Гл. 3. карма- йога

Верховная божественная личность сказал:
«О безгрешный  Арджуна, я уже объяснил, что есть два класса людей, пытающихся познать свое  «я». Некоторые  склонны делать это  с  помощью  эмпирических   философских размышлений,
другие – через преданное служение Господу».

Есть  путь санкхья- йоги
И путь карма-йоги, или буддхи-йоги.
Санкхья-йога, или аналитическое познание природы материи и духа, есть предмет
Изучения для людей,
Склонных спекулировать и пытаться вещи понимать через экспериментальное познание,
И философствование разное.
Но идя другим путем,
Принадлежа к группе второй,
То есть, в сознании Кришны находясь,
Действуя по принципам буддхи-йоги, теряем цепи кармы мы тогда.
Такой процесс не знает недостатков,
Наполнен он любовью, тепло в нем и прекрасно.
Взаимосвязаны системы эти две,
И уживаются они вполне.
Философию и религию они собою представляют,
Взаимную зависимость их наблюдаем.
Религия без философии простой сентиментальностью предстанет,
Нередко и фанатизм через нее проглянет,
А если без религии сухую философию возьмем,
Одни мыслительные спекуляции  мы в ней найдем.
Те философы, кто искренне желают отыскать себя,
А значит, истину, придут всегда
К осознаванию Бога,
Однако, долгая у них дорога.
Другой же путь есть самый близкий,
С сознанием Кришны связан он, пути другие все излишни,
Возвышен и нетруден он,
Очистишься от всех грехов, идя таким путем.
Обходной путь  философских спекуляций может привести к сознанию Кришны,
Другой же путь заключается в непосредственной связи с сознанием Кришны.

Невозможно простым отказом от деятельности освободиться от кармических реакций, и одним только отречением невозможно достичь совершенства.

«Простым отказом от деятельности невозможно
Освободиться от кармических реакций всевозможных,
И  одним только отречением совершенства достичь невозможно».
Образ жизни в отречении
Может быть принят человеком, прошедшим очищение.
Процесс такого очищения
Будет стоять в неукоснительном выполнении
Предписанных обязанностей своих.
И были установлены они
Для очищения сердец
Материалистически настроенных людей.
Философы неверно рассуждают,
Когда теорию такую выдвигают,
Что, просто приняв санньяс, или отказавшись от деятельности мирской,
Нараяне уподобляется человек такой.
Не пройдя через очищение, человек не может достигнуть успеха, просто перейдя
В четвертую  стадию жизни ( санньяс); без очищения сердца санньяс
Лишь нарушением общественного устройства нам предстанет.
Идя таким путем, ты совершенств не обретаешь.
И если очищение не пройдешь,
К тебе успех и совершенство не придет.
Когда очистишься, готов ты будешь к отречению,
Таким путем придет к тебе спасение.
Простым отказом от деяний
Нельзя порвать кармические связи,
Таким путем ты совершенства не достигнешь,
И не придешь к великой цели жизни.
Однако коль себя служению Кришне посвящаешь,
И даже если обязанности мирские свои не выполняешь,
Все будет принято тебе в зачет,
Поможет жизнь прожить без огорчений и забот.
Даже незначительные продвижения
По пути  преданного служения
Поможет человеку преодолевать
Любые трудности, которые он может повстречать.

Каждый вынужден действовать в соответствии с качествами,
данными ему гунами материальной природы; поэтому никто не может
удержаться от деятельности, даже на мгновение.

«Все качества природные твои
Из гун исходят, и им подвластные они.
Ты действуешь, руководимый ими.
Все обусловленные души находятся под ними».

Своей души природу мы познаем:
С души активность постоянно вытекает.
Активность эта обусловлена всегда
Природой души,  а не тем, что душа
Воплотилась в теле; наше тело- механизм есть неживой,
Он управляется душой.
В отсутствии души не может двигаться физическое тело.
Душа активна постоянно, и не может остановиться  даже на мгновение
Когда от Кришны она отдалена,
Тогда под властью внешней энергии- майи - находится она.
И от влияния такого неизбежно
Она под гунами природы будет находиться непременно.
Но истинная деятельность ее – в сознании Кришны, и всегда
Должна быть занята служением преданным твоя душа,
А иначе все действия ее  продиктованы будут иллюзорной энергией Творца
И если даже удержаться на  преданном служении не сможешь,
Однако верной, правильной была твоя дорога.
Утратами, потерями она не обернется для тебя,
Ты в выгоде большой останешься всегда.
Конечной целью очищения
Являться будет Кришна, без сомнения,
К служению Ему когда приходим,
Мы цель всей жизни в том находим.
И если человек сознание Кришны принимает,
Но должным образом служение Ему не выполняет,
И даже если он не следует обязанностям, предписанным в шастрах,
И даже если на должном уровне не будет находиться он всечасно,
Не будет это для него
Ни потерей, и ни злом.
И если даже  выполняет он
Все то, что предписано шастрами для очищения его,
Какую пользу все это принесет,
Коль Кришну при этом он не осознает?

Тот, кто удерживает свои органы чувств от действий,
 но чей ум привязан к объектам чувств, несомненно,
сам себя обманывает и называется притворщиком.

 «И если любой орган чувств от действия удержишь,
Но ум привязанным к объектам чувств при этом держишь,
Обманываешь и себя, и всех вокруг,
Притворщик ты тогда, мой друг».

Существует много притворщиков таких,
Которые отказываются действовать в сознании Кришны, и  они
Устраивают представление из медитаций, в то время как ум у них
Остается на уровне чувственных наслаждений.
Хотя органы чувств от действий он удержит,
Но ум его всю память о наслаждениях держит,
Без очищения чувств нет результата.
На уровне материи всегда готов он оказаться.
А также и таких притворщиков мы  знаем,
Которые о философии пустой все время рассуждают,
Чтоб впечатление на слушателей произвести.
И все они идут по ложному пути.
Себя и нас они обманут,
Поскольку службу Богу отвергают.
Здесь налицо обман увидим,
Неправильным путем они идут по жизни.
Поскольку службу Богу отвергают,
Их ум в неведении блуждает.
К объектам чувств ум привязанным бывает
У философов таких, или у тех, кто в медитации пребывает.
Они обманщиками нам предстанут.
Они себя и нас в обман тот вовлекают.
А тот, йога кто разыгрывает из себя, в то время,
Как он объекты ищет для чувственного удовлетворения.
Называется обманщиком величайшим,
Даже если иногда на темы философские он рассуждает.
Он знанием истинным не обладает,
Поскольку результаты знания такого
Заберет иллюзорная энергия Бога.
Ум притворщика такого осквернен, и показная медитация его не имеет никакой цены.
К служению Кришне мы подойти должны.
Когда науку службы Богу ты постигнешь,
И  очищения своего достигнешь,
Твой ум вкус высшего познает,
И низший вкус потом оставит.
И знание людей таких не будет ценности представлять,
В любой момент все знания сумет отобрать
Служанка Бога – майя - возьмет обратно их,
Поскольку оскверненный ум у них.

С другой стороны, тот, кто искренне пытается контролировать умом
активные органы чувств и занимает  их  деятельностью в сознании Кришны,
без привязанности к материальному, стоит гораздо выше.

Вместо того чтобы псевдотрансценденталистом становиться
Ради бессмысленной жизни  и чувственных наслаждений,
Гораздо лучше заниматься делом собственным своим,
И цели жизни, наконец, достичь,
Состоящей в освобождении
Из плена материи,
И достижении царства Бога; цель жизни каждого из нас -
Чтоб Бога, Вишну постигать.
Для достижения самосознания человек должен вести регулируемый образ жизни,
Как это предписано в шастрах,
Продолжать выполнять свое дело без материальных привязанностей разных.
И  как мы видим,
Таким путем
Духовно будет  развиваться человек такой.
Пускай работу низшую имеешь,
Но если душу ты в нее вложить сумеешь,
И коль привязанности к плодам работ не будешь ты иметь,
Тогда придет к тебе большой прогресс.
Тогда стоишь ты выше шарлатана,
Который о духовности болтает постоянно,
Используя ее лишь для себя,
Живет который, во всем лишь выгоду ища.
Должны поддерживать себя мы неустанно,
И потому должны работать мы исправно,
Пока через очищение не прошел,
Работа для тебя – твой долг.

Исполняй предписанный тебе долг, ибо это лучше, чем не работать.
Без работы невозможно даже поддерживать свое материальное тело.

