Гл. 4 Трансцендентальное знание
эту вечную науку йоги богу солнца Вивасану, Вивасан передал ее Ману,
прародителю человечества, а Ману, в свой черед, передал ее Икшваку.
« Я поклоняюсь, - сказал Господь Брахма, - Верховной божественной личности, Говинде (Кришне),
Который есть изначальная личность,
И который дает Солнцу,
Царю всех планет, его беспредельные мощь и жар; Солнце
Представляет
Глаз Господа, и движется по своей орбите, повинуясь Его приказу».
Солнце –
Царь всех планет, а бог Солнца Вивасан правит планетой Солнце,
Контролирующей остальные планеты, тепло и свет им предоставляя.
Оно вращается по приказу
Кришны; Господь Кришна изначально сделал Вивасана
Своим первым учеником, постигшим
Науку «Бхагават- Гиты».
То есть, Гита не является вымышленным трактатом
Для среднего мирского ученого; она есть подлинное произведение, содержащее Знание,
Передававшееся
От учителя к ученику с незапамятных времен; Ману,
Будучи прародителем человечества, передал ее своему сыну Икшваку,
Царю этой планеты Земля и предку династии Рагху,
В которой появился Господь Рамачандра; по грубым подсчетам она
Поведана была
Как минимум 120400000 лет тому назад,
А в человеческом обществе существует она
Около двух миллионов лет; еще раз она пересказана Гита была
Господом Арджуне около 5 тысяч лет назад.
Бог солнца Вивасан был кшатрием
И прародителем всех кшатрий,
Потомков бога Солнца»; «Бхагават – Гита»
Ведам равносильна.
Это знание - сверхчеловеческое; и она,
Как и Веды, приниматься должна
Без всяких мирских толкований; ее следует принимать такой, как передается она
По цепи ученической преемственности.
Эта высшая наука передавалась по цепи ученической преемственности, и так познавали ее праведные цари. Со временем эта цепь была нарушена, и потому сущность знания кажется сейчас утраченной.
Гита была предназначена для праведных царей, которые должны были следовать
Ее предписаниям, управляя подданными своими, и она
Никогда не предназначалась для демонов,
Которые напрасно расточали сокровища ее,
Никому не принося
Этим пользы, и изобретали многочисленные произвольные толкования ее.
И скоро ее изначальная цель была искажена
По воле недобросовестных комментаторов, и потому возникла необходимость
В цепи ученической
Преемственности;
Пять тысяч лет назад Сам Господь выявил нарушение этой преемственности
И потому возвестил, что истинная цель «Бхагават –Гиты» забыта.
Существует бесчисленное количество интерпретации, предлагаемых различными
Мирскими учеными, но почти все они не признают Верховную божественную личность, Кришну,
Хотя и используют для собственной выгоды слова Шри Кришны.
Это и есть дух демонизма, поскольку демоны не верят в Кришну,
А лишь пользуются тем, что принадлежит Всевышнему,
Для собственного наслаждения.
Бхагават – Гита, принимаемая
Такой, как есть она, является великим благом
Для всего человечества, однако, если воспринимать
Ее как трактат,
Содержащий лишь философские измышления,
Это будет простой потерей времени.
Сегодня Я сообщаю эту древнейшую науку взаимоотношений со Всевышним
ибо ты - Мой бхакта и Мой друг и потому сможешь постичь
трансцендентальную тайну этого знания.
Существует два класса людей: бхакты и демоны.
Для демона
Эта наука непостижима; комментарии бхакт – истинны, а комментарии демонов
Не представляют никакой ценности.
Демоны не принимают Кришну, как Он есть; вместо этого они
Стряпают разные измышления о Нем, и сбивают читателей с пути,
На который наставлял Кришна; нам
Необходимо следовать всегда
Ученической преемственности, берущей начало от Арджуны, и тогда
Эта великая наука «Шримад Бхагават –Гиты» принесет благо для нас.
Арджуна сказал: «Бог солнца Вивасан старше Тебя по рождению.
Как же может быть, что Ты передал ему эту науку?»
Арджуна здесь
Вопрошает не для себя, а лишь для тех людей,
Которые не верят в Верховную божественную личность,
Для демонов, которым не хочется принимать Кришну
Как Верховную божественную личность.
Арджуна сам прекрасно знал, что Кришна
Есть Верховная божественная личность,
Первоисточник всего и последнее слово в духовной реализации; то, что Кришна –
Высший авторитет, признается всем миром с незапамятных времен
И до наших дней, и лишь демоны отвергают его.
Арджуна задает этот вопрос, чтобы Кришна
Мог описать Самого Себя, и чтобы Его
Не изображали и не представляли таким образом, каким Он
Может быть понят только демонами
И их последователями,
Всегда старающихся исказить Его сущность.
Если Кришна говорит Сам о Себе,
Это – благо для всех людей.
Демонам такие объяснения, данные Самим Кришной,
Могут показаться странными, потому что они изучают Кришну
Соответственно своим взглядам, но бхакты принимают утверждения Кришны
С открытым сердцем, когда Он возвещает их Сам; бхакты всегда будут почитать
Слова Кришны, сказанные Им Самим, так как они стремятся узнать
Все больше и больше о Нем; Кришна -
Выше,
Чем человек, Он – сач-чид-ананда- виграха – вечная форма блаженства и знания.
Он трансцендентален.
Он неподвластен гунам природы материальной,
Как и влиянию
Времени и пространства.
Божественная личность сказал: «Через многие и многие рождения прошли мы с тобой. Я помню их все, ты же не можешь их помнить, о, покоритель врагов!».
Хотя Кришна и воплощается в неограниченное число форм,
Но Он
Остается всегда той же изначальной, старейшей из всех
И вместе с тем
Вечно юной личностью; лучшие ведические ученые
Обычно могут
Постичь эти формы Господа, составленные
Из вечности, блаженства и знания.
Что же касается чистых бхакт,
То для них они очевидны всегда.
Все многочисленные формы Господа постигаются
Чистыми бхактами,
Но не могут быть поняты посредством простого изучения Вед; бхакты,
Подобные Арджуне - постоянные спутники Господа,
И когда бы Господь
Не воплощался на земле, Его бхакты
Также принимают рождение, чтобы служить Господу
Всеми возможными способами.
Несколько миллионов лет назад, когда Господь Кришна
Рассказывал Гиту
Богу Солнца Вивасану, Арджуна также
Присутствовал при этом, но в другом качестве.
Но разница между Господом и Арджуной состоит в том,
Что Господь
Помнит происходившее, а Арджуна – нет; таково различие
Между живым существом, неотъемлемой частичкой Господа и Всевышним.
Арджуна не в состоянии
Восстановить в памяти
События своих предыдущих воплощений; поэтому живое существо –
Каким бы великим ни казалось оно,
Если оценивать его с. позиций материализма –
Никогда не может сравниться
Со Всевышним Господом.
Всегда сопутствующий Господу
Является освобожденной личностью, но не равной Богу; Господь
Описывается, как « непогрешимый» (ачьюта), и это означает, что Он
Никогда не забывает Себя,
Даже и находясь
В контакте с материальным миром; поэтому живое существо
И Господь
Никогда не могут быть равны во всех отношениях, даже если живое существо
Достигло такой степени освобождения, как Арджуна.
Хотя Арджуна –
Бхакта Господа, он иногда забывает Его природу.
Но божественной милостью бхакта может
Понять сразу
Всю непогрешимость Всевышнего, тогда как не-бхакта или демон не в состоянии
Постичь эту трансцендентальную природу; описания,
Данные в Гите,
Не могут быть восприняты
Людьми демонического склада.
Кришна помнит все,
Что Он совершал миллионы лет назад, а Арджуна – нет, несмотря на то,
Что и Кришна и Арджуна вечны по своей природе; живое существо
Забывает все потому, что оно меняет тела, но Господь помнит, потому что Он
Не изменяет свое тело сач-чид- ананда.
Он - адвайта,
Что означает, что тело Его
И Он сам суть одно.
Все, что имеет к Нему отношение, есть дух, тогда как обусловленная душа
Отлична всегда
От своего материального тела.
Так как тело Господа и Его сущность есть одно и тоже, Его положение
Всегда отлично от положения
Обычного живого существа,
Даже когда
Он нисходит в материальный мир.
И если ты демон, трансцендентальную природу Господа не можешь принимать.
Хотя Я – не рожденный, и Мое трансцендентальное тело нетленно хотя Я – Господин всех живых существ, Я все же в каждое тысячелетие являюсь в Своем изначальном трансцендентальном образе.
Господь говорит о своеобразии Своего появления на свет,
Хотя Он и рождается как обычный человек,
Он помнит все из Своих многочисленных «рождений»,
В то время
Как обычный человек
Не помнит даже, что он делал несколько часов назад; и все же человек
Осмеливается часто провозглашать себя Богом, или Кришной.
Господь появляется в Своем собственном теле,
Он не меняет Свое тело, как обычное живое существо, переходящее из тела в тело.
Обусловленная душа может иметь один тип тела в этом рождении,
И другой – в следующем рождении.
