Бхагават - гита как она есть

ВВЕДЕНИЕ

Трансценденталистов разделяют на три  класса:
Гьяни, йоги, бхакты,
Или соответственно:  имперсоналисты, приверженцы медитации и слуги Бога.
И только бхакта состоит  в определенных отношениях с Богом.
Эти отношения на пять различных типов разделить возможно:
Можно бхактой быть в пассивном состоянии,
Можно бхактой быть в активном состоянии,
Можно бхактой быть  в качестве друга,
Можно бхактой быть в качестве матери или отца,
Можно бхактой быть в качестве возлюбленного супруга.
Эти  взаимоотношения
Определяются степенью совершенства преданного служения.
Но люди, в основном, забыли Бога.
И вечные  свои взаимоотношения с Ним  они  не помнят.
В процессе преданного служения
Мы возродить сумеем эти отношения.
Арджуна так сказал  при встрече с Кришной:
«Ты – есть Верховная Божественная Личность.
Ты - конечная обитель, чистейший Ты,
И пред Тобой должны склоняться мы.
Абсолютная истина – есть Ты.
Ты - вечный, не рожденный, величайший; и все большие мудрецы
Согласны с этим; ни демоны, ни полубоги
Понять Тебя не могут».
Каждое живое существо есть Брахман, дух.
Но Высшее живое существо есть Высший Брахман, и Он есть друг
Для всех живых существ; Он – покой, обитель есть всего.
Никакая скверна мира не затрагивает Его.
Ему известно высшее наслаждение;  Он – величайший, не рожденный,
Он трансцендентален, Он – Личность Бога.
Когда читаешь Гиту,  в смиренном состоянии  духа ты должен находиться,
Не думая о том, что равен Кришне.
Также не должен ты считать,
Что Кришна будет представлять Величайшую Личность.
Его необходимо принимать
Как  Верховную  Божественную Личность,
И только лишь тогда сумеем Гиту мы понять.
У «Бхагават - гиты» цель одна –
Чтоб вырвать навсегда
Все человечество из неведения материального существования.
Каждый из нас сталкивается с  затруднениями постоянно; само наше существование
Проходит в атмосфере несуществования.
В принципе, мы не предназначены для того, чтобы нам грозило несуществование. Существование
Наше вечно, но так случилось с нами,
Что мы повергнуты на дно, мы ввергнуты в асат.
А это будет означать:
«То, что не существует»; и если человек не пробуждается настолько,
Чтобы озадачивать себя вопросом:
Почему страдает он; и если  он не осознает,
Что он
Не хочет уже страдать, и что от страданий избавиться он хочет, -
Тогда его нельзя считать совершенным человеком; а человек начнется лишь тогда,
Когда вопросы такого рода коснутся, наконец, его ума.
Любая деятельность человека бессмысленной должна считаться,
Если  человек вопросом о природе Абсолюта не будет задаваться.
Те из вас, кто начинает спрашивать себя,
Почему страдает он, или откуда он сюда пришел,
Куда пойдет потом, -
Способные понять
Все вещи, которые из этой книги могут прочитать.
Нисходит Кришна в этот мир для утверждения
Истинной цели жизни, - о ней забыли мы, без всякого сомнения.
Из многих, многих пробудившихся людей
Найдется лишь один из массы всей,
Кто действительно проникнется духом понимания
Положения своего, и с пристальным вниманием
Начнет он Гиту изучать.
Вот для него эта Гита поведана была.
Содержание «Бхагават - гиты» дает возможность осознать пять истин основных.
Эта книга науку о Боге  может объяснить,
А также истинное положение живого существа.
«Джива» – название живого существа.
Ишвара – это тот, кто всем управляет, Он контролирует дживы, живые существа.
И если говорим, что мы свободны,
И нет для нас контроля,
Такое мнение безумием предстанет,
Поскольку тот контроль над нами никогда не ослабевает.
В «Бхагават- Гите» мы имеем дело с Ишварой,
Правителем высшим, который нами управляет,
И с дживами, управляемыми живыми существами.
И также в ней находим понятие о пракрити, природе материальной, и о времени
(Продолжительности существования вселенной,
Или проявление материальной природы);  о карме (деятельности).
Все живые существа
В различные виды деятельности вовлечены всегда.
Из Гиты мы должны понять,
Что есть Бог, и есть живые существа,
И есть Пракрити – космическое проявление,
И как оно контролируется временем,
И каковы виды деятельности живых существ,-
Это есть пять истин основных; эту книгу прочитав, мы установим, наконец,
Что Кришна, или Брахман,
Или высший правитель, или Параматма –
Использовать возможно любое из  этих имен, -
Есть величайший из всех; и мы найдем,
Что подобны живые существа
Высшему правителю в качественном отношении.
А материальная природа независимо не существует, и она
Под управлением Всевышнего работает всегда.
И, без сомнения,
Не будучи под контролем, ничто не сможет проявляться.
Ребенку может показаться,
Что едет без водителя машина,
Но взрослый человек поймет причину
Движения ее,
Поскольку знает он,
Что за механизмом водитель, человек, всегда стоит.
И образом таким, Господь великий является водителем всех джив.
Все движется, лишь манипуляциям Его благодаря.
Все живые существа
Есть неотъемлемые частицы Бога самого.
В частичке золота мы золото найдем.
Капля воды из океана
Солена также.
Подобным образом, живые существа
Имеют качества Всевышнего всегда,
Но только в малом количестве,  поскольку мы есть крошечные ишвары,
Подчиненные ишвары.
Пытаемся мы контролировать природу,
Поскольку стремление такое есть у Бога.
И потому и человек стремлением этим обладает.
Но пусть же он не забывает,
Что он – не  есть правитель высший,
А что Господь великий – всего превыше.
А что же есть материальная природа?