Что значит слово «очищение»?
Оно от склонностей мирских есть избавление.
Так называемое отречение с целью удовлетворения нужд тела
Не одобрялась никогда ни Господом, и ни Писанием священным.
В конце концов,
Человек  любой
Обязан поддерживать и тело, и душу какой-либо работой.
Не следует по собственной прихоти оставлять  работу,
Не пройдя через очищение от материальных наклонностей своих.
И мы признать должны,
Что любой из нас, здесь находясь,
Живет, к удовлетворению чувств стремясь, иль по-другому, можно так сказать,
Что над природой стремимся мы господство взять.
От этих склонностей очиститься должны,
Коль не очистились еще, мы не должны
Пытаться стать  трансценденталистом, отказаться от работы и  жить за счет других.
Каждый из нас
Обязан свои предписанные обязанности выполнять.
Подобная деятельность нас очищает,
И от материальной скверны  сердца освобождает.

Любая деятельность должна выполняться как жертвоприношение Вишну,
иначе она явится причиной рабства в этом материальном мире.
Поэтому, о сын Кунти, выполняй предписанные тебе обязанности ради Его удовлетворения, и ты будешь всегда свободен от этого рабства.

Должны работать, целью руководствуясь одной:
Чтоб Кришна был удовлетворен тобой.
Любая деятельность в материальном мире  без этого всегда
Причиной рабства будет выступать.
Поскольку все дела
Плохие или хорошие, - всегда
Последствия свои имеют,
И сетью кармы связать тебя сумеют.
Любые последствия
Связывают совершающего эти действия.
И потому необходимо делать все дела
Как жертвоприношение Кришне (Вишну), и тогда
От всех грехов освободишься,
Своей свободы сможешь ты тогда добиться.
И ничего не нужно делать для себя, для чувственного удовлетворения,
Должны для Кришны выполнять дела; и, без сомнения,
Такая практика от всех грехов спасает,
И до любовного служения Богу поднимает.
Ягья означает Господь Вишну,
Или  совершение жертвоприношения.
Все жертвоприношения
Предназначены для удовлетворения Вишну.
Одной цели служит как совершение  предписанных жертвоприношений,
Так и непосредственное служение
Господу Вишну.
Сознание Кришны
Является формой ягьи такой.
И мы найдем,
Что система варнашрама имеет ту же цель- удовлетворение Господа Вишну.
Поэтому каждый должен работать во имя удовлетворения Вишну.
Чтобы удовлетворить Кришну, или Вишну,
Надо действовать в сознании Кришны.
Тогда  освобождения мы достигаем,
Но только если духовного учителя все наказания выполняем.
Такая практика  не только спасает
Человека от кармических реакций, но постепенно поднимает
Его до уровня  любовного служения  Богу,
Которое одно способно
Привести его в царство Бога.

В начале творения Господь всех существ сотворил поколение людей и полубогов,
наряду с жертвоприношениями для Вишну, и благословил их, сказав: «Будьте счастливы этой ягьей (жертвоприношением), ибо совершение ее дарует  вам все желаемое для счастливой жизни и достижения освобождения».

«Господь великий при творении
Создал людей, полубогов наряду с жертвоприношениями
Для Вишну, и Он благословил их, сказав:
«Будьте счастливы этой ягьей, жертвоприношением;  ибо совершение ее дарует вам 
Все желаемое для счастливой жизни и достижение освобождения».

И если мы сюда пришли,
То мы имеем и возможность счастье обрести,
Чтобы смогли домой вернуться к Богу,
Чтоб отыскать  к Нему дорогу.
Забыв об отношениях с Кришной,
Мы в этом мире счастья ищем,
Нигде его здесь не находим,
Поскольку не на той находимся дороге.
Господь для нас весь этот мир создал,
И жертвоприношение нам дал,
Чтоб Вишну мы могли б удовлетворить,
Чтоб без тревог и бед смогли бы жить.
А по окончанию пребывания
Могли б улучшить свое существование,
Чтоб в царство Господа мы  вошли,
Себе спасение обрели.
Выполняя жертвоприношения,
Вступаешь с Кришной в отношения.
Благочестивыми становимся тогда,
Коль это делаем всегда.
Сейчас эпоха Кали- юга,
Другие ягьи в ней делать трудно,
И в ней все ягьи в том будут состоять,
Чтоб Имена святые Бога повторять.
В Кали-югу рекомендуют шастры нам
Санкиртану-ягью совершать.
Она предстанет жертвоприношением,
Подарит нам освобождение.
В том заключается она, чтобы все время воспевать
Бога Святые Имена.
Господь Чайтанья ввел  эту систему,
Должны мы выполнять такое жертвоприношение.
В системе этой вся ягья будет состоять
Лишь в том, чтобы все время повторять
Святые Бога Имена.
Всегда должны мы воспевать
Святое Имя Господа, должно всегда оно звучать.
Санкиртаной-ягьей такое жертвоприношение будет называться,
И с помощью его освобождения сможем мы дождаться.
Просто нужно совместно воспевать
Святое Имя Бога, причиной освобождения нашего оно сумеет стать.
Систему эту Господь Чайтанья нам принес,
Хотя с тех пор уж пять столетий прошло, оно до сей поры живет.
Легка, возвышенна она,
С ней жизнь прекрасна и легка.
Она нам душу очищает,
Работать, жить надежно помогает.
И нужно просто воспевать
Святое Имя Бога, оно вам будет помогать.
Изменится вся ваша жизнь, и будет радостным все время ваше настроение,
Счастливым станешь, без сомнения.
Харе Кришна Харе Кришна
Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама
Рама РамаХаре Харе.
Материальное творение, которое создал Господь,
Является возможностью, которая дана
Обусловленным душам, чтобы смогли они возвратиться назад,
В свой отчий дом.
Все живые существа в материальном творении обусловлены всегда
Материальной природой,
Так как они
Забыли об отношениях своих
С Верховной Личностью Бога.
Господь сотворил этот материальный мир,
Чтобы обучить живые существа,
Как жертвоприношениям, иль ягье, для удовлетворения Вишну совершать,
С тем, чтобы человек
Мог в материальном мире существовать
Без тревог и опасений, и закончив пребывание здесь,
Чтобы в царство Бога вошел  он, наконец.
И это  есть программа для обусловленной души; выполняя ягью, человек
Сможет постепенно Кришну  осознать,
И благочестивым стать.
В Кали-югу шастры рекомендуют нам санкиртану-ягью выполнять.
В эту эпоху люди, наделенные достаточным разумом, Бога будут почитать
И сподвижников Его, совершая санкиртану-ягью.
В Кали-югу нелегко совершать другие ягьи,
Но санкиртана-ягья легка и возвышенна  во всех отношениях,
И в том не может быть сомнения.

Полубоги, удовлетворенные жертвоприношениями, удовлетворят также и тебя,
и благодаря таким взаимоотношениям людей и полубогов воцарится всеобщее благоденствие.

«Коль совершаешь жертвоприношения,
Удовлетворятся полубоги, и, без сомнения,
Они удовлетворят тебя, и благодаря таким взаимоотношениям
Людей и полубогов воцарится всеобщее благоденствие».

Всем полубогам от Бога власть дана,
В их ведении находятся мирские все дела,
Снабжение водой и светом, воздухом и другими благами
Для поддержания
Тела и души каждого живого существа
Доверено полубогам.
Они, тем самым, Богу помогают,
В различных частях Его тела  полубоги пребывают,
Их удовольствия иль гнев
Зависит от совершенной  тобою ягьи, человек.
Некоторые из жертвоприношений
Предназначены для удовлетворения
Полубогов конкретных, но даже и тогда
Главной целью всех жертвоприношений Вишну является всегда.
Ведь главной целью всех жертвоприношений
Является удовлетворение
Господа; когда мы ягью совершаем,
Тогда освобождения  достигаем.
Конечное удовлетворение
От ягьи является высшей целью всех жертвоприношений.
При правильном выполнении
Ягьи полубоги, ответственные за отдельные виды снабжения,
Естественно, испытывают удовлетворение,
И снабжают всем необходимым с избытком. 
При совершении ягьи пища чистой станет,
Благодаря вкушению освященной пищи существование  очищенным предстанет,
И этому  благодаря и память очищается твоя,
А с просветленной памятью об освобождении подумаешь тогда.
Сочетание этого всего
К осознанию Кришны приведет.
Все общество нуждается в таком сознании,
Очистится тогда его существование.

Полубоги, ответственные за удовлетворение различных жизненных потребностей, ублаготворенные совершением жертвоприношением, даруют все необходимое.
Тот, кто наслаждается этими дарами, не предлагая их со своей стороны полубогам, несомненно, является вором.

«Различные жизненные потребности твои,
Коль ягью совершаешь, полубогами будут все удовлетворены.
Они все нужное тебе дадут,
Коль ягью от тебя возьмут.
А если ты ее не совершаешь,
Тогда ты вором выступаешь,
И незаконно пользуешься их дарами,
Коль ягью ты не совершаешь».