В материальном мире живое существо не имеет определенного,
За ним закрепленного
Тела, а переселяется из одного тела в другое; а Господь
Не делает этого; когда бы Он
Ни появился, Он воплощается во все том же изначальном теле,
Благодаря Его внутренней энергии.
Другими словами,
Кришна нисходит в этот мир материальный,
В Своей вечной изначальной форме, с двумя руками,
Держащими флейту.
Он появляется в Своем нетленном теле,
Которого не может коснуться материальная скверна.
И хотя Он появляется в том же трансцендентальном теле
И является Властителем Вселенной,
Все равно может показаться, что Он принимает рождение,
Как обычное живое существо.
И хотя Его тело
Не подвергается тлению,
Как материальное тело,
Кажется, что Господь Кришна растет от детства к отрочеству
И от отрочества
К юности, но, достигнув юношеского возраста, Он больше не меняется никогда.
Он не стареет никогда,
Как мы, хотя и является наистарейшей личностью во всем творении –
В прошлом, настоящем и будущем; ни Его тело, ни разум не подвергаются тлению
И не изменяются.
Поэтому становится ясным,
Что, несмотря на то,
Что Он существует в материальном мире, Он
Существует в не рожденной, вечной форме блаженства и знания,
И Его трансцендентальное тело и разум
Неизменны.
На самом деле,
Его появление и исчезновение подобны восходу, движению и заходу Солнца.
Когда Солнце
Исчезает из поля нашего зрения, мы считаем, что оно зашло, если же Солнце Появляется
Перед нашими глазами,
Мы думаем, что оно взошло над горизонтом; в действительности же оно
Находится всегда на месте своем,
Но из-за несовершенства наших чувств мы считаем,
Что оно появляется в небе и исчезает.
И так как появление и исчезновение Господа отличаются от появления
И исчезновения
Обычного живого существа, очевидно, что Он,
Своей внутренней энергии благодаря, есть вечное блаженство и знание,
И Его никогда не касается
Материальная скверна; Веды подтверждают,
Что Господь
Никогда не рожден,
Хотя и кажется, что Он рождается в Своих многочисленных проявлениях.
Его появление
В Его изначальном вечном образе – следствие
Его беспричинной милости, дарованной живым существам, чтобы они могли
Сконцентрировать мысли свои на Господе
В Его истинной форме,
А не на всяческой стряпне и измышлениях,
Которые имперсоналисты считают подлинной формой Господа.
И, без сомнения,
Живое существо
Забывает все,
Что было связано с его прошлым телом,
Как только получает новое тело.
Господь есть вечная Абсолютная истина, и нет разницы никакой
Между формой Его и Им Самим, между Его свойствами и телом Его.
Когда на земле религия приходит в упадок, и воцаряется безбожие,
Я нисхожу Сам, о, потомок Бхараты.
Религиозные принципы изложены в Ведах, и любое отклонение
От правильного выполнения
Предписаний Вед делает человека безбожником.
Такие принципы есть законы Бога.
Веды были первоначально вложены в сердце Брахмы.
Поэтому принципы дхармы,
Или религии, являются прямыми указаниями
Верховной божественной личности.
Господь прямо говорит, что высший принцип религии –
Преданность Ему и ничего более.
Ведические принципы приводят к тому, что человек полностью вручает себя Богу,
Но когда эти принципы нарушаются демонами, на земле появляется Господь Кришна.
Господь Будда, есть инкарнация Кришны,
Он появился на земле в момент, когда
Материализм набрал большую силу, и материалисты
Истолковывали ведические писания так, как было выгодно им.
Будда явился, чтобы установить
Ведические принципы неприменения
Насилия, так как в это время у демонов была тенденция
Совершать жертвоприношения животных, не придерживаясь ограничений,
Изложенных в Ведах; поэтому каждая аватара, или инкарнация
Господа, имеет определенную миссию, и все они описываются в шастрах.
В каждом Своем воплощении Кришна говорит
О религии лишь столько, сколько может быть понято определенными людьми
При определенных обстоятельствах, но цель всегда одна - привести
Людей к осознанию Бога и выполнению религиозных принципов.
Иногда Господь нисходит лично,
А иногда Он посылает истинных представителей Своих
В образе сына или слуги,
Или приходит сам в каком-либо образе; Господь во всех воплощениях Своих
Учит нас одним и тем же законам, но в зависимости от разных обстоятельств
Они могут даваться
На более высоком или более низком
Уровнях; высшие религиозные принципы
Начинаются с принятия четырех укладов и четырех статусов социальной жизни.
Общая цель всех инкарнаций Кришны –
Пробудить сознание Кришны повсюду; и такое сознание проявляется
Или не проявляется в связи с различными обстоятельствами.
Чтобы освободить праведников и уничтожить злодеев, а также восстановить религиозные принципы, Я сам спускаюсь на землю из века в век.
Садху ( святой человек) есть тот, кто находится в сознании Кришны.
Человек может казаться не религиозным, но если он
Целиком и полностью обладает сознанием Кришны,
Его нужно считать садху; слово душкритам применимо к тем, кого
Не привлекает сознание Кришны.
Неверующие люди – кто они?
Священные Писания дают определение им:
Нижайшими и недалекими из всех людей они предстанут,
Пусть даже образованностью большою обладают
Но человек в сознании Кришны,
Хотя, быть может, образованности не имеет высшей,
Хотя манер хороших, может быть, не знает,
Но он сознанием высоким обладает.
Господу не обязательно являться Самому, чтоб демонов различных уничтожить,
Для этой цели помощников Его есть много.
Демоны постоянно беспокоят бхакт, даже если они –
Родственники их.
Аватара, или инкарнация Господа нисходит
Из царства Господа
Для того, чтобы воплотиться в материи; и определенная форма
Божественной личности, которая нисходит на землю таким образом,
Называется аватарой, или инкарнацией.
Такие инкарнации
Существуют в духовном мире, в царстве Господа; когда же они
Нисходят в материальный мир,
Они называются аватарами.
Существует различные виды аватар,
Такие, как пурушааватары, гунаватары, лилаватары,
Шактьи-авеша аватары, Манвантара- аватары и югааватары, -
И все они появляются в определенное для них время
Повсюду во вселенной.
Господь, источник всех аватар,
Спускается на землю ради умиротворения чистых бхакт,
Жаждущих увидеть Его божественные игры и развлечения во Вриндаване.
Итак, главная цель аватар Кришны – удовлетворение истинных бхакт Его.
Господь
Появляется в каждую эпоху; инкарнацией Господа в Кали-югу является Господь Чайтанья,
Который основал движение санкиртаны ( совместное воспевание
Святых имен) и распространил сознание
Кришны по всему миру; эта аватара
Не убивает злодеев, но, наоборот, благодаря милости Господа, спасает.
Тот, кто знает трансцендентальную природу Моего появления и моих деяний, покидая это тело, не рождается снова в этом материальном мире,
но входит в мою вечную обитель, о Арджуна.
Тот, кто может постичь истину появления Божественной личности, уже освобожден
От материальных оков,
То есть возвращается он в царство Бога сразу после оставления
Этого материального тела.
Но не так-то легко живому существу достичь подобного освобождения
От пут материи.
Имперсоналисты и йоги достигают освобождения,
Лишь пройдя через многочисленные трудности и многие- многие рождения.
И даже тогда освобождение,
Которого они достигают –
Слияние
С имперсональным
Брахмаджьоти Господа – лишь частично, и существует опасность
Возврата
В этот материальный мир. Бхакта же, просто благодаря тому, что он осознает
Трансцендентальную природу тела и деяний Господа, достигает обители Его
После уничтожения этого тела и не подвергается риску возвращения вновь
В этот материальный мир.
Единственная Верховная божественная личность вечно воплощается во многих
И многих трансцендентальных формах,
Чтобы бы вступать в различные отношения
Со Своими истинными бхактами; просто приняв эту истину за веру,
Человек, без сомнения, сможет достичь освобождения.
Тот, кто осознает, что Господь Кришна
Есть Всевышний,
То есть тот, кто обращается
К Господу со словами:
«Ты то же, что и Верховный Брахман, Божественная личность», несомненно,
Немедленно достигает освобождения,
И ему, следовательно, гарантируются трансцендентальные отношения
С Господом.
Другими словами, такой преданный бхакта Господа
Достигает совершенства; чтобы от рождения и смерти освобождения достичь,
Мы Кришне все обязаны служить,
Осознавать Его, как Бога,
И только этот путь есть верная дорога.
Достичь
Совершенного уровня освобождения от рождения и смерти можно простым
Осознанием
Господа, Верховной божественной личности, и другого пути
Достижения этого совершенства нет; это означает,
Что человек, не сознающий Кришну,
Как Верховную божественную личность,
Находится под воздействием
Гуны невежества, и не достигнет освобождения,
Истолковывая Бхагават Гиту соответственно
Мирскому пониманию, или, образно говоря, облизывая банку с медом
Снаружи; эти исполненные самомнения мирские ученые,
Вынуждены ждать милости бхакты Господа; человек должен развивать
Сознание Кришны с верой и пониманием и таким образом совершенства достигать.
