Чудище обло, позорно, уж 5-й век лайяй да лайяй
ЧУДИЩЕ ОБЛО, ОЗОРНО, СТОЗЕВНО
И ЧеТыРе века В РОССИЕ, - поныне, -
ЛАЙЯЙ*.
ЧТО ЭТО ТАКОЕ - АНИТСЕМИТИЗМ.
http://www.stihi.ru/2013/10/11/3585
Коктейль из ненависти, зависти
Из недоверия и конкуренции боязни, -
Средневековых мракобесий атавизм. -
Вот что такое антисемитизм"**.
* - Эпиграф к книге «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790) Александра
Николаевича Радищева (1749—1802) — символический образ российского
крепостничества.
Перевод фразы на современный русский язык: «Чудовище тучное, гнусное,
огромное, стозевное и лающее».
Это несколько измененная Радищевым строка Василия Кирилловича
Тредиаковского (1703—1768) из его поэмы «Телемахида» (1766).
Ее 514-й стих читается так: Чудище обло, огромно, стозевно, илайяй...
Поэма написана на известный сюжет из древнегреческой мифологии —
приключения Телемаха (сына Одиссея и Пенелопы).
Так поэт описывает огромного трехголового пса Цербера, который, согласно
мифам, охраняет вход в подземное царство Аида, то есть в ад, преисподнюю.
фразу можно перевести так: «Чудовище тучное, огромное, с мордой, у которой
три пасти».
Что касается частицы «и», то это обычный случай у В. К. Тредиаковского,
который иногда вводил в стих дополнительную гласную (не имеющую никакого
значения с точки зрения содержания) для благозвучия, чтобы возместить
недостающий для метра слог. «Лая» у него — существительное, означающее
«пасть».
Переделка этой фразы Радищевым состоит в том, что он превратил «и» в союз
«и», опустил «с» и превратил известного по мифам Цербера в действительно
чудовище, у которого сто голов, сто отверстых пастей — «стозевно». И все
они по-собачьи лают, поскольку писатель превратил существительное «лая» в
причастие «лаяй», то есть «лающее».
Фраза-символ негативного общественного явления, - крепостничеста и иже
с ним.
(Словарь крылатых слов и выражений).
** - См. приведенное ниже Приложение.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
РОССИЯ. РУССКОЕ ГОСУДАРСТВО И ЕВРЕИ ДО 1772 г.
https://eleven.co.il/jews-of-russia
Московское княжество, активно заявившее о себе в начале 14 в., когда прежние политические центры Руси были разгромлены татарами, сумело в 14–15 вв. стать центром консолидации русского (великорусского) этноса. Москва была значительным торговым центром, в ней обосновались иноземные купеческие корпорации «сурожан» (Сурожем в Москве называли все генуэзские владения в Крыму и на Кавказе) и «суконников» (привозивших сукно из Западной Европы); вероятно, среди купцов были и евреи. Оберегая жителей от религиозного «соблазна» и опасаясь шпионажа, власти селили иностранцев в отдельных кварталах и обязывали их носить особую одежду; квартиры и пища иноземцев были запретны для русских. Полагают, что строгие правила соблюдались не всегда, особенно вдали от столицы, и нарушения запрета обычно не фиксировались. Однако один эпизод пребывания евреев на Руси получил впоследствии широкую огласку, так как с ним связали начало ереси жидовствующих.
В конце 1470 г. новгородцы пригласили на княжение Михаила Олельковича из Киева (княжил до марта 1471 г.). В его свите был ученый еврей Схарья. С князем приехали для ведения торговых дел другие «литовские» евреи; летопись называет имена двух из них: Иосиф Шмойло Скаравей и Моисей Хануш.
Торговые люди познакомились со священниками (в руках церкви находилась в то время служба мер и весов). Встреча образованных христиан и иудеев стимулировала пробудившийся в православной церкви под влиянием раннего протестантизма интерес к Ветхому Завету; возвращение к истокам христианства стало знаменем многочисленных церковных оппозиционеров в Новгороде и Москве. В русской церкви вспыхнули горячие дискуссии по богословским вопросам, появился первый полный перевод Библии на церковнославянский (1498).
Оппозиционеры на время приобрели большое влияние в столице, пока великий князь Иван III не сделал окончательный выбор в пользу консервативного духовенства, санкционировав жестокие преследования «еретиков» (1504).
Спасаясь от костра, некоторые из жидовствующих бежали в Литву и приняли там иудаизм. Обыски в домах священников, причастных к ереси, обнаружили в их библиотеках книги, переведенные литовскими евреями с иврита на западнорусское наречие, например, трактат Маймонида по логике, сочинения по астрономии и астрологии и другие (см. Православие).
