай и размышляй о них.
И если слух  к Нему свой обращаешь,
Тем самым сердце очищаешь,
И дремлющее знание высшее проснется у тебя,
Коль службе этой посвятишь себя.
Чем больше ей ты будешь отдаваться,
От гуны страсти и невежества  будешь постепенно избавляться,
И вожделение мирское, и корыстолюбие  ослабнут,
И в гуне чистой добродетели купаться станешь.
И разрубаешь ты, тем самым,
Тугой узел мирских привязанностей и достигаешь стадии постижения
Высшей Абсолютной истины, Божественной личности, и в том не может быть сомнения.

А сейчас Я возвещу тебе во всей полноте как воспринимаемое чувствами знание, так и божественное знание, познав которое, нечего более постигать.

И что же  собою будет представлять,
То знание, которое мы трансцендентным будем называть?
Оно есть знание полное, в себя оно включает
Познание мира, который чувствами своими мы воспринимаем,
А также постижение духа, стоящего за  ним,
И источника их обоих, причину всех причин,
Который есть единственный объект для медитаций
Во всех разновидностях йоги; с познанием
Причины всех причин
Все познаваемое оказывается постигнутым уже,
И не остается ничего непознанного  нигде.
Полное знание может быть обретено
Лишь бхактой Господа, непосредственно от Него Самого,
Через цепь ученической преемственности; источник знания любого  есть Кришна, и Он - Причина
Всех причин;
Выходит так, что знание можно получать,
Когда своими чувствами мы будем мир воспринимать,
Но также есть божественное знание,
Познав которое, приобретаешь все познания.
Когда его постигнешь,
И постигать уж больше нечего при жизни.

Из многих тысяч людей может быть один стремится к совершенству, а из достигших совершенства едва ли один воистину познал Меня.

Поскольку уровни развития людей различны,
Из многих тысяч лишь один стремится к Кришне.
Понять он хочет, кто же он, на самом деле,
Или душа, иль это тело,
Что есть  сущность его, что есть тело его,
И что есть Абсолютная истина?
Но люди, в большинстве своем,
Совсем не думают об этом, удовлетворением наклонностей животных заняты,
Едой, сном, защитой и совокуплением, - чем не животные  тогда они?
Посредством грубых материальных чувств мы не постигнем Кришну,
Однако преданным своим дает Он знание свыше.
Когда они доставят удовольствие Ему служением своим,
Особое внимание в ответ Он проявляет к ним.
Познать Кришну способен только тот, кто пребывает в сознании Кришны.
Остальные трансценденталисты могут познать безличного Брахмана,
Ибо этой стадии
Достичь легче, нежели понять Кришну.
Кришна является высшей личностью, но в тоже время Он стоит выше
Познания Брахмана и Параматмы.
Познать Кришну
Чрезвычайно трудно, даже и для тех, кто достигли трансцендентальной реализации
Безличного Брахмана.
Шрила Рупа Госвами
Так говорил: «Преданное служение Господу, которое пренебрегает
Ведической литературой, такой, как «Упанишады»,
«Пураны» и так далее, представляет
Собой лишь помеху в жизни общества»; для имперсоналиста, осознавшего
Безличный Брахман, или же для йога, постигшего Параматму,
Невозможно познание Кришны,
Верховной божественной личности,
Как сына Яшоды,
Или возничего Арджуны; даже великие полубоги
Не имеют ясного представления о Кришне.
«Никто не знает Меня воистину»,- говорит Кришна.
Очень редко встречается такая великая душа, которая познала Кришну.
Поэтому, тот, кто не служит Кришне,
Даже будь он великим ученым
Или философом, не может познать Кришну
Таким, какой Он есть; лишь чистый бхакта способен
Узнать о непостижимых трансцендентальных качествах Бога,
О Его всемогуществе, и Его богатстве,
Его славе, силе, красоте, знании и отречении, ибо Кришна
Благосклонно расположен к Своим бхактам.
Он – высшая ступень постижения Брахмана, и только бхакты
Могут  познать Его в Его истинной сущности.
«Никто не способен постичь Кришну в Его истинной сущности
Посредством грубых материальных чувств; однако, Он открывается
Бхактам Своим,
Поскольку они
Доставляют
Ему удовольствие трансцендентальным любовным служением своим».

Земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, разум и ложное эго – все вместе эти восемь частей составляют Мои отдельные материальные энергии.

«Для материального творения полная экспансия Господа Кришны
Принимает формы трех Вишну.
Первая из них, Маха-Вишну,
Создает материальную энергию
В целом,
Называемую махат-таттвой; а вторая, Гарбходакашайи Вишну,
Входит во все вселенные,
Чтобы сотворить
Многообразие в каждой из них.
Третья форма, Кширодакашайи Вишну,
Распространяется во всем вселенным,
Как Параматма,
Пребывающая даже в атомах.
Всякий, кто познал этих трех Вишну,
Может освободиться
От материальных оков».
Этот материальный мир представляет собой
Преходящее проявление одной из энергий  Кришны.
Вся деятельность, осуществляемая
В материальном мире, направляется
Тремя экспансиями  Кришны
В формах Вишну.
Эти пуруши называются инкарнациями.
Обычно люди полагают, что этот мир материальный предназначен
Для наслаждения живых существ, что  живые существа являются
Причинами (пурушами), управляющими и наслаждающимися
Материальной энергией; необходимо понимать,
Что учение такое ложно.
Так как Кришна является исходной
Причиной материального проявления.
Составные части материального проявления
Представляют собой отдельные энергии Господа.
Даже брахмаджьоти,
Являющееся высшей целью имперсоналистов, есть духовная энергия, проявляющаяся
В духовном небе; в брахмаджьоти отсутствует духовное многообразие,
Имеющееся на планетах Вайкунтхи, а имперсоналисты принимают
Это брахманджьоти за высшую вечную цель; проявление Параматмы
Не вечно в духовном мире; поэтому действительной Абсолютной истиной является
Верховная божественная личность, Кришна.
Он – личность,
Заключающая в Себе все энергии, и Он обладает различными
Внешними и внутренними энергиями.
В материальной энергии
Насчитывается восемь проявлений основных,
Первые пять средь них,
А именно: земля, вода, огонь, воздух, небо, -
Именуются пятью гигантскими, или грубыми творениями,
Которые включают в себя пять объектов чувственного восприятия.
Они являются
Проявлениями того, что физически воздействует на органы слуха,
Осязания, зрения, обоняния и  вкуса.
Материальная наука охватывает лишь эти десять понятий,
И больше ничего; тем не менее, оставшиеся
Три категории, а именно, ум, разум и ложное эго материалист оставит без внимания.
Философы, занимающиеся умственной деятельностью, не совершенны в своих знаниях,
Поскольку  не постигли они Кришну-
Источник высший.
Ложное эго, связанное  с  понятиями,
Как «Я есть», «Это мое», выражающими
Основной принцип материального существования,
Включает в себя десять органов чувств,
Посредством их в миру работаешь, мой друг.
Разум относится к материальному
Творению в целом, называемому махат-таттвой.
Поэтому из восьми внешних энергий Господа проявляются
Двадцать четыре элемента материального мира, составляющих
Предмет изучения атеистической философии санкхьи.
Но эти элементы  по своему происхождению  производны от Кришны и отделены
От Него; однако атеистические философы санкхьи,
Познания которых невелики,
Не понимают, что Кришна – причина всех причин.
Предметом изучения философии санкхья
Является лишь проявление внешней энергии Творца.