В конечном счете все жертвоприношения
Достигнут Кришны без сомнения,
И главным наслаждающимся ими Кришна будет выступать.
Однако те, далек кто от Него, их полубогам различным могут предлагать.
Ведь качествами разными мы обладаем.
В зависимости от них, и почитания разные мы предлагаем.
Мясоедам нужно поклоняться
Богине Кали, и ей животных в жертву предлагать стараться.
От тех, кто в гуне добродетели живет,
Сам Вишну ягью ждет.
Тепло и свет, воду, воздух и другое,
Фрукты, овощи, молоко и злаки, металлы и все подобное такое
Не создает сам человек,
И это все от высших сил зависит, и не секрет,
Что снабжение всей нашей жизни, без сомнения,
Зависит от Верховной Личности самой, и примем это мы без опровержения.
Без Всевышнего Господа не было бы ни щедрого солнечного и лунного света,
Ни обильного дождя, ни ветра,
Ни всего того, без чего жить невозможно; снабжение всей жизни нашей
Всем необходимым зависит от Господа, и это помнить мы должны всечасно.
Его посланцами все полубоги выступают,
Они все это нам предоставляют.
Когда все это получаем,
Тогда свое здоровье сохраняем,
И это все тебе дается для того,
Чтобы повысить сознание свое.
Чтобы к самосознанию готовым стал,
Чтоб цель всей жизни ты познал,
Чтобы освободился от борьбы за существование,
Чтобы в духовности нашел свое призвание.
Этой цели достигаешь,
Когда ты ягью совершаешь,
Когда взамен ничто не отдаем,
В себе воров обычных мы найдем.
За это получаем наказание.
Закон такой есть в мироздании.
И если забываем мы о цели жизни на земле, и просто
Используем для удовлетворения чувств все, получаемое от посланцев Бога,
Все более и более запутываясь в сетях материального существования,
Которое не является целью творения, несомненно, мы становимся ворами
И потому подлежим наказанию
По законам материальной природы.
Грубые материалисты, воры,
Не имеют конечной цели в жизни, они просто
Руководствуются чувственным удовлетворением  и не имеют знания  они
О том, как совершать ягью.
А если общество ворами стало,
Тогда и быть ему счастливым не пристало.
В нем главной цели жизни не находим,
Все нужное для жизни мы украли, вроде.
И все используем лишь для себя,
Для удовлетворения чувств своих всегда.
Самосознанием никто не хочет заниматься,
Ворами стали мы, хотя и не хотим мы в том признаться.

Бхакты Господа, вкушающие пищу, предложенную вначале Господу,
очищаются от всех грехов.
Те же, кто готовит пищу ради собственного  чувственного наслаждения,
воистину вкушают один лишь грех.

«Лишь преданные Господа всегда
Ему предложат пищу, и лишь тогда
Ее они вкушают,
В противном случае грехом та пища выступает.
И если ты готовишь пищу для себя,
Не предлагая Господу ее, тогда
Ты вором будешь выступать
И вместе с пищей грех в себя вбирать».

Бхакты  постоянно совершают
Ягью
В форме различных видов преданного служения, таких,
Как киртанам, смаранам, арчанам и другое.
И совершение ягьи такое
Удерживает их
В стороне от всевозможной скверны, возникающей в результате
Греховных связей
В материальном мире; а если  ты  готовишь пищу для себя
Или ради удовлетворения чувств,
Тогда, мой друг,
Ты вором будешь выступать, а также грех та пища будет добавлять.
Тогда грехи свои приумножаешь,
Иммунитет от скверны мира потеряешь.
Как же может быть счастливым человек, если он
Вор и грешник большой?
Это невозможно, поэтому, чтобы люди счастливыми  стали во всех отношениях,
Они должны усвоить, без сомнения,
Процесс санкиртваны-ягьи, полностью Кришну осознав.
Иначе ни мира, и ни счастья им не увидать.

Все живые тела кормятся злаками, а злаки
Возникают из земли, питаемой дождями.
Дожди вызываются совершением ягьи,
А ягьи рождаются из выполнения предписанных обязанностей.

Тепло и свет, и воду нам полубоги поставляют,
Но кто из нас об этом знает?
Все эти компоненты так необходимы,
Чтоб злаки выросли на ниве.
Когда ты пищу Кришне предлагаешь,
И лишь потом ее вкушаешь,
Тогда духовным светом тело насыщаешь,
Последствия своих грехов уничтожаешь.
И чистым тело станет у тебя,
Материальной скверне не подвержено оно тогда.
Мирским влияниям способен будешь ты противостоять,
Поскольку вакцину будешь принимать.
Ведь пищу ту сравнить с вакциной можно,
И с ней от эпидемии спастись возможно.
И если эту пищу принимаешь,
От всех последствий прошлого себя тем самым избавляешь.
Злаки и овощи – вот настоящая пища для нас.
Человеческие существа
Питаются различными видами злаков, овощами, фруктами, и так далее,
А животные питаются отбросами злаков и овощей, травой, различными растениями,
И так далее.
Люди, питающиеся мясом, также зависят от произрастания растений,
Так как ими питаются животные; необходимо понимать,
Что, в конечном счете, все мы зависим от урожая,
Собранного с полей, а не от продукций больших заводов и фабрик.
А урожай
Зависит от обилия дождя, который контролируется такими полубогами,
Как Индра, богами солнца, луны и так далее.
И все они являются слугами Господа;  Господь может быть ублажен
Жертвоприношением, а тот,
Кто не приносит их, окажется в нищете - таков закон
Природы; поэтому ягья,
Особенно санкиртана- ягья,
Должна выполняться хотя бы для того,
Чтобы от голода спастись
Люди смогли.

Регулярная деятельность предписана в Ведах, а Веды непосредственно исходят
от Верховной Божественной Личности. Поэтому всепроникающая трансцендентальность вечно пребывает в актах жертвоприношений.

Ведические Писания Ведами зовут.
Кодекс нашей деятельности они дают.
Законы Господа, верховного государства изложены в этих  Писаниях,
И должен исполнять их человек, и все, что совершите, с ними не считаясь,
Грехом считается; в них сам Господь своим дыханием говорит,
Он может также и природу  взглядом  своим оплодотворить.
Господь дыханием может говорить,
И каждый из органов чувств Его может совершать работу всех органов остальных.
Другими словами, Господь может своим дыханием говорить,
И  своими глазами Он может оплодотворить.
Он только бросил взгляд на материальную природу и образом таким
Он породил
Все живые существа.
После сотворения, или оплодотворения
Обусловленными душами чрева материальной природы, Господь
Дал в ведической мудрости наставления свои о том,
Как обусловленные души могут вернуться домой,
К Господу назад; все, что совершается помимо ведических Писаний,
Называется викарма,
Или не разрешенное авторитетом, греховное действие.
Поэтому каждый
Должен обращаться к Ведам за указаниями,
Чтобы избежать последствий своих действий.
Как в повседневной жизни каждый человек обязан
Трудиться соответственно законам государства, он также
Должен соблюдать законы Господа,
Верховного государства; все эти ведические законы исходят из дыхания Господа.
Четыре веды:
Риг-веда, Яджур-веда, Сама- веда и Атхарва- веда
Есть эманации дыхания Великой Божественной личности самой.
Для тех, в ком
Нет сознания Кришны,
Удовлетворение чувств стоит всего превыше,
А если ягью совершаешь,
Свои грехи уничтожаешь,
Со временем к сознанию Кришны ты придешь,
Блаженство, умиротворение найдешь.
Господь дает нам наставления о том,
Как можем мы вернуться в дом родной.
Должны мы помнить, что в материальном мире находясь,
Мирские наслаждения всегда желаем получать.
Но ведические наставления таковы,
Что каждый может  извращенные желания свои  удовлетворить,
Затем вернуться к Богу, завершив
Так называемые свои все  наслаждения.
И этот шанс дается обусловленным душам для достижения освобождения,
И потому должны мы следовать всегда
Процессу ягьи, в себе  сознание Кришны развивать.
И даже те, которые не следуют ведическим предписаниям,
Усвоить могут принципы высокого сознания,
То есть сознания Кришны, и это будет заменять
Выполнения ягьи, или кармы, об этом помнить мы должны всегда.

Мой дорогой Арджуна, тот, кто в человечекой жизни не выполняет жертвоприношений, предписанных Ведами, несомненно ведет жизнь,
полную греха.
Живя только для удовлетворения чувств, такой человек живет напрасно.