Отголосками ереси были выступления русских просветителей-реформаторов середины 16 в. — Матвея Башкина (в 1553 г. арестован и осужден церковным собором за ересь) и Феодосия Косого (арестован в связи с делом Башкина в том же году, бежал из-под стражи в Литву, перешел в иудаизм и женился на еврейке).
Несмотря на опасения церковных кругов, Иван III вел дела с зарубежными евреями, руководствуясь прагматическими соображениями.
Еще в 1472 г. посредником в переговорах между Москвой и крымским ханом Менгли-Гиреем был купец из города Кафа, еврей Хозя Кокос (его письма на иврите доставлял ко двору Ивана III шурин Кокоса Исуп, приезжавший по торговым делам в Москву).
В своем письме Кокосу от 1474 г. великий князь просил посредника впредь «жидовским языком грамот не писать»; вероятно, появились трудности с переводом. Тем не менее, политические и торговые поручения Ивана III Хозя Кокос выполнял и в 1486 г.
Длительную переписку Иван III вел в 1484–1500 гг. и с Захарией де Гвизольфи, князем Таманским, которого царь и его приближенные считали евреем (многие современные историки еврейство Захарии отрицают). В правление Захарии княжество подверглось нападению турок, и после безуспешной попытки князя получить помощь от Генуэзского банка он вступил в переговоры с великим князем Московским о переходе под покровительство Руси.
Иван III охотно откликнулся на обращение «жидовина Захарьи Скарьи» и впоследствии неоднократно приглашал князя переехать с семьей и двором в Москву.
Захария все же осел в Крыму и служил у Менгли-Гирея.
Переписка Ивана III с Захарией вызвала беспокойство церкви. Сохранилось послание некоего инока Саввы боярину Дмитрию Шеину, одному из царских гонцов к Захарии Гвизольфи: инок умоляет боярина быть осторожным и «отложить от сердца» все слова «жидовина», дабы не постигла его участь новгородских попов, «учение жидовское приимших».
В 1490 г. Иван III пригласил ко двору для лечения сына «лекаря-жидовина Леона из Венеции». Леон поручился, что вылечит больного, но сын умер, и врач был казнен.
Поездки евреев в Московскую Русь по торговым делам продолжались и при сыне Ивана III, Василии III. Однако подозрительный Иван IV Васильевич (Грозный) запретил всякое пребывание евреев в стране и следил за тщательным соблюдением запрета.
В 1545 г. были сожжены товары еврейских купцов из Литвы, приехавших в Москву. Когда польский король Сигизмунд II Август в 1550 г. напомнил русскому царю, что предшественники Ивана свободно впускали всех купцов его страны, христиан и евреев, Грозный ответил резко, намекая на ересь жидовствующих и историю с лекарем Леоном: «жиды... людей от крестьянства [то есть христианства] отводили и отравныя зелья в наше государство привозили... И ты бы, брат наш, вперед о жидах нам не писал!»
Евреи польских городов и крепостей, завоеванных русскими в ходе Ливонской войны, сполна испытали на себе ужасы садистского неистовства Ивана Грозного. -
Стрельцы сжигали евреев живьем, вешали или топили отказавшихся креститься вместе с детьми (см. Киддуш ха-Шем).
Так, в 1563 г. после занятия Полоцка по приказу Ивана были утоплены около 300 человек. Согласившихся принять крещение (см. Крещение насильственное) уводили в плен, превращая в крепостных. Сохранился документ от 1576 г., по которому владелец деревни Починок Кашинского уезда Тверской губернии, отписывая Троице-Сергиеву монастырю деревню, оговаривал, что люди «жидовского живота», а также угодья остаются в его собственности.
Сразу после смерти Ивана Грозного в 1584 г. запрет на въезд евреев стал соблюдаться менее строго. В том же году появляется сообщение о двух евреях — Свиборе и Кадыше, которые посетили Москву в составе литовского посольства.
Значительные масштабы принял въезд евреев в Московскую Русь в Смутное время, особенно в правление Лжедмитрия I (1605–1606), пришедшего к власти с помощью польского войска.
Евреи входили в свиту самозванца и пострадали при его низложении. По некоторым сообщениям, претендовавший на московский престол Лжедмитрий II был выкрестом из евреев и служил в свите Лжедмитрия I, а раньше жил в Шклове под именем Богданко и работал учителем.
С воцарением Романовых (1613) запреты на въезд иностранцев, особенно евреев, были подтверждены.