Она определяется как низшая пракрити; и есть она энергия Бога.
Высшая пракрити есть живое существо; пракрити, как высшая,
Так и низшая,
Находится всегда под властью Бога.
Пракрити – женский род, и она
Контролируется Господом всегда,
Так же, как деятельность жены
Контролируется мужем; и мы понять должны,
Что пракрити подчиненное положение  занимает, 
Что ею Господь всегда повелевает.
Все живые существа, и материальная природа
Находятся всегда под руководством Бога.
Кришна так сказал: «Материальная природа есть низшая Моя пракрити,
Но над нею существует другая пракрити –
Джива бхутам, живое существо»; три качества составляют материальную природу:
Гуна добродетели,  гуна страсти и гуна неведения.
Над этими  тремя гунами – вечное время.
Комбинация этих трех гун природы
Под контролем вечного времени действия производит, 
Которые называются карма.
Эти действия выполняются нами
С незапамятных времен,
И мы страдаем от их плодов,
Или наслаждаемся ими.
В любой сфере жизни
Мы наслаждаемся результатами деятельности своей или страдаем от них.
Это называется кармой; из пяти
Основных истин живые существа, материальная природа, Господь и время –
Вечны; проявление пракрити может быть временным,
Но никогда оно не будет ложным.
Проявление мира  не принимается как ложное,
Оно принимается как реальное, но временное явление.
Проявление мира сравнимо  с облаком, или с наступлением сезона дождей,
Питающих хлебные злаки; кончается сезон дождей,
Уходит облако, и тогда колосья, напоенные дождем, высыхают.
Подобным же образом, это материальное проявление имеет место
В определенный промежуток времени,  оно остается некоторое время,
А потом исчезает.
Таково действие пракрити; но этот цикл продолжается вечно.
Поэтому пракрити вечна.
Назвать ложной ее – было бы неверно;  и она -
Есть отделившаяся энергии Творца.
Подобным образом, все живые существа – энергия Его,
Но не отделившаяся от Него.
Они навечно связаны между собой.
Господь, живое существо, материальная природа, время –
Взаимосвязаны и вечны; однако, другое понятие, карма – не вечно.
Истоки действия ее могут уходить в глубь веков.
И, без сомнения,
Мы испытываем страдания
Или удовольствие получаем
В результате каких-то поступков, совершенных нами
В незапамятные времена, но мы можем изменить нашу карму,
Или результаты деятельности нашей,
И это изменение зависит от совершенства нашего знания.
«Бхагават – Гита» дает нам указания,
Как нам избавиться от нашей кармы.
Положение Ишвары, высшего живого существа,
Есть положение высшего сознания; дживы, или живые существа,
Будучи неотъемлемыми частичками Бога,
Также сознанием обладают; и живые существа и материальная природа,
Определяются как пракрити, энергия Всевышнего Творца.
Но только одна из них – джива – сознательна.
Пракрити другая - бессознательна.
В этом разница.
Джива высшей пракрити будет называться,
Так как она обладает сознанием,
Подобным сознанию Господа.
Однако сознание Господа –
Высшее, и не следует утверждать,
Что дживы, живые существа,
Также обладают высшим сознанием.
Живое существо не может обладать высшим сознанием,
Независимо от того,
Какова степень совершенства его.
Живое существо обладает сознанием, но не совершенным, и не высшим.
Сознание Бога сознаний всех превыше.
Оно объемлет все существующие тела.
А сознание живого существа
Распространится лишь на собственное тело.
Господь у всех в сердцах живет, в том нет сомнения,
И знает Он обо  всех движениях  каждой души.
Мы также знать должны,
Что Параматма, Верховная Личность Бога,
Живет в сердце каждого в качестве Ишвары, контролера.
И Он дает нам указания,
Как действовать соответственно их желаниям.
Ведь забывает живое существо,
Как поступать должно оно.
Сначала соответствующим образом оно решает поступать, но потом  запутывается оно
В своей карме; оставляя один тип тела,
Оно входит в другое тело,
Тому подобно как мы надеваем
И снимаем
Одежду свою; путешествуя из одного тела в другое, душа страдает от последствий
Своей прошлой деятельности.
От них можно избавиться, если живое существо находится в гуне добродетели,
В рассудке здравом,
И понимает,
Что для этого нужно делать ему; следовательно, карма –
Не  вечна; поэтому мы говорим,
Что из пяти
Объектов - ишвара, джива, пракрити, время  - вечны,
Тогда как карма не вечна;  Господь
Живому существу подобен в том смысле, что сознание Его
И сознание живого существа трансцендентальны; неверно утверждение,
Что сознание порождается комбинацией материи.
Теория о том, что сознание будет развиваться
При определенных условиях материальных, не будет Гитой приниматься.
Сознание может быть искаженно отражено
Покровом материальных условий, так же как свет, проходящий через цветное стекло,
Может казаться.
Определенного цвета, но сознание Господа не попадает
Под влияние материи.
Тот, чье сознание не свободно от материальной скверны,
Не может что-либо сказать
О трансцендентальном мире; наше сознание осквернено материей сейчас,
Его необходимо очищать.
Когда сознанием чистым будем обладать,
Все наши действия  будут согласованы с  Ишварой; и это сделает счастливыми нас.
Это неверно, что нужно прекратить всю деятельность нашу; скорее,
Мы должны очистить ее от скверны.
Такая деятельность будет бхактой называться.
Деятельность в духе бхакти  обычной может показаться.
Но, на самом деле, она  свободна от материальной скверны.
Действия бхакти, или Господа нечистым сознанием, или  материей
Никогда не осквернены,
По отношениям к трем гунам материальной природы трансцендентальные они.
Однако необходимо понимать, что сейчас
Осквернено сознание у нас.
И если мы материей осквернены,
Тем самым в обусловленном состоянии пребываем мы.
