Магический кристалл
МАГИЧЕСКИЙ КРИСТАЛЛ
Непоколебимая приверженность автора своему художественному праву на стихотворение – как творца сформировала мир поэзии и поэтического образа, который, прежде всего, является актом веры – веры в подобие всех вещей, даже не похожих друг на друга, в котором всё – возвращение сущностей в слово. Это – память начал и истоков. Без нее возвращение невозможно и любая мысль повисает в безвоздушном пространстве искусственного бытия.
В поэзии естественный объект всегда является адекватным символом. Поэтому поэтический текст имеет смысл рисовать, ведь изображение не только дарит эмоциональное восприятие в ограниченном звучанием слова моменте времени, но и развивает способность визуально мыслить. Образы в стихотворении хороши только те и только тогда, когда могут самораскрываться и самотрансцендироваться, когда они самодостаточны и могут выходить за пределы своих контуров. Настоящая поэзия всегда балансирует между мирским случайным и метафизическим, обыденным и сверхъестественным, находится в пространстве между ожиданием и откровением; когда сдержанность повествования есть его замысел.
Но увы, поэзию нашего времени, можно назвать поэзией разочарования, в которой, чаще всего, нет никаких таинственных неисчислимых сил, а только холодная палитра поздней осени, в которой читателя заменили упавшие на землю листья и мелкие капли дождя… А те из читателей, кто еще заглядывает на огонек, ожидают от поэтов не эмоционально изнурительного труда, а скорее банальности, которую можно легко, не пережевывая проглотить.
Вот и образовалась усталость, что-то застойное в поэзии, которая пишется сегодня. Может это из-за того, что модернизм вошел в ДНК, стал модным двигателем, который, правда, очень быстро исчерпал свой ресурс и на глазах превращается в ржавую железяку. На этом фоне новая поэзия становится необходимой, потому что реальность переросла формы псевдоявленных искусств: формы уже не равны окружающей их действительности и даже не равны, тем формам, чье место они революционно заняли.
Возвращение к забытому, отверженному, распятому – это возвращение сущностей к, прежде сказанному, слову. «Сонет» всего лишь старый поводырь условное обобщение всех мировых процессов.
Проходя реставратором по богатым, но изрядно испорченным временем и творческими вандалами историческим слоям, можно открыть удивительные, зачем-то скрываемые знатоками жанра фрески серебряного века. Приводимые далее тексты вы не найдете в изданных антологиях, скорее всего из-за того, что они нарушают сонетные каноны, удобные, создающие и охраняющие комфортные пространства правила.
Николай МИНСКИЙ (1855-1937)
Заветное сбылось. Я одинок,
Переболел и дружбой и любовью.
Забыл – и рад забвенью, как здоровью,
И новым днем окрашен мой восток.
Заря! Заря! Проснувшийся поток
Мне голос шлет, подобный славословью.
Лазурь блестит нетронутою новью,
И солнце в ней – единственный цветок.
Сегодня праздник. Примиренный дух
Прощается с пережитой невзгодой.
Сегодня праздник. Просветленный дух
Встречается с постигнутой природой.
Сегодня праздник. Возрожденный дух
Венчается с небесною свободой.
Насколько же неправильна заключительная часть, ах эти ужасные рефрены… Нужно было, чтобы прошел век, чтобы они стали основой многих вариаций мирового сонетного канона. В России о них не слышали, но они есть: http://stihi.ru/2023/10/03/7177, построенные на рефреннах: сонет Джона Ти и Кариэль, Тиррела, Харрисема, эхо-сонет Джеффа Грина, блюз-сонет, индонезийский, корнуоллский, рондель-прайм-сонет, плачевный, «четырех королей». Те же сто лет наш триолетно-октавный сонет Федора Сологуба не просматривается и в этот список не включен. В России, до сих пор, все, что вне канона, называется аномальным сонетом. В списке аномального сонета много сонетов разных авторов от Пушкина до Бродского, первую (из нескольких подборок) можно посмотреть: http://stihi.ru/2023/11/03/3515 (будут и другие).