Когда в 1637 г. польский король Владислав IV обратился к царю Михаилу Федоровичу с просьбой разрешить торговую поездку в Москву королевскому фактору Аарону Марковичу из Вильно (см. Вильнюс), царь потребовал, чтобы послан был католик, а не жидовин, «коих никогда в России не бывало».
Однако тот же царь двумя годами ранее подписал указ, разрешавший постоянное жительство евреев в стране.
Указ был приложен к Поляновскому миру с Польшей, в котором предписывалось отпустить из Сибири пленников (в их числе евреев), желающих вернуться на родину. В указе отмечалось, что крестившиеся в православие поляки и евреи могут остаться в России, если пожелают, и оговаривалось, что это касается и не крестившихся, а местные власти должны были им «прибавить хлеба и денег».
Русско-польские войны 1632–34 гг. и 1654–67 гг. принесли много бед проживавшим в зоне сражений евреям. -
Во время второй из этих войн к России была присоединена Левобережная Украина (после антипольских восстаний под предводительством Б. Хмельницкого, сопровождавшихся почти поголовным истреблением евреев).
В 1655 г. русский военачальник, захвативший Могилев, велел евреям, отказавшимся креститься, покинуть город; им были обещаны проводники на польскую сторону.
Однако по выходе из города евреи были вероломно перебиты стрельцами. В результате войн немало евреев оказалось в русском плену.
Большинство из них было расселено в Поволжье, на Урале и в Сибири; некоторые оказались со временем в московской Немецкой слободе, где жили лютеране и католики.
В 1659 г. проверка, проведенная в Немецкой слободе, выявила евреев: Моску Маркова из Смоленска, Оску Александрова из Новотроицкого повета с женой и сыном, Якубку Израилева, Марко Яковлева с женою Дворкою из Горок (Белоруссия). Девушки Ганка и Рыся, дочери Меоровы, Эстерка Юдина (все из Мстиславля), а также Махля из Горок приняли лютеранство, Марчко-Захар Яшев из Дубровны в Белоруссии — католичество. Остальные продолжали жить в слободе, исповедуя иудаизм (предполагается, что после проверки и они были высланы в Сибирь).
Пленников нередко принуждали к принятию православия, постригали в монахи.
Опальный патриарх Никон жаловался в письме к царю Алексею Михайловичу (1671) на двух таких послушников Воскресенского монастыря, Демьяна и Мишку, которые вернулись в «жидовство» и «совратили» молодых монахов.
Некоторые из монахов еврейского происхождения добились признания как мастера живописи: Иван Башмаков, отобранный в детстве у родителей, расписывал Грановитую палату Кремля в последней трети 17 в. и пользовался милостью царя; иконы Василия Познанского (около 1655 г. — после 1710 г.) не только вызывали восхищение современников, но и высоко ценились впоследствии. Среди ближайших сподвижников самого Никона находился монах еврейского происхождения Арсений Грек, основавший в 1653 г. школу в Москве, в которой было введено обучение греческому языку и латыни.
При дворе Алексея Михайловича (царствовал в 1645–76 гг.), а затем и Федора Алексеевича (1676–82) служил врач Стефан фон Гаден (Даниил Жидовин) из Бреслау (см. Вроцлав), принявший лютеранство.
После смерти царя Федора разразился стрелецкий бунт («Хованщина»); чернь, разыскивая неугодных бояр, потребовала и выдачи врача, которого обвинили в отравлении царя. Стефан и его сын Михаил (Цви-Хирш) были растерзаны бунтовщиками; заступничество царицы Марфы спасло жизнь только жене Стефана.
Среди первых жителей Мещанской слободы в Москве было, согласно переписям 1676 г. и 1684 г., несколько евреев-выкрестов, в том числе Матюшка Григорьев-Еврей (основатель династии Евреиновых) и его брат Федька Григорьев из Мстиславля, Андрюшка Лукьянов, Яков Самойлов и Степан Копьев (все — из Дубровны). Жили выкресты и в московской Новоиноземной слободе. Известно о проживании евреев в отдаленных от Москвы местах. Например, в Верхотурье, небольшой крепости на севере Урала, в 1680 г. «боярский сын» Самойло Обрамов, сын Вистицкий подписался под сказкой (переписным листом) еврейскими буквами.
Несмотря на то, что в Русском государстве осело небольшое число евреев, нетерпимость к их присутствию в стране была очень сильной, что отмечалось всеми иностранцами, побывавшими в России в конце 17 в. — начале 18 в.
Преобразования, происшедшие в стране в годы правления Петра I, не коснулись статуса евреев, хотя царь относился к ним без предубеждений.