Ложное сознание проявляется
Благодаря понятию,
Что человек- продукт материальной природы; это называется «ложное эго».
Тот, кто действует на платформе тела,
Не может осознать своего истинного положения.
«Бхагават –Гита» была поведана  Арджуне с той целью,
Чтобы освободить человека от телесных представлений о жизни.
Когда наше сознание станет чистым,
Все наши действия придут в гармонию  с Всевышним.
Тогда счастливыми мы станем, наконец,
И в Боге воскреснет человек.
Освобождение  есть мукти;  и это  будет означать,
Что ты сознанием чистым станешь  обладать.
Мукти, или освобождение, означает
Освобождение от материального сознания.
Все наставления Гиты предназначены для пробуждения этого чистого сознания.
Очищенным сознанием сознание такое можно считать,
Когда согласно Воле Бога будем поступать.
Поскольку мы   неотделимые частицы Бога,
В нас вложено сознание, безусловно.
Но мы, однако, находимся под влиянием
Трех гун природы, и потому влачим ужасное существование.
Господь же никогда не попадает под влияние
Трех гун природы материальной.
И  в этом разницу находим
Меж обусловленной душой и Богом.
Что же  такое сознание?
«Я – есть»- оно означает.
И если оскверненное оно,
То это означает, что думаем мы так: «Я – господин всего,
Что вижу в мире; я – тот,
Кто наслаждаться всем этим»; мир вращается, так как каждое живое существо
Думает, что оно является господином,
И создателем материального мира.
Сознание мирское  имеет два психических свойства: первое- человек думает,
Что он создает; второе – он думает,
Что наслаждается, но создает и наслаждается Господь один,
А люди лишь сотрудничают с Ним.
И это нас создали, и нами наслаждаются всегда,
А мы есть подчиненные живые существа,
Предназначенные сотрудничать с Богом.
Пример такой мы здесь приводим:
Руки, ноги, и другие части тела
Не умеют сами наслаждаться, без сомнения.
Желудок - умеет, и потому все части эти в деятельность вовлечены,
Служащую для удовлетворения желудка,
Так как желудок
Является органом основным, питающим тело, поэтому все отдается  желудку.
Ведь он -
Есть  орган основной,
Питающий все наше тело.
И потому ему все отдается, без сомнения.
И если так произойдет,
Что пищу эту рука себе возьмет,
И что же будет  делать с ней она? Она ее желудку не дала,
И потому неудовлетворенною осталась она.
Центральной фигурой всего творения, а также наслаждения
Является Господь, без всякого сомнения.
Живые существа содействуют Ему,
И благодаря содействию тому,
Они способны наслаждаться сами.
Эти взаимоотношения похожими бывают
На те взаимоотношения, которые между слугой и его хозяином существуют.
Слуга тогда лишь счастлив будет,
Коль удовлетворен его хозяин.
Отсюда вывод вытекает,
Что должен быть Господь удовлетворен,
Хотя тенденция стать Творцом,
И наслаждаться этим миром,  также присуща  и нам,
Поскольку ею Господь великий обладает сам.
Из «Бхагават – гиты» мы узнаем,
Что законченное целое в себя включает
Высшего правителя, контролируемых живых существ,
Космическое проявление, время, карму, как венец.
И все это составит законченное целое одно.
Высшей абсолютной истиной является оно.
Законченное целое и совершенная  Абсолютная истина
Являются Верховной божественной  личностью,
Шри Кришной.
Все проявления обусловлены Его энергиями различными.
Законченное целое есть Он.
Имперсональный Брахман тоже подчинен
Верховной личности.
Брахман – это сияющие лучи,
От Верховной личности исходят они.
Брахман – это неполное осознание
Абсолютного целого, как и Параматма.
Верховная  божественная личность, Пурушоттама,
Находится как над имперсональным Брахманом,
Так и над частичным осознанием Параматмы.
Верховная личность Бога есть сач-чид-ананда-виграха.
Говинда, Кришна является причиной всех причин.
Он - первопричина,
И Он - сама форма вечности, знания и блаженства; осознание
Имперсонального Брахмана
Есть осознание  Его свойства сат; осознание Параматмы есть осознание
Свойства чит ( вечного знания).
Но осознание Божественной личности, Кришны, есть осознание
Всех трансцендентальных свойств: свойства сат, свойства чит и свойства ананда
(Вечности, знания и блаженства) в законченной  виграхе (форме).
И, безусловно,
Если низким интеллектом обладаешь,
Тогда безличной Высшую истину считаешь.
Но трансцендентной  личностью является она; Верховная абсолютная истина также,
В конечном итоге, является личностью.
Проявление Божественной личности
Есть проявление всех ее трансцендентных свойств в полной  форме.
Полное целое не бесформенно.
Если бы оно
Было формы лишено,
Тогда Оно не могло бы быть полным целым; полное целое должно иметь все,
Что доступно нашему опыту, и что находится за пределами его,
Иначе не может быть полным Оно.
Этот мир материальный, мир явлений,
Закончен сам по себе,  так как 24 элемента,
Временным проявлением которых является эта  вселенная,
Полностью приспособлены к производству  совершенных ресурсов, необходимых
Для поддержания
Существования
Всей вселенной.
Энергией Всевышнего отведено
Определенное время  мирскому проявлению, когда же это время истечет,
Все эти временные проявления исчезнут, согласно устройству полного целого.
Живые существа,
Малые  полные частицы, имеют возможности целое познать,
И все виды несовершенства происходят из-за неполного знания полного целого.
Ведическое знание совершенно,
Ибо находится оно вне ошибок всяких и сомнений.
Оно не является результатом
Исследований разных.
