Гл. 6. Дхьяна- йога

Верховная божественная личность сказал: «Кто непривязан к плодам своей деятельности, и кто выполняет ту работу, которую должен, тот ведет жизнь в отречении и является поистине мистиком, а не тот, кто не зажигает огня и не исполняет долга».

Процесс восьмиступенчатой йоги предназначен
Для обуздания
Ума и чувств, но карма-йога, или деятельность, совершаемая в сознании Кришны -
Всех остальных йог стоит превыше.
Каждый в этом мире совершает
Действия для поддержания
Своей семьи и благополучия ее,
Но никто при этом не лишен
Стремления прямо или косвенно получить некоторую выгоду и личное удовлетворение.
Критерием совершенства является деятельность в сознании Кришны,
Когда человек не имеет целью наслаждаться плодами своего труда.
Действовать в сознании Кришны –
Долг каждого живого существа,
Поскольку оно по своей природе – неотъемлемая частичка Всевышнего.
На благо тела работают все органы: руки, ноги движения выполняют,
Потребность тела нашего удовлетворяют,
И действуют они не ради собственного удовлетворения,
А для того, чтобы обеспечить движение всего тела.
И также каждый человек служить обязан
Во имя целого всего, поскольку с ним он крепко связан.
Во имя Бога старайтесь жизнь прожить,
О личном удовлетворении необходимо позабыть.
Оно к материи надолго вас привяжет,
И прикует к самсаре крепкими цепями, сознание крепко затуманит,-
Все это личное удовлетворение сможет сделать с нами.
Иногда санньяси ошибочно полагают,
Что они освободились от всех материальных привязанностей,
И потому прекращают совершать они
Огненные жертвоприношения, но, в действительности, все это – эгоизм,
Поскольку их цель  - слиться с имперсональным Брахманом.
Такое желание
Выше любого материального,
Но оно
Собственного интереса не лишено.
Подобным образом,  йоги-мистики, которые просто сидят, глаза прикрыв,
И всякую материальную деятельность прекратив,
Желают некоторого удовлетворения для своего личного «я».
Но человек в сознании Кришны в угоду целому работает всегда,
На выгоду ради себя
Он не рассчитывает никогда.
Такой человек не стремится к самоудовлетворению.
Его успех определяется тем, насколько действиями его
Доволен Кришна; этот человек - совершенный санньяса, или совершенный йог.
Господь Чайтанья - высочайший пример истинного отречения,
Взывает к Кришне так:  « О, Всемогущий Господь, у меня
Нет стремления к богатству и нет желания обладать красивыми женщинами; я
Не хочу также иметь последователей; единственное, о чем прошу  тебя
Даруй мне милость
Служить Тебе жизнь за жизнью».

Ты должен знать, что то, что именуется отречением, есть то же самое,
что йога, или воссоединение со Всевышним, поскольку человек никогда
 не сможет стать йогом, если он не отречется от стремления к удовлетворению чувств.

Подлинная санньса-йога, или бхакта означает,
Что человек знает
Свое истинное положение и действует соответствующим образом он.
Не обладает живое существо
Отдельным и независимым бытием.
Оно есть пограничная энергия Творца; но когда оно
В ловушку материальной энергии попадает,
Оно обуславливается, и в обусловленном состоянии пребывает.
Когда   человек находится в сознании Кришны,
Тогда он обладает знанием высшим,
Свою духовную природу он тогда познает,
И он в естественном состоянии пребывает.
Когда человек обретает полное знание,
Он оставляет все виды материальных наслаждений, или отрешается
От всякой деятельности, направленной на удовлетворение чувств.
Это практикуется йогами, которые удерживают чувства
От  материальных привязанностей.
Но человек в сознании Кришны
Йогов всех стоит превыше,
Всегда он занят преданным служением,
В узде он чувства держит, без сомнения.
Человек, осознавший Кришну,
Не имеет возможности занимать свои чувства чем-либо,
Что не предназначено для Кришны.
Таким образом, человек в сознании Кришны
Одновременно является санньяси и йогом; цель познания
И сдерживания чувств, установленная системой гьяны
И системой йоги, достигается сама собой в процессе служения Кришне.
Если человек не способен поступиться действиями, носящими
Эгоистический характер,
То гьяна и йога бесполезны для него.
Живое существо
Должно стремиться к отказу от эгоистической удовлетворения
Собственных чувств и быть готово, чтобы  действовать в угоду Всевышнему.
Человек в сознании Кришны не жаждет наслаждений,
Доставить радость Кришне - к тому  направлены его стремления,
Кто знанием духовным обделен,
К удовлетворению собственных потребностей стремится человек такой,
Потому что человек не может находиться в бездействии; все эти цели
Достигаются в полной мере
Практикой сознания Кришны; в бездействии никто не сможет пребывать.
Удовлетворять себя иль Бога – вот два пути, которые должны мы знать.
И если первый путь ты выберешь, мой друг,
Ты потеряешь жизнь свою.
А если Бога выбираешь,
Всего себя Ему вручаешь,
Тогда достигнешь высшего блаженства,
Получишь знание и совершенство.

Считается, что для неофита в восьмиступенчатой йоге работа является
средством; а для того, кто уже достиг высот, средством является
прекращение всякой материальной деятельности.

«Работа будет средством до пор до тех, пока ты неофит,
Но если ты высот уже достиг, средством является прекращение
Всякой материальной деятельности».

Процесс воссоединения со Всевышним называется  йога.
Его можно с лестницей сравнить, которая  приводит
К вершине духовного постижения, эта лестница начинается
От самых низких материальных условий существования
Живого существа и восходит до совершенного самосознания
В чистой духовной жизни; в соответствии с высотой различные части
Этой лестницы имеют определенные названия.
Но в целом эта лестница называется йогой и подразделяется на три части,
А именно: гьяна-йога, дхьяна-йога
И бхакта-йога.
О восьмиступенчатой йоге можно  так сказать, что начальные попытки медитации
При соблюдении регулирующих принципов жизни и практике
Разнообразных асан, следует рассматривать
Как материальную кармическую деятельность.
Все подобные действия способствуют достижению
Совершенного равновесия ума
И контроля над чувствами; когда
Человек овладевает техникой медитации, он обретает спокойствие ума;
Человек, находящийся в сознании Кришны,
С самого начала достигает уровня медитации, поскольку он всегда думает о Кришне,
И так как он постоянно занят служением Кришне,
Считается, что он прекратил всякую материальную деятельность.

Тогда человек считается достигшим высокой ступени йоги, когда он
отказывается от всех материальных желаний, не действует во имя
удовлетворения чувств, а также не занимается деятельностью,
приносящей выгоду.

Когда в служении Кришны занят,
Ты счастье изнутри себя черпаешь,
Поэтому  не занимаешься больше удовлетворением
Своих чувств и какой-либо кармической деятельностью.
В противном случае человек вынужден действовать
С целью удовлетворения своих чувств, ибо невозможно жить, не делая ничего,
Коль не в сознании Кришны человек, он будет все равно
Какую-либо деятельность искать,
В центре которой будут стоять
Он сам или близкие его.
Но тот,
Кто пребывает в сознании Кришны,
Имеет возможность совершать все действия свои ради Кришны,
И образом таким, полностью отрешится
От чувственного удовлетворения; тому же, кто не достиг стадии такой
Приходится механически избегать материальных желаний, вплоть до времени того,
Пока не поднимется он
До высшей ступени йоги.

Человек должен использовать свой ум для освобождения, а не для деградации.
Ум - и друг обусловленной души, и враг ее.

В системе йоги ум и  обусловленная душа имеют
Особо большое значение.
Ум занимает центральное место в практике йоги.
Целью йоги
Является контроль над умом
И отвлечение его
От привязанности к чувственным объектам; ум так  натренирован должен быть,
Чтоб душу из невежества он смог освободить.
Человек, в мирском существовании пребывая,
Всегда подвержен влиянию  ума и чувств бывает.
Душа в ловушке мира находится из-за того,
Что ум попал под влияние ложного эго, которое стремится власть установить
Над  материальной природой; свой ум необходимо изменить.
Его воспитывать необходимо
Образом таким, чтоб он не привлекался блеском мира.
Тогда душа твоя спасется,
Своей свободы, наконец, она добьется.
Не следует опускаться, чувствам предаваясь,
Чем больше нас чувственные объекты привлекают,
Тем больше вязнешь в трясине этого существования,
На низшем уровне тогда твое сознание.
Лучшим способом освобождения-
Занять свой ум  сознанием Кришны, заняться преданным служением.
Твой ум - причина рабства твоего,
Но он причиной освобождения может выступать, коль правильно используешь его.
Когда объектами чувственного восприятия ум наш поглощен,
Тогда - причиной рабства  являться будет он.
И он тогда источника освобождения собой являет,
Когда он в отречении от объектов пребывает.
И должен человек его использовать всегда
Для освобождения себя.
Еще раз повторим - для освобождения,
А не для деградации, и в том не может быть сомнения.
Ведь ум – не только враг твоей души,
Он – друг ее большой, его природу ты пойми.

Для того, кто победил ум, он – лучший друг.
Но для того, кто не смог этого сделать, его ум остается величайшим врагом.