Помимо этих, о, сильнорукий Арджуна, существует еще и высшая Моя энергия, которая включает в себя живые существа, пользующиеся возможностями, предоставляемыми этой материальной, низшей энергией.

«Помимо низших, есть и высшая энергия Моя,
Которая включает в себя  живые существа,
Пользующиеся  возможностями,  предоставляемые
Этой  низшей, энергией материальной».

К высшей природе относятся живые существа,
Запомним это навсегда,
А низшая энергия собой материю представит,
Которая себя в различных элементах проявляет:
В земле, в воде, в огне, в воздухе, в эфире,
В  уме, и в интеллекте, и в ложном эго;  материальная природа
Имеет две формы –
Грубую и тонкую; и обе эти формы низшей энергией порождены; к грубой форме
Отнесем пять первых проявлений, а к тонкой форме –
Ум, интеллект, и эго; живое существо, к природе высшей относясь,
Использует эту низшую энергию сейчас,
И именно  благодаря
Энергии этой высокой осуществляется деятельность в мире.
Космическое проявление  не было бы дееспособным, если бы оно не приводилось
В движение высшей энергией,
Живыми существами; лишь обладатель энергий
Способен  энергиями  управлять,
И потому живые существа
Постоянно подчинены Кришне –
Они не существуют независимо.
Их могущество несравнимо с могуществом Его.
Живое существо воистину освобождается, когда отдает
Себя Его власти,
В результате чего оно обретает счастье.
Поэтому люди с  ограниченными знаниями,
Которые утверждают полное равенство
Бога и живых существ, руководствуются неверной, порочной теорией; Кришна
Является единственным правителем,
А все живые существа
Находятся в подчинении у Него всегда.
Эти живые существа -
Суть Его высшая энергия, ибо их существование в качественном
Отношении тождественно со Всевышним, но они никогда не достигают равенства
С Ним по степени могущества; о, Кришна!
Мы есть мельчайшие Твои частички,
Должны под властью Твоей быть,
Тогда сумеем истинного положения своего достичь.
Когда живое существо в материи погрязло,
Оно забвению предает  истинные  свои духовные ум и разум.
И это происходит от воздействия материи на нас,
В иллюзию, иль майю, попали мы миллионы лет тому назад.
Ложное эго, под влиянием материи находясь,
Так размышляет: «Я - это тело», «Мои приобретения лишь мне принадлежат».
Живое существо постигнет истинное положение свое тогда,
Когда развеется иллюзии туман,
Когда оно освободится от всех материалистических представлений,
В том числе и от идеи полного равенства с Богом.
В Гите подтверждается природа
Живого существа как одной из многочисленных энергий Кришны.
Когда эта энергия очищается от материальной скверны, она обретает
Полное сознание Кришны,
То есть освобождения достигает.

Все созданные существа берут свое начало в этих двух природах.
Знай со всей определенностью, что Я – начало, и Я – конец всего, что есть материального и всего, что есть духовного в этом мире.

« Все созданные существа берут свое начало
В этих двух природах, но дух стоит вначале.
Я - есть начало, и Я – конец всего,
Что есть материального, и всего,
Что есть духовного в этом мире».

Все существующее порождено материей и духом.
Дух есть основное поле творения, материя творится духом,
И он – основа для нее; дух не возникает на определенной стадии развития материи.
Напротив, этот материальный мир проявляется лишь на основе духовной материи.
Материальное тело развивается благодаря тому,
Что дух
Присутствует в материи.
Ребенок постепенно становится юношей, а затем мужчиной из-за присутствия
Этой высшей энергии, души; и так же  полное космическое проявление
Гигантской вселенной
Развивается вследствие присутствия
Параматмы, Вишну; таким образом, дух и материя,
Которые объединяются, чтобы дать проявление
Этой гигантской вселенской форме, являются по своему происхождению
Двумя энергиями
Господа, и значит, Господь -
Есть  изначальная причина существующего всего.
Причиной появления большой вселенной есть большая душа,
Или Сверхдуша,
Параматма; а  Кришна есть причина
Всех больших и малых душ; причиной всех причин
Является лишь Он один,
Никто в могуществе с Ним не сравним.

Или, по-другому, можно так сказать:

Все существующее порождено бывает
Материей и духом, и кто  из нас о том не  знает?
Дух есть основное поле творения всего,
Материя творится духом, и он - основа для нее.
Этот мир материальный будет проявляться
Лишь на основе духа, тому подобно это, как твое  тело будет развиваться
Благодаря тому, что дух в тебе живет,
Он жизнь собой тебе дает.
И также все космическое проявление всей вселенной
Благодаря присутствию Параматмы будет развиваться, без сомнения.
Материя и дух, объединившись, дают возможность
Проявиться всей вселенской форме.
Эти две энергии из Господа исходят,
И потому,  Он – есть причина всех причин, в Нем высшая природа.
Причиной появления вселенной есть Сверхдуша, иль Параматма,
А Кришна есть причина больших и малых душ, и это помнить мы должны всечасно.

О, завоеватель богатств, нет истины высшей, чем Я.
Все покоится на Мне, подобно жемчужинам, нанизанным на нить.

«Нет истины, Меня превыше,
И все покоится на Мне, жемчужинам подобно,
Нанизанным на нить, а нить – всему основа».

Существуют разногласия по поводу того,  имеет ли Высшая абсолютная истина
Природу личностную,
Или  же безличностна Она;  Абсолютная истина в  Бхагават -Гите
Определяется как Божественная личность, Шри Кришна,
Высшая Абсолютная истина, Божественная личность,
И Он –  источник  высший есть всего познания,
Блаженства, вечности и знания.
Нет иного пути к освобождению, кроме как через познание Высшей 
Божественной личности, Шри Кришны.
Нет истины, стоящей  над Высшей личностью,
Ибо Господь – наивысший.
Он меньше мельчайшего,
Он  больше величайшего.
В положении своем Он дереву безмолвному подобен,
Трансцендентальное небо озаряет он собою.
Как корни простирают дерева,
Так Он энергии свои распространять не прекращает никогда.
Высшей абсолютной истиной является Всевышний Господь
Вездесущность которого обеспечивается многочисленными энергиями Его,
Духовными и материальными.
Посредством их все под контролем Кришны пребывает.
Хотя в обители своей Он вечно пребывает,
Посредством всепроникающих энергий своих Себя везде распространяет.

О, сын Кунти, Я – вкус воды, Я – свет солнца и луны, слог «Ом» в ведических мантрах. Я – звук в эфире и талант в человеке.

 «Я – звук в эфире, Я – вкус воды,
Я –  талант в человеке, Я – свет и Солнца и Луны».
И  Я – слог «Ом» в ведических мантрах».