Любая исследовательская работа несовершенна, поскольку мы исследуем предметы,
Используя при этом
Несовершенные чувства; совершенное знание
Передается по цепи ученической преемственности, ее название-
Парампара; эта цепь - верный источник всеобъемлющего  знания.
От Высшего духовного учителя идет парампара такая.
Высший учитель  собою Бога представляет.
Это знание передается по цепи
Духовных учителей; и мы принять должны
 «Бхагават – гиту» без изъятий и собственных толкований,
Тогда найдем в ней высшее познание.
В ней сам Господь нам это знание открывает,
Когда ее внимательно читаем.
Господь есть тот,
Кто наслаждается, и кто все создает.
А мы, как подчиненные живые существа,
Должны сотрудничать с Ним, чтоб удовлетворенным Он был всегда.
Ведь пища, принятая желудком, помогает
Всем другим частям тела, они тогда удовлетворение получают.
Мирская личность  четырьмя дефектами обладает.
Их здесь перечисляем:
Человек мирской всегда ошибки совершает,
Под влияние иллюзии он неизменно попадает,
Имеет склонность он обманывать других, и, наконец,
Ограничен чувствами несовершенными своими каждый человек.
Обладая этими четырьмя несовершенствами, не может он дать
Истинной информации о всеобъемлющем знании; и потому возможно так сказать,
Что высшее знание,
Ведическое знание
Передается не такими несовершенными живыми существами, как мы,
А было вложено оно
В сердце Брахмы от Кришны самого.
А Брахма сыну передал его, а также и распространил
Среди своих учеников в том виде, в каком его от Кришны получил.
Господь - всецело совершенный; и невозможно,
Чтоб стал Он объектом влияния законов
Природы материальной; необходимо понимать,
Что Он – единственным владельцем будет выступать
Всего того, что во Вселенной есть,
Что он  - изначальный Творец,
Создатель Брахмы.
Об этом  помнить  мы должны всечасно.
Никто не должен заявлять,
Что он владелец чего-то либо; должны лишь то мы принимать,
Что выделил Господь тебе для поддержания
Твоего мирского существования.
Не предназначены мы для того, чтоб ссориться, ругаться
Подобно кошкам и собакам
С ближними своими,
Или с людьми другими.
Должны понять всю важность своей жизни, и не вести себя животному подобно,
И к главной цели идти твердо.
А цель свою поймешь при изучении книги этой мудрой.
Когда поймешь ее, тогда ты станешь мудрым.
Три вида деятельности есть, трем гунам материальной природы соответствуют они.
Есть деятельность в гуне добродетели, в гуне страсти, в гуне тьмы,
И также пища наша
Трех родов бывает,
Как пища добродетели, пища страсти, пища невежества; и если будем выполнять
Все наставления, которые в Гите можно взять,
Вся наша жизнь очистится тогда,
И вновь вернемся мы туда,
Где наша вечная обитель существует, санатана.
А то, что мы находим в этом мире, все временно, не постоянно.
Все, что в этот мир приходит,
Некоторое время остается в нем, потом побочные продукты производит,
Потом свои ресурсы истощает,
В конце концов, и  исчезает.
И это есть закон
Материального мира, на все  бывает он распространен,
И на тела, и на плоды.
Но существует высший мир.
Природа у него – иная,
И вечная она, она есть санатана.
Джива  также описывается как санатана,
Как и Господь.
Поскольку качественно мы составляем с Ним одно-
Санатана- дхаму,
Или небесную обитель, санатана- Верховная личность и санатана – живые существа-
Вся цель Гиты  заключается в том, чтобы возродить нашу санатану-дхарму,
Или вечный род занятий живого существа.
Хотя в разную деятельность  мы временно вовлечены, но и она
Может чистой стать,
Если будет совершаться не ради временных благ,
Но во имя Бога; и в этом суть заключена
Истинно чистой жизни.
Воссоединение живых существ с Всевышним,
В Его обители небесной высшей -
Суть совершенства  всей нашей жизни.
Всевышний Господь
И трансцендентная обитель Его
Есть санатана;  Он всех нас слышит, всех нас видит; «Я – есть Отец всего»,-
Так Кришна заявляет.
Существует много видов живых существ в  соответствии с их различной кармой.
Господь нисходит сюда, чтобы помочь всем падшим душам, чтобы смогли они
В обитель вечную вернуться, и  первоначальное положение свое вновь обрести.
Живое существо вечно,
И с Господом там останется оно навечно.
В различных инкарнациях Своих
Господь приходит в  этот мир,
Иль слуг доверенных сюда Он посылает:
Сыновей, или спутников своих, или ачарий,
Чтобы спасти все обусловленные души; санатана –дхарма –
Есть вечная  функция вечных
Живых существ во взаимоотношениях с вечным
Всевышним Господом; санатана- дхарма
Есть вечная деятельность живого существа.
Санатана – это то, что не имеет ни начала, ни конца.
Слово «религия» имеет несколько иное значение, нежели санатана- дхарма.
Религия выражает идею веры, а вера меняться может.
Можно иметь веру
В определенный процесс, и можно переменить свою веру,
И принять  веру другую, но слово санатана – дхарма
Относится к такой деятельности,
Которая не может измениться; например, жидкое состояние есть неотъемлемое
Свойство воды, так же, как  тепло – есть неотъемлемое свойство огня.
Подобным  же образом, вечная функция живого существа
Не может быть отделена от живого существа.
Поэтому и санатана – дхарма неотделима от живого существа,
У ней нет ни начала, ни конца.
И потому  никакими рамками не может быть ограниченной она.
Эта санатана-дхарма касается всегда
Живых существ во всей Вселенной.
Религия, не связанная с санатаной, может иметь начало
В анналах человеческой истории, но нет начала
Истории санатана – дхармы, потому что она пребывает вечно с живыми существами.
Все живые существа, без исключения,
Не знают ни рождения, ни смерти; и они
Не рождаются, ни умирают, они вечны.