«Для того, кто ум свой побеждает,
Он лучшим другом станет,
Но для того, кто сделать этого не сможет,
Ум останется врагом, и к поражению тебя приводит».

Цель занятий восьмиступенчатой йогой –
Достижение контроля над умом,
С тем, чтобы превратить его в друга, помогающего достичь цели жизни; до тех пор,
Пока ум не находится под контролем,
Занятия йогой
Напоказ – пустая трата времени; до тех пор,
Пока контроль держать не будешь над умом,
Он будет выступать твоим врагом.
Ты цели жизни не достигнешь,
Пока его природу не постигнешь.
Естественное состояние живого существа,
Чтобы оно приказы исполняло, которые идут с небес всегда,
Пока же ум твой действует, как враг,
Приказов тех не сможем услыхать.
И пока врагом ум выступает,
Служить диктату похоти, алчности, иллюзии он заставляет.
Когда свой ум ты победишь,
Себя Верховной личности сумеешь ты вручить.
И если ты  в сознании Кришны,
Вручаешь Господу себя, Его приказы ты услышишь,
Поскольку ум твой другом тебе стал,
И с Параматмой в сердце ты контакт тогда создал,
После чего
Человек начинает повиноваться воле Ее.
Тот, кто непосредственно обращается к сознанию Кришны,
Естественным образом вручает себя Кришне.

Тот, кто победил свой ум, уже достиг Параматмы, ибо он обрел спокойствие.
Такой человек не видит различия между радостью и скорбью, жарой и холодом, почетом и бесчестием.

«Тот, кто ум свой побеждает,
Тот Параматмы достигает,
Ибо он спокойствие обрел,
И никаких различий не видит он
Меж радостью и скорбью,
Жарой и холодом,
Почетом и бесчестьем».

Каждое живое существо
В соответствии с волей Господа жить должно,
Который пребывает
В сердце каждого в виде Параматмы.
Когда ум введен в заблуждение
Внешней иллюзорной энергией,
Человек завязает в материальной деятельности тогда.
Поэтому, когда ум контролируется с помощью одной из систем йоги, следует считать,
Что этот  человек уже достиг своего предназначения.
Поэтому каждый должен жить в соответствии с высшими наставлениями.
И ум принять обязан твой
Руководство высшее, и следовать ему во всем.
Когда ум человека сосредоточен на высшей природе,
У него не остается никакого выбора, кроме как следовать указаниям Бога.
Результатом контроля над умом
Является то,
Что человек естественно будет следовать указаниям Параматмы.
Так как человек, находящийся в сознании Кришны, сразу достигает
Этого трансцендентального состояния,
Он не подвергается влиянию
Двойственности материального существования,
А именно: горю, радости, холоду, жаре и так далее.
Это означает осуществление на практике
Состояния самадхи,
То есть погружения  во Всевышнего,
В Кришну.

Человек считается достигшим самореализации и именуется йогом
(мистиком), когда он полностью доволен своим положением, благодаря приобретенному знанию и пониманию. Такой человек достиг духовного уровня и полностью владеет собой.
Он не видит различия между галькой, камнем и золотом.

« Того считать достигшим самореализации мы можем,
Кто положением своим доволен,
Благодаря приобретенным знаниям,
И пониманию.
Такой человек духовного уровня уже  достиг, и полностью  владеет собой.
Человек такой
Не видит различия меж галькой,
Золотом и камнем».

Все наши чувства оскверненными бывают
Из-за материального влияния
Ни имени, ни качеств, ни игр Всевышнего мы не поймем,
Пока себя в служении Богу не займем.
Никто не может обрести сознание Кришны, просто будучи сведущим
В мирской науке.
Это удается только тем счастливым людям,
Которые могут общаться с личностью, пребывающей в чистом сознании.
Человек в сознании Кришны обретает знание
Милостью Кришны, ибо он находит удовлетворение
В чистом преданном служении.
Благодаря этому знанию,
Человек совершенства достигает,
Он тверд в воззрениях своих, тогда как имеющий обычные академические знания
Легко сбивается с толку и обманывается
Кажущимися противоречиями; тот, кто достиг самосознания,
Действительно контролирует себя, ибо он полностью отдался
На волю Кришны; такой человек трансцендентален,
Так как он
Не имеет никакого отношения к мирской учености; для него
Мирская наука и умственные спекуляции представляют
Не большую ценность, нежели галька или камни,
Тогда как другие люди приравнивают
К  золоту их.

Или по-другому так выразиться можно:

Хотя и знаний светских много ты имеешь, что толку в них? 
Легко и с толку  тебя сбить,
И кажущимися противоречиями обманут можешь быть,
Но преданный не ищет истину средь знаний таких.
И если человек в сознании Кришны пребывает,
Пристрастия к учености мирской он не питает,
Мирская наука  и умственные спекуляции не большую ценность собою представляют
Для него,
Нежели галька и песок,
Хотя за золото другие их считают.

Человек считается стоящим на еще более высокой ступени духовного развития, если его ум одинаково рассматривает честных благожелателей, любящих благодетелей, нейтральных, посредников, завистников, друзей и врагов,
грешников и праведников.

«На еще более высокой ступени  духовного развития стоять мы будем,
Когда наш ум одинаково рассматривать будет
Честных благожелателей, любящих благодетелей,
Нейтральных, посредников,
Завистников, друзей, врагов, праведников и грешников».

Трансценденталист должен всегда вовлекать свое тело, ум
и душу во взаимоотношения со Всевышним; он должен жить один
в уединенном месте и всегда тщательно контролировать свой ум.
Он должен освободиться от желаний и чувства собственности.

Постижение Кришны
Происходит на уровнях различных:
На уровне Брахмана, Параматмы и Верховной божественной личности, Кришны.
Сознание Кришны означает постоянное любовное служение Кришне.
Но те, кого привлекает безличный Брахман,
Или локализованная Параматма,
Также частично осознали Кришну,
Потому что безличный Брахман является духовным лучом Кришны,
А Параматма есть всепроникающее частичное воплощение Кришны.
Таким образом, имперсоналист, а также занимающиеся медитацией йоги
Лишь косвенным образом Кришну осознать способны.
Они лишь косвенно Его осознают,
И только преданные к Нему придут,
Поскольку думают о Кришне каждый миг,
Они не могут жить без дум таких.
Человек, находящийся непосредственно в сознании Кришны,
Является наивысшим трансценденталистом,
Потому что такой бхакта знает, что подразумевается
Под Брахманом или Параматмой.
Его  знание Абсолютной  истины совершенно, в то время как имперсоналист
И йог, занимающийся медитацией, обладает несовершенным сознанием Кришны.
Первым делом трансценденталист
Должен постоянно сосредотачивать ум на Кришне,
Не забывая о Нем ни мгновения.
Концентрация ума на Всевышнем называется самадхи, или трансом.
А чтобы ум сосредоточенным на Кришне  все время оставался,
С полной решимостью человек должен отказаться, не испытывая сожалений,
От ненужных материальных предметов, которые, вызывая чувство собственности в нем,
Сковывают его.
В уединенном месте  он должен жить стараться,
Чтобы будоражащего воздействия объектов внешних избежать,
Неблагоприятных мест не  должен посещать.
Условия  он должен принимать такие,
Чтобы они смогли содействовать развитию его, условия другие
Он должен отвергать,
Спокойным ум его  останется тогда.
Такие меры предосторожности осуществятся полностью тогда,
К сознанию Кришны придешь когда.
Ибо непосредственное сознание Кришны
Означает самоотречение, при котором почти отсутствуют возможности
Возникновения чувства материальной собственности.
Шрила Рупа Госвами говорил:  «Если человек не имеет
Привязанности ни к чему, но в то же время принимает все, что имеет
Отношение к Кришне,
Он стоит выше
Чувства собственности; с другой стороны, отречение того,
Кто отвергает все,
Не зная о связи его с Кришной,
Не так полно»; человек, находящийся в сознании Кришны,
Ясно понимает, что  Кришне  все принадлежит,
И твоего здесь ничего не может быть,
От личной собственности свободным становись,
На высшем уровне сознания находись.
И в стороне от материального стоять предпочитают
Все те, которые сознанием Кришны обладают,
Им общих интересов не сыскать
С людьми мирского толка, лишь проповедь они им могут дать.
И если ты к духовности стремишься,
То должен ты того добиться,
Чтоб тело, ум, душа к высокому стремились,
Чтобы душа своей свободы, наконец, добилась.
И контролируй ум свой постоянно,
Освободись от чувства собственности, как и от всех желаний,
Себя служению Кришне посвяти,
Познаешь ты тогда нектар любви.
И если ум и чувства держишь под контролем,
Очистишь сердце свое вскоре.

Для занятий йогой необходимо удалиться в единенное место, постелить
на землю траву куша, накрыть ее шкурой оленя и мягкой тканью.
Сидение не должно быть ни слишком высоким, ни слишком низким, и должно находиться в святом месте. Йог должен занять устойчивое положение и погрузиться  в йогу с тем, чтобы очистить сердце с помощью контроля ума,
чувств и деятельности и концентрации ума на одной точке.