Здесь описывается, каким образом Кришна
Проявляет свою вездесущность посредством различных 
Материальных и духовных энергий; Всевышний
Может быть предварительно осознан через Его различные
Энергии, таким образом постигается Его безличностный аспект; подобно
Полубогу солнца, который
Является личностью и воспринимается
Посредством его вездесущей энергии солнечного света, Господь,
Хотя и пребывает Он
В Своей вечной обители, воспринимается
Через Его распространяющиеся всепроникающие
Энергии; основное качество воды – ее вкус,
И этот чистый вкус представляет собой одну из энергий Господа.
Имперсоналист воспринимает присутствие Господа
В воде через ее вкус,
А персоналист помимо этого еще и восхваляет Господа за то,
Что Он
Проявил милость свою
И предоставил человеку вкусную еду
Для утоления жажды; вот как следует воспринимать Всевышнего.
Фактически, между персонализмом
И имперсонализмом
Нет никакого противоречия; познавший Бога понимает, что безличностная концепция,
И личностная концепция
Одновременно
Присутствуют во всем, и что между ними нет противоречий никаких, - ачинтья –бхеда
И абхеда –таттвам-  то есть одновременное единство и отличие; свет солнца
И луны также изначально исходит
Из брахмаджьоти.
Пранава,
Или трансцендентальный звук омкара,
Которым начинается каждый ведический гимн, обращается ко Всевышнему.
Омкара - это звуковой образ Кришны.
Полномочия сознания Кришны
Простираются повсеместно, и благословен тот, кто овладел сознанием Кришны.
Тот же, кто не знает Кришны, пребывает в иллюзии, и,образом таким, знание Кришны есть освобождение,
А неведение
О Нем – оковы есть, без всякого сомнения.

Я - изначальный аромат земли, и Я – жар огня. Я – жизнь всех живущих, и Я – тапасья всех аскетов.

«Я - изначальный аромат земли, Я – жар огня,
 Я – жизнь живущих всех, и Я –
Тапасья всех аскетов,
Я – семя изначальное всего живущего на свете».

В материальном мире все имеет некоторый запах или аромат,
Как например, аромат цветка, земли, воды, огня, воздуха и так далее; аромат,
Не содержащий
В себе  примесей, изначальное благоухание,
Пронизывающее все, есть Кришна.
Точно так же всему присущ определенный вкус,
И этот вкус
Можно изменить, добавляя
Химические вещества.
Земля, огонь, воздух,  вода,
И все материальные элементы происходят от Кришны.
Продолжительность жизни человека также определяется Кришной.
Милостью Кришны человек может продлить
Свою жизнь, или же сократить.
Таким образом, сознание Кришны
Действенно для всех областей.

  О, сын Притхи, знай, что Я – изначальное семя всего живущего, разум разумных
 и доблесть могущественных людей.

«Я - разум разумных и доблесть могущественных людей,
Я – сила сильных, свободных от желаний и страстей».

Существуют различные виды
Живых существ, движущиеся и неподвижные.
Каждое живое существо принадлежит к одному из 8400000 видов жизни,
И во всех случаях семя их жизни есть Кришна.
Брахман, или Высшая абсолютная истина, есть то, из чего все исходит; Кришна Является Парабрахманом, Высшим Духом; Брахман безличен,
Но Парабрахман – личность.
Имперсональный Брахман пребывает
В личностном аспекте, - так утверждает
«Бхагават- Гита».
Поэтому, изначальным источником всего является Кришна.
Он - корень.
Подобно корню,
Который поддерживает все дерево, Кришна,
Будучи изначальным корнем всего существующего, поддерживает все,
Что находится в материальном проявлении.
И, без сомнения,
Он - высшее живое существо
Среди всех живущих существ, и Он один поддерживает жизнь во всем.
Человек ни на что не способен, если он не обладает разумом, и Кришна
Говорит, что Он – корень всякого разума.
Если человек не обладает разумом,
Он не сможет понять Кришну,
Верховную божественную Личность.

Я - сила сильных, свободных от страсти и желания.  Я - половая жизнь, не противоречащая религиозным принципам, о, повелитель Бхарат (Арджуна).

Сила могучего человека должна применяться для защиты слабых,
А не для нападения в различных целях.
Точно так же, половые отношения, согласно религиозным принципам (дхарме), Предназначены для рождения детей, а не для каких-либо иных целей.
Ответственность родителей в том состоит,
Чтобы в отпрысках своих сознание Кришны развить.

Знай, что все состояния бытия, будь то состояния добродетели, страсти или невежества, есть проявления Моей энергии.
Я, в некотором смысле, все, но независим.
Я не подвластен гунам этой материальной природы, но, напротив, они находятся во Мне.

Все виды  материальной деятельности
В мире осуществляются под воздействием
Трех гун природы; но, несмотря на то,
Что эти гуны исходят от Кришны Самого,
Однако Сам  от них Он  не зависим никогда.
По законам государства человек может быть наказан, но  царь,
Законодатель, не подчинен
Своим законам, и точно также три гуны- добродетель, страсть, невежество- Порождены
Господом Самим.
Однако, Сам Он неподвластен им,
От них свободен  Он, поэтому Он – ниргуна,
Что означает, что эти три гуны,
Хотя и исходят их Него,
Не затрагивают Его Самого.
Такова одна из особых черт Бхагавана,  Верховной божественной личности Самой.

Введенный в заблуждение тремя гунами ( добродетелью, страстью и невежеством), весь мир не знает Меня, стоящего над этими гунами и неисчерпаемого.

« Гунами природы введенный в заблуждение,
Весь мир Меня не знает, поскольку пребывает в неведении,
А Я стою над ними выше,
Я - неисчерпаем, Я – всех превыше».

Весь мир околдовали
Три гуны природы материальной.
Введенные ими в заблуждение,
Понять не  могут  люди, что Всевышний,
Кришна,
Трансцендентален по отношению
К материальной природе.
Каждое живое существо, находящееся под влиянием материальной природы,
Имеет определенный тип
Тела, и определенный тип психической и биологической деятельности своей,
Имеется четыре типа людей,
Действующих в рамках трех гун материальной природы:
Брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры - по качествам их можно различить.
Всецело пребывающие в гуне добродетели называются брахманами,
Находящиеся под влиянием гуны страсти называются кшатриями,
А  те, кто пребывают как в гуне страсти,
Так и в гуне невежества, именуются вайшьи,
А полностью находящиеся в невежестве называются шудрами.
А ниже их стоят животные и люди,
Чья жизнь животному подобна: не мы им судьи.
И если гунами опутали себя,
О Боге забываем мы тогда.
Но надо помнить нам о том,
Что эти гуны - лишь только фон,
Который нам Всевышнего скрывает,
И этот фон собою тьму являет.
Есть множество живых существ,
Люди, полубоги, животные и так далее, но материальная природа опутала их всех,
И потому мы все забыли Бога,
Поскольку скрытый Он от нас непроницаемым покровом.
Сознание Кришны вверх нас поднимает,
Над гунами природы возвышает.
Пребывая в сознании Кришны, познаешь Бога Самого,
Превыше этого нет в мире ничего.
Пребывающие в гунах страсти и невежества, и даже находящиеся в гуне добродетели
Не способны преодолеть представление
Об Абсолютной истине
Как о безличном Брахмане.
Эти люди приходят в замешательство пред лицом Всевышнего
В Его личностном аспекте, которому присущи вся красота, слава, богатство,
Знание, сила и отречение; тот, кто поистине утвердился в сознании Кришны,
Тот действительно достиг освобождения,
И в том не может быть сомнения.

Трудно преодолеть эту Мою божественную энергию, состоящую из трех гун материальной природы.
Но тот, кто вручил себя Мне, может легко выйти из-под ее влияния.

« Очень трудно преодолеть
Эту Мою божественную энергию, состоящую из трех гун  природы материальной.
Но если ты себя вручаешь Мне,
Легко выходишь из-под ее влияния».