Вечно живое существо, оно уничтожению не поддается,
И продолжает жить, хотя  и смерть коснется
Временного тела, в котором оно было.
У него есть свойство главное одно, которое от него не отделимо.
Это свойство  есть вечная религия живого существа - санатана.
Мы заключаем,
Что наряду с огнем  тепло и свет присутствует всегда.
А без тепла и света слово «огонь» бессмысленно; подобным же образом,
Мы выяснить должны, что есть основная часть живого существа,
Та часть,
Которая сопутствует постоянно ему; этот постоянный спутник есть его вечное свойство.
А это вечное свойство
Есть  его вечная религия; в Гите мы читаем, что истинное положение
Живого существа - служение Господу; и  это истинное положение
Живого существа называется сварупой; каждое живое существо занято служением
Другому живому существу различным способом; и, без сомнения,
Посредством этого жизнью наслаждается оно тогда.
Служат людям животные, тому подобно, как слуга
Хозяину прислуживает своему.
Всегда кому-то  служим; сын служит отцу,
Мать - сыну, жена - мужу, муж – жене.
И это наблюдаем мы везде.
Все, без исключения, кому-то служат.
Владелец магазина покупателю, рабочий капиталисту служит,
А тот - своей семье,
Семья - государству;  от служения другим не бывает свободно ни одно живое существо.
Само служение постоянным спутником предстанет
Всех живых существ; оно есть дхарма,
Или вечная религия живого существа.
Однако в зависимости от места, времени и обстоятельств человек исповедует
Определенную веру
И объявляет себя индусом, мусульманином,
Буддистом, или христианином,
Или приверженцем другой какой-то веры.
Но эти все обозначения
К санатане-дхарме не имеют отношения.
Может веру изменить свою индус, или христианин,
А также и буддист, и  мусульманин,
Но ни при каких обстоятельствах не может измениться
Предназначение человека – служить другим, от этой службы никому не уклониться.
Исповедовать какую- либо веру,- еще не значит
Исповедовать санатану – дхарму,
То есть  служение, которое с Богом связывает нас.-
Он – тот, кому известно высшее наслаждение, и только Он способен его дать.
А мы, живые существа,
Лишь слугами Его являемся в любые времена.
Мы созданы для наслаждения Бога.
И если разделяем это наслаждение с Ним, то, безусловно,
Обретаем счастье, другим путем достичь его нам будет невозможно.
Счастливым невозможно стать,
Коль будем пребывать
Вне связи с Богом.
Это будет тому подобно,
Как ни одна какая-либо часть телесная твоя
Не может быть удовлетворена
Без взаимодействия с желудком; и образом подобным,
Когда душа твоя не служит Богу
С любовью чистой и преданностью большой,
Не станешь ты счастливым, дорогой.
Тогда душа твоя  удовлетворения не знает,
Коль с Богом ты себя разъединяешь.
Из Гиты  мы узнаем,
Что поклонение, служение полубогам  она не одобряет.
«Те, чьи  умы,
Материальными  желаниями развращены,
Отдают себя  полубогам и правилам и предписаниям поклонения,
Соответственно их природе»; все те, кем руководит вожделение,
Поклоняются полубогам,
А не Всевышнему; слово «Кришна» будет означать
«Высочайшее наслаждение».
Он являться будет  вместилищем, сокровищницею всех наслаждений.
Живые существа подобны Богу, и они
Полным сознанием награждены.
И все они стремятся к счастью; и сам Господь
Всегда испытывает счастье, и он есть Бог.
И если мы хотим познать
Такое счастье, о котором не смели  и мечтать,
Соединиться с Богом мы должны,
И с Ним сотрудничать, и общества Его искать.
Господь нисходит в этот мир, чтоб показать
Как в счастье и в блаженстве можно пребывать,
Как нужно время проводить.
Когда во Вриндаване Он был,
Там все, чтоб Он ни делал,
Исполнено все было счастьем беспредельным.
Все население Вриндавана не хотело знать
Ничего, кроме Кришны; и если мы хотим попасть
В Вечную обитель Его, должны Ему мы поклоняться,
Чтоб вновь сюда не возвращаться.
Кришна говорит: «Мою обитель ни Солнце, ни Луна не освещают.
И тот, кто это место достигает,
Не будет возвращаться в мир земной,
А будет вечно пребывать со Мной».
Обитель та вечна,
Небесная она,
И не нуждается ни в Солнце, ни в Луне,
Ни в электричестве, и ни в огне.
Освещается она лучами брахмаджьйоти.
Они исходят от Бога самого, ее название – Голока.
Господь извечно пребывает там.
Но все ж возможно нам
Прийти к Нему и в этом мире; с этой целью Он сюда приходит, где будет проявлять
Истинную форму самого Себя, и есть она САТ-ЧИТ-АНАНДА – виграха.
Господь приходит, как один из нас, и здесь проводит
Свое время с нами, как человек обычный, но все же
Не будет это означать, чтобы считать Его одним из нас.
Благодаря могуществу своему, Он может предоставить нам свой лик,
Все игры, развлечения свои явить.
Эти игры, развлечения есть копии развлечений
В  Его обители небесной.
В сиянии лучезарном обители небесной
Бесчисленное множество планет парят; высшая обитель, Кришналока,  сияние
Брахмаджйоти испускает,
И нематериальные планеты
Парят в сиянии этом.
Тот, кто  обители небесной  достигает,
Не будет возвращаться вновь сюда,
Где правит майя, или тьма.
И даже если планеты Брахмалоки мы достигнем-
Высшей планеты в этом мире,
Мы найдем такие же условия, как здесь,
А именно: рождение, болезни, старость, смерть.
Ни одна планета  Вселенной материальной
Не свободна от этих четырех принципов материального  существования.