Тот, кто не контролирует  себя, и чей ум обеспокоен,
Заниматься медитацией не может.
В этот век вражды и лицемерия,
Чтоб получить освобождение,
Одно единственное средство существует,
Оно по всей земле кочует.
И в чем же выражается оно?
Лишь в том, что воспевание Святого Имени одно
Всех нас освободит,
Тогда счастливым сможешь быть.
Пути иного быть не может,
Хотя соблазнов разных много,
Запомни – нет пути иного!

Нужно держать туловище, шею и голову вертикально, на одной линии, устремив взгляд на кончик носа.
Таким образом, контролируя ум, без страха, полностью отказавшись от половой жизни, нужно сосредоточиться на Мне в своем сердце и сделать Меня
конечной целью своей жизни.

Цель жизни – Кришну познать.
Он в сердце каждого живого существа будет пребывать
Как Параматма, четырехрукая форма Вишну.
Система йоги предназначена для того, чтобы увидеть
Эту форму; локализованная Вишну-мурти –
Полное воплощение Кришны, пребывающее в сердце каждого.
Тот, кто не ставит
Перед собой цель осознать Вишну-мурти,
Занимается бессмысленной пародией на йогу, и бессмысленно тратит
Время; Кришна - высшая цель жизни, а Вишну-мурти,
Находящийся в сердце – цель практики йога.
Нельзя стать настоящим йогом,
Ежедневно наслаждаясь половой жизнью и посещая занятия по йоге.
Нужно научиться управлять умом
И избегать всех видов удовлетворения чувств, главным
Из которых является половая жизнь; обет брахмачари
Предназначен для того,
Чтобы помочь человеку полностью воздержаться
От потворствования похоти в действиях, речи и мыслях – при всех обстоятельствах,
Во всякое время и во всех местах; без практики брахмачари
Не может быть прогресса ни в  какой йоге, будь то бхакти,  гьяна,
Или дхьяна-йога; тем не менее,
Того, кто следует правилам и предписаниям
Семейной жизни, имея половые отношения
Только со своей женой ( в установленных рамках),
Тоже называют брахмачари.
Такой воздержанный семьянин-брахмачари
Может быть принят в школу бхакти, но в школу гьяна,
Или дхьяна его не допустят, так как там требуется полное воздержание.
В школе бхакти ему позволяется
Контролируемая половая жизнь, поскольку сила бхакти-йоги настолько велика,
Что человек автоматически теряет тогда
Половые влечения,
Будучи занятым высшим служением
Господу; в то время как другие йоги должны силой ограничивать себя
В удовлетворении чувств, у бхакт
Господа это получается само собой, благодаря
Обретенному вкусу к более высоким наслаждениям.
И, без сомнения,
Только бхактам знаком этот вкус высший.
Человек не может быть бесстрашным, пока он полностью не обретет сознание Кришны.
Обусловленная душа испытывает страх из-за того,
Что память ее искажена, из-за того,
Что она забыла о своей вечной связи с Кришной.
Сознание Кришны – единственная основа неустрашимости.
Поэтому для человека в сознании Кришны
Возможна совершенная йога.
И поскольку конечная цель йоги –
Увидеть Господа внутри себя, то человек в сознании Кришны -
Лучший из всех йогов.

Практикую, таким образом, постоянный контроль тела, ума и деятельности, трансценденталист - мистик, контролируя свой ум, достигает царства
Господа (обители Кришны) путем прекращения материального существования.

Система йоги  не предназначена для достижения
Каких-либо материальных благ, наоборот, она приводит к прекращению
Материального существования; а если ты желаешь свое здоровье улучшать,
Или других материальных совершенств стремишься достигать,
Не будешь настоящим йогом ты тогда, и для сознания Кришны не годишься,
Поскольку к благам для себя стремишься..
Прекращение материального существования также не влечет
За собой вхождение в «пустоту»; это только миф.
В творении Господа нигде нет пустоты.
Напротив, прекращение материального существования возможность дает,
Чтобы  подняться в духовное небо, в обитель Господа.
Царство Господа -
Это место,
Где не нужны ни солнце, ни луна, ни электричество; все планеты
В духовном мире озаряются собственным светом,
Подобно солнцу в материальном небе; царство Господа –
Везде, и в то же время духовное небо и планеты
Называются парам дхама, или « высшие обители».
Истинный йог, достигший
Совершенства в понимании Господа
По милости Господа
Может обрести истинный покой и в конечном итоге достичь Его высшей обители,
Кришналоки, Голоки Вриндавана.
Господь, хотя и пребывает
Всегда в Своей обители, называемой Голокой, Он также является
Вездесущим Брахманом и локализованной Параматмой
Благодаря Своим высшим духовным энергиям; никто  не сможет достичь
Духовного неба (вайкунтхи), или войти
В вечную обитель (Голоку Вриндавана) 
Без настоящего понимания
Кришны,
И Его полной экспансии, Вишну.
Из круговорота рождений, смертей возможно лишь тогда уйти,
Когда к служению Кришне сможешь ты прийти,
И тот, кто сознанием Кришны обладает,
Тот человек собою  всех йогов затмевает.
В том совершенство йоги будет состоять,
Чтоб снова в рабство не попасть,
В освобождении от материального существования,
А не в умении выполнять
Магические трюки и гимнастический фокусы для обмана
Невинных людей; коль с Кришной ты, придешь к такому пониманию.

Если человек ест слишком много или слишком мало, спит слишком много или слишком мало, ему невозможно стать йогом, о, Арджуна.

Людям не нужно употреблять
Мясо животных, поскольку существует много злаков, овощей, фруктов и молока.
Такая пища относится к гуне добродетели; животная пища –
Для тех,
Кто находится в гуне невежества; поэтому те, кто позволяет себе есть
Животную пищу,
Принимать спиртные напитки, курить, употреблять пищу,
Которая не была вначале предложена Кришне,
Будут страдать от кармических последствий, так как вся их пища
Является нечистой.
Каждый, кто ест
Ради чувственного удовольствия или готовит только для себя, не предлагая Кришне,
Ест один лишь грех.
Тот, кто ест грех, и кто ест более того,
Что ему выделено, не может заниматься совершенной йогой; лучше всего,
Если человек ест только остатки пищи,
Которая предварительно была предложена Кришне.
Пребывающий в сознании Кришны
Не ест ничего, что не было сначала  предложено Кришне.
Поэтому только тот, кто действует в сознании Кришны, может
Достичь совершенства в занятиях йогой.
Практиковать йогу не сможет
Также и тот,
Кто искусственно воздерживается от пищи, придумывая свой  пост.
Человек же в сознании Кришны соблюдает
Посты, как рекомендуется в шастрах.
Тот, кто ест больше, чем следует, будет видеть много снов,
И, соответственно, будет спать больше шести часов
В сутки; на того,
Кто спит больше, оказывает влияние гуна невежества, и человек такой
Ленив и склонен много спать, и он не сможет
Заниматься йогой.

Тот, кто соблюдает режим еды, сна, отдыха и работы, может облегчить
все свои материальные страдания, занимаясь йогой.

«Неумеренность в еде, во сне, в отдыхе, в работе
Препятствием являются для тех, кто занимается йогой,
А тот, кто соблюдает режим работы, отдыха, еды и сна
Свои страдания намного облегчит тогда»

Неумеренность
В еде, сне, защите
И совокуплении, являющихся потребностями
Тела, может быть препятствием для прогресса
В занятиях йогой; регулировать прием пищи
Можно будет только тогда, когда человек приучится принимать прасадам,
Освященную пищу.
Кришне предлагают овощи, цветы, фрукты, злаки, молоко и так далее.
Поэтому человек в сознании Кришны автоматически привыкает не принимать пищу,
Не предназначенную для людей, или ту, которая не принадлежит к гуне добродетели.
Преданный
Считает великой потерей  излишнее время, отдаваемое сну; бхакта Кришны
Не может вынести, чтобы хоть одна минута его жизни прошла вне служения Кришне.
Поэтому его сон
К минимуму сведен.
Что касается работы, то человек в сознании Кришны
Не делает ничего, что не было бы связано со служением Кришне,
И, таким образом, его действия всегда упорядочены
И не связаны
С удовлетворением чувств; так как перед ним не стоит проблема
Чувственного удовлетворения, он не тратит свое свободное время
На занятия материального характера.
Поскольку его работа, речь, сон,
Бодрствование и всякая другая физическая деятельность упорядочены,
Для него
Не существует материальных страдании

Когда йог в процессе занятий йогой обуздывает свою умственную деятельность и поднимается до трансцендентального уровня, не имея больше никаких материальных желаний, тогда считается, что он достиг высокой ступени йоги.