Верховная Божественная Личность неисчислимыми энергиями
Обладает, и все божественны они.
Живые существа являются частью Его энергий,
И потому природа  божественная их.
Природа всех живых существ божественна всегда,
Поскольку частью Бога являются живые существа.
Но если с материей они соприкоснулись,
То в океан  неведения большого окунулись.
И потому все высшие способности у них
Не выявленными остаются, и скрытыми останутся они.
Под покровом майи находясь,
Мы ту завесу не в силах сами разорвать,
Завеса эта - иллюзия, она вечна,
И очень трудно от таких оков освободиться нам.
Под властью майи, если не будем мы предпринимать
Усилий никаких, мы будем вечно находиться. Материальная природа
И духовная природа,
Проистекая от Верховной божественной личности, вечны; живые существа
Принадлежат к вечной высшей природе
Господа, но в результате осквернения низшей природой,
Иллюзией, их иллюзия также вечна.
Поэтому обусловленная душа
Называется « вечно обусловленная душа».
Никто не может проследить историю перехода ее
В обусловленное состояние в какой-то определенный момент развития
Материального мира.
Поэтому ее освобождение от оков
Материальной природы чрезвычайно затруднительно, несмотря на то,
Что материальная природа представляет собой низшую энергию.
Так происходит потому, что материальная природа
Находится в подчинении у Бога.
Низшая энергия Творца
У высшей воли в подчинении находится всегда.
Преодолеть ее никто не сможет,
И эта воля движет всем, и с двигателем  сравнить ее возможно.
Божественной волей направляясь,
Материальная природа способностью огромной обладает -
Не только строить, но и разрушать космическое проявление.
Основа майи - большой волшебник, правитель Высший,
И есть Он Кришна.
И, без сомнения,
Веревками иллюзии повязан мир бывает,
Веревки эти собою гуны представляют,
Чтобы тебя освободить,
Спаситель сам свободным должен быть.
«Люблю Тебя»,- коль Кришне скажешь,
Он властелин  над майей, Он ей прикажет
Тебе освобождение подарить,
И из тюрьмы неведения освободить.
Чтоб из оков материи нам убежать,
Должны одно мы средство знать:
Вручить себя должны мы Богу,
Другие средства не помогут.
Только Господь Кришна или же истинный представитель Его способны
Освободить обусловленную душу; без высшей помощи такой
Не может освободиться само живое существо
Из пут материальной природы.
Преданное служение,
Или сознание Кришны, поможет
Получить освобождение.
Кришна, будучи властелином иллюзорной энергии, способен майе приказать,
Чтобы  она свои веревки убрала.
Он повелевает предоставить освобождение
Обусловленной душе, если вручишь Ему себя.
Отдать себя лотосным стопам
Кришны – единственное средство для освобождения
Из оков суровой
Материальной природы.
Брахма и Шива не способны предоставить обусловленной душе освобождения,
Потому что они сами
Находятся под влиянием майи.
Лишь Вишну является хозяином майи.
Он один может освободить обусловленную душу;  Вишну есть тот,
Кто дает
Освобождение всем
Вследствие родительской любви своей
К живому существу.

Только лишенные разума неверующие, последние из людей, чье знание украдено иллюзией, и которым присуща безбожная природа демонов, не вручают себя Мне.

«Только лишенные разума неверующие,  последние из людей,
Чье знание украдено иллюзией,
И которым безбожная природа демонов присуща,
Не вручают себя Мне».

И лишь когда к стопам Верховной личности склонишься,
От  суровых законов материальной природы ты освободишься.
Все подлинные ученые, философы в любые времена
К такому выводу и приходили, и будут приходить всегда.
Истинные ученые, руководители общества, такие, как Брахма, Шива, Капила Кумары, Ману, Вьяса, Асита, Джанака, Прахлада, Бали и в более поздние времена Мадхвачарья, Рамаянуджачарья, Шри Чайтанья
И многие другие, являющиеся подлинными философами, политиками,
Учеными, просветителями, склоняются к лотосным стопам Верховной личности, Всесильной власти.
А те из них, которые себя лишь выставляют,
И ради выгоды мирской в себя людей поверить заставляют,
Путей Всевышнего не признают,
Они свои мирские планы создают,
И, тем самым, проблемы существования мирского усложняют,
Своими тщетными попытками их разрешить; как разрешить их – они не знают.
Материальная энергия могуществом огромным обладает,
И все их планы разрушает.
Она оказывает
Сопротивление осуществлению основанных на собственных желаниях
Планов атеистов и расстраивает планы
«Органов планирования»; эти создатели планов
Описываются  словом «душкритина», или неверующие.
Неверующие
В Бога создатели замыслов
Иной раз проявляют
Большой ум и также достойны похвалы. Ибо любой
Обширный план, будь он плох, или хорош,
Требует для исполнения умственных способностей, но поскольку  мозг
Атеистов таких используется не по назначению, а в противоположность
Замыслу Всевышнего,  такой атеистически настроенный
Создатель планов называется «душкрити»,
Что указывает на то, что старанья их и разум
В неверном направлении у них направлен.
Вся деятельность энергии материальной всецело направляться будет Кришной,
И независимыми полномочиями она не обладает, а исполняет то, что поступает свыше.
Ее деяния мы можем с тенью лишь сравнить,
Куда идет предмет, туда и тень спешит.
Но эта низшая энергия сильна,
И атеист, в силу природы безбожной своей, понять не может, как действует она.
А также он не сможет постичь замысел великого Творца.
Под воздействием иллюзии, а также гун страсти и невежества, все его планы
Терпят крах, как это случилось с Хираньякашипу и Раваной,
Несмотря на то, что они являлись учеными-эрудитами, философами, правителями
И просветителями.
Неверующих ( душкрити) разделяем на четыре категории: сначала «Мудхи» разберем.
Кого же в этой категории найдем?
Сюда относим чрезвычайно глупых,
Они подобны животным вьючным.
Они тяжелые работы выполняют,
И от плодов своих работ лишь наслаждений жаждут.
С Всевышним ими поделиться не хотят,
Типичным примером вьючного животного является осел.
Лишь на хозяина работает он,
Но он своим умом до понимания такого не дошел.
Пучком травы довольствуется, и непродолжительным коротким сном.
И сну его сопутствует все время страх,
Как бы  избежать
Побоев от хозяина; и также удовлетвориться может тот осел
Удовлетворением полового желания, чреватого тем, что  «супруга» его
Может несколько раз лягнуть его.
И песни с философским содержанием поет он иногда,
Они лишь беспокойство принесут всем окружающим ослам.
Такое же положение и у тружеников глупых,
Который ищет выгоду в своей работе, тогда он тоже вьючный.
Не знает он того, что деятельность его
Предназначена для ягьи, для Бога Самого.
Чаще всего люди, усиленно работающие  день и ночь,
Чтобы освободиться от бремени обязанностей, самими  созданными ими, говорят,
Что у них нет времени слушать о бессмертии живого существа.
Для  них цель жизни всей- получение материальных благ.
Хотя они используют лишь незначительную долю своего труда,
Все остальное хозяин  получает их сполна.
У них бессонница бывает иногда
В стремлении получить побольше выгоды, хотя
Хозяину достанутся плоды его работ,
Ему же - только часть их попадет.
Повелителя истинного не зная,
Они мамоне служат, здоровье, время  драгоценное свое теряя.
Себя Верховному Владыке не вручают,
О нем и слышать не желают.
Свинья, поедающая навоз,
Мимо сладостей равнодушно пройдет,
И с удовольствием отходы поедая,
Свинья уйдет от сладостей, их не замечая.
Подобно этому, и труженик такой
Проходит мимо сладостей, навозной кучей доволен он.
Они без устали готовы слушать все рассказы о преходящем этом мире,
И не стоит у них вопрос извечный: «Кто  ты?», или узнать о вечной силе.
И только те рассказы принесут им чувственное удовлетворение,
Зачем другие устремления?
О силе вечной и живой,
Несокрушимой, молодой,
Которая  движет нами и повелевает,-
Они и слышать не желают.
Другую категорию «душкрити» мы  возьмем.
«Нарадхама» - так ее зовем.
Что означает « низшие из всех людей».
Всего же 8400000 форм человеческой жизни
Существует, из них есть 400000 форм человеческой жизни.
Среди последних есть
Множество низших форм человеческих существ,
Которые, в большинстве своем, не цивилизованные люди.
К цивилизованным людям
Причисляем всех тех,
Кто выполняет регулирующие принципы
Общественной, религиозной,  политической жизни; люди,
Развитые в социальном и политических планах,
Но не имеющие религиозных принципов,
Есть «нарадхама».
Религия без Бога - не религия; назначение религиозных принципов –
Познание Высшей истины и своих с ней взаимоотношений.
И, без сомнения,
Назначение всей жизни в том заключено,
Чтоб ты сознание изначальное вновь возродил свое,
И это есть сознание вечной связи с Кришной,
Все остальное будет лишним.
И если ты возможность эту упускаешь,
Тебя мы к «нарадхаме» причисляем.
Все население относится сюда,
За редким исключением всех тех, сознание Бога в ком живет всегда.
И если «нарадхама» ты, все образование твое впустую будет и напрасным,
Поскольку майя отберет его без твоего согласия.
Молиться Богу,
Будучи в трудном положении – естественный инстинкт, присущий каждому
Живому Существу, ибо оно находится в вечной связи
С Богом.
И лишь того мы образованным считаем,
Когда тот человек сознанием Кришны обладает.
Когда глазами одними смотреть он сможет
На  ученого брахмана, корову,
Слона, собаку;  «народхама»  наказан волей Бога.
Сознание свое, однако, восстановить он сможет.
Свое сознание духовное он восстановит,
Когда с высокой личностью общаться сможет.
Когда о Боге будет слушать постоянно.
Но, к сожалению, для них неинтересны те послания,
Не говоря уже о том, чтобы отдать себя  всецело
Воле Бога; нарадхама, или низшие среди людей, склонны всецело
Отрицать
Первостепенный долг человеческого существа.
Кришна – корень безличного Брахмана и Параматмы,
Сверхдуша в каждом живом существе есть Его полная экспансия.
Все происходит из  Него,
И наилучшее для каждого человека - склониться к лотосным стопам Его.
А к третьей группе душкрити принадлежат
Такие люди, превыше всех простых людей которые стоят,
Кого философом, ученым называем,
Обширные познания их обесценены бывают
Воздействием энергии материальной,
И по неверному пути идти она их заставляет.
И потому они неповиновение Всевышнему окажут,
Божественную личность обычным человеком посчитают.
Они не ведают того,
Что наша форма есть подобие Его.
К четвертой категории относим
Всех тех, кто следует
Демоническим принципам демонов,
Открыто Бога  кто обсуждает,
Они Его ругают, порицают,
К Его стопам склоняться не желают.
Люди, основное правило которых заключается в том, чтобы открыто
Обсуждать Божественную личность,
Не способны склониться к лотосным стопам Кришны.
Итак: чрезвычайные глупцы, последние из людей, заблуждающиеся философы, Занимающиеся мыслительными спекуляциями и явные атеисты, - никогда
Не склонятся к лотосным стопам Божественной личности, несмотря
На рекомендации всех шастр и авторитетных философов.

