Силы души и четырехкратная индивидуальность
В печали, в радости, иль в горе,
Мы связь увидим здесь во всем
Своей души с Природой.
Кто в нас поддержит работу нашего рассудка, нашей жизни?
Кто склад и тип природы в нас определяет?
Ответ один – душа, хотя ее не видим,
Она в наш ум, в природу нашу, как река втекает.
Душой владеем в очень слабой форме,
И эта форма – темперамент и характер наш;
Природа наша всегда нам ставит норму,
Каким из способов душа работать будет в нас.
Природа наша, развиваясь, принимает
Тип Саттвы, Раджаса, иль Тамаса, иль смешаны они;
Душа, в любой из них вливаясь,
Не выйдет с этой колеи.
Присуще действие свое в любом из типов этих,
И лишь оно одно в нем будет главным;
Для нас не будет больше здесь секретов,
Не будет больше в этом тайны.
Окраска разная все эти типы наполняет:
Окраска света, страсти, темноты;
Душа окраску эту отражает,
Наш темперамент- вид отсвета души.
Когда же Дух освободится в нас,
Тогда и красота его, и сила, и величие во славе засияют;
Не скован больше он природой, пришел его победы час,
Тогда придет конец всей нашей драмы.
Дух всемогущ, всегда проявлен он в Природе,
Всех качеств он есть духовная игра,
А исполнительная сила Духа есть Пракрити, хозяйка в доме,
Трехкратной гуной проявляется она.
В Природе Дух себя в три гуны изменяет,
Саттва, Раждас, Тамас – название этих гун,
В самой душе себя Дух представляет
Четырехкратной силою великой, пусть знает ее ум.
Название этой силы есть способность
И не одна она, укажем всех их по порядку;
Такая есть у нас возможность,
И для себя решим тогда мы не одну задачу.
Способность к знанию, к изучению
Идей и жизни; способность к силе, смелости, к умению
Руководить; способность к взаимному обмену и нужному общению,
Способности к труду, к работе и к служению.
Присутствие великой этой силы в душе у нас
Дает нам всем одну возможность:
Осуществить наклонности свои, кто в чем горазд,
Заставить действовать свою способность.
Согласно той духовной силе
Построены четыре касты,
Мы будем знать всех их отныне,
Их перечислим по порядку:
Брахманы, Кшатрии, Вайшьи, Шудры –
Они отличны друг от друга;
Пусть Бог придаст нам мудрость,
Понять различие их судеб.
У каждой касты есть свое, присущее лишь ей одной
Свой идеал, души особый склад,
И круг обязанностей свой,
На мир с различных точек они зрят.
Характер брахмана мы рассмотреть должны:
Цель жизни и ума у них одна-
Стремится к знаниям и к справедливости должны они,
Природе своей низшей не подвластны никогда.
Терпением, мудростью жизнь укрощая,
Хотят любовь и свет они нести;
О Боге, Истине и Духе размышляя,
Хотят людей к истокам знания вести.
Когда характер свой не весь он проявляет,
Тогда в нем гордость интеллекта возрастает,
И дух тогда его молчит, тщеславие им правит,
В себе он замкнут, на жизнь других он не влияет.
Характер Кшатрия сейчас пред нами:
Он есть огромной воли и упорства обладатель,
Свои желания отдаем ему мы сами,
Руководитель он, вожак, чужих земель завоеватель.
Ради победы, с другими не считаясь,
На все пойдет, коль должен это сделать он;
Сердца людей себе все подчиняя,
Никем не будет в этом превзойден.
И он правдив и смел, во всем удачлив;
Ему неведомы сомнения, колебания;
Во всем ему сопутствует успех, удача,
Для многих он объект для подражания.
Когда душа несовершенна в нем,
Тогда в нем видим эгоиста и титана;
Он своенравен, и подавляет все кругом,
Тогда он агрессивен, вокруг него сплошная драма.
Характер Вайшьи возьмем на рассмотрение:
Потребности его – владеть, изобретать, и что-то изменять;
Всегда делами занят до предела,
Не только тратить любит, но и получать.