Петр I впервые и единственный раз в истории России, вплоть до реформ Александра II, ввел в высшие круги российской аристократии большую группу выкрестов: крещеными евреями были вице-канцлер П. Шафиров, резидент русского правительства в Амстердаме и Вене А. Веселовский (1682–1782; оба — выходцы из Мещанской слободы), генерал-полицмейстер Санкт-Петербурга А. Дивьер (1682–1745) и другие.
В августе 1708 г., как сообщает пинкас общины города Мстиславля, Петр I посетил синагогу этого города, и, услышав от евреев о мародерстве и насилиях со стороны его солдат, велел повесить 13 виновных.
Тем не менее, Петр последовательно отклонял просьбы еврейских промышленников и купцов о въезде в Россию, не желая, вероятно, обострять отношения с церковными кругами (см. «Православие).
Исключения были редки: царским фактором (торговым агентом) был Израиль Гирш (Хирш), уроженец Вильно, живший в Риге (в 1715 г. А. Меньшиков выдал ему патент на проживание в этом городе, традиционно закрытом для евреев, см. ниже); сын Израиля, Зундель, жил в Петербурге с семьей и «компаньоном» Самсоном Соломоном из Риги и был поставщиком серебра на монетный двор; Абрам Рот в 1702 г. открыл в Москве аптеку.
Петр I и русское правительство, ведя борьбу с контрабандной торговлей, неоднократно напоминали украинским гетманам о необходимости высылки с левобережья Днепра и из Киева всех находившихся там (якобы временно) евреев.
Однако помещики и казацкие старшины саботировали выполнение этих распоряжений, исходя из экономических интересов. -
Несколько сотен еврейских семей продолжали жить на Украине, несмотря на угрозу суровых наказаний (универсал гетмана И. Скоропадского от 1721 г. предписывал штрафовать виновных, а любого обнаруженного еврея, «все его жидовское имение разграбивши, с бесчестием и умалением здоровья прочь за рубеж обнаженного выгнать»).
Евреев преследовали не только власти, но и определенные круги местного населения. В 1700 г. бурсаки избили в Киеве жителя местечка Фастов (тогда было под властью Польши) Беню Абрамовича; служащие магистрата и бургомистр вырвали еврея из рук юнцов и дали ему возможность бежать, за что возмущенные бурсаки учинили погром мещан-украинцев. В 1703 г. еврейские погромы вспыхнули в Черниговском полку (так назывались территориально-административные единицы на Украине): после неожиданной смерти студента Киевской академии М. Сохны, выступавшего накануне с яростными нападками на евреев, местную общину обвинили в ритуальном убийстве (см. Кровавый навет).
Оговорившие себя под пыткой Давид и Яков из местечка Городня были растерзаны толпой, шинкарь Шмуль из села Жуковицы — заживо сожжен вместе с семьей; пострадали и другие евреи. Хотя беспорядки были осуждены универсалом гетмана И. Мазепы, виновных не наказали. В 1708 г. в городе Стародуб, в то время главном торговом центре так называемой Слободской Украины, в ходе новых бесчинств было убито около 50 евреев.
Экономическая роль евреев на Украине была ограничена тремя профессиями: купец, ремесленник, шинкарь.
Купцы-евреи, как видно из дневника крупного чиновника местной администрации Якова Марковича (выкрест; 1696–1770), доставляли на Украину (наряду с греками и румынами) «восточные» товары: экзотические ткани и мёд.
1708-ом году Царский Указ Петра Првого предписал еврейским купцам въезжать только в Киев и там продавать товары оптом; указ постоянно нарушался, и в 1720-х гг. евреи продавали свои товары, в частности, на ярмарке в Лубнах.
В 1727 г. Екатерина I подписала новый указ о полном изгнании евреев из России.
При этом было предписано изъять у купцов денежную выручку в золотых и серебряных монетах и обменять ее на медные деньги.
Большая часть еврейских купцов была тогда выслана с Украины, и это привело к тяжелым последствиям для экономики; уже в 1728 г. власти были вынуждены ввести послабления. -
В январе 1734 г. правитель Малороссии, генерал-аншеф князь А. Шаховской просил Петербург разрешить, «чтобы для пользы слободских обывателей приезжим из-за границы жидам на ярманки товары продавать в рознь, на локти и фунты, а не только оптом».
Прошение было удовлетворено, и вплоть до указа Елизаветы от 1742 г. (см. ниже) еврейские купцы вели здесь торговлю относительно свободно.
Роль евреев-ремесленников была, по-видимому, менее значительной. Я. Маркович в своем дневнике отметил, что в 1723 г. и 1727 г. он делал заказы евреям — портным и ювелирам.