Освободившись от привязанности, страха и гнева, полностью погрузившись в Меня
и найдя во Мне единственное прибежище, многие и многие люди в прошлом,
познав Меня, очистились и так обрели трансцендентальную любовь ко Мне.
Человеку, слишком подверженному материальному влиянию,
Трудно понять
Личностную природу Высшей Абсолютной Истины; обычно люди, привязанные
К телесному пониманию жизни, настолько погрязли
В материализме, что для них становится почти невозможным понять,
Что Всевышний
Может быть личностью.
Они не могут даже представить себе, что существует трансцендентальное тело,
Нетленное,
Исполненное знания и вечного блаженства.
С их точки зрения,
Тело бренно,
Оно - прибежище невежества и всяческих страданий.
Поэтому люди представляют
Личностную форму Господа на таком же телесном уровне; для таких материалистов
Гигантское материальное проявление есть наивысшая форма; соответственно они
Считают, что Всевышний безличен.
Так как они в материальное слишком погружены,
Мысль о сохранении личности после освобождения
От пут материи
Пугает их.
Когда они узнают, что духовная жизнь также индивидуальна и личностна, у них
Возникает страх превратиться снова в личность, и поэтому они,
Естественно, предпочитают своего рода растворение в безличной пустоте.
Обычно они сравнивают живые существа с пузырями, расходящимися в океанской воде.
Для них это – высшее совершенство духовного существования,
Которое может быть достигнуто вне индивидуального, личностного существования.
Такая жизнь, полная страха, лишена совершенного знания духовного существования.
Более того, есть множество людей, которые не могут даже представить
Себе возможность духовного существования.
Они приходят в раздражение и гнев и глупо заключают,
Что нет высшей причины никакой, что сущее, в конце концов, есть пустота.
Таких людей следует считать больными; некоторые люди слишком привязаны
К материальному, и потому не уделяют должное внимание
Духовной жизни, другие раствориться хотят
В высшей духовной причине, третьи же не верят ни во что, раздражаясь
Множеством беспомощных духовных спекуляций
Различного рода; эти последние прибегают
К помощи различных одурманивающих веществ, и их болезненные галлюцинации
Иногда принимаются
За духовное видение.
Человек должен освободиться от всех трех ступеней привязанностей
К материальному миру:
Отрицания духовной жизни,
Страха перед отождествлением себя с духовной личностью,
Концепции пустоты, в основе которой лежит неудовлетворенность в жизни.
Чтобы освободиться от этих трех стадий
Материалистического взгляда
На жизнь, человек должен искать
Прибежище у Господа под руководством духовного учителя, и следовать всегда
Правилам и принципам преданного служения.
Высшая ступень такого служения
Называется бхава,
Или трансцендентная любовь к Господу; вначале
К самосознанию стремись,
И это приведет к тому, что будешь стремиться общаться с людьми,
Достигшими духовных вершин.
Следующая ступень - у духовного учителя посвящение прими,
И соответственно указаниям его путь преданного служения начни.
Преданно служа Господу, под руководством духовного учителя, человек освобождается
От всех материальных привязанностей,
Утверждается в процесс самореализации, а также приобретает вкус
К разговорам о Кришне.
Этот вкус
Способствует дальнейшему приобщению человека с сознанию Кришны,
Которое, в очередь свою, приводит к бхаве,
Или же к начальной
Ступени трансцендентальной любви к Господу.
Подлинная любовь к Господу
Называется према,
Высшая ступень совершенства жизни; находясь на уровне премы,
Человек постоянно занят трансцендентальным любовным служением
Господу.
Таким образом,
Постепенно продвигаясь по пути преданного служения,
Под руководством духовного учителя, человек может достичь
Высшей ступени, освободившись от всех привязанностей материальных,
От страха перед тем, что он является духовной личностью индивидуальной,
И от разочарований,
Приводящих к философии пустоты.
Так обители Всевышнего Господа он сможет достичь.
До какой степени человек отдает себя Мне, соответственно Я награждаю его. Каждый во всем следует Моим путем, о, сын Притхи.
« До какой степени готов ты Мне себя отдать,
Соответственно могу тебе Я столько дать.
Идете вы Моим путем,
И получаете, коль просите о том».
Каждый пытается искать Кришну в различных аспектах Его проявлений; Кришна,
Верховная божественная личность,
Частично может быть осознан в Его безличном
Аспекте, излучении брахмаджьоти, а также как всепроникающая Параматма,
Пребывающая внутри всего, включая атомные
Частицы.
Но полностью Кришна
Может быть осознан
Лишь истинными бхактами Его; следовательно, Кришна
Есть цель познания любого человека, и, таким образом,
Каждый удовлетворяется
В соответствии со своим желанием,
В какой форме обрести Его.
В трансцендентальном мире Кришна
Отвечает на любовь своих чистых бхакт
Таким образом, как это желательно им; один бхакта
Может желать, чтобы Кришна
Был его высшим учителем, другой - чтобы Он
Был его лучшим другом, третий может желать иметь Его
Как сына, а четвертый – как возлюбленного своего.
В соответствии с любовью преданных к Нему,
Он награждает всех, имея цель одну:
Забрать детей своих к себе,
Где жить счастливо будут все.
Пока к сознанию Кришны не приходим,
Несовершенными свои стремления находим.
Всем сердцем должны мы умолять Его о том,
Чтобы он в сознание наше вошел.
В материальном мире также могут быть разные типы
Взаимоотношений с Кришной,
В зависимости от типа поклонения Ему.
Чистые бхакты, как здесь, так и в обители духовной, общаются с Кришной лично,
И так обретают истинное блаженство; что касается имперсоналистов,
Которые хотят совершить духовное самоубийство
Посредством уничтожения индивидуального существования живого существа,
Кришна помогает и им, давая возможность им раствориться
В Своем излучении; подобные имперсоналисты не соглашаются признать
Вечную, исполненную блаженства Божественную личность; отказавшись
От своей индивидуальности, они не могут наслаждаться счастьем
Трансцендентального личного служения Господу; некоторые из них,
Которые не тверды
Даже и в имперсональном существовании,
Возвращаются в это материальное существование,
Чтобы проявить свои дремлющие стремления к деятельности; они
Не допускаются на духовные планеты, но им
Дается новая возможность действовать на планетах материальных.
И даже тем, плоды трудов своих кто для себя лишь потребляет,
Господь дает все то, чего они желают,
А жаждущим мистических различных сил
Дарует власть, которой не было у них.
Добьешься ли успехов на своем пути?
От милости Всевышнего зависимы они.
Все виды духовных процессов являются только различного уровня достижениями
На одном и том же пути.
И, без сомнения,
Если человек не придет
К высшему уровню – сознанию Кришны, останутся несовершенными стремления его.
Люди в этом мире желают успеха в делах, совершаемых ради выгоды, и потому поклоняются полубогам. И, конечно, в этом мире люди быстро добиваются
плодов такой своей деятельности.
«Люди в этом мире желают успеха в делах,
Совершаемых ради выгоды, и потому поклоняются полубогам.
И, конечно, в этом мире люди быстро добиваются плодов
Деятельности своей такой».
Существует неверная концепция о богах
И полубогах
Этого материального мира, и люди с невысоким интеллектом, хотя, возможно,
И выдающие себя за больших ученых,
Принимают таких полубогов за различные формы
Всевышнего Господа; полубоги
Не являются различными формами
Бога, но они - различные неотъемлемые частички Его.
Бог един, но неотделимые частички Его –
Многочисленны; полубоги
Наделены могуществом определенным
Лишь для управления материальным миром,
Они являются живыми существами, обладающими
Различными уровнями материальной власти.
Такие великие полубоги, как Брахма и Шива,
Поклоняются Господу; Кришна находится за пределами
Этого материального творения.
Глупцы поклоняются полубогам, стремясь получить
Немедленные результаты, и они
Получают их,
Но не осознают того, что приобретенное
Подобным образом
Временно и предназначаются для людей
С невысоким интеллектом; умный человек
Встает на путь сознания Кришны, и не испытывает необходимости поклоняться Полубогам, ради
Немедленных, но временных результатов. Благодеяния,
Совершаемые полубогами,
Материальны
И временны; и материальные миры,
И обитатели их,
Включая полубогов и почитающих их – лишь пузыри
В космическом океане.
Но, тем не менее, на временных вещах мы помешались,
На обладании землей, семьей, лишь о богатстве и комфорте мы мечтаем,
Чтоб эти временные вещи смогли бы мы приобрести,
У полубогов, или у «сильных мира» желаем покровительство найти.
Никто из просящих не обратится к Богу,
Он лишь один способен устранить тревоги,
Все трудности мирские разрешит,
Земную жизнь намного облегчит.
Однако люди к благам временным стремятся,
И потому не Богу, а полубогам, иль «сильным мира» будут поклоняться,
Они стараются лишь временные блага получить,
И в той борьбе проходит жизнь.
В миру лишь ради выгоды дела вершатся,
И люди в них успехов будут добиваться,
И «сильным мира» поклоняться будет человек лишь потому,
Что те способны дать мирское удовольствие ему.
Люди редко интересуются сознанием Кришны, и человек такой
Большей частью заинтересован в получении материальных удовольствий, поэтому он
Поклоняется «сильным мира сего».