Йог отличается
От обычного человека тем, что он лишен всех  материальных желаний,
Главным из которых является половое желание.
Совершенный йог настолько хорошо контролирует действия своего ума,
Что его больше не могут волновать
Никакие материальные желания.
Этой совершенной ступени можно достичь, находясь в сознании Кришны.
«Царь Амбариша
Вначале занял свой ум мыслями о лотосных стопах Господа Кришны,
Затем он последовательно отдал свою речь описанию
Трансцендентальных качеств
Господа, свои руки – мытью храма Господа,
Свои уши  - слушанию о деяниях Господа,
Свои глаза – созерцанию трансцендентальных  форм Господа,
Свое тело - соприкосновению с телами
Бхакт, свое обоняние –
Наслаждению запахов цветов лотоса,
Предложенных Господу,
Свой язык - вкушению листьев туласи, сложенных к лотосным стопам Господа,
Свои ноги - посещению мест паломничества и храмов Господа,
Свою голову – поклонению Господу и свои желания –
Исполнению миссии Господа.
Все эти трансцендентальные действия совершенно подобают
Чистому бхакте Господа».
Тот, кто следует по пути имперсонализма, не может привести свое сознание
На этот уровень трансцендентальный,
Однако, он легко достижим и реален для человека в сознании Кришны.
Если человек не фиксирует свой ум на лотосных стопах Кришны,
Постоянно помня о Нем,
То эти трансцендентальные занятия бесполезны для него.
И если чувства, ум в служении Господу вовлечь,
Большую пользу сможем из этого извлечь,
Тогда духовный уровень свой поднимаешь,
И цели жизни достигаешь.
Чувства и ум требуют постоянного занятия,
Простое подавление их не приводит к реальным результатам.
Поэтому для основной массы людей,
Особенно для тех,
Кто не ведет жизнь в отречении,
Описанное выше трансцендентальное вовлечение
Чувств и ума в служение Господу является совершенным способом достижения
Духовного уровня.

Как светильник не мерцает в безветренном месте, так и трансценденталист, обуздавший свой ум, всегда остается спокоен, устремив свой внутренний взор на духовную сущность.

Как светильник не мерцает,
Коль ветра не бывает,
И точно так всегда спокойным остается тот,
Служением Кришне кто себя займет.
Поскольку он всегда  о  Кришне размышляет,
Всегда в покое пребывает,
В себе блаженство ощущает,
Сомнений, страхов тот человек не знает.

В стадии совершенства, называемой трансом, или самадхи, ум человека,
благодаря занятиям йоги, полностью отвлекается от материальной деятельности.
Эта ступень совершенства характеризуется способностью человека
осознавать свою сущность чистым  умом и черпать радость
и блаженство в себе самом. В этом радостном состоянии человек испытывает безграничное трансцендентальное счастье, ощущаемое через трансцендентальные чувства.
Утвердившись на этом уровне, он никогда не отклоняется от истины, и, достигнув ее, понимает, что нет большего выигрыша.
Тот, кто находится в этом состоянии, никогда не бывает подвержен
потрясениям, даже перед лицом тягчайших бедствий.
Поистине, это и есть настоящая свобода от все страданий, возникающих от соприкосновения с материальным.

Тот человек, который йогой будет заниматься,
От материальных воззрений будет постепенно отрешаться.
И это – первая характерная черта йоги.
После этого в транс, или в самадхи  человек впадает;  и это означает,
Что осознал он Параматму
Через трансцендентальный ум и разум,
Но не отождествляя свое «я»
С Высшим «Я».
Методы йоги
Основаны, в большей или меньшей степени, на принципах системы Патанджали.
Некоторые  комментаторы
Пытаются отождествить индивидуальную душу с Параматмой,
А монисты полагают,
Что это и есть освобождение; но они не понимают
Истинной цели системы йоги Патанджали.
В ней принимается трансцендентальное наслаждение, но монисты
Не признают его, боясь поставить под сомнение теорию единства.
Это единство «со Всевышним» монисты называют кайвальям,
Но, в соответствии с Патанджали, кайвальям
Есть внутренняя, или трансцендентальная способность,
С помощью которой
Живое существо осознает свое истинное положение.
Различие между знанием и познающим не признается монистами.
Господь Чайтанья называет это положение
«Очищением запыленного зеркала ума»; это очищение
Фактически, является освобождением.
После нирваны, или прекращения материальных действий,
Проявляются духовные действия,
Или преданное служение Господу, то есть сознание Кришны.
Вокруг иллюзию, иль майю наблюдаем,
Она собою представляет
Зараженное материальной инфекцией состояние духовной жизни.
Освобождение от материальной болезни не означает разрушения
Изначального вечного положения
Живого существа; это  чити-шакти, или трансцендентальное наслаждение,
И  есть истинная жизнь, оно является конечной целью йоги
И очень легко достигается с помощью бхакти-йоги,
Или преданного служения Господу.
Есть два вида самадхи:  первый вид - когда человек достигает
Трансцендентального положения с помощью различных философских изысканий,
А  в случае другом уже не существует никакой связи
С мирскими наслаждениями, поскольку человек становится трансцендентальным
По отношению ко всякому роду чувственного блаженства; если йог оказался
В этом трансцендентальном состоянии,
Он уже никогда не сможет утратить его.
Деятельность йога безуспешна, если он
Не сможет достичь этого состояния.
Современная, так называемая  практика йоги, которая включает
В себя различные чувственные наслаждения, несостоятельна.
Йог, позволяющий себе сексуальные наслаждения и приемы
Одурманивающих веществ – просто насмешка над всей системой йоги.
Даже те йоги,
Которых привлекает сиддхи (совершенство), не находятся на правильном пути.
Если йоги
Стремятся к побочным эффектам занятий йогой,
Не смогут достичь ступени совершенства они.
Поэтому,  людям, занимающимся йогой
Ради впечатляющих акробатических трюков или демонстрации сиддхи,
Следует знать, что они уходят от истинной цели йоги.
Лучший метод йоги в этом веке – сознание Кришны,
Причем этот путь несложен.
Человек в сознании Кришны так счастлив,
Что не стремится ни к какому другому счастью.
Препятствий в отношении карма-йоги и бхакти-йоги не существует.
Пока существует
Материальное тело,
Человеку приходится идти навстречу потребностям этого тела,
А именно: есть, спать, защищаться
И совокупляться.
Тем не менее, человек в сознании Кришны
Не приводит в возбуждение свои чувства; он лишь пользуется тем, что необходимо
Для поддержания жизни, извлекая, так сказать максимальную выгоду
Из неудачной сделки, и наслаждается он
Трансцендентальным блаженством в сознании Кришны; его
Мало волнуют случайные происшествия, такие, как авария,
Болезнь, нужда или даже
Смерть любимого родственника; но он постоянно пребывает
В постоянной готовности исполнить свой долг
В сознании Кришны; происшествия никогда не  отвлекают его
От исполнения обязанностей.
Он сохраняет стойкость при всех таких обстоятельствах, ибо знает он,
Что преходящи они, и не затрагивают его обязанностей.
Таким образом, он достигает
Высшего совершенства в занятиях йогой.

Человек должен заниматься йогой с решимостью и верой и не отклоняться
с этого пути. Он должен отбросить все без исключения материальные желания, порождаемые мыслительными спекуляциями, и таким образом
контролировать с помощью ума все свои чувства во всех их проявлениях.

Занимающийся йогой
Должен быть
Уверен в конечном успехе и следовать по этому пути
С великим упорством,
Не отчаиваясь,
Если достижение цели откладывается.
Занятия бхакти-йогой будут успешными,
Если человек отдается им сердцем, полным воодушевления,
С настойчивостью и терпимостью,
Исполняя предписанные обязанности
В обществе бхакти,
Целиком отдав себя деятельности в добродетели;
Что касается решимости,то здесь нужно следовать примеру
Воробьихи, которая потеряла
Яйца в волнах океана.
Она отложила яйца на берегу, но океанские волны их унесли.
Она попросила океан  вернуть яйца обратно,
Но он не обратил внимания
На ее просьбу; тогда птичка решила осушить
Океан.
Она стала черпать
Воду своим клювом, и все вокруг смеялись над глупой решимостью птички.
Гаруда, гигантская птица,
Носитель Господа Вишну,
Услышав об этом, проникся состраданием к своей маленькой сестре,
И прилетел к ней.
Гаруда попросил вернуть яйца, пригрозив океану,
Что в случае отказа
Займется тем же, что и птичка.
Так милостью Гаруды, воробьиха
Вновь обрела счастье; аналогично, занятия йогой,
Особенно бхакти-йогой в сознании Кришны, могут
Показаться делом тяжелым.
Но если следуете  ее принципам с большой решимостью, Господь
Поможет ему, так как Бог
Помогает тем,
Кто помогает сам себе.

Постепенно, шаг за шагом, человек должен войти в состояние транса,
с помощью разума, подкрепленного убежденностью, и, таким образом, ум его должен сосредоточиться на душе и ни на чем другом.

С помощью надлежащей убежденности и разума
Человек должен прекратить чувственную деятельность; это называется пратьяхара.
Ум, обузданный посредством убежденности, медитации,
И прекращением чувственной деятельности, должен пребывать в состоянии транса,
Или самадхи.
По достижении этого исчезает какая-либо опасность оказаться
Связанным материалистическим представлением о жизни; иными словами,
Хотя пока существует материальное тело,
Человек соприкасается с материей,
Но  тем не менее у него
Мыслей о чувственном удовольствии быть не должно.
Нельзя думать ни о каких наслаждениях
Помимо наслаждения
Высшей сущности; это состояние
Легко достигается
Непосредственной практикой сознания Кришны.