Однако основным занятием евреев на «русской» Украине в 18 в. было шинкарство. -
Помещики охотно нанимали для винокуренного промысла, откупов и торговли вином бесправных евреев, бежавших из польских провинций от войн и гайдамацких (см. Гайдамаки) восстаний.
Подавляющее большинство беглецов, занявшихся шинкарским промыслом, были бедняками, постоянно остававшимися в долгу у нанимателей. -
Один из документов того времени представляет расписку Юдко Самойловича, бывшего шинкаря в имении конотопского сотника Лизогуба, своему хозяину; Юдко, задолжав Лизогубу более 500 золотых, оставляет ему в залог восьмилетнюю дочь Рухлю.
Однако были и очень богатые шинкари, например, Давид Тодрасович, в 1725 г. взявший с несколькими компаньонами на откупы шинковые доходы в Шептаковской волости Черниговского полка и внесший за это в Малороссийскую коллегию громадную сумму в 3500 рублей.
В деятельности шинкарей помещики и старшины были кровно заинтересованы, поэтому грозные антиеврейские указы и универсалы не исполнялись.
В 1731 г. приехавший из столицы тайный советник Федор Наумов передал гетману Д. Апостолу очередное распоряжение петербургских властей о поголовной высылке евреев; тех из них, у кого остались долги казне, было велено прислать в Киевскую губернскую канцелярию.
Исполнители приказа столкнулись с организованным сопротивлением. -
Один из крупнейших землевладельцев, генерал фон Вейзбах, в специальном письме к гетману указывал, что при изгнании «жидам не должно учиниться напрасной обиды и убытков». Когда же чиновник Стефан Лосенский прибыл в имение помещика исполнять приказание и, по всей видимости, не слишком церемонился с изгоняемыми, приказчик фон Вейзбаха, поддержанный хозяином, «бил оного Лосенского нещадно по щекам».
Перепись 1736 г., - (ещё при жизни Пушкина), - показала, что правящая знать — тот же фон Вейзбах, бунчуковые товарищи (высшие чиновники гетманской канцелярии) С. Миклашевский, В. Кандыба, С. Лизогуб, генеральный обозный А. Лизогуб, генеральный судья М. Забела и другие, а также представители духовенства — продолжала держать в своих имениях евреев (корчмарей и членов их семей), в общей сложности более 240 человек (значительная часть евреев была утаена владельцами и в перепись не попала.)
Перепись 1738 г. показала уже около 600 евреев на Украине, из них некоторые поселились в Малороссии давно, а Арон Волфович, арендатор шинка в селе Лемешевка, имении полковника Толстого близ Нежина, успевший жениться ко времени переписи, здесь же и родился. Многие из евреев-переселенцев занимались в Польше торговлей и ремеслами, но, попав в российские земли, все (за исключением трех ювелиров) вынуждены были заняться шинкарством.
Евреи жили и в украинских городах. Группа евреев проживала в Нежине; в Кролевце в 1731 г. евреи наряду с татарами упоминаются как жители, «наипаче пострадавшие от пожара». Об их общинной жизни сведений сохранилось мало. Нет сомнений, что в городах собирался миньян (10 верующих для общей молитвы): молельный дом был в селе Жуковцы близ Чернигова, где погиб в 1703 г. арендатор Шмуль (см. выше).
Из Смоленска, присоединенного к России, как и Украина, в 1654 г., евреи были изгнаны, а оставшиеся — насильственно крещены.
Однако в начале 18-го века по инициативе вице-губернатора князя В. Гагарина евреям было разрешено брать на откуп таможенные сборы и винный промысел, а также заниматься торговлей.
Из евреев, принявших тогда приглашение на откупы, наиболее известен богатый и предприимчивый Борох Лейбов (1663–1738). В 1717 г. он поселился в деревне Зверовичи с группой других евреев, вероятно, компаньонов или служащих. Через несколько лет в Зверовичах была построена синагога.
Деятельность еврейских торговцев вызвала недовольство конкурентов. -
В 1722 г. смоленские мещане Герасим Шило и Семен Паскин жаловались на «смуту и прельщение», которые чинят евреи, хваля свою веру и хуля христианскую.
Бороху доносчики приписали не только бурные диспуты о религии, но и жестокое избиение священника соседней церкви Авраама за то, что тот «басурманской вере укоризну чинил», после чего священник скончался (Борох на следствии показывал, что тот умер с перепоя). Доносчики призывали выслать евреев. Получив жалобу мещан, Синод постановил: «жидовскую школу (то есть синагогу) разорить, а имеющиеся в ней книги сжечь.
Смоленскому архиерею предписывалось расследовать «пакости» Бороха. Синод потребовал также от Камер-коллегии отнять у Бороха и других евреев откупы и передать их «благочестивым христианским жителям»; Сенату было предложено подготовить указ о полном изгнании евреев.