«Когда не выполняешь жертвоприношений,
Греховной жизнь твоя предстанет, без сомнения,
Тогда напрасно ты живешь,
К духовному познанию не придешь».

Здесь осуждает сам Господь
Философов таких, проповедует кто
Труд в поте лица и чувственные наслаждения.
И, без сомнения,
Для тех, кто хочет наслаждаться этим миром материальным,
Необходимо следовать процессу ягьи.
А тот, кто не следует путем таким, будет рисковать,
Поскольку себя он будет подвергать
Возможности большого наказания, соответственно законам природы.
Человеческая форма
Предназначена для самореализации одним из трех
Способов, и именно путем
Карма-йоги, гьяна-йоги,
Или бхакти-йоги.
Трансценденталистам, стоящим выше
Добродетели, порока, - нет необходимости строго следовать выполнению
Предписанных жертвоприношений,
Но для тех, кто занят чувственным удовлетворением,
Необходимо очищение через ягью, или жертвоприношение.
Тот, кто не находится в сознании Кришны, пребывают на чувственном уровне всегда,
И потому должны выполнять
Какую-то благочестивую деятельность; система ягьи построена так,
Что люди, обладающие подобным чувственным сознанием,
Могут удовлетворить свои желания
Не запутываясь в последствиях деятельности ради чувственного удовлетворения.
И, без сомнения,
Благосостояние мира зависит не от наших собственных усилий, а основано оно
На его
Первоначальном устройстве Господом, поддерживаемом полубогами.
Поэтому ягьи предназначаются
Для конкретных полубогов.
Косвенным образом процесс такой
Приводит к сознанию Кришны, поскольку человек, совершающий ягью,
Несомненно, обретает и сознание Кришны.
Но если выполнение ягьи не приводит к сознанию Кришны,
То это рассматривается как простое соблюдение
Ритуалов; не следует
Ограничивать
Этим свое духовное развитие.
Необходимо подняться выше
Простого следования моральному кодексу и так обрести сознание Кришны.
В ведах наставления найдем,
Как нам вернуться в отчий дом.
Но мы живем, желая только наслаждений,
А  Веды предлагают нам спасенье.

Но для того, кто черпает удовольствие в себе самом, чья человеческая жизнь направлена на самосознание, и кто находит полное удовлетворение
в себе самом и только в себе самом - для того не существует обязанностей.

«Лишь только тот, кто, кто удовольствие в себе самом черпает,
Чья человеческая жизнь направлена на самоосознание,
И кто находит полное удовлетворение в себе самом,
И только в себе самом,-
Для того
Не существует обязанностей».

Тот, кто полностью обладает сознание Кришны,
И полностью удовлетворен своей деятельностью в сознании Кришны,
Не нуждается больше
В выполнении какого-либо долга.
Благодаря тому, что он находится в сознании Кришны,
Его вся  внутренняя нечистота 
Сразу же будет  исчезать,
Чем достигается результат совершения многих и многих тысяч жертвоприношений.
Благодаря такому очищению,
Человек полностью осознает свою вечную взаимосвязь со Всевышним.
Таким образом, милостью Всевышнего,
Обязанности его
Проясняются сами собой,
И потому он больше не обязан выполнять наставления Вед.
Такой обладающий сознанием Кришны человек
Не интересуется материальной деятельностью, и он уже
Не находит удовольствия в вине,
Женщинах,  и других подобным вещах.
Сознание Кришны все это будет отбирать.

Осознавший себя человек, выполняя свои обязанности, не стремится
к какой-либо цели, но нет у него причин и не выполнять их. Он также
 не зависит от других живых существ.

Осознавший себя человек
Не обязан
Более выполнять какие-либо предписанные обязанности,
За исключением деятельности в сознании Кришны.
Сознание Кришны
Не является бездействием; человек,
Обладающий сознанием Кришны,
Не нуждается в чьем-либо покровительстве,-
Человека ли, или полубога; если он действует в сознании Кришны,
Тем самым он свои обязанности выполняет; тогда все обязательства его-
У Бога стать слугой.
Плоды труда его не беспокоят,
В сознании Кришны он всегда спокоен.

Потому человек должен действовать из чувства долга, не беспокоясь о
плодах своей деятельности, ибо, действуя так, он достигает Всевышнего.

Всевышний
Есть Божественная Личность для бхакт и освобождение - для имперсоналистов.
Человек, работающий для Кришны,
Не привязываясь к результатам своего труда,
К цели высшей продвигается всегда.
Все жертвоприношения
Нужны тебе для очищения.
Стремление
Быть добрым человеком и насилия не совершать –
Тоже форму привязанности собою будет представлять.
Но действовать ради Всевышнего  означает, без сомнения,
Действовать без привязанности такой; и это цель жизни
Для  нас; таково высшее совершенство деятельности, рекомендованное Кришной.
Такие ведические ритуалы, как жертвоприношение,
Выполняются лишь ради очищения
От всех грехов, совершаемых ради чувственного удовлетворения.
Но действия в сознании Кришны
Трансцендентальны по отношению к последствиям как добрых дел, а также злых.
И мы признать должны,
Что человек в сознании Кришны
Не привязан никогда
К результатам деятельности своей, какой бы ни была она,
Ибо действует он только ради Кришны.

Цари такие, как Джанака, достигли совершенства единственно исполнением предписанного долга.
Поэтому, хотя бы ради воспитания людей, ты должен выполнять свое дело.

Хотя находящийся в сознании Кришны может
Не иметь интересов никаких, связанных с этим миром, но все же
Работает он, чтобы научить всех остальных,
Как действовать, как жить.
Человек, опытный в сознании Кришны, способен поступать образом таким,
Что другие люди последуют за ним.

Что бы ни делал великий человек, обыкновенные люди идут за ним.
И какие бы нормы он ни устанавливал на примере своих действий, весь мир следует им.

«И чтобы ни делал великий человек,
Обыкновенные люди идут за ним вослед.
Какие бы нормы он ни установил
Примером действий своих, весь мир  следует им».

Обычно людям нужно, чтобы был,
И чтоб примером всех своим учил,
Великий человек, иль лидер их,
Ответственный за них.
Ответственность большая у лидера такого, он должен знать
Моральные принципы и духовный кодекс, и в жизнь их претворять,
Тем самым, всем остальным пример давать.
Царь, или глава государства, отец, или учитель школьный наш
Должны считаться лидерами для нас.
И он несет ответственность большую перед нами,
И должен быть знаком он с образами
Моральных принципов и кодекса духовного, чтобы  руководить нами.
Учитель, прежде чем обучать,
Должен научиться правильно вести себя.
Того, кто подобным образом учит людей, зовут ачарием,
Идеальным учителем; учитель не должен изобретать правила,
Идущие вразрез с наставлениями шастр.
Учение лидера должно основываться на принципах таких шастр.
Тот, кто хочет совершенства достигать,
Установленным правилам должен следовать всегда.

О сын Притхи, во всех трех планетных системах нет такого дела,
которое Я был бы обязан выполнять. Я ничего не желаю
и ни в чем не нуждаюсь - и все же я занят выполнением предписанных обязанностей.

Все находится под контролем Бога,
И Он наделяет все существа властью определенной,
Сами они этой силы высшей не имеют; Ему также поклоняются все полубоги.
Он - верховный правитель всех правителей, Он трансцендентален по отношению
К ним, и все поклоняются Ему; и, без сомнения,
Не существует никого
Выше Его.
Он - наивысшая причина всех причин; у него
Нет телесной формы,
Подобной форме обычных
Живых существ; нет различия
Между Его телом и Его душой.
Он абсолютен; все чувства Его трансцендентальны; нет никого выше Его,
Или равного Ему;  Его возможности разнообразны,
И поэтому Его деяния совершаются
В естественной  последовательности; и все же Кришна принимал участие
В битве при Курукшетре,  возглавляя кшатриев,
Поскольку долг кшатриев – защищать страдающих.
Хотя Он стоит выше всех заповедей шастр, Он
Не делает ничего,
Что бы нарушало шастры.

Ведь если бы  Я когда-нибудь пренебрег исполнением долга, несомненно, все люди последовали бы Моему примеру.

Для сохранения равновесия и общественного спокойствия, необходимых нам
Для духовного развития,
Существуют семейные традиции,
Которых нужно придерживаться каждому цивилизованному человеку;  Кришна сам
Следовал правилам таким; иначе обычные люди пошли бы по Его стопам,
Потому что Он - величайший авторитет; Он выполнял
Все религиозные обязанности как дома,
Так и вне дома,
Как это требуется для семейного человека всегда.

Если бы Я не выполнял предписанных обязанностей, все эти миры были бы разрушены.
Я был бы причиной рождения нежелательного населения, и таким образом Я нарушил бы покой всех живых существ.