Куда бы ни убегал ум, изменчивый и неустойчивый по природе, нужно неизменно возвращать его назад, под контроль своего «я».

Ум по природе изменчив и неустойчив; однако йог,
Постигший себя, должен управлять своим умом,
А не ум – им; тот, кто привел
В повиновение ум, а значит и чувства, именуется госвами,
Или свами,
А тот, кто находится во власти своего ума, называется го-даса, слуга чувств.
У человека, пребывающего в трансцендентальном чувственном счастье, чувства
Заняты служением Хришикеше, то есть высшему хозяину чувств –
Кришне; именно так можно привести в полное повиновение свои чувства.
Более того, в этом заключается высшее совершенство йоги.
Природа
Нашего ума непостоянна,
Изменчива и неустойчива она, похожей на туман она бывает.
Должны своим умом мы управлять,
Хозяином над ним необходимо стать,
И как бы далеко твой ум не убегал,
Его назад все время возвращай.
Пусть под контролем истинного «я» он  будет пребывать.

Йог, чей ум сосредоточен на Мне, поистине достигает высочайшей степени трансцендентального счастья.
Он находится за пределами гуны страсти, он осознает свою качественную тождественность со Всевышним, и таким образом он освобождается от всех  кармических реакций.

«Йог, чей ум сосредоточен на Мне, поистине достигает
Высочайшей степени трансцендентального счастья.
И он находится за пределами  гуны страсти,
И осознает свою качественную тождественность со Всевышним и освобождается
От всех кармических реакций»

 Брахма-бхута есть такое состояние, когда человек очищается от материальной скверны
И отдается трансцендентальному служению
Господу; мы Абсолют не сможем постигать,
Пока мы не научимся держать
На стопах Господа свой ум,
Тогда свободны станем от влияния гун.

Таким образом, йог, владеющий собой, постоянно занятый йогой, освобождается от всякой материальной скверны и достигает высочайшей стадии совершенного счастья в трансцендентальном любовном служении Господу.

Самореализация будет означать,
Что свои взаимоотношения с Всевышним мы стали понимать.
Душа – Его частица, и ее предназначение – служить на трансцендентальном уровне Ему.
Должны стремиться доставить удовольствие Ему.
Человек в сознании Кришны
Истинными знанием обладает, пришедшим изнутри, иль свыше,
Поскольку в каждом существе он Бога почитает,
Всегда приветливым и сострадательным  тот человек бывает.
Естественное трансцендентальное наслаждение
Является конечной целью йога, без сомнения.
И достигается оно легко при преданном служении,
Его не надо путать с чувственным удовлетворением.
Пока  твой ум  на стопах Господа сосредоточен не бывает,
И если ты служение Ему не выполняешь,
От гуны страсти ты не освободишься,
Свободы от скверны мира не сможешь ты добиться.
А если ты в сознании Кришны пребываешь,
Всегда счастливым ты бываешь,
О Кришне всем рассказывать желаешь,
И лучшим благодетелем тогда ты выступаешь.

Истинный йог видит Меня во всех существах, и также видит каждое существо
во Мне.
В действительности, самореализованная личность видит Меня, Всевышнего Господа, везде и во всем.

Йог в сознании Кришны обладает истинным зрением, ибо он видит Кришну,
Всевышнего
В сердце каждого живого существа как Параматму.
Господь в форме Параматмы
Присутствует как в сердце собаки,
Так и в сердце брахмана.
Совершенный йог знает,
Что Господь  извечно трансцендентален
И не подвержен воздействию материального,
Присутствуя в сердце, как собаки,
Так и брахмана.
И это есть
Верховный нейтралитет
Господа; индивидуальная душа также
Расположена в сердце индивидуума,
Но сможет находиться только в данном
Сердце, а не во всех других; в этом состоит различие
Между индивидуальной душой и Параматмой.
Человек, не занимающийся йогой по-настоящему,
Не может видеть столь ясно.
Осознающий же Кришну видит Господа, как в сердцах верующих,
Так и в сердцах неверующих.
Господь, будучи источником всех
Живых существ,
Подобен матери и являет собой их опору; как мать
Одинаково относится к детям своим, так и Господь, Верховный отец (или мать)
Одинаково относится ко всем живым существам.
Таким образом, Параматма присутствует во всех живых существах.
Поскольку с внешней стороны мы пребываем
В энергии Господа, она со всех сторон нас окружает,
Мы в ней купаемся, живем,
И, как целебный воздух, пьем.
Господь изначально имеет две энергии: духовную (высшую),
И материальную (низшую).
Живое существо, хотя и является частью высшей энергии, обусловлено низшей.
Всякое живое существо, так или иначе, находится в Нем.
Совершенный йог
Одинаково
Относится ко всем живым существам, потому что при всех обстоятельствах
Они остаются слугами Господа,
Несмотря на то, что положение  разное у них; и соответствует это положение,
Без всякого сомнения,
Кармическим последствиям их деятельности в прошлом.
Пребывая
В материальной энергии, ты  служишь  чувствам своим  материальным.
В  духовной  энергии  находясь,
Ты служишь Господу тогда.
И получается, что в случаях обоих,
Живое существо является слугою Бога,
Поскольку все энергии – Его,
Хозяином обеих является лишь Он.
У человека в сознании Кришны видение равенства такого
Является совершенным, безусловно.

Для того, кто видит Меня во всем, и все - во Мне, Я никогда не потерян, и он никогда не потерян для Меня.

Человек в сознании Кришны
Повсюду видит Господа, и все видит пребывающим в Кришне.
Может показаться, что такой человек видит
Все отдельные проявления материальной природы, но  он
Во всех без исключения случаях осознает Кришну,
Понимая, что все вокруг существует как проявление энергий Кришны.
Ничто не существует без Кришны, Кришна - Господь всего.
Это и есть основной принцип сознания Кришны.
Сознание Кришны – это развитие любви к Кришне,
Состояния,
Превосходящего
Даже освобождение от материальных уз; эта ступень стоит выше самореализации,
И, вступив на нее, бхакта достигает единения с Кришной,
В том смысле,
Что Кришна становится для него всем; бхакта переполнен любовью к Кришне.
Тогда возникают близкие отношения между Кришной
И бхактой Его.
На этом уровне человек достигает
Бессмертия, и Кришна никогда не исчезает
Из поля зрения бхакты.
Растворение в Кришне есть духовное уничтожение; бхакта
Не подвергнет себя такой опасности.
Кришна никогда не покидает поле зрения бхакты,
Находящегося на этом уровне; и такой человек никогда не упускает
Из виду Кришну; то же самое относится к йогу,
Который видит Господа как Параматму,
Присутствующего внутри его сердца; такой йог
Превращается в чистого бхакту
И не может прожить и мгновения, не видя Господа внутри себя.

Такой йог, знающий, что Я и Параматма во всех живых существах суть одно, поклоняется Мне и всегда остается во Мне, при всех обстоятельствах.

Йог, практикующий созерцаниеПараматмы,
Видит внутри себя полное проявление Кришны
В форме четырехрукого Вишну,
Держащего раковину,
Диск, булаву и цветок лотоса; такому йогу должно быть известно, что Вишну
Ничем не отличается от Кришны.
Нет разницы между бесчисленными Параматмами,
Существующими в бесконечном множестве сердец
Живых существ.
Нет также разницы между человеком, обладающим сознанием Кришны
И постоянно занятым любовным служением Кришне,
И совершенным йогом, созерцающим Параматму.
Йог в сознании Кришны, даже будучи занятым
Деятельностью разнообразной,
Находясь в материальном мире, всегда пребывает в Кришне.
Бхакта Господа, всегда действующий в сознании Кришны,
Обязательно получит освобождение,
И в том не может быть сомнений.
«Сосредотачивая внимание
На трансцендентальной форме Господа, всепроникающей
И стоящей над временем и пространством,
Человек полностью уходит в мысли о Кришне и тогда достигает
Блаженного состояния
Трансцендентального общения с Ним»; сознание Кришны -
Высший уровень транса в практике йоги; само понимание присутствия Кришны
В сердце каждого как Параматмы делает йога безгрешным; хотя
Господь один, Он присутствует в бесчисленных сердцах
Во множестве.
«Вишну един, и все же Он –
Вездесущ; несмотря на свою единую форму, Он
Присутствует во всем благодаря своей непостижимой энергии; подобно Солнцу,
Он появляется
Во многих местах сразу».

Тот является совершенным йогом, кто, сравнивая их  со своей душой, видит истинное равенство всех живых существ, как в счастье, так и в несчастье,
о, Арджуна.