С планеты на планету мы путешествуем всегда.
Не будет это означать,
Что можем отправиться мы на какую-то планету
Просто с помощью механического  средства.
Нет,
Для этого нужно пройти через определенный процесс.
Нет необходимости в механических средствах.
Луна, Солнце, и другие высшие планеты мира называются Сваргалока.
Существуют планеты трех статусов различных:
Высшие, средние и низшие планетные системы.
Земля к средней системе
Будет относиться,
А высшая планетная система – Девалока,
И если пожелаешь попасть на какую- либо из планет,
Для этого должен поклоняться человек
Определенному полубогу, который правит
Этой планетой, и образом таким ты попадаешь
На Солнце, иль Луну, иль на любую из планет.
Но здесь откроем вам секрет:
Что все планеты мира, включая высшую планету Брахмалоку, не освобождены
От четырех принципов материального существования, а именно, таких,
Как рождение, болезни, старость, смерть.
Но если попадаем, наконец,
На  духовные  планеты, мы там не встретим  материальные страдания.
Среди планет духовных есть высшая планета, - Голока  Вриндавана,
Обитель Верховной Личности Бога, Бхагавана.
Из «Бхагават-Гиты» мы узнаем,
Что этот мир материальный похож на дерево, чьи корни вверх растут,
А ветви – вниз идут.
Когда стоим на берегу реки,
Тогда увидеть сможем мы,
Что корни дерева, отраженного в воде, стремятся вверх, а ветви – вниз.
Подобным образом материальный мир
Является отражением духовного мира; материальный мир –
Это только тень реальности.
В тени  нет реальности,
Или вещественности, но можем мы узнать по ней,
Что где-то существует эта  реальность, этот вещественный предмет.
Когда увидим мы мираж в пустыне, то это означает,
Что вода реально существует где-то; в  материальном мире нет воды, нет счастья,
Но истинная вода подлинного счастья
Находятся в духовном мире, столь отдаленном и прекрасном.
Мы все гоняемся за титулами,
Как лорд, иль сэр, иль президент, иль депутат.
До пор до тех, пока
Мы будем привязаны к этим обозначениям, мы привязаны к телу,
Потому что обозначения принадлежат телу.
Но мы не есть наше тело, и осознание этого есть первая стадия духовной реализации.
Мы подвластны
Действию трех гун материальной природы, но мы должны
Освободиться от него  через преданное служение Господу; если не связаны мы
Преданным служением Господу, мы не сможем обрести
Независимость от гун природы материальной.
Обозначения и привязанности
Обусловлены нашими вожделениями,
Нашим стремлением
Господствовать над природой материальной.
Пока мы не отбросим нашу склонность
Господствовать над материальной природой, у нас не будет возможности
Вернуться в Царство Бога; к этому вечному,
Неподвластному разрушению
Царству может приблизиться тот,
Не привлекают кого
Обманчивые материальные наслаждения,
Кто утвердился в  преданном служении.
Такой человек может с легкостью приблизиться к высшей обители.
Даже этот мир материальный
Не полностью проявляется перед нами.
Наши чувства настолько несовершенны, что мы не можем увидеть все звезды и планеты
Нашей материальной вселенной.
Тем более, духовный мир
Не можем видеть мы.
Он не проявлен; должны желать мы страстно,
Чтобы попасть в тот мир прекрасный.
Когда достигнет человек этого царства,
Ему не нужно будет возвращаться
В этот мир материальный; если ты его достигнешь,
Ты обладаешь вечной жизнью.
Чтобы обители духовной достигать,
Должны наказ  Кришны выполнять,
Который говорит о том, что каждый, кто, с телом расставаясь,
Думает лишь обо Мне, в Мою обитель сразу попадает,
И пусть сомнений в том не будет.
О Кришне надо постоянно думать.
О том, кто думает о Кришне в свой смертный час,
Можно с уверенностью сказать,
Что попадает этот человек
В обитель Кришны, наконец.
Высшее существо есть САТ-ЧИТ-АНАНДА виграха,
То есть, Его форма вечна,
Блаженства, знания она полна.
Но наше нынешнее тело -
Не сат, а асат, оно не вечное и тленно.
Оно - не чит, поскольку невежеством наполнено оно.
Не знаем о духовном царстве ничего.
Поскольку мы невежества полны,
В царство Бога не верим мы,
О нем мы не имеем знаний.
И даже этот мир материальный мы полностью не знаем.
Наше тело есть нирананда, и вместо того,
Чтобы быть блаженства полным, оно страданиями полно.
Страдания приходят к нам  из-за того,
Что наше тело таково.
Но тот, кто оставляет это тело,
Думая о Кришне, тогда он непременно
Другое тело – сат-чит-ананда - получает.
Тому подобное оно, каким Господь сам обладает.
Мы расстаемся с этим телом, и в соответствии полнейшим
С установленными правилами, получаем тело новое в дальнейшем.
Каждый человек умирает тогда, когда принято решение, какую форму тела получит он
В следующей жизни; высшие судьи, а не само живое существо
Принимают это решение; в соответствии с нашей деятельностью в этой жизни
Мы либо поднимаемся выше,
Либо скатываемся вниз.
Эта жизнь
Есть подготовка к следующей жизни.
И если мы сумеем в этой жизни подготовить
Возвращение свое в это Царство Божье,
То после оставления тела
Мы обретаем, без сомнения,
Такое тело, как у Кришны, духовное оно.
Брахмаджьоти – есть небесное царство,  и в нем
Существует бесчисленное множество планет духовных.
Их гораздо больше,
Чем планет нашего материального мира.
А этот мир материальный составляет только 1/4 часть всего сотворенного мира.