Для поддержания общественного порядка
Существуют правила и предписания,
Благодаря которым население достигает
Умиротворения и становится способным
К духовному развитию; когда Кришна на землю нисходит,
Он придерживается этих правил и предписаний,
Чтобы показать, как важно,
Как необходимо их выполнение; поскольку Он отец
Всех живых существ,
Поэтому если живые существа
Идут по ложному пути,  ответственность косвенно ложится на Нем; и всякий раз,
Как заметно всеобщее пренебрежение регулирующими принципами, Господь Сам
Нисходит и направляет общество; необходимо помнить твердо,
Что подражать Ему не можем.
Следование по стопам и подражание – не одно и то же.
Не имея такой власти, как у Бога, никто не может подражать ишварам, обладающим
Сверхмогуществом; существуют так называемые бхакты
Господа Кришны, которые предпочитают
Подражать Господу в Его раса-лиле, или танце любви, забывая
О своей неспособности поднять холм Говардхана.
Надо просто следовать указаниям таким ишваров,
Но не надо пытаться занять их пост,
Не имея квалификации такой.

Невежественные люди исполняют свои обязанности ради плодов их, мудрые же делают это ради того, чтобы вывести людей на правильный путь.

У всех людей желания разными бывают.
Одни из них удовлетворения чувств желают,
«Хочу для Кришны делать все», - так преданные скажут,
Таким примером они путь к Истине укажут.
То есть, человек, обладающий сознанием Кришны, и человек, не обладающий им,-
Отличаются желанием своим.

Чтобы не смущать умы невежественных людей, привязанных к плодам своей деятельности, мудрый человек не должен заставлять прекратить их всякую работу, а скорее он должен вовлекать их в деятельность, проникнутую духом преданного служения, для постепенного развития сознания Кришны.

«Умы мирских людей чтоб не смущать,
Не будет мудрый человек их заставлять,
Чтобы они свои работы прекратили,
Чтобы в бездействии полнейшем жили.
Он вовлекать в такую деятельность их будет,
В которой знания духовные они добудут,
Вкус преданного служения познают,
И как сознание Кришны развивать – узнают».

Все ритуалы, все жертвоприношения,
Все то, что изложено в Ведах,
Включая все указания
Относительно деятельности мирской, предназначены для осознания
Кришны,
Который является конечной целью жизни.
Но поскольку обусловленные души не знают
Ничего, кроме чувственного удовлетворения, то они Веды изучают
Ради перспективы удовольствий таких; однако,
Через кармическую деятельность и деятельность ради
Чувственного удовлетворения,выполняемые
В соответствии с ведическими предписаниями,
Человек постепенно поднимается до уровня сознания Кришны,
Самореализованные души, находящиеся в сознании Кришны,
Не должны отвращать остальных от деятельности их,
И смущать их сознание, а показать должны,
Как результаты любой деятельности могут быть посвящены
Служению Кришне.
Мудрый человек, обладающий сознанием Кришны,
Может действовать образом таким,
Чтобы невежественные люди, работающие ради удовольствия своего, понять смогли,
Как им должно себя вести.
Итак, невежественных людей не нужно смущать
В их действиях, но того, кто хотя бы немного развил в себе сознание Кришны,
Можно непосредственно занять в служении Кришне,
Не ища
Способов других,
Рекомендованных Ведами; ему не нужно следовать ведическим ритуалам никаким,
Поскольку, непосредственно обладая сознанием Кришны,
Человек может достигнуть
Всех результатов,
Которые он имел бы, выполняя свои обязанности.

Душа, введенная в заблуждение влиянием ложного эго, считает себя
совершающей действия, которые в действительности выполняются
тремя гунами материальной природы.

«Душа, введенная в заблуждение влиянием
Ложного эго, считает себя совершающей
Действия, которые в действительности выполняются
Тремя гунами материальной природы».

В огромном заблуждении находится душа,
Под властью эго ложного находится она,
Что совершает действия сама – она считает.
Но эти действия три гуны выполняют.
И в тот обман ее твое же эго вовлекает,
«Творишь свои дела ты сам», - оно так скажет.
Лишь признаком невежества такое утверждение предстанет,
Ведь все дела лишь гуны выполняют.
Может показаться, что два человека, один - в сознании Кришны,
А другой – материалист, действуют на одном и том же уровне, но на самом деле
В их положении есть разница большая.
Ложное эго убеждает
Материалиста, что он все совершает сам.
Он не знает, что механизм его тела природа создала,
И что под наблюдением Всевышнего работает она.
И все мы под контролем Кришны,
За нами наблюдают изнутри и свыше.
Ложное эго так на тебя влияет,
Что ты, благодаря ему, считаешь,
Что независим ты ни от кого,
Что все зависит от тебя лишь самого.
И в этом проявляется невежество твое.
Не знаешь ты, что тело грубое и тело тонкое твое есть порождение
Природы материальной, и, без сомнения,
Ее руководителем сам Кришна выступает,
Но люди этого не знают.
И ум, и тело занятыми быть должны в сознании Кришны,
Тогда познаем мы, что Кришна
Есть хозяин чувств  всех наших,
Понять все это – есть главная  наша задача.
И чтобы Кришну смогли бы мы удовлетворить,
В служении Кришне должны мы чувства задействовать свои.
И забывает человек, что Верховная божественная личность известен как Хришикеша,
Или хозяин чувств материального тела.
Вследствие того, что человек долгое время
Занимался удовлетворением собственных чувств, он вводится в заблуждение
Ложным эго, которое и заставляет его забыть вечные его взаимоотношения
С Кришной.

Тому, кому известна Абсолютная истина, о сильнорукий, не интересуется чувственным удовлетворением, хорошо понимая разницу между деятельностью в преданном служении и кармической деятельностью.

Познавший истину человек
Становится мудрее всех,
Поскольку он последствия предвидит,
И все ненужное отринет,
Мирской деятельностью он  не станет заниматься,
Чтобы в кармических сетях не оказаться,
И он всегда проводит различение
Между мирской работой и преданным служением.
И если он в материальном окружении,
Уйдет оттуда, там высшего не встретит он удовлетворения.
Он понимает также то,
Что положение в миру неестественно для него.
Ведь он - частица Бога.
Что он ушел когда-то от Него, и что ему не место здесь,
В материальном мире;  и этот человек
Постиг сущность истинную свою как неотъемлемой частички Бога,
Который есть блаженство, знание, и этот человек
Понимает, что он попал в ловушку материального существования.
В своем же чистом состоянии
Он предназначен для того, чтобы посвящать себя преданному служению Богу.
Он знает,
Что материальные условия его существования
Находятся под контролем Кришны; Сам Кришна над ним берет контроль,
Последствия греховных действий его Он уберет.
Последствия своих работ его не будут  волновать,
Поскольку он на службе Богу, Он может все ему отдать.
Тот, кто познал Абсолютную истину в аспектах ее трех,
А именно как Брахмана, Параматму и Верховную божественную личность,
Знает свое
Истинное положение во взаимоотношениях со Всевышним.
И если чистого сознания достигнешь,
Ты истину великую постигнешь,
Что есть одна работа у живого существа –
Чтобы Всевышнему служить всегда.

Введенные в заблуждение гунами материальной природы, невежественные люди занимаются только материальной  деятельностью и привязываются к ней.
Но, несмотря на  то, что действия таких людей, вследствие их неведения, есть действия низшего порядка, мудрый человек не станет беспокоить их.

«Мирские люди будут заниматься
Мирскою деятельностью, духовная работа мифом будет им казаться.
Они привязываются к ней,
Нет ничего для них милей.
Такие действия есть низшего порядка,
Хотя единственно верными будут им они казаться,
Поскольку их сознание мирское,
Как следствие этого, и существование у них такое.
Но мудрый человек не станет беспокоить их,
Поскольку знает, что напрасно действовать на них».

С грубым материальным сознанием они себя отождествляют,
О сущности своей духовной ничего не знают,
На уровне ума и тела есть  это представление.
Это тело дает нам материальная природа, и того, кто слишком привязан
К телесному сознанию, называют лентяем,
Не имеющем представления
О сущности своей духовной; невежественный человек
Отождествляет свое тело и свое «я»; телесные связи
Он принимают за родство, поклоняется земле,
На которой появилось его тело, и рассматривает религиозные ритуалы
Как самоцель; общественная деятельность, национализм,
Сюда же отнесем и альтруизм, -
Вот виды деятельности  людей таких.
И ими зачарованные, они живут,
И в них занятие себе найдут.
Но мудрый человек не станет беспокоить их.
Зачем? Напрасно действовать на них.
Они - материалисты, духовности они не признают,
Материалистами как  жили, так  ими и умрут.
И высшее, на что они способны –
Моральный принцип соблюдать как норму,
И благотворительностью заниматься,
Хотя таким путем, но будут постепенно развиваться.
Невежественные люди не могут оценить деятельности в сознании Кришны,
И потому Господь Кришна
Советует нам не беспокоить их и не терять время драгоценное свое.
Но преданные Кришны добрей Его,
И потому идут на сближение с  ними, стараясь их вовлечь в сознание Кришны,
Абсолютно необходимое каждому человеку; служение Богу они не могут оценить,
Зачем же беспокоить людей таких?
Хотя работа их уважения достойна,
Но на обман она похожа.