В соответствии с тремя гунами природы и деятельности, связанной с ними,
Мною созданы четыре класса человеческого общества.
Знай же, что хотя Я – создатель этой системы, тем не менее, Я,
будучи неизменен, Сам не вхожу в нее.
Господь – Творец всего,
Все происходит из Него,
Все поддерживается Им, и после уничтожения все
Покоится в Нем.
Он – создатель
Четырех классов
Человеческого общества; к первому классу
Принадлежат самые разумные люди, называемые брахманами,
Из-за того, что находятся они под влиянием гуны добродетели; следующий класс-
Административный, или класс кшатриев,
Находящийся под влиянием гуны страсти.
Люди торгового сословия, называемые вайшьями,
Находятся под смешанным влиянием
Гун страсти и невежества, и шудры,
Рабочий класс, существуют
В гуне невежества.
Стремление человека к деятельности определяется воздействием
На него соответствующих гун материальной природы, определяемых
Его кармой.
Человек в сознании Кришны,
Однако, находится выше
Брахмана; брахманы обычно осознают только проявление Кришны
Как имперсонального Брахмана.
Но тот, кто выходит за пределы ограниченного осознания брахмана
И достигает понимания
Верховной Божественной личности, Кришны,
Обретает сознание Кришны.
Или, другими словами,
Становится вайшнавом.
Сознание Кришны включает в себя знание обо всех полных экспансиях
Кришны,
Человек, находящийся в сознании Кришны,
Выходит за пределы
Любых делений
Человеческого общества, рассматриваем ли мы деления рода, нации или вида.
Все это можно выразит и так:
Все общество людей разделено,
На классы делится оно,
И каждый класс под гуной своей живет,
И соответствующую деятельность ведет.
Воздействует на брахманов добродетель,
Под гуной страсти мы кшатриев отметим,
Кто под невежеством глубоким пребывает,
Того мы шудрой называем.
Три гуны в мире существуют:
Добродетель, страсть невежество, - и все они по всей земле кочуют.
Под добродетелью мы брахманов найдем,
Кто в гуне страсти пребывает, того мы кшатрием зовем.
Под смешанным воздействием невежества и страсти
Находим мы торговое сословие – вайшьей.
Под гуной невежества рабочее сословие - шудры – пребывают.
Нет такой деятельности, которая влияла бы на Меня;
Я не стремлюсь к плодам ее. Тот, кто осознает эту истину обо Мне,
также не запутывается в кармических последствиях своей деятельности.
Как на царя не действуют законы,
Которые в его стране приняты за основу,
Так и Господь, хотя является Творцом,
Не подвергается воздействию ни в чем.
Владелец предприятия не отвечает,
Когда его рабочие что-либо совершают.
И точно также люди сами за себя ответ держать должны,
За все ответственность несут они.
Живые существа заняты деятельностью ради удовлетворения собственных чувств,
Но такая деятельность, пойми, мой друг,
Не предписывается Господом; небесные полубоги –
Всего лишь слуги Бога.
Владелец предприятия
Не стремится к удовольствиям низшего порядка,
Каких могут желать рабочие его.
Господь
Находится в стороне от материальной деятельности
И ее последствиях.
К примеру, дожди не несут ответственности
За различные виды растительности, появляющейся на земле,
Хотя без этих дождей
Невозможен рост растительности этой.
В материальном творении
Господь есть только высшая причина.
Непосредственная же причина –
Материальная природа, благодаря которой
Космическое проявление становится видимым; существует разнообразие большое
Среди сотворенных живых существ:
Полубогов, животных, людей,
И на всех на них оказывают влияние их прошлые хорошие или дурные поступки.
Господь просто дает им возможность совершать эти поступки,
Регулируя их гунами природы, но Сам
Он не несет ответственности за их прошлую и настоящую деятельность.
Господь относится беспристрастно ко всем живым существам.
Живые существа сами отвечают за свои действия.
Господь только дает
Им возможность совершать их через посредство материальной природы,
Внешней энергии Бога.
Тот, кто осознает
Трансцендентальную природу Господа, уже обладает сознанием Кришны
И уже не подвержен законам кармы; тот, кто познал
Высшую истину, есть освобожденная душа,
Утвердившаяся в сознании Кришны.
И если действуешь, плодов лишь ожидая,
Повязан будешь кармическими сетями.
Влияние прошлого мы носим на себе,
И все, что совершил, все отразится на тебе.
Все освобожденные души в древние времена действовали с таким пониманием
Моей трансцендентальной природы.
Поэтому ты должен исполнять свой долг, следуя по их стопам.
Существует два рода людей; сердца одних
Заполнены нечистыми материальными стремлениями, другие же свободны от них.
Сознание Кришны есть благо для обоих этих родов,
Оно на всех влияет благотворно.
Попробуйте вы это на себе,
Узнаете, что радости такой ты не найдешь нигде.
Первые могут прийти к сознанию Кришны через постепенный процесс очищения,
Следуя регулирующим принципам преданного служения.
Те, кто очистились уже, могут продолжать действовать в сознании Кришны,
Оказывая благотворное влияние на тех,
Кто последует примеру их деятельности; отойти от деятельности в сознании Кришны
И сидеть в стороне,
Просто демонстрируя свое сознание такое,
Не так благотворно,
Как действительная деятельность ради Кришны.
Даже умные люди не знают, что есть действие и что - бездействие.
Теперь я объясню тебе, что есть действие, и, зная это, ты освободишься от всех несчастий.
И только деятельность в сознании Кришны
Есть самая полезная и наивысшая,
Поскольку лишь она одна
Способна вырвать нас из пут мирского бытия.
Необходимо следовать великим авторитетам, таким, как Брахма, Шива, Нарада,
Ману, Кумары, Капила, Прахлада, Бхимша, Шукадева Госвами, Ямараджа, Джанака
И Бали Махараджа,
А с помощью мыслительных спекуляций
Человек не в состоянии выяснить, что есть религия или самореализация
Все хитросплетения деятельности очень сложны для понимания.
Поэтому следует хорошо знать, что есть действие,
что – запрещенное действие, и что - бездействие.
Если человек серьезно стремится к освобождению от материальных пут,
Необходимо ему
Понять различия, существующие между действием, бездействием
И запрещенными действиями.
Чтобы понять, что есть сознание Кришны
И соответствующая деятельность,
Человеку следует узнать о своих взаимоотношениях со Всевышним
То есть, пройдя обучение, совершенно убедиться в том,
Что каждое живое существо-
Вечный слуга у Господа самого,
Необходимо действовать, держа в уме Его.
Любые выводы другие
Быть запрещенными должны отныне.
Любые выводы другие, против этого сознания
И ему сопутствующей деятельности, являются викармой,
Или запрещенными действиями. Чтобы это понять,
Надо общаться нам
С авторитетами, пребывающими в сознании Кришны,
И узнать этот секрет от них,
Это столь же хорошо, как и получить
Знание непосредственно от Кришны.
Иначе даже самый разумный человек зайдет в тупик.
Тот из людей разумен, кто видит бездействие в действии,
и действие в бездействии; его положение трансцендентально, хотя он и занят разнообразной деятельностью.
Тот человек разумным будет,
Кто в действии увидит лишь бездействие одно,
И действие в бездействии самом,
Кто высшее сознание в себе пробудит.
Когда в сознании Кришны ты живешь,
Оковы кармы уберешь,
Тогда поступки все во имя Кришны совершаешь,
Поэтому не наслаждаешься результатами труда и не страдаешь
От них; поэтому такой человек разумен, хотя занят
Различной деятельностью для Кришны,
От всех последствий трудов своих освобожденным он предстанет.
Имперсоналист стремится лишь к покою,
Чтобы последствия трудов не смогли его побеспокоить,
А тот, кто служит Кришне,
Духовным счастьем полон, пришедшим свыше.
И если ты слугой у Бога себя осознаешь, удовлетворения ни в чем не ищешь,
Алмаз бесценный ты тогда отыщешь.
Занятые в этом процессе не желают
Личного чувственного удовлетворения; осознание
Себя как вечного слуги Кришны делает человека неподвластным последствиям
Его деятельности.
Тот считается обладающим полнотой знания, кто свободен от стремлений к чувственному удовлетворению. Мудрецы говорят о таком, что последствия его деятельности сожжены огнем совершенного знания.
Лишь обладающий полным знанием может понять действия человека,
Находящегося в сознании Кришны; и так как человек
В сознании Кришны свободен от наклонностей к чувственным наслаждениям,
Следует понимать, что он сжег все последствия
Своей деятельности
Посредством совершенного знания о своем истинном положении вечного слуги
Верховной божественной личности; тот действительно образован, кто достиг
Такого совершенства знания.
Развитие этого знания
О вечном служении Господу сравнимо с огнем.
Такой огонь,
Однажды зажженный, может сжечь все последствия
Твоей деятельности.
Коль это знание есть в тебе,
Стремления к чувственному удовлетворению погасишь ты в себе,
Тогда последствия всех дел твоих такое знание сожжет,
И это знание – есть огонь.