Находящийся в сознании Кришны
Является совершенным йогом, он восприимчив
К счастью и несчастью всех людей, благодаря своему собственному опыту; причина
Страдания живых существ кроется в том, что они забыли свои отношения с Кришной.
А счастье их – в знании того,
Что по своей природе плоды деятельности живых существ
Создаются на радость Кришне и принадлежат Ему;  Он – владелец всех земель
И планет И искренний друг всех живых существ.
Преданный знает,
Что любое существо, обусловленное гунами природы, подвергается
Трем видам несчастий
Материального характера,
Из-за того, что им были забыты его отношения с Кришной.
Так как человек в сознании Кришны счастлив,
Он старается повсюду распространить знание о Кришне.
Другими словами, бхакта Господа всегда заботится о благополучии всех
Живых существ,
И, таким образом, является он другом каждому; он - наилучший йог,
Потому что не желает добиться совершенства в йоге
Ради собственного блага, но он старается ради других.
В нем нет зависти к людям другим.
В этом состоит отличие между чистым бхактой Господа и йогом, занимающимся
Лишь собственным совершенствованием; тот, кто удаляется
В уединенное место для медитаций,
Может и не быть столь совершенным, как  этот бхакта,
Который старается
Направить всех на путь осознания Бога.
Арджуна сказал:
«О, Мадхусудана, система йоги которую Ты вкратце  описал,
Кажется мне неосуществимой и непосильной,
Потому что ум мой беспокоен
И неустойчив».

В Кали-югу для обычного человека
Невозможно покинуть свой дом и уйти в уединенное место,
В горы или в леса, для занятий йогой; настоящее время
Характеризуется отчаянной борьбой за существование.
Люди несерьезно относятся к самореализации
Даже при помощи самых простых
Практических средств, а что же говорить
Об этой сложнейшей системе йоги, которая подразумевает
Отреченный образ жизни, правильную манеру сидеть и правильный
Выбор места, и отвлечение ума
От материальной деятельности; пять тысяч лет назад
Арджуна обладал гораздо большими возможностями, чем мы в настоящее время,
И, тем не менее,
Он отказался следовать этой системе йоги.
Те, кто только подражает такой системе йоги,
Практикуя ее в школах и обществах йоги,
В действительности лишь впустую тратят время.
Эти люди не имеют  никакого представления
Об истинной цели йоги.

Ум беспокоен, неистов и  очень силен, о, Кришна, и подчинить его, я думаю, труднее, чем управлять ветром.

Ум настолько силен, упрям бывает,
Что иногда он побеждает разум.
Хотя управлять умом  наш разум, по своей природе, предназначен,
Но не всегда бывает так, однако.
В практической жизни для человека,
Вынужденного бороться с таким количеством противоречий,
Очень трудно контролировать свой ум; можно искусственно установить равновесие ума
В отношении к друзьям и врагам,
Но, в конечном счете, ни одному человеку
Это не под силу, ибо это труднее, чем сдерживать порывы ветра.
В Писаниях Священных говорится:
«Предстанет наше тело  колесницей.
Кто есть возница в нем? Кто управляет им, на самом деле?-
Наш разум, и в том не может быть сомнения.
Вожжами ум представить можно,
Возница держит их, и лишь тогда повозкой управлять  возможно.
А с лошадьми сравнимы чувства наши,
Коль вожжи распустить, над чувствами мы не имеем власти.
Испытывает на себе душа
Последствия взаимоотношений с умом и чувствами  всегда.
В колеснице тела сидит наша душа,
Она на заднем плане  пребывает,
В смятении большом за тройкой наблюдает.
Ум, чувства, разум собою тройку представляют».
Из тех последствий, которые вытекают из прошедших всех твоих деяний,
Зависимо сегодняшнее твое существование.
Настолько ум силен, упрям,
Что может разум подчинять,
Ведь сильная инфекция способна превзойти
Эффективность лекарства; здесь ум с инфекцией сравним.
А чтобы ум свой обуздать,
Должны мы мантру Харе-Кришна повторять,
Она  освобождение принесет,
Поскольку ум тогда покой найдет.
И очень трудно ум свой подчинить,
Он ветра есть неистовый порыв,
Но если эту мантру повторяешь,
Тогда ветром ума  свободно управляешь.
И если ум от деятельности мирской мы отстраним,
И направление другое  ему дадим,
В духовной области тогда наш ум занятие найдет,
И отрешенность от мирского разовьет.
И если ты сознание Кришны принимаешь,
Иной настрой  ума, тем самым, развиваешь.
Когда о Кришне речи станешь слушать,
Очистишься от всех сомнений, и станешь чище, лучше.
Должны свой ум занять служением Кришне, и только лишь тогда
Занятий, которые будоражат ум, не останется, они тебя покинут навсегда.
Привержен к духу высшему становишься отныне,
Своим ты станешь  в высшем мире,
Удовлетворенным станешь и счастливым,
Превыше этого нет счастья в мире!


Господь Шри Кришна сказал: « О, сильнорукий сын Кунти, несомненно, очень трудно обуздать беспокойный ум, но это возможно с помощью соответствующей практики и отречения.

Практикуя сознание Кришны, человек оказывается
Вовлеченным  в преданное служение, которое подразделяется
На 9 видов; первый и самый важный вид преданного служения- –
Слушать о Кришне. Это – необычайно действенный
И трансцендентальный метод для очищения ума от всех сомнений.
Чем больше человек слышит о Кришне,
Тем более он становится просветленным и отрешенным от всего того,
Что отвлекает ум от Кришны.
Отстраняя ум от деятельности, которая не посвящена Кришне,
Человек может легко
Развить в себе вайрагью,
Которая означает
«Отрешенность от материального
И вовлечение ума в духовную деятельность».
Духовное отречение на безличностной основе представляет
Собой большую трудность, нежели привлечение ума к деяниям Кришны.
Слушание о Кришне целесообразно, если оно
Автоматически  создает
У человека приверженность
К Высшему духу; эта приверженность
Именуется духовным удовлетворением;
Оно очень похоже на чувство удовлетворения,
Которое испытывает голодный человек с каждым
Проглоченным кусочком пищи; точно также
В преданном служении человек испытывает трансцендентальное удовлетворение
По мере того, как ум его отрешается от материалистических устремлений.
Похоже это будет на тот случай,
Когда больному станет лучше
Благодаря верному лечению и правильной диете.
И если слушаешь о Кришне,
Лекарство ты получишь свыше,
Оно наш непокорный ум излечит,
Вкушение прасада явится диетой.

Для того, чей ум не обуздан, самореализация – тяжкий труд.
Но обязательно добьется успеха тот, кто властвует над своим умом,
и кто идет к цели верным путем. Таково Мое мнение».

А если ты не соглашаешься принять
Защитных мер к тому, чтоб ум свой защищать
От скверны мира, то тогда
Самореализации своей не сможешь увидать.
Свой ум заставить надо,
Чтоб с Кришной был он постоянно,
Такой контроль ему необходим,
Тем самым вверх его мы устремим.
И даже слабое усилие
Для продвижения по этому пути окажется всесильным,
Надежду крепкую на освобождение получаешь,
Когда на этот путь вступаешь.
Заниматься йогой и при этом думать о материальных наслаждениях – все равно,
Что разжигать огонь, поливая его водой.
То есть, занимаясь йогой и не контролируя при этом ум свой,
Человек попусту тратит время свое.
Если человек не вступит на путь сознания Кришны,
Он не сможет со стойкостью контролировать свой ум; сознающий Кришну
Человек легко достигает результатов практики йоги,
Не совершая при этом дополнительных усилий, тогда как тот, кто занимается йогой,
Не сможет добиться успеха, не будучи в сознании Кришны.
И только в сознании Кришны, без сомнения,
Получишь высшее удовлетворение,
Оно все время будет расширяться,
По мере той, как ум от мира будет отрешаться.

Арджуна сказал: «О, Кришна, что  ждет неудачливого трансценденталиста, который сначала вступает на путь самореализации, веря в нее,
но который потом отходит от этого пути, из-за мирского склада ума,
и, таким образом, не достигает совершенства в мистицизме?»

Основа самореализации - знание о том,
Что живое существо
Не есть его материальное тело, и что счастье его
В  вечной жизни, блаженстве и знании заключено.
Эти три состояния трансцендентальны, они стоят над умом и телом; люди стремятся
К самореализации путем знания, путем восьмиступенчатой йоги,
Или же путем бхакты-йоги.
На каждом из этих путей человек должен понять
Свое истинное положение живого существа,
Свои отношения с Богом
И уяснить себе ту деятельность,  посредством которой можно
Восстановить утраченную связь с Богом
И достичь высшей ступени совершенства; придерживаясь
Любого из указанных трех методов,
Человек, рано или поздно, непременно
Достигает высшей цели.
И эти три пути к самореализации ведут,
И все они  к познанию Бога приведут,
Путь знания, путь восьмиступенчатой йоги, и путь служения Кришне,
Последний – первых двух путей превыше.
И этот путь короче всех других путей,
Из всех троих он всех прямей.
На первых двух возможны поражения,
Хотя стараться будешь, но, к сожалению,
Иллюзия сильнее вцепится в тебя,
Свой плен ужесточит она тогда,
Соблазнов много предоставит,
Уйти с пути самореализации заставит.
Следовать этим трансцендентальным путем –
Все равно,
Что объявить войну иллюзорной энергии Творца.

О, сильнорукий Кришна, разве человек, сошедший с пути трансцендентальности,
не лишается и духовного и материального успеха и не исчезает, подобно разорванному облаку, не имея прибежища ни в том, ни в этом мире?