В этом пространстве материальном
Существуют миллионы, миллиарды вселенных разнообразных
С триллионами планет, звезд, солнц, лун; но все это материальное создание –
Только один участок
Всего сотворенного мира, большую часть которого составляет
Духовный мир; тот, кто хочет слиться с высшим Брахманом,
Тот в брахмаджьоти  Господа попадает,
И, таким образом,  небесного царства достигает.
Но бхакта лишь того желает,
Чтоб с Кришной находиться рядом,
И потому он попадает
На планеты Вайкунтхи, которых бесчисленное множество, где Господь,
Как Нараяна, пребывает с четырьмя руками,
И под разными именами,
Такими, как Прадъюмна, Анируддха,  и Говинда, дарит  ему общество свое.
Итак, трансцендалисты  в конце своей жизни
Думают о брахмаджьоти, о Параматме, или же о Верховной Личности  Шри Кришне.
Во всех этих случаях они попадают
В небесное царство, но лишь бхакта,
Кто состоит в близких отношениях  с Господом, попадает
На планеты Вайкунтхи, и в это верить надо твердо,
Ведь это слова Бога.
В это царство Бога можно возвратиться,
Когда в момент  смерти будем мы стремиться
На Боге концентрировать мысли.
Тогда мы попадает в небесное царство; во время смерти мысли наши
Определяют наше  состояние
В нашей  будущей жизни.
Прежде всего, мы должны понять,
Что материальная природа есть проявление одной из многочисленных энергий Творца.
Вне нашего  понимания Его энергии находятся всегда.
Однако  те мудрецы,
Чьи души уже освобождены,
Эти энергии изучили,
И их на три различных вида разделили.
Все эти энергии
Являются различными проявлениями могущества Господа Вишну; первая энергия,
Пара,
Трансцендентальна.
Живые существа принадлежат также к высшей энергии.
Другие, материальные виды энергии,
Относятся к гуне невежества; в момент смерти
Мы можем либо оставаться в пределах влияния низшей энергии
Этого материального мира, либо перенестись
В духовный мир,
Где действует высшая энергия.
Мысли человека в момент расставания с телом  определяют
Его состояние
В его следующей жизни.
Мы, живущие, привыкли думать либо о материальной,
Либо о духовной видах энергии; и как же можем мы
Перенести мысли свои
С энергии материальной
На высшую энергию? Существует большое множество газет, журналов,
Которые все наши мысли низшей энергией наполняют.
Чтобы свои мысли на высшую энергию переключать,
Должны ведические шастры изучать,
Должны о Боге размышлять,
Им наши чувства наполнять.
Забывчивые живые существа, иль обусловленные души погрузились
В мысли о деятельности материальной, поскольку с Богом связь забыли.
Чтоб их мыслительную энергию устремить в духовный мир,
Посылает Кришна нам посланников своих,
Например, Вьясу, который  на четыре части Веды разделил,
Затем их разъяснил в произведениях своих.
И образом таким, мы можем помнить
Господа в тот миг, когда к нам смерть приходит.
Кришна говорит:
«Ты должен  помнить обо Мне,
И посвятить все действия свои Мне,
И сосредоточив ум на Мне,
Ты, без всякого сомнения, придешь ко Мне».
В материальном мире для того, чтоб тело поддерживать свое,
Обязан  каждый человек трудиться; все общество разделено
В соответствии с  выполняемой деятельностью на четыре социальные классы:
Брахманы, кшатрии,
Вайшьи и шудры.
И все они
Имеют определенные обязанности свои,
И должны трудиться для поддержания
Свого существования.
Но, продолжая выполнять свои дела,
О Боге надо вспоминать.
И если мы о Кришне не будем думать постоянно,
Тогда не можем вспомнить о Нем,
Коль смерть уже придет.
И потому должны мы постоянно воспевать
Его Святые Имена; в уме всегда должны Его держать.
Его Святые Имена, и Он сам – суть одно.
Таким образом, наставления  Кришне Арджуне «помнить о Нем»,
И указания
Господа Чайтаньи:
«Всегда воспевать имена Господа», - суть одно и то же; здесь нет разницы,
Потому что Кришна, и имена Кришны нераздельно связаны.
В Абсолютном плане
Различий не бывает
Между объектом и понятием о нем.
И потому должны мы ночью, днем
Все время воспевать Его Святые Имена,
А также  организовать свою деятельность так,
Чтобы постоянно помнить о Нем.
И как же это все  осуществить?
Пример такой здесь будем приводить:
Коль женщина замужняя другим мужчиной увлеклась,
Подобная привязанность, иль связь
Бывает очень сильной.
Случается такое и с мужчиной,
Который может испытать влечение
К другой женщине; и, без сомнения,
Все время думают они
О предмете их любви.
Женщина, думающая о возлюбленном своем,
Все время представляет встречу с ним, хотя она не забывает дом,
И обязанности свои домашние все выполняет,
И даже  тщательнее она  их исполняет,
Чтобы супруг ни в чем не ее заподозрил.
И этому подобно,
Должны о Кришне постоянно думать мы, как о Возлюбленном своем,
И постоянно  размышлять о Нем.
И в то же время исполнять
Как можно лучше материальные обязанности свои; для этого должны мы обладать
Таким сильнейшим чувством, как любовь; и если мы
К Нему имеем сильное чувство любви,
Тогда  обязанности свои мы можем  выполнять,
И в то же время о Нем все время размышлять.
Это чувство должны в себе мы развивать.
Кришна так сказал:
«Из всех йогов тот, кто с полной верой  всегда обитает во Мне,
Всегда погружен в мысли обо Мне,
И с трансцендентальной  любовью и преданностью служит Мне,
Тот человек теснее всех
Связан со Мной, и заслуживает  самого высокого Моего мнения о себе».
Тот, кто думает о Боге постоянно,
Является одновременно величайшим йогом, наивысшим  гьни, и величайшим бхакти.