О, лучший из Бхарат (Арджуна), четыре типа праведных людей преданно служат Мне: те, кто в беде, кто жаждут богатства, любознательные и стремящиеся к познанию Абсолюта.

«О, Арджуна, четыре типа праведных людей преданно служат Мне:
Те, кто в беде,
Те, кто  богатства жаждут,
Кто любознательностью обладает,
И кто Абсолют познать желает»

Но те из них, кто знанием высшим обладает,
Желания кто свои уничтожает,
Кто преданному служению отдает всего себя,
Для Бога будет лучшим, и дорогим Ему всегда.
В отличие от неверующих, люди, признающие регулируемые принципы шастр,
Именуются «сукритина», или те, кто подчиняется правилам
И предписаниям
Шастр,
Моральным и общественным законам,
И кто, более или менее, предан Богу.
Таких людей мы четыре типа можем наблюдать:
Все те, кому приходится страдать,
Которые нуждаются в деньгах,
Кто любознательность проявит иной раз,
И те, которые стремятся иногда
К познанию Абсолютной истины.
И все они, в конце концов, приходят к преданному служению.
Они не являются чистыми
Бхактами, ибо хотят, чтобы в обмен на преданное служение
Осуществилось какое-то их определенное желание; но чистое служение
Не сопровождается стремлением к выгоде; оно не будет выгоду иметь в виду,
Там лишь любовь и преданность прибежище себе найдут.
Там нет стремления к выгоде материальной,
Оно чисто, как лед хрустальный.
Нужно служить Всевышнему Богу
С трансцендентальной любовью
И преданностью, не имея стремления
К материальным приобретениям
Или выгоде, достигаемым
Посредством кармической деятельности или философских спекуляций.
Это называется чистым преданным служением.
Когда люди, относящиеся к этим 4-м категориям, приходят к преданному служению
И достигают полного очищения,
Общаясь с чистыми бхактами,
И тогда они также становятся чистыми бхактами.
И чистым преданным становишься тогда,
Когда этап тот будет пройден для тебя.
Любовь к Всевышнему в свой сладкий плен возьмет,
Расправит свои крылья, и сети уберет.
Неверующим очень затруднительно принять служение,
И в них живет мирское лишь мировоззрение.
Их жизнь эгоистична, беспорядочна всегда,
Духовных целей такие люди не имеют никогда.
Люди, постоянно занятые деятельностью ради выгоды, приходят к Богу, когда Материальные несчастья их одолевают,
И тогда
Они в общение с чистыми бхактами вступают,
И вследствие перенесенных страданий становятся преданными слугами Бога.
Неудовлетворенные люди также иногда приходят к общению с чистыми бхактами,
И у них появляется интерес к познанию Бога.
Аналогичным образом, когда философы терпят поражение во всех областях знания,
У них иногда возникает желание
Узнать о Боге,
И они приходят к Богу,
Чтобы преданно служить Ему, и тем самым превзойти знание
О безличном Брахмане
И локализованной Параматме и обрести личностное представление о Боге
Милостью Господа Самого,
Или чистого бхакты Его.
Когда страдающие, любознательные,
Стремящиеся к знанию и нуждающиеся в деньгах освобождаются
От материалистических желаний, и когда полностью осознают они,
Что материальное вознаграждение не имеет общего ничего с духовным ростом, они Придут тогда к служению
Пока такая стадия очищения не достигнута, бхакты,
Служащие Господу на трансцендентальном уровне, несут на себе отпечатки
Кармической деятельности, они  стремятся к мирскому знанию,
И так далее.
Необходимо преодолеть все это для того, чтобы появилась возможность
Подняться на уровень чистого преданного служения Богу.

Из них мудрец, обретший полное знание и соединенный со Мной
чистым преданным служением – самый лучший. Ибо Я дорог ему, и он дорог Мне.