Есть два пути духовного прогресса; материалистов не привлекает духовное,
Их интересует материальные блага, экономическое развитие
Или достижение Высших планет посредством
Соответствующей деятельности; тот, кто становится на путь духовный,
Должен отказаться от всякой
Материальной деятельности и принести в жертву так называемое
Материальное счастье,
В какой бы форме оно ни проявлялось.
Если трансценденталист терпит неудачу
В стремлениях своих, то, по мнению Арджуны, он оказывается
В проигрыше как в материальном плане, так и в духовном, иными словами, 
Ему не удается ни  испытать  материальное счастье,
Ни воспользоваться духовными достижениями.
Образно говоря, он подобен разорванному облаку,
У него нет прибежища никакого.
Иногда на небе от маленького облака
Отделяется кусочек, который затем пристает к большому облаку.
Но если ему не удается пристать к большому облаку,
Ветер уносит его,
И в просторах неба исчезает он.
Путь духовной самореализации – познать себя
Как духовную сущность, неотъемлемую частичку Всевышнего, который проявляется
Как  Брахман, Параматма и Бхагаван.
Кришна есть самое полное проявление Высшей абсолютной истины,
И потому, тот, кто отдал себя Высшей личности –
Настоящий трансценденталист.
Чтобы этой цели жизни достичь,
Пройдя через постижение Брахмана
И Параматмы,
Необходимо родиться множество раз.
Поэтому наилучшим путем трансцендентальной реализации является для нас
Бхакти-йога, или путь
Сознания Кришны, и это – самый прямой путь.

В этом заключается мое сомнение, и я прошу Тебя рассеять его полностью.
Нет никого, кроме Тебя, кто может это сделать».

Кришна обладает полным знанием о прошлом, настоящем и будущем.
Кришна говорит, что живое создание
Существует как индивидуальность
В прошлом, настоящем и продолжает оставаться индивидуальностью в будущем,
Даже после освобождения от материальных оков.
И только Кришна и осознавшие Его
Бхакты могут понять, в чем
Заключается истина.

Верховная божественная личность сказал: О, сын Притхи, трансценденталист, совершающий благоприятные действия, не встречает гибели ни в материальном мире, ни  духовном. Друг Мой, зло никогда не одолеет того, кто творит добро.

Нарада Муни говорит: «Отказываясь от всех материальных устремлений
И всецело
Отдавая себя на милость Верховной божественной личности, человек ничего не теряет
И  никак не ухудшает
Своего положения; с другой стороны,
Неверующий может полностью посвятить себя исполнению своих
Профессиональных обязанностей, и все же ничего не приобрести».
Ради достижения материальных целей
Имеются многие виды деятельности,
Как исходящие из традиций, так и описанные в шастрах..
Трансценденталист должен отказаться
От всякой материальной деятельности
Для того чтобы духовно развиваться
В сознании Кришны; согласно шастрам,
Человек должен страдать вследствие неисполнения предписанных обязанностей,
И потому тот, кто надлежащим образом не сумеет
Осуществить свою духовную деятельность, будет подвержен таким последствиям.
Но Гита уверяет неудачников - трансценденталистов, что им
Не о чем беспокоиться; даже если они
И будут испытывать кармические реакции из-за несовершенным образом
Исполненных
Предписанных обязанностей, все равно они не будут в проигрыше,
Ибо сознание Кришны никогда не утрачивается,
И обладающим этим сознанием сохранит его, даже если в следующей жизни он
Получит низкое рождение; с другой стороны, тот,
Кто строго придерживается предписанных обязанностей, не обязательно достигает
Благоприятных результатов,
Если у него отсутствует сознание Кришны.
Это можно
Понять так: человечество можно
Разделить на две группы – соблюдающие регулирующие принципы существования
И не соблюдающие. Те, кто занят лишь животным удовлетворением
Чувств, не ведая о последующей жизни, о духовном освобождении,
Относятся к не соблюдающим эти принципы.
Те же, кто следует установленным шастрами принципам,
Относятся ко второй группе.
Люди же, относящиеся к первой группе,
Какие бы они ни были, образованные и необразованные, культурные
И некультурные,
Сильные и слабые –
Всегда полны животных наклонностей разных.
Их действия никогда не носят благоприятный
Для духовного развития характер,
Потому что, удовлетворяя
Животные потребности в еде, сне, защите и совокуплении, они вечно пребывают
В исполненном страданий материальном существовании.
С другой стороны, те, кто живут в соответствии с рекомендациями
Шастр, и, таким образом, постепенно поднимаются
К сознанию Кришны,
Несомненно, прогрессируют в жизни.
Те же люди, которые следуют по благоприятному
Для духовного развитию пути, в свою очередь подразделяются
На три категории, а именно: 1. последователи ведических предписаний,
Наслаждающиеся материальным процветанием;
2.  те, кто пытается найти конечное освобождение от материального существования;
3. бхакты, обладающие сознанием Кришны.
Следующие ведическим предписаниям
Ради материального счастья могут быть
Также подразделены
На два класса: те, кто занимается кармической деятельностью,
И  те, кто не стремятся к плодам своей деятельности
Для собственного чувственного удовлетворения.
Те, кто стремится к результатам своего труда ради чувственного наслаждения,
Смогут подняться
До более высокого уровня жизни и даже достичь
Высших планет, но так как они
Все же не освобождаются
От материального существования,
Они не идут по истинно  благоприятному пути.
Только такие действия могут считаться благоприятными,
Которые приводят человека к освобождению.
Любая деятельность, не имеющая конечной целью самореализацию или освобождение
От материалистических телесных концепций о жизни,
Не может считаться благоприятной.
Лишь деятельность в сознании Кришны
Поистине благоприятна,
И любой человек, добровольно принимающий
Все материальные неудобства во имя продвижения по пути сознания Кришны,
Может быть назван совершенным трансценденталистом,
Принявший суровый аскетический образ жизни.
И так как восьмиступенчатая йога направлена,
В конечном счете, на практическое достижение сознания Кришны,
Она также благоприятна.
Никому, кто отдает все свои силы на этом поприще, не следует бояться падения,
И в том не может быть сомнения.

Если Кришну сознаешь,
Понятие о Нем с собой возьмешь,
И при последующем рождении
Ты сохранишь его, без всякого сомнения.
Те, из нас, которые живут
Только для удовлетворения  своих чувств,
Полны наклонностей животных, и, без сомнения,
Они напрасно тратят время.
Их действия не носят никогда благоприятный
Для духовного развития характер.
Когда свои животные потребности удовлетворяешь,
Себя на вечную тюрьму, тем самым, обрекаешь.
Однако тот, кто пребывает
В сознании Кришны, тот высоты духовной достигает.
Прогресс сознания здесь виден налицо,
Одухотворенным становится сознание твое.
Какую деятельность благоприятною зовем?
Работы те полезными найдем,
Которые ведут тебя к освобождению,
К прогрессу твоему, а значит, к твоему прозрению.
Не будет деятельность благоприятною считаться,
Коль цели нет у ней, чтобы от телесной концепции освобождаться,
И если цели нет у ней, чтобы самореализации достигнуть,
Такую деятельность должны мы от себя отринуть.
Лишь деятельность в сознании Кришны благоприятною предстанет,
Пускай тот человек материальные неудобства испытает,
Но если он аскезы совершает,
Он семимильными шагами к совершенству своему шагает.

Неудачливый йог после многих и многих лет счастливой жизни на планетах, где обитают праведные существа, рождается в семье добродетельных людей
или  же в богатой аристократической семье.

Неудачливые йоги
Подразделяются на две категории:
В первую входят те, кто деградирует, не достигнув большого прогресса,
Другие же падают после того, как долгое время занимались йогой.
Они попадают на высшие планеты,
Куда имеют доступ благочестивые  живые существа,
И, после продолжительной жизни на них, йоги снова
Опускаются на эту планету, с тем, чтобы родиться в семье
Добродетельных брахманов-вайшнав или в богатой аристократической семье.
Истинной целью йоги является
Достижение совершенства в сознании Кришны; но тому, кто этого не добивается
И деградирует из-за материальных искушений,
Господь позволит удовлетворить  его запросы все, без всякого сомнения.
После этого наполненную благополучием ты жизнь получишь
В тех семьях, где условия будут лучше.
Где ты сможешь снова
К сознанию Кришны подойти серьезно,
Возможности такие сможешь ты иметь,
Чтоб к Кришне ближе подойти суметь.
А если сходишь ты с пути сознания Кришны,
Тот опыт останется с тобой, ничто не будет лишним,
Начнешь сознанием  Кришны снова  заниматься,
Когда на землю будешь возвращаться.
Когда духовной практикой  ты долго занят был,
Но неудачу потерпел, и поостыл твой пыл,
Тот опыт остается у тебя,
С собой все духовное берешь всегда.
Родишься снова ты в семье достойной,
Где сможешь практику свою продолжить,
В себе божественное сознание возродишь,
Успеха полного сумеешь ты достичь.

Или, если он потерпел неудачу после долгих занятий йогой, он рождается в семье трансценденталистов, мудрость которых несомненна велика.
Разумеется, такое рождение редко кому достается в этом мире.