В 1727 г. были оглашены указы Екатерины I: от 14 марта — о высылке Бороха Лейбова и неотдаче откупов евреям и 26 апреля — об изгнании евреев из России.
Однако в 1728 г., после представления гетмана Даниила Апостола о тяжких экономических последствиях этого Царского Указа, Сенат решил допускать евреев на ярмарки; специальное разъяснение распространяло это решение и на Смоленск.
Борох вернулся в Россию, и следствие по его делу приняло новый оборот. Соборный священник Н. Васильев и инквизитор Смоленской епархии дьякон Г. Никифоров, проводившие дознание по распоряжению архиерея, дополнили обвинение, приписав Бороху и его жене ритуальное истязание служившей у них крестьянки.
В деловых поездках Борох не раз посещал Москву; там он познакомился и сблизился с отставным флотским капитаном Александром Возницыным, человеком образованным и склонным к религиозным исканиям. Еще до знакомства с Борохом Возницын совершил паломническую поездку на Север, посетил Соловецкий монастырь; прочитав Ветхий завет, он проникся иконоборческими настроениями, сжег часовню в своем имении и утопил иконы.
С Борохом они сличали славянский и масоретский (см. Масора) тексты Библии, вели богословские дискуссии. А. Возницын просил ознакомить его с еврейскими обычаями.
Борох и Возницын совершили поездку в Смоленск и далее в Польшу.
В белорусском городе Дубровна Возницын совершил обрезание и принял иудаизм, что было строжайше воспрещено законами России.
В 1737 г. жена Возницына донесла об этом в московскую Синодальную канцелярию.
Отставной капитан был схвачен, вскоре арестовали и «совратителей» — Бороха и его зятя Шмерля.
Трое обвиняемых были доставлены в Петербург. Синодальная канцелярия, Юстиц-коллегия и Сенат настаивали на продолжении расследования (возможно, желая оттянуть жестокий финал), но императрица Анна Иоанновна приказала немедленно осудить двух виновных: Борох Лейбов и Возницын были 3 июля 1738 г. приговорены к казни (Шмерля оправдали) и 15 июля публично сожжены на Адмиралтейском острове в Петербурге.
Громкое дело о «совращении» офицера произвело глубокое впечатление на правящие круги и активизировало давние антиеврейские тенденции.
В начале 1739 г. Сенат издал указ о полном изгнании евреев; как и прежде, украинские помещики сумели «отложить» исполнение указа, использовав подходящий повод. -
Малороссийская войсковая канцелярия заявила, что в условиях ведущейся войны с Турцией высланные евреи могут сообщить неприятелю военные тайны, и Москва вынуждена была согласиться со столь серьезным аргументом.
Однако по завершении войны императрица Елизавета Петровна 2 декабря 1742 г. подписала давно готовившийся Указ.
В документе отмечалось, что и прежние указы и установления предписывали изгнание евреев, однако они продолжают жить в России, «а наипаче в Малороссии». Поскольку евреи — «имени Христа Спасителя ненавистники», то христианам следует ожидать от них «крайнего вреда». Исходя из этого, было предписано всех евреев, мужчин и женщин, «какого бы кто звания и достоинства ни был», немедленно из России выслать и впредь в империю «ни для чего не впускать». Нарушителям грозили «высочайший гнев и тягчайшие истязания».
Отныне право оставаться в России имели лишь евреи, принявшие крещение, но им был запрещен выезд (чтобы предотвратить возвращение в иудаизм).
СТАЛИ ОНИ - "нЕвЫеЗдНыМи".
Как и прежде, войсковая канцелярия Малороссии выступила с прошением разрешить евреям приезд на ярмарки, мотивируя просьбу ссылками на громадные убытки казны и частных лиц в случае разрыва связей с еврейскими купцами. На этот раз союзниками украинских помещиков и мещан выступили лифляндские и латгальские дворяне, а также мещане Риги (Рига вошла в состав России в 1710 г., Лифляндия — в 1721 г., Латгалия — в 1722 г.).
С ходатайствами об ослаблении запрета на экономическое сотрудничество с евреями выступили Лифляндская губернская канцелярия и рижский магистрат.
Сенат счел аргументы просителей весомыми и представил соответствующий доклад Елизавете.
Но императрица была непоколебима и на докладе написала: «От врагов Христовых не желаю интересной прибыли» (1743).
Последующие настойчивые прошения магистрата Риги (1744) остались без ответа.
Указ на этот раз был скрупулезно выполнен, и тысячи евреев западных окраин России вынуждены были покинуть страну; изгнание вновь сопровождалось изъятием золотых и серебряных денег и заменой их медной монетой.