Поэтому, о Арджуна, посвятив Мне все свои действия, полностью осознавая Меня, не желая выгоды, без притязаний на собственничество и стряхнув апатию – сражайся.

Господь так говорит всегда,
Что ты – Его любимое дитя,
К Нему ты должен возвратиться,
И потому свободы должен для себя добиться.
Сознание Кришны каждый должен обрести,
Чтобы свой долг пред Ним признать и возместить.
С понятием таким должны все люди жить,
И Кришне все обязаны служить.
Без Господа не будет счастливо живое существо.
Установленное положение его-
Пред Кришной долг свой выполнять,
И в подчинении Ему всечасно пребывать.
И волю Господа всегда должны мы исполнять,
Свои обязанности при этом выполнять,
Прав собственности ни на что не заявлять,
Вознаграждений никаких не ждать.
Иль по-другому можно говорить:
Лишь господину должен ты служить,
На то, чтоб выгоду из этого какую-то иметь, рассчитывать не надо,
Взамен получишь высшее сознание.
Нужно пожертвовать всем, следуя доброй воли Кришне, и в то же время выполнять
Предписанные обязанности свои, не заявляя прав
На что бы то ни было; каждый должен понимать,
Что ничто в мире не принадлежит личности определенной,
Но все принадлежит  Богу.
Когда человек действует в сознании Кришны, не претендует он
На обладание чем-либо; и это есть сознание нирмама, или «моего нет ничего».
Для каждого, согласно его качествам и положению,
Предназначена деятельность определенного рода,  и все обязанности его
Могут  выполняться в сознании Кришны, и это выведет  его на путь освобождения.
Приказы Господа  должны мы уяснить,
Им следуя, необходимо жить.
И это поведет тебя путем освобождения,
Тогда получишь радость и прощение.
От кармы ты тогда освободишься,
Когда к служению Богу устремишься,
Получишь вечность, знание, блаженство,
Душе своей дашь совершенства.

Те люди, которые исполняют свои обязанности в соответствии с Моими предписаниями, и которые следуют этому учению с верой, без зависти, освобождаются от оков кармической деятельности.

Существует множество философов различных,
Которые комментарии к «Бхагават-Гите» пишут,
Но они не верят в Кришну,
И они  не могут освободиться от оков
Кармической деятельности своей; но тот.
Кто верит в наставления Кришны,
Даже будучи не в состоянии выполнять Его приказы,
Освобождается от оков кармы.
И новичок в сознании Кришны
Если  действует он искренне, поднимется до уровня чистого сознания Кришны.


Но те, кто из зависти не считается с этими наставлениями и не следует им, лишены всякого знания, одурачены, и их попытки достичь совершенства обречены на неудачу.

И если ты в сознании Кришны не будешь пребывать,
Пороком это можно называть.
Правителем Верховным Кришна выступает,
И коль не повинуешься Ему – тогда ты наказание получаешь.
И пусть великой личностью ты стал,
Но если сущности своей ты не познал,
То в сердце у тебя одна лишь пустота,
И совершенства жизни не сможешь увидать.
И знание высшее отсутствует в тебе,
Хотя собой доволен ты вполне,
На неудачу обречены
Попытки все твои,
Чтобы достигнуть совершенства жизни.
Ты одурачен майей, друг мой милый.
Тому подобно, как существует наказание
За неповиновение приказу
Верховного правительства, существует и наказание,
За неповиновение приказу Верховной Личности.
Тот, кто не повинуется приказам Его,
Какой бы великой личностью не был он,
Но по отношению к своей сущности, Брахману, Параматме и Божественной Личности
Остается в неведении он,
Так как в сердце его –
Пустота; поэтому нет надежды никакой,
Чтобы совершенства жизни смог достигнуть  человек такой.

Даже обладающий знанием поступает согласно своей природе, ибо поведение каждого человека зависит от влияния трех гун.
Что же даст подавление своей природы?

И если нет в тебе сознания Кришны,
Без помощи Его подсказку не получишь свыше,
Тогда под властью гун природы пребываешь,
Хотя образованием, ученостью высокой обладаешь.
Когда ты знания различные приобретаешь,
И даже душу от тела различаешь,
Ты из ловушки майи не уйдешь,
Пока в сознание Кришны не придешь.
Влияние гун преодолеть
Никто не может, как бы ни хотеть,
Ведь ты живешь, своей природе подчиняясь,
Рабом ее ты выступаешь.
Спиритуалисты разные себя учеными считают,
Однако и они под властью гун природы пребывают,
И лишь сознание Кришны сознание наше  выше поднимает,
От власти гун освобождает.
И лишь сознание Кришны помогает,
И от ловушки майи нас освобождает,
И если ты пока еще не в нем,
Тебя мы настоящим йогом  никак не назовем.
Тогда  тебе не надо  свои работы прекращать,
Ведь гуны будут также на тебя влиять,
И если ты свою природу станешь подавлять,
Что из того ты сможешь взять?
Гораздо лучше сохранять
Прежнее положение свое и стараться обрести сознание Кришны, и тогда
Сможет освободиться человек
Из когтистых лап майи, наконец.

Существуют принципы регулирования привязанностей и антипатий по отношению к объектам чувств. Человек не должен попадать в зависимость от таких привязанностей и антипатий, ибо они являются камнями преткновения
на пути к самореализации.

Кто в сознании Кришны пребывает,
О вреде удовлетворения чувств  не понаслышке знает.
Неограниченное чувственное наслаждение
Нас узниками мира делает без промедления.
Объекты чувств  есть ловушка для людей,
И мы всегда барахтаемся в ней.
Однако шастры наставления дают,
Они от той ловушки отведут.
И в половые отношения  вступать лишь с женою только можно, на женщин остальных
Как на собственную мать, смотреть должны.
Нам Веды эти наставления дают,
И если им не следуете, вас наказания найдут.
И коль дурные склонности не обуздать,
Они камнями преткновения могут стать
На пути самореализации твоей,
Их убери с дороги поскорей.
Ведь человек не должен попадать
В зависимость от привязанностей и антипатий, потом чтоб не страдать.
Те, в ком есть сознание Кришны,
Не будут  заниматься чувственным удовлетворением,
Но не обладающие сознанием Кришны, 
Должны следовать правилам и предписаниям шастр, без всякого сомнения.
И тот, кто следует этим правилам и предписаниям,
Не будет попадать в ловушку объектов чувств; пока существует материальное тело,
Позволяется удовлетворение
Насущных потребностей его, но в соответствии с правилами и предписаниями.
Нужно следовать правилам и предписаниям,
Не привязываясь к ним,
Так как практика регулируемого удовлетворения чувств также может сбить
Человека с пути.
Даже на дороге  самой тихой,
Без ухабов и без рытвин,
Никто не гарантирован от опасности такой.
Дух наслаждения в нас силен,
От долгого общения с материей неимоверно вырос он.
Несмотря на то, что мы контролируем его, возможность падения
Всегда остается, поэтому всеми силами надо избегать
Привязанности даже к регулируемому чувственному наслаждению.
И только лишь сознание Кришны, любовное служение Ему нам будет помогать
Оторваться от всех видов
Чувственной деятельности; поэтому на любой стадии жизни
Не следует делать попыток уйти от сознания Кришны.
Целью истинного отречения
От всех видов чувственных привязанностей являться будет возвышение
До сознания Кришны,
Нет ничего его  превыше.

Гораздо лучше человеку выполнять свои обязанности, пусть даже несовершенным образом, чем чужие – в совершенстве.
Лучше изведать неудачи, исполняя свой собственный долг,
чем выполнять чужой, ибо следовать по чужому пути опасно.