Здесь отдается должное рождению в семье йогов, или трансценденталистов,
То есть тех, кто обладает великой мудростью, потому что ребенок, родившийся
В таких условиях, получает духовный импульс 
С самого  начала своей жизни.
В особенности это касается семей ачарий и госвами.
Члены таких семей в силу традиций и воспитания
Очень сведущи и набожны, и потому они становятся духовными учителями.

Родившись в такой семье, он возрождает божественное сознание своей предыдущей жизни и пытается пойти дальше и достичь полного успеха, о, сын  Кунти.

Милостью Господа трансценденталисты
Неоднократно получают возможность для полного совершенства в сознании Кришны.
Благодаря божественному  сознанию своей предыдущей жизни,
Он естественным образом привлекается принципами йоги, даже и не ища их.
Такой жаждущий знания трансценденталист
Всегда стоит выше ритуальных правил шастр.

Йог, достигший высокой ступени духовного совершенства, не привлекается обрядами,
Описанными в шастрах,
Его интересуют принципы йоги,
Которые  возвысить его могут
До состояния полного сознания Кришны, высшего совершенства йоги.
«О, мой Господь! Тот,
Кто повторяет Твои священные имена,
Достиг самой высокой ступени в духовной жизни, даже если он и рожден
В семье собакоедов; воспевающий Тебя
Таким образом, несомненно, прошел
Через все виды тапасий,
Совершил все виды жертвоприношений, омылся
Во всех священных водах и изучил все шастры».

Высшим совершенством жизни  являться будет  понимание того,
Что Бог – есть все,
Что мы во всем зависим от Него,
Он – жизнь твоя, сознание твое.
Совершенством  являться будет высшим,
Когда ты будешь жить в сознании Кришны,
Тогда любовь возвышенная в сердце возродится,
И лишь для этого тебе был выдан шанс родиться.

И когда йог с искренним усердием стремится к
все большему совершенству, очистившись от всякой скверны, он, в конце концов, после многих и многих жизней, заполненных занятиями йогой, достигает высшей цели.

Человек, рожденный в одной
Из особенно добропорядочных аристократических или праведных семей, осознает,
Что он имеет благоприятные условия для занятий йогой; поэтому он
С решимостью начинает выполнение своей незаконченной задачи,
И, таким образом, полностью очищается
От всякой материальной скверны.
Когда он окончательно освобождается от нее,
Он достигает высшего совершенства жизни –
Сознания Кришны.
Поэтому, до тех пор, пока человек не очистится,
Он не будет в состоянии принять принципы
Сознания Кришны,
А также не сможет заниматься
Воспеванием священного имени Кришны.
А если имена святые повторяешь,
Высокой степени духовной жизни достигаешь,
Пока нечисты помыслы твои,
Сознание Кришны принять не сможешь ты,
Святые имена не сможешь повторять,
До пор до тех, пока не уберешь всю грязь.
Когда от материальной скверны отойдешь,
Когда  к высокому сознанию придешь,
Ты высшей цели жизни достигаешь,
Свой рост духовный завершаешь.

«После того,
Как человек многие и многие жизни совершал праведные поступки, когда он полностью Очистился от всякой скверны и иллюзорной двойственности,
Он входит
В  состояние трансцендентального любовного служения Господу».

Йог стоит выше аскета, выше философа-эмпирика и выше человека, интересующегося плодами своей деятельности, поэтому, о ,Арджуна, в любых обстоятельствах будь йогом.

Когда мы говорим о процессе йоги, мы имеем в виду соединении нашего сознания
С Высшей абсолютной истиной; такой процесс называется по – разному,
В зависимости от различных методов
И от тех людей, которые практикуют его; когда процесс соединения
В  основном связан с кармической деятельностью, он называется карма-йога.
Когда в его основе лежат эмпирические выводы - он называется гьяна-йогой,
И   когда этот процесс есть отношения со Всевышним Господом,
Основанные
На любви и преданности, он называется бхакти-йогой.
Бхакта-йога,
Или сознание Кришны, есть высшая совершенная ступень всех методов йоги.
Бхакти-йога исполнена духовного знания, и потому нет ничего,
Что могло бы превзойти ее.
Аскетизм без познания себя – несовершенен.
Эмпирические знания без полной отдачи себя Господу также несовершенно,
И кармическая деятельность без сознания Кришны – потеря времени.
Все знания философов- эмпириков неполны,
Он себя ведь  не вручили  Богу,
Познания их несовершенными предстанут,
Поскольку высшим знанием они не обладают.
А если  желаешь получать плоды
От деятельности своей, то это будет означать, что ты
Всю жизнь свою прожил напрасно,
И потерял свой шанс прекрасный,
Чтобы в себе духовное сознание развить,
И рядом с Кришной быть.
А кто в своем сознании содержит Кришну,
Стоит превыше
Аскетов и философов любых, и  далеко внизу стоят
Все те, плоды свои кто жаждет взять.

Из всех йогов тот, кто с великой верой всегда пребывает во Мне, думает обо Мне
и служит Мне с любовью и преданностью, тот теснее всех связан со Мной и достиг высочайшей ступени совершенства. Таково Мое мнение.

Поклоняться  значит - боготворить или оказывать уважение
И почтение достойному,  но служение
С любовью и  верой относится именно к Всевышнему; можно избегать
Поклонения уважаемым людям или полубогам,
И это – неучтивость; но нельзя пренебрегать
Служением Всевышнему и не быть сурово наказанным за это; и если нам
Не удается служить Кришне, мы  падаем тогда.
Если о служении Кришне мы будем забывать,
За этот грех нам наказания не избежать.
Природа наша такова,
Что служить Ему должны всегда.
А если этого не выполняем
Уходим вниз и положение свое теряем.
Слова такие в Шастрах ты найдешь:
«Когда свои обязанности по отношению к Господу не признаешь,
Теряешь истинное положение свое,
Ведь Он – источник есть всего».
Только глупцы и негодяи надсмехаются над Верховной божественной личностью,
Шри Кришной.
Такие глупцы берут на себя труд писать комментарии к «Бхагават - гите»,
Не имея желания служить Кришне.
Поэтому они не могут понять различия между словами «поклонение» и «служение».
Глупцом и  негодяем нам предстанет тот,
Кто Бога отрицает и Его не признает.
Вершиной всех видов йоги является бхакти-йога
Все другие виды йоги – всего лишь средство достижения бхакти в бхакти-йоге.
Йога, в действительности означает «бхакти-йога»,
Все же другие разделы ее – ступени на пути к достижению бхакти.
Длинный путь самореализации начинается
С кармы-йоги,
И кончается бхакти-йогой.
Карма-йога, лишенная стремления к плодам деятельности, есть начало этого пути.
И если занят ты
Другими видами йоги,
Ступени к высшему сознанию проходишь.
Расцвет сознания придет к тебе в служении Кришне,
И нет пути того превыше,
Когда  карма-йога
Обогащается  большим знанием и отречением,
То, без сомнения,
Она приводит к уровню, называемому гьяна–йогой.
Когда сосредоточенность на Параматме усиливается посредством
Различных физических процессов,
И ум концентрируется на ней, гьяна-йога
Переходит в аштанга-йогу.
Ступень,
На которой превосходит человек
Уровень аштанга-йоги и непосредственно приближается к Верховной личности,
К Кришне,
Именуется бхакти-йогой,
Наивысшей точкой йоги.
Фактически, бхакти – йога есть конечная цель,
Но чтобы достичь ее досконально, человек
Должен понять все предшествующие этапы йоги.
Прогрессирующий йог находится, таким образом, на истинном пути вечной удачи.
Тот, кто привязывается к одному из уровней йоги и не двигается дальше,
Называется соответственно карма-йогом, гьяна-йогом,
Раджа-йогом, хатка–йогом
И так далее.
Если человеку в достаточной степени повезет,
И он к бхакти-йоге придет,
То следует понимать, что он уже превзошел другие ступени йоги.
Поэтому становление в сознании Кришны - наивысшая ступень йоги.
Великая удача, если человек приходит к сознанию Кришны путем бхакти-йоги.
Идеальный йог концентрирует свое  внимание на Кришне.
Господь принимает различные воплощения, такие, как Рама, Нрсимха,Вараха и Кришна-
Верховная божественная личность,
И Он нисходит в облике человеческого существа, как сын Яшоды, под именем Кришны, Говинды или Васудевы; Он совершенный ребенок, муж,
Наставник и друг,
И Он исполнен всех богатств и трансцендентальных качеств.
Если человек пребывает в полном сознании всех этих качеств
Господа, он называется высочайшим йогом.
Уровень высшего совершенства в йоге
Может быть достигнут только через бхакти-йогу.
Только тем великим душам открывается
Весь смысл ведического знания,
Кто имеет полную веру в Кришну
И духовного  учителя.
Отказавшись от стремления к выгоде, ум должен быть поглощен Всевышним.
Высшая ступень йоги  есть бхакта-йога,
Она - царица всех йогов.
Йогом высочайшим назовем того,
Кто качества Бога осознает,
Тот – величайший есть йог.
Достичь нам можно совершенства лишь тогда,
Когда в сознании Кришны будем пребывать.
Лишь тем великим душам знание будет открываться,
Чей ум на Кришне будет замыкаться.

 Подс.лит-ра Бхагават - гита как она есть


Рецензии