Елизавета испытывала, вероятно, мистический страхпо), - (ФОБИЮ - гречески), - перед евреями.
Если ранее банкир-еврей Леви Липман (Ицхак Либман; конец 17 в. — предположительно 1745 г.), «обер-гофкомиссар» двора, смог пережить даже отставку своего покровителя, временщика Бирона, и продолжал службу (см. придворные евреи), то Елизавета Петровна в 1748 г. лишила полагавшейся пенсии отставного академика и придворного врача — маррана А. Санхеца (Санчеса; 1699–1783) исключительно по подозрению в тайной приверженности иудаизму.
С воцарением Екатерины II (1762), чуждой предрассудков, положение евреев не изменилось: новая императрица старалась не задевать сложившихся стереотипов.
В записках Екатерины II рассказано, что в первые дни ее правления она была приглашена в Сенат для утверждения постановления о допуске евреев в страну.
Начать правление с подобного указа императрица сочла неудобным, хотя была согласна с его содержанием; обсуждение вопроса было отложено. В манифесте о приглашении в Россию иностранцев (декабрь 1762 г.) специально оговаривалось: «кроме жидов». Однако в новом манифесте (июль 1763 г.) этой оговорки уже не было.
Круги, заинтересованные в восстановлении торговли с евреями, оказывали давление на петербургские власти: с новой просьбой о дозволении евреям «временно» приезжать по делам обратились к царице «шляхетство и старшины» Малороссии вместе с гетманом (1764); с подобным же предложением по просьбе рижского магистрата выступил в Сенате депутат Риги.
На просьбу украинцев был дан отрицательный ответ.
В Риге Екатерина II разрешила останавливаться тем иностранным купцам (в секретном письме царицы рижскому генерал-губернатору содержался намек, что речь идет о евреях), которые захотят переселиться в отвоеванную у Турции Новороссию.
Возможностью поселиться в Риге воспользовалось некоторое число евреев, но местные власти пытались им в этом помешать.
Евреи обратились в Царскую Канцелярию опекунства с просьбой широко объявить о разрешении им на определенной основе проживать в городе.
Это прошение было передано царице, и Екатерина II, отказав в просьбе «широко объявить», предложила местным властям относиться более снисходительно к пребыванию «иностранцев» в Риге (1764).
С этого времени в городе образуется постоянное еврейское население; в 1766 г. опубликованы специальные правила о проживании евреев в Риге.
Для поселения евреев в Новороссии лично императрицей была учреждена «негласная» комиссия во главе с секунд-майором Ртищевым, обосновавшаяся в Риге.
Комиссия была формально подчинена Канцелярии опекунства, возглавлявшейся фаворитом царицы, графом Г. Орловым.
В комиссию входили евреи из города Митавы (Курляндия; ныне Елгава, Латвия) Левий Вульф, Давид Леви Бамбергер, Моисей Арон и Израиль Лазарь; они были агентами по переселению, и все, кроме «старшины» Л. Вульфа, осевшего в Петербурге, стали жить в Риге.
Евреев, согласившихся переселиться в Новороссию, сопровождала специальная охрана, которой руководил Ртищев. Точное число переехавших до 1772 г. евреев неизвестно; вероятно, их было несколько сотен человек.
С евреями косвенно связаны некоторые внешнеполитические действия России
в 18-ом веке.
В 1734 году русские отряды помогли Польше подавить выступление гайдамаков, в ходе которого жестоко пострадали евреи.
Неоднозначно российское влияние на события Колиивщины 1768-го года.
Выступление гайдамаков было спровоцировано прибытием на Правобережную Украину русских войск, посланных на борьбу с Барской конфедерацией (антирусская шляхетская группировка).
Действия украинских повстанцев, истреблявших евреев и громивших польские гарнизоны, политически были выгодны России. Однако размах восстания, приведшего к разорению Подолии и Волыни, напугал правительство Екатерины II, и русские отряды вновь помогли польским правительственным войскам разгромить гайдамаков.
Источник :"Электронная Еврейская Библиотека".
Хронология рождения и развития в Московии-Россие
юофобии и антисемитизма.
1490-ый год. - Царь Иван Ш-из пригласил для лечения сына «лекаря-жидовина
Леона из Венеции». Лекарь поручился, что сын будет здоров.
Однако он умер и лекарь был казнен.
1504-ый год. - Царь Иван Ш-из санкционировал жестокие преследования
«еретиков», христиан, склонявшихся к переходу в иудаизм.