Работу по душе себе найди,
Обязанности чужие не бери.
Хотя несовершенным образом ты делаешь ее,
Но коль она твоя – ее ты должен делать все равно.
Ведь по чужой дороге следовать опасно,
Опасность ждет тебя на ней всечасно,
Своей дорогой должен ты идти, не уставая,
В сознании Кришны пребывая.
Лучше выполнять свой долг,
В полном сознании Кришны находясь, чем делать то,
Что предписано другим; в материальном плане
Предписанные обязанности есть обязанности, налагаемые 
В соответствии с психофизическим состоянием человека, находящегося
Под властью гун природы материальной.
Духовные обязанности, или обязанности, налагаемые
Духовным учителем, касаются
Трансцендентального служения Кришне: но материальный долг этот, или духовный,
Лучше остаться верным ему, чем подражать долгу чужому.
Если человек находится под властью гун природы, он должен следовать всегда
Правилам, предписанным для  его конкретного положения, а другим не подражать.
Следует очищать
Свое сердце постепенно, без резких рывков; но если человек выходит
Из-под власти гун материальной природы,
И  полностью обретает сознание Кришны, он может совершать
Любые действия, под руководством истинного духовного учителя; находясь
На этой совершенной стадии сознания Кришны, кшатрий
Может действовать как брахман,
А брахман – как кшатрий.
Различия материального мира не применимы на трансцендентальной стадии.
Но пока на материальной платформе будешь пребывать,
Ты должен долг свой выполнять
В соответствии с гунами природы материальной
И в то же время  человек должен полностью находиться
В сознании Кришны.

Арджуна сказал: «О потомок Вришни, что же принуждает человека поступать греховно даже помимо его воли, как будто его влечет какая-то сила?

Частичка Бога есть живое существо,
По сути своей оно духовно, свободно от материальной скверны и чисто,
По своей природе неподвластное оно
Грехам материального мира, но, вступив в контакт с природой материальной,
Оно без колебаний совершает
Многочисленные греховные поступки, иногда даже против своей воли.
Этот вопрос Арджуны к Кришне, касается извращенной природы
Живого существа; хотя иногда живое существо
И не желает грешить, оно,
Все же вынуждено делать это; однако, к греховным поступкам его
Побуждает не Сверхдуша,  изнутри, а нечто совсем другое.
К плохим поступкам кто его толкает,
Какая сила в этом на него влияет?

Верховная божественная личность сказал: «Это лишь вожделение, Арджуна.
Оно рождается от соприкосновения с гуной страсти и переходит затем в гнев;
оно - греховный всепожирающий враг этого мира.

Когда живое существо вступает
В контакт с материальной природой, его вечная любовь к Кришне,
Взаимодействуя с  гуной страсти, преображается в вожделение; или, другими словами,
Чувство любви к Кришне
Трансформируется в вожделение,
Подобно тому, как молоко в соприкосновении
С кислым тамариндом превращается в простоквашу.
Далее,
Если вожделение не удовлетворить,
То будет в гнев оно переходить,
А гнев – в иллюзию, которая продолжает
Материальное существование.
Мы вывод сделаем такой,
Что вожделение является опаснейшим врагом.
И только лишь оно  заставит оставаться тебя здесь,
В ловушке мира; об этом должен  помнить каждый человек.
Гнев и его следствия являются проявлением гуны невежества.
Однако если гуна страсти вместо того, чтобы деградировать в гуну невежества,
Поднимается до гуны добродетели
Путем предписанного образа жизни и деятельности,
То человек может спастись от деградации гнева благодаря
Вкусу к духовному;  Верховная божественная личность проявляет Себя
Во множестве форм во имя Своего вечно растущего духовного блаженства,
И живые существа являются неотъемлемыми частичками этого блаженства.
Они также обладают частичной независимостью.
Но из-за неверного использования этой независимости,
Когда дух служения
Преобразуется в наклонность к чувственному  удовлетворению,
Они попадают во власть похоти; от вожделения беги отныне,
Оно – всепожирающий враг мира,
Весь этот мир был создан для тебя Творцом,
Чтоб похотливые стремления  осуществить ты смог бы в нем.
Когда же ты в тупик зайдешь
Из-за непрекращающейся деятельности ради удовлетворения похоти, ты начнешь
Интересоваться  истинным положением своим.
Все похоти свои удовлетворить не сможешь,
Они  с утробой ненасытной схожи.
Первоисточником всего является Верховный Брахман,
Поэтому источник похоти находится также во Всевышнем.
Но если вожделение преобразуется в любовь к Всевышнему,
Или в сознание Кришны,
То есть, другими словами,
В желание делать все только для Кришны -
Тогда и вожделение, и гнев изменяют свою природу
На духовную природу.
И из твоих врагов они тогда
Тебе друзьями станут навсегда.
Господь склоняет Арджуну обратить
Свой гнев против его врагов, чтобы Кришну удовлетворить.
Любовь к Всевышнему в чем будет выражаться? -
Для Кришны делать все дела стараться.

Как огонь сокрыт дымом, как зеркало покрыто пылью,
как зародыш сокрыт во чреве матери, так и живое существо
 различной степени покрыто вожделением.

Есть три степени затмения, скрывающего
Чистое сознание
Живого существа; этот  покров –всего лишь  вожделение,
В различных проявлениях,
Подобный дыму над огнем, пыли на зеркале или чреву вокруг
Зародыша; когда вожделение сравнивается с дымом, то имеется ввиду
Тогда, что огонь живой духовной искорки слабо воспринимается.
Другими словами
Если живое существо лишь слабо проявляет
Сознание Кришны, его можно сравнить с огнем, сокрытым дымом; хотя огонь
Необходимо присутствует там, где есть дым, но на ранней стадии огонь
Открыто не проявляется.
Эта стадия подобна началу осознания
Кришны; пыль
На зеркале можно сравнить
С процессом очищения
Зеркала ума различными духовными методами,
Наилучший из которых – воспевание святых имен Господа; зародыш,
Заключенный во чреве матери, является аналогией,
Иллюстрирующей беспомощность положения, так как ребенок
Во чреве столь беспомощен, что не может
Даже двигаться; существование
На этой стадии можно сравнить с существованием
Деревьев;  все деревья – живые существа, поставленные
В такие жизненный условия вследствие проявления вожделения, настолько сильного,
Что они почти лишились
Всякого сознания.
Запыленное зеркало сравнивают
С птицами и животными, а огонь,
Сокрытый дымом, с человеком; приняв человеческую форму, живое существо
Может в  некоторой степени возродить сознание Кришны,
И если оно будет развивать его дальше, то огонь духовной жизни
Разгорается
В человеческой форме существования.
С осторожностью манипулируя дымом и огнем,
Можно заставить огонь
Пылать.
Поэтому человеческая форма жизни  представляет для живого существа
Возможность
Вырваться из оков материального существования; в человеческой форме
Жизни  возможна
Победа над врагом – вожделением –
Путем развития сознания Кришны
Под умелым  руководством духовного учителя.

Или, по-другому можно так сказать:

Есть три степени затмения,
Скрывающего чистое сознание живого существа; этот покров- всего лишь вожделение
В различных проявлениях.
Подобен дыму над огнем такой покров бывает,
Иль пыль на зеркале его напоминает.
Как чрево матери зародыш покрывает,
Таким же плотным у деревьев тот покров бывает.
И если с дымом вожделение сравним,
О человеке тогда мы говорим..
Запыленное зеркало возможно нам сравнить
С  животными и птицами, сильнее вожделение  у них,
Когда о зародыше во чреве матери мы говорим,
Его существование с существованием деревьев мы сравним.
Беспомощен в утробе матери зародыш,
Поскольку, как и деревья, он  двигаться не может.
И все деревья – живые существа
Поставленные в землю навсегда.
Они в таких условиях оказались,
Поскольку вожделение такое проявляли,
Что почти лишились всякого сознания,
И потому  такое их сейчас существование.
Когда в себе сознание Кришны возродим,
Как  бы возможность мы огню дадим,
Чтобы пробился он  через дым; огонь духовной жизни возгорится,
Когда сознание Кришны в нас возродится.
Когда живое существо слабо проявляет сознание Кришны,
Его с огнем сравнить нам можно, сокрытым дымом.
Хотя огонь присутствует везде, где дым, но на ранней стадии
Открыто проявляться он не будет, не виден он заранее.
И зеркало ума старайтесь очищать,
Есть много методов, и вы должны их знать.
Но наилучшим методом средь них такой бывает,
Где Имя Бога воспевают.

Таким образом, чистое сознание мудрого живого существа покрывается
его вечным врагом – вожделением, которое никогда не удовлетворится и пылает, как огонь.

 « Чистое сознание живого существа
Покрыто вожделением – твоим врагом - всегда.
Удовлетворить его нам невозможно,
Оно пылает как огонь, лишь погасить его возможно».