Коль этим знанием ты обладаешь,
Людей в сознании Кришны понимаешь,
Тогда действительно ты будешь образован и умен,
Коль ты зажжешь в себе огонь.
Знание – это огонь, и коль зажжешь его в себе,
Последствия всех действий подвластные уже тебе.
Они огнем священным знания истинного будут сожжены,
И от чувственного удовлетворения освободишься вскоре ты.
Отказавшись от всякой привязанности к результатам своей деятельности,
всегда удовлетворенный и независимый, он не совершает действий,
приносящих плоды, хотя и занят постоянно всевозможными делами.
Такая свобода от рабства деятельности возможна только в сознании Кришны,
Когда человек делает все для Кришны.
Человек в сознании Кришны
Действует из чистой любви к Верховной божественной личности,
И потому его не привлекают
Плоды его деятельности; его не интересует даже собственное существование,
Так как все делается ради Кришны.
Он не стремится
Ни приобретать вещи, не сохранять их.
Он стремится, как можно лучше, выполнять обязанности свои,
И оставляет все на волю Кришны.
Такой отрешенный человек свободен от последствий своих
Хороших или плохих
Поступков,
Как будто он не совершает их.
Это признак акармы, или деятельности не ради ее плодов; любая
Деятельность другая,
Совершаемая не в сознании Кришны, связывает человека,
И это-
Признак викармы. Свободы чтоб своей достичь,
Чтоб высшую материю постичь,
Последствий всех дел своих чтоб избежать,
Ты сознающим Кришну должен стать.
Этот знающий человек действует, полностью контролируя свой ум и разум, отрешается от всех собственнических инстинктов и трудится только ради жизненно необходимого, и тогда на него не действуют последствия
его греховных поступков.
Привязанностей к плодам своих работ иметь не надо,
Будь независим и удовлетворен, и Кришне поставляй все время радость,
Тогда свободен будешь ты от кармы,
Хотя и будешь занятый делами.
И если ты в сознании Кришны пребываешь,
Его любовью переполненным бываешь,
Плоды трудов твоих тебя не привлекают,
Любовь к Всевышнему все остальное заглушает.
Сознающий Кришну знает,
Что он является
Неотъемлемой частичкой Бога, и поэтому роль, которую он играет,
Будучи частичкой целого,
Не избрана им по собственному усмотрению,
А определена
Всевышним и только выполняется через посредничество Его; рука,
Совершающая движение, поступает так
Не по собственному желанию, а в соответствии со стремлениями всего тела.
Человек в сознании Кришны
Всегда сообразуется с желаниями Всевышнего,
Не думая об удовлетворении своих чувств; совершая действие,
Он подобен детали в механизме машины.
Как детали машины
Требуют смазки и чистки для поддержания
Ее работоспособности, так и он поддерживает свое существование
Только для того, чтобы быть способным к трансцендентальному
Служению Господу; поэтому он защищен
От всех последствий своих поступков; подобно животному, он
Не имеет собственности, не претендуя даже на собственное тело.
Жестокий владелец
Может убить животное, являющееся собственностью его,
И животное даже не будет протестовать.
Нет у него и никакой подлинной независимости.
У человека в сознании Кришны,
Полностью погруженному в самореализацию, очень мало времени
На ложные устремления
К обладанию каким-либо материальным предметом.
Для поддержания тела и души
Он не пользуется неправедными средствами накопления денег,
И потому не оскверняет себя подобной
Материальной греховностью; он свободен
От всех последствий поступков своих.
Тот, кто довольствуется прибылью, которая приходит сама собой, кто свободен
от двойственности, свободен от зависти, кто сохраняет твердость как в успехе,
так и в неудаче, тот никогда не запутывается в сетях кармы, хотя и совершает различные действия.
В сознании Кришны ты все на волю Кришны оставляешь,
И удовольствие Ему все время поставляешь,
Такая деятельность тебя не свяжет,
А все другие кармою повяжут.
Существование собственное тогда тебя не беспокоит,
Поскольку знаешь, что все во власти Бога,
И делать будешь все с сознанием Кришны,
В виду имея, что над тобой контроль ведется свыше.
И если контролируешь себя,
Желания Господа услышишь ты всегда.
От собственности старайся избавляться,
Материальных благ не стоит добиваться.
Ты твердым остаешься как в успехе, так и в неудаче,
Эти признаки заметны станут,
Если обретаешь трансцендентальное знание.
Действия человека, непривязанного к гунам материальной природы, всецело пребывающего в трансцендентальном знании, становятся целиком духовными.
Коль к сознанию Кришны ты стремишься,
Тогда от двойственности освободишься,
И, таким образом, от скверны материальной природы.
Над гунами природы
Вознесешься,
И знания высшего добьешься.
Когда все действия для Кришны совершаешь,
Тем самым, жертвоприношения ты выполняешь,
Последствия деятельности твоей в трансцендентальности растворятся, и на тебя
Они уже не будут влиять.
И если ты сознанием Кришны обладаешь,
Ты в Царство Божье попадаешь,
Поскольку ты свое сознание преобразил,
С сознанием высшим его соединил.
Теперь сознанием высшим обладаешь,
В блаженстве постоянном пребываешь,
Над гунами природы вверх поднялся,
Туман невежества внизу остался.
Природа вся твоя преобразилась,
Возвышенною стала и одухотворилась,
Покров иллюзии сумел ты разорвать,
Свободным и счастливым человеком смог ты стать.
Твое сознание материей покрыто было,
Господь покров убрал – и солнце засветило,
Твое сознание освободилось,
Душа волшебным светом засветилась.
Человек, всецело погруженный в сознание Кришны, непременно попадает
в духовное царство, ибо он все отдает духовной деятельности,
в которой потребление абсолютно, и то, что предлагается, обладает той же духовной природой.
Поглощенная материей
Обусловленная душа может излечиться с помощью сознания Кришны.
Этот процесс именуется ягьей, или жертвоприношением,
Предназначенным для удовлетворения Вишну, или Всевышнего.
Чем больше деятельности в материальном мире совершается в сознании Кришны,
То есть только во имя Вишну,
Тем больше атмосфера одухотворяется, полностью погружаясь в Него.
Слово Брахман означает «духовный»
Господь духовен,
И лучи Его тела называются брахмаджьоти,
Его духовным сиянием; все, что существует, находится в брахмаджьоти.
Но когда джьоти покрыто иллюзией (майей),
Или чувственным удовлетворением, оно называется материальным.
Этот материальный покров может быть сброшен с помощью сознания Кришны.
Таким образом, то, что предлагается ради сознания Кришны,
Тот, кто потребляет предложенное или пожертвованное,
Процесс потребления, жертвователь
И результат все это, вместе взятое,
Есть Брахман, или Абсолютная Истина.
Абсолютная Истина,
Покрытая майей, называется материей; материя,
Приведенная в соответствие
С Абсолютной Истиной, восстанавливает свое духовное качество; сознание Кришны
Есть процесс преобразования иллюзорного сознания в Брахмана, или Всевышнего.
Когда ум полностью погружен в сознание Кришны,
Говорится, что он находится в самадхи, или в трансе,
И все, что делается в таком трансцендентальном сознании,
Называется ягьей, или жертвоприношением Абсолюту; в этом состоянии
Вкладчик, вклад,
Потребление, исполнитель или руководящий исполнением и результат,
Или конечная цель – все сливается в одно в Абсолюте, Верховном Брахмане.
В этом и состоит метод сознания Кришны.
Иные йоги безупречно поклоняются полубогам, предлагая им различные жертвоприношения, и некоторые из них приносят жертвы на огонь Верховного Брахмана.
Тот, кто занят выполнением обязанностей в сознании Кришны,
Называется совершенным йогом, или первоклассным мистиком.
Но существуют также и другие, совершающие различные
Жертвоприношения полубогам, а также
Жертвующие Верховному Брахману, или имперсональному
Аспекту Всевышнего Господа; жертвоприношения бывают разного рода,
Относящиеся к различным категориям.
Такие различные категории жертвоприношений, совершаемые различного рода
Людьми, отличаются лишь внешне.
На самом деле жертва
Предназначена для удовлетворения Вишну, который также
Известен под именем Ягья.
Все эти различного рода жертвоприношений
Можно разделить на две основные группы, а именно: принесение
В жертву материальных благ, и жертвоприношения ради
Обретения трансцендентального знания.
Находящиеся в сознании Кришны жертвуют всем материальным ради
Удовлетворения Господа, тогда как другие, желающие преходящего
Материального счастья,
Жертвуют своей материальной собственностью, чтобы удовлетворить полубогов,
Таких, как Индра, бог солнца и так далее.
Другие, имперсоналисты, жертвуют своей индивидуальностью,
Растворяясь в Безличном Брахмане; они приносят свою индивидуальность
На высший огонь
И кончают,
Таким образом, свое индивидуальное существование,
Растворяясь в существовании Всевышнего.
Другими словами,
Те, кто трудится ради плодов своего труда, приносят в жертву
Материальные предметы
Во имя материального наслаждения, в то время как имперсоналисты
Жертвуют тем же самым ради растворения во Всевышнем.
Для имперсоналиста
Огненным алтарем жертвоприношения является Верховный Брахман,
А жертвой – он сам, поглощаемый огнем Брахмана.