Освободившись от скверны материальных желаний,
Страдающие, любознательные, обездоленные и стремящиеся к высшему знанию
Имеют возможность стать истинными слугами Господа, но тот из них,
Кто обладает Знанием Абсолютной истины и не имеет никаких материальных желаний, Действительно становится им.
И Господь говорит,
Что, среди этих четырех типов людей, лучшими являются обладающие полным знанием,
И в то же время отдающие себя преданному служению; стремясь к знанию,
Человек постигает,
Что его истинная сущность отлична от его материального тела, и, продвигаясь далее
В своем развитии, он обретает знание о безличностном Брахмане и Параматме.
Достигнув полного очищения, он осознает,
Что его истинное положение – быть вечным слугой Бога.
Таким образом, в общении с истинными преданными слугами Бога,
Любознательные, страдающие,
Ищущие материального благополучия и обладающие знанием сами очищаются.
Пребывающий в чистом знании
О трансцендентальности Господа настолько защищен
Преданным служением, что материальная скверна не может коснуться его.

Все эти бхакты, несомненно, благородные души, но тот, кто знает Меня, уже достиг Меня. Служа Мне с трансцендентальной любовью, он приходит ко Мне.

Господь говорит, что все преданные души благородны,
Ибо всякий, кто обращается к Богу
Для чего-либо,  именуется махатмой,
Или великой душой; бхакта, обладающий полным знанием,
Очень дорог Ему,
Поскольку единственная цель такого бхакты – служить Творцу
С любовью и преданностью большой.
Бхакта такой
Не может прожить ни мгновения
Без общения
С Кришной, или без служения Ему. Точно также
Господь очень любит Своего бхакту
И не может пребывать в разлуке с ним.
Господь говорит:
«Преданные Мои слуги всегда  пребывают в моем сердце, и Я
Всегда у них в сердцах.
Истинные бхакты,
Находящиеся в полном знании, никогда не теряют духовного контакта
Со Мной и потому очень дороги Мне».

После многих рождений и смертей тот, кто действительно пребывает в знании, вручает себя Мне, познав Меня как причину всех причин и причину всего сущего.
Но редко встречается такая великая душа.

Чистое трансцендентальное знание
Заключается в том, что Верховная божественная Личность
Есть конечная цель духовного осознания.
Вначале духовного осознания,
Когда человек пытается отрешиться от  привязанностей к материализму,
У него может быть некоторая склонность к имперсонализму,
Но по мере дальнейшего духовного прогресса он понимает, что есть деятельность,
Принадлежащая духовной жизни, и что эта деятельность
Представляет преданное служение, и  тогда у него возникает привязанность к Богу,
И он вручает себя Богу.
Тогда он оказывается в состоянии понять, что милость Кришны есть все,
Что Он –
Всего причина, и что материальное проявление не существует независимо от Него.
Вначале духовного осознания,
Когда в тебе еще не укрепилось знание,
Когда лишь пытаешься понять,
Где дух, а где материя - ты склонен падать и вставать.
Со временем к тебе приходит понимание,
Что существует деятельность и на духовном плане.
Она служением Кришне будет называться,
И только им старайся заниматься.
Тогда поймешь, что все мирское проявление
Не существует отделенным от Него, что этот мир материальный
Предстанет
Лишь искаженным отражением
Духовного многообразия.
И  связь творения  с Богом тогда  наглядно осязаешь.
В этом теле не способность говорить, видеть, слышать, думать и так далее,
Является важным фактором, а только жизнь – сознание -
Являться будет центром деятельности всей, приди к тому признанию.
Все вышеперечисленные способности не будут ценность представлять,
Если с Кришной отсутствует прямая связь.

Те, чей разум похищен материальными желаниями, вручают себя полубогам и следуют определенным правилам и предписаниям поклонения, соответствующим их собственной природе.

Пока от скверны мира не отойдешь,
К служению Богу не придешь.
Пусть желания материальные пока в тебе сильны,
Но если к Богу обратишься ты,
Они со временем ослабевают,
Свои влечения к природе низшей потеряешь.
Поскольку в верном направлении идешь,
От материального вожделения  в  скором времени уйдешь
Люди с невысоким интеллектом, утратившие свое духовное восприятие, прибегают
К помощи полубогов ради удовлетворения своих материальных желаний.
Обычно такие люди не обращаются к Богу,
Поскольку они пребывают под влиянием низших гун природы.
(Невежества и страсти) и поклоняются различным полубогам.
Поклоняющиеся полубогам
Движимы мелкими желаниями и не знают,
Как приблизиться к высшей цели, однако бхакты Господа не отклоняются
С верного пути, поскольку они знают,
Что Кришна всем повелевает.
Единственным владыкой
Предстанет Кришна,
Все остальные – слуги есть Его.
Чистый бхакта не обращается к полубогам, он доволен тем, что Господь
Ему дает.

Я пребываю в сердце каждого  в форме Параматмы.
Если кто-либо желает поклоняться какому- либо полубогу, Я укрепляю его веру, с тем, чтобы он мог посвятить себя этому определенному божеству.

Бог независимость тебе дает,
И если вы того хотите, навстречу  вам идет,
И соответствующие возможности дает.
Будучи высшим прародителем
Живых существ, Господь не препятствует их независимости
И даже предоставляет
Им  все средства для удовлетворения материальных желаний.
Он независимости твоей препятствовать не будет никогда,
И если новые грехи берешь - чинить препятствий не будет и тогда.
Но Он, однако изнутри совет дает,
И если ты прислушаешься – дорогу  верную найдешь.
Что можно делать, а что  нет,-
Всегда внутри тебя живет ответ.
Но почему ж тогда Господь обеспечивает живым существам
Возможность наслаждаться этим миром, и, таким образом, позволяет им попасть
В ловушку иллюзорной энергии? Ответ в том,
Что если бы Господь
В  форме Параматмы не предоставлял этих средств,
То независимость живых существ
Не имела бы цены; таким образом, Он дает
Каждому живому существу полную независимость, все, что пожелает оно,
Однако в Гите Он дает верное наставление:
Человек должен отказаться от всех прочих занятий и всецело
Предаться Ему; это сделает тебя счастливым; полубог не может
Предоставить благословение без санкции Верховной воли.
Как говорится, и травинка не шелохнется без воли
Верховной личности самой.
Поскольку каждое живое существо
Хочет наслаждаться вполне определенным  материальным благом,
Господь наделяет его сильным желанием
Получить благословение от определенного полубога,
И это позволяет получить желаемое.
Конкретный тип религиозного отношения живого существа к данному полубогу также
Определяется Всевышним Господом; полубоги
Не способны вселить в живое существо подобную привязанность.
Но поскольку Кришна является Всевышним Господом и Параматмой,
Пребывающей
В сердце каждого живого существа,
Он дает человеку импульс к поклонению различным полубогам;
Полубоги представляют собой различные
Части вселенского тела Господа, поэтому они не имеют независимости.
Господь в форме Параматмы присутствует также и  в сердце полубога,
Поэтому Он исполняет желание живого существа через посредничество полубога.
Однако как полубог,
Так и живое существо находятся в зависимости от верховной воли.
Они не независимы, безусловно.

Наделенный такой верой, он стремится поклоняться определенному полубогу и обретает желаемое. Но в действительности эти блага даруются Мной одним.