Вожделение удовлетворить нам будет невозможно,
Никаким  количеством наслаждений всевозможных,
Тому подобно как огонь  ты не потушишь никогда,
Если подкладываешь в него дрова.
Центр всей деятельности мирской, на самом деле,
Есть половое наслаждение, мы видим это на примере.
Весь этот мир – «оковы половой жизни» собою представляет.
И эти кандалы всегда мы сами одеваем.
Ведь за решеткою тюремной преступник пребывает,
А этот мир- тюрьма; и коль законы Бога мы не выполняем,
Тебя заковывают в кандалы половой жизни; развитие цивилизации материальной
На основе чувственного удовлетворения ведет  к увеличению срока пребывания
В миру людей,
То есть в тюрьме.
Исходя из этого всего,
Символом невежества мы вожделение зовем,
Из-за него живое существо в границах мира пребывает,
И миллионы жизней напрасно проживает.
В процессе вожделения возможно ложное ощущение счастья,
Но в действительности, это ложное чувство счастья
Является главным врагом
Человека,  испытывающего его.

Чувства, ум и разум – пристанища вожделения.
Через них вожделение покрывает истинное знание живого существа
и вводит его в заблуждение.

В нашем теле враг свои позиции надежно захватил,
И Господь указывает нам эти места,
Чтобы желающий мог победить врага,
Чтобы он знал, где его можно найти.
Ум, чувства, разум твой –
Все это местами пребывания  вожделения зовем.
И через них оно покроет
Все истинное знание твое вуалью темной.
Наш ум мы центром называем
Всей деятельности чувств, он их в себя вмещает.
И когда мы слышим об объектах чувств,
Тогда наш ум
Становится резервуаром мыслей о чувственных наслаждениях,
И в результате ум и чувства станут вместилищем вожделения,
Затем разум превращается в столицу похотливых устремлений.
А он – сосед твоей души,
Коль похотью захвачен  разум – хорошего не жди,
Заставит разум под властью  ложного эго душу пребывать,
С материей она тогда начнет себя отождествлять,
И, таким образом, с умом и чувствами.
И предаваться наслаждениям душа начнет,
И истинное счастье в том себе найдет.
Теперь слилась с материей душа,
В плену у ней находится она.
Обычный человек отождествляет тело
С сущностью своей, и, без сомнений,
Он в это верит; ослу подобен он тогда,
И тьма невежества его покрыла навсегда.
Слова такие мы читаем:
 «Человек, который отождествляет тело,
Сотворенное из трех элементов,
С сущностью своей, который считает побочные продукты тела
Родственниками своими, а землю,
На которой он родился, достойной поклонения,  который направляется в места
Паломничества с целью, чтобы омовение совершить, а не с тем,
Чтобы встретить там людей,
Обладающих трансцендентным знанием, -  тот человек
Предстанет нам человеком, подобным
Ослу, или корове».


Поэтому, о Арджуна, лучший из Бхарат, сначала обуздай этот великий
символ греха – вожделение - управляя своими чувствами, и срази этого врага
 знания и постижения души.

Символом греха являться будет вожделение,
Оно есть враг для знания и постижения.
Его обуздывать всегда необходимо,
Коль чувствами своими управляешь – проблема эта разрешима.
Величайший враг и грешник величайший  есть вожделение,
Оно  поработит наше стремление
Чтоб самореализацией своею заниматься,
И знание об истинной сущности души при нем закрытым будет оставаться.
Гьяна означает знание истинного «я»,
Как отличного от «не-я»,
Или другими словами, знание, что душа не есть тело; вигьяна означает
«Особое знание истинного положения души и ее взаимоотношения с Параматмой».
А если телом ты себя считаешь, ни положения души, ни связи  ее с Параматмой
Ты  не знаешь.
Знание своего  «я» и Верховного «Я» -
Таинственно и сокровенно, так как оно покрыто майей.
К сознанию Кришны надо приближаться,
Тогда такое знание начнет приоткрываться.
Вожделение является лишь искаженным отражением  любви к   Кришне,
Которая естественна для каждого живого существа.
Но когда
Человек воспитывается с самого начала в сознании Кришны,
То естественная любовь к Богу не может обратиться в вожделение.
И когда любовь к Богу вырождается в вожделение,
Очень трудно вернуться в нормальное состояние.
Тем не менее, сознание Кришны
Настолько могущественно, что даже те, кто начинает
Поздно этот путь, могут стать возлюбленными Кришны,
Следуя регулирующим принципам
Преданного служения; итак, в любой момент жизни
Каждый может начать контролировать чувства в сознании Кришны,
В преданном служении Господу, и обратить похоть в любовь к Кришне,
Высшую стадию совершенства человеческой жизни.

Живые чувства выше мертвой материи, ум выше чувств, разум выше ума,
а она (душа) еще выше, чем разум.

Чувства являются своеобразными выходами для проявления вожделения.
Посредством чувств оно наружу будет выливаться; вожделение
Сохраняется в теле,
Но изливается через чувства, поэтому чувства стоят выше тела как целого.
Эти выходы не используются, если есть высшее сознание, или сознание Кришны.
В сознании Кришны душа непосредственно связана
С Верховной  божественной личностью, следовательно, иерархия
Телесных функций, в конечном счете, оканчивается
На Параматме; деятельность тела  означает функционирование чувств,
А остановка чувств
Означает остановку действий всего тела; так как ум активен, то даже тогда,
Когда тело молчит или отдыхает, ум будет действовать, как и  во время сна.
Но над умом стоит определяющий разум, а над разумом – собственно душа.
Поэтому, если душу служением займешь,
Тогда и подчиненных всех ее,
То есть ум, разум, чувства – тоже там найдешь.
В Упанишадах говорится, что объекты удовлетворения чувств
Превыше чувств,
А ум выше объектов чувств.
Так что если ум в служении Кришны занимаешь,
То чувства возможности не получают
Заняться чем-то другим; если ум занят
Трансцендентным служением Кришне, у  живого существа
Нет возможности тогда
Предаться низменным наклонностям разным.
В Упанишадах душа описывается « как великая», следовательно, душа -
Превыше всех объектов чувств, самих чувств, ума и разума.
Поэтому понимание
Истинного положения души
Является решением всей проблемы; а разум свой должны употребить
На поиски установленного положения души,
И, осознав его,  свой ум  сознанием Кришны занимать,
В себе духовный разум  открывать.
Неофиту в духовной жизни  в основном советуют держаться подальше
От объектов чувств,
Кроме того, ему нужно укрепить свой ум,
Используя разум.
На помощь разум призовите,
И с помощью его сознанием Кришны
Ум займите,
Полностью отдав себя
Верховной божественной личности.
Ум естественным образом становится крепче, и, хотя чувства сильны,
Как змеи, вреда от них будет  не больше, чем от змеи
С вырванным ядом.
Но даже, несмотря на то, что душа властвует над разумом,
Умом и чувствами, все же, если связь души с Всевышним некрепка,
Всегда возможность есть упасть,
Коль возбудится ум опять.

Итак, познав свою трансцендентальную сущность по отношению
к материальным чувствам, уму и разуму, о сильнорукий Арджуна,
человек должен укрепить ум с помощью зрелого духовного разума
(сознания Кришны), и таким образом – духовной силой – победить
этого ненасытного  врага, вожделение.

 «Познав свою трансцендентальную сущность
По отношению к материальным чувствам,
Уму и разуму, человек должен
Укрепить ум свой с помощью зрелого разума духовного
( Сознания Кришны) – и  таким образом-
Духовной силой  - победить этого
Ненасытного врага, вожделение».

Эта глава направляет нас
К сознанию Кришны через познание себя,
Как вечного слуги у Бога, не рассматривая безличную  пустоту,  как цель всей жизни.
Сознания Кришны нет ничего превыше.
В материальном мире человек находится под влиянием
Похотливых  склонностей и желания
Властвовать над ресурсами материальной природы.
И, безусловно,
Стремление к господству и к чувственному наслаждению
Является величайшим врагом обусловленной души, без всякого  сомнения.
Но сила сознания Кришны дает возможность  нам
Контролировать материальные  чувства, ум и разум.
Человек может не бросать работу и предписанные обязанности внезапно,
Но постепенно развивая
В себе сознание Кришны, он может прийти к трансцендентальному положению
И  освободиться из-под влияния
Материальных чувств и ума – благодаря твердой направленности разума
К своему истинному «я»; и, без сомнения,
Пока человек остается в этом материальном мире,
Его нельзя считать достигшим
Зрелости, и потому философские спекуляции
И искусственные попытки контролировать чувства практикой
Поз так называемой йоги никогда не смогут направить человека к духовной жизни.
С помощью высшего разума он должен быть воспитан в сознании Кришны.

Подс.лит-ра Бхагават - гита как она есть


Рецензии