Но человек в сознании Кришны
Жертвует всем ради удовлетворения Всевышнего,
И его материальная собственность, и он сам – все отдается Кришне.
И он – йог самого высокого класса,
Но он не теряет своего индивидуального существования.
Или, по-другому можно так сказать:
Жертвоприношения разными бывают,
И жертвует одни, перед полубогами преклоняясь,
Материальных благ себе желая,
Другие жертвуют, чтоб знание получить.
Имперсоналисты жертвуют, чтобы растворить
Свою индивидуальность; но человек в сознании Кришны всем жертвовать готов,
Чтоб Кришна был удовлетворен,
И собственность свою, и всего себя - он Кришне отдает.
Его йогом высшим мы зовем.
Для имперсоналиста огненным алтарем жертвоприношения
Является Верховный Брахман, без сомнения,
А жертвою – он сам, поглощаемый огнем Брахмана,
У преданного жертвоприношения другого плана.
Некоторые (настоящие брахмачари) приносят в жертву процесс слушания
и чувства на огонь умственного контроля, а другие (ведущие регулируемую
семейную жизнь), приносят в жертву объекты чувств на огонь чувств.
Жизнь человека подразделяется на четыре уклада, называемых брахмачари, грихастха,
Ванапрастха и санньяса,
И все, относящиеся к ним, предназначены для того, чтобы стать
Совершенными йогами, или трансценденталистами; и жизнь не для того тебе дана,
Чтоб чувственным удовольствиям смог предаваться ты сполна,
На жизнь животных быть не должна похожей она.
Чтоб совершенствовать себя в духовной жизни, - вот это есть ее цена.
Эти четыре уклада человеческой жизни
Устроены образом таким, чтобы человек мог добиться совершенства в духовной жизни.
Брахмачари, живущие
Под руководством духовного учителя,
Контролируют ум, отказываясь от чувственного удовлетворения; брахмачари слушают
Только слова, относящиеся сознанию Кришны; слушание –
Основа для понимания,
И потому брахмачари полностью отдается воспеванию
И слушанию хвалы Господу; он воздерживается от слушания
Вибрации материальных звуков.
Подобным образом, семейные люди, имеющие
Некоторые права на удовлетворение чувств, совершают такие действия
С большими ограничениями; половая жизнь, возбуждающие
И опьяняющие
Средства, употребление в пищу мяса – вот обычные наклонности людей.
Но семейный человек,
Ведущий жизнь согласно правил и предписаний,
Не позволяет
Себе нерегулируемой половой жизни и других чувственных наслаждений.
И, без сомнений,
Брак, основывающийся на религиозных принципах,
Принят
Во всем цивилизованном обществе, поскольку это есть путь ограничения
Половой активности; эта ограниченная, не являющаяся самоцелью
Половая жизнь - тоже вид ягьи, поскольку обуздывающий себя грихастха
Жертвует стремлением
К чувственным наслаждениям
Ради более высокого, духовного существования.
Настоящий преданный в жертву принесет
Вибрации мирские, и удовлетворение чувств, все это его уж больше не влечет.
А если не обуздывать ни в чем себя,
Существования высшего ты не достигнешь никогда.
Вино, наркотики, и секс без ограничения,
Употребление мяса – и разве можно ждать спасения?
Другие, кто заинтересованы в достижении самореализации
посредством контроля ума и чувств, предлагают функции всех чувств и дыхания жизни как жертву на огонь контролируемого ума.
Здесь упоминается система йоги Патанджали, и учит она,
Как контролировать потоки внутри себя,
Чтобы в конечном итоге любое действие их оказало
Благотворное влияние,
Очищая душу от материальных привязанностей.
На некоторых нисходит озарение благодаря тому, что они пожертвовали имуществом, на других – благодаря их суровому аскетизму, или занятиям мистической йогой восьми видов, или изучению Вед для развития трансцендентального знания.
Причины озарения могут быть различны,
Хотя оно всегда приходит свыше.
На некоторых оно снизойдет,
Когда имущество свое кому-то отдаешь.
А на других – благодаря тому,
Что аскетизмом усмирили плоть свою,
На третьих – при занятиях мистической йогой
Озарение с небес приходит.
И коль к оккультным силам имеешь ты стремление,
Получишь сверху озарение.
И если Веды изучаешь,
Тогда и знание истинное ты приобретаешь,
И озарение сверху будешь получать,
И более высокое положение в жизни занимать.
Все действия такого рода
Есть ягья, однако, низшая у них природа.
Поскольку совершаются они лишь для того,
Чтобы достичь какого- либо совершенства своего.
Служение Кришны – всех их выше,
Стоит оно тех действий превыше,
На тех путях сознания Кришны не получишь,
Оно из всех путей есть наилучший.
Другие, склонные к процессу сдерживания дыхания для достижения транса, практикуют задержку движения выдоха на переходе во вдох и вдоха на переходе
в выдох, и так, в конце концов, достигают транса, прекратив всякое дыхание.
Некоторые из них, ограничивая себя в еде, предлагают в качестве жертвы выдыхаемый воздух.
Система йоги, контролирующая процесс дыхания,
Называется пранаяма.
И сначала практикуется в хатха-йоге
Через различные сидячие позы.
Этот метод включает в себя контроль воздушных потоков в теле,
Так что становится возможным изменять направление их движения.
Такие йоги могут увеличивать продолжительность своей жизни.
Однако человек в сознании Кришны,
Всегда занятый преданным служением,
Автоматически контролирует свои чувства.
Его чувства,
Занятые служением Кришне,
Не имеют возможности обратиться на что-либо другое; поэтому он в конце жизни
Переносится в мир трансцендентальный,
И поэтому он не предпринимает
Попыток продлить свою жизнь; он сразу поднимается
До уровня освобождения; человек в сознании Кришны уже начинает
Свой путь с трансцендентального уровня и постоянно
Находится в этом состоянии.
Поэтому для него невозможно падение, и в конечном итоге
Он вступает в обитель Бога.
Когда ты пищу Богу предлагаешь,
И лишь потом ее вкушаешь,
Ты мало пищи будешь принимать,
Совсем немного будешь ее брать.
Такой процесс ограничения
Способствует контролю чувств, без всякого сомнения.
От материальных пут нельзя освободиться,
Пока на тот контроль ты не решишься.
Все, совершающие жертвоприношения, понимая значение их, очищаются от кармических реакций, и, вкусив нектар плодов пожертвования, они возносятся
в высшую вечную атмосферу.
« Все те, кто совершает жертвоприношения,
Очистятся от всех кармических реакций, без сомнения,
Плодов пожертвований вкусив,
Они сумеют в высшую обитель вознестись».
Различные виды жертвоприношений: жертвование личной собственностью своей,
Изучение Вед,
Или философских теорий
И практика йоги, - все они имеют цель одну, чтобы научиться мы могли
Контролировать чувства свои.
Удовлетворение чувств есть коренная причина материального существования.
До пор до тех,
Пока выше чувственных удовольствий не будет человек,
Он не будет возможности иметь, чтобы подняться
До вечного уровня
Полного знания, полного блаженства и полной жизни; этот уровень –
В вечной атмосфере, или атмосфере Брахмана; все эти жертвоприношения
Помогают человеку очиститься от кармических
Реакций материального существования; при таком духовном развитии
Человек не только в этой жизни становится счастливым и богатым,
Но и в конечном итоге он вступает
В вечное царство Господа, либо в безличном Брахмане растворяясь,
Либо наслаждаясь
Личными взаимоотношениями с Верховной божественной личностью,
С Кришной.
Или, по – другому, можно так сказать:
Знания истинного ты не достигнешь
До пор до тех, пока удовольствий не отринешь,
А знание высшее полно блаженства,
И вместе с ним придет любовь и совершенство.
И уровень такого знания
В Верховной, вечной атмосфере, откуда к нам придут послания.
И если жертвоприношения ты совершаешь,
Счастливым и богатым в этой жизни станешь,
И жизнь, закончив, попадаешь
В обитель вечную, либо в безличном Брахмане бесследно растворяясь,
Или в общение с Верховной личностью вступаешь,
Живешь там вечно, Его общением наслаждаясь.
О лучший из Куру, не принося жертв, невозможно обрести счастье
на этой планете и в этой жизни; что же тогда говорить о последующей?
«Жертв не принося,
Счастья на этой планете и в этой жизни не сможем обретать;
И если в этой жизни его не получаешь,
В последующем рождении, тем более, его не повстречаешь».
В какой бы форме материального существования ни находилось живое существо,
Всегда в неведении будет пребывать оно
Относительно своего истинного положения; иными словами,
Жизнь в материальном мире происходит в результате
Бесчисленных последствий
Наших греховных действий
В прошлом; вся наша жизнь есть следствие само,
Причины были раньше, сейчас последствия грехов мы жнем.
Грехи мы в прошлом совершали,
Сейчас плоды грехов своих мы пожинаем.
Невежество – вот главная причина
Нашей греховной жизни, запомнить это мы должны отныне.
И если форму человека получил,
Лазейку ты себе открыл,
Через нее из западни пробраться сможешь,
И в мир духовный попасть можешь.