Полубоги не могут дать поклоняющимся им людям свое благословение,
Не имея на то позволение
Кришны.
Живое существо может и забыть, что все является собственностью Кришны,
Но полубоги помнят об этом всегда.
Не очень разумное живое существо обращается к полубогам
Ради обретения каких-либо благ.
Но просьбы о материальных благах
Не свойственны чистым бхактам.
Живое существо обычно обращается к полубогам,
Так как испытывает страстное желание утолить свои похотливые стремления.
Тот, кто поклоняется  Господу и в то же время хочет материального наслаждения,
Противоречив
В желаниях своих.
Преданное служение Господу и поклонение полубогу не равнозначны, ибо поклонение Полубогу имеет материальную природу, а преданное служение
Полностью духовно.
Для живого существа, стремящегося вернуться к Богу,
Материальные желания
Являются препятствием.
Поэтому чистый бхакта не обретает материальных благ,
Которых желают не очень разумные живые существа,
Предпочитающие поклоняться полубогам материального мира, а не посвящать себя Преданному служению Богу.

Скудоумные люди поклоняются полубогам, и обретаемые ими плоды ограниченны
 и преходящи. Те, кто поклоняются полубогам, попадают на планеты полубогов,
 но Мои преданные слуги, в конце концов, достигают Моей высшей планеты.

Люди, поклоняющиеся полубогам, попадают
На различные планетные системы, где пребывают
Различные полубоги; так например, поклоняющиеся солнцу,
Попадают на Солнце,
А почитающие полубога луны достигают Луны; поклоняющиеся полубогам,
Отправляются на различные планеты материального мира, а преданные слуги Кришны
Отправляются прямо на высшую планету Божественной личности.
Частями Всевышнего Господа являются не только полубоги,
Но и  обыкновенные живые существа; брахманы являются головой, кшатрий – руками
Господа, вайшьи – Его животом и шудры - Его ногами.
И все они различные функции выполняют.
Если живое существо знает,
Что и полубоги, и оно само – неотъемлемые частицы Господа, то это знание
Совершенно; однако, если этого оно не понимает,
То попадает
На различные планеты, где полубоги обитают.
Бхакта же достигает цели иной; результаты,
Получаемые как следствие благословений полубогов, преходящи,
Поскольку в этом материальном мире преходящими
Являются и планеты, и полубоги, и те, кто поклоняется им.
Все плоды,
Обретаемые поклонением полубогам,  не вечны; и потому только неразумные существа
Обращаются к полубогам.
Тот, кто находится в сознании Кришны, достигает вечного блаженного существования,
Исполненного знания.
Его достижения и достижения тех, кто поклоняется полубогам, различны.
Всевышний Господь безграничен.
Милость Всевышнего по отношению к Его чистым бхактам безгранична.

Неразумные люди, не знающие Меня в совершенстве, думают, что Я, Верховная божественная личность, Кришна, прежде был безличным, а теперь обрел эту личностную форму.
Вследствие ничтожности их знания, они не ведают о Моей высшей, нетленной природе.

Утверждают имперсоналисты
Вследствие невежества своего, что, в конечном итоге,
Всевышний Господь не имеет формы.
Личность Всевышнего
Можно постичь исключительно милостью Его; те, которые изучают Веданту
И спекулируют на темы ведической литературы, не обладая
Истинным сознанием Кришны, тоже не отличаются
Высоким интеллектом, и для них невозможно постижение
Личностной природы Бога; лица, придерживающиеся мнения,
Что Абсолютная истина безлична,
Относятся к тем, кто не познали  высший аспект Абсолютной истины.
Высшая реализация начинается с безличного Брахмана,
Затем переходит к локализованной Параматме,
А наивысшей ступенью в познании Абсолютной истины
Является Божественная личность.
Великий предшественник имперсоналистов,
Шанкарачарья утверждал тот факт, что Кришна
Есть Верховная божественная личность.
Если человеку выпадает счастье снискать хоть частичку милости Кришны,
Он сможет осознать величие Его личности.
Но те, кто просто спекулируют, пытаясь
Его постичь, даже и изучая
Веды, не могут познать Кришну.
Прибегая к умственным спекуляциям или обсуждая
Ведическую литературу, нельзя постичь Его.
Познать Его
Можно только с помощью преданного служения,
И в том не может быть сомнения.
Имперсоналисты, не являющиеся бхактами,
Полагают,
Что Кришна обладает телом, образованным материальной природой,
И что все Его деяния, Его форма
И все остальное есть майя; такие имперсоналисты называются майвади.
Они конечной истины не знают.
Возражения монистов, что Господь  не имеет формы,
А что форма навязывается Ему, неверны; мы не способны понять, каким образом
Верховная божественная личность может быть безличной.
Теория имперсоналистов – монистов
О том, что форма Господа лишь навязывается Ему, является ложной.
Высшая Абсолютная истина, Господь Кришна,
Обладает как формой, так и личностью.

Я никогда не являюсь перед теми, кто глупы и невежественны.
От них Я сокрыт Своей внутренней энергией, и потому они не знают, что Я – нерожденный и непогрешимый.

Во время пребывания на земле, лишь Пандавы
И еще несколько человек знали,
Что Он -
Всевышний Господь.
Но это не было известно всем; Он не открылся неверующим и обыкновенным людям.
Все люди,
Как говорит Кришна, за исключением Его чистых бхакт,
Считают Его подобным себе; лишь
Своим бхактам Он явил
Себя в качестве источника всего наслаждения, однако, для других,
Неразумных неверующих, Он остался сокрыт
Своей внутренней энергией, йогой-майей.
Господь сокрыт завесой йоги-майи,
И потому обычные люди не в состоянии
Постичь Его.
Преданное служение – есть наивысший
Религиозный принцип.
Брахмаджьоти есть покрытие внутренней силы Его.
О, Господь,
Устрани это сияние,
Которое не позволяет
Мне увидеть Твою вечную форму блаженства и знания.
Верховная божественная личность в Своей трансцендентальной форме
Блаженства и знания покрыт внутренней энергий брахмаджьоти,
И вследствие этого неразумные имперсоналисты не могут увидеть Бога.
И если ты вернуться хочешь к Богу,
Материальные желания оставь, у них – лишь низшая природа.
Достигнуть Кришну можно только преданным служением,
Когда отбросишь все мирское вожделение.
Исследуют ученые структуру атома, планеты изучают,
Но Бог для них большую тайну представляет,
Хотя у всех в сердцах Он пребывает,
Никто из них Его не знает.

О, Арджуна, будучи Верховной божественной личностью, Я знаю все, что происходило в прошлом, все, что происходит в настоящем, и все, что еще должно свершиться. Я также знаю всех живых существ - Меня же не знает никто.

Если бы Кришна,
Образ Верховной божественной личности,
Являлся майей, или имел материальную природу, как считают имперсоналисты,
То Он, подобно живому существу, должен был бы менять
Свое тело, и о Своей прошедшей жизни все забывать.
О прошлой жизни мы не знаем,
Что будет в будущем - не предполагаем,
А Кришна знает все, поскольку Он, как Параматма, рядом пребывает,
И лишь Его никто не знает.
Но неразумные люди, даже если они способны осознать имперсонального Брахмана,
Не могут постичь  Кришну,
Как высшую Личность.
Он подобен солнцу, а майя – облаку подобна; как солнце закрывают облака,
Так за покровом майи не сможем Кришну увидать,
За завесой майи Кришну не увидишь,
Порви покров тот - тогда ты на свободу выйдешь.
Не освободившись от материальной скверны, нельзя узнать
Прошлое, настоящее и будущее; облака могут на некоторое время   скрыть от глаз Несовершенных наших, солнце, звезды и планеты, однако в действительности облака
Не закрывают их; и точно также майя не способна
Скрыть Бога.
Благодаря внутренней силе Своей,
Он делается недоступным для восприятия неразумных людей.
Среди многих миллионов и миллионов людей
Некоторые стремятся к совершенству в этой человеческой форме жизни,
И среди многих тысяч таких совершенных людей
Едва ли найдется один, способный понять истинную природу Кришны.
Даже тот, кто поднялся
На высокую ступень совершенства, постигнув безличного Брахмана
Или же локализованную Параматму,
Не может познать Верховную божественную личность Шри Кришну,
Не будучи в сознании Кришны.