- В царствование Ивана Грозного, - внука болгарской еврейки, - был
издан Указ, запретивший въезд в Московию и проживание
в нем евреев, который тщательно исполнялсязяв у . -
К примеру в 1545-ом году были сожжены товары литовских евреев-
купцов, приехавших туговать ими в Москву.
1563-из год. Взяв у Литвы первый город, - Полоцк, - Иван Грозный приказал
утопить живьём в проруби более 300 евреев, отказавшихся сменить й.
свою веру на христианскую, утопить в прорубях.
После этого во всех городах, отвоёвывавшихся у Литвы, стрельцы
вырезАли, сжигали или топили живших там евреев, отказывавшихся
креститься, а крестившихся превращали в крепостных и отправляли
к помещикам.
1613-ый год. С воцарением Романовых запрет на въезд иностранцев, особенно,
евреев был подтверждён.
1635-ый год. Царь Михаил Фёдорович подписал указ, разрешавший постоянное
жительство евреев в стране.
Указ был приложен к Поляновскому миру с Польшей, в котором
предписывалось отпустить из Сибири пленников (в их числе
евреев), желающих вернуться на родину.
В указе отмечалось, что крестившиеся в православие поляки и
евреи могут остаться в России, если пожелают, и оговаривалось,
что это касается и не крестившихся, а местные власти должны
были им «прибавить хлеба и денег».
1654-ый год. Из Смоленска, присоединенного к России, как и
Украина, евреи были изгнаны, а оставшиеся — насильственно
крещены.
1655-ый год. Русский военачальник, захвативший Могилев, велел евреям,
отказавшимся креститься, покинуть город; им были обещаны
проводники на польскую сторону.
Однако по выходе из города евреи были вероломно перебиты
стрельцами. В результате Русско-польских воен 1632–34 гг. и
1654–67 гг.немало евреев оказалось в
русском плену.
Большинство из них было расселено в Поволжье, на Урале и в
Сибири; некоторые оказались со временем в московской Немецкой
слободе, где жили лютеране и католики.
Пленников нередко принуждали к принятию православия,
постригали в монахи.
Петр I, сын крещенной еврейки-караимки впервые и единственный раз
в истории России, вплоть до реформ Александра II, ввел в высшие
круги российской аристократии большую группу выкрестов: крещеными
евреями были вице-канцлер П. Шафиров, резидент русского
правительства Амстердаме и Вене А. Веселовский (1682–1782; оба —
выходцы из Мещанской слободы), генерал-полицмейстер Санкт-
Петербурга Антон Дивьер (1682–1745) и другие.
В августе 1708 г., как сообщает пинкас (книга) общины города
Мстиславля, Петр I посетил синагогу этого города, и, услышав
от евреев о мародерстве и насилиях со стороны его солдат,
велел повесить 13 виновных.
Тем не менее, Петр последовательно отклонял просьбы еврейских
промышленников и купцов о въезде в Россию, не желая, вероятно,
обострять отношения с церковными кругами.
1708-ой год. Царский Указ Петра Првого предписал еврейским купцам въезжать
только в Киев и там продавать товары оптом.
1727-ой год. Екатерина I подписала новый указ о полном изгнании евреев из
России.
1742-ой год. Елизавета Петровна 2 декабря подписала Указ предписывавший: Всех
евреев, мужчин и женщин, «какого бы кто звания и достоинства ни
был», немедленно из России выслать и впредь в империю «ни для чего
не впускать».
Нарушителям грозили «высочайший гнев и тягчайшие истязания».
Отныне право оставаться в России имели лишь евреи, принявшие
крещение, но им был запрещен выезд (чтобы предотвратить
возвращение в иудаизм). СТАЛИ ОНИ - "нЕвЫеЗдНыМи".
1762-ой год. С воцарением Екатерины II , чуждой предрассудков, положение
евреев не изменилось: новая императрица старалась не задевать
сложившихся стереотипов.
ОднакоЕкатерина II разрешила останавливаться в Риге тем
иностранным купцам (в секретном письме царицы рижскому генерал-
губернатору содержался намек, что речь идет о евреях), которые
захотят переселиться в отвоеванную у Турции Новороссию.
Для поселения евреев в Новороссии лично императрицей была
учреждена «негласная» комиссия во главе с секунд-майором
Ртищевым, обосновавшаяся в Риге.
Комиссия была формально подчинена Канцелярии опекунства,
возглавлявшейся фаворитом царицы, графом Г. Орловым.
Она ввела Черту оседлости евреев в пределах Малороссии, -
(Украины), - и привоёваных земель, - Новороссии. Новороссии.
Черта осёдлости эта просуществовала до 1917-го года.
14 февраля 2022-го года. Яч
Свидетельство о публикации №123110904036