Священные Писания дают возможность нам спастись,
Совет дают, как нам улучшить свою жизнь,
Пути укажут, как к этому прийти,
Об этом нам поведают они.
Главными путями к спасению является религия,
Экономическое благополучие, регулируемое
Удовлетворение чувств, и, наконец, способы полного выхода
Из этого жалкого состояния; путь религии,
Или различные виды жертвоприношений, незамедлительно решают
Наши экономические проблемы; и если ягью совершаем,
Мы молоко, и пищу и прочее другое получаем.
А если тело необходимое все получает,
Тогда, естественно, следующей ступенью
Становится удовлетворение чувств; поэтому Веды
Предписывают нам освященный брак,
Дающий возможность
Регулируемых чувственных удовольствий.
С помощью этого человек
Постепенно поднимается на ступень
Освобождения от материальной зависимости.
Наивысшим совершенством обладаешь,
Когда в общение с Кришной ты вступаешь,
Совершенство достигается тогда,
Коль будешь ягью совершать.
Большое счастье получаешь,
Коль Имена святые повторяешь,
Нам Веды говорят,
Что ягью должны все люди совершать.
Они имеют цель одну, в конце концов,
Чтобы свободу от телесной оболочки получить смогли б они.
Мы знать должны,
Что существуют разные
Степени материального комфорта на разных
Небесных планетах,
И во всех случаях человека,
Совершающего различного вида жертвоприношения, ожидает большое счастье.
Но наивысшее счастье,
Которого человек может достичь,
В том состоит,
Чтобы подняться на духовные планеты,
Практикуя сознание Кришны.
Поэтому жизнь в сознании Кришны
Есть решение всех проблем нашего
Материального существования.
Все эти разнообразные жертвоприношения одобряются Ведами,
и каждое из них порождается определенным типом деятельности.
Зная это, ты достигнешь освобождения.
В Ведах
Упоминаются различные типы жертвоприношений,
Соответствующих различным типам людей; поскольку люди настолько погружены
В телесные представления о жизни, эти жертвоприношения
Устроены так, чтобы человек смог осуществить
Их посредством тела, ума или разума; но все они
Рекомендуются для конечного достижения
Свободы от телесной оболочки.
О, карающий врагов, принесение в жертву знания лучше,
чем принесение в жертву материальной собственности.
В конце концов, о, сын Притхи, высшая цель жертвоприношений –
достижение трансцендентального.
Цель всех жертвоприношений – достижение состояния совершенного знания,
Затем освобождение от материальных страданий,
И, наконец, погружение
В трансцендентальное любовное служение
Всевышнему Господу (сознание Кришны).
Есть определенные секреты, связанные со всеми
Этими различными видами жертвоприношений.
Жертвоприношения иногда принимают определенные формы,
Соответствующие определенной
Вере человека, совершающего их.
Когда вера человека достигает
Ступени трансцендентального знания,
Совершающий жертвоприношение считается
Более духовно развитым
По сравнению с тем, кто просто приносит в жертву
Какие-либо материальные предметы,
Не имея такого знания,
Поскольку без знания жертвоприношения совершаются
На материальном уровне и не приносят духовного блага.
Истинное знание достигает
Вершины в сознании Кришны, высшей ступени трансцендентального знания.
Без достижения высшей ступени знания
Совершение жертв останется
Просто материальной деятельностью, но совершаемая в трансцендентном знании,
Эта деятельность достигает духовного уровня; в зависимости от разницы в сознании,
Совершение жертвоприношений иногда называется
Кармой-кандой, то есть деятельность ради ее плодов, а иногда - гьяной- кандой, знание
Во ими достижения истины; лучше, когда целью является знание.
Или, по-другому можно так сказать:
Цель всех жертвоприношений-
Знание получить, в том нет сомнений,
Затем освободиться от мирских страданий,
Возвысить бытие свое, достичь высокого сознания,
Потом в служение Кришне погрузиться.
Пока ты знания высокого не смог еще добиться,
Все жертвоприношения на низшем уровне лишь остаются,
Мирскою деятельностью они тогда зовутся.
Но если знанием высоким обладаешь,
На высшем уровне тогда все ягьи совершаешь,
Тогда сумеешь истины добиться,
К такому жертвоприношению должны всегда стремиться.
А коль сознание низкое пока,
Ты ягью будешь совершать
Ради плодов, ради материального богатства,
Чтоб обрести мирское счастье.
Когда сознание высшее имеешь,
Тогда для высшего созреешь,
И будешь жаждать истину познать,
Потом слугой у Бога сможешь стать.
Тогда стоишь ты на ступеньку выше
Всех тех, сознание чье намного ниже.
Ты более развит в духовном понимании,
Чем те, кто не имеет такого знания.
Коль знанием высоким ты не обладаешь,
На уровне мирском ты ягьи совершаешь,
Духовных благ от этого не жди,
Останутся закрытыми они.
И если знание высшее ты людям раздаешь,
Большую пользу им даешь,
И этот акт ценнее будет выглядеть, чем тот,
Когда ты собственность свою кому-то раздаешь.
Попытайся узнать истину, обратившись к духовному учителю. Вопрошай его смиренно и служи ему. Самореализованные души способны дать тебе знание,
ибо они видят истину.
Духовное развитие придет тогда,
Учителя духовного найдешь себе когда,
Вручи ему себя, слугою его стань,
О ложной гордости забудь, и со смирением вопрошай.
Никто не может быть истинным
Духовным учителем,
Если он не принадлежит к цепи ученической преемственности.
Господь - изначальный духовной учитель,
А принадлежащий к ученической преемственности
Может передать своему ученику послание Господа таким, как есть оно.
Никто
Не сможет достичь духовной реализации, изобретая собственный метод свой.
Поэтому мыслительные спекуляции или выводы
Не могут вывести
Человека на верный путь; также и самостоятельным изучением книг
Невозможно духовного развития достичь.
Удовлетворение
Осознавшего себя духовного учителя есть секрет прогресса в духовной жизни.
И мы наглядно видим,
Что вопрошание и смирение
Есть качества,
Способствующие духовному пониманию.
Духовный учитель испытывает ученика,
И когда
Он видит его искреннее стремление, он непременно благословляет его, давая
Истинное духовное понимание.
Получив истинное знание от самореализованной души, ты никогда не ввергнешься вновь в эту иллюзию, поскольку посредством этого знания ты увидишь,
что все живые существа – не что иное, как часть Всевышнего,
или, другими словами, что они принадлежат Мне.
Коль чувствуешь себя ты отделенным,
И со Всевышним не соединенным,
Это означает,
Что из-за недостатка знания
Тебя покрыла майя –
Иллюзия сплошная.
Хотя и являясь
Отдельными частичками
Господа, мы составляем целое одно; телесные различия
Живых существ относятся к майе,
Или не являются действительностью.
Все мы предназначены для того, чтобы удовлетворять Кришну.
Все учение Гиты ведется к выводу такому:
Что все живые существа как вечные слуги Бога
Не могут быть отделены от Него, и их ощущение независимости
От Кришны
Называется майей; некоторые думают, что с Кришной
У нас нет общего ничего,
Что Он -
Только великая историческая личность,
И что Абсолют – это безличный Брахман.
Но этот безличный Брахман
Есть собственное излучение Кришны.
Верховная божественная личность
Есть причина всех причин; даже миллионы инкарнаций
Являются лишь Его различными экспансиями.
Собой мы также экспансии Всевышнего являем.
Философы майвади ошибочно полагают,
Что в Своих многочисленных экспансиях Кришна теряет
Свое индивидуальное существование.
Такая мысль материальна
По своей природе; из опыта мы знаем,
Что в материальном мире, когда вещь разобрана на отдельные части,
Она теряет
Свою первоначальную сущность; но философы майвади
Не могут понять, что Абсолют означает,
Что один плюс один равно одному,
И что один минус один тоже равно одному.
Это закон абсолютного мира; мы связью вечной с Кришной соединены,
И никогда не можем быть одни.
С незапамятных времен, забыв свое предназначение, живые существа
Существуют в различных телах
Людей, животных, полубогов и так далее; такие телесные различия
Происходят из того, что они забыли
О трансцендентальном служении
Господу; но когда человек занят преданным служением,
Он сразу же освобождается от иллюзии; когда-то мы забыли о служении Ему,
Но если вновь постигнем мы науку ту,
Которую мы преданным служением называем,
Мы отношения с Богом возрождаем.
Совершенное знание есть знание о том, что Параматма, Кришна – прибежище для всех
Живых существ,
И что, отказываясь от этого прибежища, живые существа вводятся в заблуждение
Материальной энергией
И воображают, будто существуют отдельно.
Таким образом, согласно различным родам материального отождествления,
Они забывают Кришну; но когда
Такие заблуждающиеся живые существа
Приходят к сознанию Кришны, то они встают на путь освобождения.
Освобождение означает, что человек должен пребывать в своем истинном положении
В качестве вечного слуги Кришны
(Сознание Кришны).
Чтобы свободными людьми нам стать,
Науку преданного служения должны мы постигать.