Для чего этот разговор: хочется угадать времена великого творческого пробуждения, когда станут поэтической нормой эмоционально изнурительный труд и пророческое служение, когда автор начнет жить не сегодняшним днем, а будущим. Реалии таковы, что в этом разговоре о настоящем времени нужно забыть (это страшный сон), а оставить только прошлое и будущее, опереться на лучшие примеры не только нашей, но и всех мировых культур.
Давайте, в качестве примера, возьмем 14-ть строчек у Арсения Тарковского (1907-1989)
И эту тень я проводил в дорогу
Последнюю – к последнему порогу,
И два крыла у тени за спиной,
Как два луча, померкли понемногу.
И год прошел по кругу стороной.
Зима трубит из просеки лесной.
Нестройным звоном отвечает рогу
Карельских сосен морок слюдяной.
Что, если память вне земных условий
Бессильна день восстановить в ночи?
Что, если тень, покинув землю, в слове
Не пьет бессмертья?
……………………..Сердце, замолчи,
Не лги, глотни еще немного крови,
Благослови рассветные лучи.
Первые два катрена разве не написаны по рифменной схеме рубаи? Т.е. игра с рифменными схемами возможна?.. Значит возможны вариации близкие по звучанию средневековой восточной поэзии http://stihi.ru/2023/11/09/3579 или античной элегии (Александр КОЧЕТКОВ (1900-1953) http://stihi.ru/2023/11/08/3094 ). А использование современником Тарковского – Леонидом Мартыновым (1905-1980) внутренней рифмы, разве не могло и не может стать для русского поэта новым формообразующим формальным признаком?
Лесной
Массив
Красив.
Он, расписной,
Красней огней,
Горелых пней чернее.
Когда он чахнет, пахнет он пьянее
И весь гораздо ярче, чем весной.
И т.д. и т.д.
То, что нащупали авторы и дети Серебряного века, то, что было перечеркнуто войнами, идеологиями, пришло время возвращать. Ответственность авторов не только в создании нового для будущего, но и сохранение для будущего культурного наследия прошлого, не в академически представленных видах, а живом воплощении в современном творчестве.
Татьяна ГНЕДИЧ (1907-1976)
Тревожится, растет девятый вал
Поэзии. Дымится тайна слова.
Вот-вот и вспыхнет. Блока час настал…
Горит его магический кристалл –
Вселенской диалектики основа.
Все для большого синтеза готово!
Вот – внук того, кто Зимний штурмовал,
Любуется бессмертьем Гумилёва…
Народный разум все ему простил –
Дворянской чести рыцарственный пыл
И мятежа бравурную затею –
Прислушайтесь: над сутолокой слов
Его упрямых бронзовых стихов
Мелодии все громче, все слышнее.
____________________
aBaaBBaB ccD eeD
Рубрика: разговор о современном сонете становится все более и более необходима.
Т.к. авторы пробуют себя в новом, необходимы серьезное рецензирование и объективная критика.
Имея в своем распоряжении уникальный материал сложно двигаться дальше. Например: пока выглядит как общая «ошибка». Работая с разными вариациями автор (и это естественно) остается собой привнося в них одни и те же интонации, мысли, образы. Оправдать это можно, пробуя создавать небольшие циклы: http://stihi.ru/2023/11/09/4517
Или сразу браться за книгу: http://stihi.ru/2023/09/12/4757 (Бахрамский манускрипт) и все вариации в восточном стиле включать в нее (тогда автор одевает маску лир.героя и ему легче удаются версификации)
Авторы готовые помочь с рубрикатором страницы Пси пжст. маякните.
.
Свидетельство о публикации №123110906471
Есть над чем подумать...
С уважением,
Мира Полянская 15.11.2023 19:31 Заявить о нарушении