Если будем выполнять  деятельность, помня о Кришне,
Тогда в момент смерти мы сможем вспомнить о Кришне.
В действительности мы выполняем какую-то деятельность
С помощью наших ума и чувств, а не тела.
Так что если ум и разум
Размышлением о Боге постоянно занят,
То, естественно, чувства также будут заняты
Служением Ему; внешне,
Возможно, что  деятельность чувств остается прежней,
Но сознание изменится; в том и секрет Гиты: она учит нас
Искусству погружения ума
И разума в размышления о Господе, обращения к Нему всех мыслей наших,
Что является единственным средством достижения небесного царства.
Современный человек затратил так много времени и сил,
Чтобы достичь Луны,
Но при этом он не заботится  о том,
Как возвыситься духовно он бы смог.
Ту жизнь, которая  у нас есть впереди,
Наилучшим образом использовать должны,
То есть, погрузившись в мысли о Боге, всецело отдавшись преданному служению,
Способы которого перечисляются в шастрах.
Эти девять способов, самым легким из которых является шраванам,
Процесс слушания   «Бхагават – гиты»
Из уст осознавшей себя личности, обратят человека к мыслям
О Высшем  существе; это приведет к тому, что будет помнить он о Боге,
Что позволит ему после оставления материального тела обрести тело духовное,
Пригодное
Для общения с Господом;  Кришна говорит: «Тот, кто постоянно размышляет обо Мне,
Как  о Верховной  божественной Личности,
Чей ум постоянно занят мыслями
Обо Мне, и только обо Мне, тот, без сомнения, придет ко Мне».
И потому нам следует того найти,
Кто смог уже приобрести
Какой-то опыт в этом; а ум и разум наш
С предмета на предмет будут блуждать,
И потому необходимо ум тренировать,
Чтоб концентрированным на Кришне  он смог бы стать,
Или на звуке имени Его, которое не отлично
От самого Кришны.
По своей природе
Наш ум всегда бывает беспокоен.
Он перескакивает с предмета на предмет.
Когда же он узнает, наконец,
Звуковую вибрацию Кришны,
Допущен будет он в мир высший.
В такой вибрации ум отдыхает.
И если мы о Боге, или о Царстве Его небесном размышляем,
Тогда мы Бога достигаем.
Пути и средства конечного осознания  себя,
И достижения конечной цели –  все это Гита может дать.
Двери в это знание открыты для любого.
Каждый может слышать слово о Боге.
Думать о Всевышнем может каждый,
Рабочий, или торговец даже,
Или человек   низкого рождения,
Или  женщина плохого поведения, -
Все они, без исключения,
Приблизиться сумеют к Кришне, для этого  высоким интеллектом не надо обладать,
И тот, кто принципы бхакти-йоги будет принимать,
Кто достижение Бога наивысшим благом
Для себя считает,
Вернуться к Богу он сумеет,
Для познавания  материи высокой он прозреет.
И если человек усвоит принципы, которые найдет он в этой книге,
Он разрешит проблемы жизни.
Он может сделать совершенной свою жизнь
И жизненные проблемы разрешить.
В этом смысл и сущность «Бхагават-гиты»- духовного произведения.
Ее внимательно читать необходимо, без сомнения.
И если твердо следовать всем предписаниям этой книги,
Можно будет даже в этой жизни
От всех страданий и тревог уйти,
И никакие страхи не смогут нас тогда найти,
И следующая жизнь такого человека духовной станет.
Слова такие мы читаем:
«Если ты с глубокой серьезностью
«Бхагават-гиту» изучаешь, тогда милостью Господней
Последствия
Твоих прошлых греховных поступков не будут иметь на тебя действия.
Кришна говорит: «Оставь другие виды
Каких-то не было религий,
И Мне вручи себя,
И Я освобожу тебя
От всех последствий греховных поступков твоих, страшиться нечего тебе»,- и потому
Он примет на Себя
Ответственность большую за тебя,
Коль ты отдашь себя Ему.
Он защитит тебя от всех последствий
Всех прошлых твоих действий.
Каждый день  водой мы омываем тело,
Но воды «Бхагават – гиты» простой воды сильнее.
Они священные, как воды Ганга, поскольку силой большей  обладают,
И те, кто в них вступает,
Всю скверну мира с сердца своего смывает.
Эту Гиту необходимо слушать и читать.
Одна лишь эта книга сумеет вам все знание  дать.
Она есть суть ведической литературы; и Кришна сам
Ее поведал нам.
Тот, кто испил воды Ганга, спасение обретает.
Но что ж тогда нам говорить о тех, которые ее читают,
Кто  пьет  из «Бхагават – гиты», священного источника  такого.
Эта книга  есть нектар, она - божественное слово.
Из уст Верховной Личности она исходит,
А Ганг берет начало у  лотосных стоп Его.
Нет разницы между устами, стопами Бога, все – одно.
Но все же нам легко понять,
Что «Бхагават-гита» большей силой будет обладать,
Чем воды Ганга.
Должен  каждый человек стремиться, чтобы иметь одно священное писание,
Одну религию, одно занятие.
Так пусть оно останется единственным писанием,
И пусть получит полное признание!
«Бхагават- гита» пусть будет  писанием таким!
Для целого мира пусть будет Бог один-
И этот Бог пусть будет Господь Кришна!
Пусть будет гимн один, одна молитва-
Воспевание Имени Его; маха – мантра есть она.
Так будем воспевать ее всегда!
Харе Кришна, Харе Кришна,
Кришна Кришна,  Харе Харе,
Харе Рама, Харе Рама,
Рама Рама, Харе Харе.
И пусть занятие будет лишь одно -
Служение Богу! Лишь оно
Тебя возвысит, окрылит, и к Богу приведет,
Блаженство, счастье принесет!


Рецензии