О, потомок Бхараты, о, покоритель врагов, все живые существа рождаются в неведении, введенные в заблуждение двойственностью, проистекающей
из желания и ненависти.

Естественное изначальное положение живого существа
Слугою быть  у Господа всегда.
Господь собою знание чистое являет,
Когда же в заблуждение ты попадаешь,
Оно тебя отделит от знания высшего такого,
Под власть иллюзии  тогда ты попадаешь, безусловно.
И неспособен станешь к пониманию
Верховной личности, и всех Его регалий.
Иллюзорная энергия будет проявляться
В двойственности желания, ненависти, и вследствие желаний таких
Единым с Всевышним быть хотим,
И завидовать  положению Кришны
Как Верховной божественной личности.
И будем мы  тогда стараться
Всем этим миром наслаждаться, чтобы от Бога ничем не отличаться.
Мы все в неведении приходим в этот мир,
И в заблуждение двойственностью введены,
Которая проистекает
Из желания и ненависти, и их повсюду мы встречаем.
Вся наша жизнь проходит в двойственности этой: честь, позор,
Страдание, счастье, мужское, женское, хорошее, плохое, удовольствие и  боль.
Нам мысли свойственны  всегда:
«Мой дом, моя семья, моя жена, хозяин – я»
Вся эта двойственность присуща заблуждению,
Мы сбиты с толку подобным рассуждением.
До пор до тех, пока духовным разумом мы не владеем,
Постичь умом своим Всевышнего мы не сумеем.
Те, кого эта двойственность и собственное невежество вводят в заблуждение,
Полагают, будто Верховная личность есть порождение материальных энергий.

Люди, совершающие благочестивые поступки в предшествующих жизнях
и в этой жизни, и чьи греховные действия полностью прекращены, свободны от двойственности заблуждений и с решимостью отдают себя служению Мне.

Глупцы, обманщик,  грешники и атеисты  не смогут никогда
Над двойственностью, связанную с желанием и ненавистью, победу одержать.
Она всегда в умах стоять их будет,
И растворится лишь тогда, когда служением Кришне занят будешь.
Но кто же преданным служением способен заниматься?
Лишь тот, при жизни кто старался,
Чтоб праведным путем идти,
Который жил,
Придерживаясь принципов религиозных, кто поступал благочестиво и победил
Кармические последствия свои, -
Лишь они к служению преданному приходят, и они
Поднимутся со временем и смогут
Возвышенное знание узнать о Боге.
С течением времени впадать он сможет в транс,
И в нем о личности Верховной размышлять.
Но рост такой духовный возможен лишь тогда,
Когда в общении с преданными ты станешь пребывать, и им служить.
А если ты общаешься с материалистически настроенными людьми,
Неверную дорогу выбрал ты,
Тот путь ведет в такую область темную существования,
Где не найти тебе духовного познания.
Имперсоналисты не знают, что, забывая
О своем естественном положении слуги Бога, они грубо нарушают Его законы.
Не восстановив свое изначальное положение, живое существо не сможет
Постичь Всевышнего,
И всецело посвятить себя трансцендентальному служению Кришне.

Разумные люди, стремящиеся к освобождению  от старости и смерти, находят прибежище во Мне, преданно служа Мне.
В действительности они находятся на уровне Брахмана, ибо обладают полным знанием всего, что касается трансцендентальной деятельности.

Пока слугою Бога стать не можешь,
Не постигнешь ни Его, и ни свою природу.
И если к служению преданному приступаешь,
В себе другое тело развиваешь.
Оно духовным телом будет называться.
Рождение, смерть, болезни, старость – не  будет это все к нему касаться.
Когда в себе ты это тело разовьешь,
К общению с Господом придешь,
Себя служению преданному всецело отдаешь.
И этот человек воистину является освобожденным; говорится, что живое существо
Должно понимать, что оно -
Есть Брахман, то есть душа.
Чистые бхакты
Пребывают на трансцендентальном уровне Брахмана
И знают все о деятельности трансцендентальной.
Бхакты,
Не достигшие еще чистоты, подразделяются
На четыре категории; служа Господу, они достигают того, к чему стремятся,
И милостью Кришны,
Обретя чистое сознание Кришны,
Они могут наслаждаться
Духовным общением с Кришной.
Но тот, кто поклоняется полубогам, никогда не достигает Кришну
На Его высшей обители.
Даже те неразумные, кто постигли Брахмана,
Не могут достичь Высшей планеты Кришны, называемой Голокой Вриндавана.
Только те, кто действуют в сознании Кришны,
Поистине достойны называться Брахманом,
Ибо они стремятся достичь именно планеты Кришны.
Такие люди не имеют сомнений относительно Кришны,
И потому они в действительности суть Брахман.
Те, кто поклоняется
Форме, или арче Господа, или те, кто занимается
Мысленным созерцанием Господа лишь  ради освобождения
От материальных пут, милостью Его также постигают
Суть Брахмана.

Те, кто полностью осознают Меня, кто знает, что Я, Всевышний Господь, есть движущий принцип материального проявления, полубогов и всех форм жертвоприношений, могут понять и познать Меня, Верховную божественную личность, даже в момент смерти.

Люди, действующие в сознании
Кришны, никогда не отклонятся с пути полного осознания
Верховной божественной личности.
Благодаря трансцендентальной связи сознания Кришны,
Человек может понять, каким образом Всевышний Господь
Выступает в  роли движущего  принципа материального проявления и даже полубогов.
Постепенно,
В процессе этого трансцендентального общения,
Обретается твердая вера в Кришну,
И во время смерти такой обладающий сознанием Кришны
Человек никак не может забыть Его.
Естественно, что он
Возносится на планету Кришны.
Началом нашего  пути  в сознании Кришны
Является общение с людьми, уже обладающими сознанием Кришны.
Такое общение имеет духовную природу,
И, безусловно,
Ставит человека в соприкосновение с Кришной,
И его милостью человек получает возможность понять, что Кришна -
Есть Господь Всевышний.
В то же время человек может постичь истинное положение живого существа и то,
Как живое существо
Забывает о Кришне
И оказывается скованным деятельностью материальной; с постепенным развитием Сознания Кришны
В благоприятном общении живое существо
Может понять, что из-за забывчивости своей по отношению к Кришне, оно
Попало в это нынешнее, обусловленное законами материальной природы, положение,
И, без сомнения,
Оно может понять, что лишь когда ты  тело человека получаешь,
Возможностью такой ты обладаешь,
Чтобы восстановить в себе сознание Бога,
Понять, что ты - есть  высшая природа.
Возможность эту должны мы наилучшим образом использовать стараться,
Чтоб милость Бога смогла бы на тебя все время изливаться,
Чтоб помогал тебе во  всех твоих деяниях Кришна,
Чтоб жил ты по указке  изнутри иль свыше.

Подс.лит-ра Бхагават - гита как она есть


Рецензии