И если даже ты – самый грешный из всех грешников, поднявшись на корабль трансцендентального знания, ты переправишься через океан бедствий.
«И если даже ты есть самый грешный,
Пересечешь ты океан тот бедствий.
Коль на корабль святого знания взойдешь,
Тот океан невежества пересечешь».
Истинное положение твое -
Слугою быть ты должен у Бога самого.
И если это понимаешь,
Ты знанием высшим обладаешь,
Оно тебя избавит от борьбы за существование,
Невежество твое растает.
Весь этот мир материальный сравнить мы можем
С горящим лесом, и с океаном тоже.
Он есть невежества и бедствий океан,
В нем существует зло, вражда, обман.
Борьба за существование жестока и сурова,
Пусть опытен пловец - но все же
Ему не избежать страданий,
Уж так устроен этот мир иллюзий, обмана.
Если кто-нибудь приходит на помощь и вытаскивает борющегося пловца из океана,
Он величайшее благо совершает.
Совершенное знание,
Полученное от Верховной божественной личности, есть путь к освобождению,
И в том не может быть сомнения.
Сознание Кришны – спасательное судно,
Спастись возможно, поднявшись над иллюзией,
И этот метод простой, на самом деле,
И он возвышен и прекрасен беспредельно.
Как пылающий огонь превращает дрова в пепел, о, Арджуна, так огонь знания сжигает дотла все последствия материальной деятельности.
«Как пылающий огонь в пепел дрова все превращает,
И точно также,
Огонь знания сожжет дотла последствия всех дел твоих,
Как хороших, так и плохих».
Когда о сущности своей узнаешь,
О Боге и о вашей вечной связи,
То это знание с огнем сравнить возможно,
Оно освободит тебя от всех последствий греховных.
Существует четыре типа кармических реакций:
Реакции, проявляющие себя в настоящий момент, реакции созревающие,
Реакции, уже полученные нами,
И реакции, которые в будущем проявят себя.
Но знание истинного положения живого существа
Все это в пепел превращает.
Когда человек истинное знание обретает,
Все реакции уничтожаются тогда.
В этом мире нет ничего более возвышенного и чистого, чем трансцендентальное знание. Это знание – зрелый плод всего мистицизма. И тот, кто достигнет совершенства в преданном служении, насладится этим знанием в свое время.
«Нет в этом мире ничего,
Что было б возвышенней и чище знания того.
Оно есть мистицизма зрелый плод,
Оно пойдет всем нам лишь только впрок».
Когда мы говорим о трансцендентальном знании,
Имеем мы в виду духовное понимание.
Невежество – вот причина основная
Рабства нашего, а знание –
Причина освобождения.
Подобное знание – зрелый плод преданного служения.
Обладая им,
Нет человеку нужды искать мир
Где - либо еще, поскольку он наслаждается миром в самом себе; другими словами,
Это знание и умиротворение достигают
Своей высшей точки в сознании Кришны.
Таково последнее слово Бхагават- гиты.
Или, по-другому, можно так сказать:
Причина рабства нашего – невежество само,
Причиной освобождения предстанет знание то.
Оно есть плод служения Богу,
И если есть оно в тебе – изменишь ты свою природу,
Искать на стороне не будешь развлечений,
Найдешь в себе покой, умиротворение.
Кто в преданном служении совершенства достигает,
Тот это знание приобретает,
И наслаждаться миром внутри себя ты станешь,
Духовно развитым человеком ты тогда предстанешь.
Верующий человек, стремящийся к трансцендентальному знанию
и подчиняющий себе чувства, достоин достигнуть такого знания, достигнув его, быстро обретает высший духовный покой.
Верующий- это тот человек, который думает, что, просто действуя в сознании Кришны,
Он может достичь совершенства жизни.
Эта вера достигается через преданное служение и чтение
Маха-мантры, очищающей сердце
Человека от всяческой материальной скверны.
Кроме этого, человек еще должен контролировать свои чувства.
Верующий в Кришну и контролирующий чувства
Может легко достичь совершенства в сознании Кришны.
Или, по-другому можно так сказать:
Если в Кришну вера есть в тебе,
А ее достигнешь, коль помнить будешь о Нем всегда, везде,
И если маха-мантру будешь повторять,
И если чувства все свои в узде сумеешь удержать,
Тогда в служении Кришне достигнешь совершенства,
Придет к тебе покой и счастье и блаженство.
Только тот может достигнуть знания такого,
Кто верой в Кришну преисполнен.
Но невежественные и неверующие люди, сомневающиеся в шастрах,
не обретают сознания Господа; они падают вниз.
Для сомневающейся души нет счастья ни в этом мире, ни в следующем.
Похожи на животных мы бываем,
Когда Писания Священные читать мы не желаем,
В них веры не имеем,
И потому Священные Писания не ценим.
И те, кто веры не имеет,
А также те, кто сомневается во всем без меры,
Сознание Бога не приобретают,
Прогресса и развития не достигают.
И если Бога ты не знаешь,
Его слова за бред считаешь, -
Благополучия не жди тогда,
Ни в этой жизни, ни в той, которая придет еще когда.
И для таких людей нигде нет счастья.
Священные Писания все время изучайте,
С их помощью приходит истинное понимание,
И расширяется сознание.
Поэтому нужно с верой следовать всегда
Принципам ведических шастр,
И с помощью их подняться до положения истинного знания.
Только оно поможет человеку достичь высокого уровня духовного понимания.
Другими словами,
Сомневающиеся люди не имеют возможности получить духовную независимость.
Поэтому нужно следовать по стопам духовного учителя.
Тот, кто преданно служит Господу, отказавшись от плодов
своей деятельности, и чьи сомнения разрушены трансцендентальным знанием, действительно познал себя.
В таком случае его не связывают последствия его деятельности,
о, завоеватель богатств.
«И если Богу служишь, и в сердце с Ним живешь,
И коль плодов работ своих не ждешь,
И коль сомнения оставили тебя,
Тогда мы скажем, что ты действительно познал себя».
Кто следует всем наставлениям Гиты,
Освобождается от всех сомнений благодаря трансцендентальному знанию.
Он, как неотъемлемая частичка Кришны,
Уже имеет знание
О сущности своей,
Поэтому становится он выше
Зависимости от деятельности своей.
Итак, оружием знания победи сомнения, родившиеся в твоем сердце от неведения.
Вооружившись йогой, о Бхарата, поднимись и сражайся.
Система йоги,
Изложенная в этой главе, называется санатана-йога,
Или вечная деятельность, совершаемая живым существом; в этой йоге
Имеется два вида жертвенных действий:
Принесение в жертву
Материальных богатств и вид другой - знание
О своей сущности, что является
Истинно духовной деятельностью.
Если принесение в жертву собственности материальной
Не направлено на достижение духовного самосознания,
То такая жертва становится материальной.
Но тот, кто делает это с целью
Достижения духовного совершенства, или в преданном служении,
Приносит истинную жертву.
Духовные действия делятся на две группы; и, без сомнения,
В духовных действиях найдем мы разделение,
В одних из них увидим мы стремление,
Понимание своей истинной сущности ( или истинного положения) и истины
Относительно Верховной личности.
И тогда нетрудно приобрести совершенное знание
О своей сущности как неотъемлемой частички Господа; такое осознание-
Благо для человека, так как он легко может понять Его трансцендентальные деяния.
Не понимающий поучений Гиты - неверующий,
И следует понимать, что он неверно
Использует частичную независимость, данную ему Богом.
Тот, кто не понимает подлинной природы
Господа как вечной, блаженной и всеведущей Божественной личности –
Глупец; невежество можно устранить путем принятия принципов сознания Кришны.
Сознание Кришны
Пробуждается с помощью различных жертвоприношений
Полубогам, Брахману, жертвоприношений
Через воздержание,
Через регулируемую семейную жизнь,
Контроль чувств, практику мистической йоги, аскетизм,
Через изучение Вед, участие
В общественном устройстве, называемом варнашрама-дхарма.
Все это
Считается жертвой
И основано на регулируемой деятельности.
Но во всех этих случаях главным фактором является самореализация; тот,
Кто стремится к этой цели - истинный ученик Гиты, но тот,
Кто сомневается в авторитете Кришны,
Падает вниз; надо следовать путем Гиты,
Остерегаясь людей, интересующихся лишь
Собственным возвеличиванием и сбивающих других
С истинного пути.
Господь - Высшая личность, и действия Его трансцендентальны.
Тот, кто это понимает,
Достигает освобождения с самого начала своего изучения Гиты.
Сомнения тебя покинут лишь тогда,
Когда высоким знанием ты будешь напоен сполна.
Тогда ты сущность, или «я» свое познал,
И станешь выше всех невзгод и всех похвал.
И если жертвуешь собственность свою,
И цель при этом имеешь лишь одну,
Чтобы какие-либо блага получать,
Такую жертву материальной будем называть.
А тот, кто будет делать это,
Имея цель - достигнуть совершенства,
Или в служении Кришне кто пребывает,
Тот истинную жертву совершает.
Коль принципы служения освоишь,
Ты дверь в высокий мир себе откроешь.
Подс.лит-ра Бхагават - гита как она есть
Свидетельство о публикации №123111001415