Имеет ум профессиональный,
Давать и брать способен он;
К задействию всего стремится явно,
Никем он в этом не будет превзойден.
Во взглядах гибкость, широта видна,
Во всех профессиях сгодится;
Гуманность, филантропия ему родня,
Но к высоте духовной не стремится.
Здесь жизни полнота во всем видна,
Налаженная связь вокруг него живет;
Кипучесть дел, вокруг него энергия жива,
Удовлетворение в этом он найдет.
Сейчас опишем Шудру мы:
Работать тяжко он умеет,
Без своего труда не может Шудра жить,
Иным путем добыть он средства не сумеет.
Он трудится не ради знания, ни ради радости труда,
А для поддержания своего существования;
Забота мучает его одна-
Где средства брать на пропитание?
Своим инстинктам потакая,
К инерции, невежеству обычно склонен он;
И лености своей природной уступая,
Не знает он понятия долг.
Ключ к эволюции большой заложен в этом типе; в том нет секрета:
Готовые они служить, повиноваться;
В работу превратить всю жизнь свою на благо человека,
А если уж кого полюбят, хотят тому во всем предаться.
Тогда любовь его служению посвящает всю себя,
Взамен не требуя ответа;
И тратит всю себя до дна,
Для тех, кто рядом, или где-то.
Самоотдачу полную тогда мы видим у него,
Задействованы в ней тело, ум его;
В служении одном тот человек тогда живет,
Другого не признает он ничего.
В нас эти силы существуют,
Невидимо работая всегда;
По очереди человек их формирует,
От рождения к рождению идя.
И мы идем от жизни к жизни
К расцвету полному существования своего;
Ничто на свете не бывает лишним,
Все предназначено для роста твоего.
Никто из нас жить не сумеет
В рамках Дхармы лишь одной; и не секрет,
Когда характер наш универсален, четыре эти Дхармы мы тогда имеем,
И станем совершенными мы, наконец.
Вся наша жизнь в себя включает четыре Дхармы,
Сейчас мы перечислим их:
1. Искание истины и знания,
2. Борьба и битва и с собой, и с окружением своим.
3. Умение приложить свои все силы
К материальной жизни, чтобы она была полна,
4. Стремление себя отринуть,
Работать и служить, забыв всего себя.
И каждый человек обязан развиваться,
Нельзя напрасно тратить время;
Должны мы совершенства добиваться,
Не зря на нас возложено мирское бремя.
Способности, которые мы показали,
Являются обычными аспектами души;
Вовлечена она в них только, но воли ей еще не дали,
Хотя она способна силы эти за собой вести.
И жизнь поставила пред нами главную задачу-
Чтобы душа взяла права законные свои;
Тогда и жить мы будем по ее советам, а не природы низшей нашей,
Она поможет нам открыть таланты, сокрытые у нас внутри.
И в ней тогда проявятся все спрятанные силы,
И высочайшей степени достигнет наше знание;
Умом свободным, светлым станем жить отныне,
И интуиция, и проницательность найдут у нас свое призвание.
И Дух в нас станет смелым, бескорыстным,
Уныний и печалей тогда не будем знать;
Не подчинится он мотивам низшим,
А благородным, и отважным сможет стать.
Тогда душа другим содействие окажет,
Способна будет тратить свой талант, имущество в работе;
Бесстрашной, щедрой она станет,
И помогать другим у ней появится забота.
Она способна будет принимать других людей заботы,
И отдавать себя всем без остатка;
И сможет наслаждаться восторгом жизни и работы,
У ней не будет прежних недостатков.
К служению другим она тогда готовой станет,
И расточать себя, не требуя взаимности ни в чем;
Всеобщую любовь она тогда собой являет,
Себя находит в служении самом.
Рождения всех этих сил души
Необходимо нам искать всегда;
В великих душах все они в одну объединены,
И это – есть выход наружу свободного «Я».
Подсобная литература Шри Ауробиндо «Синтез йоги»
Примечание: Дхарма- долг, обязанность.
Подсобная литература Шри Ауробиндо «Синтез йоги»
Свидетельство о публикации №123110904224